Школа по месту жительства

кандидат педагогических наук,

зам. директора Центра детского

и юношеского творчества “Бибирево”

кандидат философских наук,

главный методист Центра развития

дополнительного образования детей

Министерства образования РФ

Содержание дополнительного образования в школе

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствования учителей к этому только готовятся, необходимо создавать совместные методобъединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования. Такой опыт накоплен, к примеру, в учебно-воспитательных комплексах; он может быть полезен и учителям-предметникам, и классным руководителям, и педагогам-организаторам, и школьным психологам.

Способы организации дополнительного образования детей в современной школе

Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Так произошло, например, в школе №79 г. Санкт-Петербурга, где в начале 90-х годов была создана экспериментальная историко-краеведческая Школьная лаборатория юного петербуржца (ШЛЮП). Ее целью стало привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга в целом и Калининского района в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу; включение детей в деятельность по восстановлению города и охране памятников культуры. Первоначально появившись во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, краеведческие программы впоследствии вошли и в учебный план школы. Теперь в школьном расписании можно найти факультативный курс “История Калининского района Санкт-Петербурга”; в ряд разделов по истории — “Историю древнего мира”, “Историю средних веков”, “Историю религий” и др. — введен краеведческий компонент. Выпускники специализированного класса сдают Государственный экзамен по истории и культуре Санкт-Петербурга и получают удостоверение экскурсовода.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

В качестве примера можно привести опыт взаимодействия школы № 219 Северо-Восточного административного округа г. Москвы с Центром детского и юношеского творчества (ЦДЮТ) “Бибирево”. На базе этих учреждений была разработана и апробирована (с 1994 по 1999 гг.) комплексная экспериментальная программа “Родные истоки”, направленная на приобщение школьников к отечественной культуре, понимание детьми ее истоков. Основными направлениями программы стали:

  • родиноведение (москвоведение);
  • духовно-нравственные традиции русского народа;
  • русское хоровое пение;
  • народные промыслы и ремесла;
  • искусство книги;
  • среднерусский музыкальный фольклор.
  • Педагоги проводили экскурсии, знакомили детей с прошлым славян. Учащиеся на практике овладевали искусством вышивки бисером, лоскутной техники, плетения кружев, узорного ткачества, росписи по дереву; изучали историю русского костюма, способы изготовления текстильной игрушки; осваивали приемы литературного редактирования текста, художественного оформления книги, а также ее ремонта и реставрации; приобретали навыки организации предприятий артельного типа. Интеграция основного и дополнительного образования нашла выражение в том, что теперь по дополнительным образовательным программам занимаются не только воспитанники ЦДЮТ “Бибирево”, но и учащиеся многих школ округа (№ 954, 953, 604, 297, 1051, 166, 139), в которых ведутся следующие учебные и факультативные занятия:

    1. русская артель — факультативный курс по основам экономики для 9–11 классов;

    2. славяно-горицкая борьба — образовательный курс для 5–11 классов по русской борьбе;

    3. москвоведение — факультативный курс для 5 класса;

    4. духовно-нравственные традиции русского народа — факультативный курс для 5 класса;

    5. отечественная художественная культура — факультативный курс для 5–8 классов;

    6. народное пение — факультативный курс по музыкальной культуре для 5–9 классов;

    7. русское изобразительное искусство — учебный курс для 5–7 классов;

    8. лоскутная мозаика — факультативный курс по художественному труду для 10–11 классов;

    9. бисероплетение — обучающий курс для 5–9 классов;

    10. среднерусский фольклор — обучающий курс для 5–11 классов.

    Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное — создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.

    Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

    Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.

    Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

    В последнее время в печати приводится немало примеров интеграции данного типа. Так, на страницах журнала “Образование в современной школе” уже освещался опыт Центра образования “Москва-98” № 1953. Здесь в единый комплекс объединены детский сад, общеобразовательная школа, центр детского творчества, спортивный клуб с тренажерным и спортивным залами, открытыми спортивными площадками, современным плавательным бассейном. Образовательная программа этого комплекса базируется на принципах личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода к интересам и возможностям учащихся, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

    В г. Ставрополе широко известен интегративно-образовательный комплекс для интеллектуально одаренных детей, созданный на базе городского Дворца детского творчества, лицея №5 и Ставропольского государственного университета. Сотрудники комплекса участвуют в реализации программы “Школа — вуз — аспирантура — докторантура”.

    Не менее интересен и опыт небольших городов. Например, в г. Озерске Челябинской области апробируется инновационная система образовательной и воспитательной деятельности социально-педагогического комплекса дополнительного, базового и профессионального образования. Здесь создан Социально-педагогический образовательный комплекс, объединивший в единую структуру Дворец детского творчества, клубы по месту жительства, общеобразовательную школу с углублённым изучением предметов культурологического цикла и художественное отделение педагогического колледжа. Интеграция различных видов образования создает целый ряд преимуществ и для детей, и для педагогов, и для социума в целом. Так, у детей и подростков формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования, предлагаемым Дворцом и клубами. Повышение интереса у детей стабилизирует состав творческих коллективов Дворца, особенно в старшей возрастной группе. Продолжив по окончании 9-го класса учебу в педагогическом колледже, подростки могут получить специальность “педагог дополнительного образования” и без адаптационного периода начать работу в системе дополнительного образования детей. Все это позволяет стабильно удерживать детей и подростков в рамках воспитательного пространства социально-педагогического комплекса и постоянно расширять это пространство.

    Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

    В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где, кроме школьных учителей, есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы:

    • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
    • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
    • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
    • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

    Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

    Жаль, что воспитательные возможности дополнительного образования до сих пор осознаются педагогами в недостаточной мере. Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях. Именно тогда педагоги постепенно начинают воспринимать занятия школьников художественным или техническим творчеством, спортом или туризмом как факторы, содействующие предметному обучению и личностному развитию детей.

    Многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем интересно, что отдых и развлечения как жизненные ценности ставятся учащимися на одно из последних мест в ранжировании.

    Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

    Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

    • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
    • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
    • обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
    • содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

    Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

    В заключение приведем несколько практических рекомендаций по организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе.

    Внедряя формы дополнительного образования в своей школе, проведите анализ по следующим направлениям

    1. Внимательно проанализируйте цели и задачи своей школы.

    2. Выявите (при помощи анкетирования) запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.

    3. Выпишите уже имеющиеся факультативные курсы и кружки для детей.

    4. Проанализируйте творческий потенциал учителей, родителей, старшеклассников.

    5. Проанализируйте материально-технические возможности школы.

    6. Изучите дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями дополнительного образования, продумайте возможные варианты совместной работы с ними.

    7. Изучите должностные обязанности педагога-организатора и педагога дополнительного образования.

    8. Изучите основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения). К их числу относятся:

    • закон РФ “Об образовании” (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5, 12.5, 26.1, 28, 35;
    • “Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей” — в редакции от 22.02.97 № 212;
    • письмо Министерства образования РФ от 13.11.2000 г. № 813/28–16 “О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях”;
    • “Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы” (приказ Минобразования России от 18.10.99 №574);
    • “Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001–2005 гг.” (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1847).

    Составив представление о социальном заказе на дополнительные образовательные услуги и о реальных возможностях школы, попытайтесь составить общую схему дополнительного образования в вашей школе. Для этого нужно ответить на следующие вопросы.

    1. Какие формы и направления дополнительного образования детей можно осуществлять непрерывно от младшего звена к старшему на базе вашей школы?

    2. Какие направления дополнительного образования можно вывести на базу специализированных учреждений?

    3. Насколько избранные формы и направления дополнительного образования способствуют реализации целей и задач школы?

    4. Как научить младших школьников свободно ориентироваться в формах и направлениях дополнительного образования?

    5. Какую допрофессиональную подготовку можно дать через дополнительное образование в соответствии с запросами обучающихся?

    6. Какие направления дополнительного образования можно реализовать с помощью учителей, приглашенных специалистов, родителей, старшеклассников?

    7. Какова исходная материально-техническая база школы? Как ее можно использовать в сфере дополнительного образования детей? За счет чего ее можно развить и усовершенствовать?

    Ответив на эти вопросы, составьте расписание работы блока дополнительного образования, увязав его с расписанием основных занятий.

    Предлагаемые действия являются лишь первым шагом на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его. Дальнейшее будет зависеть от вашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе.

    http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/sodershanie.htm

    С 1 января 2012 года вступят в силу изменения в законе «Об образовании», которые законодательно закрепляют за учениками начальных классов право обучаться в школе по месту жительства. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил соответствующие поправки в закон. Согласно изменениям в законе, со следующего учебного года школы должны в первую очередь принимать своих будущих учеников, проживающих на территории, закреплённой за школой. Во время рассмотрения поправок в закон не было точных указаний для определения территориального отношения домов к школам. В окончательном варианте данных изменений обязанности по распределению территорий между школами были закреплены за муниципальными образовательными учреждениями. Помимо этого, в их обязанности теперь входит учёт всех детей дошкольного и школьного возраста, закреплённых за школой по месту жительства.

    Новости

    Более восьми миллионов российских школьников приняли участие в ежегодной акции «Час кода», направленной на популяризацию IT среди молодежи. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе, присланном в редакцию «Ленты.ру».

    В прошлом году на ужесточение контроля за ЕГЭ по¬тратили сотни миллионов. Теперь в школах есть рамки металлоискателей, камеры и глушилки. А крыши и туалеты во многих школах страны как текли, так и текут.

    http://www.russian-vuz.ru/news/151

    В школе отказываются принять ребенка в 1 класс, говорят, что классы уже набраны. На какие нормы, документы можно ссылаться при общении с директором?

    Хочу возразить Наталье Волк. С 01 января 2012 года вступили в силу изменения Федерального закона об образовании. Там говорится о привязке учебного заведения к конкретной территории. Если ребёнок проживает на данной территории, то его просто обязаны взять в учебное заведение, закреплённое за этой территорией.

    То, о чём упомянула в своём ответе Наталья Волк, присуще детям, проживающих на территории, НЕ закреплённой за конкретным учебным заведением.

    Автор вопроса боится вступить в конфликт с руководством учебного заведения? Я вступила, обратившись за помощью к сильным мира сего.

    Мы строим дом, проживаем совершенно в другом районе. Старшую дочь взяли три года назад в школу без прописки, так как были свободные места. В этом году в эту же школу написали заявление на сына, чтобы взяли в 1 класс. Однако казали, если мест не будет, то не возьмут.

    У нас на следующий год дом в районе той школы достроится, поэтому там и хотим ребенка в школу отдать. Сейчас будем делать мне и сыну временную прописку у свекрови (ее дом находится на участке, который прикреплен к этой школе). Разговаривали с директором школы, он сказал, что документы нужно сдать до июня и если прописка будет, то они не имеют права его не зачислить в школу.

    В классе моей дочери было 28 учеников и брали и берут в течении года, если ребенок живет в этом районе и тем более если он младшего школьного возраста, чтобы не было дорог на пути у него, берут и парты дополнительно приносят со стульями.

    Одну помню маму, ей отказали, она по прописке жила не в этом районе, а тут снимали жилье, так она ходила и добилась, доказала, что тут проживает на данный момент, даже оформили документально съем квартиры для этого дела.

    На сегодня в нашей школе даже восьмых классов семь штук и по 26-27 учеников в каждом и берут еще с Украины приезжих детей, никому не отказывают.

    С этой проблемой лучше обращаться в ГОРОНО, а не в конкретную школу. Именно от ГОРОНО будет зависеть, сколько первых классов наберут в школу.

    Привилегии получают всегда те, кто прописан в том районе рядом со школой. Им они отказать не могут. Если таких желающих наберется очень много, то их возьмут в первую очередь. А остальных могут взять, если останутся места.

    Принять обязаны в любом случае. У нас в школе набирали 4 первых класса, но пришлось открыть дополнительный, так как детей много, а места уже заняты. Когда я пришла писать заявление завуч вздохнула, но документы приняла, так как отказать не имеет права. Вот тут можете почитать более подробно об этом.

    Отказать принять ребенка в первый класс нет таких прав даже у директора школы. Так как это государственное учреждение. И не вы должны бегать и просить, чтобы вашего ребенка приняли в школы — этот вопрос должен решать директор школы, и впрочем как именно будут распределяться классы.

    Да, имеют право отказать по месту жительства, если уже набор открыт был и классы укомплектованы полностью. Если вы пришли поздно. Увеличивать количество детей в классах не имеют права, там нормы по площади ребенка на человека.

    Но должны предложить альтернативные варианты.

    нет, если уже нет мест, могут и не взять. по новым нормам санпина сейчас в 1-е классы набирают строго 25 человек, делают комплектацию классов в школе. и всё. кто не успел, тот опоздал, идите в школу, где ещё есть свободные места.

    В любом случае должны принять в 1й класс по месту жительства.

    http://www.bolshoyvopros.ru/questions/93225-objazany-li-vzjat-rebenka-v-shkolu-po-mestu-zhitelstva.html