Прописка на год

15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" 1 . Речь идет о предоставлении россиянам возможности зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности и расположенном на садовом, дачном земельном участке или земле сельскохозяйственного назначения.

На данный момент регистрация по месту проживания в жилом строении, расположенном на садовом или дачном земельном участке, прямо запрещена (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").

Но поскольку многие дачники фактически постоянно проживают на значительном удалении от места своей регистрации, то реализовывать некоторые гражданские права и обязанности им весьма затруднительно. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Кроме того существует часть населения, для которой садовый или дачный дом является и вовсе единственным жильем, поэтому вопрос регистрации по месту жительства для таких людей стоит особенно остро.

Тем не менее число желающих зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, не так уж высоко – всего 29%.

Мы задали вопрос посетителям сайта www.garant.ru, готовы ли они зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, если такая возможность будет предоставлена? Опрос показал следующие результаты:

29% респондентов готовы зарегистрироваться в любом случае. Среди аргументов прозвучали такие как: "Выписавшись из квартиры и прописавшись в своем доме, сократятся расходы по ЖКХ", "Не буду зависеть от общих коммуникаций" и др.

Некоторые респонденты, признались, что дом является дли них единственным жильем и вопрос регистрации для них стоит особенно остро: "Я живу в дачном доме пять лет, другого жилья у меня нет, и я не могу в нем прописаться", "Очень многие семьи приобретают дачи в черте города для постоянного проживания так как на квартиру заработать очень сложно. Мы с маленькой дочкой жили на даче шесть лет, была бы возможность прописаться жили бы до сих пор, но без прописки возникли трудности со школой".

22% опрошенных отметили, что не имеют недвижимость за городом.

18% респондентов готовы зарегистрироваться в доме, расположенном на садовом или дачном участке, только если коммунальная, транспортная и другие инфраструктуры будут благоустроены: "Освещение, дорога, коммуникации". Некоторые участники опроса обращают внимание на завышенные тарифы энергоресурсы: "Электричество очень дорогое".

17% не видят в этом необходимости, аргументируя это тем, что большинство все же используют садовые и дачные участки для летнего времяпровождения, и не готовы нести дополнительные расходы по содержанию дома в зимний период: "У нас климат холодный и зимой я все равно буду жить в квартире", "Это повлечет за собой новые расходы и затраты на содержание дома зимой".

10% пользователей ответили на вопрос, что в принципе готовы, но боятся выписываться из квартиры. Вместе с тем, один из участников опроса высказал боязнь того, что если он зарегистрируется в дачном доме, то "его квартиру могут отнять".

На данный момент порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713).

Статья 3 закона обязывает россиян регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Местом жительства в данном случае признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В 2008 году Конституционный Суд РФ признал противоречие действующей редакции указанного закона Конституции РФ в части ограничения права граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан"). Позднее он вынес соответствующее постановление относительно жилых строений, пригодных для постоянного проживания и расположенных на садовых участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. № 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева").

Садовый земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Дачный земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (абз. второй ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").

Дачный дом – жилое строение, расположенное на дачном земельном участке.

Садовый дом – жилое строение, расположенное на садовом земельном участке.

Принятый в первом чтении рассматриваемый законопроект предполагает заменить существующее в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" понятие "жилое строение" на "индивидуальный жилой дом", что в свою очередь будет соответствовать уже используемым терминам в законодательстве, в частности в Градостроительном и Жилищном кодексах РФ, а также снимет вопрос статуса жилого строения, возводимого на садовом или дачном участке.

Для того чтобы дачный или садовый дом был признан жилым помещением, необходимо оценить его соответствие установленным требованиям Положения 2 .

Для инициирования процедуры оценки жилого строения на пригодность для постоянного проживания собственнику необходимо обратиться в межведомственную комиссию по месту нахождения объекта.

Комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в зависимости от подведомственности местонахождения жилого строения.

В состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

Также к работе в комиссии подключается сам собственник жилого строения или его уполномоченное лицо, с правом совещательного голоса, а в случае необходимости – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, с правом решающего голоса (п. 7 Положения).

В течение 30 дней с момента обращения собственника жилого строения и на основании оценки соответствия жилого строения установленным требованиям Положения, межведомственной комиссией принимается в виде заключения одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;
  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Только после того как жилое строение, расположенное на дачном или садовом земельном участке будет признано жилым помещением, в нем можно будет зарегистрироваться по месту проживания.

Подводные камни "дачной прописки"

Жилое помещение – изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (п. 1, п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Несмотря на то, что регистрация носит уведомительный характер, а отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ, на практике россиянам приходится сталкиваться с рядом проблем, возникающих из-за отсутствия регистрации, например, при оформлении водительского удостоверения, загранпаспорта, записи детей в школу, получении пенсий и т. д.

Несомненно, обсуждаемый законопроект, в случае одобрения, позволит в дальнейшем гражданам реализовать в полном объеме свое конституционное право выбора места жительства. Однако следует обратить внимание на ряд возможных проблем, с которыми может столкнуться лицо, решившее зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке. Рассмотрим их более подробно.

Самостоятельная организация и обслуживание территориальной инфраструктуры. Первое, на что стоит обратить внимание, это тот факт, что территории садовых и дачных земельных участков, на которых расположены жилые дома, не будут автоматически причислены к землям поселений в случае регистрации на них граждан по месту жительства. Для перевода земельных участков из одной категории в другую предусмотрен специальный порядок, регулируемый Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. На практике процедура перевода представляет собой довольно сложное мероприятие и может растянуться надолго – от одного года и более.

Соответственно, у органов местного самоуправления близлежащих населенных пунктов не возникнет обязательств по организации и поддержке в должном состоянии инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимой для осуществления нормальной жизнедеятельности жителей, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поэтому постоянно проживающим в садовых и дачных домах необходимо будет самостоятельно решать организационные вопросы, связанные, например, с ремонтом и чисткой дорог зимой, подключением к сетям связи, подключением электричества, водоснабжения и т. п.

Для рассмотрения вопроса о пригодности помещения для постоянного проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением – проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Потеря социальных доплат, льгот и субсидий. Также следует учитывать, что при смене регистрации по месту жительства гражданин может потерять некоторые социальные льготы, субсидии либо доплаты, предусмотренные на уровне субъекта (речь идет о случаях, если будущее место жительства будет находиться в другом регионе). Например, в соответствии с подп. "е" п. 33 постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в Москве право на получение региональной социальной доплаты утрачивается. Так, например, по состоянию на 15 ноября 2013 года доплата для неработающих пенсионеров, зарегистрированных по месту жительства в столице, установлена до уровня регионального социального стандарта в размере 12 000 рублей (п. 3 постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. № 514-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат некоторым категориям граждан на 2012 и 2013 годы").

Увеличение размера налогов на недвижимое имущество. Еще один момент, который следует учесть, это возможное увеличение рыночной стоимости жилого строения после приобретения им статуса индивидуального жилого дома и возможности зарегистрироваться в нем по месту жительства. Несомненно, с одной стороны это является приятным плюсом, но с другой – увеличивается и размер налогов, которые должен будет уплачивать собственник такого дома. Особенно это станет ощутимо после вступления в действие готовящихся изменений во вторую часть НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации 3 . Речь идет о введении единого налога на недвижимость, размер которого будет рассчитываться исходя из кадастровой (максимально приближенной к рыночной), а не инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, как это происходит сейчас.

Более подробно о введении единого налога на недвижимость читайте наш материал "Кадастровая оценка налога на недвижимость".

Разрешительный порядок переустройства и перепланировки жилого помещения. После того как жилое строение будет признано жилым помещением, все планируемые переустройства и перепланировки такого помещения могут быть осуществлены только после получения соответствующего разрешения (ст. 26 Жилищного кодекса РФ и п. 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170) 4 .

Фиктивная регистрация. Следует также обратить внимание на вероятность "фиктивной" регистрации по месту жительства в жилом доме расположенном на дачном участке, как злоупотребление своим правом некоторых недобросовестных граждан. Человек, который зарегистрируется по основному месту своего жительства, фактически может и не появляться там на протяжении всего времени. Это действие повлечет за собой отсутствие возможности оперативно разыскать человека при необходимости, что в свою очередь создаст помехи государственным органам в привлечении к ответственности вышеупомянутого лица, в случае совершения им противоправного деяния. Либо затруднит заинтересованным лицам действия по возмещению вреда, причиненного им таким гражданином.

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ст. 25 Жилищного кодекса РФ).

В качестве примера можно привести ситуацию со штрафами за нарушение правил ПДД, которые автоматически присылаются на адрес регистрации по месту жительства гражданина.

Подводя итог, можно сказать, что, несомненно, обсуждаемые изменения законодательств внесут ясность в определение правового статуса жилого строения, расположенного на дачном или садовом земельном участке. В свою очередь, это позволит гражданам в дальнейшем избегать сложностей, возникающих на практике из-за отсутствия регистрации по месту жительства и полноценно реализовать конституционное право на свободный выбор места жительства.

Однако следует помнить, что, помимо положительных моментов, регистрация по месту жительства в жилых домах, расположенных на дачных или садовых участках, влечет за собой и ряд неудобств, рассмотренных в нашем материале.

2 Раздел II положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47)

3 Законопроект № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://www.garant.ru/article/506281/

Архив газеты 2004-2010

Институт прописки наконец-то отмен – Президентский указ № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» вступает в силу 1 января 2008 года. Однако нововведение бурной радости не вызывает. Вместо провозглашенного «смягчения климата» замена прописки на регистрацию вызовет усложнение процедур, связанных с получением постоянной и временной регистрации. По оценкам экспертов, зарегистрироваться в Минске станет в два раза сложнее, чем сейчас – прописаться.

Заместитель директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте РБ Людмила ПАНФЕРОВА объясняет необходимость появления указа № 413 тем, что существующая система прописки, сложившаяся на территории СССР еще в 1932 году, «не соответствовала основным требованиям и задачам, которые предъявлялись: полностью не могла учитывать учет граждан по месту жительства». Что имеется в виду? «Многие наши граждане прописывались по одному адресу, а проживали совершенно по другому. Поэтому появилась идея реформирования института прописки. Мы обратились к опыту других стран, Голландии, Дании, Германии, стран СНГ. Мы увидели, что институт прописки, за исключением Туркменистана, нигде не существует и не применяется», – подчеркнула Людмила Панферова.

РЕГИСТРАЦИЯ ВМЕСТО ПРОПИСКИ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

«Главное отличие регистрации от института прописки заключается в том, что прописка – разрешительный порядок учета граждан по месту жительства. Регистрация граждан носит уведомительный порядок. В различных государствах существует, условно говоря, две системы: уведомительный порядок регистрации – без каких-либо ограничений и уведомительный порядок с определенными ограничениями. Одномоментно мы сразу не можем перейти к уведомительному порядку без каких-либо ограничений. Институт прописки очень тесно переплетается со многими отраслями существующего права: и жилищное законодательство, и здравоохранение, и образование. Существует масса проблем, завязанных именно на регистрации гражданина: это и получение пенсий, и пособий, и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому было принято решение, что мы постепенно и поэтапно отменяем существующий сегодня разрешительный порядок регистрации граждан», – отметила Людмила Панферова.

Особый упор замдиректора института сделала на том, что 413-й указ устанавливает единый для всей страны порядок регистрации граждан. Исполкомы лишаются права вносить свои корректировки в этот порядок, что, по мнению Л.Панферовой, лишит чиновников возможности «поиметь» на институте регистрации определенные дивиденды.

«Это будет единый на территории страны нормативно-правовой акт, который будет регулировать вопросы прописки. Сегодня проблема прописки регулируется актами Совета министров еще БССР, постановлениями Министерства внутренних дел, и, например, решением Минского гор­исполкома. Получалось так, что в каждом регионе существовали свои особенности в прописке», – утверждает Людмила Панферова.

Регистрация, как и прописка, остается постоянной и временной; наличие свободных «квадратных метров» на душу населения является необходимым условием как для прописки, так и для регистрации; иногородних граждан в Минске не берут на работу без прописки – не будут брать и без регистрации. В чем же тогда разница между понятиями «прописка» и «регистрация»?

Ответ на этот вопрос попытался дать заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции Анатолий ЛАНИН.

– Уже не будет слова «прописка», которое звучит с 1974 года, с момента принятия Положения о паспортной системе в СССР. Во-вторых, по поводу устройства на работу. Существуют два режима пребывания: регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Срок пребывания – до 1 года. На месте временного пребывания гражданина можно временно регистрироваться на год и устраиваться на работу – заключать срочный контракт, это упрощает жизнь нашим гражданам.

Безусловным плюсом регистрации перед пропиской Людмила Панферова считает «уменьшение количества документов, которые гражданин должен предоставить в орган регистрации». С 1 января 2008 года гражданину Беларуси при переезде на новое место жительства не придется сниматься с учета. Приехав на новое место жительства, гражданин регистрируется, и штамп в паспорте о регистрации автоматически аннулирует предыдущую отметку о прописке (регистрации).

«Целые категории граждан освобождаются от уплаты гос­пошлины за регистрацию места жительства (несовершеннолетние и т.д.); существенно сокращен перечень причин, по которым можно отказать в регистрации по месту жительства. Квинтэссенцией этих случаев является то, что собственник жилого помещения либо помещения, которое досталось гражданину по наследству, без каких-либо ограничений может регистрироваться по месту нахождения этого помещения. Положительным моментом я считаю то, что разрешено гражданину регистрироваться по доверенности, то есть гражданин может выдать доверенность своему представителю, который будет осуществлять процедуру регистрации. Разрешено регистрироваться в садовых домиках и дачах. Многие ограничения сняты, за исключением Минска, который является столицей. Разрешена регистрация внуков к дедушкам и бабушкам, дедушек и бабушек, соответственно, – к внукам; совершеннолетних детей – к родителям, независимо от того, имеется у них семья или не имеется; родных братьев и сестер – к родным братьям и сестрам; совершеннолетних усыновленных – к усыновителям. Сейчас нет никаких ограничений в регистрации граждан в домах, подлежащих сносу или капитальному ремонту с отселением». Временная регистрация проводится без ограничений и, естественно, без учета «квадратных метров»; для этого необходимо всего лишь согласие собственника и членов его семьи на регистрацию другого человека. С введением регистрации существенно снизится нагрузка на суды, поскольку отпадет необходимость рассматривать дела о фиктивных браках и разводах – для получения прописки очень часто граждане прибегали именно к фиктивным бракам.

Бизнес на «прописке» уйдет в никуда. В этом уверен и Анатолий Ланин, и Людмила Панферова. «Спрос диктует предложение. Если человек знает, что он может зарегистрироваться не в 110 местах, а в 10 тысячах мест, – зачем ему покупать регистрацию?», – вопросом на вопрос ответила Л.Панферова.

Указ № 413 вступает в силу с 1 января 2008 года, до тех пор сохраняется существующий порядок прописки. То есть до нового года все пойдет по накатанной. После нового года, если, скажем, человек выезжает на жительство из Минска в Могилев, он едет в Могилев, становится на воинский учет – если он военнообязанный, и в течение трех дней регистрируется.

КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ ОСТАЛИСЬ

Для регистрации по месту жительства, как и при прописке, необходимо наличие «свободных «квадратных метров»: в Минске этот «лимит» составляет 20 квадратных метров общей площади (вместо нынешних 12 метров жилой площади), для остальной страны – 15 квадратных метров.

Каким образом разработчики вышли на эти 15-20 мет­ров – представители МВД и Национального центра законопроектной деятельности при президенте РБ ответить не смогли.

По большому счету, надежды на «смягчение» прописочно-регистрационного климата не оправдались. Сейчас в Минске невозможно прописаться, если в помещении на человека приходится менее 12 квадратных метров. С 1 января 2008 года этот порог увеличивается до 20 квадратных метров. И то, что подсчитываться будет общая площадь, а не жилая, практически ничего не меняет. В других белорусских городах для регистрации потребуется не менее 15 квадратных метров на человека.

Еще четыре месяца будет действовать норма, по которой родители имеют право прописать не только своих детей, но и их семьи, если они последние три года не имели жилья и обеспеченность жилой площадью на одного человека составит не менее 6 квадратных метров. Регистрация не предусматривает такой возможности.

БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ НА РАБОТУ ВСЕ РАВНО НЕ ВОЗЬМУТ

Минск по-прежнему остается столицей Беларуси, а посему особенности регистрации в городе остаются.

«Разрешение Мингор­испо­л­­­­кома, в соответствии с указом, установлено в одном-единственном случае – приглашение на работу в город Минск. Я бы не назвала это ограничением прав, скорее, это дополнительный плюс: человек получает приглашение на работу и безо всяких дополнительных условий регистрируется. Это, прежде всего, касается регистрации в общежитиях», – говорит Людмила Панферова.

«Конституционный суд принял решение об отмене ответственности нанимателя за прием на работу гражданина не из Минска. Но оставалась другая ответственность – за проживание без прописки или регистрации. Поэтому человек любым способом пытался «легализоваться» и найти 12 квадратных метров жилой площади, чтобы прописаться и устроиться на работу», – добавляет Анатолий Ланин.

Сейчас работодатель, приглашая на работу в Минск иногороднего гражданина, обязан уплатить «отступные» Минскому горисполкому в размере 500 базовых величин. Это бешеные деньги, особенно для мелких и средних негосударственных предприятий.

Анатолий Ланин утверждает, что человек должен лично найти возможность зарегистрироваться в Минске, а потом искать работу. На крайний случай есть иной вариант: человек получает временную регистрацию до года, заключает срочный контракт с работодателем сроком на 1 год, а спустя 11 месяцев 20 дней человек может прийти в орган регистрации и продлить временную регистрацию еще на год. Соответствующим образом продлевается договор и с нанимателем.

ПРОЦЕСС РЕГИСТРАЦИИ ПОКРЫТ МРАКОМ

Отделы по гражданству и миграции на местах, которые непосредственно и занимаются «прописками-выписками» и на плечи которых с 1 января 2008 года ляжет груз «регистрации – снятия с регистрации», не имеют никакой определенности. Начальник отдела по гражданству и миграции Ленинского РУВД Минска Павел ХРИЩЕНОВИЧ говорит, что «существует только указ Президента – больше ничего нет». Никаких дополнительных инструкций, которые проливали бы свет на изменения процессов в сфере регистрации граждан, на местах нет. В ближайшее время ситуация прояснится, но когда именно – неизвестно.

Хотелось бы задать один волнующий всех молодых людей вопрос!Живя в небольшом городе, имея детей, молодой женщине после ВУЗа невозможно устроиться на более менее приличную работу, имея все необходимые навыки и образование!Чтобы выжить приходиться ехать в Минск и искать там работу, только чтобы прокормить себя и ребенка! В Минске предлагают хорошую работу, но требуют прописку, на которую денег нет. Вывод: приходиться из РБ уезжать, т.к. в той же Москве ценят перспективных, но бедных молодых специалистов!Так, неужели Минску нужна утечка кадров (да и сейчас, конкурентоспособность соискателей работы из столицы оставляет желать лучшего, по сравнению с многими молодыми людьми не из столицы)? В результате: демографическая ситуация только ухудшиться, а не улучшиться. Молодежь будет уезжать! ВОПРОС: ДЛЯ КОГО ЭТИ ЗАКОНЫ И ЗАЧЕМ ПРОПИСКИ.

P.S. Очень хочется работать в Беларуси, но законодательство не позволяет даже жить в этой стране.

Людмила ПАНФЕРОВА: «Временная регистрация проводится без ограничений и, естественно, без учета «квадратных метров»

Людмила ПАНФЕРОВА некомпетентна?

(настоящий пункт) 8. Регистрация граждан по месту жительства ограничивается:

(абзац 1) в пограничной зоне, закрытых военных городках, на закрытых территориях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где в связи с опасностью распространения инфекционных заболеваний или отравлениями введены особые условия и режимы либо где введено чрезвычайное положение, а также при объявлении на территории Республики Беларусь военного положения;

(абзац 2) в жилом помещении, если после регистрации гражданина обеспеченность общей площадью такого жилого помещения станет менее 15 кв. метров на одного человека (в г.Минске – менее 20 кв. метров на одного человека), а обеспеченность жилой площадью жилого помещения в общежитии – менее 6 кв. метров на одного человека.

Регистрация граждан по месту пребывания (!) ограничивается в случае, указанном в абзаце втором части первой настоящего пункта.»

о регистрации граждан по месту

жительства и месту пребывания)

прописка в минске теперь подорожала — уже 700 баксов. кажется, регистрация еще дороже будет обходиться.

Спасибо большое за замену прописки регистрацией. Теперь я точно уверена, что проще уехать в Москву, чем мучиться тут. Раньше я еще сомневалась, но, пожалуй, хватит с меня.

Блин, угораздило же родиться в этой стане… 🙁

А что делать, если профессия связана непосредственно со столицей? Уезжать в колхоз переучиваться на доярку? Зачем тогда высшее образование? А ведь на дворе УЖЕ 2008 год, а до сих пор ничего не понятно. Про регистрацию все молчат.

Скажите пожалуйста,а если иностранный гражданин с молдавской пропиской желает переехать в РБ на постоянное проживание, в какую сумму(!) ему обойдётся получения вида на жительство,регистрация,получение гражданства?

Чего вы все переполошились-то. Вот я паспорт поменяла (25 стукнуло в 2008) и мен поставили не ПРОПИСАНА а ЗАРЕГИСТРИРОВАНА по адресу. .. Это то же самое. хотя мне тоже не нравится. и Регистрация стоит столько же сколько прописка (кстати прописку уже «левые» товарищи не делают — только регистарцию)

Я заканчиваю БНТУ. Сам из Гродно. На работу в Минске берут только с регистрацией, это понятно. Но ПОВЕРЬТЕ ничего не упростилось. На регистрации как и на прописке все хотят заработать денег. Может с этой целью это и создовалось? Так, минская временная регистрация, на данный момент стоит 300- 350 у.е. + ежемесячные налоги. Есть возможность, как молодому специалисту, скостить немного на налогах. Районная регистрация немногим дешевле. По процедуре, впринципе, не легче прописки. Вопрос: так зачем и для кого всё это делается?!

PS может в следующем указе будет издано «обнести Минск колючей проволокой и не пускать иногородних граждан РБ»?))))

Два года отработаю по распределению и поеду в другую страну, где будут ценить стремление человека к проявлению своих возможностей и желание продуктивно работать.

Актуально

УТРОМ ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ СТУЛЬЯ

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФОПРОСТРАНСТВА

СКРИПЯ ЗУБАМИ, или Как выжить на частном медицинском рынке?

ЗЕМЛЯ В ЗАЛОГ

© 1997-2017 «Экспресс НОВОСТИ». Все права защищены.

Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции.

Регистрация вместо прописки: выбора нет?

Жизнь в современном мире устроена таким образом, что вопрос регистрации по месту жительства является весьма актуальным, поскольку возможность получения многих государственных социальных льгот зависит от места прописки. В связи с тенденцией «антиурбанизации», которой способствуют свежий воздух и отсутствие суеты загородом, вполне логичным представляется вопрос о том, можно ли прописаться на даче.

На протяжении уже нескольких лет правительство планирует внести изменения в законодательство, а именно модернизировать институт регистрации. Тем не менее желание граждан проживать вне города и пользоваться социальными благами, принадлежащими им по закону, вполне логично, однако пока оно наталкивается на некоторые препятствия при его реализации в жизнь. В рамках данной статьи мы рассмотрим «регистрацию на даче» с точки зрения законодательства РФ, а также предложим Вашему вниманию рекомендации относительно того, как оформить дачную регистрацию на практике.

Согласно ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», принятому Государственной думой 11 марта 1998 года, оформить прописку в доме на «землях сельхоз назначения» нельзя. Однако 30 июня 2011 года Конституционный суд признал данное положение не соответствующим нормам Конституции РФ, в связи с чем граждане имеют правовую основу отстаивать свою «дачную прописку».

Таким образом, официально прописка на землях категории ДНП возможна, стоит лишь обговорить некоторые нюансы.

Начнем непосредственно с характеристик самого объекта, в котором планируется регистрация. Итак, каким условиям должно соответствовать место будущей прописки:

• «Пригоден для круглогодичного всесезонного проживания»

Дачный дом должен официально значится как «жилой дом» (дополнительные постройки на земельном участке — гараж, сарай — жилым домом не являются). Подобный статус может быть присвоен органами местного самоуправления или путем судебной строительно-технической экспертизы. Как правило, данная процедура длится от 1 до 6 месяцев. Сроки и стоимость экспертизы определяются на основании технического задания, согласно которому специалист собирает полный объем информации об объекте. Цена вопроса, в среднем, — от 30 до 100 тысяч рублей. Подробнее ознакомится с законодательными основаниями для изменения статуса дома можно в Жилищном кодексе РФ (ст. 23,24).

• «Наличие всех необходимых инженерных коммуникаций»

Минимальными требованиями к статусу «жилой дом» является обеспечение дачного дома электричеством, водоснабжением (возможно использование колодца), системой отопления и вентиляцией (или наличие форточек). Кроме того, если рассматриваемый для постоянной прописки объект расположен в черте населенного пункта, в котором проведены водопроводные сети и газификация, то в доме эти коммуникации также должны присутствовать. К тому же, место прописки должно представлять собой капитальное строение с фундаментом, возведенное в соответствии со строительными нормами, где выполнена отделка. Пристальному вниманию при проведении экспертизы подвергаются: состояние стен, полов, окон, перекрытий и придомовой участок. Следовательно, отсутствие нарушений СанПиНов и СНиПов, соблюдение строительных, санитарных и других требований, наличие необходимых коммуникаций есть залог получения положительного заключения экспертной комиссии.

• «Свидетельство на право собственности»

Для того чтобы проживать в дачном доме на законных условиях, владельцу необходимо позаботится о правоустанавливающих документах на дом и прилегающую территорию, в первую очередь о свидетельстве на право собственности. Также потребуются технический и кадастровый паспорта, получить которые можно в БТИ (Бюро технической инвентаризации).

Техпаспорт является подтверждением пригодности дома для круглогодичного проживания, в нем прописываются: материалы стен, площадь, виды коммуникаций, тип фундамента и кровли. На основании этого документа выдается кадастровый паспорт объекта, после чего дачный дом регистрируется в Росреестре.

Для гражданина, претендующего на дачную регистрацию, потенциальное место прописки должно быть единственным жильем в собственности.

Следующий этап после признания дачного дома строением, пригодным для постоянного проживания — оформление государственной регистрации в Управлении Федеральной миграционной службы, куда необходимо принести следующие документы:

2. Свидетельство на право собственности

3. Технический и кадастровый паспорта строения

4. Декларация об объекте недвижимого имущества

5. Квитанция об уплате госпошлины

К сожалению, «подходящий» для прописки дачный дом и наличие всех необходимых документов не гарантируют положительного эффекта от проделанной работы и приложенных усилий. По мнению специалистов, закон, позволяющий прописаться в дачном строении, довольно противоречивый сам по себе, то есть узаконивает и объясняет исключительно сам факт действия, однако механизмы и принципы его реализации в полном объеме не устанавливает. Отсутствие необходимой конкретики в столь важном вопросе служит причиной «неработоспособности» привычного алгоритма процесса регистрации через УФМС — пришел, подал заявление, зарегистрировался.

В случае, если УФМС дали отказ, его можно обжаловать «досудебным» способом. Как правило, с этой целью обращаются к начальнику структурного подразделения территориального органа, затем к начальнику территориального органа и, в завершении процесса, к директору ФМС и его заместителям.

Но, как показывает практика, соблюдения своих конституционных прав гражданам зачастую приходиться добиваться через суд. В этом случае заявителю необходимо предоставить все документы, перечисленные выше, а также заявление, подтверждающее «жилой» статус дома.

Если Ваше желание прописаться в дачном доме аргументировано необходимыми для этого условиями, суд не сможет Вам отказать. После того, как решение вступает в законную силу, регистрируется прописка по месту жительства в УФМС.

Преодолев «бюрократические дебри», Вы получите дачную прописку. Но стоила ли игра свеч? Перед тем, как начинать «осаду» госструктур, необходимо иметь представление не только о плюсах регистрации на даче, но и о ее минусах.

• Увеличение ежегодного налога на жилье. С наступлением 2015 года этот

критерий приумножил свою значимость, ведь теперь в основе исчисления налога на недвижимость лежит кадастровая стоимость жилья, которая несколько выше инвентаризационной.

• «Ничья» территория и инфраструктура. Получение дачной прописки не является гарантом получения всех социальных бонусов регистрации по месту жительства. Местные власти не обязаны заниматься обустройством территории или организацией инфраструктуры. Иначе говоря, проблемы с коммуникациями, школами и больницами собственникам придется решать самостоятельно.

! Перед тем как начать нелегкий и довольно продолжительный путь к желаемой «регистрации в ДНП», стоит еще раз обдумать все «за» и «против». И, безусловно, запастись двойным терпением, потому что сил и времени, надо полагать, будет потрачено в два раза больше, чем предполагалось изначально.

Итак, пришло время подвести итоги. Отвечая на вопрос: «Возможна ли регистрации в дачном доме?», в ответ можно смело утвердительно кивать головой. Вместе с тем, прохождение многоэтапной операции «прописка на даче» требует: во-первых, значительных временных затрат; во-вторых, немалых финансовых вложений (например, на оплату экспертиз).

Что касается вопроса: «Есть ли разница в оформлении прописки на строении, расположенном на землях категории ДНП, СНП или СНТ?», то на сегодняшний день ответ на него отрицательный. В настоящее время в законе нет четкого разграничения этих понятий, во всех случаях может быть и огород, и дом. Соответственно, и прописаться можно на землях со всеми перечисленными статусами.

В будущем, по мнению экспертов, будут приняты постановления, которые упростят описываемый в статье процесс. Сегодня же успех ждет целеустремленных граждан!

Автор: Анна Чадлиева

Таунхаусы от 915 тыс. руб. Новые предложения

Участки от 70 тыс.руб./сотка

Квартиры от 750 тыс.руб.

23 октября 2017

18 сентября 2017

13 октября 2017

10 октября 2017

15 сентября 2017

Недвижимость в России

Все права защищены 2007-2017, Рекламное Агентство «Интер-Пресс».

При полном или частичном использовании материалов ссылка (для интернет-ресурсов — активная гиперссылка) на www.poselkispb.ru обязательна.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей,

а также с точкой зрения авторов комментариев.

http://www.poselkispb.ru/stati/zakonodatelstvo/12515/