Что такое реадмиссия иностранного гражданина

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 180-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен главой V.1

Глава V.1. Передача и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

Статья 32.2 . Порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 32.2 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 32.2 внесены изменения

1. Передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и его территориальных органов, уполномоченных принимать решения о реадмиссии, утверждается указанным федеральным органом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ статья 32.2 дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 мая 2012 г.

1.1. В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ статья 32.2 дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 мая 2012 г.

1.2. Прием иностранного гражданина Российской Федерацией от иностранного государства может осуществляться по ускоренной процедуре реадмиссии в случае, если это предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 178-ФЗ статья 32.2 дополнена пунктом 1.3, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.3. Передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в пункт 2 статьи 32.2 внесены изменения

2. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении.

В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в пункт 3 статьи 32.2 внесены изменения

3. Доставку иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, к месту передачи данному иностранному государству либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

На основании соответствующего мотивированного запроса территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае необходимости дополнительного сопровождения иностранных граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами, такая доставка осуществляется указанным территориальным органом совместно с органами внутренних дел.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в пункт 4 статьи 32.2 внесены изменения

4. Помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в пункт 5 статьи 32.2 внесены изменения

5. За исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в пункт 6 статьи 32.2 внесены изменения

6. Содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в пункт 11 статьи 32.2 внесены изменения

11. Контроль за пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, но не подлежащих содержанию в специальных учреждениях, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

12. Иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, подлежит депортации в случае, если между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ статья 32.2 дополнена пунктом 13, вступающим в силу с 1 мая 2012 г.

13. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 384-ФЗ в пункт 14 статьи 32.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

14. Порядок реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, его территориальными органами и специальными учреждениями определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 178-ФЗ глава V.1 дополнена статьей 32.4, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 32.4. Приостановление и прекращение процедуры реадмиссии

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 32.4 настоящего Федерального закона

1. Начатая в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, процедура реадмиссии приостанавливается в одном из следующих случаев:

1) наличие у иностранного гражданина подтвержденного медицинским заключением заболевания, при котором выезд из Российской Федерации может быть сопряжен с угрозой для жизни и здоровья иностранного гражданина и (или) жизни и здоровья окружающих;

2) наличие у близкого родственника, пребывающего (проживающего) в Российской Федерации, подтвержденного медицинским заключением тяжелого проявления заболевания либо смерть близкого родственника, пребывавшего (проживавшего) на момент смерти в Российской Федерации, — на основании свидетельства о смерти;

3) обращение иностранного гражданина с ходатайством о признании беженцем или о предоставлении временного убежища — до принятия решения о признании беженцем или о предоставлении временного убежища либо об отказе в признании беженцем или в предоставлении временного убежища;

4) участие иностранного гражданина в следственных действиях или судебном разбирательстве — на период их проведения;

5) осуждение иностранного гражданина к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;

6) возникновение чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, катастрофы, эпидемии, эпизоотии, иного чрезвычайного происшествия либо обстоятельства непреодолимой силы — до устранения последствий чрезвычайных обстоятельств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 384-ФЗ в пункт 2 статьи 32.4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

2. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в отношении которого принято решение о приостановлении процедуры реадмиссии, в специальном учреждении не прекращается.

3. Начатая в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, процедура реадмиссии прекращается в одном из следующих случаев:

1) смерть иностранного гражданина — на основании свидетельства о смерти;

2) объявление иностранного гражданина умершим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

3) признание иностранного гражданина безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

4) признание иностранного гражданина беженцем;

5) предоставление иностранному гражданину временного убежища;

6) добровольный выезд иностранного гражданина из Российской Федерации в соответствии со статьей 32.5 настоящего Федерального закона.

4. Приостановление или прекращение процедуры реадмиссии в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции уведомляет о принятом решении иностранное государство, которому должен быть передан указанный иностранный гражданин в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 178-ФЗ глава V.1 дополнена статьей 32.5, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 32.5. Прекращение процедуры реадмиссии в связи с добровольным выездом иностранного гражданина из Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 32.5 настоящего Федерального закона

1. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, процедура реадмиссии в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, прекращается в случае, если такой иностранный гражданин желает добровольно выехать из Российской Федерации за счет собственных средств, средств приглашающей стороны или принимающей стороны либо средств иных источников (за исключением средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) и содействует установлению своей личности. Срок, в течение которого иностранный гражданин осуществляет выезд из Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и не должен превышать срок, установленный соответствующим международным договором Российской Федерации о реадмиссии для передачи такого иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 384-ФЗ в пункт 2 статьи 32.5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

2. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в отношении которого принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, в специальном учреждении не прекращается и осуществляется до выезда такого иностранного гражданина из Российской Федерации.

3. Контроль за пребыванием в Российской Федерации и выездом из Российской Федерации иностранных граждан, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом.

4. Иностранные граждане, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии и которые добровольно выехали из Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не считаются переданными Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

5. В отношении иностранного гражданина, не выехавшего из Российской Федерации в соответствии с решением о прекращении процедуры реадмиссии в срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, начинается новая процедура реадмиссии.

6. Порядок прекращения процедуры реадмиссии в связи с добровольным выездом иностранного гражданина из Российской Федерации определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/184755/6/#block_2212

– В переводе с английского он означает «принимать назад». В российское законодательство это понятие вошло совсем недавно, поскольку сам институт реадмиссии – феномен в международном праве. Этот институт сейчас развивается в рамках европейского законодательства, и наша страна находится среди тех государств, которые формируют его сущностное наполнение. Федеральным законом от 6 мая 2008 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реадмиссия определяется как согласие государства на приём обратно на свою территорию своих граждан, а также в оговорённых законодателем случаях иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве, которые подлежат депортации из другого государства.

Реадмиссия – это тот правовой механизм, который позволяет бороться с незаконной и нелегальной миграцией. То есть он выступает в качестве способа защиты безопасности государства, борьбы с преступностью, правонарушениями, как средство защиты рынка труда. При этом реадмиссия означает не только защиту прав и свобод наших граждан, но и закрепление норм, регламентирующих современное, цивилизованное отношение к нелегальным мигрантам.

– То есть процесс реадмиссии означает вхождение государства в международное правовое поле, присоединение к «правилам игры» в отношении упомянутых выше граждан?

– Да, это интеграционный процесс, который способствует установлению новых правовых отношений между разными странами в миграционной сфере. Достаточно напомнить, что заключение двухсторонних и многосторонних соглашений о реадмиссии является одним из приоритетов миграционной политики как Евросоюза, так и Российской Федерации

Хочу отметить, что, несмотря на новизну вопроса, у него уже есть определённая предыстория. Так, заключение Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом от 25 мая 2006 года о реадмиссии было одним из условий переговорного процесса об облегчении визового режима для наших граждан. А первое подобное соглашение, заключённое с Литвой 12 мая 2003 года и вступившее в силу 20 августа того же года, стало условием заключения договора об упрощённом порядке транзита россиян в Калининградскую область. Наша страна стремится к заключению таких соглашений и с другими государствами – основными поставщиками нелегальных мигрантов на территорию России и транзитных мигрантов в Евросоюз.

Упомянутое соглашение с Европейским сообществом вступило в силу с 1 июня этого года. В нём реадмиссия определена как передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц – граждан запрашиваемого государства, граждан третьих стран или лиц без гражданства, чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего соглашения. Например, Россия обязана принимать обратно всех лиц, которые нелегально проникли в Европу с нашей территории независимо от их гражданства. Причём в соответствии со статьёй 32.1 вышеупомянутого закона «временное размещение иностранного гражданина, подлежащего передаче в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранного гражданина, принимаемого в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющего законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется в специальном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, предназначенном для временного размещения указанных иностранных граждан, на основании решения суда».

– Александр Николаевич, что нового вносит в процесс реадмиссии одобренный Советом Федерации несколько дней назад закон?

– Он дополняет уже действующие законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» нормами, которые позволяют нашей стране передавать другому государству или принимать от него иностранных граждан и лиц без гражданства (в соответствии с международными договорами РФ о реадмиссии) на основании специального документа – «решения о реадмиссии», принимаемого руководителем Федеральной миграционной службы или его заместителем. Причём такая передача, если имеется проездной документ для целей реадмиссии, осуществляется без истребования визы. Доставку иностранного гражданина в специальное учреждение по реадмиссии, а в случае необходимости в суд, учреждение здравоохранения, дипломатическое представительство или консульское учреждение, к месту передачи иностранному государству, с которым у нас есть договор о реадмисии, либо до пункта пропуска через государственную границу России осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Кроме того, закон предусматривает временное размещение лиц, подлежащих реадмиссии, в специальных учреждениях миграционных органов на срок более 48 часов только на основании решения суда, а также детально регламентирует порядок осуществления личного досмотра иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, и досмотра, включая изъятие их вещей. Контроль за пребыванием на территории нашей страны иностранных граждан, не подлежащих временному размещению в специальных учреждениях по реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Также закон устанавливает, что иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от другого государства в соответствии с международным договором о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в России, подлежит депортации в случае, если между нашей страной и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии.

– Наверное, можно говорить о явно выраженной гуманности нового закона?

– Разработан целый пакет документов, процессуальные нормы, которые защищают подвергшихся реадмиссии и с точки зрения гражданского процесса и судопроизводства, и с точки зрения соблюдения их прав и интересов. Подробно прописан механизм их возвращения в страну, откуда они прибыли, либо в транзитную страну. Установлены требования к местам содержания, регламентирован порядок досмотра и изъятия при необходимости находящихся у них предметов и вещей, которые на территории России запрещены в обороте или являются предметами, указывающими на совершение преступления. Всё это осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, аналогичными установленным для российских граждан и соответствующими международным требованиям.

Надо понимать, что в отличие от лиц, в отношении которых осуществляется процедура депортации или экстрадиции, лицо, подвергшееся реадмисии, не совершило преступлений на территории России. Его вина в том, что оно незаконно пребывает либо на территории нашей страны, либо другого государства, но транзитом через Россию. Поэтому эти категории лиц нельзя ставить в один ряд. При реадмиссии важно соблюсти два важных условия: первое – это защита интересов Российской Федерации и её граждан, второе – обеспечение прав и законных интересов подвергнутых реадмиссии лиц.

– Чего можно ожидать от такого всё более глубокого внедрения процесса реадмиссии в сферу международных отношений?

– Федеральная миграционная служба России прогнозирует увеличение потока подвергнутых реадмиссии лиц в странах Евросоюза и других государствах. Для России, с её самой протяжённой границей в мире, это особенно актуально. Ведь к нам иностранцы приезжают не только с целью пребывания на нашей территории, но и как в страну транзита для последующего перемещения в другие государства. Поэтому очень важно, чтобы лицо, пересекшее российскую границу, оказывалось в чётко сформированном правовом пространстве. Этому способствует принятый закон. Следует подчеркнуть, что для эффективной реализации его норм ФМС России подготовлены проекты двух постановлений Правительства Российской Федерации. Тем самым Россия выполняет свои обязательства по реадмиссии не только перед Евросоюзом, но и перед мировым сообществом.

http://www.viza-rf.ru/main/28-readmissiya.html

Госдума РФ сегодня проголосовала в третьем чтении за закон, который закрепляет за ФМС РФ право принимать решение о реадмиссии, что означает прием, возврат и транзит лиц, незаконно находящихся на территории РФ или определеных иностранных государств.

Соответствующие изменения вносятся статью 25.13 "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", а также в пункт 1 статьи 32.1 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Согласно поправкам, передача граждан иностранному государству или прием РФ гражданина будет осуществляться по решению ФМС РФ или их территориальных представительств. Такое решение уполномочен принимать руководитель указанного федерального органа или его заместитель.

Напомним, что 7 сентября 2009 года Госудратственная Дума приняла в третьем чтении поправки в ГПК РФ, которые регламентируют порядок временного размещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии.

Согласно поправкам, содержание гражданина более 48 часов, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении может осуществляться только по решению суда. Соответствующее заявление должно быть подано органами ФМС в суд по месту нахождения специального учреждения, где будет содержаться такой гражданин. Заявление должно быть подано в суд в течение 48 часов с момента помещения гражданина в специальное учреждение. При этом суд обязан возбудить незамедлительно производство по данному делу и рассмотреть его в течение 5 дней (статья 261.3 ГПК РФ).

Дела подобного рода должны рассматриваться с участием прокурора, представителя территориального управления миграционной службы, а также гражданина, подлежащего реадмиссии.

ООО Юридическая фирма «Богатовъ и К»

Оказание юридических услуг, юридические консультации

http://www.bogatoff.ru/law_news/?article=111