Федеральный налог на имущество предприятий организаций

В последнее время многие предприятия активно пользуются правом на льготу по налогу на имущество, которое предоставлено подпунктом "и" ст. 4 Закона России от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее — Закон о налоге на имущество): "данным налогом не облагается имущество . организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников".

Использование данной льготы очень просто и дешево. Например, специально под приобретение недвижимости создается фирма. В штат фирмы набирают пять человек, трое из которых инвалиды. Соблюдение еще нескольких нюансов, и организация имеет право льготировать налог на имущество на все 100%. Все вроде бы достаточно легко и просто.

Однако, далеко немногие налогоплательщики осведомлены, какие подводные камни таит в себе эта норма. Правоприменительная практика знает примеры, когда организация, приобретая недвижимость, набирает в свой штат инвалидов, будучи уверена, что не должна будет платить налог на имущество с указанной недвижимости, при этом полностью полагаясь на всесилие федерального законодателя. Так ли это на самом деле?

Попробуем разобраться с данным вопросом.

Как известно, налог на имущество предприятий отнесен к числу региональных налогов, то есть именно субъекты РФ обладают исключительными полномочиями по его установлению (изменению, корректировке и т.п.). Что бы продемонстрировать большую актуальность данной нормы рассмотрим следующий пример.

ООО "Альфа" зарегистрировано в Клинском районе Московской области. ООО "Альфа" имеет в собственности нежилое здание. Основным видом деятельности ООО "Альфа" является сдача в аренду помещений этого здания. Для того, чтобы не платить налог на имущество, ООО "Альфа" ввело в штат более 50% инвалидов.

Однако, местная налоговая инспекция указала на необходимость уплаты налога на имущество предприятий, на том основании, что в Московской области действует Закон от 28 июля 1997 года N 39/97-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области". В соответствии со ст. 17 этого закона льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется организациям при наличии следующих условий:

а) среднесписочная численность пенсионеров по инвалидности в организации составляет не менее 30 процентов от общей численности работающих и доля фонда заработной платы, выплаченная пенсионерам по инвалидности в соответствующем отчетном периоде, в общей сумме фонда заработной платы организации составляет не менее 20 процентов

либо численность пенсионеров по инвалидности и старости в организации составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих и доля фонда заработной платы, выплаченная пенсионерам по инвалидности и пенсионерам по старости в соответствующем отчетном периоде, в общей сумме фонда заработной платы организации составляет не менее 35 процентов;

б) среднесписочная численность работающих в организации составляет не менее 50 человек.

в) высвобождаемые средства направляются на социальные нужды пенсионеров по инвалидности, обеспечение занятости пенсионеров по инвалидности, сохранение и увеличение числа рабочих мест для них.

Таким образом, основания для применения льготы по налогу на имущество в Московской области совершенно иные, чем предусмотрено в федеральном законе.

Получается коллизия. Федеральный закон устанавливает одни основания для применения льготы (при этом предоставляя субъектам только лишь расширять ее содержание), а закон субъекта предусматривает совершенно иные основания. Как быть?

Согласно п. 1 ст. 76 Конституции России по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).

И самое главное. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Таким образом, в приведенном примере налоговый орган совершенно прав. На территории Московской области льгота, установленная Законом России о налоге на имущество предприятий не применяется.

Кое-кто может возразить, что в Московской области нет специального закона о налоге на имущество предприятий. Да, такого закона в Московской области нет. Однако правомерность налогового регулирования по налогам, которые не имеют собственного правового регулирования на уровне субъекта, уже изучалась Конституционным Судом России.

Так в постановлении Конституционного Суда России от 21 марта 1997 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" было указано следующее: "Из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт "и" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.".

Таким образом, порядок применения льготы при налогообложении имущества предприятий в первую очередь зависит от налоговой юрисдикции налогоплательщика, поскольку в каждом субъекте Российской Федерации порядок и основания льготирования могут быть разными. Где-то сохранена федеральная льгота, где-то местное региональное законодательство устанавливает свои условия.

Тем не менее правоприменительная практика знает один способ планирования налога на имущество предприятий в подобной ситуации — создание обособленного структурного подразделения (филиала) — нечто вреде метода территориального оффшора (путем создания филиала).

Основой применения этого метода является специфика правового регулирования налога на имущество предприятий.

Дело в том, что правовое регулирования исчисления и уплаты налога на имущество на территории Российской Федерации на сегодняшний день установлено Законом о налоге на имущество (который устанавливает объект налогообложения, налоговую базу, ставку налога, налоговый период, порядок исчисления и сроки уплаты налога), а также законами корректирующими льготы по данному налогу (как, в частности, в Московской области).

Таким образом, в связи с практически повсеместным отсутствием в субъектах Российской Федерации специальных нормативно-правовых актов, устанавливающих налог на имущество, этот налог на территории таких субъектов исчисляется по правилам, установленным Законом о налоге на имущество.

Итак, каков порядок обложения имущества филиалов? Правило таково, что налог на имущество платится не в зависимости от его местонахождения, а в зависимости от того, кто является владельцем облагаемого имущества.

Так филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет являются плательщиками налога на имущество (ст. 1 Закона о налоге на имущество предприятий). При этом, исходя из ст. 2 Закона о налоге на имущество, они платят налог с имущества находящегося у них на балансе. Таким образом вопрос о применении льготы по налогу на имущество решается в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество (головного предприятия или филиала).

Несколько сложнее обстоит ситуация с филиалами без выделенного баланса и отдельного расчетного счета, которые вообще не являются плательщиками налога на имущество. За них налог платят создавшие их организации. Так, согласно ст. 7 Закона о налоге на имущество организации, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленным настоящим законом, в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств этих подразделений.

Из указанной нормы следует, что в случае когда в организации есть имущество, подлежащее налогообложению и расположенное в том субъекте России, где не применяется льгота, установленная подп. "и" ст. 4 Закона о налоге на имущество предприятий, может оказаться экономически целесообразно поступить следующим образом.

Во-первых, зарегистрировать организацию владельца имущества в том субъекте России, где льгота, установленная подп. "и" ст. 4 Закона о налоге на имущество предприятий применяется.

Во-вторых, для обеспечения эксплуатации и поддержания облагаемого имущества по месту его нахождения создать филиал, без выделенного баланса и отдельного расчетного (текущего) счета.

В-третьих, зарегистрировать имущество на головное предприятие и учитывать его на балансе указанного предприятия. Причем не следует составлять какие либо документы, свидетельствующие о наделении филиала имуществом.

В-четвертых, в положении о филиале указать, что его имущество образуется из средств, закрепленных за ним основной организацией или переданных ему по иным основаниям.

В-пятых, в местную налоговую инспекцию по месту нахождения филиала следует сдавать нулевые расчеты по налогу на имущество (с сопроводительной справкой свидетельствующей об отсутствии у филиала какого-либо имущества), в то время как в налоговый орган в котором зарегистрировано головное предприятие следует сдавать расчеты с указание всего имущества, имеющегося в организации.

Следует отметить, данная позиция отчасти подтверждается и письмом Министерства по налогам и сборам РФ от 10 мая 2000 года N 04-3-07/412, где сказано: "учитывая, что Законом РФ "О налоге на имущество предприятий" не предусмотрен порядок зачисления налога по месту нахождения недвижимого имущества, остаточная стоимость указанного в письме имущества должна быть включена в расчет среднегодовой стоимости имущества головной организации. Исчисление и уплата налога на имущество предприятий производится по месту нахождения организации".

А.А. Николаев, к.ю.н,

Консалтинговая группа "Экон-Профи"

А.А. Николаев, Консалтинговая группа "Экон-Профи"

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://www.garant.ru/article/6751/

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Налог на имущество организаций

• иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и/или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе, а также в исключительной экономической зоне РФ.

• имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и/или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, в том числе гражданской, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

• каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

• каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации;

• обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

• облагаемого по разным налоговым ставкам.

2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

4) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и/или реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

5) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

7) протезно-ортопедические предприятия;

8) коллегии адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

9) государственные научные центры.

2) ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

3) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

4) железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

5) космических объектов;

6) судов, зарегистрированных в Российском международном регистре судов.

Транспортный налог

2) легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с, полученные через органы социальной защиты населения, и легковые автомобили, специально оборудованные для инвалидов;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, являющиеся собственностью организаций, осуществляющих в основном пассажирские и/или грузовые перевозки;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, для перевозки птицы и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусматривается военная или приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске при подтверждении факта их угона;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

2) водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, по которым устанавливается показатель валовой вместимости;

3) другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателя.

2) пенсионеры, зарегистрированные по месту жительства в Санкт-Петербурге. Льгота предоставляется на один автомобиль отечественного производства выпуска до 1991 г. с мощностью двигателя не более 100 л. с. в виде уплаты налога в размере 70% от установленной ставки.

ЕНВД

Налог на доход от продажи квартиры

Налоговый вычет при покупке участка

Возврат подоходного налога, обзор

©2009-2017 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов

разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты

http://center-yf.ru/data/nalog/Nalogooblozhenie-imushestva-predpriyatii.php

1.Сущность и назначение налоговых платежей. 5

1.1. Налоги: их функции, структура и назначение. 5

1.2. Инструменты воздействия налогов на экономику. 6

2. Экономическая сущность и принципы взимания налогов

с предприятий. 7

3. Налог на имущество предприятий и организаций. 9

3.1.Плательщики налога на имущество. 9

3.2. Объект налогообложения. 9

3.3. Ставки налога 19

3.4. Порядок учета и уплаты налога в бюджет 20

Список литературы 25

В в е д е н и е.

Государственные налоги возникли вместе с появлением государства как средство по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций. Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер. В капиталистических странах наблюдается большой удельный вес налогов в общем объеме национального дохода: от одной трети до половины его размера. Эти средства направляются на военные цели, содержание государственного аппарата, финансирование разного рода программ по регулированию экономики. Основная часть налоговых поступлений в экономике капиталистических стран формируется за счет налогов населения (физических лиц).

Подобные процессы происходят сейчас и в нашей стране в связи с переходом к рынку. Однако, в отличие от капиталистических стран, в общей сумме поступающих налоговых платежей значительный объем занимают и суммы налогов предприятий, организаций и учреждений.

Налог на имущество предприятий введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Хотя он не причислен к основным видам налогов ( в рыночной экономике основными налогами считаются подоходный налог; налог на прибыль предприятия; косвенные налоги; взносы социального страхования), однако для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц.

Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение порядка исчисления и уплаты налога на имущество юридических лиц позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующих субъектов, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот стремится стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства.

При написании работы использованы нормативные и законодательные акты федеральных и местных органов власти.

1.Сущность и назначение налоговых платежей.

1.1. Налоги: их функции, структура и назначение.

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Они представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего, для перераспределения национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщика перед государством, а экономическая — обязанность государства перед налогоплательщиком.

Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.); косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется:

— прогрессивным характером налогообложения ( при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы);

— частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране;

— наличием разнообразных налоговых льгот и скидок;

— определением начальных сумм, не облагаемых налогом.

Такие принципы делают налоговую систему гибкой, способствуют ее дифференцированному использованию.

1.2. Инструменты воздействия налогов на экономику.

Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику выступают налоговые льготы. В США их насчитывают более 100, в Великобритании — около 80.

Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных налоговых ставках для отдельных категорий плательщиков. Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов — вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения освобождается часть объекта налогообложения.

Налоговой льготой может являться отсрочка уплаты налога и полное освобождение от налога.

В нашей стране налоговым льготам уделяется повышенное внимание. На практике эта позиция себя не оправдывает. Она приводит к искажению экономических приоритетов, сужению доходной базы бюджета и создает дополнительные возможности по уходу от налогов.

Разнообразные налоговые мероприятия государства имеют противоречивые последствия. С одной стороны, они стимулируют научно — технический прогресс, структурные сдвиги и экономический рост. С другой стороны, при их применении государственный бюджет недополучает огромные средства. Постоянный поиск, в котором находится отечественная налоговая система, показывает, что пока не все ее проблемы решены.

2. Экономическая сущность и принципы взимания налогов с предприятий.

Налоги являются неотъемлемой составной частью общих налоговых поступлений в бюджет. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенстве налогообложения. Специальные правовые нормы, при помощи которых в Российской Федерации происходит регулирование доходной и расходной части государственного бюджета, взимание налогов и других государственных платежей, разработаны на основании Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней заложены юридические первоосновы налоговой системы России. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения устанавливаются федеральными законами.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоговый платеж юридического лица с экономической точки зрения представляет собой форму отчуждения принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. При этом учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. На организации не может быть возложена уплата налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками.

Обязанности налогоплательщика-юридического лица по уплате налога возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Объектом налогообложения являются хозяйственные факты, за которые берется налог:

— стоимость определенных товаров и услуг;

— отдельные виды операций с ценностями;

— пользование природными ресурсами;

— имущество, передача имущества;

— другие объекты, установленные законодательством.

Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается в связи с уплатой налога, отменой налога, ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами.

Введена в действие часть 1 Налогового Кодекса РФ в основном содержит процедурные моменты. Поэтому до введения в действие части 2 Налогового Кодекса применяются действующие ранее нормативные акты по вопросам налогообложения, не противоречащие вступившей в действие части 1 Налогового Кодекса.

3.Налог на имущество предприятий и организаций.

3.1. Плательщики налога на имущество.

К плательщикам налога на имущество относятся:

— предприятия (включая банки и другие кредитные учреждения) и организации, в том числе, с иностранными инвестициями, которые считаются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

— филиалы и другие подразделения предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный или текущий счет;

— компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации и объединения, обособленные их подразделения, которые имеют имущество на территории России, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Центральный банк России и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество.

3.2. Объект налогообложения.

Объектом налогообложения налогом на имущество являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, которые находятся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Стоимость имущества, которая становится объектом налогообложения при объединении предприятий в ходе осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, независимо от счетов бухгалтерского учета, на которых оно учитывается, а стоимость созданного или приобретенного имущества в результате этой деятельности — участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Она рассчитывается за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Если предприятие создано с начала любого другого квартала, кроме первого, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля, 1 июля, 1 октября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал; если предприятие создано во второй половине квартала, среднегодовая стоимость рассчитывается начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания.

Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются остатки актива баланса по следующим счетам бухгалтерского учета:

1. По предприятиям, применяющим План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 с изменениями и дополнениями:

— 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы износа);

— 04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы износа, учтенного на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");

— 11 "Животные на выращивании и откорме";

— 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы " (за минусом суммы износа, учтенного на счете 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов");

— 15 "Заготовление и приобретение материалов";

— 20 "Основное производство"*;

— 21 "Полуфабрикаты собственного производства";

— 23 "Вспомогательные производства";

— 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";

— 30 "Некапитальные работы";

— 31 "Расходы будущих периодов";

— 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам". При определении налогооблагаемой базы остатки по счету 20 "Основное производство" или 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам" уменьшают на незавершенное производство продукции и выполненные этапы работ по государственному оборонному заказу, дальнейшее производство которых приостановлено из-за отсутствия бюджетного финансирования;

— 40 "Готовая продукция";

— 41 "Товары" (покупная цена). Предприятия розничной торговли и общественного питания стоимость товаров, поступивших от поставщиков, учитывают в расчетах налогооблагаемой базы без налога на добавленную стоимость;

— 44 "Издержки обращения";

— 45 "Товары отгруженные";

— 16 "Отклонение в стоимости материалов".

В налогооблагаемой базе учитываются и прочие запасы и затраты, отраженные по статье "Прочие запасы и затраты" актива баланса.

2. Для определения налоговой базы по банкам и другим кредитным организациям, начиная с расчетов за 4 квартал 1999 года, принимаются остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:

— 604 "Основные средства банков" (за минусом суммы износа, учитываемого на балансовом счете 606 "Амортизация основных средств");

— 605 "Основные средства, переданные в пользование организациям банков" (за минусом сумм износа, учитываемого на балансовом счете 606 "Амортизация основных средств");

— 608 "Лизинговые операции" (за вычетом суммы износа, учитываемого на балансовом счете 60803 "Амортизация машин, оборудования, транспортных средств, передаваемых в лизинг");

— 609 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации нематериальных активов;

— 610 "Хозяйственные материалы";

— 611 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа;

— 61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям".

3. По страховым организациям, применяющим План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденный приказом Государственного страхового надзора Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 02-02/5:

— 01 "Основные средства" и 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства" (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 02 "Износ основных средств");

— 04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 05 "Износ нематериальных активов");

— 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов");

— 31 "Расходы будущих периодов".

В налогооблагаемой базе учитываются также запасы и затраты, отраженные по статье "Прочие материальные ценности и затраты" актива баланса.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, осуществляющие бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19 января 1994 г. N 3, для определения налогооблагаемой базы принимают остатки по счетам бухгалтерского учета, отражаемым по следующим разделам актива баланса:

— I "Основные средства" (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 02 "Износ основных средств");

— II "Материалы и запасы";

— III "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы";

— IV "Затраты на производство и другие цели";

— VII "Расходы" (за минусом остатков по статье 16 "Расходы на капитальный ремонт" и статье 12 "Расходы на приобретение оборудования и инвентаря" субсчета 215 "Расходы за счет внебюджетных фондов"; остатков по субсчету 221 "Расходы за счет средств Федерального фонда по обязательному медицинскому страхованию" и субсчет 222 "Расходы за счет средств территориальных фондов по обязательному медицинскому страхованию").

В расчетах налогооблагаемой базы остаточная стоимость основных фондов исчисляется плательщиками из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, установленной постановлениями Правительства Российской Федерации.

Налогом не облагается имущество:

а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; коллегий адвокатов и их структурных подразделений;

б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от этих видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

в) специализированных протезно-ортопедических предприятий;

г) используемое исключительно для нужд образования и культуры. Это имущество дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, которые ведут подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи; центров, клубов и кружков в сфере образования; предприятий и организаций, которые выпускают или реализуют учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляют снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования; курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения; детских экскурсионно-туристических организаций, а также других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования; стационарных и передвижных клубов, домов и дворцов культуры; библиотек; музеев; зоопарков; парков культуры и отдыха; социально-культурных специализированных и многофункциональных комплексов и объединений; научно-методических центров творчества и культурно-просветительной работы; театров, стационарных и передвижных цирков; филармоний; кинопроката; кинотеатров; киноустановок; киностудий; планетариев;

д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;

е) предприятий народных художественных промыслов.

ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным циклом поставок и работ; запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. К ним, в частности, относятся законсервированные материальные ценности предприятий;

з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ; общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении прибыли на содержание общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Те из них, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, в том числе сдачу в аренду имущества или хранении средств на депозитных счетах в банках, являются плательщиками налога на имущество в общем порядке. Уплата налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности.

Не рассматривается как предпринимательская деятельность обязанность банка платить общественным объединениям и ассоциациям за остаток средств на расчетном или текущем счете в соответствии с договором на расчетно-кассовое обслуживание

и) общественных организаций инвалидов и других предприятия, учреждения и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников. Под общим числом работников понимается среднесписочная численность сотрудников предприятия, в которую включены работники, состоящие в штате, совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу; государственных научных центров, научно-исследовательских, конструкторских учреждений, опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых за отчетный год научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов, их филиалов и других аналогичных подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный или текущий счет.

При определении права на льготу налоговые органы руководствуются данными государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, другими документами, по которым возможно установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ. Если по результатам отчетного года этот объем работ составляет менее 70 процентов, то уплата налога производится в обычном порядке.

л) предназначенное исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

м) предприятий и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения);

о) специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций;

р) иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ и проектов: жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями. Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации.

с) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований. Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость соответствующих объектов (за вычетом суммы их износа):

а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.

При применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 к ним следует относить объекты жилищно-коммунальной сферы:

— жилой фонд; гостиницы (без туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство — объекты внешнего благоустройства; улично-дорожная сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов; сооружение и оборудование пляжей и переправ; элементы водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения; очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо- тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства;

— объекты социально-культурной сферы;

— объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.

Под балансовой стоимостью объекта признается стоимость имущества по статьям актива баланса.

б) объектов, которые используются исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;

в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.

г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, в том числе подъездных путей, принадлежащих железной дороге, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии этих объектов;

д) спутников связи;

ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, автомобильных дорог общего пользования;

з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.

Для правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет льготируемого и не подлежащего льготированию имущества.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 процентов от размера налогооблагаемой базы.

Конкретные ставки налога определяются в зависимости от видов деятельности предприятий и устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации. Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий законодательство не разрешает.

Если нет решения законодательных органов субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога, то применяется максимальная ставка налога на имущество — 2 процента.

3. 4. Порядок учета и уплаты налога в бюджет

Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет, а в бухгалтерском учете относится на финансовые результаты деятельности предприятия. По банкам и другим кредитным организациям сумма налога относится на операционные и разные расходы. Она исчисляется плательщиками самостоятельно — ежеквартально нарастающим итогом с начала года, исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества и ставки налога.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества по отчетным формам представляются предприятиями в налоговые органы по месту своей регистрации вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Предприятие, осуществляющее ведение бухгалтерского учета ценностей и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, сообщает другим участникам договора сведения о стоимости имущества, созданного или приобретенного и являющегося объектом налогообложения, до срока, установленного для представления налоговых расчетов.

Учет расчетов предприятий с бюджетом (кроме банков и других кредитных организаций) по налогу на имущество ведется на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество". Сумма налога отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету счета 80 "Прибыли и убытки".

Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Учет расчетов банков с бюджетом по налогу на имущество ведется на балансовом счете 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам". Сумма налога, ежеквартально отражается банками по дебету балансового счета 70209 "Другие расходы" и кредиту балансового счета 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам".

Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается банками в бухгалтерском учете по дебету балансового счета 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам" и кредиту балансового счета 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России".

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Для полного поступления платежей в бюджет предприятие обязано до наступления срока платежа сдать платежное поручение учреждению банка на перечисление налога в бюджет.

Сумма платежей по налогу на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения предприятия.

Организации, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, которые не имеют отдельного баланса и расчетного счета, зачисляют налог на имущество в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения этих подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. Уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного счета.

Причитающаяся к уплате в бюджет сумма налога по месту нахождения головного предприятия уменьшается на исчисленные суммы налога по филиалам и другим подразделениям этого предприятия, имеющим отдельный баланс и расчетный счет, которые внесли их в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в обычном порядке.

Данные, необходимые для исчисления и уплаты налога (размеры действующих ставок, расчеты среднегодовой стоимости имущества территориально обособленных подразделений и расчеты по налогу за соответствующие отчетные периоды, реквизиты счетов для зачисления налога в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов) подразделения должны направлять головному предприятию в сроки, позволяющие своевременно представить налоговым органам квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются предприятию-плательщику в десятидневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.

Зачисление суммы налога на имущество предприятий производится в соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов.

Контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет налога на имущество предприятий осуществляется налоговыми органами, в соответствии с законодательством.

Начиная с 60-х годов в развитых странах налоговая система становится важнейшим средством государственного воздействия на экономику. И это не случайное явление, так как налоговые мероприятия позволяют перераспределить в государственный бюджет возрастающую долю национального дохода и тем самым использовать их как средство стимулирования экономических процессов.

Рассмотрев порядок исчисления и уплаты налога на имущество налогоплательщиков — юридических лиц, следует отметить присущие ему характеристики:

1. Налог на имущество, несмотря на достаточно высокую ставку и относительно стабильный характер уплаты является недостаточно значимым по сравнению с другими налоговыми платежами;

2. При его исчислении практикуется использование большого количества налоговых льгот и по категориям плательщиков, и по объекту налогообложения. Это, с одной стороны, свидетельствует о желании законодателей применить дифференцированный подход к ряду категорий плательщиков, стимулировать развитие отдельных видов предпринимательства, однако практически это может привести к налоговым злоупотреблениям и недостатку бюджетных средств.

В условиях хронического неисполнения государственного бюджета налогообложение призвано в ближайшие годы решить ряд проблем государства по получению необходимых средств для выполнения своих функций. В связи с этим оно нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Однако увеличивать ставки налога на имущество предприятий было бы нецелесообразно, так как высокие ставки налогов и прогрессивная система налогообложения может отрицательно повлиять на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов, и, следовательно, отрицательно сказаться на эффективности предпринимательства. Лучшим способом получения дополнительных платежей в бюджет может стать отмена части налоговых льгот.

Финансовое здоровье налоговой системы во многом зависит не от высоких ставок налогов, а от стабильной работы предприятий, организаций и учреждений, что положительно скажется на поступлении налоговых платежей в бюджет.

Конституция Российской Федерации.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.1-2.

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1.

Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".

Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34-н.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 5, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина финансов от 1 ноября 1991 года №56 (с изменениями и дополнениями).

Письмо МНС РФ от 13 марта 2000 г. N ВТ-6-04/183 "О налоге на имущество кредитных организаций"

Письмо МНС РФ от 2 марта 1999 г. N ВГ-6-18/151 "О порядке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов в связи с введением Налогового кодекса РФ".

Письмо МНС РФ от 10 мая 2000 г. N 04-3-07/412 "Об уплате налога на имущество предприятиями, имеющими обособленные подразделения".

Курсов В.Н., Яковлев Г.А. Бухгалтерский учет в коммерческом банке.- М:1999.

Налоги. Учебник для вузов./Под ред. Черника Д.Г. — М:1996.

Окунева Л.П. Налогообложение в Российской Федерации. — М: 1996.

Павлова Л.Н. Финансы предприятий: учебник для вузов. — М:1998.

Финансы предприятий. Учебное пособие/Под ред. Бородиной Е.И. — М:1995.

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.

гуманитарные

юридические

технические

Международная валютная система

Все права на представленные на сайте материалы принадлежат www.refbank.ru.

Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

http://www.refbank.ru/nalog/2/nalog2.html