Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков

В настоящее время в российском обществе проходят бурные обсуждения проблемы, связанные с законодательным закреплением принудительного изъятия земель, использующихся не по целевому назначению.

Так как любой земельный участок характеризуется принадлежностью к определённой категории и имеет установленный вид разрешенного использования, необходимо определиться в двух понятиях:

Категория земель — это группа однородных земельных участков, схожие по своему целевому назначению.

Вид разрешенного использования земельного участка — это закрепленные на законодательном уровне параметры эксплуатации земельного участка.

Земельный кодекс РФ выделяет семь различных категорий земельных участков, среди которых можно выделить земли сельхоз назначения, земли поселений, земли особо охраняемых территорий, земли лесного и водного фонда и т.д.

Стоит отметить, что вид разрешенного использования земли заключается в определении вида использования земель исходя из принадлежности их к тому или иному зонированию территорий, осуществляемому органами местного самоуправления. Отметим некоторые из видов разрешенного использования земельных участков: для сельскохозяйственного производства, для дачного строительства, для садоводства, для огородничества, для индивидуального жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, для крестьянско-фермерского хозяйства и т.д.

Таким образом, законодатель закрепил за земельными участками характеристики, определяющие их целевое назначение. За последнее время огласке средств массовой информации предавались случаи не целевого использования земельных участков, в частности на территории Москвы и Московской области.

В связи с этим государство законодательно закрепило меры ответственности, регулирующие, в том числе вопросы целевого использования земельных участков на территории страны.

В соответствии с действующим законодательством установлено два вида ответственности за не целевое использование земельных участков: административная ответственность в виде штрафа, возможность принудительного изъятия земельных участков в определенных законом случаях. К первому виду санкций относятся положения статьи 8.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ, в соответствии с которой на физических и юридических лиц может быть наложен административный штраф в установленном размере. Что касается принудительного изъятия земельных участков, то данная санкция применяется в трех описанных случаях.

Во-первых, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ земельные участки, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или на праве пожизненного наследуемого владения могут быть в принудительном порядке изъяты по следующим основаниям:

  • участок используется с нарушением целевого назначения;
  • при использовании участка снизился уровень плодородия;
  • гражданин не устранил совершенное им правонарушение, например, умышленно загрязнил или испортил плодородный слой почвы, а также в случае систематической неуплаты налоговых сборов.

Во-вторых, в принудительном порядке может быть изъят земельный участок, находящийся во владении и пользовании на основании договора аренды. Основаниями для изъятия являются те же, что и указаны в предыдущем пункте.

В-третьих, в качестве особой категории земель, которая может быть принудительно изъята у собственника законодатель выделил земли сельскохозяйственного назначения. На указанные земли распространяется специальный федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Стоит особо отметить, что действие указанного закона не распространяется на земельные участки с видом разрешенного использования: для садоводства, для огородничества, для дачного строительства, для гаражного строительства и т.д. В соответствии с указанным законно земельный участок может быть изъят принудительно, если использование земельного участка повлекло за собой снижение плодородия земель сельхоз назначения или ухудшение окружающей среды, а также, если в течение трех лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не использует его по прямому назначению.

При обнаружении указанных нарушений орган местного самоуправления накладывает административный штраф и дает предписание устранить в установленный срок выявленное нарушение. В случае, если собственник не исполнит требования изложенные в предписании, то орган местного самоуправления подает исковое заявление в суд о принудительном изъятии земельного участка из частной собственности.

Таким образом, на настоящий момент основной мерой ответственности для собственника, нарушающего закон является административный штраф. Что касается изъятия, то на практике оно применяется достаточно редко, о чем свидетельствуют например, гигантские масштабы земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящиеся в полном запустении. К собственникам таких земельных участков органы местного самоуправления не спешат применять соответствующие меря контроля.

В настоящее время подготовлен законопроект, посвященный некоторым изменениям положений Гражданского кодекса и Земельного кодекса. В соответствии с данным законопроектом органы власти получат право принудительного изъятия всех земельных участков, которые используются не в соответствии с целевым назначением.

Причинами такого изъятия могут являться:

1) Осуществление опасной деятельности на земельном участке, которая представляет угрозу для жизни и здоровья человека, окружающей среды, а также сохранению плодородия почвы;

2) Снижение плодородия на участке, который предназначался для ведения сельского хозяйства;

3) Неиспользование в течении трех лет подряд земельного участка для сельскохозяйственной деятельности;

4) Отсутствие здания и сооружения в течении трех лет подряд на земельном участке, который предназначен для строительства;

Изъятие будет происходить после того, как компетентный орган наложит административное взыскание в виде штрафа, и при условии, что нарушение не было устранено. Одновременно с этими действиями, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предупреждение о допущенных нарушениях и предписание об их устранении.

Если собственник в установленный в предписании срок не устранит нарушение, орган государственного земельного надзора сообщает об этом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. После чего эти органы направляют в суд заявление об изъятии земельного участка или о продаже этого участка с публичных торгов.

Можно согласиться, что изъятие имеет смысл, если деятельность, осуществляемая на участке, создает опасность для жизни или здоровья других людей. Но если изъятию подлежит участок, который не используется собственником (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), то этим нарушается конституционное право собственности гражданина, которое включает в себя владение, пользование и распоряжение имуществом.

Автор статьи: юрист юридической фирмы Правовое бюро «ТРИБУН» Самохин С.В.

© Юридическая фирма. Правовое бюро «ТРИБУН» — консультации юриста, регистрация ИП, ООО, ОАО, ЗАО и представительство в суде. 2017

Адрес: г. Тула, ул. Советская, д. 7,

Создание сайтов в Туле оф. 33 (3 этаж)

https://www.jurist-tula.ru/newsart/articles/483/

Современный этап развития российской правовой системы, характеризующийся совершенствованием земельного законодательства и его гармонизацией с иными отраслями законодательства, обусловливает значительный научный и практический интерес к исследованию правовой конструкции разрешенного использования земельных участков. Разрешенное использование земельных участков — относительно новое правовое явление для российского законодательства. При этом единообразное понимание сущности разрешенного использования земельных участков отсутствует как в науке, так и в законодательстве, и в правоприменительной практике.

В земельно-правовой литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости легального закрепления на уровне федерального закона понятия "разрешенное использование земельного участка".

В системе советского земельного законодательства понятие "разрешенное использование земельных участков" не применялось. Примечательно, что законодательство Российской империи до 1917 г. также не знало аналогов конструкции разрешенного использования земельных участков. Имело место деление всех земель империи на группы земель, обладавшие особым правовым режимом, причем эти группы земель прямо в законодательстве не выделялись. В законодательстве использовались два основных способа установления особого правового режима земель. Во второй книге тома десятого "Свода законов гражданских" (издания 1900 г.) все имущества различались по собственнику, владеющему ими, на государственные, частные и общественные. "Но это разделение имуществ, основывающееся, как видно, не на свойстве их, а на принадлежности, на отношении имущества к тому или другому хозяину, не ведет непосредственно ни к какому практическому результату". Структурирование земельного фонда Российской империи также основано не на особенностях правового режима земель, а исходя из субъектного состава владельцев и пользователей земель (государственные земли, удельные земли, кабинетские (дворцовые) земли, монастырские и церковные земли, майоратные земли, частновладельческие земли, посессионные, общественные и крестьянские земли).

После установления исключительной государственной собственности на землю (с принятием Декрета "О земле") государство как единоличный собственник определяло хозяйственное назначение отдельных участков земли, определяло условия и порядок использования земли в соответствии с ее назначением. При наличии единоличного собственника в условиях централизованной плановой экономики конструкция разрешенного использования земельных участков по своей сути невозможна. Государство имеет административные средства контроля эффективности "использования предоставленных в пользование земельных участков (получение наибольшего количества продукции с каждой единицы земельной площади в сельском и лесном хозяйстве, размещение средств производства и средств другой деятельности на минимально необходимом по размеру земельном участке или участке, соответствующем по размеру установленным нормативам, размещение жилых строений в городах в соответствии с установленными нормативами плотности заселения и т.д.)".

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. положил начало классификации земель на основе целевого назначения. Все последующее советское законодательство характеризуется детализацией такой классификации. Так, ВЦИК и СНК РСФСР в 1925 г. утвердили Положение о земельных распорядках в городах, которым к городским землям были отнесены земли в пределах городской черты, предназначенные для обслуживания городов. В этом документе мы видим прообраз будущих функциональных зон генеральных планов: городские земли делились на три части: селитебные земли (земли, предназначенные под застройку или уже застроенные, а также необходимые для обслуживания построек), земли общего пользования (улицы, площади, набережные, кладбища, парки и т.д.) и городские угодья (леса, сельскохозяйственные земли, торфяники и т.д.).

Как отмечается в литературе, с принятием в 1928 г. Общих начал землепользования и землеустройства "для всех категорий земель были установлены правовые режимы, соответствовавшие экономическому и политическому значению различных способов и форм использования земли". Однако способы использования земли не были описаны. Можно только отметить некоторые новации в структурировании земельного фонда, которые заложили проблемы, не решенные до сих пор: ". в 1929 году было установлено, что земли промышленных предприятий в городах относятся к городским селитебным землям, а не к землям, предоставленным промышленности".

Интересные формулировки использованы в Общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. в отношении обязательства землепользователей по использованию земли: ". правильно и целесообразно использовать предоставленную им землю". Представляется, что такая формулировка является декларативной — степень отклонения от "правильности и целесообразности" вряд ли возможно описать в правовом акте и установить санкцию. В отличие от Общих начал землепользования и землеустройства 1928 г., Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г., а затем и Земельный кодекс РСФСР 1970 г. содержали специальную норму, закрепляющую обязанность землепользователей использовать предоставленный им земельный участок в тех целях, для которых он предоставлен (абзац 1 ст. 11 Основ 1968 г., ст. 20 Земельного кодекса РСФСР 1970 г.). За нарушение данной обязанности землепользователь мог быть лишен земельного участка, так как использование земельного участка не в соответствии с целями предоставления являлось основанием прекращения права пользования этим земельным участком (ст. 14 и 15 Основ 1968 г., ст. 31 и 32 Земельного кодекса РСФСР 1970 г.). Важно отметить, что обязывание землепользователя по использованию земельного участка связывалось с целью предоставления, а не с классификацией земель. В Основах 1968 г. в отношении земель использован термин "основное целевое назначение", а в отношении земельного участка — термин "целевое назначение". Это указывает на возможность существования различных "целевых назначений" земельного участка в рамках "основного целевого назначения" категории земли. По форме — это прообраз разрешенного использования земельных участков, понимаемого как конкретизация правового режима в рамках определенной категории земель. Но по содержанию "целевое назначение земельного участка" могло пониматься исключительно как использование в соответствии "с целью предоставления", которая фиксировалась в документе о предоставлении земельного участка в пользование. Это понятно: в ситуации, когда принципом земельного права является "право исключительной государственной собственности на землю и государственное управление землей", государственное управление может и должно базироваться на предписаниях о единственно возможном виде использования каждого земельного участка.

Земельный кодекс РСФСР 1991 г. также воспроизводил термин "основное целевое назначение земель", а вот терминология Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле 1990 г. употребляет термин "целевое назначение земель". Есть ли существенная разница между этими понятиями — либо различие следует признать сугубо стилистическим? Как указывает О.И. Крассов, первоначально применительно к классификации земель в законодательстве использовался термин "основное хозяйственное назначение", который в последующие годы был заменен сначала термином "основное целевое назначение", затем — термином "целевое назначение". О.И. Крассов полагает, что отказ от слова "основной" при характеристике назначения земельного участка "вряд ли оправдан. поскольку при существующей классификации земель невозможно обеспечить единство их правового режима в пределах одной категории".

Основы 1990 г. (п. 1 ч. 2 ст. 17) возлагали на землепользователей обязанность обеспечить использование земли в соответствии с целевым назначением и условиями ее предоставления. Учитывая используемые термины, можно сказать, что надлежащее использование земельного участка предопределялось двумя факторами: 1) категорией земель, в составе которых находился такой земельный участок, и 2) условиями его предоставления, определенными в акте о предоставлении такого земельного участка. В свою очередь, Земельный кодекс РСФСР 1991 г. закреплял обязанность по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением (п. 1 ст. 53). Пунктом 4 ст. 39 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. устанавливалась ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в виде возможности прекращения прав на данный земельный участок. Памятуя о том, что категория земель определялась в Земельном кодексе РСФСР 1991 г. как "основное целевое назначение", можно сделать вывод, что указанные обязанность и ответственность устанавливались вне связи с отнесением земельного участка к категории земель, а с конкретным указанием по использованию земельного участка, определенным в акте о его предоставлении.

Применительно к данному вопросу важно проанализировать нормы других законов, количество которых в рамках земельной реформы многократно возросло. Так, ст. 6 Закона РСФСР "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" определила, что районные, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов в соответствии с земельным законодательством проводят инвентаризацию земельного фонда и осуществляют перерегистрацию всех земельных участков с учетом фактического использования земли. Менее чем через полгода после принятия указанного Закона был принят Земельный кодекс РСФСР 1991 г., ст. 53 которого обязывала правообладателей земельных участков эффективно их использовать в соответствии с конкретным (не основным) целевым назначением. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" запрещал использование собственником приобретенного земельного участка не по целевому назначению, если иное не установлено законом. Принятый в том же году Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации" в неявной форме, но фактически утвердил применение принципа "целевого назначения" земельного участка как конкретного указания на вид использования земельного участка. Пункт 4 ст. 7 установил право заказчика (застройщика), не являющегося пользователем объектов градостроительной деятельности, контролировать их целевое использование.

Таким образом, законодательно была предопределена схема последовательного перехода от основного целевого назначения земель соответствующей категории к целевому назначению земельных участков и располагаемых на них объектов капитального строительства как однозначно определенному единственно возможному виду использования каждого участка и объекта. Однако механизма такого перехода Земельный кодекс РСФСР 1991 г. не предусматривал. При этом в договорах аренды земельных участков и в решениях о предоставлении земельных участков в 90-е гг. XX в. в качестве указания на единственно возможный вид использования земельного участка широко применялся термин "целевое использование земельного участка".

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что используемую законодательством начала 90-х гг. XX в. терминологическую конструкцию "основное целевое назначение земель" — "целевое назначение земельных участков"/"целевое использование земельного участка" можно считать прообразом современной конструкции "целевое назначение земель" — "разрешенное использование земельных участков".

В литературе отмечено, что данный период на фоне отсутствия внятного законодательного регулирования характеризовался попытками внедрить в правоприменительную практику установление разрешенного использования земельных участков в отдельных муниципальных образованиях. Разрабатываемые в то время в городах России проекты правовых актов "устанавливали списки разрешенного использования земельных участков, расположенных в тех или иных территориальных зонах. Что касается действовавшего на то время градостроительного законодательства, то оно (в отличие от земельного) фактически закрепляло только один разрешенный вид использования конкретного участка, т.е. блокировало возможность использовать зональный принцип установления назначения земельных участков и иных объектов недвижимости".

Таким образом, можно сказать, что конструкция разрешенного использования земельных участков, прежде чем она была воспринята законодательством на федеральном уровне, сформировалась "снизу", на муниципальном уровне. Собственно говоря, сам термин "разрешенное использование земельных участков", являющийся переводом правовой конструкции permitted use of land plot, был заимствован для целей разработки муниципальных правовых актов из американского законодательства, где определение разрешенного использования земельных участков отнесено к компетенции именно органов местного самоуправления.

Стремительное вовлечение земельных участков в гражданский оборот и усложнение правового регулирования земельных отношений в 90-е гг. XX в. неизбежно вело к переходу от предписаний о конкретном разрешенном целевом использовании конкретного земельного участка к определению правовых рамок возможного использования земельных участков, устанавливаемых не индивидуально, а в правовых актах.

Первым правовым актом в Российской Федерации, использующим понятие "разрешенное использование земельного участка", стал Указ Президента Российской Федерации "Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года". В п. 4.10 "Продажа застроенных земельных участков" было установлено, что при продаже таких земельных участков в населенных пунктах право собственника на земельный участок включает право на любое его разрешенное использование, под которым впредь до введения в действие законодательства о территориальном зонировании понимается право использовать участок вместе с расположенными на нем зданиями, строениями, сооружениями всеми способами, не противоречащими ограничениям, установленным соответствующими органами власти (органами местного самоуправления) в соответствии с действующим законодательством и утвержденными строительными, санитарными, природоохранными, противопожарными нормами. При этом не допускается установление целевого (единственного) способа использования объекта недвижимости, в том числе земельного участка, а также установления ограничений на использование отдельного земельного участка. Как видно, указанным правовым актом были установлены два важных правила:

— разрешенным использованием земельного участка признается все то, что не запрещено требованиями безопасности, вне зависимости от того, что указано в решении о предоставлении земельного участка;

— указанное правило является временным, оно действует вплоть до принятия специального федерального закона, который должен определить иные правила определения способов использования земельных участков.

Упоминание разрешенного использования земельного участка можно также найти в Акте установления нормативной цены земельного участка (приложение N 4 к письму Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству "О порядке определения нормативной цены земли"), однако содержание этого термина в данном правовом акте не раскрывалось.

В другом письме Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (от 3 декабря 1996 г. N 1-16/2258), утвердившем макет отчета об оценке земельного участка с индивидуальным жилым домом, для целей такого отчета посредством четырех характеристик определено понятие "наиболее эффективное использование": 1) законодательно разрешенное; 2) физически возможное; 3) финансово реализуемое использование свободного (незастроенного) земельного участка или возведенного на нем здания; 4) приводящее к наибольшему значению стоимости земельного участка.

Представляется важным, что внедрение конструкции "разрешенное использование земельных участков" происходило поэтапно и обоснованно. Так, в программном правовом акте Правительства Российской Федерации (программа Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 — 2000 годах") в качестве одного из основных направлений государственной политики в сфере рынка недвижимости было указано "законодательное установление принципа разрешенного использования недвижимости взамен целевого и процедур правового зонирования территорий населенных пунктов, определяющего права и ограничения по способам использования земельных участков и иной недвижимости, а также по строительным ограничениям в каждом районе города". Задача формирования законодательного установления принципа разрешенного использования земель в городах и иных поселениях провозглашалась одним из элементов государственной политики по развитию оборота земли и другой недвижимости также и в ряде региональных программных правовых актов.

Впоследствии данная правовая конструкция начала получать распространение в законах.

Однако в первом таком законе (Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") конструкция разрешенного использования земельного участка была некорректно представлена только как "перечень ограничений, обременений и сервитутов". Такое узкое понимание разрешенного использования земельных участков более нигде в законодательстве не встречалось. Заметим, что конструкция "целевое назначение земельных участков" не имела отношения к делению земель на категории, а была представлена только как "ведение садоводства, огородничества, дачного хозяйства", что соответствует описанной выше терминологической конструкции Земельного кодекса РСФСР 1991 г.

Легальное определение разрешенного использования земельных участков впервые было сформулировано Градостроительным кодексом Российской Федерации. В ст. 1 было указано, что под разрешенным использованием земельного участка и иных объектов недвижимости следует понимать:

а) использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом;

б) ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Под градостроительным регламентом Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 г. понимал "совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны".

Примерно в это же время понятие разрешенного использования земельных участков стало активно применяться в земельном законодательстве субъектов Российской Федерации. В качестве примеров можно привести ст. 11 Закона Республики Бурятия "О земле"; ст. 49 Закона Курганской области от 4 марта 1998 г. "О земле"; ст. 8 Закона Воронежской области "О регулировании земельных отношений в Воронежской области"; ст. 12 Закона Саратовской области "О земле"; ст. 13 Закона Самарской области "О земле" и т.д. Среди региональных законов можно выделить Закон г. Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы", которым было установлено, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются Правительством Москвы.

Таким образом, на момент принятия Земельного кодекса Российской Федерации конструкция разрешенного использования земельного участка уже предусматривалась отдельными актами земельного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации закрепил ряд общих положений, касающихся разрешенного использования земель и земельных участков. Так, ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу принципов земельного законодательства отнесла деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому "правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства". Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правовой режим земель определяется "исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов". В литературе отмечается, что указанные нормы ст. 1 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации находятся в непротиворечивом сочетании друг с другом. Так, О.И. Крассов описывает: "Подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Практически аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 7 ЗК РФ. ". А.П. Анисимов считает, что принцип деления земель по целевому назначению на категории, установленный ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, "развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что общие принципы и порядок проведения зонирования устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов".

Попробуем провести анализ используемых в Земельном кодексе Российской Федерации определений. Внутреннее содержание принципа деления земель по целевому назначению на категории раскрыто следующим образом — правовой режим земель определяется исходя из:

а) принадлежности земель к определенной категории;

б) разрешенного использования земель в соответствии с зонированием территорий;

в) разрешенного использования земель в соответствии с требованиями законодательства.

Можно попробовать истолковать эту норму иначе — правовой режим земель определяется:

а) исходя из принадлежности земель к определенной категории;

б) исходя из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий;

в) требованиями законодательства.

Второе толкование представляется неверным по следующим причинам. Во-первых, по правилам русского языка слова после предлога "исходя из" (в смысле "на основании") хотя не обособляются запятыми, однако составляют деепричастную конструкцию. Соответственно, все слова в деепричастной конструкции относятся только к словам в этой конструкции. Для грамматической связки "режим. определяется требованиями" норма должна была быть сформулирована следующим образом: "правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности. а также требованиями законодательства". Во-вторых, анализ научной литературы показал, что толкование рассматриваемого принципа сводится к двум элементам правового режима: целевому назначению и разрешенному использованию, и не имеет отношения к такому элементу, как "требования законодательства".

Таким образом, необходимо зафиксировать факт наличия в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации двух различных способов определения разрешенного использования земельных участков: в соответствии с зонированием территорий (прямое указание) и в соответствии с требованиями законодательства (бланкетная норма).

Сопоставим сделанный вывод с нормой п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Правовой режим земель определяется исходя из:

а) их принадлежности к той или иной категории;

б) разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, в данной норме разрешенное использование сводится только к процедуре зонирования территорий.

По результатам анализа на первый взгляд схожих по своему содержанию норм становится очевидным, что в Земельном кодексе Российской Федерации заложено серьезное внутреннее противоречие, проявляющееся в вопросе, является зонирование территорий единственным способом определения разрешенного использования или же законодательство может предусмотреть иные способы такого определения.

Рассмотрим лишь основные нормы Земельного кодекса Российской Федерации, в содержании которых не просто упоминается разрешенное использование земельных участков, но которые опираются на конструкцию разрешенного использования земельных участков:

1) п. 7 ст. 22: арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием;

2) п. 4 ст. 30: определение разрешенного использования земельного участка — это элемент проведения работ по формированию земельного участка (для целей предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта);

3) п. 1 ст. 30.2: понятие комплексного освоения в целях жилищного строительства включает в себя в качестве неотъемлемого элемента осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования;

4) п. 1 ст. 40: собственник земельного участка имеет право в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка возводить здания, строения, сооружения, проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты;

5) ст. 42: собственники и иные лица, использующие земельный участок, обязаны его использовать в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Заметим, что все эти нормы носят общий характер, они не "завязаны" на территориях, на которых осуществляется зонирование территорий (даже там, где говорится о "жилищном и ином строительстве", под иным строительством понимается возведение инфраструктурных линейных объектов, которые, например, могут размещаться и на землях лесного фонда). Это позволяет сделать вывод о том, что законодатель исходил из универсальности разрешенного использования как элемента правового режима всех земельных участков, независимо от их целевого назначения и объема распространения процедуры зонирования территорий на те или иные категории земель.

В действующем Градостроительном кодексе Российской Федерации легального определения разрешенного использования земельных участков не содержится. При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации в соответствии с отсылочной нормой п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации является тем самым нормативным актом, установившим общие принципы и порядок проведения зонирования территорий.

В юридической литературе, начиная с середины 90-х гг. прошлого столетия, делались попытки дать научное определение разрешенному использованию земельных участков. Так, Г.С. Башмаков, З.С. Беляева и И.А. Иконицкая предлагают понимать под разрешенным использованием земельного участка совокупно целевое назначение земельного участка и требования к его использованию, вытекающие из территориального планирования и зонирования, а также из установленных для него ограничений и обременений. Весьма схожее понятие описывает Е.А. Сухова: "Разрешенное использование представляет собой результат отнесения участка к соответствующей категории земель, территориального зонирования, установления ограничений и сервитутов, если таковые предусмотрены законодательством".

Г.Е. Быстров и В.Е. Лукьяненко полагают, что разрешенное использование — это использование земельного участка с учетом целевого назначения и установленных ограничений и обременений. Оно может содержать и иные требования, установленные федеральными законами и законами (правовыми актами) субъектов Федерации, а также актами местного самоуправления.

В одном из Комментариев к Земельному кодексу Российской Федерации дается следующее определение разрешенного использования земельных участков: это — использование земельных участков с учетом ограничений на использование земель, устанавливаемых законодательством.

О.И. Крассов указывает, что попытка раскрыть содержание рассматриваемого понятия, основываясь на анализе положений действующего законодательства, приводит к выводу, что суть разрешенного использования составляют права лица по использованию земельного участка, т.е. разрешенное использование — это конкретное разрешенное целевое использование земельного участка. В другой работе О.И. Крассов формулирует определение: "Разрешенное использование земельного участка — это установление цели использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок и объект недвижимости, находящийся на нем, на основании осуществления определенных процедур или действий органов государственной власти, органов местного самоуправления".

В словаре юридических терминов, составленном А.К. Голиченковым, даны два основных определения для целей Земельного кодекса Российской Федерации: ". разрешенное использование земельных участков — 1) установленное для той или иной категории земель их возможное использование; исходный элемент правового режима земель; 2) один из этапов проведения работ по формированию земельного участка (в порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта)".

Как видно, приведенные определения разнятся. В числе основных различий выделим:

1) место разрешенного использования земельных участков по отношению к целевому назначению, ограничениям и обременениям, иным требованиям (включает в себя, выступая неким родовым понятием/существует отдельно; если существует отдельно: есть взаимосвязь с целевым назначением/нет такой взаимосвязи);

2) способы определения разрешенного использования земельных участков (посредством градостроительного зонирования/посредством набора различных процедур);

3) сущность разрешенного использования земельных участков (использование/процедура/совокупность предписаний/элемент правового режима).

Обобщая изложенное, отметим, что для упорядочения правоотношений по поводу разрешенного использования земельных участков представляется насущным и актуальным предусмотреть легальное определение разрешенного использования земельных участков, а также описать способы определения разрешенного использования земельных участков, к которым необходимо отнести не только зонирование территорий, но и иные способы, предписываемые отдельными федеральными законами.

http://www.mosuruslugi.ru/articles/1078/

Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков. — раздел Педагогика, Предмет и система земельного права Земельный Кодекс Рф В Качестве Одного Из Принципов Земельного Законодательств.

Земельный кодекс РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установил деление земель на категории. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую определяется и производится компетентными органами власти, но не самими пользователями земли. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель, целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Целевое назначение земель – это особое направление использования земель, функции земель в общественных отношениях: средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов.

В соответствии с Земельным кодексом РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в зависимости от категории земель на следующие:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Разрешенное использование – это особенности использования земель внутри установленных категорий. Правовой режим земель зависит также и от установленного разрешенного использования. Виды и условия разрешенного использования устанавливаются для каждой категории отдельно. Например, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определены Градостроительным кодексом РФ. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

6. Земельные правоотношения: понятие и виды.

Земельно-правовые отношения – это общественные отношения, возникающие в сфере управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права, состоящие во взаимной связи взаимных субъективных прав и юридических обязанностей участников этих отношений.

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и система земельного права

Предмет и система земельного права. Земельное право совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения складывающиеся в процессе.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Система – это некая внутренняя структура права. Система ЗП – это объективно существующее, упорядоченное единство земельно-правовых институтов; пос

Метод правового регулирования земельного права: а) императивный; заключается в установлении участников земельных отношений, обязательных правил поведения для них, запретов и ответст

Объект – то, по поводу чего возникают отношения. К объектам относятся: 1. земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

Принципы – это объективно обусловленные характером земельных отношений основополагающие идеи, положения, отражающие сущность земельного права. ЗП основывается на межот

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости — один из основных принципов земельного законодательства. Согласно этому принципу все проч

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование зе

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Осуществление земельной реформы в РФ началось в 1990 г. Земельная реформа — это коренное изменение того земельного строя, котор

В юридическом смысле под источником земельного права обычно понимаются нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельны

Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов

Субъекты Федерации наделены полномочиями (ст. 10 Земельного кодекса РФ): ПО изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта РФ; по разработке и реализации региональных программ использо

Право постоянного (бессрочного) пользования на землю является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в г

Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям. Права собственника от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Земельные участки находятся в муниципальной или государственной собственности, либо не разграничены. Субъектами являются исключительно физические лица. С введением Земельного Кодекса с 200

Субъектами данного права являются физические и юридические лица. Земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности. Частные лица передавать земельный участок на этом пра

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут является видом обременений (ограничений), под которыми понимается существующие

Право безвозмездного срочного пользования на земельный участок является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Отличительные черты безвозмездного срочного пользования: предоставление этог

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, т. е. обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последств

Условия для оборота земельных участков определены в Конституции РФ, установлены гарантии собственности прав граждан на землю, принцип равной защиты всех ее форм. Сделки с земельным

К сделкам купли-продажи земельных участков применяются общие правила о договоре купли-продажи, специальные правила о договоре купли-продажи недвижимости, установленные земельным за

По договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки постольку, поскольку соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или

Земельные участки могут предоставляться в аренду на основе договора. Общие положения о договоре аренды установлены ГК РФ. Особенности аренды земельных участков определяются земельным законодательст

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связ

Согласно статье 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, жилой дом, созданный на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке установленном законом и иными правов

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Право на земельный у

татья 44 ЗК РФ устанавливает, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственнос

Основания изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Такое изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных: 1)с вы

Статьей 236 ГК РФ предусмотрено право собственника на отказ от права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и земельный участок. С 1 января 2011 года законодательство, регул

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода ил

Собственник земельного участка вправе: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общерасп

Законом установлен ряд условий или запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности. Ограничения прав на землю касаются как собственников, так и других лиц, которым прин

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения

Органы общей компетенции: 1. Правительство РФ (обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды; обеспечение экологической безопасности; орга

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН)

Нормативная база: ФЗ от 24.07.2007 г. “О государственном кадастре недвижимости” (вступил в силу с 01.03.2008 г.). Государственный кадастровый учёт

Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и исп

Деятельность Федерального агентства земельного кадастра недвижимости регламентируется следующими нормативными документами: Земельным кодексом Российской Федерации Постановле

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг (лат.) – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий. Мониторинг земель выполняет базовую

Правомерным случаем отказа в приобретении права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, является его резервирование для г

Земельный налог относится к категории местных налогов. Земельный налог устанавливается исключительно нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, либо законами предс

Нормативная цена – это показатель, характеризующий стоимость земельного участка определенного качества и места положения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окуп

Кадастровая стоимость впервые была упомянута в 1997 г. В 2010 г. были внесены изменения в Закон “Об оценке и оценочной стоимости в РФ”, и впервые кадастровая стоимость получила закрепление на закон

Применяется при изъятии (выкупе) земельных участков для государственных (муниципальных) нужд, при приватизации земельных участков, при выкупе земельных участков собственниками объектов недвижимости

За порчу земель предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (в зависимости от последствий). Порча земель – это ухудшение физических и биологиче

Земельно-правовая ответственность. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам землевладельцам землепользователям арендаторам земельных участ

В соответствии с ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Гражданское законодател

. Порча земли 1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Состав

Оборот земельных участков (земельных долей) из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Ку

Фермерские хозяйства в основном осуществляют свою деятельность, используя земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому правовой режим земель крестьянского (

В состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы территориальных зо

Градоустройство, пространственное развитие города осуществляются посредством градостроительной деятельности. Под ней понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления

Наиболее важным для городского и сельского поселения документом, отражающим весь круг задач его пространственного развития, является генеральный план, который утверждается представительным органом

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и земл

Правовой режим земель промышленности устанавливается с учетом интересов развития промышленных отраслей. Земли промышленности предназначены для размещения объектов промышленности.

К отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям применяются нормы законодательства о недрах, если эти отно

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, м

Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов с

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских форм

Землями особо охраняемых территорий признаются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительн

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников,

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих з

Землями водного фонда являются: – покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; – занятые гидротехническими и иными сооружен

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины

Земельный кодекс РФ Статья 24. 1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?

Подпишитесь на Нашу рассылку
Новости и инфо для студентов
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
О Сайте

Информация в виде рефератов, конспектов, лекций, курсовых и дипломных работ имеют своего автора, которому принадлежат права. Поэтому, прежде чем использовать какую либо информацию с этого сайта, убедитесь, что этим Вы не нарушаете чье либо право.

http://allrefs.net/c13/4dkx5/p4/