Условия и порядок

Раздел II. Заключение и прекращение брака

Глава 3. Условия и порядок заключения брака

Статья 10. Заключение брака

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 СК РФ

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 СК РФ

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 СК РФ

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ в статью 13 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 13. Брачный возраст

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 СК РФ

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 СК РФ

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 СК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 1 статьи 15 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 2 статьи 15 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

ГАРАНТ:

К признанию недействительным брака в соответствии со статьей 15 настоящего Кодекса применяются сроки исковой давности, установленные статьей 181 Гражданского кодекса РФ для признания оспоримой сделки недействительной

3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27 — 30 настоящего Кодекса).

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/10105807/3/

Информация о предусмотренных правах и обязанностях инвалидов позволит сгладить бремя заболевания, возложенного на плечи родственников. Особую значимость в связи с омолаживанием инсульта приобретает обеспечение занятости инвалидов, их профессионального обучения и адаптации к новым условиям жизни. Этим вопросам посвящено настоящее занятие.

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

Это легальное определение содержится в Федеральном Законе (ФЗ) от 24.11.1995 г. в редакции от 31.12.2005 г. «О социальной защите инвалидов». Это наиболее общее понятие инвалида. Детализация этого понятия представлена также в других законодательных актах, таких как Закон РФ от 15.05.1991 г. в редакции от 05.12.2006 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ФЗ от 12.01.1995 г. в редакции от 19.12.2005 г. "О ветеранах" и др. (здесь и далее нормативные акты приведены по состоянию на 29 мая 2007 года).

На данном занятии обсуждаются лишь общие вопросы, касающиеся установления инвалидности, пенсионного обеспечения инвалидов, их социального обслуживания. Частные вопросы, затрагивающие правовой статус отдельных категорий граждан (военнослужащих, государственных служащих и др.) на занятии не рассматриваются.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (органы службы медико-социальной экспертизы).

Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Порядок и условия признания лица инвалидом

Порядок и условия признания лица инвалидом регламентируются постановлением Правительства РФ от 20.02. 2006 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Для признания лица инвалидом необходимо наличие всех перечисленных условий:

• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями;

• необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

• нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

• нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

• нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

• нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

• нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

• нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

При установлении лицу группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Для подтверждения или изменения группы инвалидности необходимо переосвидетельствование через 2 (1) год.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

Кто направляет пациента для прохождения медико-социальной экспертизы?

Направить на медико-социальную экспертизу могут:

• орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (в основном это территориальное отделение Пенсионного фонда РФ);

• орган социальной защиты населения.

Следует обратить внимание, что направление лица на медико-социальную экспертизу органами, упомянутыми в п. 2 и п. 3, осуществляется только при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний.

Для прохождения медико-социальной экспертизы необходим следующий пакет документов:

1. направление на медико-социальную экспертизу, выданное лечебно-профилактическим учреждением (приложение 1, 2). В данном направлении должны быть указаны данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий;

2. заявление лица, направленного на прохождение медико-социальной экспертизы или заявление его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения;

3. медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья (выписной эпикриз, результаты инструментальных исследований и др.).

В какие органы нужно обратиться для прохождения медико-социальной экспертизы?

Медико-социальная экспертиза проводится в органах службы медико-социальной экспертизы. Как правило, медико-социальная экспертиза проводится в бюро по месту жительства пациента. Однако в случаях, требующих специальных или особо сложных видов обследования, она может проводиться в главном бюро или Федеральном бюро. Направление для этого выдается соответственно бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства больного или главным бюро медико-социальной экспертизы.

Следует обратить внимание слушателей на тот факт, что медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если пациент не может явиться в соответствующее бюро по состоянию здоровья. Это должно быть подтверждено заявлением лечебно-профилактического учреждения, или может быть решено заочно бюро (главным бюро, Федеральным бюро).

Как оформляется решение органов медико-социальной экспертизы?

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и в акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения. Заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельствования или приобщаются к нему.

Решение объявляется лицу, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Лицу, признанному инвалидом, выдаются:

• справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности;

• индивидуальная программа реабилитации.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования.

Решения органов службы медико-социальной экспертизы обязательны для всех организаций, вне зависимости от форм собственности, например, для отделений Пенсионного фонда, органов социальной защиты населения, органов государственной власти.

Куда и в какие сроки можно обратиться с обжалованием решения бюро медико-социальной экспертизы?

В случае несогласия с экспертным решением бюро медико-социальной экспертизы больной или его законный представитель может обжаловать его на основании письменного заявления. Заявление подается в учреждение, проводившее освидетельствование, или главное бюро медико-социальной экспертизы.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в трехдневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми имеющимися документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее одного месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как проводится переосвидетельствование инвалида?

Переосвидетельствование инвалида проводится в том же порядке, в каком устанавливается инвалидность. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп – 1 раз в год. Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению лечебно-профилактического учреждения в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля над решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Пройти переосвидетельствование можно заранее, но не более чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности. В этом случае необходимо подать заявление лично инвалидом или его законным представителем. Кроме этого, лечебно-профилактическое учреждение в связи с изменением состояния здоровья может выдать направление на прохождение переосвидетельствования ранее установленного срока.

При неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган службы медико-социальной экспертизы будут приостановлены пенсионные выплаты на три месяца, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

Если при переосвидетельствовании в органе службы медико-социальной экспертизы будет подтверждена его инвалидность до истечения вышеуказанного трехмесячного срока, выплата пенсии по инвалидности возобновляется со дня, с которого это лицо вновь признано инвалидом. Если же инвалид запоздал с переосвидетельствованием по уважительной причине и ему установлена группа инвалидности, равноценная прежней, за прошлое время, то выплата пенсии по инвалидности возобновляется со дня, с которого лицо вновь фактически признано инвалидом, в том числе за пропущенный срок. При этом не имеет значения длительность периода, прошедшего после приостановления выплаты трудовой пенсии. Если при переосвидетельствовании установлена другая степень ограничения способности к трудовой деятельности (выше или ниже), то выплата пенсии за пропущенное время возобновляется по прежней степени ограничения способности к трудовой деятельности. Решения о возобновлении выплаты пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда автоматически после получения из территориального органа службы медико-социальной экспертизы выписки из акта переосвидетельствования инвалида.

http://dislife.ru/articles/view/14505

приказом Федерального агентства

по науке и инновациям

от « 27» марта 2006 года N38

Порядок и условия командирования

федеральных государственных гражданских служащих

Роснауки на территории Российской Федерации

1. Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих Роснауки на территории Российской Федерации (далее — Порядок) являются локальным нормативным актом Федерального агентства по науке и инновациям (далее — Агентство), регламентирующим порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих Агентства (далее — гражданские служащие) на территории Российской Федерации.

2. Гражданские служащие направляются в служебные командировки на территории Российской Федерации (далее — служебные командировки) по решению руководителя Агентства или заместителя руководителя Агентства в соответствии с распределением обязанностей на определенный срок для выполнения служебного задания вне постоянного места прохождения федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданская служба). Направление в служебную командировку руководителя Агентства осуществляется по решению Министра образования и науки Российской Федерации.

3. Срок служебной командировки гражданского служащего определяется должностным лицом Агентства, принявшим решение о направлении гражданского служащего в служебную командировку, с учетом объема, сложности и других особенностей служебного задания.

4. Днем выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от постоянного места прохождения гражданским служащим гражданской службы, а днем приезда из служебной командировки — день прибытия указанного транспортного средства в постоянное место прохождения гражданским служащим гражданской службы.

При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда в служебную командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки.

Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда гражданского служащего в постоянное место прохождения гражданской службы.

Вопрос о явке гражданского служащего на службу в день выезда в служебную командировку и в день приезда из служебной командировки решается должностным лицом Агентства, принявшим решение о направлении гражданского служащего в служебную командировку.

5. В служебные командировки направляются гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы и состоящие в штате Агентства.

Направление гражданских служащих в служебные командировки оформляется первичными учетными документами в соответствии с установленными унифицированными формами первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

6. Основанием к приказу о командировании гражданских служащих являются соответствующая докладная записка руководства структурного подразделения и служебное задание для направления в служебную командировку (приложение N 1).

7. Структурное подразделение, направляющее гражданского служащего в служебную командировку, готовит проект приказа (приложение N 2), который согласовывается с Управлением делами и Управлением финансирования, учета и отчетности. В случае подготовки проекта приказа за подписью руководителя Агентства он также согласовывается с заместителем руководителя Агентства, осуществляющим координацию деятельности этого структурного подразделения.

8. Приказы о командировании заместителей руководителя Агентства, руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений, советников и помощников руководителя Агентства подписывает руководитель Агентства.

Приказы о командировании других гражданских служащих подписывает заместитель руководителя Агентства, осуществляющий координацию деятельности структурного подразделения, в котором проходят службу командируемые гражданские служащие.

Подписанные приказы о командировании гражданских служащих регистрируются и хранятся в Управлении делами.

9. При направлении гражданского служащего в служебную командировку обязательным является оформление соответствующим структурным подразделением командировочного удостоверения по установленной форме (приложение N 3), подтверждающего срок пребывания гражданского служащего в служебной командировке (дата приезда в пункт (в пункты) назначения и дата выезда из него (из них). Командировочное удостоверение оформляется в одном экземпляре и подписывается должностным лицом, подписавшим соответствующий приказ о командировании. Командировочное удостоверение вручается гражданскому служащему и находится у него в течение всего срока служебной командировки.

Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации для засвидетельствования такой подписи.

Если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах, отметки в командировочном удостоверении о дате приезда и дате выезда делаются в каждом государственном органе (организации).

10. Управление делами (отдел государственной службы и кадров):

1) на основании копий соответствующих приказов о командировании ведет учет гражданских служащих Агентства, выезжающих в служебные командировки, регистрацию командировочных удостоверений и осуществляет в них соответствующие отметки;

2) ведет учет гражданских служащих других государственных органов, приезжающих в служебные командировки в Агентство, и осуществляет в их командировочных удостоверениях соответствующие отметки.

11. При направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности гражданской службы и денежного содержания (среднего заработка), а также возмещаются:

а) расходы по проезду к месту командирования и обратно — к постоянному месту прохождения гражданской службы;

б) расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах;

в) расходы по найму жилого помещения;

г) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные);

д) иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома должностного лица Агентства, принявшего решение о направлении гражданского служащего в служебную командировку).

12. Денежное содержание (средний заработок) за период нахождения гражданского служащего в служебной командировке сохраняется за все служебные дни по графику, установленному в Агентстве.

13. В случае временной нетрудоспособности командированного гражданского служащего, удостоверенной в установленном порядке, ему возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда командированный гражданский служащий находится на стационарном лечении) и выплачиваются суточные в течение всего периода времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного задания или вернуться к постоянному месту жительства.

За период временной нетрудоспособности командированному гражданскому служащему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Государственный орган или организация, в которые командирован гражданский служащий, обеспечивают его служебным местом, необходимыми материалами и оборудованием, а также всеми видами связи, транспортными средствами, необходимыми для выполнения гражданским служащим служебного задания.

15. Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), выплачиваются гражданскому служащему за каждый день нахождения в служебной командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, в размерах, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

16. В случае командирования гражданского служащего в такую местность, откуда он по условиям транспортного сообщения и характеру выполняемого служебного задания имеет возможность ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства, суточные не выплачиваются.

Если командированный гражданский служащий по окончании служебного дня по согласованию с должностным лицом Агентства, принявшим решение о направлении его в служебную командировку, остается в месте командирования, то при предоставлении документов о найме жилого помещения эти расходы возмещаются ему в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Вопрос о целесообразности ежедневного возвращения гражданского служащего из места командирования к постоянному месту жительства в каждом конкретном случае решается должностным лицом Агентства, принявшим решение о направлении его в служебную командировку, с учетом расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого служебного задания, а также необходимости создания гражданскому служащему условий для отдыха.

17. Расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются командированным гражданским служащим (кроме тех случаев, когда им предоставляется бесплатное жилое помещение) по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, по следующим нормам:

а) гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории «руководители», — не более стоимости двухкомнатного номера;

б) остальным гражданским служащим — не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

18. В случае если в населенном пункте отсутствует гостиница, гражданскому служащему предоставляется иное отдельное жилое помещение либо аналогичное жилое помещение в ближайшем населенном пункте с гарантированным транспортным обеспечением от места проживания до места командирования и обратно.

При отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30 процентов установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.

В случае вынужденной остановки в пути командированному гражданскому служащему возмещаются расходы по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, в размерах, установленных настоящим Порядком.

19. Предоставление командированным гражданским служащим услуг по найму жилого помещения осуществляется в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

20. Расходы по проезду гражданских служащих к месту командирования и обратно — к постоянному месту прохождения гражданской службы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей), а также по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах, воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, по следующим нормам:

а) гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории «руководители»:

воздушным транспортом — по билету I класса;

морским и речным транспортом — по тарифам, устанавливаемым перевозчиком, но не выше стоимости проезда в каюте «люкс» с комплексным обслуживанием пассажиров;

железнодорожным транспортом — в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории «СВ» или в вагоне категории «С» с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса;

б) гражданским служащим, замещающим главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы:

воздушным транспортом — по тарифу экономического класса;

морским и речным транспортом — по тарифам, устанавливаемым перевозчиком, но не выше стоимости проезда в четырехместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров;

железнодорожным транспортом — в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения.

21. При отсутствии проездных документов оплата не производится.

Командированному гражданскому служащему оплачиваются расходы по проезду до станции, пристани, аэропорта при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы.

22. Отдельным категориям гражданских служащих оплачиваются услуги залов официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов). Перечень должностей гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, утверждается Президентом Российской Федерации.

23. По решению должностного лица Агентства, принявшего решение о направлении гражданского служащего в служебную командировку, гражданскому служащему при наличии обоснования могут быть возмещены расходы по проезду к месту командирования и обратно — к постоянному месту прохождения гражданской службы — воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом сверх норм, установленных настоящим Порядком, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Агентства.

24. На гражданских служащих, находящихся в служебной командировке, распространяется режим служебного времени тех государственных органов (организаций), в которые они командированы. В случае если режим служебного времени в указанных государственных органах (организациях) отличается от режима служебного времени в Агентстве в сторону уменьшения дней отдыха, взамен дней отдыха, не использованных в период нахождения в служебной командировке, гражданскому служащему предоставляются другие дни отдыха по возвращении из служебной командировки.

Если гражданский служащий специально командирован для работы в выходные или праздничные дни, компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если по распоряжению должностного лица Агентства, принявшего решение о направлении гражданского служащего в служебную командировку, гражданский служащий выезжает в служебную командировку в выходной день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.

25. При направлении гражданского служащего в служебную командировку ему выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

26. По возвращении из служебной командировки в Агентство гражданский служащий обязан в течение трех служебных дней:

1) представить в Управление финансирования, учета и отчетности авансовый отчет об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах по установленной форме и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в служебную командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и иных связанных со служебной командировкой расходах, произведенных с разрешения должностных лиц Агентства, направивших гражданского служащего в служебную командировку;

2) представить должностным лицам Агентства, направившим гражданского служащего в служебную командировку, отчет о выполненной работе за период пребывания в служебной командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения, в котором проходит службу гражданский служащий. Отчет, представляемый руководителю Агентства, кроме того, подлежит согласованию с заместителем руководителя Агентства, осуществляющим координацию деятельности структурного подразделения.

27. Руководитель Агентства отчет о выполненной работе за период пребывания в служебной командировке представляет Министру образования и науки Российской Федерации.

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/pri38-0.htm