Штраф за незаконную регистрацию иностранных граждан

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к статье 322.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий: а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

3. Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

4. Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в совершении любых действий, направленных на обеспечение въезда на территорию РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, российской визы, документов, удостоверяющих личность, оформленного надлежащим образом договора о туристической поездке) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов, а также с нарушением этими лицами таможенных правил либо санитарных норм.

5. Организация незаконного пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства представляет собой совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, документов, удостоверяющих личность, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительства) или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

6. Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства — это совершение действий, направленных на обеспечение транзитного проезда через территорию РФ указанных лиц любым видом транспорта при отсутствии у них необходимых документов (например, российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ государство, визы государства назначения, проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов. Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор.

7. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

9. Субъектом преступления — лицо, достигшее 16 лет.

10. Квалифицирующими признаками организации незаконной миграции являются: а) совершение этого деяния организованной группой; б) цель совершения преступления на территории РФ.

11. О понятии организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

Комментарии и консультации юристов по ст. 322.1 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 322.1 УК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.

Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.

Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

http://www.gk-rf.ru/uk/statia322_1

За ведение предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Каждый из видов ответственности предполагает свои правила фиксации нарушения, составления документов и собственно привлечения к ответственности.

По Гражданскому кодексу РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг.

Чтобы подтвердить ведение деятельности, необходимо доказать два обстоятельства: систематичность и получение прибыли. Систематической деятельность считается, если осуществляется два и более раза в год. Когда гражданин один раз продал какое-либо имущество или оказал кому-нибудь услугу, от этого он не станет считаться ведущим предпринимательскую деятельность. Аналогично, если человек продает товары, в том числе систематически (то есть более двух раз), но за те же деньги, за которые он их купил, либо дешевле, сделки не будут считаться предпринимательской деятельностью. Потому что прибыли нет.

КоАП РФ

Начнем с административной ответственности. Она предусмотрена ч. 1 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Возможный штраф составляет от 500 до 2000 руб.

Решение о привлечении к ответственности принимает мировой судья (ст. 23.1 КоАП РФ). Дело может быть рассмотрено либо по месту совершения правонарушения, либо по месту жительства физического лица (если он подаст ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства). Протокол о нарушении, то есть ведении деятельности без регистрации, вправе составить: милиция, налоговая инспекция, территориальные органы министерства по антимонопольной политике, государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст. 28.3 КоАП РФ). Кроме того, возбудить дело об административном правонарушении может прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). Обычно сотрудники одного из перечисленных ведомств приходят к физлицу с проверкой, проводят осмотр помещений или контрольную закупку, обнаруживают, что физическое лицо ведет свою деятельность незаконно, то есть без регистрации в качестве ИП, после чего и составляется протокол.

Деятельность без регистрации в качестве ИП является длящимся правонарушением. Привлечь к ответственности гражданина можно лишь в течение двух месяцев со дня составления протокола.

Примечание. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность.

Когда протокол оформлен неправильно, в нем есть противоречия, судья должен вернуть документ ведомству, которым он составлен, для доработки. Два месяца — достаточно короткий срок, и пока протокол будет дорабатываться, срок часто успевает истечь. Если дело не будет рассмотрено судьей в течение двух месяцев со дня составления протокола, судья вынесет постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Уголовный кодекс РФ

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство предусмотрена ст. 171 Уголовного кодекса. Она наступает, если в результате проверки, проведенной милицией или прокуратурой, доказано либо причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо получение доходов в крупном размере, то есть на сумму не менее 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ).

Учитывая, что контрольные закупки проводятся обычно на небольшие суммы, обнаружение такого правонарушения, подпадающего под уголовную ответственность, в рамках контрольной закупки маловероятно. Случаи незаконного предпринимательства обнаруживаются обычно при расследовании дел о легализации доходов, полученных преступных путем. Остальным незарегистрированным предпринимателям беспокоиться по поводу уголовной ответственности не стоит, потому что доказать получение дохода на сумму более 250 тыс. руб. сложно, поэтому милиция обычно открывает дела по ст. 171 Уголовного кодекса, если не имеет доказательств получения доходов в крупном размере.

Ответственность за незаконное предпринимательство с причинением ущерба от 250 тыс. руб. до 1 млн руб. (то есть в крупном размере) следующая: штраф до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

За незаконное предпринимательство с причинением ущерба или извлечением дохода в особо крупном размере предусмотрен штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от года до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до шести месяцев. Особо крупным размером считается ущерб или доход, превышающий 1 млн руб.

Если гражданин привлекается к уголовной ответственности впервые, да еще и положительно характеризуется соседями, по месту работы, не является злостным нарушителем общественного порядка, то, скорее всего, ему присудят только штраф.

Собственникам жилых помещений, сдающим их в аренду, необходимо иметь в виду, что за сдачу жилых помещений в аренду привлекать к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса нельзя, независимо от суммы арендной платы, которую удастся доказать следователю. Об этом сообщил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. N 23.

Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе ответственность за деятельность без регистрации предусмотрена сразу в двух статьях: 116 и 117. За уклонение от постановки на учет в инспекции грозит штраф в размере 10 процентов от полученных доходов, но не менее 20 тыс. руб. В случае, когда деятельность велась более 90 календарных дней, штраф составит 20 процентов от суммы доходов, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 117 НК РФ). За нарушение срока постановки на учет в инспекции штраф составит 5 тыс. руб. либо 10 тыс. руб., если просрочка окажется более 90 календарных дней (ст. 116 НК РФ). Наказать могут только по одной из статей. Разберемся, когда применяется каждая из них.

Гражданин должен зарегистрироваться в инспекции до того, как начнет получать доходы от деятельности. Поэтому сроки просрочки для применения названных выше статей следует отсчитывать с момента первого доказанного случая получения выручки. По ст. 116 оштрафуют, если заявление на госрегистрацию подано до составления акта налоговой проверки, но позже дня получения первой выручки. Если на дату составления акта налоговой проверки заявление все еще не подано, наступает ответственность по ст. 117 Налогового кодекса.

Помимо штрафа за отсутствие госрегистрации инспекторы вправе доначислить налоги расчетным путем. Несостоявшемуся коммерсанту будет доначислен НДФЛ и взносы во внебюджетные фонды. А если в регионе, где работает ИП, деятельность переведена на ЕНВД, и деятельность предпринимателя подпадает под этот режим, то вместо налога на доходы контролеры рассчитают ЕНВД. К рассчитанной инспекторами сумме налогов добавятся пени за несвоевременную уплату. Кроме того, за неуплату налогов установлен штраф — 20 процентов от суммы доначисленных налогов и пени (ст. 122 НК РФ).

Примечание. Помимо штрафа за отсутствие госрегистрации, инспекторы вправе доначислить налоги расчетным путем, а также выставить пени и штраф за их несвоевременную уплату.

Налоги и штрафы с физических лиц взыскиваются в судебном порядке по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом, в суде общей юрисдикции. Так что одного лишь решения контролеров или протокола недостаточно, штраф виновник уплатит только на основании решения суда.

Мы указали на возможные санкции, которые грозят физлицам, осуществляющим деятельность без регистрации. Окончательный вердикт зависит от ситуации, имеющихся фактов и решения суда. Самый действенный метод защиты от проверяющих — не пускать их на свою территорию, особенно если деятельность ведется гражданином у себя дома. Войти в жилое помещение контролеры вправе только по решению суда. Но проверяющие могут получить информацию о ведении незаконной деятельности не только в ходе проверки. Конечно, есть вероятность и случайного визита, но она небольшая. В основном, контролеры приходят, получив сообщения от конкурентов бизнесмена или жалобы обиженных покупателей. Налоговые инспекции занимаются сбором информации о незарегистрированных предпринимателях. Накопив информацию, они могут назначить выездную проверку, провести осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения доходов. Другие ведомства (милиция, прокуратура, Роспотребнадзор) придут проверять незарегистрированного предпринимателя, скорее всего, в связи с поступившими к ним жалобами обманутых покупателей.

http://www.mosuruslugi.ru/articles/134/

В своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул необходимость ужесточения наказания за незаконную миграцию, а также нарушения в сфере регистрационного учета. В связи с этим уже 29 декабря в Госдуму главой государства был внесен законопроект, предусматривающий введение уголовной и административной ответственность за нарушение правил регистрации граждан России по месту жительства и по месту пребывания. Также он предусматривал изменение действовавшего на тот момент порядка регистрации граждан. Несмотря на критические замечания со стороны Общественной палаты РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества, документ концептуально был принят Госдумой практически в неизменном виде, 21 декабря 2013 года подписан Президентом РФ и вступил в силу с 3 января 2014 года.

Основная причина принятия закона – значительное количество адресов, по которым граждане регистрируются фиктивно, то есть без намерения реально проживать в соответствующих помещениях. Согласно данным ФМС России в 2011 году было зафиксировано более 6,4 тыс. таких адресов, по которым было зарегистрировано почти 300 тыс. граждан. В течение последующих двух лет данные показатели возросли в 1,5 раза. По состоянию на конец 2013 года таких адресов насчитывалось уже свыше 10 тыс., а количество зарегистрированных по ним граждан, в том числе и иностранных, оценивается более чем в 500 млн человек 1 . В результате регистрирующие органы не имеют возможности направлять необходимые и достоверные данные в налоговые органы, военные комиссариаты, судебные органы, также затруднен учет иностранных граждан.

В данном материале мы рассмотрим Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон), с целью понять, что же грозит собственникам, нанимателям и "арендаторам" соответствующих помещений за нарушение правил регистрации.

Ключевые изменения в порядке регистрации

Некоторые из них ранее уже были прописаны, но в подзаконных актах – Правилах регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и Административном регламенте предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Например, теперь обязанность гражданина России зарегистрироваться по месту пребывания в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия в жилое помещение, закреплена непосредственно в законе о регистрации граждан. Также прописано, что территориальный орган ФМС России обязан зарегистрировать гражданина России по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им документов (или восьми рабочих дней – при подаче заявления в электронном виде).

Подробнее о порядке регистрации по месту жительства и месту пребывания читайте в нашем материале "Регистрация граждан России по месту жительства и месту пребывания"

Наряду с этим, Законом введен ряд совершенно новых положений. В частности в законе о регистрации граждан четко прописано, что понимается под регистрационным учетом граждан России по месту регистрации и по месту жительства, снятием граждан России с регистрационного учета по месту регистрации и по месту жительства.

"Теперь с уверенностью можно сказать зарегистрирован человек по месту жительства или месту пребывания, раньше, увы, такой определенности не было (по крайней мере, на законодательном уровне)", – комментирует изменения адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры" Антон Матюшенко.

Также введено понятие фиктивной регистрации гражданина России по месту регистрации и по месту жительства, а также фиктивной регистрации по месту жительства. Одновременно законодательно закреплены понятия "фиктивная регистрация по месту жительства" и "фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении" применительно к иностранным гражданам (см. п.п. 10-11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – закон об учете иностранных граждан).

Помимо этого, гражданин России теперь вправе не регистрироваться по месту пребывания, если он зарегистрирован по месту жительства, в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ (ч. 3 ст. 5 закона о регистрации граждан). Помимо этого, нет необходимости регистрироваться по месту пребывания в Москве или в Московской области, если сам гражданин зарегистрирован по месту жительства в одном из указанных субъектов РФ. Точно такое положение действует в отношении Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ч. 6-7 ст. 5 закона о регистрации граждан).

"Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается", – отмечает Антон Матюшенко.

Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России, т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 ст. 5 и абз. 11 ст. 7 закона о регистрации граждан; п. 6 ч. 1 ст. 19 и п. 4 ч. 1 ст. 23 закона об учете иностранных граждан).

Уголовная и административная ответственность

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

(Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Примечание № 1 к ст. 322.3 УК РФ.)

Главные нововведения, которые несет в себе Закон – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ст. 3 закона о регистрации граждан) в порядке, предусмотренном Приказом ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.

"Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют", – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.

Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:

Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к ст. 322.2 УК РФ и ст. 322.3 УК РФ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

Во-вторых, отсутствие намерения пребывать или проживать в жилом помещении. Я с этим совершенно не согласна, потому что, может быть, человек вселялся с намерением проживать или пребывать, а потом обстоятельства изменились? Это уже основание считать это фиктивной регистрацией? Неправильно. Я вообще считаю, что здесь не должно быть никакой, даже административной ответственности.

Наконец, третий признак – отсутствие намерения нанимателя или собственника предоставить это помещение для проживания или пребывания. Это проблема того, кто предоставляет это жилое помещение. Однако бывает ситуация, когда приезжает лечиться мать с ребенком, регистрируются у родственников или друзей, а сами снимают комнату. Они не вселяются в это жилое помещение, но у них есть регистрация. Тот, кто сдает комнату, их как правило не хочет "засвечивать", потому что договор нужно заключать, налог платить. Стимулы к заключению договоров и подвижки кое-какие есть в этом плане, но, тем не менее, как правило, это передача денег из рук в руки. Без всяких договоров и без всякой регистрации.

По двум последним позициям я определение фиктивной регистрации не поддерживаю. На мой взгляд, только в части предоставления фальшивых документов и ложных сведений возможна уголовная ответственность".

Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 7 тыс. до 10 тыс. руб.

Рассматривать дела о таких административных правонарушениях смогут органы ФМС России и органы внутренних дел (см. ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 23.3, ст. 23.67 КоАП РФ).

Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
  • если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.

Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:

  • представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

Антон Матюшенко, адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры":

"Законодатели пытались решить проблему так называемых "резиновых" квартир. На мой взгляд, они все-таки не справились с поставленной задачей. Думается, введение уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и ужесточение ответственности это не те меры, посредством которых можно преодолеть сложившуюся ситуацию с "резиновыми квартирами".

Так, например, собственник регистрирует в своей квартире 20 жителей средней Азии. Естественно у него, да думается и у них тоже, нет и не было никакого намерения пребывать (проживать) в данном жилом помещении. Однако как определить это намерение у выходцев из средней Азии, которые, скорее всего и по-русски-то с трудом изъясняются? Зато у них есть регистрация по месту пребывания в г. Москве. Собственник квартиры также будет заявлять, что обозначенные лица постоянно здесь проживают, просто в данный момент их нет в помещении.

Для меня остается загадкой, как будет работать данная новелла в современных реалиях российской правовой системы, но с большой долей уверенности я могу сказать, что проблему "резиновых" квартир она решит вряд ли. На мой взгляд, решение данного вопроса лежит совсем в другой плоскости, нежели ужесточение ответственности за нарушение правил регистрации. Истоки решения проблемы, на мой взгляд, стоит искать в миграционном законодательстве".

Критика закона со стороны правозащитных институтов

Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения.

Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной, без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала 3 отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.

Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.

Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе "одного окна" либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации.

По оценкам ФМС РФ на территории России находится до 11 000 "резиновых" квартир, в которых зарегистрированы более 600 000 человек. При этом за 2011-2012 годы место своего проживания в России поменяли на другие регионы 7 609 500 человек. Какова статистика внутренней миграции населения, как и почему создаются "резиновые" квартиры и какое наказание установлено за фиктивную регистрацию, узнайте из нашей инфографики.

3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым была ужесточена ответственность за нарушения в сфере регистрации граждан по месту жительства. Результаты нашего опроса показывают, что с этим ужесточением могут столкнуться 43% граждан, которые не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства по независящим от них причинам.

Полное или частичное воспроизведение материала возможно только по письменному разрешению редакции портала garant.ru с указанием активной гиперссылки.

1 Данные озвучены руководителем ФМС России на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему "О совершенствовании регистрационного учета граждан Российской Федерации и противодействии нелегальному обороту государственных документов" 19 ноября 2013 года.

2 Текст документа опубликован на официальном сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

3 С текстом заключения Общественной палаты РФ можно ознакомиться на официальном сайте.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://www.garant.ru/article/522528/