Развенчание церковного брака как происходит

Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

  1. Главная
  2. Таинства
  3. Развенчание брака

Развенчание

Так как Церковь видит брачный союз мужчины и женщины как образ союза Христа с Церковью, то идеальный христианский брак считается нерасторжимым. Церковь вместе с этим предлагает средство к достижению идеальной семейной жизни – божественную благодать таинства Венчания и других церковных таинств. Поэтому первая христианская Церковь, строго придерживаясь взгляда на брак как единобрачие, в лице некоторых отцов и учителей Церкви, заповедовала вдовцам не жениться, а вдовам не выходить замуж.

Большим препятствием к восприятию всеми людьми христианского взгляда на брак служит то обстоятельство, что брак старше по времени Христианства и принят был последним уже в сложившихся формах. Закон о браке сложился не всецело под влиянием Христианства, но так же и на основании обычаев установленных практикой брачной жизни человечества за все время его существования на земле.

Во внимание к слабостям человеческим святой апостол Павел признает возможность, что после смерти брак прекращается, и тот, кто остался вдовым может снова вступить в брак. Далее Церковь посчитала возможным освободить от брака одного из супругов, если другой неспособен продолжать брачный союз или продолжительное время отсутствует. Супружеская неверность разрушает чистоту брака и может быть причиной расторжения брака.

Расторжение брака в Церкви

Актуальность развенчания возникает при желании повторно совершить таинство Венчания после вступления в новый брак. Церковный развод может быть допустим в тех случаях, когда нет возможности сохранить семью. После церковного развода возможно повторное вступление в брак для невиновного в разводе супруга.

Часто приходится слышать вопрос: как можно развенчаться в Церкви или как расторгнуть церковный брак. Однако в Церкви такого понятия как развенчание нет. Не существует и особого обряда или последования, которое могло бы аннулировать совершенное венчание в церкви. Для того чтобы расторгнуть Церковный брак необходимо обратиться в епархиальное управление. Каждый вопрос о предоставлении церковного развода или развенчании решается индивидуально.

Условия прекращения Брачнного союза

Брак прекращается со смертью одного из супругов или по причине признания брака недействительным с самого момента его заключения (отмена брака), или же вследствие расторжения действительного и законного брака (развод).

Поводы к разводу

Церковное законодательство во все времена было вынуждено учитывать реальные обстоятельства меняющейся жизни.

Так, в синодальную эпоху поводом к разводу служили следующие причины: Прелюбодеяние, то есть половая связь одного из супругов с посторонним лицом — была ли эта связь продолжительным действием или единичным фактом. Физическая неспособность к брачному сожитию.

Последствием развода вследствие признания супруга неспособным к брачному сожитию является воспрещение ему нового брака навсегда. Безвестное отсутствие одного из супругов в продолжение 5-ти лет и более.

Поместный Собор Русской Церкви 1917-1919 гг. принял особое «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», в котором, помимо вышеперечисленных, указывались и следующие причины развода:

  • Отпадение от Православия одного из супругов при ходатайстве о разводе другого;
  • Противоестественные пороки;
  • Самооскопление;
  • Сводничество;
  • Заболевание проказой — и так далее;

Относительно современного положения вещей нужно сказать, что все бракоразводные дела рассматриваются гражданскими судами, однако это не освобождает православных христиан от обязанности расторгать свой церковный брак и по суду церковной власти, то есть через епископа. При расторжении церковного брака правящий архиерей не обязан проводить судебное разбирательство, а основывается в своем решении на постановлении гражданского суда, показаниях самих супругов и их духовника.

Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

Православный приход в честь святителя Спиридона Тримифунтского расположен по адресу: г. Минск, ул. Бурдейного, 22. Храм открыт ежедневно с 10.00. до 19.00. В храме находится икона святого Спиридона Тримифунтского, привезенная с острова Корфу и освященная на мощах этого святого. Сайт храма: hram-spiridona.by

Православный храм

Что касается места совершения собственно христианского Богослужения, где за верующих приносилась умилостивительная Евхаристическая жертва, где верующе получали благодатные дары в таинствах, в частности, где совершалось таинство Евхаристии, то таким местом служила сначала та горница, в которой Иисус Христос установил таинство святого причащения; равно как и та, в которой Дух Святой сошел на Апостолов.

Православные молитвы

Воссылая молитвы, прошения и благодарения к единому в Троице славимому Богу, Православная церковь в тоже время обращается в своих молитвах к Божией Матери, к святым Ангелам и к Угодникам Божьим

http://www.palchevskiy.by/razvenchanie-cerkovnogo-braka.html

Мы так привыкли к фразе «семья – это ячейка общества», что и «ячейка» эта потихоньку сошла до гражданского брака и «законная» семья в современной жизни имеет «контрактную» основу. А вот когда-то…

До IX столетия обряд бракосочетания у славян заключался в участии в Евхаристии (причащении) на Литургии. Христианская пара по обряду брала участие в Евхаристии, а печатью брака было приобщение Святых Тайн. Начиная с IV века, в обиход входит торжественный обряд, сопровождающий это таинство — венчание. Под стать обряду и молитва во время Литургии: «о Владыко… ниспошли им … сочетание умов; сотвори их брак честен; венчай их плоть воедину; сохрани их ложе неоскверненным; …чтобы их жизнь была безупречной».

В обрядовых традициях Церкви Евхаристия являлась «истинной печатью» брака, которая делается один раз и не может быть отменена, помните – «Что Бог сочетал, человек да не разлучает», т.е. церковный брак считался неразрывным. В 912 г по новому закону императора Льва VI Церковь обязана была придавать бракам юридический статус.

За 200 лет до этого, в 691 г, созванный императором Юстинианом VI Вселенский Константинопольский собор, исходя из положений Евангелия от Матфея, постановил, что развенчаться в церкви возможно, а «причиной позволительной для развода» может служить прелюбодеяние, «явное беснование или сумасшествие», смерть одного из супругов. В таких случаях предписывалось «брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать», поскольку это трактуется церковью, как разрушение брака одним из супругов, что дает право рассматривать вопрос о развенчании. Формально это не развод, а констатация отсутствия брака. Такая идеология церковного развода – развенчания – сохранилась до сих пор.

Для того чтобы развенчаться в церкви, необходимо представить документы в Епархию, где проводилось венчание:

— свидетельство о венчании,

На основании указанных документов священники из специальной комиссии проведут собеседование с обеими сторонами, выслушают аргументы для развода и в течение 10 дней, не позже, вынесут решение.

Мотивации для развенчания – супружеская неверность, недееспособность, смерть кого-либо из супругов. Ниже читайте также статью Священника Михаила Самохина "Раз – венчание, два – венчание"

Но, тем не менее, урок молодым: надо трижды подумать прежде чем вступать в церковных брак, взвесить все за и против. Ибо, несмотря на наши земные страсти о развенчании, православные традиции говорят, что однажды сотворенное венчание и в вечной жизни тоже остается — на небесах нет развода..

Честно признаюсь, слово «развенчание» режет мне слух. И не только потому, что в нем есть некая терминологическая или филологическая неправильность. Скорее, настороженность вызывает отношение к Таинству Брака, сквозящее в этом слове. Сошелся – разошелся. Обвенчался – «развенчался». Все просто, буднично, обыденно и поправимо. А самое главное – в наших руках.

На самом деле распад православной семьи – трагедия. Хотя когда на сайт или лично люди приходят с вопросом о «развенчании», как раз трагичности они не осознают.

А ведь Господь задумал семью как союз двух людей на всю оставшуюся жизнь: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». (Мф. 19, 9) Простое и ясное повеление.

Строгое целомудрие было не только оградой от языческой распущенности, царившей вокруг первых христиан. Оно естественно вытекало из понимания того, что брак — это земной образ небесного союза Христа и Церкви. Не может быть у Христа двух Церквей, а у Церкви — кого-то, кроме Христа. Такими же мыслятся отношения мужчины и женщины, соединившихся в христианском браке. Так писал о семье, например, святитель Иоанн Златоуст.

И сейчас мы вкладываем в Таинство именно такой высший смысл, воспринимая семью как малую Церковь, задача которой – духовное спасение всех, кого она объединяет. Есть и еще одна важнейшая черта, объединяющая Церковь и семью. Это действующая в них сила любви. Друг к другу и к Господу.

Таким образом, Церковь, как провозвестница Евангельской истины, не знает развода, как знали его древние или современные люди. Развода, как возвращения добрачной свободы друг от друга. Но есть случаи, когда люди сами разрушили свой брак. И закрывать на это глаза невозможно.

Руководствуясь словами Господа, Церковь признавала факт распада семьи в случае измены одного из супругов. И до сих пор список причин, по которым брак может быть признан распавшимся, невелик. Для точности процитирую официальный документ – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

«В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Скорбный список. И очень не хочется, чтобы что-то из него стало реальностью семейной жизни кого-то из читателей. Но, очень может быть, если Вы читаете эти строки, тема церковного развода коснулась лично Вас. Семья распалась. И теперь понятно, почему это называют трагедией. Что же делать? Конечно, молиться. Или о сохранении семьи, или о том, чтобы Господь управил дальнейшую жизнь по Своей всеблагой воле.

И только тогда, когда в ответ на молитву Вы обретете того, с кем захотите пройти по жизни, когда Вы придете к решению скрепить свой союз Божиим благословением, нужно идти в храм. Там подскажут, как обратиться к правящему архиерею епархии за благословением повторного брака.

Заметьте, это решение настолько важно для Церкви, что принять его может только епископ. А право повторного брака дается только тому, кто не виноват в распаде первой семьи. Не правда ли существенная разница? Не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь.

Это важно. Кардинально важно. Но я, как и многие собратья – священники, считаю неуместным омрачать торжество брака словами о разводе. И потому об этом удается поговорить только во время подготовки к венчанию. Может быть, на исповеди. Но для некоторых то, как понимает Церковь Таинство брака, остается неизвестным. А само Таинство – красивым обрядом.

Поэтому мне очень хочется, чтобы мои нерадостные размышления прочитали, прежде всего, не те, кто расспрашивает о «развенчании». А те, кто радостно готовится к Таинству брака. Не потому что мне нравится омрачать чью-то радость. Но, чтобы молодожены осознали всю важность и ответственность предстоящего события. И пусть немногая полезная информация, изложенная здесь, никогда и никому не пригодится! Источник: pravmir.ru

Одну пожилую пару, прожившую вместе 60 лет, спросили:

— Как вам удалось сохранить свой брак?

— Понимаете, мы родились и выросли в те времена,

когда сломавшиеся вещи ещё чинили, а не выбрасывали.

http://www.orthodoxy.com.ua/divorce.html

Вы венчаны? Что делать, если жизнь не сложилась, хочется расстаться и строить новые отношения? Неужели ничего нельзя предпринять, ведь говорят, что церковный брак расторгнуть нельзя?

Это не совсем так. Есть способы, которые позволят признать ваш брак недействительным по правилам церкви. Только добиваться этого еще сложнее, чем расторгать гражданский. Дело даже не в оформлении документов. Вам придется доказать батюшке, что это действительно необходимо. Оправдания, типа «не сошлись характерами», не пройдут. Церковь к венчанию относится очень строго. Считается, раз вы решили быть вместе перед Господом, то должны терпеть. Развенчание церковного брака может быть позволено только в том случае, если вы хотите венчаться с другим человеком.

Причины для развенчания брака, заключенного в церкви

Вам необходимо будет указать причину, по которой вы хотите расторгнуть церковный брак. Это может быть измена, заболевание, передающееся половым путем, душевная болезнь, зависимость от алкоголя или наркотиков, смертный грех: убийство или посягательство на него (аборт). Если супруг пропал или сел в тюрьму, то развенчания также можно добиться.

Причины должны быть подтверждены документально. Это могут быть справки от врача, показания свидетелей или иное. Например, факт тюремного заключения подтверждается соответствующей справкой из суда. Алкоголизм – справкой от нарколога. Поставить на учет алкоголика или наркомана – дело не из легких. Поэтому батюшка может согласиться на показания свидетелей (родственников, соседей, друзей).

Выдается ли документ о развенчании церковного брака?

На бюрократическом уровне «развенчание церковного брака» не разрешается. То есть вам никто такого документа не выдаст. В этом Церковь не лукавит. Раз перед Богом поклялись быть вместе, то терпите. Вам дадут только разрешение на повторное венчание. Фактически оно будет означать расторжение брака предыдущего. Выдает его Епархиальное управление. Адрес расположения можно узнать в том храме, где проходил обряд венчания. Вот туда-то и приносят все свидетельства невозможности сохранить семью.

Готовьтесь к тому, что разговор будет долгим и не простым. Участие в обряде развенчания по сути – признание, что религия играет в вашей жизни определенную роль. Вам придется не раз ответить на сложные вопросы духовно-эстетического содержания. При этом нужно будет доказать, что оставаясь преданным Господу, вы не имеете возможности выполнять ранее взятые перед ним обязательства.

Совет: начните весь процесс с разговора со своим духовным наставником. Тот человек, с которым у вас есть нормальный контакт, поможет разобраться с этими непростыми вопросами. Церковь не позволит вам отмахнуться от обязательств. А брак она рассматривает именно в этом смысле. Венчающиеся люди дают обед быть вместе и в горе и в радости! Тюрьма или болезнь не могут быть уважительными причинами для расставания. Для Церкви это полу-причины.

Наиболее «уважительной» причиной расторжения брака считается прелюбодеяние, так как это грех, признанный Церковью. Не менее важным может быть обвинение второй стороны в убийстве (аборт без согласия супруга). Это также является большим грехом.

Надо отметить, что процесс развенчания церковного брака не может проводиться бесконечное число раз. Церковь позволяет совершить только три обряда. Затем вам никто не позволит венчаться. Поэтому, прежде, чем идти в Храм, нужно хорошо подумать: окончателен ли ваш выбор, хватит ли у вас сил выполнить взятые на себя обязательства.

Расторжение церковного брака