Требования к управляющей компании в сфере жкх

С мая 2015 станет запрещено управление многоквартирными домами без наличия специального разрешения – лицензии ЖКХ (по ФЗ № 255 от 21.07.2014, который принят для борьбы с недобросовестными УК). Без лицензирования управляющей компании ЖКХ деятельность ее станет незаконной, что приведет к наказаниям:

  • для ИП или должностных лиц штрафными санкциями от 300 до 500 тыс руб. или к дисквалификации до трех лет;
  • для ТСЖ штрафом от 300 до 500 тыс рублей.

Органы, осуществляющие лицензирование – структуры государственного жилищного надзора субъектов РФ. Закон установил срок принятия решения по лицензированию конкретной УК органом Госжилнадзора – 30 дней со времени обращения за лицензией.

С 01.09.2014 Закон о лицензировании в сфере ЖКХ вступает в действие и будут выдаваться лицензии претендентам, успешно прошедшим процедуру.

Наша компания готова помочь пройти лицензирование управляющей компании ЖКХ. Ведь 1 мая 2015 года уже не за горами. Не откладывайте дело, пока есть время подготовиться к оценке своей УК. А мы поможем легализовать ваш бизнес. Сроки получения лицензии и оплата – договорные.

Кто обязан пройти лицензирование в сфере ЖКХ?

Соискателями могут быть легитимные ИП и юридические лица, отвечающие требованиям Положения о лицензировании управляющей компании ЖКХ. А также различные специализированные жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья (ТСЖ), если в их состав включены два и более дома.

Лицензия не нужна ТСЖ (вне зависимости от количества домов), если они расположены на участках, имеющих общую границу и где имеются инженерные сети, которые обслуживают больше одного дома.

О лицензиях и квалификационных аттестатах

Лицензия является действительной и бессрочной только на территории субъекта, где выдавалась. Ее получение происходит один раз. Но в процессе всей деятельности должны исполняться лицензионные требования. Что будет проверяться службами государственного надзора в сфере ЖКХ.

В приложении к лицензии, которое будет обязательным и являться неотъемлемой частью разрешительного документа, будут перечислены адреса всех домов, находящихся в управлении данной УК.

Если УК принимает дополнительно на обслуживание многоквартирный дом, то она обязана в течение трех рабочих дней направить эти сведения в Госжилнадзор. Он также в течение трех дней обязан внести корректировки в приложение к лицензии ЖКХ. (Сведения также выносятся на официальный сайт).

Если информация о конкретном доме удалена из приложения к лицензии, то это –основание для прекращения деятельности по управлению данным многоквартирным домом этой компанией.

Если компанией управляет лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа УК, то его обяжут получать квалификационный аттестат после сдачи квалификационного экзамена. Аттестат для жилищного кооператива или ТСЖ должен будет оформлять председатель правления.

Органы Госжилнадзора обяжут вести федеральные реестры лицензий управляющих компаний ЖКХ и дисквалифицированных должностных лиц.

Виды лицензий ЖКХ

Лицензирование управляющей компании в ЖКХ должны проходить не только непосредственно УК, но также ТСЖ.

УК может оказывать услуги жильцам на основе различных видов договоров. В зависимости от типа договора лицензия для УК ЖКХ может быть оформлена по оказанию услуг и выполнение работ на основании :

  • на основании договора оказания услуг в многоквартирном доме, выполнения работ по ремонту и содержанию общего имущества, заключаемого с УК;
  • договора управления многоквартирным домом.

В лицензии для жилищных объединений формулируется, что разрешение дает право на осуществление управления многоквартирным домом ТСЖ, а также специализированным жилищным кооперативам.

Требования к управляющим компаниям ЖКХ

Чтобы успешно пройти процедуру лицензирования, управляющей компании ЖКХ необходимо выполнять, в том числе, следующие требования законодательства:

  • должны присутствовать нежилые помещения и оборудование, требуемые для выполнения работ в сфере ЖКХ (на любых законных основаниях);
  • должен иметься штат сотрудников определенных специальностей для выполнения обслуживающих работ (включая сантехников, электриков, монтажников и некоторых других);
  • исполнены ранее оформленные в отношении УК (не более трех неисполненных) предписания органа Госжилнадзора;
  • УК не находится в стадии ликвидации, банкротства, не имеет регистрации за рубежом.

Особые требования Закон предъявляет к руководителям УК. У должностного лица должны быть:

  • документы о повышении квалификации в сфере ЖКХ и квалификационный аттестат (лицо не должно быть включено в реестр дисквалифицированных должностных лиц);
  • погашенные судимости;
  • отсутствие неисполненных, ранее оформленных (не более трех) предписаний органа Госжилнадзора в отношении должностного лица.

Для лицензирования управляющей компании ЖКХ звоните по нашим телефонам. Консультации – бесплатны!

http://apravo.com/licenzirovanie-v-sfere-zhkh

1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ (далее – Закон), предусматривающий ужесточение требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами. Так, с 1 января 2015 года для них вводится административная ответственность, в частности, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере, а с 1 мая 2015 года они смогут работать только на основании лицензии. Для этих целей Жилищный кодекс РФ дополнен новым разделом. При этом изменения не затронут ЖСК и ТСЖ.

Предпосылки принятия Закона очевидны: ЖКХ – одна из самых проблемных сфер. По данным заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Сидякина, 57% обращений поступающих в государственные органы, содержат жалобы, которые связаны именно с ЖКХ. Похожая ситуация наблюдается и в Общественной палате РФ – более 50% обращений также касаются этой темы. Если учесть, что по статистике Минстроя России порядка 80% жилья обслуживается управляющими организациями, то "виновник" всех бед становится очевиден.

По данным этого же министерства, в 2013 году государственными жилищными инспекторами было проведено более 240 тыс. проверок. Из них только 5 тыс. носили плановый характер, а остальные проводились по заявлениям граждан, недовольных работой управляющих организаций. Как отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, благодаря Закону с рынка могут уйти около 15% управляющих компаний (всего их в России около 16 тыс.). Оставшиеся же за счет лицензирования подвергнутся тщательному учету и надзору со стороны государства.

"С помощью лицензирования мы проведем "генеральную уборку" среди управляющих компаний. Сегодня в России сложился "серый" рынок управления жильем. Достоверное количество компаний никто не знает. А ведь через них проходит ежегодно более 1 трлн руб. Введя лицензирование, мы пересчитаем все управляющие компании страны. Любой собственник сможет увидеть всю достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России", – заявил он.

Между тем, у многих экспертов есть претензии к принятому Закону. Некоторые из них, например председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор, указывают на существенные недоработки и противоречия в самом документе. Другие же, в частности председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, считают, что лицензирование деятельности управляющих компаний с учетом текущего уровня коррупции недопустимо в принципе и негативно скажется на конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Проблема выдачи лицензий

Лицензии управляющим организациям будут выдавать органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Не менее чем 1/3 ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющим общественный жилищный контроль. Данная норма призвана обеспечить объективность принятия решения о выдаче лицензий (ст. 201 Жилищного кодекса РФ).

Стоит отметить, что на данный момент Минстроем России подготовлен проект Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии, которые несколько расширяют упомянутые положения 1 . Так, предполагается, что создаваться комиссии будут распоряжением или приказом высшего должностного лица субъекта РФ. Рекомендуемое число членов – не более 20 человек, из них представителей органов государственной власти региона – не более 30%, а остальные члены – от профильных саморегулируемых, общественных организаций и муниципальных образований.

С одной стороны тот факт, что решение о выдаче лицензии будет приниматься не только государственным органом, является несомненным плюсом. Однако здесь может возникнуть ряд проблем. Поскольку рекомендации не являются обязательными для исполнения, то субъекты РФ, могут и не соблюдать их положения и ограничиться выполнением базовых требований. Минимальное же количество членов лицензионной комиссии не прописано ни в Жилищном кодексе РФ, ни в рекомендациях. Соответственно есть риск формального подхода к их формированию.

Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП "Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ Контроль":

"В методических рекомендациях есть оговорка, что лицензионная комиссия формируется не более чем из 20 человек, но из регионов мы уже получаем ответы, что где-то будет девять человек, где-то семь человек. Такой маленький состав лицензионных комиссий это, наверное, неправильно. Решение о выдаче или аннулировании лицензии должны приниматься наибольшим количеством представителей. Чем больше будет лицензионная комиссия, тем ее решение будет более объективно".

При этом председатель профильного комитета ОП РФ Игорь Шпектор считает, что необходимо более конкретно прописать, представители каких организаций должны входить в состав лицензионной комиссии. "Кто может войти в состав лицензионной комиссии? Можно ввести кого угодно, и в результате управляющая компания лишится лицензии. Будет вводить руководитель нужных ему людей и произойдет захват [домов], поэтому нужно внести в Закон, кто должен войти в комиссию", – заявил он.

По мнению Александра Козлова, в лицензионные комиссии должны в обязательном порядке входить представители крупнейших саморегулируемых организаций, объединяющих управляющие компании в соответствующем субъекте РФ. Данные меры должны обеспечить объективность принимаемых решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Кроме того, он высказался за создание апелляционной лицензионной комиссии на федеральном уровне в качестве альтернативы судебному обжалованию решений региональных лицензионных комиссий. Подобная мера должна снизить и коррупционные риски, и сговоры на уровне региона, а также сэкономить время, так как в суде дела могут рассматриваться месяцы или даже годы.

В свою очередь Галина Хованская считает, что лицензирование деятельности управляющих организаций может привести к переделу рынка и уничтожению конкуренции, что повлечет уход добросовестных компаний. По ее мнению, с учетом имеющегося уровня коррупции, от изменений выгоду получат, прежде всего, аффилированные с государственными органами управляющие организации.

"Скажите, организация, которая "своя", она лицензию потеряет? Да никогда!" – пояснила Галина Хованская. Кроме того, по ее словам, в основном проблемы управляющих компаний связаны с ресурсоснабжающими организациями.

Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

"Огромное количество жалоб на управляющие организации! Когда анализируешь это, понимаешь, что их "раздевают" и банкротят ресурсоснабжающие организации. ТСЖ даже банкротят – более 100 судебных дел по банкротству ТСЖ. Надо было людям сказать, что мы принимаем меры. Вот приняли меры. Идея красивая – мы уберем с рынка "грязные", непрофессиональные, мошеннические управляющие организации. Однако нужно не только лозунги произносить, а понимать реальную ситуацию".

В связи с введением лицензирования помимо непосредственно выдачи разрешительных документов, каждый субъект РФ должен обеспечить ведение реестра лицензии. На федеральном уровне будет функционировать сводный реестр лицензий и реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций (ст. 194 Жилищного кодекса РФ). Также должны быть приняты региональные нормативные акты, сформированы лицензионные комиссий, проведена аттестация должностных лиц управляющих организаций.

На данный момент Минстрой России разработал проекты необходимых федеральных нормативных актов, однако они пока не приняты и находятся в диапазоне от уведомления о разработке до процедуры оценки регулирующего воздействия (в ходе которой у Минэкономразвития России также возникают замечания). В связи с этим существует риск, что до 1 мая 2015 года не все регионы успеют решить организационные моменты и выдать управляющим организациям лицензии. По словам Галины Хованской, в ходе осенней сессии Госдумы может быть принят закон о переносе срока введения лицензий на 1 сентября 2015 года.

Проблема аннулирования лицензий

Законом предусматривается две крайних меры воздействия на недобросовестную управляющую организацию. Для начала, она может лишиться права обслуживать конкретные дома, по которым органом государственного жилищного надзора были выявлены нарушения и вынесены предписания об их устранении. Назначение судом административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний два и более раза в течение календарного года является основанием для исключения таких домов из реестра лицензий субъекта РФ (по решению органа государственного жилищного надзора).

В подобной ситуации собственники на общем собрании должны заново выбрать способ управления домом (управляющая организация или ТСЖ), иначе орган местного самоуправления сам привлечет новую управляющую организацию на конкурсной основе. Исключение составляют случаи, когда собственники на общем собрании, несмотря на наличие нарушений со стороны управляющей компании, все равно решили сохранить с ней договорные отношения. В такой ситуации она может продолжить обслуживать дом, невзирая на претензии государственного жилищного надзора (ст. 200 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, предусмотрено аннулирование лицензий управляющей организации в судебном порядке по заявлению органа государственного жилищного надзора (ст. 199 Жилищного кодекса РФ). При этом решение об обращении в суд будут принимать лицензионные комиссии субъекта РФ. Произойти это может в случае, когда из реестра лицензий субъекта РФ исключены дома управляющей компании, общая площадь помещений в которых составляет 15% или более от общей площади помещений всех обслуживаемых ей домов в течение календарного года. В этом случае управляющая организация вообще лишается права осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.

По мнению ряда экспертов, нормы, позволяющие исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ после невыполнения двух предписаний, являются чрезмерными и могут использоваться как инструмент передела рынка. "Наше мнение – это очень жесткая мера, которая приведет к рейдерству, не секрет, что можно создать условия, при которых лицензия будет отбираться чуть ли не за один день", – считает директор НП "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая. Также указанные положения закона могут повлечь массовые отказы управляющих компаний от обслуживания домов, которые находятся в плохом состоянии, так как риск потери лицензии очень высок.

Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

"При введении лицензирования и при большой вероятности потерять эту лицензию после двух предписаний, станут управляющие организации брать дома, которые остро нуждаются в капитальном ремонте? Нет, конечно. Как черт от ладана они будут от этих домов открещиваться. На кого эта проблема ляжет? На муниципалитеты. То есть на их бюджеты, которые и так на 98% на сегодняшний день являются дотационными".

По мнению Александра Козлова, проблему можно решить либо создавая муниципальные управляющие организации либо, что более эффективно, вводить экономические меры стимулирования управляющих компаний.

Проблема контроля и ответственности

Несмотря на достаточно широкие инструменты воздействия на управляющие организации, некоторые эксперты отмечают, что на самом деле возможности государства контролировать их деятельность достаточно ограничены. Дело в том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, так как они работают на основании лицензии (данное положение вступит в силу с 1 мая 2015 года). В итоге жилищные инспекции смогут проверять только соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, перечень которых крайне мал, и к тому же является закрытым.

"Ничего, кроме раскрытия информации, по сути дела, лицензионный орган не сможет контролировать после того, как выдаст управляющей организации лицензию. Поэтому если мы действительно хотим, чтобы в рамках лицензионного контроля органы государственного жилищного надзора проверяли соблюдает ли управляющая организация требования технических регламентов и вообще в целом Жилищного кодекса РФ, то нужно скорректировать ст. 193 Жилищного кодекса РФ в части перечня лицензионных требований", – считает руководитель жилищного сектора направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер.

Стоит отметить, что Минстрой России попытался решить данную проблему на уровне постановления Правительства РФ 2 . В проекте министерство прописало широкий перечень требований, соблюдение которых может проверяться в рамках лицензионного контроля. Однако документ получил отрицательное заключение Минэкономразвития России в ходе оценки регулирующего воздействия, в том числе потому, что он не согласуется с закрытым перечнем лицензионных требований. Таким образом, очевидно, что коллизию придется разрешать на уровне федерального законодательства.

Кроме того, нормы, предусматривающие административную ответственность за осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии, вступают в силу с 1 января 2015 года, в то время как сама обязанность иметь лицензию возникает лишь 1 мая 2015 года. Данное противоречие также на практике может привести к затруднениям и требует устранения.

В связи с принятием закона стоит и вопрос разграничения ответственности между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. По мнению Татьяны Вепрецкой, на данный момент практически за все отвечают управляющие компании.

"Нужно разделить такие понятия как коммунальный ресурс, коммунальная услуга и кто за что отвечает, ведь поступающий к дому ресурс изменить управляющая компания в самом доме уже не может – это редкое исключение в новых домах. Поэтому наше мнение сводится к тому, что ресурсоснабжающие организации должны осуществлять доставление коммунальных услуг до дома, а управляющая компания должна обеспечить предоставление коммунальных услуг уже в доме. И разграничить на этом ответственность. Тем самым уйти от ответственности за некачественное предоставление услуг, которые не зависят от управляющей компании", – считает она.

Павел Качкаев, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

"Часть вещей, которые мы обсуждали на рабочих группах, не вошла в закон о лицензировании по разным причинам. Идет на осеннюю сессию законопроект, который называется в просторечии "О повышении платежной дисциплины в жилищно-коммунальном хозяйстве" 3 . В нем, я уверен, будут приняты решения по формулировке функции управления, которая пока отсутствует в Жилищном кодексе РФ. Причем в тех поправках, которые сегодня есть, она рассматривается как для собственников, ТСЖ, так и для управляющих организаций. Каждая из этих сфер получит четкую формулировку функции управления. Управляющие организации будут отвечать за управление многоквартирным домом и надлежащее содержание общего имущества.

В тех же поправках, которые сегодня рассматриваются, функции коммунальных услуг четко разделяются между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Ресурсоснабжающие организации получают статус исполнителя коммунальных услуг – платежи пойдут отдельно ресурсоснабжающим организациям и управляющим организациям. Причем по желанию ресурсоснабжающей организации, управляющие организации могут заниматься сбором платежей за коммунальные услуги по отдельному договору, с отдельной оплатой. Также в этих поправках есть значительные изменения в проведении общих собраний – мы должны подвигать собственников, чтобы они занимались содержанием собственного жилья".

Говоря о разграничении функций управляющих, ресурсоснабжающих организаций и собственников, также поднимается и вопрос об усилении ответственности последних. Неуплата коммунальных платежей негативно влияет на финансовое положение и качество услуг, управляющих компаний, поскольку ресурсоснабжающие организации взыскивают задолженность именно с них. Управляющая организация в свою очередь зачастую не имеет физической возможности взыскать задолженность с гражданина.

"Мы подаем в суды, тратим деньги, госпошлину платим – результат нулевой. Судебный исполнитель возвращает [исполнительный документ] – нечего брать, не с кого брать. Если так будет продолжаться, этот круг невозможно будет разрубить", – обрисовал проблему заместитель председателя НП "Союз управляющих организации" Корюн Лазян.

Игорь Шпектор, председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ:

"Мы, конечно, строим гражданское общество, демократизация у нас, но не надо заигрывать с жителями. Нужно повысить их ответственность, потому что у нас в прессе почитаешь – все классно – 85-90% [граждан исправно платят за жилищно-коммунальные услуги]. На самом деле это не так, неуплаты идут повсеместно, и не надо это скрывать. До тех пор, пока мы не будем жестко относиться к потребителю, ничего не изменится, уговоры не помогут. Нужны жесткие меры".

Проблема обучения руководителей

Одним из условий выдачи управляющей организации лицензии является получение ее должностными лицами квалификационного аттестата (ст. 202 Жилищного кодекса РФ). Документ будет выдаваться сроком на пять лет по результатам экзамена, порядок проведения которого уже разработал Минстрой России 4 . Всего кандидатам придется ответить на 100 вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в течение 120 минут. При этом чтобы сдать экзамен, правильных ответов должно быть не менее 86.

Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП "Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ Контроль":

"Квалификационные экзамены будут проводиться с момента запуска этой системы до 1 мая 2015 года. Мы с нашей сетью центров общественного контроля очень внимательно посмотрели вопросы, которые сейчас в проекте Минстроя России разработаны. Очень много неоднозначных формулировок, как самих вопросов, так и предлагаемых вариантов ответов. Крайне важно внимательно до момента запуска подойти к подготовке этих вопросов и ответов, чтобы впоследствии не было двойного толкования или неточностей. В целом, порядок, который предложен – 2 часа, 86 правильных вопросов из 100, наверное, это нормальный регламент

При этом вопросы имеют очень узкую специализацию и требуют высокого уровня знаний в соответствующей области. В связи с этим необходимо обеспечить возможность подготовки, в том числе и действующих руководителей управляющих организаций, к сдаче экзамена. Такой позиции придерживается, в частности, Игорь Шпектор: "Это сложный вопрос и достаточно неприятная тема, нужно подумать о том, чтобы все-таки организовать учебу для желающих, чтобы потом не получился взрыв".

Как отметил Александр Козлов, не во всех регионах система профессиональной подготовки, переподготовки сформирована и поэтому, возможно, подготовить должностных лиц управляющих компаний к сдаче экзаменов не получится. "Я думаю, что экзамены будут сданы раньше, чем во многих регионах будет предоставлена возможность проходить обучение и переподготовку", – пояснил он.

По мнению Галины Хованской, в связи с проведением аттестации, возможно в ходе осенней сессии Госдумы придется переносить срок вступления закона в силу. "Получить лицензию можно только имея аттестат, но я не знаю, как коллеги из Минстроя России за полгода сумеют "обаттестатить" все управляющие организации. Это большой вопрос", – заметила она. По ее словам, проблема повышения профессионального уровня должностных лиц управляющих организаций стоит достаточно остро, и в идеале ее нужно было решать до введения лицензирования.

Таким образом, закон имеет очевидные недостатки, которые отмечают многие эксперты, как из числа общественников и государственных служащих, так и представители самой отрасли. Очевидно, что без внесения в Жилищный кодекс РФ необходимых изменений, введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами может привести к ухудшению ситуации в сфере ЖКХ. В связи с этим, например, ОП РФ уже объявила о намерении направить Президенту РФ соответствующие предложения, выработанные совместно с Госдумой, Фондом содействия развитию ЖКХ, общественными организациями жилищного контроля и саморегулируемыми организациями управляющих компаний.

  • Жилищный кодекс Российской Федерации
  • Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"
  • Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом"
  • ОП РФ инициирует поправки в закон о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами – ГАРАНТ.РУ, 26 августа 2014 г.
  • Подписаны законы о наемных домах и лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ – ГАРАНТ.РУ, 11 июля 2014 г.
  • Госпошлина за лицензию на управление многоквартирными домами составит 50 тыс. руб. – ГАРАНТ.РУ, 22 мая 2014 г.
  • Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами может усугубить ситуацию в ЖКХ – ГАРАНТ.РУ, 5 марта 2014 г.
  • Определены правила лицензирования деятельности по управлению многоквартирным домом – ГАРАНТ.РУ, 6 февраля 2014 г.
  • С 1 мая 2015 года будет введен полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии – ГАРАНТ.РУ, 31 января 2014 г.

1 Текст проекта размещен на официальном сайте Минстроя России.

2 Текст проекта постановления Правительства РФ "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" размещен на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

4 С текстом проекта приказа Минстроя России можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://www.garant.ru/article/563744/

СРО управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере

Государственная Дума в 2012 году внесла в Жилищный кодекс РФ поправки, подразумевающие введение института саморегулирования в области управления многоквартирными домами. Потребность в создании СРО ЖКХ появилась уже давно, главной причиной этого стали проявляющиеся недостатки в управлении отраслью. Наиболее четко они видны на следующих примерах:

  • отсутствуют четкие правила и требования в ведении профессиональной деятельности;
  • отсутствуют стандарты качества для услуг и работ, осуществляемых в управлении многоквартирными домами;
  • у участников рынка нет фактической ответственности за осуществляемые ими действия.

В итоге в области жилищно-коммунального хозяйства наблюдаются многочисленные злоупотребления, недобросовестная конкуренция и падение качества предоставляемых услуг. Изменения, предполагающие введение СРО в сфере ЖКХ, позволяют качественно переломить ситуацию в положительную сторону путем создания механизмов саморегулирования в деле управления многоквартирными домами. Управляющие компании для сохранения возможности работы с 1 сентября 2013 года должны будут входить в одно из существующих на рынке СРО ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство — новые правила работы компаний

Внесенные в Жилищный кодекс РФ изменения обязывают компании, желающие работать в сфере ЖКХ, получать необходимую разрешительную документацию. Она может выдаваться:

  • государством (ЖКХ лицензии);
  • саморегулируемыми организациями (допуски СРО ЖКХ).

Государственное регулирование здесь предусмотрено для небольшого процента случаев, большинству управляющих компаний необходимо вступать в СРО ЖКХ. При этом компании разрешается быть членом только одного профессионального объединения.

Внутри каждого НП СРО ЖКХ (некоммерческого партнерства) в обязательном порядке ведется реестр, содержащих сведения обо всех его членах. Вступление и дальнейшее членство в СРО в сфере ЖКХ накладывает обязательства по уплате единовременных и регулярных взносов. Управляющие компании платят вступительные и членские взносы. Кроме этого, существует компенсационный фонд, платеж в который также является обязательным. Величина этих взносов определяется коллегиальным органом управления каждой отдельной саморегулируемой организации.

Каждому члену СРО ЖКХ необходимо внести не менее 100 000 рублей в компенсационный фонд партнерства. Из этого фонда осуществляется погашение ущерба собственникам помещений, причиненного одной из управляющих компаний, входящей в состав объединения и некачественно выполнившей свою работу. Взнос в компенсационный фонд осуществляется в виде разового платежа. Исключением тут являются случаи, когда компании производят возмещение выплат, сделанных из этого фонда.

Работа компаний с допуском СРО ЖКХ будет находиться под постоянным контролем. Во-первых, следить за качеством проводимых работ и предоставляемых услуг будет непосредственно саморегулируемая организация, так как это поможет ей поддерживать положительную деловую и профессиональную репутацию. Во-вторых, законом предусмотрен государственный контроль работы СРО. Законодательно прописаны, в том числе, ситуации, в которых управляющая компания может исключаться из рядов саморегулируемой организации. В том числе, причиной этого могут стать жалобы муниципальных или региональных властей на то, что УК недобросовестно исполняет свои обязательства и нарушает установленные правила работы.

Саморегулирование в ЖКХ — обоснование актуальности и цели перехода

Потребность в создании саморегулируемых организаций в жилищно-коммунальной сфере и непосредственно в области управления многоквартирными домами появилась достаточно давно. Укажем главные причины того, почему вопрос о серьезном пересмотре правил работы в отрасли встал настолько остро.

  1. В российском ЖКХ в течение последних лет произошли серьезные перемены, в результате которых, в частности, на рынке появилось большое количество управляющих компаний. У многих из них есть определенный потенциал к развитию собственной отрасли, причем не только на муниципальном, но и на региональном и федеральном уровне. Для таких компаний вступление в СРО — возможность реализации собственных замыслов и формирование новых цивилизованных правил работы, соответствующих современным реалиям.
  2. Многие работающие сегодня управляющие компании готовы принимать активное участие в управленческих процессах и формировать правила, по которым отрасль будет работать в будущем. В частности, они способны:
    • активно участвовать в разработке и внедрении техрегламентов, различных стандартов и прочих положений, регулирующих собственные технологические процессы;
    • осуществлять разработку правил для сферы ЖКХ в целом, и конкретно в вопросах ответственности перед потребителями.
    • Требуется налаживание эффективной трехсторонней коммуникации между органами власти, представителями бизнеса и потребителями услуг. Здесь каждая из сторон должна хорошо понимать, кто и на основе чего решает те или иные вопросы.
    • Необходимо избавление от сложной и недостаточно эффективной системы регулирования процессов, происходящих в сфере ЖКХ. Формирование СРО УК и ТСЖ в таком случае будет необходимым шагом в оформлении управленческих механизмов, адекватных сложившейся ситуации.

    Существовавшие еще совсем недавно законы в сфере управления многоквартирными домами серьезно критиковались как игроками этого рынка, так и оценивающими его экспертами. Среди их недостатков отмечалась неполнота, масса недоработок, неопределенность, а очень часто и противоречивость. Формирование системы саморегулирования в ЖКХ позволяет поправить столь неблагоприятную ситуацию, в том числе, с помощью самих управляющих компаний. Вместе с этим, никто не оспаривает важность государственного регулирующего участия в данной отрасли. Более того, звучат разговоры о необходимости складывать усилия государства и саморегулируемых организаций для того, чтобы добиться более высоких результатов.

    Обновление законодательной базы и дальнейшая практическая работа по созданию саморегулируемых организаций в ЖКХ, объединяющих управляющие компании на основе постоянного членства, как раз и даст возможность сформировать систему регулирования отрасли профессиональным сообществом и государством. Создаваемые СРО УК и ЖСК в данном случае принимают на себя ответственную задачу по разработке комплекса стандартов и правил, которые станут обязательными для всех членов объединений. За счет этого будет эффективно решена задача создания унифицированной системы управления данной отраслью, а также внедрены эффективные механизмы сотрудничества с органами власти на местном и федеральном уровне, собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями.

    Формирование объединяющих ЖК и ТСЖ СРО позволяет применить один из наиболее действенных контролирующих механизмов, который хорошо показал себя на практике во многих странах. Его введение позволяет именно профессионалам рынка заниматься определением правил игры при одновременном снижении влияния инициатив чиновников. Управляющие компании должны будут вступать в некоммерческие партнерства, и получать свидетельства СРО как основные разрешительные документы. Это позволит минимизировать риски прихода в отрасль недобросовестных игроков. В процессе вступления в СРО каждому претенденту потребуется пройти многоступенчатый отбор, в ходе которого нужно будет подтвердить соответствие стандартам и прочим требованиям, касающимся:

    • оснащенности необходимыми техническими средствами;
    • квалификации руководящих работников;
    • финансовой стабильности;
    • профессиональной подготовленности сотрудников компании;
    • качества и обеспечения безопасности при проведении работ и предоставлении услуг;
    • страхования профессиональной ответственности.

    Наличие таких требований приведет к уходу с рынка компаний-однодневок и недобросовестных игроков уже на этапе вступления в саморегулируемую организацию в ЖКХ. Начало работы системы СРО в жилищно-коммунальной отрасли позволит избавить ее от административного давления и чиновничьей бюрократизации. Вместо этого вступят в действие правила, сформированные профессиональным сообществом внутри себя. При этом законы Российской Федерации останутся основой для создания этих механизмов саморегулирования.

    Появление СРО управляющих компаний — в чем польза для рынка

    Во-первых, нужно обязательно отметить, что создание НП СРО ЖКХ не предполагает дополнительной финансовой нагрузки на обычных граждан, оплачивающих коммунальные услуги. Это условие было выставлено в качестве одной из основ в ходе разработки и принятия описываемых поправок в Жилищный кодекс.

    Саморегулируемые организации в самых разных областях работают во многих странах. Накопленный опыт саморегулирования говорит о том, что подобная практика приводит к выработке внутри профессионального сообщества достаточно эффективных стандартов ведения деятельности. Государство передает эти полномочия непосредственно участникам рынка, в результате чего из них формируются ответственные компании, смотрящие на перспективу и ориентированные на то, чтобы их отрасль постоянно развивалась. Параллельно с этим происходит очищение рынка от недобросовестных участников, так как ущерб от их плохой работы оплачивается из общей копилки. В таких условиях добросовестные игроки сами не допустят появления в своих рядах непрофессионалов или откровенных мошенников. Компенсационный фонд, который по закону будет в каждой СРО ЖКХ, позволяет решить обозначенную выше проблему материальной ответственности управляющих компаний перед потребителями услуг. С помощью этого фонда любой причиненный в результате некачественно проведенных работ вред будет быстро и легко возмещен.

    Деятельность НП СРО ЖКХ подстегивает конкурентную борьбу не только между членами одного партнерства, но и между разными саморегулируемыми организациями. Это приводит к тому, что в СРО в сфере ЖКХ и иных отраслях происходит формирование постоянно повышающихся требований к качеству выполняемых работ и предоставляемых услуг относительно тех, которые сформулированы государством.

    Саморегулирование в ЖКХ пришло на смену лицензированию, в результате чего весь рынок жилищно-коммунальных услуг начал переходить на более цивилизованную форму работы. Государственный контроль и давление чиновников остаются в прошлом, их сменяют современные механизмы внутреннего самостоятельного регулирования работы отрасли. Вступление в силу нового закона привело к тому, что у саморегулируемых организаций в ЖХК появилась решающая роль в определении правил ведения бизнеса в их профессиональной среде. За государством в данном случае сохраняются лишь некоторые контролирующие функции. У СРО УК и ЖСК появляется возможность самостоятельного определения качественных стандартов предоставления услуг. Отбор соответствующих им организаций, принятие их в ряды своих членов и выдача допусков заменяет собой существовавший ранее институт лицензирования.

    Многолетняя практика существования саморегулирования в ЖКХ в других странах говорит о том, что компании из одной отрасли вполне способны успешно решить задачи контролирования деятельности всех членов таких некоммерческих партнерств. Нужно отметить, что вместе с процедурами контроля объединения также принимают на себя полную ответственность за недобросовестное осуществление своих функций любым из его членов.

    Саморегулирование в ЖКХ позволяет налаживать эффективное взаимодействие между всеми участниками управления жилыми домами. К основным субъектам управленческого процесса можно отнести:

    • жильцов домов и создаваемые ими объединения (ЖК, ЖСК, ТСЖ);
    • управляющие компании, занимающиеся управлением многоквартирными домами на профессиональной основе;
    • поставщиков коммунальных услуг;
    • органы региональной власти и местного самоуправления.

    Формирование саморегулируемых организаций в ЖКХ ведет к упрощению и упорядочению взаимодействия между всеми перечисленными в списке субъектами.

    Наша компания уже на протяжении нескольких лет предоставляет профессиональные услуги по сопровождению фирм и ИП, вступающих в саморегулируемые организации в различных сферах. В связи с последними законодательными изменениями мы начали активно работать в направлении СРО в сфере ЖКХ и предлагать свои услуги заинтересованным компаниям, выбирающим профессиональное объединение для дальнейшей работы. Наши специалисты окажут помощь в выборе подходящей саморегулируемой организации, подготовке требуемых ею документов и сопровождении их рассмотрения.

    Саморегулирование в ЖКХ — формат, решающий многие проблемы

    Ни для кого не является секретом то, что в России работа многих коммунальных предприятий оценивается потребителями услуг неудовлетворительно. В отдельных случаях складывается настолько серьезная ситуация, что существующие в отрасли проблемы становятся угрозой социальной стабильности. Обеспокоенность этим проявляется уже на нескольких уровнях — у органов власти, общественных организаций и простых граждан. Необходимость вступления в СРО и введение в жилищно-коммунальной отрасли специальных допусков (свидетельств СРО) в качестве разрешительных документов позволяет переломить ситуацию и перейти к выводу данного сектора на более высокий качественный уровень в предоставлении услуг.

    Выдача государственных лицензий и проводимый госорганами мониторинг работы предприятий в сфере ЖКХ показали свою неэффективность. Кардинально изменить ситуацию в положительную сторону способен именно контроль работы каждой компании внутри отрасли, осуществляемый непосредственно коллегами по цеху.

    Среди основных преимуществ формирования из ЖСК или ТСЖ СРО отмечается максимальная открытость подобных некоммерческих партнерств. Законы РФ и внутренние правила работы саморегулируемых организаций обязывают их публиковать в открытых источниках сведения, касающиеся следующих аспектов деятельности:

    • списочный состав СРО;
    • ответственность каждого из членов саморегулируемых организаций в ЖКХ перед потребителями и прочими субъектами;
    • стандарты и правила работы профессиональных объединений;
    • структура сформированных внутри СРО управляющих и специализированных органов, а также область их компетенции;
    • решения, принимающиеся общим собранием членов и коллегиальным органом управления;
    • случаи привлечения членов СРО к ответственности за нарушения российских законов, а также стандартов и правил, принятых внутри профессионального объединения;
    • перечень исков и заявлений, которые подавались СРО в суды;
    • результаты проверки деятельности членов саморегулируемых организаций, и так далее.

    Вступление в СРО в сфере ЖКХ, порядок и этапы

    Для приема управляющей компании в саморегулируемую организацию в области жилищно-коммунального хозяйства необходимо предоставить следующие документы:

    • заявление о желании стать членом СРО ЖКХ;
    • копия свидетельства, подтверждающего государственную регистрацию юрлица или индивидуального предпринимателя;
    • бумаги, подтверждающие соответствие претендующей организации правилам, установленным конкретной СРО для новых членов.

    Закон запрещает требовать от организаций и индивидуальных предпринимателей на данном этапе другие документы. Подготовка требующегося комплекта бумаг связана с определенными сложностями, вызванными отсутствием у компаний опыта в данном вопросе, а также различиями в требованиях к новым членам у разных саморегулируемых организаций.

    После подачи бумаг на членство СРО управляющих компаний должна в течение 30 дней проверить их и принять решение. Это время отводится не только на определение возможности или невозможности принятия в свой состав нового конкретного члена, но и на то, чтобы отправить или вручить ему уведомление о результатах рассмотрения его документов. 30-дневный срок является максимальным, на практике же бумаги рассматриваются намного быстрее. При участии наших специалистов Вы получите обоснованный ответ на свой запрос о вступлении в СРО в течение 1-2 дней.

    Авторы поправок в Жилищный кодекс считают, что путем создания СРО управляющих компаний будет сформирована единая система управления для всех существующих уже ЖК, ЖСК, ТСЖ и УК, которые в России за 5-10 последних лет появились в большом количестве. При согласовании их основных правил работы со СРО будут созданы общие стандарты качества проведения работ и предоставления услуг, а также единые принципы ценообразования.

    С 2007 года число частных управляющих компаний в России выросло в 9 раз и достигло 90%. Рынок был стремительно переформатирован, но из-за отсутствия четко сформулированного направления развития на нем произошли серьезные перекосы. Предусмотренная сегодня обязанность вступать в СРО ЖКХ дает толчок к упорядочению развития данного рынка и созданию оптимальных условий работы путем мягкой рыночной эволюции.

    В Москве и регионах России в настоящее время уже сформировано большое число НП СРО ЖКХ, и в то же время продолжается создание новых профессиональных объединений. У нас налажены партнерские отношения со многими из них, и работа в этом направлении не прекращается. Нашими партнерами являются и крупные организации, к примеру, НП СРО МГУ ЖКХ, и небольшие региональные профессиональные объединения. В Москве и Санкт-Петербурге для желающих вступить в СРО ЖКХ нет особых сложностей, так как в европейской части России работает немало серьезных профессиональных объединений в данной отрасли (к примеру, СРО «Жилищный комплекс» и так далее). У региональных компаний в этом вопросе зачастую возникают определенные сложности. Здесь многое определяется размером региона, а также развитостью его отрасли жилищно-коммунального хозяйства и другими факторами. В случае обращения в нашу компанию этот вопрос решается быстро и всегда в Вашу пользу. Мы поддерживаем доверительные отношения не только с базирующимися в центральных городах страны СРО для управляющих компаний, но и сотрудничаем с объединениями из Татарстана (СРО ЖКХ РТ), а также саморегулируемыми организациями из Приволжья, Сибири, с Урала и Дальнего Востока.

    Мы детально изучаем потребности и возможности каждого обратившегося к нам клиента, и на основе этого подбираем наиболее подходящее ему некоммерческое партнерство. Наши специалисты оказывают помощь в написании заявлений на вступление, дают разъяснения по основным правилам для членов СРО ЖКХ МГУ и других саморегулируемых организаций, готовят вступительную документацию и сопровождают процедуры по ее проверке до получения положительного результата.

    http://www.veronaverona.ru/sro-upravlyauschih-kompaniy-zhkh/