Снос самовольно возведенного строения

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок исполнения судебных актов о сносе самовольно возведенных строений.

1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, приказом ФССП России от 18.03.2010 № 145 «О мерах по осуществлению контроля за ведением исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений и исполнительных производств об обязании юридических лиц освободить незаконно занимаемые помещения», приказом ФССП России от 31.01.2011 № 28 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе принудительного исполнения требований исполнительного документа».

2. Общие понятия

2.1. В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2.2. В соответствии со ст. 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из п. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.

2.3. В соответствии с ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

2.4. Снос строения включает в себя разборку, демонтаж или разрушение зданий и сооружений, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций, независимо от типа, назначения и степени завершенности.

Сфера действия настоящих Методических рекомендации распространяется как на исполнение судебных решений о сносе объектов капитального строительства, так и на исполнение судебных решений о сносе временных построек (гаражей, киосков, рекламных щитов и прочих конструкций).

Кроме того, Методические рекомендации могут применяться при исполнении требований исполнительных документов об освобождении земельных участков путем сноса строений либо их отдельных частей, о сносе отдельных элементов зданий и сооружений (этажей, надстроек, пристроек) и других исполнительных документов аналогичного характера.

3. Организация исполнения судебного решения о сносе самовольного строения

3.1. Согласно ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя либо его представителя, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 13 Закона.

3.2. Когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а также воспрепятствование его исполнению.

При наличии в действиях лица, указанного в настоящем пункте, признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт об обнаружении признаков состава преступления, который регистрируется в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 02.05.2006 № 139.

3.3. Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает меры, направленные на запрет совершения регистрационных действий как в отношении подлежащего сносу строения, так и земельного участка, на котором он расположен.

3.4. По истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель осуществляет выход по месту совершения исполнительных действий для установления факта исполнения либо неисполнения должником требований исполнительного документа.

3.5. В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для исполнения и предупреждает его, что по истечении указанного срока будет произведено принудительное исполнение.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет и приобщает к материалам исполнительного производства план-схему земельного участка, на котором расположены подлежащие сносу объекты, с указанием количества входов/въездов на указанный земельный участок, иных объектов, расположенных в его границах, а также фотографии подлежащих сносу объектов.

После вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель проводит проверку имущественного положения должника, в том числе в целях установления возможности взыскания с него в дальнейшем административных штрафов и расходов по совершению исполнительных действий.

При этом привлечение должника к административной ответственности осуществляется после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора независимо от его фактического взыскания.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель направляет письмо взыскателю с предложением обратиться в суд с заявлением об исполнении судебного решения самостоятельно в порядке ст. 206 ГПК РФ.

3.6. Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику разумный срок для исполнения требований по сносу, содержащихся в исполнительном документе, и в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин составлять протокол о каждом административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, и передавать его для рассмотрения должностным лицам ФССП России, указанным в ст. 23.68 КоАП РФ.

В случае длительного неисполнения должником судебного решения, судебному приставу-исполнителю рекомендуется пересматривать в сторону уменьшения срок исполнения требований исполнительного документа и более активно применять к должнику меры административного воздействия.

3.7. В случае если должником по исполнительному производству является гражданин, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

В случае если должником по исполнительному производству является юридическое лицо, судебный пристав-исполнитель при наличии неоплаченного исполнительского сбора либо наложенного ранее в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ штрафа вправе обратиться в суд с заявлением о временном ограничении на выезд из Российской Федерации должностному лицу должника.

3.8. Судебный пристав-исполнитель применяет все меры, направленные на исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии со ст. 105 Закона.

В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.

Выделение денежных средств на оплату расходов по совершению исполнительных действий по исполнению требований неимущественного характера, в том числе по сносу самовольно возведенных строений и/или разработку проектно-сметной документации, осуществляется в соответствии с письмом ФССП России от 31.01.2011 № 12/08-1872-ВМ, которым в том числе установлены требования к проектно-сметной документации.

4. Особенности осуществления исполнительных действий при организации сноса самовольных строений

4.1. В случае принятия взыскателем решения об исполнении требований исполнительного документа самостоятельно с последующим взысканием понесенных расходов с должника либо привлечения специализированной организации, с которой у территориального органа ФССП России заключен государственный контракт (договор) о сносе самовольно возведенного строения, судебный пристав-исполнитель обеспечивает и координирует их действия в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

4.2. Должник в обязательном порядке уведомляется судебным приставом-исполнителем о дате и времени совершения исполнительных действий и предупреждается, что в случае отсутствия должника по месту совершения исполнительных действий в установленное время снос самовольного строения будет произведен в его отсутствие.

Также в случае необходимости о совершении исполнительных действий уведомляются органы полиции, МЧС России, органы опеки и попечительства, средства массовой информации и др.

4.3. При обнаружении в занимаемом должником помещении имущества, на которое в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание, в целях исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в установленном порядке передает такое имущество на ответственное хранение ответственному лицу, указанному в ст. 86 Закона, либо при наличии у должника неоплаченных штрафов, исполнительского сбора либо расходов по совершению исполнительных действий обращает на него взыскание.

Также если снос строения осуществляется путем демонтажа с сохранением строительных материалов и элементов конструкций, судебный пристав-исполнитель подвергает их описи и аресту в целях последующей реализации и возмещения за счет него расходов по совершению исполнительных действий.

4.4. В ходе совершения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель составляет акт совершения исполнительных действий с изложением всех действий, совершенных участниками исполнительного производства.

Акт совершения исполнительных действий подписывается понятыми, судебным приставом-исполнителем и иными лицами, присутствующими при совершении исполнительных действий.

4.5. Расходы по сносу самовольного строения, а также по хранению арестованного имущества относятся к расходам по совершению исполнительных действий и подлежат возмещению за счет должника в соответствии с гл. 16 Закона.

5. Порядок привлечения судебных приставов по ОУПДС

5.1. Судебные приставы по ОУПДС привлекаются для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий по сносу в соответствии с Методическими рекомендациями по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки, утвержденными директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации 30.11.2011 № 03-19.

6. Порядок действий судебного пристава-исполнителя в случае эксплуатации подлежащего сносу объекта капитального строительства, обнаружения в подлежащем сносу строении посторонних лиц и домашних животных

6.1. В случае установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта капитального строительства судебный пристав-исполнитель составляет акт совершения исполнительных действий, в котором указывает данные обстоятельства, а также вручает лицам, осуществляющим эксплуатацию подлежащего сносу объекта, требования о прекращении указанных действий.

В случае повторного установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта этими же лицами судебный пристав-исполнитель принимает меры по привлечению их к административной ответственности в соответствии со ст. 17.14 КоАП РФ.

Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, когда для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.

В связи с этим в случае установления таких фактов судебному приставу-исполнителю необходимо сообщать о них в органы государственного строительного надзора.

6.2. При обнаружении в подлежащем сносу строении посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних детей, судебный пристав-исполнитель в случае возникновения необходимости незамедлительно информирует об этом орган внутренних дел по месту нахождения жилого помещения, а также орган опеки и попечительства.

6.3. В случаях обнаружения в подлежащем сносу строении животных, представляющих опасность для жизни и здоровья, судебный пристав-исполнитель незамедлительно информирует об этом ветеринарную станцию и орган Россельхознадзора и до их прибытия принимает меры к изоляции животного.

7. Особенности совершения исполнительных действий в случае постоянного проживания граждан в строении, подлежащем сносу

7.1. В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации («Обзор законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года», утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2006 и 14.06.2006), из положений п. 2 ст. 222 ГК РФ следует, что самовольная постройка не может являться объектом гражданских прав.

Следовательно, указанная постройка не включается в состав жилищного фонда и не имеет статуса жилого помещения, поэтому лицо, которое возвело самовольную постройку, не может быть в ней зарегистрировано.

Поскольку у лица не возникает право на проживание в данном помещении, то вынесение судом решения о сносе самовольной постройки не затрагивает его право на владение и пользование указанным жилым помещением, поэтому оснований для предъявления отдельного требования о выселении лица из самовольно возведенных построек не имеется.

Таким образом, при подаче заявления о признании жилого помещения в установленном законом порядке самовольной постройкой не требуется дополнительно заявлять требование о выселении граждан из жилых построек, подлежащих в дальнейшем сносу, поскольку решением суда о сносе самовольно возведенного строения не нарушаются права гражданина на проживание в указанном жилом помещении.

7.2. Если гражданин зарегистрирован в самовольно возведенном жилом помещении, то в этом случае при подаче иска о сносе самовольно возведенного строения необходимо предъявлять также требование о выселении.

В связи с изложенным в случае, если подлежащее сносу строение имеет признаки жилого, судебный пристав-исполнитель направляет запрос в паспортный стол по месту нахождения подлежащего сносу строения о зарегистрированных в нем гражданах.

В случае получения положительного ответа судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона и возвращает взыскателю исполнительный документ с разъяснением возможности обратиться в суд с требованием о выселении проживающих в самовольно возведенном жилом помещении граждан.

Методические рекомендации Федеральной службы судебных приставов по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений

Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., N 2

Обзор документа

Определен порядок исполнения судебных актов о сносе самовольно возведенных строений. Он распространяется как на объекты капитального строительства, так и на временные постройки (гаражи, киоски, рекламные щиты и др.).

Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. К делу приобщается план-схема земельного участка с указанием входов и въездов на него. Прилагаются фотографии объекта, подлежащего сносу. Судебный пристав-исполнитель принимает меры, направленные на запрет совершения регистрационных действий как в отношении подлежащего сносу строения, так и земельного участка, на котором он расположен.

Должнику отводится срок, в течение которого он добровольно может исполнить требования о сносе объекта. В случае их неисполнения выносится постановление о взыскании исполнительского сбора, устанавливается новый срок, по истечении которого будет произведено принудительное исполнение. Если должник не исполнил требования без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении.

По итогам сноса составляется акт. Он подписывается лицами, присутствовавшими при этом.

Расходы по сносу, а также по хранению арестованного имущества подлежат возмещению за счет должника.

Установлен порядок действий судебного пристава-исполнителя, если подлежащий сносу объект эксплуатируется, в нем постоянно проживают граждане или там обнаружены посторонние лица и домашние животные.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70055074/

Владение земельными участками

Этапы оформления прав на землю

Разработка проектной документации

Порядок подачи искового заявления о признании права собственности на самовольную постройку

Документы, представляемые для регистрации прав на самовольное строение

"Дачная амнистия"

Признание самовольной перепланировки жилых и нежилых помещений

Снос самовольных строений является способом правовой защиты собственника от неправомерных действий третьих лиц, а также средством наказания нарушителя правопорядка в сфере строительной деятельности путем применения санкции в виде сноса строения.

Решение о сносе самовольных строений принимается в судебном порядке, а также государственным органом, уполномоченным принимать решения о сносе незаконно возведенных строений.

Административные органы для реализации полномочий по сносу незаконно возведенных строений создают уполномоченные комиссии, на которые возлагаются разработка и осуществление комплексных мер, обеспечивающих профилактику и пресечение самовольного строительства в городах, а также принятие решений и определение порядка их исполнения в отношении объектов самовольного строительства.

Комиссия по сносу самовольно возведенных строений создается, как правило, администрацией города и является коллегиальным органом , способствующим осуществлению политики в области градостроительства. Контроль за деятельностью комиссии возлагается на департамент градостроительства и земельных отношений администрации города. Подобные административные комиссии создаются с целью осуществления контроля за использованием земель, находящихся в ведении и собственности органов местного самоуправления, в соответствии с их целевым назначением и недопущения самовольного строительства на территории городов.

В пределах своей компетенции комиссия рассматривает представленные материалы о выявленных самовольных строениях и принимает решения:

о сносе или демонтаже самовольно возведенных объектов и освобождении незаконно занятых под строительство земельных участков;

о возможности сохранения самовольной постройки в установленном законодательными актами РФ порядке, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан;

о назначении (определении) уполномоченной организации (органа местного самоуправления) для обращения в судебные органы в случаях неисполнения физическим (юридическим) лицом — нарушителем решений комиссии о сносе или демонтаже самовольно возведенных объектов;

о запрещении соответствующим городским организациям рассмотрения и согласования предпроектной и проектной документации по объектам самовольного строительства до решения комиссии.

Кроме того, комиссии также имеют право:

требовать объяснений от должностных лиц, согласовавших самовольную постройку;

запрашивать и получать от физических и юридических лиц различных форм собственности информацию и документацию, подтверждающую право на проведение проектных и строительных работ по рассматриваемому объекту (в первую очередь правоустанавливающих юридических документов, подтверждающих право собственности), договоров аренды, в случае необходимости договоров об установлении порядка пользования земельным участком, планов БТИ этажей и участка, технического заключения лицензионной организации о несущей способности конструкций объекта и других документов, а также пояснений о причинах допущенных нарушений.

в уполномоченные органы предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц органов местного самоуправления по фактам систематического непринятия ими мер по пресечению строительства, ведущегося с нарушением установленного порядка;

в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, департамент градостроительства и земельных отношений администрации города, департамент муниципальной собственности информацию о фактах самовольного строительства с рекомендациями о недопущении государственной регистрации прав на объект самовольного строительства. В том числе и права собственности на объект незавершенного строительства для приостановки (отказа) оформления имущественных и земельных отношений физическим и юридическим лицам (независимо от форм собственности), допустившим нарушения установленного порядка проведения строительных работ и использования территории;

лицу, осуществившему самовольное строительство, письменное требование о добровольном сносе самовольно возведенного строения и освобождении земельного участка.

органам городской администрации в случае регистрации права собственности и иных прав на объект самовольного строительства обратиться в суд с иском о признании недействительными зарегистрированных прав и (или) сделок с ними; — комитету по земельным отношениям администрации города обратиться в суд с иском об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (об освобождении самовольно занятых земельных участков);

администрациям районов города проведение комплексных проверок по фактам нарушения установленного порядка исполнения строительных работ.

Кроме того, комиссии имеют право:

организовывать комиссионные (в том числе комплексные) проверки объектов самовольного строительства с проведением фото- и видеосъемки и оформлением акта проверки;

регулярно информировать заинтересованные структуры администрации города о фактах самовольного строительства.

Снос самовольно возведенных построек на территории города в случае, когда лицо, осуществившее такую постройку, известно, осуществляется в следующем порядке.

1. Лицам, осуществившим самовольное строительство на территории города, комиссией направляется заказное письмо с уведомлением письменного требования о прекращении строительства и приведении в первоначальное состояние земельного участка в установленный комиссией срок.

2. При необходимости лица, осуществившие самовольное строительство, приглашаются на заседание комиссии. Письменное требование о прекращении строительства и приведении земельного участка в первоначальное состояние таким лицам вручается под роспись на заседании комиссии.

3. При отказе лица осуществить снос самовольно возведенного строения в добровольном порядке в установленный срок снос может осуществляться привлекаемыми техническими средствами и силами.

В числе таких технических средств могут быть использованы средства и силы управления капитального строительства (субъектами могут быть привлечены и иные государственные органы и учреждения) на основании соответствующего решения департамента градостроительства и земельных отношений администрации города. Снос производится в присутствии членов комиссии.

По завершении сноса самовольно возведенного строения составляется акт, подписываемый лицами, присутствующими при сносе.

В акте указываются:

— время и место сноса;

— данные лица, осуществившего самовольное строительство;

— состояние строительного материала, оставшегося после сноса, и его пригодность к дальнейшему использованию.

Строительные материалы, оставшиеся после сноса самовольно возведенного строения и пригодные к дальнейшему использованию, передаются комитету по управлению имуществом администрации города для обеспечения их сохранности. В случае отказа собственника строительных материалов произвести возмещение понесенных администрацией города затрат в связи со сносом самовольного строения и хранением строительных материалов департамент муниципальной собственности администрации города принимает меры к взысканию понесенных администрацией города расходов в судебном порядке.

Лицо, осуществившее самовольное строительство, после возмещения расходов, понесенных администрацией города в связи со сносом самовольного строения и хранением оставшихся после сноса строительных материалов, вправе получить принадлежащие ему строительные материалы.

При невозможности установить лицо, осуществившее самовольное строительство, снос самовольно возведенных строений осуществляется в следующем порядке.

Требование о прекращении строительства и приведении земельного участка в первоначальное состояние либо о сносе самовольно возведенного оконченного строительством объекта в виде надписи, нанесенной специальными средствами, устойчивыми к воздействию окружающей среды, выполняется на самом объекте строительства.

При непринятии мер к добровольному сносу в течение 14 дней с момента нанесения надписи снос самовольно возведенного строения осуществляется на основании распоряжения департамента градостроительства и земельных отношений администрации города силами и средствами управления капитального строительства (субъектами могут быть привлечены и иные государственные органы и учреждения).

Следует отметить, что комиссия создается администрацией города в составе председателя, его заместителей, членов и ответственного секретаря. Повестку заседания комиссии формирует ответственный секретарь по предложениям председателя, его заместителей и членов комиссии с учетом рекомендаций департамента градостроительства и земельных отношений администрации города, органов местного самоуправления города и других организаций.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, определяемой председателем по докладу ответственного секретаря, но не реже одного раза в квартал. Материалы для рассмотрения на комиссии готовятся и представляются департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города. На заседании комиссии могут быть рассмотрены материалы по выявленным самовольным постройкам, представленные членами комиссии и другими органами и организациями.

Рассылка материалов членам комиссии и заинтересованным лицам осуществляется ответственным секретарем не менее чем за 3 дня до проведения заседания. Члены комиссии и приглашаемые лица оповещаются о дате заседания не позднее чем за 3 дня до его проведения. В заседаниях кроме членов комиссии принимают участие представители отраслевых и функциональных органов власти города, районных администраций, контролирующих органов.

Список приглашаемых лиц формирует ответственный секретарь комиссии. Заседание комиссии правомочно для принятия решений при наличии не менее половины от общего числа ее членов. Решения комиссии принимаются большинством голосов. При равенстве голосов решающим является мнение председательствующего. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим в заседании, ответственным секретарем и утверждается председателем комиссии.

Решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех органов исполнительной власти города. Также и для предприятий, организаций и учреждений, действующих в сфере ведения рассматриваемых вопросов, физических и юридических лиц (независимо от форм собственности) в части, их касающейся. По вопросам, требующим решения администрации города, комиссия вносит соответствующие предложения.

Копии протокола заседания после соответствующего оформления и утверждения направляются секретарем членам комиссии, департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города и заинтересованным лицам в течение недели с момента утверждения. Подлинники протоколов заседаний, материалы к ним, стенограммы, а также информация о выполнении решений комиссии хранятся у ответственного секретаря в течение трех лет. Копии решений о сносе вместе с соответствующими материалами направляются в уполномоченные организации (государственные органы) для обращения в судебные органы в случае неисполнения физическими (юридическими) лицами — нарушителями решений комиссии о сносе или демонтаже самовольно возведенных объектов. Контроль выполнения решений комиссии осуществляется председателем и его заместителями, а в части сроков исполнения — ее ответственным секретарем.

Как уже отмечалось, снос самовольных строений производится в порядке ст. 222 ГК РФ .

В соответствии с ч. 2 данной нормы создание самовольного строения порождает следующие правовые последствия.

1. Лицо, создавшее самовольное строение, должно произвести снос самовольной постройки. Таким образом, часть 2 ст. 222 ГК РФ устанавливает категоричную формулировку, соответственно в данном случае снос самовольной постройки должен быть произведен в полном объеме. Хотя закон не устанавливает определенный срок сноса, но четко говорит о том, что если лицо, осуществившее самовольную постройку, не исполняет этой своей обязанности, в качестве альтернативной меры предусмотрена возможность сноса самовольной постройки за счет лица, осуществившего постройку.

Следующим немаловажным обстоятельством является то, что ГК РФ не устанавливает, кто конкретно принимает решение об использовании альтернативной схемы сноса. В данном случае норма ГК РФ является отсылочной, исходя из которой можно сделать вывод о том, что правом альтернативного сноса обладает субъект права частной собственности на земельный участок.

В данном случае также не стоит забывать и о ст. 14 ГК РФ , которая допускает самозащиту гражданских прав, в соответствии с которой способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Данный вывод основан на ст. 218 ГК РФ , в соответствии с которой необходимо, чтобы для приобретения права собственности на новую вещь при ее создании был соблюден закон и иные правовые акты. Исходя из данной нормы права, так как лицу, создавшему самовольное строение, не принадлежит право собственности на нее, соответственно ему не принадлежат и права, составляющие содержание права собственности ( п. 2 ст. 209 ГК РФ ).

Включая разъяснения о том, что лицо, создавшее самовольную постройку, не вправе распоряжаться ей, то есть совершать определенные сделки (продавать, дарить, сдавать в аренду). Следовательно, лицо, не являющееся собственником, не имеет права владеть самовольной постройкой и пользоваться ею.

Следует отметить, что данная норма не затрагивает вопроса о праве собственности на материалы, использованные при возведении самовольной постройки. Он решается общими правилами ГК о праве собственности.

Лицо, создавшее самовольную постройку и осуществившее ее снос, сохраняет право собственности на использованные материалы. Если снос осуществлен другим лицом за его счет, он вправе истребовать материалы из чужого незаконного владения ( ст. 301 ГК РФ ).

Для выявления вновь возводимых, а также существующих самовольных построек главами муниципальных образований могут создаваться специальные организации и комиссии. При выявлении самовольной постройки уполномоченными на то органами оформляется соответствующий акт или протокол. Решение о сносе самовольных построек принимается органами и должностными лицами местного самоуправления.

Процедура сноса самовольного строения выглядит следующим образом.

1. Лицо, осуществившее самовольную постройку, заказным письмом с уведомлением предупреждается о необходимости в течение месяца добровольно выполнить решение о сносе самовольной постройки.

2. В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, в течение месяца со дня вручения ему письменного предупреждения не осуществило добровольный снос самовольной постройки, не обратилось в суд для признания за ним права собственности на нее, то ему направляется письменное извещение о дате принудительного сноса самовольной постройки и необходимости личного присутствия при сносе.

3. Принудительный снос самовольной постройки организуется лицами, определяемыми органом, принявшим решение о принудительном сносе. Принудительный снос самовольной постройки производится в присутствии комиссии, состав которой определяется органом, принявшим решение о принудительном сносе.

В случае отсутствия лица, осуществившего самовольную постройку, во время принудительного сноса комиссия составляет акт и опись имущества, полученного в результате сноса, определяет его состояние, а также место, где оно будет храниться, и лицо, на хранение которому оно будет передано.

При невозможности установить лицо, осуществившее самовольную постройку, комиссия наклеивает предупреждения о необходимости добровольного сноса самовольной постройки за месяц до даты принудительного сноса (о чем составляется протокол).

Повторное предупреждение расклеивается непосредственно перед днем принудительного сноса. В случае аварийных ситуаций на коммунальных сетях предупреждение о дате сноса наклеивается на самовольных постройках комиссией в день установления факта аварии. Принудительный снос производится без дополнительного предупреждения.

Принудительный снос самовольной постройки производится за счет лица, осуществившего строительство. В случае отказа лица добровольно выплатить стоимость произведенных работ затраты по сносу и хранению взыскиваются с него в судебном порядке.

В данном разделе следует остановиться на особенностях сноса пристроек и перепланировок. Как было уже отмечено выше, под самовольной постройкой рассматривают не только отдельно стоящие объекты, но и различного рода пристройки и перепланировки.

Действующее законодательство не содержит специальных норм о сносе самовольных строений, и соответственно легализация указанных объектов производится по правилам, установленным для схожих объектов недвижимости, относительно сноса различного рода пристроек и перепланировок определяется по тем же правилам, что и по отдельно стоящим объектам, то есть по ст. 222 ГК РФ .

Как уже отмечалось, единого мнения судов по данному вопросу нет. Кроме того, нет и четких разъяснений высших судебных инстанций. Сложившаяся ситуация привела к тому, что норма ст. 222 ГК РФ стала рассматриваться судами и как средство правовой защиты собственника от неправомерных действий третьих лиц, и как средство наказания нарушителя правопорядка в сфере строительной деятельности путем применения санкции в виде сноса строения.

Соответственно неоднозначное трактование данной нормы приводит к тому, что появляется ряд проблемных вопросов, которые также неоднозначно решаются и в судебном порядке. Также такая ситуация отражается не только на лицах, участвующих в деле, но и на органах, принудительно исполняющих судебные акты.

К таким проблемным вопросам можно отнести порядок поведения истца по иску о сносе самовольной постройки. Судебная практика подобного рода исков утверждает, что иски о сносе самовольного строения могут быть предъявлены лицами, которые считают, что дальнейшее сохранение незаконно возведенного строения нарушает их права. В настоящее время уже сложилась судебная практика, на основании которой суды первой инстанции все-таки не склонны отказывать в удовлетворении исковых требований, мотивируя недоказанность истцом нарушения права сохранения незаконно возведенного строения. Суды основывают свою точку зрения на том, что заявителю достаточно сослаться на формальные нарушения ответчиком порядка получения разрешения на строительство (перепланировку), чтобы суд принял дело к производству.

©2010-2011 Аrchitect4U проектная мастерская (ООО "Архитектура для Вас").

http://www.architect4u.ru/03-arch-pravoteka.html#4

Что такое самовольная постройка?

Как видно из текста статьи, закон разделяет 2 вида самовольных построек – те, которые возведены на неотведенном для этого целей земельном участке, и те, которые построены при отсутствии необходимых разрешительных документов на земельном участке, находящемся у застройщика на законном праве.

Как узаконить самовольную постройку?

На практике почти весь частный сектор имеет подобные строения: бани, сараи, гаражи, пристрои к дому. Самопроизвольным строением даже считаются утепленные помещения. Все самовольные постройки подлежат обязательной регистрации и чем скорее, тем лучше.

Если, например, не дай бог, умер владелец частного дома, то его наследники не смогут оформить на себя недвижимость, пока пристрой к дому не будет зарегистрирован.

Один из самых главных документов, который вам необходимо будет предоставить в суд – это документ, подтверждающий законность выделения земельного участка, на котором стоит ваша самовольная постройка.

— правоустанавливающие документы на дом: договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве на наследство и пр.;

— выписки из лицевого счета и домовой книги;

— техническое заключение лицензированной организации о соответствии постройки строительным и прочим нормам;

— справка из санитарно-эпидемиологической станции;

— справка из пожарной инспекции (хотя с 2007 года сбор этих двух справок официально отменили, некоторые суды все равно их требуют);

— акт установления границ земельного участка.

Нужно сделать копии самого заявления и всех документов, приложенных к нему, по числу лиц, участвующих в деле.

Для уплаты государственной пошлины необходимо узнать банковские реквизиты. Их можно узнать в суде.

В зависимости от указанной в справке БТИ стоимости, право собственности на которое вы просите признать, рассчитываете и оплачиваете госпошлину. Квитанцию необходимо приложить к исковому заявлению.

Полный пакет документов можно отнести в суд или отправить по почте с уведомлением о вручении.

Нужно иметь в виду, что если стоимость самовольно возведенных строений меньше 100 000 рублей – дело будет рассматриваться мировым судьей вашего участка, если больше – в районном суде.

Сдаете все документы в суд, и ждете, пока вам придет повестка с предложением явиться к судье на беседу, где вы подтвердите свои исковые требования, дополните или откажитесь (на Ваше усмотрение). Потом будет назначено судебное заседание.

С вступившим в законную силу решением суда следует обратиться в Росрегистрацию для регистрации вашего права собственности.

Как видите, узаконение самовольного строения дело несложное, однако требует много времени, некоторых материальных затрат и терпения.

72 комментария КАК УЗАКОНИТЬ САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ?

Здравствуйте.Прошу Вас по возможности сообщить согласно какого закона, можно не обращаться в суд, а идти сразу в Регистрационную службу, если самовольная постройка находится на арендованном по договору земельном участке?

подскажите пожалуйста,у меня земля находится в собственности 12 соток.В 1991 году я выстроила там дом.Земельный участок проходит по самому краю озера.Расстояние от дома до участка 20 метров.Могу ли я выстроить там второй домю

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мы хотели оформить право собственности на земля (в деревне), на которой стоит наш дом (в собственности). Но на территории этого участка у нас построен гараж (незаконно). Нам отказали в регистрации прав собственности на землю, сославшись на незаконное строение. Правы ли они? И есть ли выход из этой ситуации?

Здравствуйте.Подскажите пожалуйста заключения каких компетентных органов нужны для узаконивания самовольной постройки-гидротехнического сооружения. Отдел архитектуры ничего не объяснил, отправив меня за экспертизой. Если таковая необходима , то на предмет чего она должна быть выдана. И какого характера заключения должен выдавать орган надзора за водными объектами? Спасибо.

Добрый день! В 2007 году умер муж, он был прописан в доме (самовольная постройка с 1952 года) сейчас в доме прописана я и наш 8 летний сын. Подскажите пожалуйста, как можно оформить этот дом сейчас, на руках только домовая книга и документы с БТИ. Спасибо.

Добрый день. Интересует стоимость и процедура узаконения самовольно возведенного дома на земле, которая находится в собственности

Мы надстроили мансарду. У нас дом разделен на 2 квартиры и 2 участка, 1-мама, 2-я. Я сделала межевание под своей частью дома, а мама нет. Т.к. участок без уточнения границ, ей не отмежевать, т.к. нет этой площади по факту (соседи захватили, мы в процессе судов с ними, нам удалось оформить землю только после них, а наши интересы не учли, несмотря на то, что у них не было домов, а у нас был). В администрации для оформления разрешения на реконструкцию требуют межевание. Что нам делать? Градостроительного плана и ген.плана у администрации пока нет. Можно ли оформить разрешение на реконструкцию без межевания?Кроме того наша мансарда выходит за фундамент — мы продолжили мансарду до границ пристроенного гаража. Это является нарушением?

К кому можно обратиться за помощью узаконить строение на узаконенном участке и сколько это будет стоить.

Надежда вам необходимо обратится к юристам

Надежда, обращайтесь к юристам

Был участок, на нем залил я фундамент, а потом его поделили на два. и разрешение на стройку было выдано уже с учетом того что на моем участке уже есть некий фундамент. то есть фактически тот фундамент который уже имелся на момент получения разрешения является самостроем и возведение на нем стен и завершение стройки не законно. вопрос — как узаконить фундамент с целью постройки на нем жилого дома, чтобы в дальнейшем дом не попал под снос? спасибо

Здравствуйте, подскажите, строим дом на частной территории принадлежащей рродителям.Сейчас готовы стены.Куда нам обращаться для его регистрации.И еще,возможно ли не оформлять дом,комуникации будут подведены от родителей,счетчики одни на два дома

Если не узаконены постройки. Кому можно пожаловаться чтоб проверили хозяина?

Если не узаконены постройки. Кому можно пожаловаться чтоб проверили хозяина и наказали?

Добрый вечер!Двор на 2 хозяина-отдельные входы и отдельные дома.Земля в собственности,у меня дом узаконено-30кв.м. увеличила до 130кв.м.(разрешение не брала). Есть ли какой либо закон что-бы узаконить это не через суд, т.к. меня отправляют именно туда?(если есть то какой?).Спасибо!

Может-ли Регистратор Управления Федеральной Регистрационной службы прекратить регистрацию сделки с недвижимостью (договор дарения доли недвижимости) находящейся в общедолевой собственности на основании полученной из БТИ информации о том, что в доме возведены некие самовольные постройки, что, по их мнению, меняет распределение долей между собственниками? Условно говоря, в техпаспорте указана площадь дома 300м2, а самовольная пристройка составляет 30 м2. Якобы изменилась площадь дома…

Особенность вопроса заключается в том, что дом расположен на неотведенном для этого целей земельном участке, разрешения на пользование нет, земли в собственности также нет, аренды нет. О чем у регистратора имеется соответствующая справка

я против.незаконном возведении.стройки.а строят-наркоманы и шизофреник старшой. и говорят нам всё и на всех …мы имели.и будем иметь администрацию. города Анапы…с нас слезиш где сядиш мы неприкасаемы

Добрый день подскажите пожалуйста, как нам узаконить постройки? 4 постройки (2 склада, мастерские) были построены в 1994 (год ввода эксплуатации в Кадастровом паспорте 1994 г, по инвентарным карточкам- на один объект она отсутствует, на другой стоят года ввода в эксплуатацию 50-е года, на каком основании ставили 1994 г. в Кадастровом паспорте я не знаю, в БТИ говорят со слов указаны даты.) В архиве нашли документы 1996,1997 года — планы этих строений и переписка с Администрацией о том что эти объекты не могут быть узаконены, т к. эти объекты были построены на территории культурного наследия, так же письма о том что мы и просим управление гос. противопожарной службы о согласовании строительства. Как нам решить вопрос с узаконением?

На такие вопросы, которые заданы здесь, невозможно ответить не посмотрев документы и не вникнув в суть проблемы, а потому лучший вариант — обратиться к юристу, который занимается земельными делами.

Добрый день, подскажите пожалуйста. Столкнулись с такой ситуацией. Купили дом по ипотеке.Сейчас хотим сделать пристройу-гараж и подсобное помещение. Расстояние между домами 8 метров, наше до межи 6,4 метра. Официально нам могут одобрить всего 4,8 метра, а нам требуется 5,6 м. (Дом стоит на горе и сделан съезд в гараж) Как нам поступить, чтобы отвоевать эти 60 см? У соседей на месте нашей планируемой пристройки нет окон, стена глухая. Земля в долгосрочный аренде

У нас дом разделен на два хозяина, с отдельными выходами, соседи сделали пристройку и надстроили второй этаж над всей своей половиной. узаконить это они не хотят. хотя в экспликации это значится как незарегистрированная пристройка-чердак. что можно сделать с этим?

Здравствуйте. Проблема такая на арендованной земле я построил жилой дом. Кроме газа все комуникации провел. Как узаконить? Земля в аренде для сельхоз угодии.

https://www.zakon-dlya-vseh.ru/250