Являются ли понятия фактический брак гражданский брак

Гражданский брак

Наверное, каждый сталкивался со словосочетаниями "гражданский брак", "фактические брачные отношения" и "сожительство". Употребляя эти термины, люди, как правило, подразумевают под ними ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе, не спешит узаконить свои отношения.

В последнее время наблюдается рост числа ситуаций, когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, рожают и воспитывают детей, но по каким-либо причинам официально не регистрируют свои отношения.

Гражданский брак

Для понимания смысла, который вложен в термин "гражданский брак", надо учитывать, что:

его употребляли в России как противопоставление церковному браку, поскольку условия вступления в брак в России на протяжении веков устанавливались церковью;

до декабря 1917 года оформление брака происходило в церкви по установленным правилам;

именно церковный брак признавался единственно законным и имел юридические последствия (включая то, что церковный брак нерасторжим);

в процессе отделения церкви от государства государство присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Именно поэтому брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака – церковного (религиозного);

с принятием декретов ЦИК и СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния" от 18 декабря 1917 года и "О расторжении брака" от 19 декабря 1917 года гражданский брак стал единственно признаваемой в России формой брака. Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года определял: "Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в органе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком".

Таким образом, гражданский брак – это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи этим термином именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Незарегистрированный брак правильно называть фактическим браком.

Фактические брачные отношения

Термин "фактические брачные отношения" был введен в употребление в России в 1926 году с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке, согласно пунктам 11, 12 которого считалось, что лица состоят в фактических брачных отношениях, если эти лица взаимно признают друг друга супругами, или же если брачные отношения между ними установлены судом по признакам фактической обстановки жизни.

Доказательствами брачного сожительства в случае, если брак не был зарегистрирован, для суда являются: факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.

Т.о. до 1944 года совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака "настоящим" – со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.

Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях мог быть устанавлен судом в порядке статьи 247 ГПК РСФСР только при наличии следующей совокупности обстоятельств:

только в случае смерти одного или обоих супругов;

только в случае, если фактические брачные отношения возникли в период с 1926 года по 8 июля 1944 года;

только если фактические брачные отношения продолжались до смерти одного из лиц, состоявших в них;

никто из лиц, находившихся в фактических брачных отношениях, до смерти не состоял в другом браке.

Сожительство

Сожительство — cовместная жизнь нескольких человек в одном жилом помещении.

Зачастую ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе и никак не оформляет такие отношения, окружающие называют сожительством, что обижает влюбленных, поэтому они называют свои семейно-супружеские отношения гражданским браком, пытаясь таким образом отличить свои отношения от законного брака, зарегистрированного в ЗАГСе.

Сожительство существовало всегда, но в современном мире оно приобретает все большую популярность. Интересы партнеров при сожительстве никак не защищены законодательно, но не смотря на это многие пары не спешат оформлять свое супружество официально мотивируя это в том числе и тем, что молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни.

Ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, а неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство.

Гостевой и виртуальный брак

Гостевой брак – это официально оформленный брак, в котором каждый супруг живет отдельно (в разных городах, странах, квартирах) свободной жизнью и не ведет общего хозяйства с другим супругом, но при этом периодически ходит (приезжает) к другому в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска.

Виртуальный брак – новейшая форма постоянных отношений, осуществляемых через интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах. Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.

Юридические последствия незарегистрированного брака

В отличие от зарегистрированного брака у лиц, проживающих вместе и не оформивших свои отношения:

дети, не принимают фамилию отца по умолчанию;

отец может дать детям свою фамилию только через процедуру установления отцовства, написав в органах ЗАГС соответствующее заявление;

имущество, приобретаемое в незарегистрированном браке, не считается совместным. Его собственником по закону признается тот, кто его приобрел.

В случае спора о разделе имущества лиц, состоящих в семейных отношениях без государственной регистрации заключения брака, такой спор разрешается не по правилам статьи 38 Семейного кодекса РФ, а в соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей порядок раздела имущества, находящегося в долевой собственности, т.к. (согласно п. 3 статьи 244 ГК) общая собственность на имущество является совместной только тогда, когда образование совместной собственности предусмотрено законом.

учитывается степень участия каждого из этих лиц средствами и личным трудом в приобретении имущества;

труд по ведению домашнего хозяйства не учитывается в обязательном порядке. При этом заработная плата и иные доходы каждого лица не являются их общим имуществом.

"О церковном браке" (проект Московского Патриархата)

10.08.2015 на сайте Московского Патриархата появился следующий проект документа "О церковном браке", который содержит в себе перечень указаний к заключению и прекращению церковного брака и предназначен для обсуждения:

Брак есть установленный Богом еще в раю союз мужчины и женщины (Быт. 2, 18-24; Мф. 19, 6). Церковный брак совершается и освящается таинством Брака. По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. <…> Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 22-33).

Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве. Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей.

I. Подготовка к венчанию и его совершение

Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям. «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» — гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49). В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не имеет гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гонений христиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческой обрядности. Однако и в этот исторический период они вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства. «Они (то есть христиане) заключают брак, как и все», – говорит христианский писатель II века (Послание к Диогнету, V). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела, совершались с благословения епископа: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам, II).

В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов. В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации, священник может самостоятельно принять таковое решение, с последующим докладом о том епархиальному архиерею.

Сожительство, не освященное Церковью и при этом также не получившее регистрацию в установленном государственным законом порядке, не признается Церковью в качестве брака 1 .

Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества браков одним из желающих венчаться или при состоянии таковых в недопустимых степенях родства).

Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении» 2 .

Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.

Таинство Брака, также как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в этих таинствах не могут быть допущены люди, желающие принять их по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение венчания до времени осознания человеком подлинного смысла таинства Брака 3 .

Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

  • состоящих в ином не прекратившемся гражданском или церковном браке;
  • на основании 54-го правила Трулльского Собора и церковного законодательства Русской Православной Церкви (указа Святейшего Правительствующего Синода от 19 января 1810 года) — находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии во всех степенях 4 , а по боковой линии до седьмой степени включительно; браки в пятой, шестой и седьмой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея 5 ;
  • на основании того же правила и синодального установления — находящихся между собой в свойстве 6 от двух родов до четвертой степени включительно или свойстве от трех родов в первой степени 7 ;
  • состоящих в духовном родстве: восприемника и им воспринятую во Святом Крещении, восприемницу и ею воспринятого; восприемника и мать, а также восприемницу и отца воспринятого или воспринятой 8 ;
  • ранее состоявших в трех браках; учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию, в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;
  • состоящих в духовном сане (начиная с посвященных в иподиаконский чин) и монашестве;
  • не принадлежащих к христианству 9 ;
  • не достигших минимального возрастного ценза согласно действующему гражданскому законодательству;
  • достигших максимального возрастного ценза согласно правилам святого Василия Великого – 60 лет для женщин (правило 24) и 70 лет для мужчин (правило 88); из этого ограничения исключаются состоявшиеся семейные пары, прожившие совместную жизнь и по той или иной причине – к примеру в связи с обретением веры – решившие приступить к таинству Венчания лишь в преклонных годах;
  • признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством.

Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.

В тех случаях, когда священник затрудняется определить наличие или отсутствия препятствий к совершению таинства Брака, священник должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.

Освящение брака, совершенное — по ошибке или злоумышленно — при наличии установленных церковным законодательством препятствий признается недействительным. Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть проигнорированы по благословению архиерея (см. пункт б перечня выше), или при несоответствии одного из венчанных возрастному цензу, если ко времени обнаружения нарушения законный возраст был уже достигнут или если в таком браке уже родился ребенок. При этом в случае признания брака недействительным по причине нарушения возрастного ценза венчание может быть совершено по достижении сторонами законного возраста.

Брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным анатомическим строением органов» 10 .

В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освящено церковным таинством Брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака, а также то, что для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема.

При благословении супругов, много лет проживших вместе и не венчанных в Церкви, следует использовать «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих» 11 .

II. Брак с инославными и иноверными

Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками.

Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» 12 .

В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14).

Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» 13 .

III. Прекращение брака

Супружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак.

В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:

  • отпадение одного из супругов от Православия;
  • прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки;
  • вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
  • монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;
  • неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
  • заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;
  • безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
  • злонамеренное оставление одного супруга другим;
  • совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
  • посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;
  • неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством.

При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о рассторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения.

Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.

По исследовании вопроса епархиальный архиерей 14 выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.

Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться в той или в другой епархии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

О кровном родстве и свойстве

В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак запрещен без возможности исключения, состоят:

  • во второй степени — братья и сестры, в том числе единокровные и единоутробные (здесь и далее);
  • в третьей степени — дяди и тети с племянниками и племянницами;
  • в четвертой степени —
  • двоюродные братья и сестры между собой;
  • двоюродные дедушки и бабушки с внучатыми племянницами и племянницами (то есть с внуками или внучками своих братьев или сестер).

В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак может быть совершен по благословению архиерея, состоят (в этом и в следующих перечнях приводятся все возможные родственные связи каждой степени при том, что браки в некоторых случаях невозможны даже теоретически, учитывая разницу в поколениях):

  • в пятой степени —
  • данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер;
  • данное лицо с правнуками и правнучками своих братьев или сестер;
  • в шестой степени —
    • троюродные братья и сестры между собой;
    • данное лицо с внуками и внучками своих двоюродных братьев или сестер;
    • данное лицо с праправнуками и праправнучками своих братьев или сестер;
    • в седьмой степени —
      • данное лицо с детьми своих троюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с правнуками и правнучками своих двоюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с прапраправнуками и прапраправнучками своих братьев или сестер.
      • В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при единобрачии обоих супругов состоят:

        • в первой степени — супруг и родители другого супруга;
        • во второй степени —
        • супруг и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
        • родители мужа и родители жены между собой;
      • в третьей степени —
        • супруг и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга;
        • родители одного супруга и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
        • в четвертой степени —
          • супруг и прапрадеды, прапрабабушки, двоюродные дедушки и бабушки, двоюродные братья и сестры, внучатые племянники и племянницы другого супруга;
          • родители одного супруга и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга.
          • В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при двубрачии одного или обоих супругов состоят:

            • в первой степени — отчим и мачеха с пасынками и падчерицами;
            • во второй степени —
            • данное лицо с пасынками и падчерицами сына или дочери;
            • сводные братья и сестры;
          • в третьей степени —
            • данное лицо с пасынками и падчерицами внуков или внучек;
            • данное лицо с детьми своих сводных братьев и сестер;
            • в четвертой степени —
              • данное лицо с пасынками и падчерицами правнуков или правнучек;
              • данное лицо с внуками своих сводных братьев и сестер;
              • дети сводных братьев и сестер между собой.
              • В свойстве от трех родов (трехродном свойстве) в первой степени состоят:

                • отчим и жена его пасынка; мачеха и муж ее падчерицы;
                • муж и свекровь его жены от другого её брака; жена и тесть её мужа от другого его брака.

                1 — "Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви» (Об участии верных в Евхаристии, V)

                2 — См. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 2

                3 — Срав. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». II, 1

                4 — В кровном родстве по прямой линии состоят родители и их дети, дедушки и бабушки с внуками

                5 — Пояснения относительно степеней кровного родства в боковой линии см. в приложении к настоящему документу

                6 — Отношения свойства возникают из брачного союза представителей двух родов: между супругом и родственниками другого супруга и между родственниками супругов

                7 — Пояснения относительно степеней свойства см. в приложении к настоящему документу

                8 — Укaзом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей

                9 — См. также раздел III настоящего документа

                10 — Определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг. «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», п.10

                11 — Чин утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 29)

                12 — Основы социальной концепции, Х.2

                13 — Основы социальной концепции, Х.2

                14 — «Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей … в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов» (Устав Русской Православной Церкви, глава XV, 19 (г))

                Комментарий к проект документа "О церковном браке"

                Исходя из представленного проекта разрешено венчаться в церкви только после предъявления священнику свидетельства о государственной регистрации брака. Но в случаях, когда кому-то из будущих супругов предстоит участвовать в военных действиях, кто-то из двоих тяжело заболел или впереди у пары длительное расставание, священник может принять решение о безотлагательности венчания и повенчать молодоженов до государственной регистрации.

                При этом совместное проживание мужчины и женщины, не зарегистрированное в ЗАГСе и называемое в народе "сожительство", Церковью в качестве брака не признается. Вне зависимости от совместно прожитых лет.

                Если для одного из желающих повенчаться это не первый брак, Церковь может отказать новой семье в венчании, даже если на руках у молодоженов будет свидетельство о браке. Предлогом для отказа станет "превышение допустимого церковными правилами количества браков". Повторное венчание — уже неординарное событие (кроме случаев вдовства). Вас повенчают "по снисхождению к немощи" человеческой с меньшей торжественностью. Венчание в третий раз потребует специального церковного решения.

                Венчание не может быть совершено над человеком, отрицающим основы православной веры и христианской нравственности. Именно поэтому Церковь не одобрит новый брак человека, бросившего малолетних детей или больного супруга в предыдущей семье.

                Священник может отказать в венчании, если считает, что его совершают "по суеверным причинам". Или отдавая дань моде. Чтобы такого не происходило, таинству венчания должна обязательно предшествовать беседа со священником. "Следует стремиться к тому, чтобы венчание совершалось в том приходе, к которому принадлежат мужчина и женщина".

                Церковь не разрешает венчать:

                • людей, не расторгших прежний брак;
                • состоящих между собой в родстве — кровном, боковом или духовном. Духовное родство возникает, к примеру, когда люди были крестными одного человека, венчаться они уже не могут;
                • людей, не достигших 18-летия. Без специального разрешения не повенчают и женщину старше 60 лет, и мужчину, перешагнувшего 70-летний рубеж. Из этого ограничения исключаются состоявшиеся семейные пары, прожившие совместную жизнь и по той или иной причине — к примеру в связи с обретением веры — решившие приступить к таинству венчания лишь в преклонных годах.

                Церковь расторгает Венчание при следующих обстоятельствах:

                • прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки;
                • вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
                • заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, алкоголизм или наркомания, неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов;
                • безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального документа;
                • злонамеренное оставление одного супруга другим;
                • совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
                • посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей.

                Статья написана и размещена 18 ноября 2013 года. Дополнена — 26.08.2015

                Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

                http://advocatshmelev.narod.ru/grazhdanskiy-brak.html

                В стариной книге Оля нашла названия В стариной книге Оля нашла названия старинных английских мер длин: сухопутная миля,морская миля, кабельтов, фут , ярд ,дюйм.Она узнала 1 сухопутная миля-1609м.1 морская миля-1850м..1 кабельтов — 185 м , 1 фут — 305 мм,1 ярд -3 фунта,1 дюйм — 25 мм. ПОМОГИТЕ Оле понять, что написано в этой книге,переводя выделенные величины в известную вам систему мер.

                а)Морской переход от острова до материка составлял 30 МИЛЬ.

                б) Выброшанная штормом на берег команда за неделю соорудила хижину длиною в 50 ФУТОВ и высотою в 7 ФУТОВ

                в)Однажды им удалось найти на берегу обломок мангового дерева длиною в 30 ФУТОВ.Толщина этого обломка равнялось приблизительно 12 ДЮЙМАМ

                г)Желая обследовать остров, на который их выбросило штормом, моряки совершили переход по его ьерегу длиною в 9 СУХОПУТНЫХ МИЛЬ

                д) Обрывок паруса был длиною в 5 ЯРДОВ

                б )30 см 5 мил=305 мм

                1750 метров длина 254 метров высота

              • а) 55500 метров
              • http://leprum.ru/pomoshh-uchashhimsya/obshhestvoznanie/yavlyayutsya-li-ponyatiya-fakticheskij-brak-grazhdanskij-brak-fiktivnyj-brak-sinonimami-otvet-poyasnite-drugoj-vopros-1.htm

                Вспомните: Почему семью называют особой малой группой, ячейкой общества? Что понимается под имуществом семьи? Что означает создание благоприятного психологического климата в семье?

                Подумайте: Может ли семья существовать без брака, а брак — без семьи?

                Известно, что семья играет большую роль в жизни человека и общества, ибо в ней заключены все общественные отношения. Она и очаг хозяйствования, и среда воспитания, и сфера культуры. Здесь каждый учится замечательному искусству — искусству жить вместе. Не случайно семья изучается в разных аспектах. Напомним, что семья в социальном плане — это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой. При такой трактовке акцентируется внимание на духовной общности семьи, ставятся во главу угла фактические семейные отношения, регулируемые нормами морали. Однако есть и другое, юридическое понимание семьи и семейных отношений.

                Юридические понятия семьи и брака.

                В юридическом смысле семья — это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими прежде всего из официально оформленного брака.

                Рассмотрим ситуацию. Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром — состоятельным разведенным мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нем, как о муже, проявляя такт и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная.

                Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современной России. Попытаемся проанализировать ситуацию. Фактически Ксения и Александр создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли в меру своего разумения заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьей не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишен правовой защищенности. С распадом фактической семьи один из супругов (чаще всего женщина, как в нашем случае) остается, как правило, «у разбитого корыта». Собственником имущества считается тот, кем оно приобретено или на чье имя зарегистрировано.

                По мнению одного из российских специалистов в области семейных отношений — В. И. Зацепина, фактический брак люди рассматривают по-разному: подавляющее большинство женщин его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, а большинство мужчин — безбрачием, временным сожительством.

                Итак, предпосылкой возникновения семьи является законный брак (от древнерусского «братичи» — отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое). В юридическом смысле брак — это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Обратите внимание на характеристики брака:

                1. Брак — это союз мужчины и женщины. В России признаются только разнополые браки.
                2. Цель брака — создание семьи. Брак, заключенный без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга), называется фиктивным и поэтому признается недействительным.
                3. Брак — это союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния).

                Следовательно, гражданский брак — это официальный, законный, а не фактический брак, как думают многие.

                С принятием христианства на Руси правовое значение приобрел церковный брак — венчание, который был заменен в 1917 г. браком гражданским в связи с принятием Декрета ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния ».

                4. Брак — это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Однако государственная регистрация брака возможна только при соблюдении определенных условий и порядка.

                Условия и порядок заключения брака.

                Условиями заключения брака являются: взаимное добровольное согласие будущих супругов, достижение ими брачного возраста (18 лет), отсутствие других браков, близкого родства и дееспособность. Схематично это можно представить так:

                Первое условие означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле. Второе условие связано с достижением брачного возраста, который в нашей стране одинаков для мужчины и женщины — 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов. Однако при наличии уважительных причин (призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка) брачный возраст может быть снижен до 16 и даже 14 (в исключительных случаях) лет. Третье условие содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке. Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции. Четвертое условие создает препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии (отец, дочь, внучка), а также родных братьев и сестер, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети. И наконец, пятое условие — отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто-то из них признан судом недееспособным. Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико-биологическую и социальную основы.

                Существует определенный порядок регистрации брака. Будущие супруги подают совместное письменное заявление в ЗАГС. Им назначается дата регистрации брака — через месяц после подачи заявления. Месячный срок дается для проверки подлинности чувств и обдуманности принятого решения. И если вдруг выяснится, что решение было скоропалительным, то подавшие заявление вправе отказаться от дальнейшей процедуры бракосочетания. Само бракосочетание происходит, как правило, в торжественной обстановке при обязательном присутствии жениха и невесты. Оба поочередно отвечают на важный в юридическом отношении вопрос: «Является ли ваше желание стать супругами добровольным, взаимным, ис кренним?» После волнующего «да» им предлагается поставить подписи в записи акта заключения брака, и они объявляются мужем и женой. В знак любви и супружеской верности молодожены обмениваются обручальными кольцами, им вручается государственный документ — «Свидетельство о заключении брака». Официальная регистрация брака законодательно подтверждает создание семьи, ставит ее под защиту государства и приводит к возникновению семейных правоотношений.

                Сущность и особенности семейных правоотношений.

                Семейные правоотношения — это урегулированные нормами семейного права общественные отношения (связи), выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований. Итак, семейные правоотношения регулируются нормами семейного права, основным источником которого является, как вам известно, Семейный кодекс РФ. Он опирается на положения Конституции, принципы и нормы международного права и определяет всю систему российского семейного законодательства.

                Одна из особенностей семейных правоотношений в том, что его участники (субъекты) не посторонние, а близкие люди — члены семьи. В их числе супруги, родители, дети, другие родственники.

                Следующая особенность в том, что основанием возникновения семейных правоотношений являются специфические юридические факты: брак, родство, материнство, отцовство и др.

                Содержание семейных правоотношений составляют юридические права и обязанности членов семьи. Семейные права и обязанности неотчуждаемы. Они не могут быть переданы, как в гражданском праве, другим лицам. Их нельзя продать или купить, подарить или завещать. Например, родители никому не могут продать право (и обязанность) воспитывать своих детей.

                Права и обязанности членов семьи разделяются на две группы. Первую составляют личные (неимущественные) правоотношения, которые возникают по поводу нематериальных благ, скажем выбора супругами фамилии. Вторая группа включает имущественные правоотношения, связанные с имуществом и алиментными обязательствами (от лат. alimentum — содержание) членов семьи. При этом семейные правоотношения, в отличие от отношений граж

                данских, имеют в основном личный характер. Производными от них (вторичными) являются имущественные отношения.

                В зависимости от того, кто из субъектов (членов семьи) вступает в правовую связь, выделяют виды семейных отношений. Среди них особое место занимают супружеские правоотношения (права и обязанности супругов при вступлении в брак и в период брака), а также родительские правоотношения (права и обязанности родителей и детей). Рассмотрим подробнее эти виды.

                Правоотношения супругов.

                Семейный кодекс закрепляет равенство супругов в реализации своих личных и имущественных прав и обязанностей. Так, в соответствии с личным правом на свободный выбор фамилии муж и жена могут сохранить свои добрачные фамилии, принять фамилию одного из них в качестве общей или присоединить свою фамилию к фамилии супруга (двойная фамилия). Кроме того, они вправе свободно выбирать род занятий, профессии и места жительства. Вы знаете, что эти права относятся к группе личных прав человека, закрепленных в Конституции, поэтому не могут быть отменены в связи с вступлением гражданина в брак. Супругам принадлежит также право на совместное решение вопросов семейной жизни: материнства, отцовства, воспитания и образования детей и др. При этом они обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Личные права и обязанности супругов весьма важны. Чаще всего семья рушится именно в результате их невыполнения. Причины тому, как правило, безволие, эгоизм, низкая культура поведения и завышенные ожидания. Иными словами, «любовная лодка» разбивается о быт, а в оправдание звучит обобщающая фраза: «Не сошлись характерами».

                Супругам принадлежит право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность. К личной собственности каждого из них относится все имущество, приобретенное до брака, полученное в дар или по наследству во время брака, а также вещи индивидуального пользования: одежда, обувь и пр. (за исключением предметов роскоши). Все остальное имущество, нажитое супругами в браке, признается законом их общей совместной собственностью, поэтому именуется законным режимом имущества супругов. Каждый пользуется равными правами на имущество независимо от того, каков был его доход, в чем заключалось участие в приобретении, работал ли он или занимался ведением домашнего хозяйства. Муж и жена как равноправные собственники могут по обоюдному согласию сообща либо в отдельности осуществлять сделки по распоряжению имуществом: продавать, дарить и пр. С прекращением брака имущество делится поровну. Суд может отступить от принципа равенства долей, если этого требуют, например, интересы несовершеннолетних детей. Законный режим имущества может быть изменен в период брака и до его регистрации путем заключения мужчиной и женщиной добровольного соглашения — брачного договора. На основании этого документа, заверенного у нотариуса, возникает договорный режим имущества супругов. В брачном договоре можно решить судьбу вещей, уже имеющихся у супругов, а также тех, которые они собираются приобрести. Договор позволяет также предусмотреть обязанность одного из супругов в случае развода оказывать материальную помощь другому, изменить доли при разделе имущества. Подчеркнем, что раздел общего имущества связан обычно с распадом семьи. Официальным документом, подтверждающим развод бывших супругов, является «Свидетельство о расторжении брака».

                По статистике во многих районах России распадается каждый третий брак, а в некоторых — каждый второй. Неполные семьи (13%) — это матери-одиночки, вдовы, разведенные и их дети.

                Правоотношения родителей и детей.

                Рождение ребенка удостоверяется «Свидетельством о рождении», выданным органами ЗАГСа. В нем указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка, а также данные родителей. На этой основе возникают правоотношения родителей и детей. Отличительная особенность родительских прав в том, что, во-первых, они являются преимущественно и их обязанностями. Так, родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их

                здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Им принадлежит также право и обязанность обеспечить получения детьми основного общего образования. Они вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их. Во-вторых, оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей. В-третьих, права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребенком 18 лет (совершеннолетия). В-четвертых, обязанности родителей сочетаются с правами детей и способствуют их реализации.

                Рассмотрим подробнее права ребенка и соответствующие им права и обязанности родителей. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. При этом способы воспитания должны исключать грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Вероятно, многие из вас, опираясь на свой личный опыт общения с родителями, удивятся этим юридическим запретам. Однако они, к сожалению, не лишены веских оснований, ибо в стране участились случаи злоупотребления родительскими правами. Вдумайтесь в эту фразу. Она означает, что родители при использовании своих прав причиняют вред (зло) ребенку.

                По неофициальным данным, в России около 5 млн беспризорных детей. Из них 95% не являются сиротами.

                Отметим, что за уклонение от обязанностей по воспитанию своих детей, жестокое обращение с ними родители могут быть лишены родительских прав или временно ограничены в правах. Однако они не освобождаются от обязанности по содержанию детей и должны платить алименты. Если доказано, что родители вовлекают детей в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих средств, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, то по закону их ждет уголовное наказание.

                Ребенку принадлежит право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Если, к примеру, родители обсуждают, где и в какой форме их ребенок будет получать образование, то он может принимать участие в этом обсуждении. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным, но только при условии, что оно не противоречит его собственным интересам. Скажем, если дочь хочет заниматься в балетной школе, а ей противопоказаны большие физические нагрузки, то родители могут поступить в данном случае по своему усмотрению. Ребенок имеет право на защиту. Папа и мама — законные представители своего ребенка в отношениях с третьим лицами, например тренером спортивной школы. И если тренер несправедлив к их ребенку или грубо обращается с ним, то родители вправе и обязаны защитить свое чадо. В случае, когда ребенку требуется защита от самих родителей, он может обратиться в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста — в суд. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками даже тогда, когда родители в разводе и он живет с одним из них. По закону родитель, проживающий раздельно, вправе и обязан участвовать в воспитании ребенка, общаться с ним. Соответственно другой родитель не имеет права этому препятствовать. Противоправен также отказ родителей (или одного из них) кому-либо из родственников видеться с ребенком. Выше уже отмечалось, что родители обязаны содержать своих детей. Чаще всего они добровольно выполняют эту обязанность, обеспечивая ребенка всем необходимым для жизни, учебы, развития. Но если кто-то из них не выполняет своих обязанностей, то с него взимаются алименты, ибо ребенок имеет право на содержание от своих родителей. В свою очередь дети обязаны оказывать помощь и поддержку своим родителям. До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу.

                Из Семейного кодекса РФ (ст. 87, ч. 1): «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них».

                1. Являются ли понятия «фактический брак», «гражданский брак», «фиктивный брак» синонимами? Ответ поясните.
                2. Каковы условия и порядок заключения брака?
                3. В чем суть и особенности семейных правоотношений?
                4. Почему закон придает такое большое значение реализации личных прав и обязанностей супругов?
                5. Чем отличается законный режим от договорного режима имущества супругов? 6. Как связаны между собой права и обязанности родителей и детей?

                В классе и дома

                1. Друг и любимый человек шестнадцатилетней Татьяны, у которой недавно погибли родители, уезжает после окончания института в длительную заграничную командировку и предлагает ей вступить с ним в законный брак. Таня была бы счастлива стать женой Володи, но уверена, что их не распишут, ибо она не достигла совершеннолетия.

                Права ли Таня? Аргументируйте свой ответ.

              • Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям, людям среднего достатка: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я имею право, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами и ездить отдыхать за границу&#8230;»
              • Выскажите свое мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации и почему именно так?

              • Аркадий (четырнадцати лет) жалуется своим друзьям: «Мои родители — жестокие люди. Они требуют, чтобы в 21.00 я был дома, проверяют, сделаны ли мною уроки, не хотят «разориться» на новый мобильный телефон, а три старых я давно потерял».
              • Может ли в данном случае быть поставлен вопрос о лишении родителей Аркадия родительских прав? Аргументируйте свой ответ.

              • В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Сазоновых гражданка Сазонова попросила не включать в общее имущество загородный дом, приобретенный супругами во время брака, но на средства, заработанные лично ею в загранкомандировке. Выскажите свое мнение, как поступит суд. Ответ поясните.
                • «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе».

                Сократ (470/469—399 до н. э.), древнегреческий философ

              • «Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость — обоюдна, а обязательства — взаимны».
              • Н. К. Анспахер (1878—1947), американский писатель

                Семейные правоотношения