Фактический адрес проживания что это такое

Что такое адрес проживания, адрес регистрации? В чем отличие?

Адрес регистрации — это тот адрес, который записан у Вас в паспорте. Адрес проживания — фактическое место Вашего проживания, временное или постоянное. Эти адреса могу совпадать или не совпадать.

Пока еще в России разрешено быть зарегистрированным (прописанным) по одному адресу, а фактически проживать в другом месте. Но рассматривается законопроект, в котором будет запрет поселить у себя любого человека на срок более (?) без регистрации. Штрафы за нарушение предлагаются,как всегда, не детские.

в каждом паспорте гражданина Российской Федерации есть страница озаглавленная МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА, на эту страницу обязательно ставиться печать на которой указана облсть, местное РУВД и гигантскими буквами ЗАРЕГИСТРИРОВАН и дальше адрес — это есть регистрация места жительства.

если вы живете по другому адресу — у родственников, знакомых или на съемной квартире — то это фактический адрес проживания. причем это могут быть не только разные дома и улицы одного города, но и разные города, если вы не встали на временный учет (временная регистрация).

Адрес регистрации и адрес вашего фактического проживания могут быть как одним местом/домом/адресом, так и быть совершенно в разных местах.

Адресом регистрации является тот адрес, по которому вы изначально были зарегистрированы (это тот самый адрес, который записан в вашем паспорте).

Адрес проживания — это то место, тот адрес, по которому вы проживаете в данный момент (этот адрес может быть адресом проживания на постоянной основе или же временным местом проживания). После того, как вы переедете жить в другой дом, по другому адресу, тогда именно это место станет вашим адресом проживания. При этом адрес регистрации не претерпевает никаких изменений.

Адрес регистрации, это адрес который указан у вас в документе, по сути вы там и должны проживать, так как вы там зарегестрированы, то есть там числитесь

а адрес проживания — это фактический адрес, где вы пребываете в данный момент.

Все документы присылаются на адрес регистрации, так как вы можете проживать в любом месте.

Адрес регистрации — это адрес прописки. То есть тот адрес, который указан у вас в паспорте.

А адрес проживания — это фактический адрес проживания, то есть адрес места, где проживаете.

Например человек может быть прописан в одной квартире, но купить другую квартиру и проживать в ней, но прописку не менять на новое место.

Относительно данных понятий отличие на лицо.

Адрес проживания — это именно адрес того места, где вы живёте в определённый момент времени.

Адрес регистрации — это тот адрес, по которому вы прописаны, этот адрес стоит штампом в паспорте.

Адрес проживания и регистрации может совпадать, а может и нет.

Адрес регистрации — это формальный, официально подтвержденный адрес. Он указан у вас в паспорте.

А адрес проживания — это то место, где вы постоянно проживаете. Его необязательно указывать при оформлении всяких документов и в госслужбах, если вы прописаны — достаточно указать адрес регистрации.

Адрес проживания и адрес регистрации, как может быть одинаковым, так может быть и разным. В чем отличие? Отличие в том, что человек может иметь в паспорте отметку о регистрации, а адрес проживания у него совсем другой. То есть живет в одном месте, а прописан в другом.

Допустим у меня в квартире зарегистрирован студент из другого города в квартире- это его адрес регистрации, а проживает он с девушкой на съёмной квартире- это адрес места проживания. Из военкомата ему звонят на мой домашний телефон.

Адрес регистрации — это адрес, который на второй страничке паспорта, там штамп еще стоит. То есть по-народному это прописка.

Адрес проживания — это место, где человек живет несмотря на то,что указано в паспорте.

Адрес проживания- это реальность, в которой Вы живете. Адрес регистрации- это факт,отмеченный в Вашем паспорте, но не более.

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/291868-chto-takoe-adres-prozhivanija-adres-registracii-v-chem-otlichie.html

Соотнесение понятий

Действующее законодательство не содержит запрета на одновременное наличие у организации юридического и фактического адресов и даже не содержит этих терминов. Несмотря на это, и тот и другой активно используются в правоприменительной практике. Термин "юридический адрес" употребляется в качестве аналога термина "место нахождения юридического лица", под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Этот адрес указывается в уставе организации.

А по фактическому адресу (фактическое место нахождения), который может отличаться от юридического, реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица.

Есть еще и почтовый адрес, который также может не совпадать с юридическим и фактическим адресами организации.

Возможность регистрации организации по месту жительства физического лица

Достаточно часто в учредительных документах в качестве юридического адреса указывается место проживания руководителя организации. Обычно это бывает, когда организацию учреждает единственный участник, становящийся одновременно ее руководителем. В настоящее время сложилась достаточно устойчивая правоприменительная практика, подтверждающая законность подобной регистрации. Минфин в Письме от 03.12.2008 N 03-01-11/5-159 указал на то, что законодательство не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. В обоснование этого финансисты сослались на следующее. В соответствии со ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ юридические лица могут использовать жилые помещения только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Однако согласно нормам ЖК РФ (в частности, ст. 17) использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами допускается, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Норма ЖК РФ по отношению к норме ГК РФ является специальной и поэтому имеет приоритет.

В качестве юридического адреса организации в учредительных документах может быть указано место проживания ее руководителя.

Кроме этого, Минфин привел и сложившуюся судебную практику — Постановление ФАС ВСО от 14.06.2007 N А33-18496/06-Ф02-3367/07. В нем судом было признано незаконным решение регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации организации по месту постоянной регистрации его руководителя. Поддержал подобную практику и ВАС РФ, указавший в Определении от 07.09.2007 N 10816/07 на то, что регистрация общества по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа не противоречит законодательству.

Руководитель организации вправе трудиться по месту своего проживания, но не имеет права использовать свое жилое помещение в качестве офиса или производственного помещения, в котором будут созданы рабочие места для иных лиц. Подобная деятельность будет противоречить Правилам пользования жилыми помещениями. При переводе жилого помещения в нежилое также следует учитывать ограничения, которые накладывает действующее правовое регулирование в части использования нежилых помещений, расположенных в жилых зданиях.

В остальных случаях при регистрации организации по адресу места жительства физического лица есть все шансы получить отказ в госрегистрации. Так, в Определении от 13.02.2009 N 1002/09 ВАС РФ признал правомерным отказ налогового органа в регистрации юридического лица на основании того, что заявителем при подаче документов для регистрации ООО в качестве местонахождения юридического лица указано жилое помещение, права на которое заявителю не принадлежат. Это, по мнению ВАС РФ, в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ должно расцениваться как непредставление необходимых для государственной регистрации документов.

Смена адреса фактического адреса

При смене фактического адреса организация должна уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета. Форма и порядок уведомления зависят от способа, который организация изберет для документального оформления смены своего адреса. Вот основные из них:

1) уведомить налоговый орган об изменении фактического места нахождения (почтового адреса);

2) внести изменения в устав организации в части места нахождения;

3) встать на учет в налоговом органе по месту фактического нахождения организации как по месту нахождения обособленного подразделения.

Рассмотрим эти варианты более подробно.

В случае, когда организация меняет адрес в пределах района, подведомственного одной ИФНС, проще всего уведомить налоговый орган об изменении фактического места нахождения (почтового адреса). Подобное уведомление можно отправить в виде письма произвольной формы, так как специальной формы подобного уведомления не существует.

В случае, когда налоговый орган предъявляет серьезные претензии к организации, имеющей различные фактический и юридический адреса, целесообразнее, скорее всего, будет внести изменения в устав организации в части места нахождения. Для этого необходимо подать в налоговый орган заявление о внесении этих изменений в ЕГРЮЛ.

При переходе из одной ИФНС в другую по причине смены юридического адреса, как правило, осуществляется выездная налоговая проверка.

Следующий вариант — встать на учет в налоговом органе по месту фактического нахождения организации как по месту нахождения ее обособленного подразделения. Для этого нужно:

1) письменно сообщить о создании обособленного подразделения в налоговый орган по месту своего нахождения — пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3);

2) подать в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявление о постановке на учет, если организация не состоит на учете в этом налоговом органе по иным основаниям, — п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ (форма N 1-2-Учет);

3) направить в ИФНС по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленного подразделения письма о том, что почтовый адрес организации находится по месту нахождения обособленного подразделения.

Недостатком данного варианта является то, что по месту нахождения обособленного подразделения необходимо сдавать налоговую отчетность по ряду налогов.

Если указанные варианты по каким-либо причинам не подходят организации, то следует как минимум принять меры по своевременному получению корреспонденции, направляемой на юридический адрес предприятия. Для этого нужно договориться с отделением почтовой связи, обслуживающим юридический адрес, о пересылке корреспонденции организации по ее фактическому месту нахождения или информировании организации о ее поступлении.

Но данный способ, по нашему мнению, подходит, скорее всего, как временная мера. Ведь в случае задержки в получении корреспонденции или ее возврата отправителю последствия могут быть весьма серьезными, особенно если эта корреспонденция направлена из суда или налогового органа.

О смене фактического адреса следует уведомить не только контролирующие органы, но и своих контрагентов.

Что касается сроков информирования налогового органа об изменении фактического места нахождения, то это зависит от способа, который организация изберет для документального оформления смены своего адреса. При уведомлении налогового органа об изменении фактического места нахождения (почтового адреса), а также в случае внесения изменений в устав организации в части места нахождения это можно сделать в любое время с момента изменения адреса. В действующем законодательстве не установлены сроки совершения указанных действий. А вот при постановке на учет в налоговом органе по месту фактического нахождения организации и обособленного подразделения предусмотрен месячный срок информирования налоговых органов.

Юридические адреса массовой регистрации юридических лиц

В некоторых случаях участникам организации приходится регистрировать ее по так называемому адресу массовой регистрации юрлиц. Такое бывает, например, если:

— участники организации еще не знают, где она будет располагаться;

— организация регистрируется заранее, до начала некого сезонного вида деятельности;

— приобретается готовая "нулевая" организация и в некоторых других случаях.

Регистрация организации по адресу массовой регистрации юрлиц чревата серьезными последствиями. В подобном случае возможен отказ в регистрации. Кроме того, в суде даже проведенная госрегистрация может быть признана недействительной. Так, арбитры ФАС ЗСО в Постановлении от 27.04.2009 N Ф04-1868/2009(3446-А46-26), признавая недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы в связи с изменением места нахождения организации, указали, что новый адрес ее места нахождения оказался квартирой, проживающие в которой не слышали об организации, зарегистрированной по их адресу, и не давали согласия на подобную регистрацию. Примечательно, как суд обосновал свое решение.

Согласно ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом. Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (ст. ст. 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип ее достоверности (ст. 3 данного Закона).

В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подтверждается достоверность представленных сведений, а в ст. 25 этого же Закона предусмотрена ответственность за представление недостоверных сведений.

Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.

И хотя ВАС в Определении от 26.02.2009 N 1603/09 по другому делу указал на невозможность признания недействительной госрегистрации организации по иску одного налогового органа к другому в случае недостоверности адресных данных, Постановление от 27.04.2009 N Ф04-1868/2009(3446-А46-26) остается одним из наиболее мотивированных по данному вопросу.

Но бывают случаи, когда суды принимают сторону налогоплательщика. Так, ФАС ВСО (Постановление от 18.06.2009 N А19-13375/08) посчитал неубедительными доводы регистрирующего органа о том, что:

— указанный в заявлении в качестве адреса местонахождения юридического лица адрес является архивным помещением другого юридического лица и местом массовой регистрации;

— при осмотре названного помещения сотрудниками налоговой инспекции установлен факт ненахождения заявителя по указанному юридическому адресу.

Арбитры отметили, что организация-заявитель представила полный перечень документов для регистрации юридического лица, о чем свидетельствует расписка в получении документов, выданная регистрирующим органом. Федеральный закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих право (обязанность) налоговых органов на проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица, как не содержит в качестве основания для отказа в регистрации указание заявителем адреса массовой регистрации. В результате суд решил, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа организации в государственной регистрации.

Судьи этого же округа в Постановлении от 08.08.2008 N А19-15892/07-Ф02-3742/08 заметили, что действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию нескольких юридических лиц по одному адресу, поэтому совпадение указанного в заявлении о государственной регистрации адреса места нахождения юридического лица с адресом места регистрации иных юридических лиц не свидетельствует о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства. Арбитры отклонили и ссылку налогового органа на то, что указанный в заявлении адрес места жительства участника общества г-на А. не является адресом постоянно действующего исполнительного органа, поскольку предполагаемый директор ООО г-н К. по данному адресу не проживает. На наш взгляд, подобные судебные акты не противоречат сложившейся арбитражной практике. Они, наоборот, ее подтверждают, свидетельствуя о том, что для отказа в государственной регистрации налоговый орган должен не предполагать, а точно знать, что регистрируемая организация не находится по заявленному адресу.

Иные проблемы организаций с отличающимися адресами

Организации, у которых различаются юридический и фактический адреса, могут столкнуться с целым рядом других проблем в результате всевозможных претензий налоговых органов. Мы уже говорили о том, что налоговые органы не вправе обращаться в суд с исками о признании недействительной госрегистрации юридических лиц. Также налоговые органы не могут:

— ликвидировать фирму в принудительном порядке;

— обязать организацию представить документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения;

— привлечь предприятие к ответственности за установку ККТ по адресу, отличному от указанного в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники.

Минфин в Письме от 11.08.2009 N 03-01-15/8-407 сообщил: поскольку представление при регистрации ККТ договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности на помещение не предусмотрено, требование о представлении таких документов и отказ в регистрации ККТ в случае их непредставления неправомерны.

Вместе с тем налоговые органы могут привлечь к ответственности по ст. 116 НК РФ за несообщение об открытии филиала организацию, юридический адрес которой зарегистрирован по месту жительства ее руководителя.

При несовпадении адресов налоговики, сославшись на п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, могут попытаться наложить на руководителя организации административный штраф за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в налоговый орган в размере 5000 руб. Однако, поскольку срок представления сведений не установлен, организация может избежать уплаты штрафа. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 16.08.2007 N 09АП-10770/2007-АК подчеркнул: в силу прямого указания закона, а именно гл. VI Федерального закона N 129-ФЗ, установлен специальный порядок регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы, где законодатель не предусмотрел сроки представления таких сведений в регистрирующий орган. Следовательно, регистрирующие (налоговые) органы не вправе применять к должностным лицам организаций административную ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ в части несвоевременного представления сведений о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Нельзя оштрафовать предприятие и на основании п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, предусматривающего ответственность за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет). Дело в том, что в случае, когда уже после государственной регистрации организация меняет адрес своего места нахождения, данная норма неприменима, так как представленные сведения изначально были достоверными, но изменились впоследствии.

Кроме того, возможен и целый ряд незаконных действий со стороны ИФНС в отношении таких организаций по отказу в возврате переплат по налогам (налоговых вычетов по НДС), блокировке расчетных счетов и т.д.

Налоговые проблемы

Наиболее серьезной налоговой проблемой, связанной с наличием у предприятия двух адресов, является отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС (реже — в признании расходов для целей налогообложения) покупателями таких организаций-продавцов. В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть обозначены адреса покупателя и продавца. При этом налоговое законодательство не раскрывает, какой адрес должен быть отражен в счете-фактуре — юридический или фактический. Правила ведения книг покупок и продаж указывают на необходимость отражения в счете-фактуре юридического адреса. Что же касается правоприменительной практики, то она весьма разнородна.

Преобладающим является буквальное толкование положений Правил ведения книг покупок и продаж. О необходимости указания в счетах-фактурах юридического адреса говорят Минфин, ФНС и УФНС по г. Москве.

Арбитры в большинстве случаев подтверждают подобный подход, считая, что указание в счете-фактуре только юридического адреса, по которому организация фактически не находится, не является нарушением. Однако имеются и отрицательные судебные решения по данному вопросу.

Относительно возможности указания в счете-фактуре только фактического адреса организации судебная практика также противоречива. Так, в Постановлении от 17.04.2007 N А19-20355/06-15-Ф02-1625/07 ФАС ВСО сделал вывод о том, что отражение в счете-фактуре фактического адреса (не соответствующего юридическому) является нарушением правил его оформления, предусмотренных ст. 169 НК РФ. Есть и противоположные решения. В частности, ФАС УО в Постановлении от 19.11.2007 N Ф09-9418/07-С2 пришел к выводу, что указание в счете-фактуре фактического адреса, по которому осуществляется хозяйственная деятельность, не является нарушением, даже если фактический и юридический адреса не совпадают.

И все же в последних судебных актах ВАС РФ подтверждает правомерность указания в счетах-фактурах как юридического, так и фактического адресов. Например, в Определении от 26.03.2009 N ВАС-3333/09 ВАС признал не противоречащим действующему законодательству вывод нижестоящих судов о правомерности налогового вычета по счетам-фактурам, в которых указан адрес поставщика, соответствующий его месту нахождения по выписке из ЕГРЮЛ. А в Определении от 09.07.2009 N ВАС-8595/09 высшие арбитры подтвердили право на налоговый вычет по счетам-фактурам, содержащим лишь фактический адрес поставщика, исходя из того, что положения п. 5 ст. 169 НК РФ не определяют, какой именно адрес (юридический или фактический) следует указывать в счете-фактуре.

Однако, несмотря на мнение ВАС РФ, не нужно надеяться, что правоприменительная практика в один день станет единообразной. В этой ситуации наиболее оправданным будет отражение в счетах-фактурах как юридического, так и фактического адресов. В подобном случае ни продавца, ни покупателя невозможно в чем-либо обвинить. Разве что в противоречии подобного решения позиции Минфина, изложенной в Письме от 07.08.2006 N 03-04-09/15. В нем Минфин указал на возможность отражения в счетах-фактурах двух адресов (фактического и юридического) лишь в случае, если оба этих адреса отражены в учредительных документах организации. Но этого не стоит бояться, поскольку указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (например, данных доверенности лица, подписавшего счет-фактуру) не противоречит требованиям НК РФ и, как правило, приветствуется налоговыми органами.

http://www.mosuruslugi.ru/articles/23/

Что такое место жительства

Каждый дееспособный гражданин РФ выбирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями и статьей 27 Конституцией РФ. Статьей 150 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК) установлено, что право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом.

В российских правовых актах под местом жительства понимается:

место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ);

жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (статья 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее — Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1);

является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац 2 пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, далее – Правила регистрации).

Таким образом, при характеристике понятия "место жительства" законодатель выделяет три элемента, в соответствии с которыми место нахождения гражданина может быть признано местом жительства:

статус помещения (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов), а также иное жилое помещение);

период проживания: постоянно или преимущественно (временно);

основания проживания (например, в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды и т.д.).

При этом постоянное проживание не означает длительное проживание в качестве одного из обязательных условий. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте.

Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т. е. определенное самим законом, место жительства:

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК).

Местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.

Регистрация по месту жительства

Сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак — регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации. Документами, подтверждающими адрес места жительства гражданина РФ, являются документы, удостоверяющие личность физического лица (паспорт или иной документ).

Обычно правоприменители исходят из предложения, что гражданин имеет регистрацию по месту его фактического проживания. Регистрация является предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, основным доказательством места жительства гражданина является его регистрация. Однако отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрации.

Правилами регистрации предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Регистрация граждан РФ по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах (пункт 18 Правил регистрации). Гражданам РФ, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. К числу таких документов согласно п. 5 Правил регистрации относятся свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) и паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ).

Сроки регистрации

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны зарегистрироваться по такому месту пребывания по истечении указанного срока.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не зарегистрироваться по новому месту жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Практическое значение места жительства

Точное определение места жительства имеет существенное значение для охраны прав и интересов граждан и обеспечения государственных интересов.

Необходимость знать точное место жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов правового характера, исполнении гражданами своих прав и обязанностей, включая гражданское, семейное, административное и процессуальное. Отсутствие регистрации по месту жительства препятствует реализации ряда основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией Российской Федерации, в частности права:

на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

свободно и в полном объеме пользоваться и распоряжаться имуществом, свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства;

на социальное обеспечение, получение медицинской помощи, дошкольного и школьного образования;

определения места жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, и граждан, находящихся под опекой;

регистрации актов гражданского состояния;

принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов;

состоять на учете налогоплательщика — физического лица;

обращения в судебные органы и участия в гражданском процессе, а также в исполнительном производстве;

на получение официальных вызовов, извещений, уведомлений, в том числе судебных повесток;

на принятие наследства, т.к. местом открытия наследства признается последнее постоянное место жительства наследодателя.

Место пребывания

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина

Место пребывания – это то место, где вы живете временно, регистрироваться по месту пребывания необходимо спустя 90 дней со дня прибытия (п. 9 Правил регистрации).

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

При этом гражданин, вправе зарегистрироваться по месту пребывания и до истечения 90-дневного срока.

Снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

изменения места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства или о снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;

осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;

признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.

О порядке подачи заявления о регистрации по месту пребывания по почте

При направлении в орган регистрационного учета почтовым отправлением заявления о регистрации по месту пребывания по форме № 1ПР, подписанного заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, гражданин одновременно направляет копию документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариально либо должностным лицом, ответственным за регистрацию.

Одновременно с указанными документами направляется адресный листок прибытия по форме № 2 и статистический листок прибытия по форме № 12П (заполняется при регистрации на срок от 9 месяцев и выше).

В случае волеизъявления гражданина оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания выдается ему на руки в приемные дни непосредственно в подразделении, либо направляется органом регистрационного учета почтовым отправлением по адресу жилого помещения, указанному гражданином в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Собственнику (нанимателю) направляется письменное уведомление об оформленной регистрации по месту пребывания в его жилом помещении гражданина.

Статья написана и размещена 7 ноября 2012 года. Дополнена — 29.08.2014

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

http://www.advocatshmelev.narod.ru/mesto_zhitelstva_i_mesto_prebyvaniya.html