Что такое гражданский брак по семейному кодексу

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 1995 г., 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 г., 23 декабря 2010 г., 4 мая, 30 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 20 апреля, 13 июля, 28 ноября, 29, 30 декабря 2015 г., 28 марта, 1 мая 2017 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к СК РФ

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Семейное законодательство

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 СК РФ

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

ГАРАНТ:

Положение о признании правовой силы только за браком, государственная регистрация заключения которого осуществлена в органах записи актов гражданского состояния, не применяется к бракам граждан РФ, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ статья 2 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 СК РФ

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 СК РФ

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Статья 4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 СК РФ

К названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 СК РФ

В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 СК РФ

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/10105807/1/#block_2

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

Комментарий к статье 1

1. Семейный кодекс открывается провозглашением государственного интереса в семейных отношениях и делах. Законодатель в этих целях избирает термин "под защитой государства". Эта формулировка не только определяет неизменный публичный интерес в этой сфере, но и устанавливает своего рода круг и "уровень" семейных отношений, на которые этот интерес может распространяться.

2. Основные начала семейного законодательства — это основополагающие идеи (базовые принципы), определяющие задачи и политику законодательного регулирования семейных отношений. Основные начала определяются Кодексом с учетом социальной значимости семьи и семейных отношений, а также нравственных ценностей, культурных традиций, необходимых условий благополучия граждан в социальном государстве.

Основные начала (как и принципы):

— определяют дальнейшее развитие семейного законодательства;

— способствуют верному толкованию норм семейного права;

— являются основой правильного применения семейных норм.

3. Принципы семейно-правового регулирования (п. 3 ст. 1) также непосредственно связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основные права и свободы граждан, устанавливающими основы конституционного строя, гарантирующими государственную защиту и поддержку семьи, материнства, отцовства, детства.

Определяя цели семейно-правового регулирования, законодатель отдает приоритет укреплению семьи на основе таких человеческих ценностей, как взаимная любовь, уважение, взаимопомощь, ответственность перед семьей всех ее членов, и категорически утверждает недопустимость произвольного (не основанного на законе) вмешательства в дела семьи. Целью семейно-правового регулирования является также обеспечение членам семьи возможности активной защиты своих прав, полноценного правопользования.

4. К принципам семейного права относится и юридическое признание только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния, которое соответствует таким целям семейно-правового регулирования, как укрепление семьи, ответственность перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Заключение брака в установленном законом порядке имеет своим результатом возникновение у супругов не только обязанностей, но и прав, находящихся под защитой государства и дающих дополнительные социальные гарантии.

С юридических позиций с первого взгляда представляется небесспорным включение в законодательную материю в качестве основных начал морально-этических общечеловеческих "ориентиров" — построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Вместе с тем такие начала семейного законодательства играют существенную роль в создании особой "юридической атмосферы" семейного права, незримо участвуют практически во всех разделах Кодекса.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо давать себе отчет в том, что перевести на юридический язык такие понятия, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся.

5. Основные начала и принципы семейного законодательства влияют и на другие отрасли права. Например, в жилищном праве РФ изменен такой подход к применению ст. 31 ЖК РФ, при котором дети собственника жилья признавались бывшими членами его семьи (если после развода родителей их постоянное место жительства определено с бывшим супругом собственника жилья) и, следовательно, утрачивали право пользования данным жильем. Согласно новому подходу ребенок в этих обстоятельствах сохраняет право пользования жильем его родителя. Очевидно, что такие изменения имеют в своей основе не только предусмотренные Конституцией РФ права ребенка, но и такой принцип семейного права, как "приоритет семейного воспитания детей, заботы об их воспитании и развитии, обеспечении приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи".

6. Завершающий пункт комментируемой статьи не только определяет общий высокий юридический статус всех семейных прав, но и формулирует конкретный запрет на ограничение вступления в брак по расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Присутствие этой конкретной нормы — запрета в статье, определяющей высокие основные начала и принципы всей отрасли, не случайно. В России исторически в течение многих столетий законами и религиозными постулатами запрещались браки между лицами определенной национальности или вероисповедания.

Российским подданным православного и римско-католического исповеданий брак с лицами иноверных исповеданий, а протестантского — брак с ламаитами и язычниками вовсе запрещается.

Свод законов гражданских

Российской империи, 1827 г.

Вместе с тем Кодекс допускает в качестве исключения определенные ограничения семейных прав. Такие ограничения могут устанавливаться только законом и в ряде случаев имеют своей целью предотвращение злоупотребления правом. Например, согласно ч. 3 п. 1 ст. 63 СК РФ "родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми иными лицами", но в п. 1 ст. 65 СК РФ содержится запрет на злоупотребление этим правом.

В целях поощрения граждан за большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей недавно учрежден орден "Родительская слава". Им награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния, либо в случае неполной семьи один из родителей (усыновителей), которые воспитывают и (или) воспитали четверых и более детей — граждан РФ, образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни, обеспечивают надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное воспитание их личности, подают пример в укреплении семьи и воспитании детей. Установлено, что одному из награжденных родителей (усыновителей) выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 тыс. рублей (Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. N 775 "Об учреждении ордена "Родительская слава" // Российская газета. 2008. 4 июня).

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Комментарий к статье 2

1. Предмет семейного права определяет круг общественных отношений, которые регулируются нормами семейного законодательства. В упрощенном виде предмет — то, что регулируется данной отраслью.

Предмет семейно-правового регулирования — это особая область общественных отношений, складывающихся на основе брака, родства, усыновления, а также в результате возникновения предусмотренных семейным законодательством социальных связей, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан, лишенных в силу жизненных обстоятельств семейной поддержки (опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья).

Семейные отношения — особые общественные связи, которые существенно отличаются от иных личных неимущественных и имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Семейные отношения образуют особый самостоятельный предмет правового регулирования.

2. Регулируемые семейным правом отношения (предмет) традиционно подразделяются на:

а) личные неимущественные отношения (отношения по поводу заключения и расторжения брака, выбора фамилии, воспитания детей и др.);

б) имущественные отношения (отношения между супругами по поводу общего и раздельного имущества, алиментные обязательства и др.).

Семейно-правовое регулирование личных неимущественных отношений ограничивается установлением условий и порядка юридического оформления данных отношений и определением самых общих социально значимых характеристик должного поведения участников данных отношений. Семейное законодательство РФ максимально освобождает граждан от какого-либо вмешательства в глубоко личные, интимные стороны брачно-семейных отношений.

3. Все отношения (и личные, и имущественные), составляющие предмет семейного права, называют отношениями семейными, отношениями в семье. Понятие "семья" является базисным в семейном праве, часто встречается в СК РФ, используется и в других отраслях российского законодательства. Однако определение данного понятия законодательно не закреплено.

В теории семейного права наиболее признанным является определение: семья — это круг лиц, объединенных взаимными личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства и принятия детей на воспитание в предусмотренных законом формах (опека, попечительство, усыновление, приемная семья и т.д.). Иные определения семьи в той или иной степени оперируют одними понятиями.

"Общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством".

"Определенная совокупность (общность, группа) людей, по общему правилу родственников, основанная на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующая естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода".

4. В Российской Федерации семья не является субъектом семейного права. Субъектами семейного права являются только члены семьи. В семейном праве РФ к членам семьи относятся только граждане, прямо перечисленные в Семейном кодексе, — супруги, родители, дети, родные братья и сестры, бабушки, дедушки, внуки, приемные родители, фактические воспитатели и фактические воспитанники.

В соответствии с нормами семейного и жилищного законодательства братья могут быть признаны членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство. Согласно п. 4 ст. 1 СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Установлено, что П. — родные братья, проживают совместно и ведут общее хозяйство, и в силу этого признаются членами семьи (Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 1998 г.).

5. За "пределами" семейного права законодатель определяет семью иначе и причисляет к членам семьи и субъектов на иных основаниях, нежели это определено в Семейном кодексе.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации": "Семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство".

ЖК РФ к членам семьи могут быть отнесены граждане, вселенные нанимателем или собственником жилья в качестве членов семьи и ведущие с ним общее хозяйство (это могут быть, например, бывший супруг или дальние родственники).

Рассматриваемое понятие семьи — это как раз тот случай, когда законодатель, отказываясь от определения этого понятия, проявляет известную дальновидность и взвешенность. Поскольку суть этого многогранного и глубокого, по сути, неправового явления только обеднеет даже от законодательного определения.

. Выявление в процессе абстрактного толкования нормативного содержания понятия "семья", наполняемого, в зависимости от целей правового регулирования, различным юридическим содержанием, потребовало бы согласования федеральных законов в части, содержащей разные основания для установления круга лиц, составляющих семью. Что, поскольку это требует создания новой нормы, является исключительной компетенцией законодателя (Определение КС РФ от 05.07.2001 N 135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Костромской областной Думы о толковании понятия "семья", содержащегося в статье 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации").

6. Семейные отношения, урегулированные семейным законодательством в соответствии с современной отечественной теорией права, являются семейными правоотношениями. В литературе выделяются следующие основные признаки семейных правоотношений:

а) субъектами выступают только граждане;

б) по общему правилу носят длящийся характер;

в) являются лично-доверительными.

7. Не может не обратить внимание значительное число процессуальных правил, предусмотренных Семейным кодексом. Судопроизводство не входит в предмет семейного регулирования. Присутствие же в Кодексе процедурных норм опять-таки связано с семьей и семейными отношениями — предметом семейного права. Специфика семейных отношений требует специальных правил разрешения семейных споров. Гражданское процессуальное законодательство, преимущественно "настроенное" на рассмотрение имущественных и административных споров, по сути, дополняется специальными процедурами, "размещенными" в материально-правовом Семейном кодексе.

Семейное право, как известно, относится к числу материальных. Соответственно Семейный кодекс Российской Федерации. считается преимущественно материально-правовым нормативным актом. Однако традиционно в Семейный кодекс включены и разнообразные процессуальные правила разбирательства семейных дел, причем по сравнению с прежним семейным законодательством их объем увеличился.

Процессуальные нормы в Семейном кодексе, как и прежде, не составляют специального раздела, а содержатся практически во всех главах этого Кодекса и рассчитаны на применение при разбирательстве конкретных категорий семейных дел.

8. Семейное право, как и любая иная отрасль, определяется таковой не только предметом, но и методом семейно-правового регулирования. Метод семейного права — совокупность юридических способов и средств регулирования семейных отношений, другими словами — как регулируются отношения брака и семьи.

Метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний — императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие. Вследствие этого семейно-правовой метод может быть обозначен как дозволительно-императивный.

По переписи 2002 г. все население России — 147 млн. человек, в том числе: мужчины (16 — 59 лет) — 44,8 млн.; женщины (16 — 54 года) — 44,1 млн. Состоят в браке 67,9 млн. человек, из них: мужчины — 33,9 млн., женщины — 34 млн.

Из населения в возрасте 16 лет и более никогда не состояли в браке: мужчины — 13,6 млн.; женщины — 11,3 млн. (итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.).

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья определяет источники семейного права.

Источники права — это формы выражения правовых норм.

Источники семейного права — это законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права. Семейное законодательство (в широком смысле) — это вся система признанных государством источников, содержащих нормы семейного права, действующих в Российской Федерации.

2. Семейное законодательство, в отличие от законодательства гражданского, включает не только федеральные законы, но и законы субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (тогда как гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ).

Кроме законов и подзаконных актов к источникам семейного права также относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

3. Компетенция субъектов РФ по регулированию семейных отношений распространяется на две группы вопросов.

Первая — это вопросы, отнесенные непосредственно СК РФ к ведению субъектов РФ, в частности:

а) порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет (ч. 2 п. 2 ст. 13);

б) вопрос о возможности присоединения к своей фамилии фамилии другого супруга (п. 1 ст. 32);

в) вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121);

г) порядок и размер ежемесячно выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание ребенка денежных средств (ч. 2 п. 5 ст. 150) и др.

Вторая — это вопросы семейных отношений, непосредственно СК РФ не урегулированные, например принятие мер, направленных на обеспечение участникам семейных отношений беспрепятственного правопользования.

Законы субъектов РФ не должны противоречить СК РФ. При наличии противоречий между законом субъекта и федеральным законом применяется федеральный закон (Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия").

4. Система семейного права (как и права гражданского) соответствует структуре Кодекса и включает в себя Общую и Специальные части.

Статья 4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства

Комментарий к статье 4

Комментируемая статья содержит общее правило применения гражданского законодательства к семейным отношениям. Следует иметь в виду, что кроме этого общего правила Семейный кодекс содержит значительное число норм (ст. 9, 30, 100, 145 и др.), прямо отсылающих к Гражданскому кодексу РФ.

Новый Кодекс допускает практически неограниченное применение гражданского законодательства к семейным отношениям, когда оно не противоречит их существу. Основанием для такого применения является отсутствие норм семейного законодательства, регулирующих отношения между членами семьи, и наличие норм гражданского законодательства, регулирующих данные отношения.

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии

Комментарий к статье 5

1. Комментируемая статья также носит гражданско-правовой характер. Под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения. Другими словами, применение закона по аналогии возможно при отсутствии правовых норм, прямо регулирующих определенные отношения.

Так, в силу ст. 46 СК супруг обязан уведомлять своих кредиторов о заключении, изменении и расторжении брачного договора. При невыполнении этой обязанности супруг отвечает перед кредиторами независимо от содержания брачного договора (что создает определенные гарантии для соблюдения имущественных прав кредитора). Однако в п. 2 ст. 38 СК установлена возможность заключения соглашения о разделе имущества супругами, посредством которого все свое имущество, так же как и по брачному договору, можно передать в собственность супруга, не являющегося должником. При этом в законе не содержится требования при заключении этого соглашения ставить в известность кредитора (что создает возможность нарушения имущественных прав кредитора, поскольку к моменту предъявления кредитором иска в суд в собственности супруга-должника просто может не оказаться имущества, которым он мог бы рассчитаться с кредитором). В судебной практике известны случаи применения в подобных ситуациях ст. 46 СК РФ (по аналогии закона).

2. В случае отсутствия норм семейного и гражданского права, регулирующих сходные отношения, которые возможно было бы применить в определенной ситуации по аналогии закона, права и обязанности членов семьи могут быть определены по аналогии права, т.е. исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права, а также из принципов гуманности, разумности и справедливости.

Таким образом, аналогия права применяется только при невозможности прибегнуть к аналогии закона.

3. Принципиальное значение этой статьи заключается в том, что суд не вправе отказать в правосудии, сославшись на отсутствие конкретного законоположения, что, несомненно, способствует претворению в жизнь принципа судебной защиты членами семьи своих прав, закрепленного в ст. 1 СК РФ.

Аналогия права означает определение прав и обязанностей участников семейных отношений исходя из общих начал и смысла семейного законодательства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений. Смысл семейного законодательства вряд ли можно определить одной фразой, он может быть обнаружен лишь в результате анализа всех семейно-правовых норм.

Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права

Комментарий к статье 6

Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").

http://www.mosuruslugi.ru/articles/259/

В России в последнее время все большее распространение получают брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан, что является прямым следствием демократизации нашего общества. Естественно, в данных обстоятельствах возникает множество вопросов о применении законодательства при регулировании таких отношений.

Следует отметить тот факт, что до недавнего времени подавляющее большинство действовавших нормативно-правовых актов, относящихся к браку и семье (и в первую очередь Семейный Кодекс, утв. ВС РСФСР 30.07.69 в ред. от 07.03.95) , являлись устаревшими и, следовательно, не могли без доработки должным образом реагировать на изменения общественной жизни. Однако, с принятием нового Семейного Кодекса РФ от 29 декабря 1995г.

сделан большой шаг в сторону приведения российского брачно-семейного законодательства в соответствие с мировыми стандартами.

Рассмотрим, как же действующие законы регулируют брачно-семейные отношения на территории России с участием иностранных граждан.

Согласно ст. 156 и 160 Кодекса о браке и семье РФ, форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ; расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории РФ также производится в соответствии с российским законодательством. Однако условия заключения брака (брачный возраст и. т.п.) определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством того государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака (п. 2 ст. 156) ;исключение составляют лица, имеющие иностранное гражданство наряду с гражданством РФ (по отношению к ним применяется законодательство РФ) , а также лица гражданства нескольких иностранных государств, которые выбирают законодательство одного из соответствующих государств. Вместе с этим, на всех без исключения иностранных граждан, равно, как и на граждан России, распространяются ограничения, касающиеся обстоятельств, препятствующих заключению брака, которые сформулированы в ст. 14 Кодекса о браке и семье РФ. Браки между иностранными гражданами, заключенные в России в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в России, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула.

"Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР" вводит следующие требования в отношении граждан иностранных государств.

При подаче заявления иностранный гражданин, постоянно проживающий в России, предъявляет в орган загса наряду с действительным заграничным паспортом вид на жительство в России. Иностранный гражданин, временно пребывающий в России, предъявляет в орган загса действительный заграничный паспорт или заменяющий его документ, зарегистрированный в органе внутренних дел. Наряду с предъявлением заграничного паспорта (документа, удостоверяющего личность) , иностранный гражданин должен представить в орган загса перевод его текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства) , министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом.

В связи с тем, что в соответствии со ст. 10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке, иностранный гражданин при подаче заявления о вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении России или в Консульском управлении МИД России, если иное не вытекает из международных договоров. Справка должна быть составлена на русском языке или к ней прилагается перевод текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства) , министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. В справке полностью указываются фамилия, имя, отчество иностранного гражданина. Если в паспорте иностранного гражданина отчество не указано, оно не указывается и в документах для регистрации брака. Справка действительна в течение трех месяцев со дня ее выдачи. Этот срок исчисляется на день подачи заявления о вступлении в брак.

Согласно ст. 3.30. Инструкции, лица, состоявшие ранее в зарегистри — 4 рованном браке, должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Для гражданина России, расторгнувшего брак за границей, а также иностранного гражданина таким документом может быть решение суда о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо другой документ, подтверждающий прекращение прежнего брака, выданный компетентным органом и соответствующим образом легализованный, если иное не вытекает из международных договоров.

Решение иностранного суда либо другой документ, подтверждающий прекращение брака, должно быть представлено вместе с переводом текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульским учреждением России за границей, консульством (посольством) государства, гражданином которого является иностранный гражданин (страны постоянного проживания лица без гражданства) , министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. Это правило относится и к тем случаям, когда в соответствии с международными договорами такие документы считаются действительными на территории России.

В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин. В том случае, когда законодательство требует получения от компетентного органа специального разрешения на брак с иностранцем, а иностранный гражданин такого разрешения не имеет, орган загса при приема заявления должен разъяснить вступающим в брак, и в первую очередь российскому гражданину (гражданке) , что их брак может быть признан недействительным в стране, гражданином которой является иностранный гражданин, со всеми вытекающими из этого последствиями. Если, несмотря на такие разъяснения, заявители настаивают на регистрации брака, этот брак регистрируется, а в записи акта о заключении брака делается отметка о том, что лица, вступающие в брак, ознакомлены с действующими в соответствующем государстве порядком и условиями вступления в брак с иностранцами.

Что же касается расторжения брака с участием иностранных граждан на территории России, то, как уже было отмечено выше, в этом случае процедура производится в соответствии с законодательством РФ (ст. 160 Семейного кодекса) . На этот счет в законе нет каких-то особых указаний. В Постановлении Совмина СССР "Об утверждении основных положений, определяющих порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг" от 10.12.76. говорится, что "внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса СССР, производится на общих основаниях" (п. 14) а также "аннулирование записей актов гражданского состояния иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса СССР, производится на общих основаниях" (п. 39) ". Таким образом, в случае расторжения брака на территории РФ законодательство не делает каких-либо различий в этой процедуре для граждан РФ и для иностранных граждан;в отношении последних действуют те же нормативные акты, что и отношении россиян (например, Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 28.11.80. в ред. от 30.11.90. "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" и. т.д.) .

Усыновление (удочерение) иностранными гражданами ребенка-гражданина РФ — один из наиболее проработанных и детализированных вопросов российского семейного законодательства, что связано с чрезвычайно широким распространением данной процедуры в последние 5-6 лет.

Согласно ст. 165 Семейного кодекса РФ, "усыновление (удочерение) , в том числе отмена усыновления, на территории РФ иностранными гражданами. ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель". Но законодательство РФ также накладывает ряд требований, соблюдение которых в данной процедуре обязательно.

Прежде всего, обязательно исполнение требований ст. 124-126 и 129-132 Кодекса.

Далее, в п. 2 ст. 165 говорится, что "в случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке".

Наконец, данную процедуру регулируют такие правовые акты, как Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. N 917 "Об утверждении положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам" и Приказ Минобразования РФ, Минздравмедпрома РФ от 31.08.94. N 342/184 "О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами".

Дети, являющиеся гражданами Российской Федерации, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам только в случае, если не представилась возможность передать этих детей на усыновление, под опеку (попечительство) гражданам Российской Федерации, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от их места жительства и гражданства. Усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами может осуществляться только по истечении 6 месяцев (детей в возрасте до 3 лет — по истечении 3 месяцев) со дня постановки указанных детей на централизованный учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, обращаются с письменным заявлением с просьбой о подборе ребенка и решении вопроса об усыновлении в орган управления образованием субъекта Российской Федерации и предъявляют документы, удостоверяющие их личность; орган управления образованием субъекта Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам, желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления иностранными гражданами. После определения конкретного ребенка, подлежащего усыновлению, иностранные граждане подают соответствующее заявление в орган управления образованием субъекта РФ по месту жительства (нахождения) ребенка. В заявлении (при усыновлении обоими супругами подается совместное заявление, при усыновлении одним из супругов к заявлению прилагается письменное согласие другого супруга) должны быть указаны: фамилия, имя и адрес кандидатов в усыновители, а также фамилия, имя, отчество и возраст усыновляемого ребенка, возможные изменения его данных (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) , просьба о записи усыновителей в качестве родителей, осведомленность о состоянии здоровья ребенка.

К заявлению прилагаются документы: — заключение компетентной организации страны кандидатов в усыновители об условиях их жизни; копия лицензии, выданная этой организации на осуществление ею деятельности, связанной с рассмотрением вопросов усыновления (если заключение дано негосударственной организацией) ; обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка, выраженное в письменной форме; — заключение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, подтверждающее возможность для кандидатов в усыновители быть усыновителями; — документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; — медицинское заключение о состоянии здоровья каждого кандидата в усыновители, выданное медицинским учреждением по месту его наблюдения; — копия свидетельства о браке (если состоят в браке) ; — копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность; — разрешение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации (исключение составляют, например, страны-участницы гаагской конференции, страны СНГ и некоторые другие государства, список которых приведен в приложении к Приказу № 342/184 "О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами".

Документы подлежат переводу на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания кандидатов в усыновители либо в органах нотариата на территории Российской Федерации.

Орган управления образованием субъекта Российской Федерации для решения вопроса об усыновлении конкретного ребенка иностранными гражданами в 10-дневный срок с момента подачи ими заявления обращается в Министерство образования Российской Федерации с письменным запросом о подтверждении того, что ребенок находится на централизованном учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В запросе органа управления образованием субъекта Российской Федерации указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка, фамилия, имя кандидатов в усыновители, страна их проживания, а также наименование и адрес компетентной организации, подготовившей заключение на кандидатов в усыновители и взявшей на себя обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка.

Министерство образования Российской Федерации в 10-дневный срок с момента получения запроса письменно подтверждает, что сведения об усыновляемом ребенке находятся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и не представилась возможность в установленные законодательством сроки передать его на усыновление, под опеку (попечительство) гражданам Российской Федерации, на воспитание в семью граждан Российской Федерации. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка на территории субъекта Российской Федерации, они могут обратиться непосредственно в Министерство образования Российской Федерации для получения сведений о детях, подлежащих усыновлению иностранными гражданами и проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации.

Орган управления образованием субъекта Российской Федерации на основании заявления со всеми необходимыми документами и при наличии письменного подтверждения Министерства образования Российской Федерации о том, что сведения о ребенке находятся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, готовит заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка и представляет его вместе с указанными документами в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для принятия решения об усыновлении. Усыновление детей производится постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Усыновление возникает со дня принятия постановления об усыновлении.

Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов.

Личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов — один из самых важных вопросов семейного права. Поговорка "не говори, что знаешь человека, если не делил с ним имущества" остается весьма актуальной и по сей день; в связи с этим нельзя обойти вниманием регулирование данной категории брачно-семейных отношений на территории России с участием иностранных граждан.

Согласно ст. 161 п. 1 Кодекса о браке и семье РФ, "личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. " Применительно к иностранным гражданам на территории России в данных обстоятельствах действуют законы РФ (Разделы III, V Семейного кодекса РФ, отдельные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.02.73. № 3 в ред. от 25.04.95. "О некотрых вопросах, возникших в практике применения судами Кодекса о браке и семье РСФСР и. т.д.) . Однако "при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства могут избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов" (п. 2 ст. 161) .

Таким образом, особенности, возникающие при участии иностранных я2граждан в брачно-семейных отношениях на территории РФ, касаются прежде я2всего документального оформления этих отношений.

Российское семейное законодательство занимает главенствующее положение по отношению к иностранному, но и не исключает использование последнего в ряде четко оговоренных ситуаций. Вместе с этим, согласно ст. 6 КоБС РФ, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора". Тем самым утверждается принцип приоритета международного права.

Принятие нового Семейного кодекса разрешило часть наболевших вопросов в области законодательства о браке и семье, однако и после этого возникает множество проблем, особенно при непосредственном применении обновленных норм. Предстоит еще немало сделать для развития этой отрасли права в России.

Список используемой литературы

1. "Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР" (утв. Минюстом СССР 22.07.91) .

2. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. № 917 "Об утверждении положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам".

3. Приказ Минобразования РФ, Минздравмедпрома РФ от 31.08.94. № 342/184 "О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами".

4. Семейный кодекс Российской Федерации — М.: "ПРИОР", 1996.64 c.

5. Федеральный закон от 07.03.95. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (принят ГД ФС РФ 10.02.95) .

http://baza-referat.ru/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81