Шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

от 2 июня 2010 г. по делу N А40-33729/09-137-325

Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2010

Постановление в полном объеме изготовлено 02.06.2010

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Катунова В.И.,

судей Лящевского И.С., Банина И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыкшиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ФПК Резерв" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2009 по делу N А40-33729/09-137-325 судьи Лобко В.А.

по иску ООО "ФПК Резерв" к ТСЖ "Щемиловский" о возмещении вреда

при участии в судебном заседании:

от истца: Дорохин С.В. удостоверение 7544 от 14.12.2004, по доверенности от 12.03.2010 от ответчика: Румянцева Е.В. паспорт <. >, по доверенности от 15.06.2009

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2009 обществу с ограниченной ответственностью "ФПК Резерв" отказано в иске к товариществу собственников жилья "Щемиловский" об обязании предоставить исправный шлагбаум марки Q&Q со стрелой 4 метра или аналогичный по характеристикам шлагбаум, находившийся в эксплуатации не свыше трех лет.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что доказательств законной установки шлагбаума на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: 2-й Щемиловский пер., д. 4 "ФПК Резерв" не представило.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).

Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как видно из материалов дела, ООО "ФПК Резерв" является собственником нежилого помещения общей площадью 105,9 кв. м в доме, расположенным по адресу: г. Москва, 2-й Щемиловский пер., д. 4.

Истец установил на придомовой территории указанного дома по адресу: 2-й Щемиловский пер., д. 4 между подъездами 1 и 2 вместо ворот, которые предусмотрены планом ограждения здания шлагбаум "Q&Q стрела 4 метра".

Указанный шлагбаум демонтирован сотрудниками ТСЖ "Щемиловский" по указанию администрации товарищества, в результате чего шлагбаум приведен в нерабочее состояние.

При осмотре шлагбаума специализированной организацией — ООО "ТК ПЛЮС" установлено, что при имеющихся повреждениях (нарушена целостность привода: отрезан конец ведущего вала перед местом посадки стрелы), его ремонт нецелесообразен, так как замена привода в сборе равносильна приобретению нового шлагбаума.

Истец приводит доводы о том, что ранее ответчик уже демонтировал принадлежащий ему шлагбаум и, соответственно, имел практический опыт демонтажа данной конструкции без ее повреждений, однако, демонтаж осуществлен с повреждением привода, что делает невозможным эксплуатацию шлагбаума без существенных затрат на его ремонт. В результате неправомерных и умышленных действий ответчика истец утратил свое имущество, тем самым ему причинен имущественный вред.

На этом основании истец просит в соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ обязать ответчика возместить вред в натуре, обязав его предоставить исправный шлагбаум марки Q&Q со стрелой 4 метра или аналогичный по характеристикам шлагбаум, находившийся в эксплуатации не свыше трех лет.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Товарищество собственников жилья "Щемиловский" создано в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: 2-й Щемиловский пер., д. 4.

Земельный участок, который был выделен под строительство многоквартирного дома, общей площадью 2,4 га (план участка имеется в деле), является общедолевой собственностью, в силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пояснениям ответчика, самовольное установление истцом шлагбаума ограничивает пользование другими собственниками дома данной автостоянки, а также затрудняет проезд специализированного транспорта к вводу теплосетей 9-го микрорайона, к которому проходит врезка (камера N 92626) для обслуживания данного дома, и к пожарным воротам, находящимся на указанном участке земли. На момент установления шлагбаума на прилежащей к дому территории владелец данной постройки установлен не был, никакой исходно-разрешительной документации на установленный шлагбаум предоставлено не было.

То обстоятельство, что истцу никаких претензий со стороны компетентных государственных органов никогда не предъявлялось, не является основанием для признания самовольной установки шлагбаума правомерной. Истец не является собственником или арендатором данного земельного участка, письма от государственных органов были направлены в адрес обслуживающей организации, в данном случае ТСЖ "Щемиловский".

В соответствии с Предписанием Главы Управы Тверского района города Москвы на основании представления Межведомственной прокуратуры N 67-06 от 06.05.06 общим собранием членов ТСЖ "Щемиловский" (ранее ТСЖ "КОРБЕН") было принято решение — поручить Правлению ТСЖ разобраться с законностью установки шлагбаума на придомовой территории, в случае отсутствия прав на установку обеспечить доступ на данную придомового территорию для всех членов ТСЖ. На заседании Правления ТСЖ было принято решение о демонтаже шлагбаума. Протокол общего собрания членов ТСЖ был вывешен на доске объявлений и доведен до сведения всех собственников дома. Заявлений, обжалуемых данные решения, от собственников дома в ТСЖ не поступало.

В материалах дела имеются копии заявлений от жильцов дома о демонтаже установленного шлагбаума, которые в силу ст. 64 Арбитражного кодекса РФ являются относимыми и допустимыми доказательствами.

В соответствии с п. 8 ст. 138 Жилищного кодекса РФ в обязанности товарищества собственников жилья входит представление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. В соответствии с Протоколом общего собрания членов ТСЖ правлению ТСЖ было поручено разобраться с законностью установки шлагбаума на придомовой территории, в случае отсутствия прав на установку обеспечить доступ на данную придомовую территорию для всех членов ТСЖ.

Таким образом, ТСЖ, действуя на основании поручения членов ТСЖ, представляло интересы собственников жилья.

16 ноября 2006 года внеочередным общим собранием членов ТСЖ "Щемиловский" (на тот момент ТСЖ "КОРБЕН") было вынесено решение об устранении нарушения законных прав и интересов собственников помещений дома, связанного с самовольной установкой неизвестными лицами шлагбаума на придомовой территории. Решение собрания членов ТСЖ было доведено до сведения всех собственников дома. Так как владельца шлагбаума так и не удалось установить, в феврале 2007 года шлагбаум был демонтирован силами ТСЖ. Только после этого объявился владелец шлагбаума — ООО "ФПК РЕЗЕРВ", которому имущество было возвращено, и который поставил шлагбаум на прежнее место.

01 июня 2007 года на имя директора ООО "ФПК РЕЗЕРВ" было отправлено письмо с требованием в срок до 05.09.2007 предоставить исходно-разрешительную документацию на установку шлагбаума на придомовой территории, и было указано на то, что в случае не предоставления запрашиваемых документов, шлагбаум будет демонтирован 06.09.2007 в 17 часов 30 минут и отправлен на хранение в помещение ТСЖ. В срок, указанный в письме, документы представлены не были, на демонтаж представители ООО "ФПК РЕЗЕРВ" не явились.

Никаких действий по устранению препятствий использования собственниками помещений земельного участка придомовой территории по назначению путем демонтажа незаконно установленного шлагбаума со стороны контролирующих органов предпринято не было, однако из представленной в дело переписки видно, что обязанность устранить препятствие возлагается на ТСЖ "Щемиловский".

Поскольку ООО "ФПК РЕЗЕРВ" не исполнило решение общего собрания членов ТСЖ о демонтаже шлагбаума, и вновь поставило шлагбаум, затрудняющий проезд и парковку на придомовой территории для остальных собственников дома, ТСЖ "Щемиловский" было вынуждено своими силами ликвидировать самовольную постройку, так как в силу п. 6, 7, 8 ст. 138 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, а также принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и, в установленных законодательством пределах, распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с п. 2 части 1 статьи 60 Земельного Кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ст. 76 Земельного кодекса РФ).

У истца было достаточно времени, чтобы устранить допущенное нарушение, не устанавливать вновь шлагбаум, демонтировать его или предоставить исходно-разрешительную документацию, однако допущенные нарушения истцом устранены не были.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, но они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.

В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. относятся на истца.

На основании изложенного и ст. ст. 14, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2009 года по делу N А40-33729/09-137-325 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ФПК Резерв" — без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

http://domovodstvo.ru/fas/1b75bfaefe405051c325780b0021f7e9.html

В крупных российских городах, а тем более таких мегаполисах, как Москва или Санкт-Петербург – деловых, развлекательных, туристических и торговых центрах страны с развитой инфраструктурой, интенсивностью транспортных потоков, жесткими требованиями ГИБДД по парковке, а также огромным числом автомобилей москвичей, приезжих, коммерческих и государственных структур — придомовые территории многоквартирных домов, как правило, становятся местом несанкционированных стоянок автотранспорта, а часто и стихийными проездными дорогами, позволяющими объехать традиционные для мегаполисов пробки. Парковка и/или проезд по придомовой территории коммерческого, государственного или личного транспорта не живущих в многоквартирном доме/домах людей создает жильцам значительные неудобства в использовании прикрепленного к дому земельного участка, повышает уровни шума и загазованности воздуха, является небезопасным для здоровья и жизни собственников квартир и их семей. Решить проблему свободного несанкционированного доступа автотранспорта помогает установка шлагбаума на придомовой территории, возможность и законность которой сегодня регламентирована в законодательных и подзаконных актах РФ, а также правовых актах органов управления субъектов Российской федерации.

Шлагбаум на придомовой территории многоквартирных домов Москвы.

Для Москвы с ее высокой и круглосуточной интенсивностью транспортных потоков, а особенно для районов столицы с большой концентрацией площадок популярных торговых сетей, развлекательных центров, офисных зданий и государственных структур шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома/домов сегодня по факту является единственным средством контроля и управления доступом на прикрепленный к дому/домам земельный участок:

  • шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома/домов позволяет ограничить въезд коммерческого, государственного и личного автотранспорта для временной парковки, используемой не живущими в доме владельцами автомобилей для осуществления покупок в близлежащих магазинах, развлечений, посещения кафе и ресторанов, похода на работу, решения деловых и личных вопросов и т.д.;
  • шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома/домов дает возможность существенно повысить безопасность владельцев квартир, их семей и имущества, сокращая риски столкновений с паркующимися или проезжающими автомобилями, а также снизить уровень уличного шума, загрязнения окружающей среды;
  • шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома/домов устанавливается только на земельном участке, юридически оформленном, как общая долевая собственность собственников помещений многоквартирного дома/домов, а значит a priori защищает территорию, как от возможной уплотнительной застройки объектами капитального строительства (зданиями, сооружениями коммерческого направления, сферы развлечений, частной собственности), так и от несанкционированного и законного появления на земельном участке объектов некапитального строительства (торговых палаток, ларьков и пр.).

Важно: Установка шлагбаумов на придомовой территории может и должна выполняться только по регламентированной правовыми актами процедуре с получением соответствующих разрешений/соглашений и исключительно на юридически оформленном в качестве общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома/домов земельном участке (см. более подробно о правоустанавливающих документах собственников помещений многоквартирных домов на право общей долевой собственности на земельный участок придомовой территории и процедуре оформления общей долевой собственности на земельный участок придомовой территории многоквартирного дома в этом материале).

Установка шлагбаумов на придомовой территории многоквартирного дома/домов столицы.

Шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома/домов столицы регламентируется постановлением Правительства Москвы N 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» от 02.07.2013, где пункты 3, 4 и 7 Приложения к постановлению устанавливают право собственников помещений в многоквартирном доме или собственников помещений двух и более многоквартирных домов установить шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома/домов по решению, принятому на общем собрании/общих собраниях собственников помещений и согласованному с советом депутатов муниципального округа, на территории которого планируется установка шлагбаума. Кроме того, пункт 6 Приложения к постановлению Правительства Москвы N 428-ПП регламентирует, что доступ (въезд, проезд) на придомовую территорию любых транспортных средств за исключением автомобилей служб быстрого реагирования, газового хозяйства и муниципальных служб может осуществляться в порядке, установленном собранием/собраниями собственников помещений многоквартирного дома/домов, а место размещения, тип, размер и внешний вид шлагбаума на придомовой территории определяется собранием и фиксируется в проекте размещения, который согласуется вместе с решением собрания с советом депутатов муниципального округа.

Важно: Согласно двум ключевым требованиям постановления Правительства Москвы N 428-ПП к ограждениям территорий земельных участков многоквартирных домов:

  • шлагбаум на придомовой территории не должен препятствовать круглосуточному и беспрепятственному проезду на территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб;
  • шлагбаум на придомовой территории не должен создавать препятствия или ограничения проходу пешеходов и/или проезду транспортных средств на территории общего пользования.

Поэтому в решении собрания собственников помещений многоквартирного дома/домов лучше превентивно предусмотреть меры по гарантированному исполнению требований постановления Правительства Москвы N 428-ПП (круглосуточное дежурство охранника-консьержа, согласованные с соответствующими службами коды доступа и т.д.).

Так же в этом секторе
Спецпредложения

Автоматические ворота, гаражные ворота, откатные ворота, распашные ворота, автоматика для ворот, приводы ворот, автоматические шлагбаумы, рольставни, видеонаблюдение, домофоны, турникеты.

Здание института ВИНИТИ, центральный вход, 1 этаж

http://www.bikoms.ru/article/rekomendatsii-po-ustanovke-shlagbauma-na-pridvorovoy-territorii/shlagbaum-na-pridomovoj-territorii/

удостоверение?Как оформить загранпаспорт

его действия?Какие товары

или обменять?Могут ли отказать в скорой

полиса ОМС?Как делится имущество

по закону?Как поехать учиться

по обмену?Как рассчитать

удостоверение?Как оформить загранпаспорт

его действия?Какие товары

или обменять?Могут ли отказать в скорой

  • Азбука права
  • АВТОМОБИЛЬ
  • Приобретение, владение, пользование автомобилем
  • Как организовать парковку у дома?
  • Как организовать парковку у дома?

"Электронный журнал "Азбука права", 23.10.2017

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПАРКОВКУ У ДОМА?

Парковка у дома может быть организована путем установки ограждений (например, шлагбаумов) на придомовой территории многоквартирного дома или нескольких многоквартирных домов.

Для организации такой парковки на придомовой территории в г. Москве рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Ш аг 1. Убедитесь в наличии межевания территории, прилегающей к вашему дому

О наличии проекта межевания квартала, на котором расположен земельный участок, можно узнать на официальном сайте Департамента городского имущества г. Москвы.

Примечание. Информацию о межевании придомовой территории рекомендуем уточнить также в управе вашего района.

Ш аг 2. Подготовьте проект размещения ограждающего устройства и другие документы

В проекте размещения ограждающего устройства необходимо указать его тип, размер, внешний вид, а также обозначить место его размещения на карте или плане (п. 7 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП). Составить такой проект можно самостоятельно.

Также необходимо подготовить проект Порядка (правил) въезда на придомовую территорию транспортных средств (п. 6 Порядка).

Ш аг 3. Проведите общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

Установка ограждающих устройств осуществляется по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, так как в данном случае решается вопрос пользования общим имуществом (ч. 1 ст. 36, п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ; п. 3 Порядка).

Для установки ограждающего устройства, регулирующего въезд и (или) выезд транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, необходимо, чтобы соответствующие решения были приняты собственниками помещений всех таких многоквартирных домов (п. 4 Порядка).

Кроме принятия решения об установке ограждающего устройства, на общем собрании необходимо (п. п. 4 — 6 Порядка):

— утвердить подготовленные проект размещения ограждающего устройства, порядок въезда на придомовую территорию транспортных средств;

— избрать лицо, уполномоченное представлять интересы собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам установки ограждающих устройств (далее — представитель собственников).

Целесообразно на этом же собрании утвердить смету установки ограждающего устройства и решить вопрос о заключении договора на определенных условиях (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Ш аг 4. Представьте необходимые документы в совет депутатов

Представитель собственников направляет в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение ограждающего устройства, следующие документы (п. 7 Порядка):

— решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установке ограждающего устройства;

— проект размещения ограждающего устройства.

На практике при обращении в совет депутатов дополнительно может потребоваться заявление представителя собственников с просьбой о согласовании установки ограждающего устройства, образец информационного листа (таблички) о порядке проезда спецтранспорта на придомовую территорию.

Примечание. Полный комплект документов можно уточнить в совете депутатов вашего муниципального округа.

Ш аг 5. Дождитесь ответа совета депутатов о согласовании либо отказе в согласовании установки ограждающего устройства

Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается советом депутатов не позднее 30 дней со дня поступления необходимых документов. Не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения оно направляется представителю собственников (п. п. 8, 10 Порядка).

В согласовании установки ограждающего устройства может быть отказано, если (п. 9 Порядка):

— не соблюдены требования по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, организаций газового хозяйств, коммунальных и иных служб;

— ограждающее устройство препятствует или ограничивает проход пешеходов и (или) проезд транспортных средств на территории общего пользования, определенные в соответствии с градостроительным законодательством.

Ш аг 6. Установите ограждающее устройство

Для оборудования парковки — установки шлагбаумов, ограждения, нанесения разметки и т.п. — можно обратиться к услугам специалистов. В выборе подрядчика никаких ограничений нет.

Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме? >>>

Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Департамента городского имущества г. Москвы — www.dgi.mos.ru

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы — www.mos.ru

© 2013—2017 Авторские права принадлежат "Электронному журналу "Азбука права"

http://azbuka.consultant.ru/cons_doc_PBI_213132/