Служебная квартира в социальный найм

Вопрос приватизации служебного жилья не теряет своей актуальности и в наши дни. Множество семей проживает в ведомственных квартирах и не имеет возможности оформить их приватизацию либо же просто не знает, как это правильно сделать. Приватизировать государственное жилье можно, однако для этого нужно знать определенные правила и хитрости.

Что такое служебное жилье?

Под служебным жильем следует понимать квартиры, принадлежащие государственному учреждению или конкретной организации и предоставленные сотрудникам для временного проживания.

Такие квартиры считаются жилыми помещениями специализированного жилого фонда. При выдаче квартиры с работником заключается договор найма жилого ведомственного помещения, который остается действительным только на время трудовых отношений. В документах на квартиру при этом регистрирующий орган делает соответствующую пометку, проводя принципиальное отличие между служебным и социальным наймом.

Договор найма ведомственной квартиры может быть расторгнут в любой момент по инициативе нанимателя или по соглашению сторон. Владелец жилья – организация – имеет право аннулировать соглашение только через суд, если арендатор не исполняет свои обязательства по содержанию квартиры или же в других случаях, предусмотренных соответствующей статьей ЖК РФ.

Срок, на который можно арендовать служебную квартиру, не должен превышать срок службы работника, указанный в трудовом договоре или контракте. После освобождения от полномочий на выбранной должности или увольнения с работы человек должен освободить государственную недвижимость. Вместе с работой он теряет право пользования предоставленными квадратными метрами. При этом выселение, как правило, происходит без предоставления человеку альтернативной жилплощади. Исключение делается только для нескольких категорий граждан. В соответствии с законом, на улицу нельзя выселить военнослужащих, сотрудников таможни, ФСБ и внутренних органов, пенсионеров по старости, некоторых должностных лиц, а также инвалидов, утративших здоровье по вине работодателя или в связи с профессиональной деятельностью.

Актуальность вопроса приватизации служебного жилья

Несмотря на тот факт, что на сегодняшний день количество ведомственного жилья является не таким значительным, как еще 20 лет назад, данный вопрос и в настоящее время не теряет своей актуальности. Ведомственные квартиры – это жилье, предназначенное для заселения гражданами, которые в связи с особенностями их трудовых отношений должны проживать по месту своей трудовой деятельности либо же неподалеку от него. Ведомственные квартиры предназначены для дворников, работников жилищно-коммунального хозяйства, работников аварийно-спасательных служб, рыболовецкого хозяйства, должностных лиц налоговых, таможенных органов и других категорий. Перечень конкретных должностей, в пользование которых выдаются служебные квартиры, а также порядок пользования такой недвижимостью устанавливается соответствующими статьями ЖК РФ.

Согласно законодательству, под служебное жилье, как правило, выделяются отдельные квартиры, расположенные на первом этаже. Для того чтобы недвижимость стала служебной, орган либо предприятие, где работает лицо, нуждающееся в государственном жилье, подает заявление в исполнительный комитет районного, городского либо районного в совете города. Согласно решению исполкома квартира включается в число ведомственной недвижимости и может быть предоставлена для пользования.

Законодательством установлено, что комнаты, квартиры или дома, которые признаны служебными в установленном законом порядке, не могут быть приватизированы. Данное правило направлено прежде всего на то, чтобы граждане не злоупотребляли своим правом на приватизацию, ведь предоставление ведомственной недвижимости не связано с тем, что гражданин нуждается в улучшении жилищных условий. Оно связано с необходимостью жить недалеко от работы. Если бы ведомственную квартиру мог приватизировать каждый, кто в ней проживает, легко можно предположить, что вскоре подобное жилье попросту бы исчезло.

Однако не исключена такая ситуация, когда предоставление служебной недвижимости является и способом социального обеспечения граждан, которые не имеют собственной жилплощади или же ее им недостаточно. Как же быть человеку, который много лет трудился на благо общества и государства, но у которого нет никакого другого жилья, кроме ведомственного?

Можно ли приватизировать служебное жилье?

По закону получить государственное жилье в собственность почти невозможно. В Жилищном кодексе Российской Федерации такой процедуры не предусмотрено, зато в ч.1 ст.4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» четко прописано, что служебная недвижимость входит в перечень объектов, которые не подлежат приватизации. Однако определенная лазейка все-таки есть. Вторая часть данной статьи оставляет за собственниками жилой недвижимости право передавать жилье гражданам по своему усмотрению. Это означает, что учреждения, организации или ведомства, за которыми числится жилищный фонд, могут сами принимать решения о приватизации по личной инициативе. Помимо этого, Конституция позволяет субъектам Российской Федерации устанавливать условия, правила и основания для приватизации служебных квартир в каждом конкретном регионе.

Что сделать для приватизации ведомственного жилья?

Гражданам доступно не так много механизмов, которые способны помочь им с оформлением собственности на служебную квартиру. Положительное решение, позволяющее выполнить приватизацию служебной недвижимости, – это право, однако никак не обязанность организации. Сотруднику можно только подавать заявление и надеяться на положительный ответ.

На самом же деле редкие организации дают разрешение на приватизацию служебного жилья. Иногда на предприятиях действуют специальные программы, которые рассчитаны на привлечение высококлассных специалистов или ценных кадров. По установившейся на большинстве предприятий практике, для того чтобы претендовать на приватизацию ведомственной недвижимости, человеку необходимо прожить на указанных квадратных метрах или проработать в учреждении не меньше 10 лет. Администрация обязана рассмотреть заявление сотрудника в течение 2 месяцев. Если будет дан положительный ответ, то между руководителем организации и работником заключается соответствующий договор о передаче жилья в собственность.

Как можно приватизировать служебную квартиру?

Единственный реальный способ, с помощью которого можно приватизировать ведомственную недвижимость, – снять с жилья статус служебного. Для этого квартиру нужно перевести в муниципальную собственность, после чего арендовать жилье на условиях социального найма, а затем оформить права на нее. Проще всего все это сделать по согласованию с предприятием – руководство компании может обращаться в местную администрацию с просьбой взять квартиру на баланс. Сотрудник при этом полностью зависит от доброй воли своего работодателя.

Помимо этого, теоретически жилищный фонд компании может перейти в муниципальную собственность по причинам, которые не зависят от сотрудников предприятия. В данном случае необходимо внимательно отслеживать статус своей недвижимости и торопиться с ее приватизацией. Учитывайте и тот факт, что дом может находиться на балансе города, а квартира по-прежнему оставаться служебной.

Таким образом, возможность изменения статуса ведомственного жилья существует. В связи с этим гражданину, который хочет приватизировать государственную недвижимость, необходимо подать заявление на организацию, учреждение или предприятие по месту работы с просьбой исключить квартиру из служебного жилищного фонда. Если работодатель согласится на изменение статуса жилья, он подает в исполком соответствующее заявление. Исполком, в свою очередь, принимает решение об исключении определенной квартиры из служебного фонда, после чего заинтересованное лицо проводит ее приватизацию.

Однако существует одно ограничение: у гражданина не должно быть израсходовано однократное право на приватизацию ведомственной недвижимости. Но даже если человек уже однажды приватизировал недвижимость, это могут сделать его дети либо родственники. Помимо этого, после наступления совершеннолетия гражданину возвращается его право на приватизацию. К примеру, если жилье приватизировал несовершеннолетний ребенок, то по достижении 18 лет право на приватизацию ему вернется и со временем он снова сможет приватизировать служебное жилье.

Приватизация служебной квартиры через суд

Схема приватизации ведомственной недвижимости сработает лишь в том случае, если работодатель согласится исключить квартиру из служебного фонда. Понятно, что в большинстве случаев работодатели не заинтересованы в приватизации. Они имеют полное право отказывать в просьбе работника даже без указания причин своего решения. Вместе с этим, законодательством не предусмотрено право гражданина, который проживает в служебной квартире, самостоятельно требовать у органа местного самоуправления изменения статуса недвижимости. Единственной возможностью получения ведомственного жилья в собственность в таком случае является обращение в суд.

В суд необходимо подавать иск на имя работодателя с требованием подать в орган местного самоуправления ходатайство об исключении квартиры числа служебных, а к исполкому – с требованием принять решение о данном исключении. Однако обосновать подобный иск и добиться положительного решения, как показывает практика, очень сложно. В судебной практике встречается множество судебных решений не в пользу истца, указывающих на отсутствие нормы, обязывающей работодателя или исполком соглашаться на изменение статуса ведомственного жилья.

Позвоните по номеру и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

http://1nasledstvo.ru/privatizaciya/mozhno-li-privatizirovat-sluzhebnuyu-kvartiru.html

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Сообщений 1 страница 4 из 4

Поделиться12012-09-17 14:50:49

  • Автор: Администрация
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 2012-07-29
  • Уважение: [+6305/-2]

Многие жильцы многоквартирного дома № 18 по улице Молодёжная, да и всего микрорайона Заря города Балашиха, проживающие в специализированного жилом фонде, сталкиваются с проблемами, связанными с переводом специализированного (служебного) жилья в муниципальное.

Характерный и актуальный вопрос в наше время. На что можно рассчитывать, получив служебную квартиру? Можно ли ее "расслужебить" и приватизировать? Есть ли гарантия того, что при выселении можно рассчитывать на другую жилплощадь? В рамках данного форума постараемся ответить на эти вопросы при помощи законодательства и различных реальных случаев, а также призываем всех пользователей делиться своим опытом при решении вышеуказанных проблем.

Кроме того, получить необходимую консультацию Вы можете обратившись в Правовую комиссию многоквартирного дома (контактное лицо по данному вопросу: Грибанов Олег Васильевич) .

Поделиться22012-09-17 15:03:12

  • Автор: Администрация
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 2012-07-29
  • Уважение: [+6305/-2]

от 7 и 14 июня 2006 г.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2006 ГОДА

Вопрос 22: Подлежат ли передаче в собственность граждан в порядке приватизации служебные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда?

Ответ: В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 29 декабря 2004 г.) установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Частью второй данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, исходя из положений п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Следовательно, основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут устанавливаться субъектом Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.

Поделиться32013-10-06 16:04:51

  • Автор: Администрация
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 2012-07-29
  • Уважение: [+6305/-2]

Свердловского областного суда

от 26 мая 2010 года

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

за первый квартал 2010 года

Споры, связанные с приватизацией жилья

При вынесении решения по делу о признании права собственности на служебное жилое помещение в порядке приватизации суд изменил предмет иска, указав, что спорная квартира была предоставлена истцам по договору социального найма.

С.Ю., С.Е., С.К. и С.А. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска истцы указали, что в 1988 г. истец С.Ю. был принят на работу слесарем-сантехником в Производственный жилищно-эксплуатационный трест (далее – ПЖЭТ), который через два года предоставил ему квартиру. Он в нее вселился вместе со своей семьей, состоящей из четырех человек. В 1991 г. он был уволен из ПЖЭТ и зачислен для прохождения службы в органы внутренних дел МВД Российской Федерации. Истец С.Е. — член семьи — с 19.10.1987 по 31.07.1994 также проходила службу в правоохранительных органах.

На протяжении 19 лет занимаемое истцами муниципальное жилое помещение оплачивалось согласно единому счету-квитанции с учетом состава семьи и размера жилья. В январе 2009 г. истцам была предъявлена дополнительная квитанция за наем жилого помещения. Каких-либо письменных договоров найма жилья, тем более специализированного жилья, они с ответчиком не заключали. Требований о добровольном освобождении жилого помещения как с предоставлением, так и без предоставления нового жилого помещения ни при увольнении из ПЖЭТ, ни в последующие 19 лет ответчик в судебном порядке не предъявлял. В марте 2009 г. истцы обратились к ответчику с заявлением о приватизации жилого помещения согласно принятому Администрацией г. Нижнего Тагила 12 февраля 2009 г. постановлению «О передаче служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации». Однако в приватизации было отказано со ссылкой на ст. 107 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой семья истцов подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Истцы считали, что они являются семьей военнослужащих и не подлежат выселению без предоставления другого жилья.

Суд вынес решение о признании права собственности в равных долях за каждым членом семьи в праве общей долевой собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия признала решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Заявляя требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, истцы не приводили в качестве основания вселения их в данное жилое помещение предоставление последнего им по договору социального найма, указывали, что спорная квартира была предоставлена истцу С.Ю. в период его работы слесарем-сантехником в ПЖЭТ, семья истцов является семьей военнослужащих и не подлежит выселению без предоставления другого жилья. Из представленных истцами документов (ордер, справка о регистрации) следует, что занимаемая ими квартира является служебной. Требований о признании за ними права пользования квартирой по договору социального найма истцы не заявляли, а их представитель в судебном заседании сослался только на отсутствие доказательств, подтверждающих предоставление истцам жилого помещения в качестве служебного в установленном законом порядке, что, по его мнению, свидетельствует о предоставлении жилья на условиях социального найма, при этом требования о признании за истцами права пользования жилым помещением по договору социального найма также не заявлял.

Таким образом, суд, утверждая, что истцам жилье было предоставлено на условиях социального найма, фактически самостоятельно изменил предмет иска, поскольку истцы наличие у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения, предоставление этой квартиры в связи с наличием трудовых отношений не оспаривали и, соответственно, требований о признании права пользования данной квартирой на условиях социального найма не заявляли.

Кроме того, судом вывод о предоставлении истцам спорной квартиры по договору социального найма был сделан в отсутствие подтверждающих это доказательств и только ввиду непредставления ответчиками документов, подтверждающих предоставление истцам жилого помещения в качестве служебного. Однако, как следует из определения о подготовке дела к судебному разбирательству, суд возложил на истцов обязанность доказывания факта предоставления им спорного жилого помещения в качестве служебного жилья в установленном законом порядке, а на ответчика – обязанность доказывания законности и обоснованности отказа в передаче спорного жилья в собственность истцов в порядке приватизации. Таким образом, суд не обязывал ответчика доказывать, что спорная квартира является служебным жилым помещением, а потому его вывод о предоставлении истцам квартиры на условиях социального найма сделан в нарушение ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принципа осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

При этом суд, сочтя, что квартира предоставлена истцам по договору социального найма, указал на невозможность выселения С.Е. из занимаемого помещения в соответствии со ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, однако данная норма устанавливала правила выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения.

Решение районного суда отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

(Определение судебной коллегии по гражданским делам

от 04.02.2010, дело № 33-1141/2010)

http://smd.mybb.ru/viewtopic.php?id=21

Наниматели служебного жилья, желающие его приватизировать, часто обращаются к нам с просьбой помочь «расслужебить» квартиру. Конечно, такого понятия законодательство не содержит. Обычно под этим термином понимается возможность заключить вместо договора служебного найма договор социального найма, что дает гражданам приватизировать квартиру, бывшую ранее служебной.

Самое простое- это получить согласие собственника служебного жилья на его приватизацию. Но это процесс непредсказуемый, поэтому согласия можно дожидаться дол тех пор, пока и сам срок приватизации, установленный законом, не закончится.

Второй способ (действующий в Москве) подходит для тех, кто проработал в организации, предоставившей жилье, более 10 лет. При наличии соответствующих условий (обеспеченность нанимателя служебного жилья и членов его семьи жильем менее чем по 18 кв.м. общей площади на человека), необходимо написать заявление о расторжении договора служебного найма и заключении договора социального найма на это же жилое помещение.

То же правило действует, если граждане проработали менее 10 лет, но имеется одно из следующих условий:

1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости;

2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;

3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения;

4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.

Наконец, иногда служебное жилье передается (в связи с реорганизацией структуры, ликвидацией организации и т.д.) в ведение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилищные права граждан при этом сохраняются, что предусмотрено ст. 18 закона о приватизации. Служебное жилье превращается в социальное.Однако процесс такой передачи может занять месяцы и годы, а приватизировать надо сейчас. В таком случае придется обращаться в суд.

Ниже мы приводим пример такого искового заявления:

Истец: ФИО, адрес

Ответчик: наименование организации, адрес

о признании права собственности на жилое помещение

Истице на основании договора социального найма жилого помещения № 581022433 от 23.08.2007 года была предоставлена квартира, расположенная по адресу :__________. Истица обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением и необходимым пакетом документов, с целью оформления указанной квартиры в собственность в порядке приватизации. 12.03.2008 г. из ДЖП и ЖФ г. Москвы пришел ответ о том, что на указанную квартиру, не завершен сбор необходимых документов в силу большого объема, в силу чего не зарегистрировано право собственности города Москвы, следовательно и право собственности истицы зарегистрировано быть не может. 21.03.2008 г. из УДЖП и ЖФ г. Москвы ЮВАО пришел ответ о том, что в связи с тем, что указанная квартира не внесена в городской Реестр собственности г. Москвы оформить договор передачи в собственности в порядке приватизации и зарегистрировать его в УФРС г. Москвы не представляется возможным.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Исходя из положений указанного закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, гарантирует создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В настоящее время имеется Распоряжение Префекта СЗАО № 2295 рп от 03.08.2007 г. о передаче жилого помещения по адресу: _________, в муниципальную собственность. Согласно выписке из указанного положения у истицы возникло право на заключение договора социального найма, что и было сделано. Также факт того, что указанная квартира в настоящее время проходит процедуру оформления в собственность г. Москвы подтверждается письмами из ДЖП и ЖФ и УДЖП и ЖФ ЮВАО г. Москвы.

Исходя из всего вышесказанного, следует вывод о том, что если имеются документы подтверждающие передачу жилого помещения в муниципальную собственность, но по каким-либо причинам оно не передано, само по себе является препятствием в осуществлении истицей своего права на приобретение в собственность принадлежащего ей по договору социального найма жилого помещения.

Иное нарушило бы положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». В соответствии со ст. 8 указанного закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Также согласно ст. 17 и 28 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда.

Следовательно, если указанная квартира, предоставленная по договору социального найма, фактически не передана в муниципальную собственность, то право собственности на нее может быть признано за истицей в судебном порядке и должно быть зарегистрировано ФРС г. Москвы на основании судебного решения.

На основании всего вышеперечисленного, в соответствии со ст. ст. 36, 131, 132 ГПК РФ, прошу суд:

Признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: _____________.

1. Выписка из Распоряжения № 2295 рп от 03.08.2007 г.;

2. Договор социального найма жилого помещения

http://kobzew.ru/jilishnoie-pravo/kak-rassluzhebit-kvartiru.html