Уголовная ответственность за регистрацию иностранных граждан

В своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул необходимость ужесточения наказания за незаконную миграцию, а также нарушения в сфере регистрационного учета. В связи с этим уже 29 декабря в Госдуму главой государства был внесен законопроект, предусматривающий введение уголовной и административной ответственность за нарушение правил регистрации граждан России по месту жительства и по месту пребывания. Также он предусматривал изменение действовавшего на тот момент порядка регистрации граждан. Несмотря на критические замечания со стороны Общественной палаты РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества, документ концептуально был принят Госдумой практически в неизменном виде, 21 декабря 2013 года подписан Президентом РФ и вступил в силу с 3 января 2014 года.

Основная причина принятия закона – значительное количество адресов, по которым граждане регистрируются фиктивно, то есть без намерения реально проживать в соответствующих помещениях. Согласно данным ФМС России в 2011 году было зафиксировано более 6,4 тыс. таких адресов, по которым было зарегистрировано почти 300 тыс. граждан. В течение последующих двух лет данные показатели возросли в 1,5 раза. По состоянию на конец 2013 года таких адресов насчитывалось уже свыше 10 тыс., а количество зарегистрированных по ним граждан, в том числе и иностранных, оценивается более чем в 500 млн человек 1 . В результате регистрирующие органы не имеют возможности направлять необходимые и достоверные данные в налоговые органы, военные комиссариаты, судебные органы, также затруднен учет иностранных граждан.

В данном материале мы рассмотрим Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон), с целью понять, что же грозит собственникам, нанимателям и "арендаторам" соответствующих помещений за нарушение правил регистрации.

Ключевые изменения в порядке регистрации

Некоторые из них ранее уже были прописаны, но в подзаконных актах – Правилах регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и Административном регламенте предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Например, теперь обязанность гражданина России зарегистрироваться по месту пребывания в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия в жилое помещение, закреплена непосредственно в законе о регистрации граждан. Также прописано, что территориальный орган ФМС России обязан зарегистрировать гражданина России по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им документов (или восьми рабочих дней – при подаче заявления в электронном виде).

Подробнее о порядке регистрации по месту жительства и месту пребывания читайте в нашем материале "Регистрация граждан России по месту жительства и месту пребывания"

Наряду с этим, Законом введен ряд совершенно новых положений. В частности в законе о регистрации граждан четко прописано, что понимается под регистрационным учетом граждан России по месту регистрации и по месту жительства, снятием граждан России с регистрационного учета по месту регистрации и по месту жительства.

"Теперь с уверенностью можно сказать зарегистрирован человек по месту жительства или месту пребывания, раньше, увы, такой определенности не было (по крайней мере, на законодательном уровне)", – комментирует изменения адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры" Антон Матюшенко.

Также введено понятие фиктивной регистрации гражданина России по месту регистрации и по месту жительства, а также фиктивной регистрации по месту жительства. Одновременно законодательно закреплены понятия "фиктивная регистрация по месту жительства" и "фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении" применительно к иностранным гражданам (см. п.п. 10-11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – закон об учете иностранных граждан).

Помимо этого, гражданин России теперь вправе не регистрироваться по месту пребывания, если он зарегистрирован по месту жительства, в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ (ч. 3 ст. 5 закона о регистрации граждан). Помимо этого, нет необходимости регистрироваться по месту пребывания в Москве или в Московской области, если сам гражданин зарегистрирован по месту жительства в одном из указанных субъектов РФ. Точно такое положение действует в отношении Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ч. 6-7 ст. 5 закона о регистрации граждан).

"Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается", – отмечает Антон Матюшенко.

Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России, т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 ст. 5 и абз. 11 ст. 7 закона о регистрации граждан; п. 6 ч. 1 ст. 19 и п. 4 ч. 1 ст. 23 закона об учете иностранных граждан).

Уголовная и административная ответственность

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

(Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Примечание № 1 к ст. 322.3 УК РФ.)

Главные нововведения, которые несет в себе Закон – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ст. 3 закона о регистрации граждан) в порядке, предусмотренном Приказом ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.

"Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют", – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.

Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:

Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к ст. 322.2 УК РФ и ст. 322.3 УК РФ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

Во-вторых, отсутствие намерения пребывать или проживать в жилом помещении. Я с этим совершенно не согласна, потому что, может быть, человек вселялся с намерением проживать или пребывать, а потом обстоятельства изменились? Это уже основание считать это фиктивной регистрацией? Неправильно. Я вообще считаю, что здесь не должно быть никакой, даже административной ответственности.

Наконец, третий признак – отсутствие намерения нанимателя или собственника предоставить это помещение для проживания или пребывания. Это проблема того, кто предоставляет это жилое помещение. Однако бывает ситуация, когда приезжает лечиться мать с ребенком, регистрируются у родственников или друзей, а сами снимают комнату. Они не вселяются в это жилое помещение, но у них есть регистрация. Тот, кто сдает комнату, их как правило не хочет "засвечивать", потому что договор нужно заключать, налог платить. Стимулы к заключению договоров и подвижки кое-какие есть в этом плане, но, тем не менее, как правило, это передача денег из рук в руки. Без всяких договоров и без всякой регистрации.

По двум последним позициям я определение фиктивной регистрации не поддерживаю. На мой взгляд, только в части предоставления фальшивых документов и ложных сведений возможна уголовная ответственность".

Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 7 тыс. до 10 тыс. руб.

Рассматривать дела о таких административных правонарушениях смогут органы ФМС России и органы внутренних дел (см. ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 23.3, ст. 23.67 КоАП РФ).

Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
  • если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.

Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:

  • представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

Антон Матюшенко, адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры":

"Законодатели пытались решить проблему так называемых "резиновых" квартир. На мой взгляд, они все-таки не справились с поставленной задачей. Думается, введение уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и ужесточение ответственности это не те меры, посредством которых можно преодолеть сложившуюся ситуацию с "резиновыми квартирами".

Так, например, собственник регистрирует в своей квартире 20 жителей средней Азии. Естественно у него, да думается и у них тоже, нет и не было никакого намерения пребывать (проживать) в данном жилом помещении. Однако как определить это намерение у выходцев из средней Азии, которые, скорее всего и по-русски-то с трудом изъясняются? Зато у них есть регистрация по месту пребывания в г. Москве. Собственник квартиры также будет заявлять, что обозначенные лица постоянно здесь проживают, просто в данный момент их нет в помещении.

Для меня остается загадкой, как будет работать данная новелла в современных реалиях российской правовой системы, но с большой долей уверенности я могу сказать, что проблему "резиновых" квартир она решит вряд ли. На мой взгляд, решение данного вопроса лежит совсем в другой плоскости, нежели ужесточение ответственности за нарушение правил регистрации. Истоки решения проблемы, на мой взгляд, стоит искать в миграционном законодательстве".

Критика закона со стороны правозащитных институтов

Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения.

Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной, без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала 3 отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.

Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.

Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе "одного окна" либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации.

По оценкам ФМС РФ на территории России находится до 11 000 "резиновых" квартир, в которых зарегистрированы более 600 000 человек. При этом за 2011-2012 годы место своего проживания в России поменяли на другие регионы 7 609 500 человек. Какова статистика внутренней миграции населения, как и почему создаются "резиновые" квартиры и какое наказание установлено за фиктивную регистрацию, узнайте из нашей инфографики.

3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым была ужесточена ответственность за нарушения в сфере регистрации граждан по месту жительства. Результаты нашего опроса показывают, что с этим ужесточением могут столкнуться 43% граждан, которые не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства по независящим от них причинам.

Полное или частичное воспроизведение материала возможно только по письменному разрешению редакции портала garant.ru с указанием активной гиперссылки.

1 Данные озвучены руководителем ФМС России на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему "О совершенствовании регистрационного учета граждан Российской Федерации и противодействии нелегальному обороту государственных документов" 19 ноября 2013 года.

2 Текст документа опубликован на официальном сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

3 С текстом заключения Общественной палаты РФ можно ознакомиться на официальном сайте.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://www.garant.ru/article/522528/

Муниципальный округ Некрасовка

111674, г.Москва, 1-я Вольская ул, д.24 корп.1

пн-чт с 8:00 до 17:00,

пт с 8:00 до 15:45,

перерыв с 12:00 до 12:45

Муниципальный округ Некрасовка

111674, г.Москва, 1-я Вольская ул, д.24 корп.1

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В связи с изменениями в уголовном законодательстве, а именно дополнением в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 322.2 – фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, статьи 322.3 – фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, Кузьминская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет ответственность за указанные преступления.

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства — это регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Указанные деяния наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 322.2 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Межрайонный прокурор А.Г. Захаров

Дата публикации: 03.06.2014 в 10:48

Дата изменения: 26.10.2017 в 19:38

Аппарат Совета депутатов муниципального округа Некрасовка

Адрес: 111674, 1-я Вольская ул, д.24 корп.1 | Телефон: +7 (495) 706-97-89

Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет – интерактивная ссылка).

http://vmo-nekrasovka.ru/prokuror_raz_yasnyaet/ugolovnaya_otvetstvennost_za_fiktivnuyu_registraciyu_grazhdan_rf_inostrannyh_grazhdan_i_lic_bez_grazhdanstva/

удостоверение?Как оформить загранпаспорт

его действия?Какие товары

или обменять?Могут ли отказать в скорой

полиса ОМС?Как делится имущество

по закону?Как поехать учиться

по обмену?Как рассчитать

удостоверение?Как оформить загранпаспорт

его действия?Какие товары

или обменять?Могут ли отказать в скорой

  • Азбука права
  • ГРАЖДАНСТВО. МИГРАЦИЯ
  • Миграционный учет
  • Что такое миграционный учет и какие органы им занимаются?
  • Какова ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета?

"Электронный журнал "Азбука права", 23.10.2017

КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ

Российские и иностранные граждане обязаны соблюдать установленные правила регистрационного учета. В противном случае они подлежат ответственности (как административной, так и уголовной).

1 . Ответственность граждан РФ за несоблюдение правил регистрационного учета

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ ведет МВД России (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Граждане РФ, прибывшие на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения этого срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов для регистрации (ч. 1 ст. 5 Закона от 25.06.1993 N 5242-1).

Кроме того, при изменении места жительства гражданин РФ обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов, для регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (ч. 1 ст. 6 Закона N 5242-1).

В период проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. (с 25.05.2018 по 25.07.2018) граждане РФ, прибывшие, в частности, в Москву и Санкт-Петербург для временного проживания (за исключением гостиниц, санаториев, домов отдыха и иных мест временного пребывания) или на новое место жительства, обязаны не позднее трех дней со дня прибытия обратиться в территориальный орган МВД России для регистрации. Указанное требование не распространяется на участников мероприятий (пп. "а", "е" п. 4 Указа Президента РФ от 09.05.2017 N 202).

1 .1. Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

За проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Нанимателя или собственника жилого помещения (физическое лицо) привлекают к ответственности в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб., если он допустил проживание лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

За указанные правонарушения, совершенные в г. г. Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5 000 до 7 000 руб. для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц) ( ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

При этом граждане РФ освобождаются от указанной административной ответственности в случае (примечание к ст. 19.15.1 КоАП РФ):

— проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;

— проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

— проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

— проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Примечание. Основания для освобождения гражданина РФ от регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении применяются в случае, если непрерывный срок его пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней ( ч. 15 ст. 5 Закона N 5242-1);

— если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

— если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

1 .2. Административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1, 2 ст. 19.15.2 КоАП РФ):

— для граждан — в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.);

— для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц) — в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 5 000 до 7 000 руб.).

Если наниматель или собственник, предоставившие жилое помещение гражданину РФ, нарушили без уважительных причин сроки уведомления МВД России о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации, а также если представили заведомо недостоверные сведения о его регистрации (если нет признаков уголовно наказуемого деяния), то предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб.) (ч. 3, 4 ст. 19.15.2 КоАП РФ).

1 .3. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Примечание. Под фиктивной регистрацией понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Это также его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) гражданина ( ст. 2 Закона N 5242-1).

2 . Ответственность иностранных граждан за несоблюдение режима пребывания (проживания) в РФ

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, постоянно или временно проживающие в РФ, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, а также выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

2 .1. Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ

Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем (ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ):

— нарушены правила миграционного учета;

— нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;

— нарушены правила транзитного проезда через территорию РФ;

— не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;

— заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ):

— отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;

— не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;

— иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5 000 до 7 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового ( ч. 3 , 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ).

2 .2. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ

За фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ (ст. 322.3 УК РФ).

Примечание. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ понимается постановка на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов. Также это постановка на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить эти помещения для пребывания (проживания) ( примечание к ст. 322.3 УК РФ).

При установлении факта фиктивной регистрации территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания (пп. "е" п. 16 Правил).

Как гражданину РФ зарегистрироваться по месту пребывания? >>>

Как иностранному гражданину зарегистрироваться по месту пребывания? >>>

© 2013—2017 Авторские права принадлежат "Электронному журналу "Азбука права"

http://azbuka.consultant.ru/cons_doc_PBI_202193/