Система высшего образования в китае

Составляющими системы образования в Китае являются дошкольное образование, начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, университет, аспирантура. До 1949 года, то есть до года провозглашения Китайской Народной Республики, основной целью образования была подготовка чиновников, то есть для широких слоев населения образование оставалось недоступным.

В настоящее время в Китае в целом ликвидирована безграмотность, реализована задача по получению бесплатного девятилетнего образования, достигнуты успехи в развитии системы высшего образования.

Дошкольное образование Учреждениями дошкольного образования являются детские сады, которые делятся на государственные и частные. Их посещают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Цель дошкольного образования – подготовка ребенка к обучению в школе, к продуктивному освоению школьной программы.

Начальная школа В начальной школе обучение длится шесть лет, начиная с шестилетнего возраста. Здесь закладывается прочный фундамент для дальнейшего обучения: постигаются азы грамоты, формируются начальные знания о природе и обществе, уделяется внимание патриотическому и физическому воспитанию. Основными предметами обучения выступают родной язык, математика (упор идет на эти предметы), естествознание, физкультура, музыка, мораль и этика, иностранный язык (с 3-го класса, чаще – английский). Кроме того, начиная с 4-го класса, две недели в году учащиеся проводят на работах в мастерских и фермах, а как минимум один день в неделю они заняты на внеклассных мероприятиях и в общественной деятельности.

Средняя школа Средняя школа в Китае состоит из двух ступеней – неполная и старшая. По достижении учащимися 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе, или средней школе первой ступени. Обучение длится три-четыре года. Основными учебными дисциплинами на первой ступени являются родной язык, математика, иностранный язык, информатика, мораль и этика, физика, химия, политическая грамота, география. Девятый класс – это заключительный этап обязательного школьного образования в КНР. Средняя школа второй ступени в Китае – это полная средняя школа (старшая школа). Возраст учащихся, поступающих на вторую ступень, – 15-16 лет. Обучение здесь длится от двух до четырех лет – в зависимости от выбранного учебного курса: академический или профессионально-технический профили. Задача общеобразовательных средних школ в Китае – сформировать рабочего человека либо хорошо подготовленного абитуриента для поступления в высшие учебные заведения. Академический профиль – это, по сути, стандартная средняя школа, дающая возможность впоследствии поступить в вуз. Профессионально-технический профиль представлен учебными заведениями нескольких типов: специальные технические, технические, профессиональные или сельскохозяйственные школы. Продолжительность обучения в специальных технических школах – 4 года. Программы рассчитаны на обучение специалистов таких областей, как сельское хозяйство, медицина, экономика, юриспруденция и др. Технические школы занимаются подготовкой специалистов сталелитейной, текстильной, топливной и фармацевтической промышленности. Срок обучения в профессиональных или сельскохозяйственных школах – три года, но они считаются наименее престижными. По окончании учебного заведения многие выпускники получают работу по распределению. Программы средней школы в Китае ориентированы на умственное, физическое, нравственное и художественное воспитание учащихся. Основными учебными дисциплинами в средней школе КНР являются родной язык, родная литература, математика, история, физика, химия, биология, география, иностранный язык, политическая грамота, физиология, физкультура, музыка, изобразительное искусство. Учебный год начинается в сентябре, длится 9,5 месяцев и состоит из двух семестров. Каникулы – с января по февраль и с июля по август. Занятия – 5 дней в неделю, с утра до обеда. В ходе обучения по академическому профилю средней школы учащиеся сдают несколько типов экзаменов, один из которых – выпускной. Для получения аттестата о школьном образовании учащиеся обязаны сдать экзамены по предметам: китайский язык, математика, иностранный язык, физика, химия, политология, история, география, информатика и биология. Единый выпускной школьный экзамен (аналог российского ЕГЭ) проводится в мае одновременно по всей стране. Оценка знаний выпускников осуществляется по 100-балльной шкале.

Высшее образование Система высшего образования в Китае включает в себя университеты, колледжи и профессиональные высшие школы. Высшие учебные заведения в КНР ориентированы на развитие науки, техники и культуры, на подготовку высококвалифицированных кадров, на формирование конкурентоспособного образования в рамках мирового образовательного процесса. В целях полного удовлетворения потребностей модернизации экономики усовершенствован перечень учебных специальностей, сделан акцент на политические, экономические и юридические науки, финансы, машиностроение, архитектуру, электронику, компьютерные технологии, легкую и пищевую промышленность. Вузы Китая делятся на политехнические и технические одного профиля. К первому типу относятся Пекинский университет Цинхуа, Научно-технический университет Китая в городе Хэфэй. В политехнических вузах Китая представлен широкий перечень технических и естественных факультетов. Технические вузы одного профиля – это институт стали, геологии, нефтяной и химической технологии, горный институт. Университеты общего профиля, такие как Пекинский, Фуданьский (в Шанхае) и Нанкайский (в г. Тяньцзинь), имеют факультеты двух направлений: естественнонаучное и гуманитарное. Факультеты гуманитарной направленности специализируются на языках, литературе, истории, юриспруденции, философии, экономике и пр. Естественнонаучное направление включает в себя факультеты по математике, физике, географии, геологии, химии, радиоэлектроники и др. Иметь высшее образование в Китае очень престижно. В системе национальных ценностей и приоритетов образование занимает, пожалуй, ведущее место. Высшее образование имеют шанс получить выпускники средних школ с академическим профилем и выпускники специальных технических школ. В зависимости от результатов, полученных на выпускном школьном экзамене, абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, категория которого соответствует набранным баллам. Для поступления в вуз абитуриенты обязаны сдать специальный экзамен по семи предметам. При поступлении в отдельные университеты конкурсы составляют несколько сотен человек на место, а потому зачисление в вуз становится для абитуриента настоящим достижением. В Китае преобладает платное высшее образование, но и на «коммерческую основу» поступить не так-то легко – все абитуриенты идут на общих основаниях. У одаренных молодых людей есть шанс получить высшее образование бесплатно. Кроме того, в некоторых случаях за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Одаренные студенты пользуются и некоторыми льготами в виде государственной стипендии или субсидий от предприятий и организаций. Срок обучения в узкопрофессиональных вузах с краткосрочным курсом обучения (неполные колледжи, или колледжи короткого цикла) – два-три года. Выпускники этих учебных заведений – дипломированные специалисты среднего звена для работы в различных отраслях промышленности. Колледжи с четырехлетней программой бакалавриата принимают выпускников специальных технических и обычных средних школ. По окончании обучения выпускникам выдается диплом по специальности либо присваивается степень бакалавра. Получение степени бакалавра в университете занимает 4-5 лет. Обучение в аспирантуре может осуществляться с отрывом и без отрыва от производства. Подготовка аспирантов делится на две категории: подготовка специалистов с ученой степенью магистра (срок обучения – два-три года; возраст аспиранта – не более 40 лет) и подготовка специалистов с ученой степенью доктора наук (продолжительность обучения – три года; возраст аспирантов – не более 45 лет). Престижными вузами Китая являются Пекинский университет, Пекинский институт языков (где осуществляется подготовка востоковедов), а также университеты Сычуань и Далянь.

http://www.studying.ru/index.php?razd=161

Китай на сегодняшний день является одной из ведущих мировых держав. И именно этот факт в последнее время вызывает повышенный интерес в получении образования в китайских вузах, где огромное множество заведений разных направлений. Система образования в КНР постоянно реформируется и интегрируется в мировое общество. На сегодняшний день насчитывается более 2000 заведений, предоставляющих высшее образование. Обязательным образованием является 9-летнее школьное обучение.

Уровни образовательной программы

Высшее образование в Китае имеет свои особенности, которые с каждым годом совершенствуются и доводятся до мирового уровня. 23 учебных учреждения входят в 500 лучших вузов мира. Система высшего образования Китая включает университеты, колледжи и профессиональные высшие школы. Все учебные заведения являются государственными, но не работают по единой программе. Каждый вуз разрабатывает свою индивидуальную программу обучения, нацеленную на предоставление специализации по выбранному направлению.

Программы вузов предоставляют 3 уровня: бакалавр, магистр и доктор, что соответствует мировым стандартам. Учебный год начинается, как и во многих странах, 1 сентября и заканчивается в начале июля. Для того, чтобы сдать документы в вуз, необходимо прежде получить письменное подтверждение о том, что там готовы их принять. Прием документов начинается в феврале-марте. Основным языком преподавания является китайский. Но с каждым годом учебные учреждения разрабатывают новые программы на английском языке. В основном, по таким направлениям, как экономика, международная торговля, финансы и лингвистика.

Главными методами преподавания являются лекции, самоподготовка и домашние задания. Некоторые вузы в свою методику включают также и получение практических навыков в ведущих компаниях Китая.

Отношение правительства к системе образования

Китайское правительство уделяет большое значение образовательной системе, исходя из стратегии, что подъем страны возможен только за счет науки и знаний, полученных во время учебы. Постоянные реформы и новшества в учебной сфере выводят Китай на международный уровень, придавая высокий авторитет, наряду с мировыми университетами. Государство постоянно инвестирует большие средства и приглашает только лучших специалистов, в том числе и зарубежных.

При этом, стоимость обучения остается привлекательной и доступной. Многие университеты предлагают студентам недорогое жилье в собственных общежитиях. Техническое оснащение аудиторий соперничает с ведущими мировыми вузами. Дипломы, полученные в вузах Китая, признаются в 64 государствах, включая Англию, Германию, Россию и Италию. Выпускники работают в ведущих мировых компаниях и научных организациях в Северной Америке, Японии, Европе и других странах.

http://www.s89.info/obrazovanie/sistema_vyisshego_obrazovaniya_v_kitae/

Международное сообщество все больше смотрит на Китай как на страну с быстро растущим уровнем грамотности населения, высоким уровнем образования в ведущих вузах. Об особенностях современной системы образования в КНР рассказывает директор по делам образования Русско-китайского фонда развития культуры и образования Александр Купин.

Китай – большие маневры

Международное сообщество все больше смотрит на Китай как на страну с быстро растущим уровнем грамотности населения, высоким уровнем образования в ведущих вузах. С одной стороны, растет число китайских студентов, выезжающих на учебу за рубеж, с другой – правительство увеличивает квоты на количество иностранных преподавателей. У современной системы образования в КНР немало особенностей, которые раскрывает директор по делам образования Русско-китайского фонда развития культуры и образования Александр КУПИН.

КУПИН Александр Михайлович – директор по делам образования Русско-китайского фонда развития культуры и образования (г. Санкт-Петербург).

Родился в 1956 году в поселке Ломоватка Ворошиловградской области. Окончил Лисичанское педагогическое училище, затем университет Дружбы народов им. П. Лумумбы (1984): филолог, преподаватель русского языка как иностранного, переводчик с английского языка на русский.

Трудовую биографию начал в качестве учителя в школе. Затем служба в армии на границе, работа в Управлении внешних связей Минобра РФ. По линии Росзарубежцентра в течение шести лет находился в Индии (г. Калькутта) и Индонезии (г. Джакарта) на должностях директора Института русского языка и замдиректора Российского культурного центра, а также краткосрочно – в Швеции, Греции, ОАЭ, Германии. В разные годы работал в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, РОСТЕСТЕ и Институте проблем информатики РАН, исполнительным директором в российских издательствах. В настоящее время директор по делам образования Русско-китайского фонда развития культуры и образования.

Научные и профессиональные интересы – в сфере культуры и образования, информационных технологий и коммуникаций.

Любит шахматы и рыбалку, а также литературу, художественные выставки, театр, спорт, туризм, садоводство и многое другое.

Женат, имеет взрослых сына и дочь.

Кредо: главное в жизни – определить правильное направление.

Неграмотных все меньше и меньше

Согласно докладу ЮНЕСКО «Образование для всех», Китай занимал второе после Индии место в мире по количеству неграмотных взрослых граждан – 224 млн. человек. Это примерно четверть всех неграмотных людей мира. Почти 80 процентов китайцев проживали в сельских районах, где подчас не могли получить даже полное среднее образование, не говоря уже о высшем. В целом по стране на каждые 10 тыс. человек приходилось только 60 выпускников высших учебных заведений. Но это положение изменилось к 2003 году, когда азиатский исполин стал занимать первое место в мире по масштабам высшего образования.

Образовательные достижения китайцев следует оценивать, принимая в расчет ситуацию в странах, хотя бы отчасти сопоставимых с Китаем по пройденному историческому пути, а также по численности и структуре населения. В качестве базы для таких сравнений есть смысл в первую очередь рассмотреть азиатские государства. На их фоне особенно очевидными становятся серьезные успехи КНР.

Так, в отличие, например, от Индии Китай является страной с быстрорастущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского, составляющего основную массу в обеих странах. Неграмотными в Китае остаются лишь 15 процентов взрослого населения! Тогда как в Индии этот процент равняется 47, в Бангладеш – 61, в Пакистане – 59, в Иране – 27, в Турции – 17, в Индонезии – 15. Еще лучше у КНР другой важный индикатор – доля неграмотных женщин в возрастной группе от 15 до 24 лет. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать-двадцать пять лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе. В Китае указанный показатель составляет всего 4 процента (в Индии – 44, в Бангладеш – 63, в Пакистане – 61, в Иране – 10, в Турции – 8, в Индонезии – 4).

В амбициозных планах министерства образования КНР сформулированы новые ориентиры: в 2020 году на 100 тыс. человек будет приходиться около 13,5 тыс. специалистов с высшим образованием и примерно 31 тыс. со средним, а неграмотность и полуграмотность снизятся до 3 процентов и ниже. Средний период обучения приблизится к одиннадцати годам вместо девяти лет в настоящее время.

Перемены впечатляют

Общая структура образования в КНР похожа на советскую: состоит из нескольких ступеней и включает начальную и среднюю школу, а также высшее и среднее специальное образование. Начальная ступень – дошкольное образование (детские сады, дети трех-пяти лет). В начальной школе учится порядка 140 млн. человек, срок обучения – шесть лет. В средней школе насчитывается более 60 млн. учеников.

Следующая ступень – обязательное девятилетнее образование. Начальная и неполная средняя школы параллельно практикуют учебные системы «шесть и три», «пять и четыре» или «девять лет подряд». После девятилетки учащиеся могут поступить в полную среднюю школу (по-китайски – высшую среднюю), где предстоит учиться еще три года, то есть общий срок учебы составит двенадцать лет. Можно также получить среднее специальное (профессиональное) образование: после 9 классов срок обучения составляет четыре года, после 12 классов – два.

Вузы тоже практикуют привычную для нас систему: на дневных отделениях обучение длится пять лет (в медицинских институтах – семь-восемь). Высшее образование может быть двух типов: либо по программе специалиста, либо двухуровневое, по системе бакалавр плюс магистр. После получения диплома о высшем образовании возможна учеба в аспирантуре для получения степени доктора философии.

Закон КНР об обязательном образовании появился лишь в 1985 году. Вводили его постепенно, без потрясений и надрыва. На первом этапе, в 80-е годы, обязательным было лишь начальное образование (обычно длится шесть лет). Им сегодня охвачено свыше 99 процентов жителей. На втором этапе, в 90-е годы, обязательным определили девятилетнее образование. Его теперь получает до 98 процентов молодежи. Перемены в системе высшего образования КНР впечатляют. Согласно цифрам, в 1949 году в стране действовало лишь 205 государственных вузов, в настоящее время – более 2 тыс., а количество студентов составляет более 20 млн. человек.

К мировым рейтингам!

Благодаря последовательным реформам в последние годы продолжают совершенствоваться первоначальные масштабы системы высшего образования КНР. Еще в 1993 году началось создание системы 100 университетов первоклассного мирового уровня, в результате чего 708 вузов страны были объединены в 302 многопрофильных универсальных вуза. В частности, Центральная академия прикладного искусства была объединена с самым авторитетным храмом науки Китая – университетом «Цинхуа». Пекинский университет, существующий более ста лет, объединили с самым лучшим в стране медицинским вузом – Пекинской медицинской академией. Слияние таких учебных заведений позволило осуществить глубокие перемены в системе управления высшим образованием, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса. Создан специальный государственный фонд поддержки свыше 30 вузов, входящих в число передовых высших учебных заведений мира.

Высокий уровень образования в ведущих вузах КНР признает и международное сообщество. Так, исследовательская структура международного высшего образования QS в 2010 году опубликовала новый рейтинг ведущих вузов мира, куда в первую полсотню попали Сянганский университет, Сянганский университет науки и технологий, Сянганский университет китайского языка и Пекинский университет. Университет Цинхуа разместился на 54-й строчке, Тайваньский – на 94-й. Сянганский университет впервые опередил Токийский и занял первое место среди высших учебных заведений Азии.

Когда «мозги» под контролем

Чтобы повысить качество обучения в высших учебных заведениях, правительство КНР намерено значительно увеличить квоты на количество иностранных преподавателей в Китае. Приоритет в данном контексте будет отдаваться, прежде всего, преподавателям из России, Украины и стран Восточной Европы. Большинство иностранных преподавателей будут распределены в вузы южных и юго-восточных провинций Китая, так как университеты этих районов находятся в более выгодных условиях финансирования.

Для привлечения новейших технологий из-за рубежа в стране существует практика создания так называемых зон технико-экономического развития (ЗТЭР), где одновременно ведутся научные исследования и непосредственное использование результатов научных разработок на практике. Здесь создан наиболее благоприятный инвестиционный климат, понижены тарифы налогообложения, ведутся совместные фундаментальные научные исследования с иностранными специалистами. ЗТЭР играют большую роль в плане стимулирования обмена с зарубежными странами, в том числе по линии образования.

Кроме того, в Китае быстро развивается высшее профессиональное образование и высшее образование на основе экстерна. В стране сформирована своя система аспирантского образования. С введением обязательного образования в КНР значительно увеличились и ассигнования на нужды образования, качественно улучшились условия обучения, повысилась квалификация педагогического персонала. На сегодняшний день нет практически ни одной школы в провинции, где учебные классы не были бы оснащены по последнему слову техники. Правительство заботится о поддержании статуса педагогического труда, повышении заработной платы. И если Россия только сетует на «утечку мозгов», то Китай «мозги» реально привлекает.

Модернизация и свобода

Общее руководство сферой высшего образования Китая по-прежнему осуществляет госсовет через подчиненные ему министерство образования и ведомства. Государство поощряет в рамках закона создание и финансирование вузов профессиональными, предпринимательскими, общественными коллективами и организациями, отдельными гражданами. Тем самым впервые в принципе допускается идея учреждения и легализации частной высшей школы. При этом подчеркивается, что целью создания вуза в КНР должно быть служение интересам государства и общества, а не извлечение прибыли.

Постепенно рационализируется структура специальностей. В настоящее время высшая школа КНР готовит мастеров по 820 направлениям. В процентном отношении приоритетны технические специальности и фундаментальные науки. Второе место занимают педагогические профессии, что объясняется их востребованностью на рынке труда.

В модернизируемом Китае вузам дана большая свобода в привлечении дополнительных средств для развития науки и технологий. Такие виды коммерческой деятельности, как сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и так далее, распространяются все шире. В КНР использовали западный опыт по основанию индустриальных парков высоких технологий. Власти определили четыре важнейших научных направления, в которых они создаются: информационные технологии и технологии новых материалов, электроника, биотехнологии, нанотехнологии. Сегодня в стране порядка 20 таких парков, расположенных в пригородах густонаселенных промышленных городов и концентрирующих научно-исследовательские, конструкторские институты, опытные производства, лаборатории, испытательные полигоны.

В КНР фактически произошел переход на самофинансирование, обучение в вузе стало платным. При поступлении в высшие учебные заведения экзамены не сдают. Квалификационные испытания в виде тестирования проводят один раз по окончании школы. Для зачисления необходимо набрать 500 баллов. А за каждый недобранный балл надо заплатить 1 тыс. юаней в год (примерно 4,5 тыс. рублей). В среднем плата за обучение колеблется от 500 до 2 тыс. долларов в год. И при этом абитуриенты еще проходят жесткий конкурс, так что об отсеве речь практически не идет.

На средства государства или со льготной оплатой могут учиться лишь молодые люди из нуждающихся семей или из дальних сельских районов. За успехи в учебе они даже вправе претендовать на стипендию и разовые социальные выплаты. В результате реформы студенты стали свободнее в выборе профессии, а университеты приобрели большую самостоятельность в установлении и регулировании перечня специальностей в зависимости от потребностей общества.

С уважением к педагогу

В КНР высок статус педагогов. В 1985 году в день рождения философа Конфуция был учрежден День учителя, ставший первым в стране праздником людей отдельной профессии. С 1993 года введен закон о преподавателях, установивший права и обязанности учителей, требования при приеме на работу, социальные гарантии. За период реформ заработная плата учителей возросла в среднем в 15 раз и превысила 31 тыс. юаней (4840 долл.) в год у преподавателей высшей школы и 15 тыс. юаней (2340 долл.) у педагогов начальных и средних школ. А к 2015 году зарплата преподавателей и учителей должна увеличиться еще в два раза. В результате КНР стала обладателем самого большого в мире преподавательского корпуса (более 12,5 млн. человек). И эта цифра постоянно увеличивается.

Для повышения профессионального уровня педагогов правительство КНР разработало программу по созданию союза сетевого обучения преподавателей. Цель её – с помощью информатизации образования способствовать модернизации обучения преподавателей, посредством образовательной сети для преподавательских кадров, спутникового телевидения и Интернета предоставлять помощь и услуги по непрерывной переподготовке преподавателей; проводить масштабную, высококачественную и всестороннюю высокоэффективную подготовку и обучение учителей начальных и средних школ для значительного повышения их профессионального уровня. В настоящее время среди преподавателей вузов 9,5 процента профессоров и 30 процентов доцентов. Молодежь и люди среднего возраста являются ведущей силой педагогики, в вузах преподаватели в возрасте 45 лет и моложе 35 лет составляют соответственно 79 и 46 процентов. Преподаватели вузов широко ведут научные исследования, будучи главной надеждой в этой области, как и в интеллектуальном и научно-техническом новаторстве. Сегодня во всех вузах работают 280 академиков АН Китая – 40,7 процента от общего числа АН Китая, 234 академика инженерных наук – 35,3 процента от общего числа АИН Китая.

Таким образом, правительство КНР и его руководство постоянно работают над созданием механизма взаимной поддержки и взаимодействия правительства, социума, семьи и учебного заведения, формируют благоприятный общественный климат, содействующий здоровому росту учеников и студентов и непрерывному совершенствованию образовательной системы, обеспечивающей возможность учиться в любом возрасте.

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».

Группа компаний «Аккредитация в образовании», подводя итоги пятилетнего проведения конкурса.

17 ноября 2017 года в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится.

EdEx Pakistan – выставка на тему высшего образования и профессиональной подготовки – будет.

Одна из крупнейших образовательных выставок в Саудовской Аравии JETEX & JESS 2018 пройдет 11-13.

http://www.akvobr.ru/obrazovanie_knr.html