Чем отличается инвентаризационная стоимость от кадастровой

Интересное предложение на днях озвучило Министерство экономики. Речь идет о налогообложении недвижимости. Причем налог предлагается исчислять из новой временной инвентаризационной стоимости, равной трем процентам от результата кадастровой оценки. Ведомство, по-видимому, не дождавшись от коллег из Минфина обещанного нового «недвижимого» налога, уже подготовило проект соответствующего приказа. Сыграли, как говорится, на опережение.

Суть нового предложения сразу разглядели не все. С толку собственников соток и квадратных метров сбили именно три процента. Многие приняли их за новую налоговую ставку. Обитатели форумов начали судорожно высчитывать «грабительский процент», получалось печально. Например, с квартиры стоимостью 1,5 млн рублей сумма вышла в 45 тысяч. «Это что, в год? Платить столько?!», – возмущались собственники. И никто не обратил внимания, что речь идет о новой расчетной цене домов и квартир, из которой будет исчисляться нынешний налог на имущество. Вот она-то и составит три процента.

Но перед тем как пояснить, откуда они берутся, напомним, какая система действует сейчас. Используемая сегодня органами БТИ методика расчета инвентаризационной стоимости, а соответственно, и базы расчета налога страшно далека от рынка вообще и от недвижимости в частности. Ведь расчеты происходят по сборникам показателей, 1970–1971 годов издания, когда само понятие рыночной цены для обывателя было не более чем капиталистическим мифом. Причем сотрудники БТИ получают более или менее реальные цифры оценки, переводя показатели 70-х сначала в показатели 90-х, а уж затем в современную действительность. С 1 января каждого года происходит перерасчет оценки (инвентаризационной стоимости) недвижимости на основании индексов. Индексы разрабатываются и утверждаются управлением Алтайского края по строительству и архитектуре. Как пояснили нам специалисты БТИ, инвентаризационная стоимость квадратного метра ежегодно умножается на вновь принятый индекс в новом году и количество квадратных метров недвижимости, и в результате чего она ежегодно меняется.

Не лишним было бы пояснить, чем же от кадастровой стоимости отличается инвентаризационная. Последняя зависит от материала стен, года ввода в эксплуатацию, площади и износа здания и других его физических параметров. Кадастровая стоимость от процента износа не зависит и определяется скорее местоположением недвижимости, этот показатель достаточно стабилен в отличие от стоимости рыночной, то есть цены жилья или земли, по которой можно их реально продать или купить.

Сегодня же чиновники, обозвав методику БТИ анахронизмом, решили считать по-другому. В новом порядке расчетов инвентаризационная стоимость равна «произведению кадастровой стоимости объекта капитального строительства и коэффициента, равного 0,03». При этом во всей этой каше нашлось место и рыночной стоимости. Которая почему-то волшебным образом объединилась с кадастровой.

По словам экспертов в области налогообложения недвижимости, на самом деле сегодня кадастровая стоимость некоторых объектов недвижимости в Барнауле превышает их рыночную оценку. Например, стоит плохонький домик, но зато на земле в черте города. Рыночная стоимость у него низкая, а вот кадастровая, которая зависит в том числе и от месторасположения, гораздо выше.

При всей усредненности «температуры по палате» специалисты профильных учреждений не скрывают, что в одном случае сумма налога вырастет, а в другом может и уменьшиться. Причина в неодинаковом разрыве между инвентаризационной и кадастровой стоимостью в регионах страны. В среднем кадастровая стоимость превышает инвентаризационную в 19 раз, а максимальная разница – в 30 раз. Этот максимум и стал определяющим критерием для появления коэффициента пересчета кадастровой стоимости в инвентаризационную – 0,03.

Впрочем, министерские работники уверяют, что смена налоговой базы не увеличит нагрузку на физлиц, но приведет к росту поступлений в бюджет из-за вовлечения в налоговый оборот ранее неучтенных строений. Одно из двух: или у них там нагрузка такая, которую уже увеличивать некуда, или не так страшен этот налог, как его малюют. Поле непаханое обрисовалось и из вовсе не обложенных налогом строений – многочисленных дач и гаражей. Эти объекты просто не имеют оценки БТИ, потому что граждане, имея их в собственности, не сообщают органам БТИ об их существовании.

Кстати, юристы краевой столицы, специализирующиеся на теме недвижимости, к нововведениям отнеслись более чем спокойно. По их словам, новый расчет не привычен, но и не смертелен, к тому же начать применять его планируют только в следующем году, а за это время многое может поменяться. При этом специалисты утверждают, что комментировать пока нечего, так как никаких точных сведений по новой системе у них нет, но движение в отделах межрайонных инспекций тем не менее началось.

В общем, назначили по минимуму, рисков избежали, никого не обидели вроде бы. Но сразу оговорились: методика носит временный характер и проработает до введения нового налога на недвижимость, и вообще, платить по-новому предстоит только в 2014 году за 2013-й. А пока налог будет исчисляться из базы этого года, то есть по действующим правилам.

Как это выглядит на практике? Предположим, у вас есть квартира, трехкомнатная, – 54 квадратных метра, и вы ее единственный владелец. Квартира находится в кирпичной пятиэтажке, построенной еще в начале 80-х годов. В «старой» системе расчетов учитывается инвентаризационная стоимость: абсолютно у каждого дома, включая ваш, своя цена квадратного метра, которую достоверно знают только сотрудники БТИ. Допустим, в вашем доме с учетом его возраста и других обстоятельств инвентаризационная стоимость квадратного метра равна двум тысячам рублей. Умножаем на 54 квадратных метра, получается 108 тысяч рублей – инвентаризационная стоимость, которая является налоговой базой для расчета налога.

При этом кадастровая стоимость (при условии, что в среднем по Сибири она превышает инвентаризационную примерно в 6–10 раз) составляет уже около 1,08 млн рублей.

Ставка налога на недвижимость не больше 300 тысяч рублей в Барнауле – 0,095 процента. В других городах и районах Алтайского края органы местного самоуправления принимают собственные налоговые ставки. Значит, по «старой» привычной схеме вы заплатите: 108 тысяч рублей поделить на 100 и умножить на 0,095. Получается 102,6 руб­ля – налог на имущество (квартиру).

Телефон редакции: 8 (3852) 22–64–62.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Информационное агентство "Атмосфера" зарегистрировано Управлением федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому федерального округу — свидетельство ИА №ФС 12–1085 от 19 октября 2006 г.

В свидетельство о регистрации СМИ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Алтайскому краю внесены изменения от 05 февраля 2009 г. ИА №ТУ 22–0074.

В свидетельство о регистрации СМИ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю внесены изменения от 22 июня 2009 г. ИА №ТУ 22–0095.

Редактор ленты новостей: Вячеслав Кондаков. Все права на материалы, находящиеся на сайте "Информационного агентства "Атмосфера", являются собственностью сайта и охраняются в соответствии с законодательством РФ об авторском и смежном праве.

При любом использовании любых материалов и новостей сайта ссылка на ИА "Атмосфера" обязательна (для электронных СМИ ссылка должна быть активной и вести на сайт http://www.asfera.info).

Рекламируемые товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Материалы с пометками "На правах рекламы" публикуются на коммерческой основе.

http://www.asfera.info/gazeta/N21Y2012/one-4529.html

С недавнего времени недвижимое имущество стало оцениваться по-новому. Была введена кадастровая стоимость, предусматривающая иные принципы расчета стоимости объектов и максимальное приближение к рыночной цене. При этом новшество повлекло увеличение налоговой нагрузки. В статье описано, чем отличается кадастровая стоимость от инвентаризационной и как она рассчитывается.

Что такое инвентаризационная стоимость?

Инвентаризационная стоимость недвижимости является плодом труда специалистов Бюро технической инвентаризации (БТИ). Их методика предусматривает, что при оценке за базу берется первичная стоимость объекта и умножается на коэффициенты износа. Отличие кадастровой стоимости от инвентаризационной состоит в том, что во втором случае рыночные факторы не берутся во внимание.

В ходе инвентаризации учитывалось все, из чего состоит здание, сооружение или помещение – размеры и материал стен, полов, крыши, окон, дверей. В штате БТИ были предусмотрены техники, которые периодически выходили на место и сверяли имеющиеся у Бюро данные.

Впоследствии все изменения стали вноситься ежегодно в автоматическом режиме – во-первых, с поправкой на инфляцию, во-вторых, с поправкой на время. Однако все равно, как бы стремительно ни старело здание, инвентаризационная стоимость его растет. Если владелец недвижимости задастся вопросом, как узнать инвентаризационную стоимость объекта, то ему надо заглянуть в технический паспорт. Там есть нужные сведения.

Что такое кадастровая стоимость?

У кадастровой стоимости другая методика. При ее разработке Минфин задался целью увеличить налоговые поступления в бюджет. Однако традиционным способом, просто увеличивая налоговые ставки, такого нельзя было достичь. Поэтому решили зайти с другой стороны и изменить методику оценки. Цель была одна: максимально приблизить ее к рыночной стоимости.

В результате был принят Федеральный закон под названием «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и теперь определение кадастровой стоимости приобрело правовой характер.

Кадастровая стоимость земельных участков

Принципы новой оценки взяты из сферы земельного налога. Здесь уже давно расчет кадастровой стоимости ведется от расположения участка и его категории. Она, впрочем, нужна не только для налогообложения, но и для арендных отношений. У партнеров по сделке тогда не возникает сомнений насчет ее размера. Все данные можно узнать в кадастровой палате, которая должна производить переоценку не реже одного раза в 5 лет.

У земельных участков есть еще и нормативная стоимость, применяющаяся тогда, когда кадастровую определить нет возможности. Однако существуют случаи, когда только она и используется, например, при получении ссуды в банке, приобретении земель, находящихся в муниципальной собственности, и прочее. Власти регионов вправе ежегодно менять нормативную цену, правда, не более чем на четверть. Кроме того, она не должна превышать порог в 75% от рыночной стоимости.

Порядок проведения кадастровой оценки

Задавшись целью узнать, чем отличается кадастровая стоимость от инвентаризационной, следует сначала обратить внимание на методики. Если инвентаризационная стоимость требует скрупулезности и методичности на протяжении многих лет, то кадастровая оценка проводится относительно быстро. Последовательность действий при ней такова:

  • Власти региона принимают решение о проведении оценки. Она должна проводиться не реже чем раз в 5 лет.
  • Росреестр готовит на этой основе список объектов, подлежащих оценке. Данные берутся из государственного кадастра.
  • Росреестр привлекает на конкурсной основе оценочную фирму.
  • Оценщик на основании нормативных документов и коэффициентов, которые в них указаны, осуществляет всю процедуру.
  • Саморегулирующейся организацией оценщиков проводится экспертиза отчета о проведении кадастровой оценки.
  • Полученные данные утверждаются властями региона и публикуются.
  • Данные заносятся в систему кадастрового учета.

Кто оценивает имущество?

Наверное, точнее всех может ответить на вопрос, чем отличается кадастровая стоимость от инвентаризационной, оценщик. В этом качестве выступают специальные компании, имеющие лицензии на данный вид деятельности.

Для того чтобы получить доступ к желанной стезе, им надо пройти, кроме того, еще и конкурсный отбор. Именно такой порядок предусмотрен специальным Федеральным законом о контрактных закупках для государственных и муниципальных надобностей. Более того, перед подписанием соглашения оценщик за свой счет страхует риски неправильного определения стоимости. Сумма страховки составляет не менее 30 миллионов рублей.

Получение государственных средств за выполненную работу становится возможным лишь после получения властями региона положительного отзыва экспертов на отчет и утверждения результатов оценки.

Как рассчитывается кадастровая стоимость имущества?

Оценщики для определения стоимости объектов используют целый набор технических регламентов, стандартов, правил и законодательных актов. Однако индивидуальный подход здесь не приветствуется, в чем сразу просматривается отличие кадастровой стоимости от инвентаризационной.

Кадастровая оценка предусматривает массовый подход, когда не нужно обмерять каждую квартиру или дом. Судя по всему, у занимающихся этим компаний есть набор коэффициентов, зависящих от расположения объекта и его категории. Берется сумма оценки БТИ и умножается на эти коэффициенты. Именно поэтому инвентаризационная и кадастровая стоимость квартиры отличаются иногда в несколько раз. Чиновники стараются учесть буквально все – даже расстояние до остановки троллейбуса, метро или наличие детской игровой площадки.

Коэффициенты выводятся просто. Оценщики с властями регионов берут за основу стоимость квадратного метра на рынке недвижимости и высчитывают, насколько она больше инвентаризационной. Осталось немного (процентов на 10) уменьшить результат деления – и коэффициент готов.

Как зависит от кадастровой стоимости налог на имущество?

В связи с тем, что по-иному определяется кадастровая и инвентаризационная стоимость, разница в цене недвижимости, которая принималась за налоговую базу, возникала существенная.

Если бы налоговые ставки остались прежними, то большинство владельцев недвижимости стали бы в одночасье банкротами. Так, на Урале, если цена квартиры в техпаспорте указана в 200 тысяч рублей, после переоценки она составляет не менее 500 тысяч. Государство в обстоятельствах, при которых кадастровая и инвентаризационная стоимость недвижимости так отличаются, решило с помощью налоговых ставок несколько компенсировать потери налогоплательщиков. В итоге регионам дано право устанавливать ставки налога, правда, в пределах коридора, утвержденного на федеральном уровне. Для жилья установлен максимальный размер ставки в 0,1%, если стоимость недвижимости составляет не более 300 млн. рублей.

Всегда ли новый налог больше прежнего?

Чем отличается кадастровая стоимость от инвентаризационной? Принципами налогообложения. При инвентаризационной стоимости налог был мал, и мало кто на него обращал внимание. Сейчас иное дело. В некоторых регионах, которые перешли на новый режим, налогоплательщики уже начали получать уведомления, в которых обозначены обескураживающие данные, превышающие даже самые худшие их опасения.

Однако в отдельных случаях налог на имущество можно будет платить еще в меньших размерах, чем прежде. Дело в том, что по данному налогу не подлежит обложению для квартиры 20 квадратных метров, для дома – 50, для жилого помещения ­– 10. Если еще учесть полагающиеся льготы, то станет ясно – платить будут много те, кто живет в больших домах и престижных районах.

Например, в отдаленных сельских районах стоимость квадратного метра жилья по кадастру может составлять от 7 до 15 тысяч рублей, а в Москве от 150 тысяч рублей и выше.

Где можно узнать кадастровую стоимость своего имущества?

С 1 января 2015 года Росреестр запустил сервис, с помощью которого каждый владелец может сравнить, как сильно отличаются инвентаризационная и кадастровая стоимость квартиры. Инвентаризационная, как мы уже говорили, содержится в техпаспорте, а кадастровая будет сообщена в ответ на запрос.

Следует учесть, что некоторые территории не закончили переход, и там действует еще инвентаризационная стоимость. Расчет налога в таких обстоятельствах не изменится. Однако власти таких регионов поспешили провести перерасчет инвентаризационной стоимости, что уже увидели граждане в извещениях на уплату налога. Намерения чиновников просты: к тому времени, когда придет кадастровая стоимость, прежняя цена будет на максимуме возможного, а при введении коэффициента бюджет получит дополнительный доход.

Можно ли оспорить кадастровую оценку?

Получается так, что имущественный налог в стране формируют и кадастровая, и инвентаризационная стоимость. Разница у них еще и в том, что инвентаризационную оценку оспорить невозможно, поскольку она делается на основе технических регламентов, СНИПов и ГОСТов, а кадастровую – вполне осуществимо, так как там действуют коэффициенты.

Для того чтобы выразить несогласие с предъявленной оценкой, на первом этапе следует обратиться в специальную комиссию при Росреестре, региональные отделения которой есть во всех управлениях. Потребуется предъявить определенный пакет документов, подтверждающих право заявителя на данное имущество.

Суд или жалоба – что выбрать?

Кадастровую ошибку можно исправить административным путем или через суд. Однако система оспаривания кадастровой оценки изначально выстроена так, что миновать комиссию Росреестра не удастся. Арбитражный суд просто отклонит иск, если к заявлению не будет приложено заключение этого органа. Однако в дальнейшем, если у владельца есть убежденность в правоте, необходимо судиться.

При этом в судебном решении возникает одна проблема – надо привлечь независимого оценщика, чтобы он опроверг выводы кадастровой палаты. А это услуга дорогая и в некоторых случаях просто нерентабельная. Затраты на эксперта могут существенно превысить разницу в налогообложении.

Если вердикт будет принят в пользу налогоплательщика, то до введения новых сведений пройдет некоторое время, пока кадастровая палата обновит базу данных.

http://fb.ru/article/179669/chem-otlichaetsya-kadastrovaya-stoimost-ot-inventarizatsionnoy-opredelenie-kadastrovoy-stoimosti

Как мы сообщали ранее, вместо существующих налога на землю и налога на имущество в 2014 году планируется ввести единый налог на недвижимость. Законопроект № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" принят в первом чтении. Суть нового налога заключается в том, что рассчитываться он будет исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости недвижимости.

Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости устанавливается Бюро технической инвентаризации (далее – БТИ). Кадастровая оценка максимально приближена к рыночной стоимости объекта недвижимости и является значительно выше инвентаризационной. Например, в центре Москвы текущая инвентаризационная оценка домов старого фонда почти в 30 раз ниже, чем рыночная. Так, двухкомнатная квартира в столице в районе метро "Сретенский бульвар" площадью 60 кв. м в сталинском доме 1955 года постройки оценивается БТИ приблизительно в 400 тыс. руб. Тогда как рыночная ее стоимость варьируется от 15 до 18 млн рублей. Таким образом при уплате налога по новой системе налогообложения собственники таких домов будут отчислять за свое жилье налог значительно больший, чем сейчас.

Как сообщает ФНС России, в первую очередь налог начнет действовать в тех регионах, где будет завершена кадастровая оценка недвижимости.

Из доклада двухмесячной давности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "О проведении государственной кадастровой оценки" следует, что работы по определению кадастровой стоимости уже проведены во всех регионах страны. Однако это не означает полную готовность кадастровой оценки. На сегодняшний день Россреестр завершил определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства только в городе Москве. С результатами оценки можно ознакомиться на сайте Росреестра: в разделе "Кадастровый учет" необходимо выбрать подраздел – "Кадастровая оценка объектов капитального строительства" (http://www.to77.rosreestr.ru/kadastr/fgbu_ocenka/fgbu_ocenca_1/) или заказать справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости в любом филиале кадастровой палаты. Госпошлина составляет 200 руб. для физических и 600 руб. для юридических лиц.

Пункт 1 ст. 3 НК РФ предусматривает, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, если человек владеет несколькими квартирами и/или домами, значит, что он может себе позволить приобрести такое количество недвижимости, нести бремя расходов по ее ремонту и платить за коммунальные услуги, а следовательно, по логике, способен нести и налоговое бремя за нее. Иначе обстоит ситуация с наследниками, которые вступили в права наследства на недвижимость, расположенную в престижных районах, но у которых нет таких денежных средств для уплаты налога за нее. Таким счастливцам придется либо продавать свое наследственное имущество, либо сдавать в аренду, а налог на недвижимость платить из полученной суммы арендной платы.

Несомненно, новый налог на недвижимость должен учитывать социальную составляющую. По аналогии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I "О налогах на имущество физических лиц", предусматривающими льготы для отдельных категорий граждан (ст. 4), в НК РФ должна быть предусмотрена возможность предоставления соответствующих льгот или освобождения от такого налогового бремени льготных категорий граждан (героев ВОВ, инвалидов, пенсионеров и др.).

В связи с тем, что закон о введении нового налога еще не принят, следовательно и не принят механизм, определяющий ставки такого налога.

В марте текущего года Минфин России подготовил и внес в Правительство РФ проект поправок к проекту федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", которым вводится новая глава в НК РФ – "Глава 32. Налог на недвижимое имущество" (принят в пером чтении, назначен ответственный комитет – Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, находится на рассмотрении).

Так, Минфин России предлагает дифференцировать ставку налога на недвижимость граждан в зависимости от ее стоимости. Если суммарная кадастровая стоимость недвижимости не превышает 300 млн руб., ставка налога не должна быть более 0,1% в отношении жилья, 0,5% – для иных зданий и 0,3% – для земель сельскохозяйственного назначения, дачных участков и наделов, приобретенных для личного подсобного хозяйства. Ставка налога для прочих земель составит до 1,5%.

К примеру, ежегодный налог на стандартную однокомнатную квартиру стоимостью 7 млн руб. может составить 7 тыс. руб. (из расчета: 7 млн руб. х 0,1%). Сейчас – 1350 руб. (из расчета: 450 000 руб. х 0,3%).

В случае превышения кадастровой стоимости объектов недвижимости (более 300 млн руб.) ставки налога в отношении зданий, строений, помещений и объектов незавершенного строительства могут установить в пределах от 0,5% до 1%. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков, кадастровой стоимости и (или) вида использования соответствующего объекта.

Как отразится новый механизм взимания налога на рынке недвижимости?

Увеличение налога несомненно отразится на зданиях старого фонда, а также на зданиях, расположенных в престижных районах. На сегодняшний день жилые дома дореволюционной постройки имеют низкую инвентаризационную стоимость, и собственники помещений платят довольно маленький налог. После введения нового механизма налогообложения будет учитываться не только стоимость самого здания, но и земли, на которой это здание стоит. Земля в исторических районах города оценивается довольно дорого, следовательно, и налог здесь будет выше.

Софья Лебедева, генеральный директор компании "МИЭЛЬ-Новостройки" обозначает две тенденции, которые, скорее всего, возникнут на рынке недвижимости, когда будет введен в действие новый налог: "Первая – уменьшение стоимости инвестиционного жилья в связи с уменьшением количества инвестиционных сделок ввиду снижения их рентабельности, с продажей "инвестиционных" квартир, а также с продажей "обычных" квартир, которые стало невыгодно содержать из-за высоких налогов. Вторая – увеличение стоимости небольших квартир в связи с возросшим спросом на них. Такие разнонаправленные тенденции будут способствовать стагнации на рынке недвижимости. Кроме того, велика вероятность того, что часть девелоперов поменяют свои проекты с учетом изменившегося спроса на рынке недвижимости, и влияние на данную ситуацию может оказать развивающийся рынок апартаментов".

Инвестиционная недвижимость – это имущество (земля или здание, либо часть здания, либо и то, и другое), собственное или арендованное на условиях финансовой аренды, которое используется в целях получения арендных платежей, доходов от прироста стоимости капитала или того и другого.

Введение нового механизма взимания налога отразится не только на малом и среднем бизнесе, занимающимся арендой недвижимости, но и на гражданах, арендующих жилые помещения.

"С одной стороны, может увеличиться число предложений по аренде недвижимости больших площадей, так как стоимость их аренды, скорее всего, снизится, с другой – повыситься спрос на аренду небольших квартир, что приведет к росту арендных ставок, но к росту незначительному", – отмечает Софья Лебедева.

Кто наделен полномочиями по кадастровой оценке объектов недвижимости?

Напомним, что соответствующий законопроект был разработан и внесен в Госдуму еще в 2004 году, но переход к единому налогу затянулся, поскольку не существовало единого кадастра для жилой и нежилой недвижимости. Теперь же данная ситуация разрешилась, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии стала заказчиком оценочных мероприятий, а выполнять задание будут независимые оценщики.

В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности) полномочиями по кадастровой оценке наделены субъекты РФ, которые должны проводить кадастровую оценку недвижимости не реже чем один раз в пять лет.

В состав комиссии должны входить представитель СРО оценщиков, а также представитель Национального совета по оценочной деятельности, который тоже является оценщиком и представляет определенную СРО оценщиков (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности).

Саморегулируемая организация оценщиков – это некоммерческая организация, которая создана для осуществления регулирования и контроля оценочной деятельности и включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющая на условиях членства оценщиков.

Закон об оценочной деятельности содержит нормы, предусматривающие возможность оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Согласно тексту изначального варианта законопроекта № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" оценка рыночной стоимости объектов недвижимости должна определяться на основе применения методов массовой оценки.

Массовая оценка объектов недвижимости – это оценка большого числа объектов недвижимости на конкретную дату с использованием стандартных методик статистического анализа. При этом унифицируется процедура оценки большого числа объектов.

Массовая оценка представляет собой трудоемкий и весьма затратный процесс, в результате которого можно столкнуться с такими проблемами как, недостаточность информации государственного кадастра недвижимости, отсутствие нужного объема данных для построения общей картины стоимости недвижимого имущества, а также с коррупционной составляющей как ценовой сговор между собственником и оценщиком.

Факторы, оказывающие ценовое влияние на кадастровую оценку недвижимого имущества:

  • экономическая ситуация в регионе, величина субъекта РФ, уровень среднемесячной зарплаты в регионе;
  • к какому сегменту принадлежит объект недвижимости – коммерческому, производственному, жилому;
  • расположение объекта недвижимости, его удаленность от центра населенного пункта, железнодорожной станции, метро;
  • индивидуальные характеристики объекта недвижимости, год его постройки, площадь объекта, строительный материал, этаж, вид из окна и состояние квартиры.

Совокупность указанных данных влияет на итоговый результат оценки.

В случае несогласия с установленной кадастровой стоимостью собственники недвижимого имущества, могут ее оспорить как в судебном, так и в досудебном порядке. Цель такого оспаривания заключается, прежде всего, в снижении налогооблагаемой базы объекта недвижимости.

Рассмотрим оба порядка урегулирования споров по результатам кадастровой оценки.

Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях предусмотрена статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 МАРТА 2012 г. № 263.

Такие комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Узнать информацию о том, где будут созданы такие комиссии можно на официальной сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_ib_cadastral_estimation/cc_ib_consideration_disputes_cadastral_cost). Информация о создании комиссии также размещается на информационных стендах территориального органа уполномоченного федерального органа субъекта Российской Федерации, в котором создана комиссия.

Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два основания для пересмотра результатов кадастровой оценки:

1. Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

2. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Примерная форма заявления на пересмотр кадастровой стоимости

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Правда, на досудебном этапе можно столкнуться с определенными трудностями. Важным аспектом, затрудняющим оспаривание кадастровой стоимости на данном этапе является установленные законодательством хронологические рамки – для этой процедуры отводится шесть месяцев (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности).

Такой период явно недостаточный, поскольку подавляющее число налогоплательщиков могут не обладать информацией об утверждении результатов кадастровой оценки и/или о порядке оспаривания таких результатов. Логично предположить, что своевременное информирование населения об изменениях в законодательстве и доступности необходимой информации, в дальнейшем позволит облегчить процедуру оспаривания и избежать волокиты.

Если вы недовольны результатами кадастровой оценки и решением, принятым комиссией, вы можете оспорить это решение в арбитражном суде (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности).

Для начала необходимо проанализировать всевозможные варианты судебного разрешения спора, понять какие иски и к кому должны быть предъявлены в той или иной ситуации. На сегодняшний день единой судебной практики по таким вопросам нет, поэтому мы рекомендуем обратиться за помощью к специалистам в этой области.

Исковое заявление подается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки на территории субъекта Российской Федерации.

Таблица 1. Основные направления оспаривания действий субъектов на всех стадиях проведения кадастровой оценки

Основные направления оспаривания действий субъектов в судебном порядке

Оспаривание действий органов кадастрового учета

– Ф изические и юридические лица;

– органы государственной власти, органы местного самоуправления

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и (или и) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ

Оспаривание действий оценщика и результатов оценки

– Физические и юридические лица;

– органы государственной власти, органы местного самоуправления

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и саморегулируемая организация оценщика

Оспаривание актов органов власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости участков и установлении удельных показателей кадастровой стоимости

– Ф изические и юридические лица;

– органы государственной власти, органы местного самоуправления

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и (или и) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ

Тем самым названная норма подтверждает приоритет рыночной стоимости перед кадастровой (рыночной) стоимостью определенной методами массовой оценки. В отношении земельных участков, такой приоритет закреплен в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ , где прямо говорится, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Обращаем ваше внимание, что обращение в суд с исковыми требованиями относительно пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, минуя обращение в комиссию с соответствующими требованиями, не имеет под собой правовых оснований.

В соответствии со ст. 128 АПК РФ Арбитражный суд установив, что исковое заявление подано без соблюдения требований, установленных ст. 126 данного кодекса (а именно к нему не приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора), выносит определение об оставлении искового заявления без движения.

И здесь также нельзя забывать о сроках исковой давности. Оспорить результаты кадастровой оценки в арбитражном суде можно в течении трех месяцев с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Кроме того, необходимо заранее озаботиться поиском эксперта, способного провести соответствующую экспертизу по делу.

Согласно ст. 55 АПК РФ экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла и др., но не являющимися государственными судебными экспертами. Экспертная деятельность не подлежит лицензированию и аккредитации (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99 – ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Тем не менее, при выборе эксперта, следует руководствоваться такими критериями как: опыт работы в области проведения оценочной экспертизы, знание специалистами экспертного учреждения российского законодательства в области проводимой экспертизы, наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля, наличие стажа работы по данной специальности.

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://www.garant.ru/article/479149/