Право военнослужащего на получение жилья

Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Закон о статусе военнослужащих) предусматривает, что право на жилье имеют все военнослужащие-контрактники.

Но, кто-то приобретает право на получение квартиры по истечении первых 5 лет военной службы, кто-то – после 20 лет или после увольнения с военной службы по уважительным основаниям. А некоторые могут воспользоваться только государственными жилищными сертификатами или ипотечным кредитом.

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной (предоставление квартиры) в денежную форму расширило возможности военнослужащих самостоятельно принимать решение по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья. Возможность приобретения жилья в собственность с помощью ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, даже до окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.

Наряду с военнослужащим право на получение жилых помещений имеют также члены их семей. К ним, согласно пункту 5 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих, отнесены:

– дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

– дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

– лица, находящиеся на иждивении военнослужащих;

– иные члены семьи согласно федеральным законам и иным нормативно-правовым. Согласно статье 69 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилого помещения по договору социального найма к членам семьи относятся проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители – граждане РФ. А другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, только если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях членами семьи нанимателя в судебном порядке могут быть признаны и другие лица.

Положения статьи 69 ЖК РФ и должны применяться при определении права семьи военнослужащего на предоставление того или иного жилого помещения. Об этом сказано в пункте 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее – Постановление N 9).

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем, наряду с нормами Закона о статусе военнослужащих, регулируются жилищным законодательством.

Согласно действующему законодательству любой из военнослужащих по контракту должен быть обеспечен жильем в трехмесячный срок со дня прибытия на новое место службы. Здесь, конечно, говорится о служебных жилых помещениях. А военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающие с ними члены семей, на первые пять лет службы могут быть размещены в служебных жилых помещениях или общежитиях. Такие помещения закрепляются за учреждениями соответствующих силовых министерств и ведомств.

С военнослужащим, которому предоставляется такое жилье, заключается договор найма служебного помещения, в котором определяется порядок предоставления жилья, его содержания и освобождения. Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба".

После увольнения с военной службы гражданин в некоторых случаях может приобрести право на свое жилье. Но если этого не произошло и (или) военнослужащего обеспечили другим жилым помещением, он должен в трехмесячный срок освободить предоставленное служебное помещение.

Нельзя выселить из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (статья 98 ЖК РФ):

– членов семьи военнослужащих (должностных лиц органов внутренних дел, органов государственной безопасности, таможенных органов), погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

– пенсионеров по возрасту;

– инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I и II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на военной службе.

Предоставление жилых помещений военнослужащим-гражданам РФ должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством РФ, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и НПА субъектов РФ, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим-гражданам РФ, имеющим право не первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.

При предоставлении военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма учитывать действия и гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или их отчуждению. Указанные сделки и действия необходимо учитывать за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению

военнослужащего о признании его нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма

(в соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280)

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее именуются — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

г) документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 года:

выписки из домовых книг;

справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.;

д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи.

В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпунктах "г" и "д" , не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае отсутствия жилых помещений по месту прохождения военной службы им по желанию ежемесячно выплачивают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909.

Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации.

Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; — по состоянию здоровья; — в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление, после увольнения с военной службы — приказ об увольнении в запас или в отставку.

Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств — участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Полезное

Посоветовать друзьям

Наши услуги

Мы в социальных сетях

г. Москва, Смоленский бульвар, дом 17 стр. 6 (м. Смоленская)

http://www.tokunova.ru/publikacii/zhile_dlya_voennosluzhashih/

Для военнослужащих, решивших воспользоваться жилищной субсидией для приобретения (строительства) жилого помещения, разработаны методические рекомендации. Документ подготовлен специалистами Департамента жилищного обеспечения Минобороны России и содержит исчерпывающую информацию обо всех этапах проведения сделки по покупке квартиры. Он опубликован на официальном сайте Минобороны России.

Практические рекомендации по приобретению жилого помещения с использованием жилищной субсидии содержат подробный алгоритм действий военнослужащего при покупке жилого помещения на первичном и вторичном рынке жилья. В качестве преимуществ получения жилищной субсидии отмечены:

  • возможность приобретения жилого помещения в любом избранном месте жительства вне зависимости от наличия готового жилищного фонда Минобороны России;
  • возможность воспользоваться жилищной субсидией с привлечением средств материнского капитала, кредитных и собственных средств;
  • возможность использовать жилищную субсидию на приобретение строящегося жилья;
  • возможность самостоятельно определять характеристики (площадь, планировку, этаж) и вид приобретаемого жилого помещения (квартира, дом, коттедж).

Кроме того, проанализированы возможные проблемы при выборе и дальнейшей работе с риэлтерской компанией. Содержатся советы по выбору надежной риэлторской компании. В свою очередь, на случай самостоятельной покупки жилья приводится список документов, которые необходимо проверять при заключении сделки купли-продажи жилого помещения. В их числе: документ, подтверждающий право собственности на жилье; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество; выписка из домовой книги; разрешительные документы из органов опеки и попечительства (если в квартире проживают несовершеннолетние); согласие супруга на отчуждение имущества, приобретенного в браке, даже в том случае, если супруги находятся в разводе; справка из Бюро технической инвентаризации об отсутствии незаконных перепланировок; справка об отсутствии задолженности за коммунальные услуги.

Отдельный раздел справочника посвящен участию военнослужащих в долевом строительстве многоквартирных домов. В нем содержатся рекомендации, помогающие военнослужащему определить добросовестные намерения и надежность компании-застройщика, требования к договору участия в долевом строительстве, а также детально рассмотрены все нюансы при покупке квартиры в строящемся доме. Кроме того, проанализированы наиболее распространенные проблемные ситуации, связанные с затягиванием сроков строительства и другими нарушениями прав клиента со стороны застройщика, и определен порядок действий военнослужащего при их возникновении.

Напомним, что согласно нормам Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения имеют:

  • военнослужащие, на весь срок военной службы обеспечиваемые служебным жильем, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • военнослужащие, на весь срок военной службы обеспечиваемые служебным жильем, увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций профессионального образования) и подлежащие увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • члены семей погибших (умерших) военнослужащих, признанные нуждающимися (либо имевшие основания быть признанными нуждающимися) в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, выделенных Минобороны России (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) на обеспечение жильем военнослужащих;
  • граждане, уволенные с военной службы с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Отметим также, что на официальном сайте Минобороны России запущен онлайн-калькулятор, позволяющий военнослужащему рассчитать размер жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. Для расчета достаточно ввести данные о количестве членов семьи, наличии или отсутствии права на дополнительную площадь, выбрать соответствующий диапазон выслуги лет, от которого зависит повышающий коэффициент, существенно влияющий на размер субсидии.

Как отмечает Управление пресс-службы и информации Минобороны России, методические рекомендации по приобретению жилья при помощи жилищной субсидии предназначены для повышения юридической грамотности и минимизации рисков военнослужащих при покупке квартиры.

  • Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"
  • В 2014 году планируется выдать более 10 тыс. государственных жилищных сертификатов – ИА "ГАРАНТ", 11 апреля 2014 г.
  • Определен порядок расчета субсидии военнослужащим для приобретения или строительства жилого помещения – ИА "ГАРАНТ", 7 февраля 2014 г.
  • В Москве могут создать фонд доступного арендного жилья – ИА "ГАРАНТ", 15 января 2014 г.
  • Военнослужащих могут наделить правом получать единовременную выплату на приобретение жилого помещения – ИА "ГАРАНТ", 5 декабря 2013 г.

Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская подвела итоги работы комитета за 2013 год на пресс-конференции, состоявшейся 19 декабря текущего года в пресс-центре РИА Новости. Предлагаем краткий обзор основных законодательных инициатив, а также тенденций применения действующих законов в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://www.garant.ru/news/545205/

Согласно действующему законодательству, военнослужащие относятся к особой категории граждан, статус которых определён ФЗ №76, и которым государством гарантирован порядок предоставления постоянного жилья военнослужащим. Осуществляется это по нескольким программам, включающим в себя как выдачу квартир в натуральном виде, так и предоставление денежной субсидии на приобретение недвижимости. Гражданам, прибывшим по месту прохождения службы, а также сопровождающим их членам семьи, в течение 3-х месяцев обязаны предоставить жилье, на которое имеется право на время прохождения службы.

Положение о предоставлении жилья военнослужащим предусматривает, что при отсутствии возможности выдать служебное жилье, военный имеет право на самостоятельный наём жилого помещения, вследствие чего ему положена денежная компенсация, в размерах, определённых законодательными актами.

Кроме того, определённым категориям граждан, служащих в армии, может быть выдано жилье по договору социального найма, которое со временем он сможет приватизировать.

Однако, приватизация квартир в закрытом военном городке не всегда возможна из-за ведомственной принадлежности земли и недвижимости Минобороны.

Права военного на жилплощадь

Как же быть в случае увольнения военнослужащего со служебной квартирой? Служебное помещение не может быть передано в его собственность, так как по закону выдается только на срок прохождения службы, к тому же подобные квартиры как правило находятся в закрытых городках.

Поэтому при увольнении, порядок сдачи служебного жилья военнослужащими и членами их семей предусматривает освобождение занимаемой жилплощади не позднее 3-х месяцев после увольнения.

Но, получая служебную квартиру, за их владельцами сохраняются права:

  • в течение пяти лет на жилые помещения, где они ранее проживали.
  • они не могут быть исключены из списков лиц, нуждающихся в жилье.

Последнее даёт им право на участие в военной ипотеке или получение ЕДВ на покупку недвижимости.

Кроме того, отказ военнослужащего от квартиры в служебном фонде, даёт право на получение недвижимости по договору социального найма помещений, которые выдаются государством на основании очереди.

Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае:

  • Выход на пенсию по достижении им стажа военной службы не менее 20 лет.
  • Увольнения по достижении им стажа 10 лет, по следующим обстоятельствам: достижения предельного возраста и ОШМ.

Этим категориям военных согласно ст. 15 ФЗ №76 государство обязано предоставить в собственность или по договору соцнайма квартиру, находящуюся в федеральной собственности.

Квартира предоставляется в любом регионе страны согласно нормам обеспечения жилой площади. Остальные категории военных освобождают жилые помещения без предоставления жилого помещения.

Например, если служащий по контракту и не обеспеченный жилым помещением, имеющий выслугу от 10 до 20 лет, увольняется по причине неисполнения им условий контракта, то теряется льгота на получение жилплощади или субсидии на ее приобретение.

Обеспечение жилой площадью

Военные, имеющие выслугу 10 и более лет, уволенные по ОШМ, состоянию здоровья, достижению предельного возраста, которые были поставлены на учёт до 01.01.2005 года как нуждающиеся в жилой площади могут претендовать на:

  1. Предоставление недвижимости в собственность,
  2. Предоставление недвижимости по договору соц. найма,
  3. ЕДВ на приобретение недвижимости или строительство.

Нуждающийся в жилье контрактник может выбрать любую форму обеспечения жилой недвижимостью, которая осуществляется за счёт бюджетных средств. В зависимости от конкретной ситуации и формы жилобеспечения, жилье военнослужащим уволенным в запас предоставляется на основании действующих нормативов. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, закреплено в законодательстве, в соответствии с причинами прекращения службы. Например, квартиры военным в Ростове на Дону доступны в сданном ЖК "Суворовский".

При получении квартиры, размеры её рассчитываются исходя из норм жилой площади, установленных законодательством. При получении субсидии, сумма ее рассчитывается исходя из той же нормы жилплощади и стажа военной службы в календарном исчислении, без учета льготного стажа.

Для оформления договора соцнайма, военный-очередник должен подать рапорт об освобождении служебного помещения, так как до сдачи им служебного помещения, договор соц. найма заключён быть не может (согласно п.18 Инструкции от 30.09.2010 N 1280).

Получается, что инструкция обеспечения жильем военнослужащего, имеющего выслугу 10 и более лет, уволенного по вышеуказанным основаниям, обязывает освободить занимаемое им и членами семьи служебное жилье, до выделения ему другой жилплощади в собственность или по договору соцнайма, а также субсидии на её приобретение.

Однако, в этом случае согласно ст.14 ФЗ №76 военнослужащие, числящиеся в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеют право на получение компенсации, размер которой определяется Правительством.

Выход в запас без обеспечения жилплощадью

В соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" компенсация за поднаем жилья уволенным военнослужащим положена, если они были признаны нуждающимися в жилплощади и поставлены на очередь до 01.01.2005 года. Кроме того, если у них в семье 3 и более детей, то размер выплаты повышается на 50%.

Форум военнослужащих по обеспечению жильем, а также посвящённые воинской службе, часто задают вопрос: могут ли уволить военнослужащего без жилья?

Так вот, уволить военного без предоставления жилой площади могут:

  • Если стаж службы менее 10 лет,
  • Если выслуга составляет от 10 до 20 лет, уход в запас по причинам, не связанным с ОШМ, состоянием здоровья и достижением предельного возраста.
  • Если военнослужащий согласен на такое увольнение.

Защитника Отечества, имеющего стаж от 20 лет и более, уволить без предоставления жилой площади не имеют права, эта категория военнослужащих подлежит обеспечению положенной жилой площадью в любом случае.

Увольнение военнослужащего после получения жилплощади в собственность или по договору соц. найма не влечёт никаких правовых последствий, ограничивающих его права на уже полученное жилое помещение.

Увольнение военного, отслужившего от 10 до 20 лет, по ОШМ, состоянию здоровья и достижению им предельного возраста, без выделения ему жилья, за ним сохраняется право на получение недвижимости в собственность или по договору соц. найма на общих основаниях.

Кроме того, если он не желает проживать по месту прохождения им службы, и избирает для постоянного места жительства другой регион, то имеет право на получение ЕДВ для приобретения жилплощади.

Предоставление жилья военнослужащим по избранному месту жительства (ИПМЖ) — решение жилищного вопроса с использованием субсидии, не противоречит законодательству, и даёт возможность приобрести собственную квартиру в любом регионе страны.

http://gosvoenipoteka.ru/page/obespechenie-zhilploshhadju-pri-uvolnenii-so-sluzhby