Чертеж градостроительного плана земельного участка образец

Приказ Министерства регионального развития РФ от 11 августа 2006 г. N 93

"Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка"

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 205), приказываю:

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 517 постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 840 признано утратившим силу

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 ноября 2006 г.

Регистрационный N 8456

к приказу Министерства регионального развития РФ

от 11 августа 2006 г. N 93

о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка

Настоящая Инструкция разработана в соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка" и определяет порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 205).

Форма градостроительного плана земельного участка заполняется в трех экземплярах. После утверждения первый и второй экземпляры на бумажном носителе передаются заявителю. Третий экземпляр на бумажном и электронном носителях передается в орган, уполномоченный на регистрацию градостроительного плана земельного участка.

Копия утвержденного градостроительного плана земельного участка после его регистрации передается в орган, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования.

I. Порядок заполнения общих сведений градостроительного плана земельного участка

Номер градостроительного плана земельного участка присваивается после утверждения градостроительного плана земельного участка.

Номер градостроительного плана земельного участка присваивается органом, уполномоченным на регистрацию утвержденных градостроительных планов земельных участков.

Номер градостроительного плана земельного участка имеет следующую структуру А-Б, где:

А — регистрационный номер, присвоенный муниципальному образованию, согласно Инструкции о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 136 "Об утверждении Инструкции о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации" (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 25 августа 2005 г. N 6944, "Российская газета" N 193 от 01.09.2005 г.).

Государственный регистрационный номер муниципального образования вносится в "первые десять ячеек номера градостроительного плана земельного участка;

Б — порядковый номер утвержденного градостроительного плана земельного участка муниципального образования, присвоенный органом, уполномоченным на регистрацию утвержденных градостроительных планов земельных участков.

Составные части номера отделяются друг от друга знаком "-". Цифровые индексы обозначаются арабскими цифрами.

В строке "Градостроительный план земельного участка подготовлен на основании":

— в случае, когда основанием для подготовки документации по планировке территории, в составе которой подготавливается градостроительный план земельного участка, является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, указывается наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт;

— в случае, когда основанием для подготовки документации по планировке территории, в составе которой подготавливается градостроительный план земельного участка, является решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указывается наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт;

— в случае, когда основанием для подготовки документации по планировке территории, в составе которой подготавливается градостроительный план земельного участка, является решение органа местного самоуправления, указывается наименование органа местного самоуправления, издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт;

— в случае, когда основанием для выдачи градостроительного плана земельного участка является обращение физического лица, указываются фамилия, имя, отчество физического лица, дата регистрации обращения о выдаче градостроительного плана земельного участка;

— в случае, когда основанием для выдачи градостроительного плана земельного участка является обращение юридического лица, указываются реквизиты юридического лица, организационно-правовая форма, наименование юридического лица и дата регистрации его обращения о выдаче градостроительного плана земельного участка.

В строке "Местонахождение земельного участка" указываются наименования:

— субъекта Российской Федерации;

Или указываются наименования:

— субъекта Российской Федерации;

В строке "Кадастровый номер земельного участка" указываются:

— кадастровый номер земельного участка при его наличии, дата постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

При отсутствии кадастрового номера земельного участка в строке пишется "Кадастровый номер отсутствует".

В строке "План подготовлен" указываются:

— фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица на подготовку градостроительного плана земельного участка, орган или организация, подготовивший(ая) градостроительный план земельного участка.

Лицо, уполномоченное на подготовку градостроительного плана земельного участка, ставит свою подпись, дает ее расшифровку. Подпись подтверждается печатью соответствующего(ей) органа или организации.

В строке "Представлен" указывается:

— наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, в случае, когда документы по планировке территории, в составе которых подготовлен градостроительный план земельного участка, утверждаются Правительством Российской Федерации; дата представления документов по планировке территории;

— наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае, когда документы по планировке территории, в составе которых подготовлен градостроительный план земельного участка, утверждаются высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, дата представления документов по планировке территории;

— наименование органа местного самоуправления, в случае, когда документы по планировке территории, в составе которых подготовлен градостроительный план земельного участка, утверждаются главой местной администрации, дата представления документов по планировке территории.

— в случае, когда документы по планировке территории, в составе которых подготовлен градостроительный план земельного участка, утверждены Правительством Российской Федерации, указывается наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт;

— в случае, когда документы по планировке территории, в составе которых подготовлен градостроительный план земельного участка, утверждены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, указывается наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт;

— в случае, когда документы по планировке территории, в составе которых подготовлен градостроительный план земельного участка, утверждены главой местной администрации, указывается наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

II. Порядок заполнения раздела 1. Чертеж градостроительного плана земельного участка

Чертеж градостроительного плана земельного участка выполняется на топографической основе вручную или в электронном виде. Масштаб выбирается разработчиком чертежа для отображения поставленных при подготовке градостроительного плана планировочных задач и требований.

В правом нижнем углу подготовленного чертежа оформляется угловой штамп организации с подписями разработчиков.

В строке "Масштаб" указывается масштаб, в котором выполнен градостроительный план земельного участка.

В строке "Площадь земельного участка" указывается площадь земельного участка в гектарах.

Условные обозначения к чертежу градостроительного плана земельного участка:

1) границы земельного участка наносятся сплошной линией толщиной 0,7 мм. Точки поворота границ земельного участка обозначаются точкой диаметром 2 мм. Координаты точек поворотных углов земельного участка показываются в виде выноски, номер поворотной точки обозначается арабскими цифрами высотой 5 мм (рис. 1).

2) границы зон действия публичных сервитутов наносятся сплошной линией толщиной 0,5 мм, получаемая зона заштриховывается линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм, под углом 45° (рис. 2);

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, выполняются в виде сплошной линии толщиной 1,2 мм. Линии отступа графически привязываются к реперам или капитальным зданиям, имеющимся на топосъемке. Расстояние указывается в метрах, например, 1,3; 5,2; 7,2 (рис. 3);

4) номера объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), расположенных на земельном участке, указываются в окружностях диаметром 6 мм, которые наносятся в контурах зданий (рис. 4);

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 июля 2014 г. N АКПИ14-624, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N АПЛ14-488, пункт 5 раздела II настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

5) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд наносятся сплошной линией толщиной 0,3 мм, площадь зоны заштриховывается чередующимися штрихпунктирными и сплошными линиями толщиной 0,3 мм каждая через 6 мм между ними под углом 45°. Номер зоны наносится внутри окружности диаметром 6 мм (рис. 5);

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 июля 2014 г. N АКПИ14-624, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N АПЛ14-488, пункт 6 раздела II настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

6) места допустимого размещения зданий, строений, сооружений указываются в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм перпендикулярно друг к другу (рис. 6).

7) На чертеже градостроительного плана земельного участка приводится экспликация объектов капитального строительства, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Нумерация объектов — сквозная.

В строке "Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан на топографической основе, выполненной" указываются:

— дата выполнения и наименование организации, выполнившей топографическую съемку.

В строке "Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан" указываются:

— дата разработки чертежа градостроительного плана земельного участка, наименование организации, выполнившей чертеж градостроительного плана земельного участка.

III. Порядок заполнения раздела 2. Информация о градостроительном регламенте земельного участка

Информация о градостроительном регламенте земельного участка заполняется, если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент или на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента.

В строке "Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе правил землепользования и застройки, утвержденных представительным органом местного самоуправления" указываются:

— наименование представительного органа местного самоуправления, утвердившего правила землепользования и застройки, вид и наименование нормативного правового акта об утверждении правил землепользования и застройки, дата и номер его утверждения.

— указываются основные виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки.

— указываются условно-разрешенные виды использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки.

— указываются вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки.

В случае, если в отношении земельного участка не установлен градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строке "Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе правил землепользования и застройки, утвержденных представительным органом местного самоуправления" вносится запись: "Градостроительный регламент не установлен", а в строках "основные виды", "условно-разрешенные виды", "вспомогательные виды" вносится запись: "Градостроительным регламентом не установлены".

IV. Порядок заполнения раздела 3. Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства

В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства заполняется в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. При этом указывается наименование органа (органов), издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

В случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка устанавливается градостроительный регламент, в строках и графах раздела 3, предназначенных для заполнения, вписываются слова: "Заполнение не требуется".

В строке "основные виды разрешенного использования":

— указываются основные виды разрешенного использования земельного участка.

В строке "условно-разрешенные виды использования":

— указываются условно-разрешенные виды использования земельного участка.

В строке "вспомогательные виды разрешенного использования" указываются:

— вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.

В строке "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Назначение объекта капитального строительства" указываются:

— номер объекта капитального строительства согласно чертежу градостроительного плана, назначение объекта капитального строительства.

В строке "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков объектов капитального строительства, в том числе площадь" указывается информация соответственно графам таблицы.

В графе "Номер участка согласно чертежу градостроительного плана" указывается:

— номер участка согласно чертежу градостроительного плана.

В графе "Размер (м) максимальный" указывается:

— максимальный размер земельного участка в метрах.

В графе "Размер (м) минимальный" указывается:

— минимальный размер земельного участка в метрах.

— площадь земельного участка в гектарах.

В строке "Предельное количество этажей" указывается:

— предельное количество этажей зданий.

В строке "предельная высота зданий, строений, сооружений" указывается:

— максимальная высота здания, сооружения, строения в метрах.

В строке "Максимальный процент застройки в границах земельного участка" указывается:

— отношение суммарной площади застройки зданий, строений, сооружений к площади земельного участка (в процентах).

Строка "Иные показатели" заполняется при наличии дополнительной информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства.

V. Порядок заполнения раздела 4. Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия

В строке "Объекты капитального строительства" указываются:

— номер объекта капитального строительства согласно чертежу градостроительного плана земельного участка и назначение объекта капитального строительства.

В строке "инвентаризационный или кадастровый номер" указывается:

— инвентаризационный или кадастровый номер объекта капитального строительства, дата его постановки на государственный технический учет и техническую инвентаризацию.

В строке "технический паспорт объекта подготовлен" указывается:

— дата подготовки технического паспорта объекта капитального строительства, наименование организации (органа) государственного технического учета и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, подготовившего технический паспорт.

Строка "Объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" заполняется, если на территории, для которой ведется подготовка градостроительного плана земельного участка, находятся объекты, занесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом указываются:

— номер объекта культурного наследия согласно чертежу градостроительного плана земельного участка;

— историческое назначение объекта культурного наследия и его фактическое использование;

— наименование органа государственной власти, принявшего решение о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр, наименование нормативного правового акта, дата и номер его принятия.

В строке "регистрационный номер в реестре" указываются:

— регистрационный номер и дата постановки на учет в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В случае отсутствия объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствующие строки вписываются слова: "Не имеется".

VI. Порядок заполнения раздела 5. Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

В строке "Объект капитального строительства" указываются:

— номер объекта капитального строительства согласно чертежу градостроительного плана земельного участка и назначение объекта капитального строительства.

В строке "Технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения" указывается:

— тип инженерно-технического обеспечения.

— дата, наименование органа (организации), выдавшего(ей) технические условия, номер согласно чертежу градостроительного плана земельного участка и назначение объекта капитального строительства.

VII. Порядок заполнения раздела 6. Информация о возможности или невозможности разделения земельного участка

Указывается возможность или невозможность разделения земельного участка (ненужное зачеркнуть).

Указывается наименование органа (органов), издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) и номер акта, определяющего возможность или невозможность разделения земельного участка.

В соответствии с утвержденным порядком форма градостроительного плана земельного участка заполняется в трех экземплярах. После утверждения первый и второй экземпляры на бумажном носителе передаются заявителю. Третий экземпляр на бумажном и электронном носителях передается в орган, уполномоченный на регистрацию градостроительного плана земельного участка. Копия утвержденного градостроительного плана земельного участка после его регистрации передается в орган, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования.

Даются подробные разъяснения по заполнению каждого раздела плана.

Утратил силу приказ Министра регионального развития N 40 от 13.04.2006 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка".

Приказ Министерства регионального развития РФ от 11 августа 2006 г. N 93 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 ноября 2006 г.

Регистрационный N 8456

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 16 ноября 2006 г. N 257, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 ноября 2006 г. N 47, в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", сентябрь 2006 г. N 39

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12149839/#block_1000

Е.А. Семенченко,

руководитель группы развития, нормативного правового и методического

сопровождения проектов ИАС УГРТ

ООО «Институт территориального планирования «Град», г. Омск

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Г радостроительный план земельного участка (ГПЗУ) является составляющей документации по планировке территории, подготавливаемой в целях установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрадК РФ).

Полномочиями по утверждению документации по планировке территории, выдаче ГПЗУ по обращениям физических и юридических лиц наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов (ч. 1, ч. 17 ст. 46 ГрадК РФ).

Значение Градостроительного плана земельного участка в градостроительной деятельности сложно переоценить.

Градостроительный план земельного участка необходим для осуществления архитектурно-проектировочной деятельности. Так, ГПЗУ входит в состав исходных данных, предоставляемых застройщиком или заказчиком лицу, осуществляющему подготовку проектной документации (пп. 1 ч. 6 ст. 48 ГрадК РФ). Проектная документация объектов капитального строительства должна соответствовать требованиям ГПЗУ (пп. 2 ч. 11 ст. 51 ГрадК РФ). Наличие ГПЗУ является обязательным условием выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (пп. 2 ч. 7 ст. 51 ГрадК РФ, пп. 2 ч. 9 ст. 51 ГрадК РФ, пп. 2 ч. 3 ст. 55 ГрадК РФ).

Кроме того, ГПЗУ используется при подготовке межевого плана земельного участка, необходимого для постановки земельного участка на кадастровый учет. Согласно ч. 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ данных земельных участков, в случае если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, определяется с учетом такого документа.

В связи с этим, ГПЗУ имеет огромную потребительскую ценность для правообладателя недвижимости, застройщика. Выдача ГПЗУ является одним из основных направлений текущей деятельности органов местного самоуправления, уполномоченных в области градостроительства.

Правовое регулирование требований к составу и форме Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)

Во исполнение ч. 5 ст. 44 ГрадК РФ и в соответствии с пунктом 5.2.3.1 Положения о Минрегионе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 № 40, Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 были утверждены новые требования к форме Градостроительного плана земельного участка.

Момент вступления в силу новых требований был определен моментом признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 29.12.2005 № 840, которым были утверждены ранее действовавшие требования к форме градостроительного плана земельного участка. 14 июля 2011 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 517 согласно которому Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 № 840 было признано утратившим силу.

Таким образом, с 14 июля 2011 года подготовку и утверждение ГПЗУ необходимо осуществлять в соответствии с новыми требованиями, утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207.

Отметим, что разработка новой инструкции по заполнению формы Градостроительного плана земельного участка Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 не предусмотрена. Более того, полномочия по разработке такой инструкции не предусмотрены Положением о Минрегионе РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 № 40.

Разработка инструкции может быть осуществлена в рамках полномочий по разработке и утверждению правовых актов по вопросам ведения Минрегиона РФ при условии включения такого пункта в план нормотворческой деятельности. С учетом отсутствия обязательных требований и механизма ответственности, разработка инструкции по заполнению новой формы ГПЗУ может быть отложена на неопределенное время.

Тем не менее, Приказ Минрегиона РФ от 11.08.2006 № 93 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка» не признан утратившим силу и действует в части, не противоречащей Приказу Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207. За вычетом некоторых изменений, требованиями инструкции о порядке заполнения формы ГПЗУ, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 11.08.2006 № 93, можно руководствоваться при заполнении новой формы ГПЗУ.

Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» вступил в силу, но отдельные положения приказа вступают в противоречие с требованиями к составу ГПЗУ, установленными ст. 44 ГрадК РФ.

Так, ч. 3 ст. 44 установлены требования к составу Градостроительного плана земельного участка. Согласно ч. 5 ст. 44 ГрадК РФ форма ГПЗУ устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минрегион РФ). Согласно ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 № 28) унифицированная форма документа — это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации. Таким образом, установление формы является установлением порядка расположения реквизитов в документе и не предполагает установление требований к составу и содержанию документа.

Требования к составу ГПЗУ, установленные ч. 3 ст. 44 ГрадК РФ, представляют собой закрытый перечень объектов, которые должны указываться в ГПЗУ.

Вышеуказанные обстоятельства исключают возможность толкования соотношения норм ГрадК РФ, устанавливающих требования к составу ГПЗУ, и норм Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» как норм общего и специального характера. Соответственно, невозможно применить правило содержательной коллизии «Lex specialis derogat generalis» («Специальный закон вытесняет общий»). Следовательно, подлежит применению правило «Lex superior derogat legi inferiori» («Высший по силе закон отменяет закон, низший по силе»).

Вышеизложенное подтверждается нормами ГрадК РФ. Согласно ч. 2 ст. 3 ГрадК РФ федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГрадК РФ.

Таким образом, при возникновении коллизий подлежат применению нормы ГрадК РФ, как акты высшей юридической силы и применение новой формы ГПЗУ осуществляется с изъятиями положений, противоречащих ГрадК РФ.

Противоречия между нормами ГрадК РФ и нормами Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 являются следствием нарушения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, согласно которым одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Противоречие нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти законодательству РФ является, согласно п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», основанием для направления Минюстом РФ представления об отмене или изменении принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта.

В случае неисполнения представления Минюст РФ вносит в Правительство РФ предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием, отражающим позиции Минюста РФ и федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего распоряжения Правительства РФ.

Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» прошел регистрацию в Минюсте РФ 24.05.2011, однако угроза его отмены (изменения, приостановления действия) по вышеуказанным основаниям сохраняется.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта, противоречащим закону полностью или в части.

Для определения положительных и отрицательных качеств новой формы ГПЗУ проведем сравнительный анализ норм Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 и ГрадК РФ, иных правовых актов в области градостроительной деятельности.

Основные изменения требований к форме Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)

1. Из новой формы полностью исключен раздел V ГПЗУ «Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Данное изменение следует оценить положительно. Информация, ранее описываемая в указанном разделе: тип инженерно-технического обеспечения, наименование организации и дата выдачи технических условий, — являлась их реквизитами, содержание технических условий в ГПЗУ не указывалось. Получение технических условий осуществляется при формировании земельного участка, на момент выдачи градостроительного плана технические условия уже получены, поэтому внесение в ГПЗУ информации такого рода нецелесообразно.

Однако, исключение раздела V ГПЗУ «Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» противоречит законодательству, поскольку требования к указанию информации о технических условиях в составе ГПЗУ не были исключены из ч. 3 ст. 44 ГрадК РФ.

В настоящий момент при разработке ГПЗУ следует руководствоваться требованиями ГрадК РФ (в данном случае это невозможно, поскольку старая форма градостроительного плана утратила силу, а требования к составу и содержанию информации о технических условиях не определены ГрадК РФ).

2. Титульный лист Градостроительного плана земельного участка дополнен строками «описание местоположения границ земельного участка», «описание месторасположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства)». Ранее описание местонахождения земельного участка завершалось указанием поселения, цель данных дополнений — детализация местонахождения земельного участка, но выбранные формулировки этому не способствуют.

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В новой форме ГПЗУ информация о координатах поворотных точек границ земельного участка указывается на чертеже ГПЗУ. Во избежание дублирования информации следует внести изменения в форму ГПЗУ и исключить строки «описание местоположения границ земельного участка».

Удостоверение местоположения пространственного объекта согласно ГОСТ Р 53339-2009 «Данные пространственные базовые. Общие требования» представляет собой описание пространственного объекта с помощью набора данных, включающего в себя координатное описание, идентификатор, наименование (при наличии — адрес) объекта, описание его топологических отношений с другими пространственными объектами, предоставляемое юридически значимым источником пространственных данных.

Таким образом, описать местоположение пространственного объекта (земельного участка, объекта капитального строительства) возможно посредством:

  1. топологических отношений с другими пространственными объектами (при их наличии);
  2. предварительного (строительного) адреса проектируемого объекта
  3. координатного описания, при этом на этой стадии градостроительного проектирования точное место размещения проектируемого объекта в пределах места допустимого размещения объекта капитального строительства может быть неизвестно.

Использование данных характеристик возможно при изменении формулировки «описание местоположения границ земельного участка» на «описание местоположения земельного участка».

Описать «месторасположение проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства)», при отсутствии утвержденной проектной документации, присвоенного предварительного (строительного) адреса объекта не представляется возможным. В этом случае функцию указания местоположения проектируемого объекта выполняет категория «место допустимого размещения объекта».

3. Титульный лист дополнен информацией о площади земельного участка, при этом сведения о площади земельного участка далее указываются под чертежом ГПЗУ, в п. 2.2.1 и п. 2.2.5 формы ГПЗУ. Для исключения дублирования необходимо внести изменения и оставить только одно упоминание о площади земельного участка.

4. В новой форме ГПЗУ детализированы требования к материалам картографических работ, на основании которых выполняется Градостроительный план земельного участка:

  1. ГПЗУ создается на основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального законодательства;
  2. ГПЗУ на линейные объекты создается на основании картографического материала, выполненного в масштабе: 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000 (при подготовке картографического материала необходимо руководствоваться требованиями федерального/регионального законодательства);
  3. чертеж ГПЗУ разрабатывается на топографической основе, выполненной кадастровым инженером.

Требование, указанное в п. 2, противоречит федеральному законодательству. Так, Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ в ч. 1 ст. 44 ГрадК РФ были внесены изменения, согласно которым подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Таким образом, подготовка ГПЗУ в отношении земельных участков, застроенных линейными объектами или предназначенными для строительства линейных объектов, не предусматривается.

До момента приведения Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 в соответствие с требованиями федерального законодательства действуют нормы ГрадК РФ, как имеющие высшую юридическую силу. Ранее в качестве лица, выполнившего картографические работы, указывалась организация, в новой форме таким лицом является кадастровый инженер.

Отсюда следует, что при подготовке Градостроительного плана земельного участка необходимо использовать топографическую основу, подготовленную кадастровым инженерам. При этом требования к актуальности топографической основы, как и к актуальности ГПЗУ, не установлены, следовательно, она должна быть актуальна на момент подачи заявления о выдаче ГПЗУ. Также не установлено, в составе каких именно работ должна быть подготовлена соответствующая топографическая основа (например, кадастровые, землеустроительные).

ГрадК РФ не устанавливает требований к документам, предоставляемым заявителем совместно с заявлением о выдаче Градостроительного плана земельного участка. Таким образом, при отсутствии требований, установленных региональными и муниципальными правовыми актами (вопрос о наличии таких полномочий у органов местного самоуправления решается неоднозначно), подготовку (получение) топографической основы, необходимой для подготовки ГПЗУ, обязан обеспечить орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу ГПЗУ.

В связи с этим возникает риск несоблюдения нормативных сроков подготовки Градостроительного плана земельного участка, поскольку подготовку топографической основы необходимо осуществлять кадастровому инженеру. Расходы по выполнению указанных работ в таком случае также возлагаются на орган местного самоуправления.

Поэтому органам местного самоуправления необходимо включать услугу по подготовке топографической основы кадастровым инженером в перечень услуг необходимых и обязательных для подготовки и выдачи Градостроительного плана земельного участка (см. ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). В этом случае, даже при отсутствии соответствующих требований к предоставлению топографической основы заявителем на федеральном уровне, запрос топографической основы у заявителя будет являться легитимным.

5. В соответствии с новыми требованиями к форме Градостроительного плана земельного участка на чертеже ГПЗУ указывается ситуационная схема, что нагляднее позволяет отобразить местоположение земельного участка.

В качестве положительных моментов изменения требований к чертежу ГПЗУ можно отметить включение в состав чертежа красных линий и информации об ограничениях использования земельного участка. Информация об ограничениях в использовании земельного участка, согласно новым требованиям, представляет собой информацию о зонах охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитных, водоохранных и иных зонах. Таким образом, информация об ограничениях в использовании земельного участка является информацией о зонах с особыми условиями использования территорий. Следовало бы изменить формулировку, поскольку «ограничения» — более широкое понятие чем «зона с особыми условиями использования территории» и может включать в себя сервитуты, иные ограничения в использовании, устанавливаемые правовыми актами.

Отметим, что включение ситуационной схемы, красных линий и информации об ограничениях в состав чертежа ГПЗУ не предусмотрено ст. 44 ГрадК РФ. Соответственно, данные положения не подлежат применению, как противоречащие ГрадК РФ, для обеспечения легитимности указанных требований в ГрадК РФ должны быть внесены изменения.

В соответствии с новыми требованиями к форме ГПЗУ на чертеже ГПЗУ указывается информация о параметрах разрешенного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 38 ГрадК РФ, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:

  1. минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  2. предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
  3. максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
  4. иные показатели.

Требования к способу указания данных параметров на чертеже ГПЗУ, за исключением первого, не установлены. Возможно, они будут установлены при утверждении новой инструкции по заполнению формы Градостроительного плана земельного участка.

Аналогичные параметры указываются в текстовой форме в пункте 2.2 Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, что ставит вопрос о целесообразности указания параметров на чертеже ГПЗУ.

6. Внесены изменения в описание информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства.

Так, для заполнения информации о наименовании представительного органа местного самоуправления, реквизитов акта об утверждении правил землепользования и застройки, информации обо всех предусмотренных видах разрешенного использования земельного участка (за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных и муниципальных нужд предусмотрены общие графы (п. 2, п. 2.1.) вне зависимости от того, распространяется ли действие градостроительного регламента на земельный участок, и устанавливается ли градостроительный регламент на земельный участок. В целом такой подход, как соответствующий принципу нормативной экономии, следует оценить положительно. Однако при его применении следует учесть, что требования к разрешенному использованию земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется (градостроительные регламенты не устанавливаются), могут быть установлены федеральными и региональными правовыми актами. Соответствующую информацию следует внести в пояснение к п. 2 формы Градостроительного плана земельного участка.

Прочие требования — вносятся в разные таблицы и отличаются в зависимости от типа земельного участка.

Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, предельным (минимальным и (или) максимальным размерам земельных участков и объектам капитального строительства), предельному количеству этажей или предельной высоте зданий, строений, сооружений, максимальному проценту застройки земельного участка — необходимо заполнять в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов распространяется, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков — необходимо заполнять в отношении земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется (градостроительные регламенты не устанавливаются).

Состав таблиц отличается, при этом принцип, по которому сформированы характеристики, указанные в таблицах, определить не представляется возможным.

Например, для земельных участков, на которые градостроительный регламент распространяется, установлена следующая форма таблицы.

Кадастровый номер земельного участка, согласно чертежу ГПЗУ
Длина (метров)
Ширина (метров)
Полоса отчуждения
Охранные зоны
Площадь земельного участка (га)
Номер объекта кап. стр-ва согласно чертежу ГПЗУ
Размер (м)
Площадь объекта кап. стр-ва

В ранее действовавшей форме Градостроительного плана земельного участка в таблице содержались следующие сведения: номер участка согласно чертежу ГПЗУ, размер (м) максимальный и минимальный, площадь (га).

Замена номера участка согласно чертежу ГПЗУ на кадастровый номер земельного участка вполне обоснованна, поскольку подготовка Градостроительного плана земельного участка осуществляется применительно к земельным участкам, поставленным на кадастровый учет.

Дополнены требования по указанию длины и ширины земельного участка, при наличии информации о площади земельного участка, его координатах, целесообразность указания данных сведений весьма сомнительна. Кроме того, довольно сложно определить длину и ширину земельного участка, в случае если он имеет сложную конфигурацию.

Анализ норм законодательства показывает, что полоса отчуждения — разновидность зоны с особыми условиями использования, устанавливаемая при размещении линейных объектов (например, воздушных, радиорелейных линий связи, железных дорог). Включение этой характеристики в таблицу не имеет смысла, поскольку:

  1. ГПЗУ в отношении земельных участков, застроенных линейными объектами или предназначенными для строительства линейных объектов, не подготавливаются;
  2. в таблице имеется графа «Охранные зоны» (которую следует переименовать в «Зоны с особыми условиями использования территорий», поскольку охранная зона только одна из множества разновидностей зон с особыми условиями использования территорий).

Отметим, что до момента утверждения соответствующих инструкций не представляется возможным установить, какого рода сведения об охранных зонах следует включать в таблицу (наименование, площадь и т.п.).

В таблице остались сведения о максимальных и минимальных размерах, однако расположение этих граф в таблице дает основания предположить, что эти данные относятся к объекту капитального строительства (расположены непосредственно после указания номера объекта капитального строительства в пределах земельного участка).

В ранее действующей форме эти сведения указывались в отношении земельного участка, поэтому при заполнении следует руководствоваться принципом преемственности этих положений, так как указание минимальных и максимальных размеров объектов капитального строительства, по меньшей мере, бессмысленно (для этого есть категория площади объекта капитального строительства и процента застройки земельного участка), в отношении же земельных участков возможность установления минимальных и максимальных размеров прямо предусмотрена законодательством РФ.

В таблицу включены сведения о номере объекта капитального строительства согласно чертежу ГПЗУ, было бы целесообразно включить в таблицу сведения о кадастровом (инвентарном) номере объекта капитального строительства (данный номер, в отличие от номера объекта капитального строительства, является постоянным, что упростило бы поиск данных об объектах капитального строительства на земельном участке).

Для земельных участков, на которые градостроительный регламент не распространяется (градостроительные регламенты не устанавливаются), установлена следующая форма таблицы.

Номер участка согласно чертежу ГПЗУ
Длина (м)
Ширина (м)
Площадь (га)
Полоса отчуждения
Охранные зоны

В данную таблицу также включены сведения о длине и ширине земельного участка, полосе отчуждения, замечания к указанным характеристикам были изложены выше.

В таблице отсутствуют сведения об объектах капитального строительства. Безусловно, вероятность нахождения объектов капитального строительства на земельных участках земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, т.е. тех земель, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, маловероятна.

Но такие объекты могут располагаться в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия, в границах территорий общего пользования, на земельных участках, расположенных в границах особых экономических зон, поэтому сведения о параметрах объектах капитального строительства также необходимы в указанной таблице.

7. Изменились требования к составу информации о возможности (невозможности) разделения земельного участка. В новой форме Градостроительного плана земельного участка указываются сведения о наименовании и реквизитах документа, определяющего возможность или невозможность разделения без указания на возможность такого разделения. В ранее действовавшей форме указывалась, в том числе, и информация о возможности (невозможности) разделения земельного участка. Ее исключение следует оценивать негативно, поскольку указание на документ, определяющий возможность разделения, требует обращения непосредственно к такому документу, при отсутствии такой возможности получить эту информацию из ГПЗУ невозможно.

Резюмируя вышеизложенное, определим перечень противоречий между требованиями к составу ГПЗУ, установленными ч. 3 ст. 44 ГрадК РФ и требованиями к форме градостроительного плана земельного участка, установленными Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207.

Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207
ГрадК РФ
Примечание
Исключен раздел V градостроительного плана земельного участка «Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»
Согласно пп. 7 ч. 3 ст. 44 ГрадК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
Включить соответствующие сведения в Градостроительный план земельного участка в настоящий момент не представляется возможным, так как старая форма утратила силу, и неизвестно в каком разделе и в каком виде должны располагаться соответствующие сведения
Градостроительный план на линейные объекты создается на основании картографического материала, выполненного в масштабе: 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000 (при подготовке картографического материала необходимо руководствоваться требованиями федерального/регионального законодательства)
Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ в ч. 1 ст. 44 ГрадК РФ были внесены изменения, согласно которым подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам
Подготовка градостроительных планов в отношении земельных участков, застроенных линейными объектами или предназначенными для строительства линейных объектов, не предусматривается
На чертеже градостроительного плана земельного участка указываются:

— схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план);

— информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные и иные зоны);

— места допустимого размещения объекта капитального строительства

Указание данных объектов в составе градостроительного плана земельного участка не предусмотрено ГрадК РФ
В требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (п. 2.2.1, п. 2.2.5) указаны полосы отчуждения
Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ в ч. 1 ст. 44 ГрадК РФ были внесены изменения, согласно которым подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам
Перечень противоречий в законодательстве в требованиях к составу Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)

Предложения по оптимизации требований к форме Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)

Вступление в силу новых требований к форме Градостроительного плана земельного участка существенно осложнило процесс их подготовки и выдачи.

Во многих муниципальных образованиях деятельность по выдаче Градостроительного плана земельного участка фактически приостановлена в связи с тем, что старая форма ГПЗУ утратила силу, а инструкция по заполнению новой формы ГПЗУ не утверждена. Очевидное противоречие новой формы ГПЗУ требованиям ГрадК РФ также препятствует ее полноценному применению.

Учитывая непосредственное влияние Градостроительного плана земельного участка на процессы проектирования и строительства, сложившаяся ситуация требует применения срочных мер по ее оптимизации. По мнению ИТП «Град», основным инструментом такой оптимизации должна стать гармонизация норм ГрадК РФ, иных правовых актов и норм Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207.

В рамках гармонизации предлагается реализовать следующие мероприятия:

  1. Минюсту РФ совместно с Минрегионом РФ подготовить проект и обеспечить утверждение распоряжения Правительства РФ о приостановлении действия Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 до момента приведения его в соответствие с требованиями ГрадК РФ;
  • Правительству РФ подготовить проект и утвердить правовой акт об отмене Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 № 517 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 840», определить, что в течение переходного периода, до внесения изменений в Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 действуют требования к ГПЗУ, установленные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 № 840;
  • Минрегиону РФ подготовить проект приказа о внесении изменений в Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 с приложением предложений об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей (в том числе ГрадК РФ), привлечь к подготовке экспертов — профессионалов в области градостроительной деятельности;
  • Минрегиону РФ организовать публичное обсуждение проекта приказа о внесении изменений в Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 с участием профессионального градостроительного сообщества (попытка была осуществлена при подготовке проекта Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207, однако градостроительное сообщество не принимало непосредственное участие в подготовке проекта приказа. Кроме того, учет изложенных мнений не является обязательным. См. об этом URL: http://www.gisa.ru/71202.html), обеспечить учет изложенных мнений в проекте;
  • Минэкономразвития РФ обеспечить оценку регулирующего воздействия проекта приказа о внесении изменений в Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207;
  • Минрегиону РФ в обязательном порядке учесть результаты оценки регулирующего воздействия проекта приказа о внесении изменений в Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207, подготовленные Минэкономразвития РФ (как свидетельствует утвержденная редакция проекта Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207, выводы заключения Минэкономразвития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» не были учтены. См. об этом URL: .http://www.gisa.ru/72882.html?searchstring=радостроительный__план__форма);
  • Минрегиону РФ утвердить приказ о внесении изменений в Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207, Правительству РФ обеспечить утверждение законопроекта о внесении изменений в ст. 44 ГрадК РФ, иные правовые акты (при необходимости).
  • Реализация представленных мероприятий обеспечит подготовку и выдачу ГПЗУ в течение переходного периода, позволит исключить неточности и противоречия в форме ГПЗУ, дополнить ее новыми требованиями, определенными с учетом мнения профессионалов-градостроителей.

    уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

    http://www.samoupravlenie.ru/45-04.php

    Необходимость наличия ГПЗУ продиктована тем, что при подготовке к строительным работам приходится проводить глобальную деятельность по проектированию возведения строения.

    Здесь приходится учитывать массу нюансов и тенденций, которые позволяют сбалансировать общий контекст и вписать в уже готовую схему новое здание таким образом, чтобы оно отвечало всем нормативным архитектурным и эстетическим параметрам. Получение градостроительного плана земельного участка — нелёгкое задание.

    Что это такое?

    Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) ИЖС – проект межевания, представляющий необходимость для строительства любого объекта недвижимости, а также – для его реконструкции. В нём содержатся сведения о близости расположения других объектов, как планируемых, так и уже возведённых.

    А так же отражаются проведённые коммуникации, линейные объекты и иные сведения, позволяющие свести риски строительства к минимуму и максимально эффективно распорядиться имеющимся земельным ресурсом.

    Он должен быть получен до первоначального проектировочного процесса строительных работ, начало инвестирования без его наличия, также является грубым нарушением правовых норм. План разрабатывается на ЗУ исключительно в случае, когда участок:

    • состоит на кадастровом учёте;
    • имеет правила землепользования и строительства;
    • имеет в наличии проект планировки;
    • имеет составленный проект межевания.

    Ответственность за согласование и утверждение ГПЗУ – в ведении органов местной власти. Как правило, в региональной администрации существуют отделы по градостроительству и архитектуре, которые занимаются разработкой Плана. ГПЗУ не распространяется на межевание дачи.

    Для чего и зачем нужен?

    Этот документ является центральным при решении вопроса о строительных работах в отношении возведения любого из капитальных объектов недвижимости. В него включены все необходимые действующие нормативы, регламентирующие строительство. Они лаконично включают все требования, предъявляемые к любому из возводимых объектов.

    Соответственно без наличия ГПЗУ не представляется возможным осуществить подстройку новых объектов к имеющимся в наличии капитальным объектам. Поэтому План необходим:

    • для разработки документации по проекту;
    • при разработке проекта границ участка;
    • для получения разрешения на начало строительства;
    • для осуществления контроля соответствия проводимых работ;
    • при вводе объекта в эксплуатацию.

    Узнайте, что такое план межевания территории, перейдя по ссылке.

    Законодательная база

    ГПЗУ определяет нормативную основу структуры и содержания в соответствии со стандартами Законодательных положений. Его форма определена Приказом Министерства регионального развития от 10.05.11. за № 207. В Приказе учтены все нюансы, на основании которых должно быть осуществлено планирование строительной деятельности.

    В целом, структура ГПЗУ и его функциональные особенности опираются на Градостроительный Кодекс РФ. Он создаёт конкретизацию и адаптацию идеального, планируемого строительного объекта – к реальности. ГПЗУ можно определить способом реализации положений настоящего Кодекса на практике, в конкретных случаях возведения строительных объектов.

    В частности, в ГПЗУ отражаются положения 47, 48, 51, 53 – 55 статей ГК РФ.

    Важное место занимает опора на законы:

    • «О газоснабжении РФ»;
    • «Об электроэнергетике»;
    • «О техническом урегулировании».

    В них определяются требования, которые должны соблюдаться при проведении строительных работ. Они согласовывают многочисленные СНиПы и ГОСТы, посредством которых определяется соответствие строения требованиям строительного регламента.

    Полный текст закона из ГК РФ, главы 5, статьи 44 смотрите ниже:

    Градостроительный кодекс РФ, Глава 5, Статья 44. Градостроительные планы земельных участков

    1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

    2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

    3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

    • границы земельного участка;
    • границы зон действия публичных сервитутов;
    • минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
    • информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
    • информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
    • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
    • информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия);
    • границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

    4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

    5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Где получить межевой план земельного участка? Читайте здесь.

    Состав и структура

    Нормативная структура ГПЗУ определяет обязательный, строго регламентированный свод данных, включаемых в его содержание. При этом в отношении оформления включаемых в план сведений определены стандарты их внесения и оформления. В целом ГПЗУ состоит из текстового документа и топографического плана.

    После внесения основных данных об участке и заказчике работ, следует чертёж плана, в котором подробно указываются:

    • границы ЗУ;
    • границы зонирования территории;
    • указание наличия зданий и сооружений государственных и муниципальных нужд;
    • определение местоположения инженерных объектов;
    • места обременений публичными сервитутами;
    • красные линии.

    Текстовой материал ГПЗУ определяет подробное обоснование и описание следующих сведений:

    1. о градостроительном регламенте ЗУ;
    2. о разрешённом использовании ЗУ;
    3. об объектах капитального строительства и культурного наследия;
    4. об инженерно-техническом обеспечении;
    5. о линейных объектах;
    6. о делимости участка.

    Содержание чертежа обязательно включает в себя окружающий контекст, который располагается поблизости от участка, на его базисе и разрабатывается ГПЗУ. На Плане смежные территории гармонизируются, создавая единый контекст, который в готовом виде в реальности должен создать видимость отсутствия границ между ЗУ.

    А самое главное – определены зоны особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия, в отношении которых план предполагает особое положение охраняемое законом и не допускающее вмешательства.

    В принципе, структура ГПЗУ такова, что из его содержания можно получить исчерпывающую информацию, требующуюся для возведения новостройки. Кроме этого он прилагается к составленному проекту межевания ЗУ, в результате чего возникает полная картина о перспективах строительства.

    Посмотреть, как выглядит вы можете здесь.

    Пошаговая инструкция оформления ГПЗУ

    Заполнение ГПЗУ должно осуществляться в соответствии с Приказом № 40 Министерства регионального развития РФ от 26.04.06. Он опирается на законодательные положения ГрК РФ и представляет собой Инструкцию, в полной мере отражающую правила заполнения Плана.

    Вначале указываются номера, которые во всех случаях фиксируются арабскими цифрами:

    Далее заполните строку с указанием, на основании чего заполняется ГПЗУ. Здесь нужна информация о данных акта, которым утверждён План. В соответствии с другими требуемыми данными, заполните оставшиеся строки с общими сведениями о заявителе и ЗУ, где планируются работы:

    • полный адрес местоположения;
    • кадастровый номер;
    • данные исполнителя ГПЗУ;
    • данные о структуре, согласовывающей и утверждающей ГПЗУ;
    • № акта, которым План был утверждён.

    После заполнения общих сведений, подготавливается чертёж. Он заполняется с соблюдением особых требований. Его нужно выполнить на бумажном носителе и в электронном виде. Масштаб исполнитель может подобрать по усмотрению, но обязательно представить в ГПЗУ.

    При составлении чертежа обязательно пользоваться исключительно разработанными условными знаками, с помощью которых составляется, а впоследствии – дешифруется чертёж. К ним относятся:

    • обозначения границ ЗУ;
    • координаты поворотных точек;
    • выноски угловых точек;
    • границы сервитутов;
    • места для допустимого строительства зданий;
    • линии отступа;
    • номера зданий.

    Инструкция даёт указания в отношении использования толщины линий для обозначения различных знаков, ширины штриха, градусов наклона углов, размера цифр.

    Вторая часть ГПЗУ является текстовой, в ней во втором разделе даётся информация о градостроительном регламенте. В ней указываются:

    1. Установление градостроительного регламента с указанием номера акта, наименования органа, утвердившего ГПЗУ.
    2. Основные виды разрешённого использования ЗУ.
    3. Условно-разрешённые виды использования ЗУ.
    4. Вспомогательные виды использования ЗУ.

    Когда на обозначенные виды градостроительный регламент не распространялся, этот факт должен отразиться в данной части, то есть быть вписанным в соответствующую графу.

    В третьем разделе даётся информирование о разрешённом использовании ЗУ в контексте правил назначения и характеристик возводимых новостроек и имеющихся зданий. Для заполнения требуются сведения:

    1. О видах разрешённого использования.
    2. Положения по расположению новостроек с указанием их порядкового номера, определённого данными указанными на чертеже.
    3. Параметры площади ЗУ, их вам нужно самостоятельно внести в специальную графу табличной формы.
    4. Номера участков городских застроек.
    5. Данные о допустимых размерах площадей ЗУ, а также наличествующая площадь, выраженная в гектарах.
    6. Данные о допустимой этажности на рабочей территории.
    7. Максимально допустимая высота строений на местности, выраженная в метрах.
    8. Максимально допустимый объём строений на данной местности, выраженный в отношении суммарного измерения общей площади застроек к площади участка (в процентах).

    В четвёртом разделе вам нужно будет заполнить графы об объектах капитального строительства и культурного наследия, которые расположены на прилегающей местности и отражаются в рамках контекстуальной архитектуры. В отношении данных объектов необходимо будет заполнить следующие сведения:

    • номера согласно чертежу (2 раздел);
    • инвентаризационные или кадастровые номера;
    • сведения о технических паспортах объектов;
    • характеристики исторического наследия объектов;
    • фактическое использование исторического наследия;
    • источник определения культурной ценности.

    Если объекты исторического и культурного наследия не обнаружены, в каждой графе укажите, что их «не имеется».

    В пятом разделе ГПЗУ вам нужно будет указать сведения о техническом обеспечении новостройки.

    Шестой раздел содержит сведения о возможности разделения ЗУ, на котором возводится новостройка. Соответственно, укажите сведения о том, делим ли в принципе или нет – данный земельный участок.

    Срок действия

    Ни один из нормативных градостроительных документов не определяет срока действия для ГПЗУ. Однако не существует и указания на то, что этот документ является бессрочным. Этот факт даёт возможность интерпретировать данный вопрос в силу складывающихся, в отношении строительства, ситуаций объективного и субъективного плана.

    Так как стоимость этого документа достаточно велика – признавать его срочным или нормированным во времени было бы в некоторой степени не совсем корректно по отношению к застройщику. В принципе он и не имеет необходимости в перерегистрации, дополнительном утверждении, согласовании и прочих процедурах.

    Считаясь с вышеперечисленными аргументами, правовое основание ГПЗУ принято считать выданным в отношении отдельного участка, а соответственно – закреплённым в отношении этого участка. Нормативный регламент претензий может быть предъявлен в отношении выполняемых работ на иных основаниях.

    Однако в некоторых случаях со временем могут произойти изменения или появиться иные причины, которые делают выданные разрешения и требования в отношении строительных работ, недействительными. Выход из таких ситуаций найден путём внесения дополнений в сведения, изложенные в ГПЗУ.

    Внесение изменений

    Основанием для внесения изменений в сведения ГПЗУ является установление ошибочности или неправомерности некоторых сведений. Дело в том, что юридическая сила сведений, вносимых в план, распространяется лишь на момент:

    Далее ситуация имеет право меняться так, как это запланировано в отношении других объектов. Именно теснейшая взаимосвязь объектов в рамках общего градостроительного контекста может определить недостоверность информации. Один объект, на граничащем земельном участке может повлечь за собой изменения в отношении возводимой новостройки.

    Процедура внесения изменений определяется правилами, которые вносит хозяйствующий субъект (муниципалитет). Эти правила должны существовать в общем виде для всех застройщиков.

    Некоторые регионы специальным актом устанавливают соответствующие требования к пересмотру и актуализации данных, внесённых в ГПЗУ, которые должны происходить ежегодно.

    В других случаях муниципалитет уведомляет застройщика о приостановлении строительной деятельности до момента согласования изменившейся ситуации и внесения дополнений в уже имеющийся ГПЗУ.

    Необходимо отметить, что муниципалитет имеет право на внесение дополнений. Но если внесение дополнений продиктовано необходимостью со стороны органов самоуправления – застройщик не должен нести убытков при их оформлении. И уж тем более неправомерно обременять застройщика выполнением нового ГПЗУ за свой счёт.

    В настоящее время арбитражные суды имеют многочисленную практику взаимных претензий, которые возникают на фоне необходимости внести те или иные дополнения в ГПЗУ.

    Тем не менее, решение суда всегда рассматривает объективное положение вещей и меру необходимости, вызвавшую внесение изменений.

    Заключение

    Столь сложный вид деятельности как подготовка ГПЗУ на возведение новостройки требует максимального анализа территории в пределах границ застройки. Любое нарушение градостроительного регламента может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

    Поэтому ГПЗУ выполняется в соответствии с инструкциями, которые позволяют обеспечить надлежащий контроль, за проводимыми работами и обезопасить уже имеющиеся капитальные строения и объекты культурного наследия от нецелесообразного влияния на их существование.

    +7 (812) 309-93-81 (Санкт-Петербург)

    Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

    Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

    Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях — мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!

    Здравствуйте, какое взаимодействие гпзу и кадастровой деятельности?)

    Здравствуйте возможно ли внести изменений в ГПЗУ если поменялись ПЗЗ

    Названный вами первый документ находится в прямой зависимости от второго, поскольку второй призван регламентировать/устанавливать градостроительные регламенты, являющиеся основой для составления первого документа. Внесение изменений во второй документ естественным образом влечёт внесение изменений в первый. Возможно.

    Обоснование: «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (статьи 30, 44).

    +7 (499) 703-47-72 Москва +7 (812) 309-93-81 Санкт-Петербург Остальные регионы:

    • Тамара — Поворотные точки границ земельного участка: точность и погрешность межевания48
    • Евгений — Межевание земельного участка без согласия соседей: как сделать?81
    • Вера Петровна — Как узнать точные границы своего земельного участка: где посмотреть и проверить37
    • Наталья — Споры с соседями при межевании земельных участков и определение границ через суд22
    • Ирина — Стоимость межевания земельного участка: сколько придется заплатить?48
    • 123 — Необходимость межевания участка: зачем это надо?127
    • Татьяна — Порядок и алгоритм согласования границ земельного участка при межевании17

    +7 (499) 703-47-72 Москва +7 (812) 309-93-81 Санкт-Петербург Остальные регионы:

    Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ): что это такое?