Управляющие организации в сфере жкх

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731

"Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами"

С изменениями и дополнениями от:

10 июня 2011 г., 6 февраля, 21 августа 2012 г., 22 июля 2013 г., 25 февраля, 26 марта, 27 сентября 2014 г., 27 февраля 2017 г.

На основании части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

2. Установить, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

23 сентября 2010 г.

раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

(утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731)

С изменениями и дополнениями от:

10 июня 2011 г., 6 февраля, 21 августа 2012 г., 22 июля 2013 г., 25 февраля, 26 марта, 27 сентября 2014 г., 27 февраля 2017 г.

ГАРАНТ:

См. Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 1 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

1. Настоящий документ устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно — управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно — товарищество, кооператив, информация).

2. Абзац первый утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 3 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

3. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 в подпункт "д" внесены изменения, применяющиеся со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 настоящий Стандарт дополнен пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 декабря 2014 г.

3.1. Информация, предусмотренная подпунктами "в" — "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.

4. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

5. Управляющими организациями информация раскрывается путем:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 459 подпункт "а" пункта 5 настоящего Стандарта изложен в новой редакции

а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:

сайт управляющей организации;

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 845 подпункт"б" пункта 5 настоящего Стандарта изложен в новой редакции

б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее — официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94 настоящий Стандарт дополнен пунктом 5.1

5.1. Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее — информационные стенды);

в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности — также в электронном виде.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230 в пункт 6 настоящего Стандарта внесены изменения

6. Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5.1 настоящего постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей — граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее — потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

Информация об изменениях:

Раскрытие управляющими организациями, товариществами и кооперативами информации на сайтах в сети Интернет, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5.1 настоящего документа, осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94 в пункт 7 настоящего Стандарта внесены изменения

7. Управляющая организация обязана размещать на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации и сообщать по запросу потребителей адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, а также наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Товарищество и кооператив обязаны размещать на информационных стендах адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 8 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

8. Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

8.1. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 9 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

9. Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами "а" — "ж" и "к" пункта 3 настоящего документа, возникает:

для управляющей организации — не позднее 30 дней со дня заключения договора управления;

для товарищества и кооператива — не позднее 30 дней со дня его государственной регистрации.

9.1. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

9.2. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 настоящий Стандарт дополнен пунктом 9.3, вступающим в силу с 1 декабря 2014 г.

9.3. Информация, предусмотренная подпунктом "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.

10. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

11. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

11.1. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

12. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

13. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

13.1. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

14. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94 в пункт 15 настоящего Стандарта внесены изменения

15. Информация, подлежащая раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом путем размещения на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации. Информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией товарищества и кооператива.

Управляющие организации, товарищества и кооперативы хранят копии материалов, размещаемых на информационных стендах (стойках) в помещении соответствующей организации (включая все обновления), в течение 5 лет.

16. Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94 в подпункт "а" пункта 16 настоящего Стандарта внесены изменения

а) на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5.1 настоящего документа, — в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений;

б) в официальных печатных изданиях — в течение 30 дней со дня изменения соответствующих сведений;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 в подпункт "в" пункта 16 настоящего Стандарта внесены изменения, вступающие в силу с 1 декабря 2014 г.

в) на информационных стендах — в течение 10 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94 в пункт 17 настоящего Стандарта внесены изменения

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 12 апреля 2017 г. N АКПИ17-80 пункт 17 настоящего Стандарта признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части

17. Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.

В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 18 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

18. Предоставление информации по запросу, поступившему в электронной форме, осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом по адресу электронной почты потребителя в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94 в пункт 19 настоящего Стандарта внесены изменения

19. Ответ на запрос в электронном виде должен содержать текст запроса потребителя, запрашиваемую информацию, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника управляющей организации или индивидуального предпринимателя, члена правления или председателя правления товарищества или кооператива, направляющих информацию потребителю.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94 в пункт 20 настоящего Стандарта внесены изменения

20. Принятые в электронном виде запросы, а также полученные письменные запросы и копии ответов потребителям хранятся управляющей организацией, товариществом и кооперативом соответственно на электронном и бумажном носителях не менее 5 лет.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 21 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

21. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.

21.1. Утратил силу с 1 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

22. Письменный запрос, поступивший в адрес управляющей организации, подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением штампа соответствующей управляющей организации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94 пункт 23 настоящего Стандарта изложен в новой редакции

23. В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, товарищество или кооператив, в адрес которых направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, излагается суть заявления, а также в случае направления письменного запроса управляющей организации указывается почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, и способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).

Организации и предприниматели, управляющие многоквартирными домами, обязаны раскрывать информацию о своей деятельности. Это общие сведения (фирменное наименование; Ф.И.О. руководителя; реквизиты свидетельства о госрегистрации; адрес, телефон; режим работы; перечень находящихся в управлении домов; список домов, в отношении которых договоры об управлении расторгнуты в прошлом году; сведения о членстве в саморегулируемой организации и др.).

Также раскрываются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности (бухотчетность, доходы, расходы), сведения о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в доме, их стоимости, тарифы на коммунальные ресурсы. Кроме того, до потребителей доводится информация о привлечении компании к административной ответственности.

Регламентирован порядок раскрытия указанных сведений. Они публикуются в официальных СМИ, вывешиваются на стендах в помещениях компании, предоставляются по запросам. Информация также размещается в Интернете (при наличии доступа к нему) на официальном сайте компании либо региональных (местных) властей. Адрес ресурса и реквизиты СМИ помещаются на стенде, а также сообщаются по запросу. Размещенная в Интернете информация должна быть доступна в течение 5 лет. Все изменения раскрываемых сведений публикуются в тех же источниках. Причем это должно быть сделано в определенные сроки.

Установлены правила рассмотрения запросов.

Управляющие компании обязаны разместить информацию в вышеуказанном порядке в течение 2 месяцев со дня его вступления в силу.

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 1 октября 2010 г. N 222, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 40 ст. 5064

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления и применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2014 г. N 136

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 614

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 845

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 459

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12179104/

Особенности регулирования деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Особенности регулирования деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Габитова Вилена Линатовна,

студентка 4 курса ФГБОУ ВО

Башкирский ГАУ, Россия, Уфа

Аннотация:Деятельность жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) регламентируется различными нормативными и подзаконными актами административного, гражданского, жилищного, финансового, градостроительного законодательства. Эффективное функционирование сложного и многофакторного механизма жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит от того, кто и каким образом управляет им, а также регулирует его деятельность.

Ключевые слова: коммунальное хозяйство,эффективное функционирование,регулирование.

В настоящий момент среди значительного числа проблем, существующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, вопросы качественного и эффективного управления жилищным фондом, особенно многоквартирными домами, выходят на первое место. Это подтверждается и постоянно увеличивающимся числом обращений граждан в государственные и муниципальные органы власти по вопросам управления и эксплуатации (содержания) многоквартирных домов. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным или иным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией [1]

Таким образом, управление многоквартирным жилищным фондом можно рассматривать как трехуровневую систему: собственники жилого дома; управляющие организации; подрядные организации, обеспечивающие предоставление товаров, работ и услуг, необходимых для исполнения обязанностей по управлению жилым домом. Выбор способа управления общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется на общем собрании собственников помещений и может быть изменен ими в любое время. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений. Если собственниками помещений в течение года не выбран способ управления домом, или если принятое решение не было реализовано, то орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. При этом многоквартирный дом может управляться только одной организацией. Собственники помещений обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам конкурса. После завершения указанных процедур орган местного самоуправления снимает с себя функции управления многоквартирными жилыми домами и передает их управляющим организациям. Управление через ТСЖ или ЖСК предполагает наличие в его руководстве квалифицированных специалистов, знающих строительные, технологические, сметные и другие нормы и способных привлекать на договорной основе обслуживающие организации. Наиболее эффективным способом управления многоквартирным домом является привлечение профессиональной управляющей организации, которая, в свою очередь, на конкурсных условиях для оказания отдельных видов услуг привлекает специализированные жилищно-эксплуатационные, коммунальные, ремонтные, строительные и другие организации. При этом способе управления происходит полное разделение функций собственника, управляющей организации и исполнителей ЖКУ, создается конкурентная среда и система договорных отношений. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме [1]

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается собственниками помещений путем голосования на общем собрании в размере, обеспечивающем содержание имущества в соответствии с требованиями законодательства, а также в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения и месторасположения дома. Для муниципального жилищного фонда размер платы за наем, содержание и ремонт жилых помещений устанавливается органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на отдельные виды услуг и работ

Переход от централизованной системы управления и обслуживания многоквартирных домов унитарными предприятиями к функционально разделенной системе взаимоотношений объединений собственников, управляющих и эксплуатирующих подрядных организаций представляет собой достаточно сложный процесс, который может осуществляться поэтапно, на конкурсной основе, при регулировании этих процессов со стороны органов местного самоуправления. Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны, оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно, что вызывает недовольство населения. Многие из них доведены до банкротства.

Таким образом,в отличие от акционерных обществ, где деятельность исполнительной дирекции подконтрольна совету директоров и собранию акционеров, а финансовую деятельность ежегодно проверяет ревизионная комиссия, директор МУП действует практически бесконтрольно. Зачастую неэффективное управление МУП приводит к тому, что имущество предприятия описывается за долги судебными приставами, и таким образом утрачивается муниципальная собственность, а органы местного самоуправления не вправе воспрепятствовать этому. Поэтому за экономической деятельностью МУП необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль. Таким образом, от успешности функционирования предприятий ЖКХ непосредственно зависит уровень предоставляемых услуг и, как следствие этого, качество жизни населения. Важность отрасли для экономики и социальной сферы определяет необходимость государственного регулирования деятельности отрасли, включая разработку и реализацию стратегических документов по развитию ЖКХ.

1 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 1 (Ч. 1). Ст. 161–162.

2 Зотов, В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов. – Ростов н/Дону: Изд-во Феникс, 2010. – 717 с.

http://aneks.spb.ru/tvorch-i-proektnaia-deiat-st-shkolnikov-i-studentov/osobennosti-regulirovaniia-deiatelnosti-upravliaiushchikh-kompanii-v-sfere-zhilishchno-kommunalnogo-khoziaistva.html

СРО управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере

Государственная Дума в 2012 году внесла в Жилищный кодекс РФ поправки, подразумевающие введение института саморегулирования в области управления многоквартирными домами. Потребность в создании СРО ЖКХ появилась уже давно, главной причиной этого стали проявляющиеся недостатки в управлении отраслью. Наиболее четко они видны на следующих примерах:

  • отсутствуют четкие правила и требования в ведении профессиональной деятельности;
  • отсутствуют стандарты качества для услуг и работ, осуществляемых в управлении многоквартирными домами;
  • у участников рынка нет фактической ответственности за осуществляемые ими действия.

В итоге в области жилищно-коммунального хозяйства наблюдаются многочисленные злоупотребления, недобросовестная конкуренция и падение качества предоставляемых услуг. Изменения, предполагающие введение СРО в сфере ЖКХ, позволяют качественно переломить ситуацию в положительную сторону путем создания механизмов саморегулирования в деле управления многоквартирными домами. Управляющие компании для сохранения возможности работы с 1 сентября 2013 года должны будут входить в одно из существующих на рынке СРО ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство — новые правила работы компаний

Внесенные в Жилищный кодекс РФ изменения обязывают компании, желающие работать в сфере ЖКХ, получать необходимую разрешительную документацию. Она может выдаваться:

  • государством (ЖКХ лицензии);
  • саморегулируемыми организациями (допуски СРО ЖКХ).

Государственное регулирование здесь предусмотрено для небольшого процента случаев, большинству управляющих компаний необходимо вступать в СРО ЖКХ. При этом компании разрешается быть членом только одного профессионального объединения.

Внутри каждого НП СРО ЖКХ (некоммерческого партнерства) в обязательном порядке ведется реестр, содержащих сведения обо всех его членах. Вступление и дальнейшее членство в СРО в сфере ЖКХ накладывает обязательства по уплате единовременных и регулярных взносов. Управляющие компании платят вступительные и членские взносы. Кроме этого, существует компенсационный фонд, платеж в который также является обязательным. Величина этих взносов определяется коллегиальным органом управления каждой отдельной саморегулируемой организации.

Каждому члену СРО ЖКХ необходимо внести не менее 100 000 рублей в компенсационный фонд партнерства. Из этого фонда осуществляется погашение ущерба собственникам помещений, причиненного одной из управляющих компаний, входящей в состав объединения и некачественно выполнившей свою работу. Взнос в компенсационный фонд осуществляется в виде разового платежа. Исключением тут являются случаи, когда компании производят возмещение выплат, сделанных из этого фонда.

Работа компаний с допуском СРО ЖКХ будет находиться под постоянным контролем. Во-первых, следить за качеством проводимых работ и предоставляемых услуг будет непосредственно саморегулируемая организация, так как это поможет ей поддерживать положительную деловую и профессиональную репутацию. Во-вторых, законом предусмотрен государственный контроль работы СРО. Законодательно прописаны, в том числе, ситуации, в которых управляющая компания может исключаться из рядов саморегулируемой организации. В том числе, причиной этого могут стать жалобы муниципальных или региональных властей на то, что УК недобросовестно исполняет свои обязательства и нарушает установленные правила работы.

Саморегулирование в ЖКХ — обоснование актуальности и цели перехода

Потребность в создании саморегулируемых организаций в жилищно-коммунальной сфере и непосредственно в области управления многоквартирными домами появилась достаточно давно. Укажем главные причины того, почему вопрос о серьезном пересмотре правил работы в отрасли встал настолько остро.

  1. В российском ЖКХ в течение последних лет произошли серьезные перемены, в результате которых, в частности, на рынке появилось большое количество управляющих компаний. У многих из них есть определенный потенциал к развитию собственной отрасли, причем не только на муниципальном, но и на региональном и федеральном уровне. Для таких компаний вступление в СРО — возможность реализации собственных замыслов и формирование новых цивилизованных правил работы, соответствующих современным реалиям.
  2. Многие работающие сегодня управляющие компании готовы принимать активное участие в управленческих процессах и формировать правила, по которым отрасль будет работать в будущем. В частности, они способны:
    • активно участвовать в разработке и внедрении техрегламентов, различных стандартов и прочих положений, регулирующих собственные технологические процессы;
    • осуществлять разработку правил для сферы ЖКХ в целом, и конкретно в вопросах ответственности перед потребителями.
    • Требуется налаживание эффективной трехсторонней коммуникации между органами власти, представителями бизнеса и потребителями услуг. Здесь каждая из сторон должна хорошо понимать, кто и на основе чего решает те или иные вопросы.
    • Необходимо избавление от сложной и недостаточно эффективной системы регулирования процессов, происходящих в сфере ЖКХ. Формирование СРО УК и ТСЖ в таком случае будет необходимым шагом в оформлении управленческих механизмов, адекватных сложившейся ситуации.

    Существовавшие еще совсем недавно законы в сфере управления многоквартирными домами серьезно критиковались как игроками этого рынка, так и оценивающими его экспертами. Среди их недостатков отмечалась неполнота, масса недоработок, неопределенность, а очень часто и противоречивость. Формирование системы саморегулирования в ЖКХ позволяет поправить столь неблагоприятную ситуацию, в том числе, с помощью самих управляющих компаний. Вместе с этим, никто не оспаривает важность государственного регулирующего участия в данной отрасли. Более того, звучат разговоры о необходимости складывать усилия государства и саморегулируемых организаций для того, чтобы добиться более высоких результатов.

    Обновление законодательной базы и дальнейшая практическая работа по созданию саморегулируемых организаций в ЖКХ, объединяющих управляющие компании на основе постоянного членства, как раз и даст возможность сформировать систему регулирования отрасли профессиональным сообществом и государством. Создаваемые СРО УК и ЖСК в данном случае принимают на себя ответственную задачу по разработке комплекса стандартов и правил, которые станут обязательными для всех членов объединений. За счет этого будет эффективно решена задача создания унифицированной системы управления данной отраслью, а также внедрены эффективные механизмы сотрудничества с органами власти на местном и федеральном уровне, собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями.

    Формирование объединяющих ЖК и ТСЖ СРО позволяет применить один из наиболее действенных контролирующих механизмов, который хорошо показал себя на практике во многих странах. Его введение позволяет именно профессионалам рынка заниматься определением правил игры при одновременном снижении влияния инициатив чиновников. Управляющие компании должны будут вступать в некоммерческие партнерства, и получать свидетельства СРО как основные разрешительные документы. Это позволит минимизировать риски прихода в отрасль недобросовестных игроков. В процессе вступления в СРО каждому претенденту потребуется пройти многоступенчатый отбор, в ходе которого нужно будет подтвердить соответствие стандартам и прочим требованиям, касающимся:

    • оснащенности необходимыми техническими средствами;
    • квалификации руководящих работников;
    • финансовой стабильности;
    • профессиональной подготовленности сотрудников компании;
    • качества и обеспечения безопасности при проведении работ и предоставлении услуг;
    • страхования профессиональной ответственности.

    Наличие таких требований приведет к уходу с рынка компаний-однодневок и недобросовестных игроков уже на этапе вступления в саморегулируемую организацию в ЖКХ. Начало работы системы СРО в жилищно-коммунальной отрасли позволит избавить ее от административного давления и чиновничьей бюрократизации. Вместо этого вступят в действие правила, сформированные профессиональным сообществом внутри себя. При этом законы Российской Федерации останутся основой для создания этих механизмов саморегулирования.

    Появление СРО управляющих компаний — в чем польза для рынка

    Во-первых, нужно обязательно отметить, что создание НП СРО ЖКХ не предполагает дополнительной финансовой нагрузки на обычных граждан, оплачивающих коммунальные услуги. Это условие было выставлено в качестве одной из основ в ходе разработки и принятия описываемых поправок в Жилищный кодекс.

    Саморегулируемые организации в самых разных областях работают во многих странах. Накопленный опыт саморегулирования говорит о том, что подобная практика приводит к выработке внутри профессионального сообщества достаточно эффективных стандартов ведения деятельности. Государство передает эти полномочия непосредственно участникам рынка, в результате чего из них формируются ответственные компании, смотрящие на перспективу и ориентированные на то, чтобы их отрасль постоянно развивалась. Параллельно с этим происходит очищение рынка от недобросовестных участников, так как ущерб от их плохой работы оплачивается из общей копилки. В таких условиях добросовестные игроки сами не допустят появления в своих рядах непрофессионалов или откровенных мошенников. Компенсационный фонд, который по закону будет в каждой СРО ЖКХ, позволяет решить обозначенную выше проблему материальной ответственности управляющих компаний перед потребителями услуг. С помощью этого фонда любой причиненный в результате некачественно проведенных работ вред будет быстро и легко возмещен.

    Деятельность НП СРО ЖКХ подстегивает конкурентную борьбу не только между членами одного партнерства, но и между разными саморегулируемыми организациями. Это приводит к тому, что в СРО в сфере ЖКХ и иных отраслях происходит формирование постоянно повышающихся требований к качеству выполняемых работ и предоставляемых услуг относительно тех, которые сформулированы государством.

    Саморегулирование в ЖКХ пришло на смену лицензированию, в результате чего весь рынок жилищно-коммунальных услуг начал переходить на более цивилизованную форму работы. Государственный контроль и давление чиновников остаются в прошлом, их сменяют современные механизмы внутреннего самостоятельного регулирования работы отрасли. Вступление в силу нового закона привело к тому, что у саморегулируемых организаций в ЖХК появилась решающая роль в определении правил ведения бизнеса в их профессиональной среде. За государством в данном случае сохраняются лишь некоторые контролирующие функции. У СРО УК и ЖСК появляется возможность самостоятельного определения качественных стандартов предоставления услуг. Отбор соответствующих им организаций, принятие их в ряды своих членов и выдача допусков заменяет собой существовавший ранее институт лицензирования.

    Многолетняя практика существования саморегулирования в ЖКХ в других странах говорит о том, что компании из одной отрасли вполне способны успешно решить задачи контролирования деятельности всех членов таких некоммерческих партнерств. Нужно отметить, что вместе с процедурами контроля объединения также принимают на себя полную ответственность за недобросовестное осуществление своих функций любым из его членов.

    Саморегулирование в ЖКХ позволяет налаживать эффективное взаимодействие между всеми участниками управления жилыми домами. К основным субъектам управленческого процесса можно отнести:

    • жильцов домов и создаваемые ими объединения (ЖК, ЖСК, ТСЖ);
    • управляющие компании, занимающиеся управлением многоквартирными домами на профессиональной основе;
    • поставщиков коммунальных услуг;
    • органы региональной власти и местного самоуправления.

    Формирование саморегулируемых организаций в ЖКХ ведет к упрощению и упорядочению взаимодействия между всеми перечисленными в списке субъектами.

    Наша компания уже на протяжении нескольких лет предоставляет профессиональные услуги по сопровождению фирм и ИП, вступающих в саморегулируемые организации в различных сферах. В связи с последними законодательными изменениями мы начали активно работать в направлении СРО в сфере ЖКХ и предлагать свои услуги заинтересованным компаниям, выбирающим профессиональное объединение для дальнейшей работы. Наши специалисты окажут помощь в выборе подходящей саморегулируемой организации, подготовке требуемых ею документов и сопровождении их рассмотрения.

    Саморегулирование в ЖКХ — формат, решающий многие проблемы

    Ни для кого не является секретом то, что в России работа многих коммунальных предприятий оценивается потребителями услуг неудовлетворительно. В отдельных случаях складывается настолько серьезная ситуация, что существующие в отрасли проблемы становятся угрозой социальной стабильности. Обеспокоенность этим проявляется уже на нескольких уровнях — у органов власти, общественных организаций и простых граждан. Необходимость вступления в СРО и введение в жилищно-коммунальной отрасли специальных допусков (свидетельств СРО) в качестве разрешительных документов позволяет переломить ситуацию и перейти к выводу данного сектора на более высокий качественный уровень в предоставлении услуг.

    Выдача государственных лицензий и проводимый госорганами мониторинг работы предприятий в сфере ЖКХ показали свою неэффективность. Кардинально изменить ситуацию в положительную сторону способен именно контроль работы каждой компании внутри отрасли, осуществляемый непосредственно коллегами по цеху.

    Среди основных преимуществ формирования из ЖСК или ТСЖ СРО отмечается максимальная открытость подобных некоммерческих партнерств. Законы РФ и внутренние правила работы саморегулируемых организаций обязывают их публиковать в открытых источниках сведения, касающиеся следующих аспектов деятельности:

    • списочный состав СРО;
    • ответственность каждого из членов саморегулируемых организаций в ЖКХ перед потребителями и прочими субъектами;
    • стандарты и правила работы профессиональных объединений;
    • структура сформированных внутри СРО управляющих и специализированных органов, а также область их компетенции;
    • решения, принимающиеся общим собранием членов и коллегиальным органом управления;
    • случаи привлечения членов СРО к ответственности за нарушения российских законов, а также стандартов и правил, принятых внутри профессионального объединения;
    • перечень исков и заявлений, которые подавались СРО в суды;
    • результаты проверки деятельности членов саморегулируемых организаций, и так далее.

    Вступление в СРО в сфере ЖКХ, порядок и этапы

    Для приема управляющей компании в саморегулируемую организацию в области жилищно-коммунального хозяйства необходимо предоставить следующие документы:

    • заявление о желании стать членом СРО ЖКХ;
    • копия свидетельства, подтверждающего государственную регистрацию юрлица или индивидуального предпринимателя;
    • бумаги, подтверждающие соответствие претендующей организации правилам, установленным конкретной СРО для новых членов.

    Закон запрещает требовать от организаций и индивидуальных предпринимателей на данном этапе другие документы. Подготовка требующегося комплекта бумаг связана с определенными сложностями, вызванными отсутствием у компаний опыта в данном вопросе, а также различиями в требованиях к новым членам у разных саморегулируемых организаций.

    После подачи бумаг на членство СРО управляющих компаний должна в течение 30 дней проверить их и принять решение. Это время отводится не только на определение возможности или невозможности принятия в свой состав нового конкретного члена, но и на то, чтобы отправить или вручить ему уведомление о результатах рассмотрения его документов. 30-дневный срок является максимальным, на практике же бумаги рассматриваются намного быстрее. При участии наших специалистов Вы получите обоснованный ответ на свой запрос о вступлении в СРО в течение 1-2 дней.

    Авторы поправок в Жилищный кодекс считают, что путем создания СРО управляющих компаний будет сформирована единая система управления для всех существующих уже ЖК, ЖСК, ТСЖ и УК, которые в России за 5-10 последних лет появились в большом количестве. При согласовании их основных правил работы со СРО будут созданы общие стандарты качества проведения работ и предоставления услуг, а также единые принципы ценообразования.

    С 2007 года число частных управляющих компаний в России выросло в 9 раз и достигло 90%. Рынок был стремительно переформатирован, но из-за отсутствия четко сформулированного направления развития на нем произошли серьезные перекосы. Предусмотренная сегодня обязанность вступать в СРО ЖКХ дает толчок к упорядочению развития данного рынка и созданию оптимальных условий работы путем мягкой рыночной эволюции.

    В Москве и регионах России в настоящее время уже сформировано большое число НП СРО ЖКХ, и в то же время продолжается создание новых профессиональных объединений. У нас налажены партнерские отношения со многими из них, и работа в этом направлении не прекращается. Нашими партнерами являются и крупные организации, к примеру, НП СРО МГУ ЖКХ, и небольшие региональные профессиональные объединения. В Москве и Санкт-Петербурге для желающих вступить в СРО ЖКХ нет особых сложностей, так как в европейской части России работает немало серьезных профессиональных объединений в данной отрасли (к примеру, СРО «Жилищный комплекс» и так далее). У региональных компаний в этом вопросе зачастую возникают определенные сложности. Здесь многое определяется размером региона, а также развитостью его отрасли жилищно-коммунального хозяйства и другими факторами. В случае обращения в нашу компанию этот вопрос решается быстро и всегда в Вашу пользу. Мы поддерживаем доверительные отношения не только с базирующимися в центральных городах страны СРО для управляющих компаний, но и сотрудничаем с объединениями из Татарстана (СРО ЖКХ РТ), а также саморегулируемыми организациями из Приволжья, Сибири, с Урала и Дальнего Востока.

    Мы детально изучаем потребности и возможности каждого обратившегося к нам клиента, и на основе этого подбираем наиболее подходящее ему некоммерческое партнерство. Наши специалисты оказывают помощь в написании заявлений на вступление, дают разъяснения по основным правилам для членов СРО ЖКХ МГУ и других саморегулируемых организаций, готовят вступительную документацию и сопровождают процедуры по ее проверке до получения положительного результата.

    http://www.veronaverona.ru/sro-upravlyauschih-kompaniy-zhkh/