Система высшего образования в германии

1. РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ — ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Во времена Ломоносова, а затем во времена Пушкина русские студенты в немецких университетах составляли заметные землячества. В наше время университеты и научно-исследовательские институты Германии по-прежнему привлекают молодежь и ученых из разных стран. Иностранные студенты, как и граждане Германии, получают здесь высшее образование бесплатно. Германская образовательная система отличается основательностью и практичностью. Правительство страны и частные благотворительные фонды поддерживают большое количество образовательных и исследовательских стипендиальных программ с участием зарубежных ученых и студентов. Иностранные студенты немецких вузов могут получить разрешение на работу в свободное от занятий время.

2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

ЯЗЫКОВЫЕ ЦЕНТРЫ

Путь к бесплатному германскому университету начинается с изучения немецкого языка: без сертификата DSH (экзамен на знание немецкого как иностранного) документы иностранного абитуриента рассматривать не будут. При университетах есть языковые центры, где можно подготовиться к учебе в вузе, почти в каждом немецком городке найдется языковая школа, а в крупных городах их огромное множество.

СРЕДНИЕ ШКОЛЫ В ГЕРМАНИИ

После окончания начальной школы учащиеся продолжают учебу в средних школах. В отличие от российской системы образования, средние общеобразовательные школы в Германии очень многотипны. Между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предоставляет учащимся определенный круг возможностей для дальнейшего обучения по выбранной профессии. Выбор школы зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем ребенок или его родители. В Германии действует принцип, что чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Таким образом, выбор будущей профессии или хотя бы уровня образования осуществляется уже после начальной школы. Средние школы в Германии делятся на несколько типов: гимназия, реальная школа, основная школа, профессиональная школа, объединенная школа.

Правила зачисления русских детей в немецкую школу.

Система школьного образования в Германии достаточно сильно отличается от российской. Российский уровень образования не признается в Германии соответствующим их уровню, так что выпускник российской общеобразовательной школы с аттестатом зрелости о законченном среднем образовании признается только как ученик 10 класса, и до получения немецкого аттестата ему придется доучиться еще 3 года, в 11, 12, 13 классах гимназии или объединенной школы.

УНИВЕРСИТЕТЫ В ГЕРМАНИИ

Первые университеты в этой стране появились еще в Средневековье. К самым древним университетам в Германии относится Гейдельбергский университет 1386 г. и Кёльнский университет 1388 г. Эти учебные заведения были, прежде всего, известны своими старинными традициями и классическим образованием.

Главным принципом высшего образования в Германии является "академическая свобода" — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Система высшего образования в Германии также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14-20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.

Градация высших учебных заведений Германии.

Структура обучения.

В Fachhochschule обязательной частью программы является два семестра практики.

Студент сам выбирает с какого семестра ему начать обучение: летнего или зимнего, но чаще всего набор ведется на зимний семестр. Летний семестр в университетах длится с апреля по сентябрь (сроки могут меняться). Зимний семестр – октябрь – март (сроки могут меняться). В большинстве вузов начало лекций зимнего семестра 15 октября, а летнего — 15 апреля.

Согласно Закону о высшей школе "стандартный период обучения" (Regelstudienzeit), т.е. период, в течение которого, как правило, можно пройти полный учебный курс и сдать первый итоговый экзамен на присуждение профессиональной квалификации, рассчитан на четыре с половиной года (девять семестров).

Квалификационные свидетельства.

Первым итоговым экзаменом на присвоение профессиональной квалификации по гуманитарным наукам и, частично, социологии является экзамен на присуждение академической степени магистра (Magistergrad). Для этого студенту придется сдать экзамены по двум профилирующим предметам (Hauptfach) или одному профилирующему и двум дополнительным (Nebenfach). Студенты также пишут научную работу.

Государственный экзамен сдается по тем специальностям, успешное изучение которых дает право работать в Германии в качестве государственных служащих (учителя, судьи) или по профессиям, которые находятся под контролем государства (врачи, юристы, фармацевты).

Чтобы получить место в немецком вузе, претендент должен подать заявление о приеме в Отдел международных связей этого вуза. Сразу оговоримся, что заявление российских претендентов будут рассмотрено только при наличии у них среднего законченного образования и высшего неполного. В своем письме постарайтесь как можно подробнее и точнее опишите свою ситуацию: наличие свидетельства о среднем/высшем образовании, уровне владения языком, перечне пройденных предметов и сведения об успеваемости. Иностранцы при поступлении в университет в Германии должны сдать обязательный экзамен по немецкому языку (DSH-Pruefung). Подавать документы нужно заранее, а их подготовку лучше доверить профессионалам, специализирующимся на зачислении в германские университеты, — ведь от того, насколько полно и грамотно будет составлен пакет документов, зависит ваше будущее..

3. КАКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛУЧШЕ?

По данным рейтингов, технические дисциплины предпочтительнее изучать в Ахене, Карлсруэ, Дармштадте и Мюнхене. Экономику лучше преподают в Мангейме, Мюнхене и Кельне. Тем, кто стремится изучать право, есть смысл ехать в Пассау, Фрейбург, Гейдельберг или Мюнстер. Что касается частных вузов, то университет в Виттен-Хердеке специализируется на медицине, экономике и естественных науках. Три других частных вуза — Высшая школа по подготовке руководителей предприятий в Кобленце, Европейская бизнес-школа в Острих-Винкеле и Европейская высшая экономическая школа в Берлине — ориентированы на подготовку специалистов для работы на международных рынках.

Постоянная ссылка на статью "Образование в Германии":

Оценка: 4.2 (голосов: 16 )

Поиск по базе статей:

Темы статей

  • Новые статьи

    Вместе с этой статьей обычно читают:

    В тесте участвуют автомобили: Daewoo Espero Многих потенциальных покупателей как новых, так и подержанных корейских машин сегодня волнует, пожалуй, один вопрос — перепродажа автомобиля. Ведь, например, подержанный Volkswagen или Opel через год-другой эксплуатации можно «сбагрить», не слишком много потеряв в деньгах.

    » Корейские автомобили — 2288 —

    В тесте участвуют автомобили: BMW 3 Series BMW 3-й серии бандитам теперь не служат. «Трешка» в кузове Е36 до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке. Однако найти приличную машину, несмотря на большой выбор предлагаемых образцов, довольно сложно — слишком много BMW 3-й серии находится в «убитом» состоянии или имеет криминальную историю.

    » Немецкие автомобили — 2398 —

    4 октября в официальной резиденции Посла Германии в России cостоялся торжественный прием по случаю Дня Объединения Германии. Учитывая высокий дипломатический статус приема, главным спонсором выступила компания АСЦ Ауди на Таганке — официальный представитель Ауди АГ по работе с дипкорпусом в России. Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в России Др.

    » Немецкие автомобили — 4051 —

    Пожалуй, наиболее заметное, хотя и не очень значимое событие минувшей недели произошло в Германии, где на минувшей неделе была преодолена планка в 11 111 111 имя. « Круглым доменом» стал pressious.de. Таким образом, в домене .

    » Интересное в сети — 794 —

    Студенческая виза в Германию. От чего зависит благополучный результат? Вот уже на протяжении многих лет очень престижно обучение за границей.

    http://rusadvice.org/science/boundary/obrazovanie_v_germanii.html

    толстый журнал как эстетический феномен

    • Новые поступления
    • Журналы
    • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
    • Арион
    • Вестник Европы
    • Волга
    • Дружба Народов
    • Звезда
    • Знамя
    • Иностранная литература
    • Нева
    • Новая Юность
    • Новый Журнал
    • Новый Мир
    • Октябрь
    • Урал
    • НОН-ФИКШН
    • Вопросы литературы
    • НЛО
    • Неприкосновенный запас
    • НОВОЕ В ЖЗ
    • Homo Legens
    • Prosōdia
    • ©оюз Писателей
    • День и ночь
    • Дети Ра
    • Зеркало
    • Иерусалимский журнал
    • Интерпоэзия
    • Крещатик
    • Новый Берег
    • АРХИВ
    • ВОЛГА-ХХI век
    • Зарубежные записки
    • Континент
    • Критическая Масса
    • Логос
    • Новая Русская Книга
    • Новый ЛИК
    • Отечественные записки
    • Сибирские огни
    • Слово\Word
    • Старое литературное обозрение
    • Студия
    • Уральская новь
  • Проекты
    • Вечера в Клубе ЖЗ
    • Египетские ночи
    • Премия «Поэт»
    • Премия Алданова
    • Премия журнала «Интерпоэзия»
    • Поэтическая премия "Anthologia"
    • Страница Литературной премии И.П.Белкина
    • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
    • Академия русской современной словесности
    • Страница Карабчиевского
    • Страница Татьяны Тихоновой
    • Авторы
    • Выбор читателя
    • О проекте
    • Архив
    • Контакты
    • Справка

      Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах. Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства, которые, вчастности, утверждают учебники для использования в школах данной земли. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе «рамочного» федерального закона.

      Основные черты современной системы образования в Германии сформировались в период Веймарской республики (1920-е годы), когда произошло разделение средней школы на полную народную школу, реальную школу и гимназию. Доначала 1950-х годов обучение в реальной школе и гимназии было платным.

      Сеть дошкольных детских учреждений в Германии развита слабо. Детские сады в основном находятся в частной собственности, их посещают дети в возрасте от трех до пяти лет.

      Обучение в начальной школе (grundschule) в Германии начинается вшестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует дисциплинарная структуризации — базовые знания по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательного курса.

      Как правило, начальные классы существуют в рамках структуры средней школы (allgemeineschule), где учащиеся, получившие начальное образование, продолжают учебный курс в собственно средней школе (с 10–12 до 16 лет) и средней профильной школе (с 16 до 19 лет). Средняя профильная школа, завершающая полный курс среднего образования, является одновременно и подготовительным этапом к университету. В Германии существуют также профильные школы, позволяющие получить законченное профессиональное образование (аналог российского понятия «среднее специальное образование») и устроиться на работу по профессии. Общая продолжительность полного курса среднего образования в Германии (включая начальную и профильную школы) составляет 13 лет. Начиная со стадии собственно средней школы, вводится многовариантность образования: учащиеся, помимо изучения базовых предметов, вправе самостоятельно выбирать дополнительные учебные дисциплины.

      Средние школы в ФРГ делятся на пять основных типов: гимназия, реальная школа, главная школа, профессиональная школа и общая школа. Наиболее престижным типом средней школы является гимназия (gymnasium), диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов университета. Как правило, гимназии специализируется на гуманитарном образовании. Реальная школа (realschule) также обладает достаточно высоким статусом и дает профессиональное образование всферах обслуживания, торговли и государственной службы. Высокий балл, полученный по результатам обучения вреальной школе, позволяет поступить встарший класс гимназии, а затем — вуниверситет. Главная школа (hauptschule) предназначена, в основном, для учащихся, не предполагающих продолжения своего образования в университете. Профессиональная школа (professionalschule) также ориентирована преимущественно на учащихся, стремящихся овладеть той или иной рабочей профессией и не планирующих получать высшее образование. Общая школа совмещает различные особенности гимназий и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование. Учащиеся общих школ, сдавшие экзамены по программе гимназии, получают возможность поступить в университет. Среди каждого из пяти типов средних школ Германии представлены как дневные школы, так и школы-интернаты, в которых учащиеся могут проводить целый день или целую учебную неделю. В последние годы вФРГ наметилась тенденция к увеличению доли учащихся гимназий и реальных школ за счет уменьшения доли учащихся средних учебных заведений остальных типов.

      В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. Соответствие образовательному стандарту, зафиксированному дипломом Abitur, обычно позволяет поступить в университет без экзаменов. Несколько лет назад некоторые престижные университеты сделали исключение из этого правила — при поступлении на ряд факультетов (в особенности на медицинский) абитуриенту все же необходимо сдать вступительные экзамены и принять участие вконкурсе. Реформа высшего образования в Германии, связанная с объединением страны в1991 году и вызванной им необходимостью унификации образовательных стандартов, привела к тому, что диплом Abitur перестал рассматриваться вкачестве безусловной гарантии качества полученного его обладателем среднего образования. В ближайшее время прогнозируется дальнейший рост числа германских вузов, практикующих систему конкурсного отбора среди абитуриентов.

      Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Система высшего образования в ФРГ также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов(14–20 недель) и нелекционных, вовремя которых студент занимается самостоятельной научной работой.

      Система высшего образования ФРГ объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание). Основу системы составляют университеты (Universitaet) и приравненные к ним вузы (общее число — 78): классические университеты (факультеты медицины, гуманитарных и естественных наук, теологии, социологии, экономики, сельского и лесного хозяйства, инженерии), технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия), общие университеты (Gesamthochschulen) (специальное профессиональное образование и научные исследования), педагогические институты (Paedagogische Hochschulen), медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи (Theologische Hochschule), колледж спорта. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (Fachhochschulen) (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств (Kunsthochschule и Musikhochschule).

      Наиболее известным и престижным высшим учебным заведением Германии является Гейдельбергский университет (основан в 1386 году по образцу парижской Сорбонны). Он расположен внебольшом городе Гейдельберге в60километрах от Франкфурта-на-Майне. СXIXвека Гейдельберг пользуется репутацией лучшей в Европе школы юриспруденции. Среди преподавателей этого университета были философы Гегель и Ясперс, химик Геймгольц, восемь лауреатов Нобелевской премии. В рамках Гейдельбергского университета существует15факультетов — биологии, химии и биохимии, медицины, права, философии, восточных языков, современных языков, политических наук, спорта и здоровья и др. При университете открыт ряд специализированных исследовательских центров — в частности, Институт Южной Азии и Гейдельбергский институт ядерной физики имени Макса Планка. Иностранные студенты составляют около 12 процентов от общего числа студентов (25тысяч) Гейдельбергского университета.

      Второе место в рейтинге германских университетов занимает расположенный в Мюнхене университет Людвига-Максимиллиана (основан в XV веке). Этот вуз известен крупнейшим в Европе медицинским факультетом. Кроме него, университет объединяет 19 факультетов. Общая численность студентов мюнхенского университета — 44 тысячи человек.

      Средняя продолжительность обучения в высшем образовательном учреждении ФРГ составляет пять лет, хотя встречаются вузы с четырех- или шестилетними курсами. Максимальная продолжительность курса высшего образования в Германии составляет десять лет. Зачисление ввузы ФРГ происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром. Перед поступлением в вузы, в которых принят набор на конкурсной основе, абитуриенты могут пройти обучение на платных подготовительных курсах. Итоги обучения в течение семестра выражаются в зачетных баллах, которые присуждаются студенту после каждой сессии. Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3–4семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom—Преддиплом), и основной (4–6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Artium) (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом специалиста). Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию. Государственный диплом, выдаваемый университетами и приравненными к ним высшими учебными заведениями Германии, дает право работать по профессиям, требующим высшего образования. После получения государственного диплома и степени магистра выпускники германских вузов могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора (Doctorate). Этустепень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены.

      Иностранные студенты обучаются вФРГ на равных условиях с гражданами Германии, т. е. обучение в государственных вузах является для них бесплатным (втом числе, в случае получения второго высшего образования). Ряд германских фондов и обществ (например, Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд имени Конрада Аденауэра, Фонд имени Фридриха Эберта, Общество Макса Планка, Германское научно-исследовательское общество) предоставляет отечественным и зарубежным студентам и ученым специальные стипендии для проведения научных исследований и повышения академической квалификации. В отличие от германских абитуриентов, иностранцы при поступлении в вуз ФРГ должны сдать обязательный экзамен по немецкому языку (DSH-Pruefung).

      Контакты

      По всем вопросам обращаться к Сергею Костырко

      Проекты

      Журналы

      • Новые поступления
      • Журналы
      • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
      • Арион
      • Вестник Европы
      • Волга
      • Дружба Народов
      • Звезда
      • Знамя
      • Иностранная литература
      • Нева
      • Новая Юность
      • Новый Журнал
      • Новый Мир
      • Октябрь
      • Урал
      • НОН-ФИКШН
      • Вопросы литературы
      • НЛО
      • Неприкосновенный запас
      • НОВОЕ В ЖЗ
      • Homo Legens
      • Prosōdia
      • ©оюз Писателей
      • День и ночь
      • Дети Ра
      • Зеркало
      • Иерусалимский журнал
      • Интерпоэзия
      • Крещатик
      • Новый Берег
      • АРХИВ
      • ВОЛГА-ХХI век
      • Зарубежные записки
      • Континент
      • Критическая Масса
      • Логос
      • Новая Русская Книга
      • Новый ЛИК
      • Отечественные записки
      • Сибирские огни
      • Слово\Word
      • Старое литературное обозрение
      • Студия
      • Уральская новь
    • Проекты
      • Вечера в Клубе ЖЗ
      • Египетские ночи
      • Премия «Поэт»
      • Премия Алданова
      • Премия журнала «Интерпоэзия»
      • Поэтическая премия "Anthologia"
      • Страница Литературной премии И.П.Белкина
      • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
      • Академия русской современной словесности
      • Страница Карабчиевского
      • Страница Татьяны Тихоновой
      • Авторы
      • Выбор читателя
      • О проекте
      • Архив
      • Контакты
      • © 1996 — 2017 Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал"

        http://magazines.russ.ru/oz/2002/2/spr5.html

        В статье рассматриваются проблемы конкурентоспособности современного российского архитектурного образования в сравнении с высшим архитектурным образованием Италии в свете Болонской декларации, которую подписала в 2003 году Россия и которая ориентирована на реорганизацию системы образования в стране с целью вывести ее на современный европейский уровень. Рассматриваются условия мобильности, свободы, личной инициативы студентов и качества образования.

        Ключевые слова: высшее архитектурное образование, конкурентоспособность, качество образования.

        К сожалению, сегодняшняя обстановка в области образования такова, что российские вузы занимают далеко не лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве. Необходимость в реорганизации российского образования очевидна. Во-первых, государственное образование должно быть фундаментом, на котором будет базироваться все дальнейшее развитие страны. Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В нашей стране нынешняя ситуация такова, что многие молодые люди, получившие высшее образование в российских вузах, решаются на «доучивание» [2] за рубежом, чтобы сгладить создавшийся разрыв и выйти на мировой уровень высшего образования. Во-вторых, образование, обеспечивающее сложнейший процесс развития личности, не может не реагировать на происходящие события в обществе [3]. Поэтому считается, что образование может помочь обществу сформировать у молодежи гуманную модель поведения.

        Исследователь Б.С. Гершунский в своей работе: «Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века» подчеркивает, что «кризис образования», возникший в российских вузах, не может быть приравнен к абсолютному упадку образования. Ведь российская высшая школа объективно занимала одну из ведущих позиций, она обладает рядом достоинств, которые необходимо сохранять. Суть мирового кризиса видится, прежде всего, в ориентации сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение» [4, с. 131]) в прошлое: «направленности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее» [4, с. 101].

        Да, в российской системе образования необходимы изменения, но любые вопросы перемен должны четко и чутко рассматриваться в условиях культурной микросреды. Так, при подписании России в 2003 году Болонской декларации представители разных вузов восприняли это по-разному, но что для всех было очевидно, так это необходимость адаптации пунктов декларации к существующей системе образования в России.

        К основным целям стратегии реформирования высшего образования были отнесены:

        • принятие системы сопоставимых документов о высшем образовании, в том числе введение единой формы приложения к диплому для выпускников, что способствует выравниванию неравенства и мобильности студентов для обмена опытом и приобретения нового;
        • переход к двухуровневой (бакалавр, магистр) системе высшего образования. Причем продолжительность обучения на первом цикле должна быть не меньше трех и не больше четырех лет. А обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через один-два года обучения после получения звания бакалавра) и/или к докторской степени (в общей сложности через семь-восемь лет);
        • внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин (European Credit Transfer System – ECTS) в качестве единого средства общения, также способствующего академической мобильности студентов и свободному доступу ко всем образовательным услугам. Сложно предположить, как будет работать такая система в России, но в Италии, несмотря на принятую ей декларацию и стремление к унификации, отдельные университеты и факультеты интерпретируют европейскую систему кредитов (ECTS) по-разному, что нередко вызывает необходимость во внешней аккредитации образовательных программ, в частности; привлечении экспертов из Национального комитета оценки системы образования (CNVSU, Comitato Nazionale per la Valutazione del Sistema Universitario);
        • содействие мобильности путем преодоления препятствий для осуществления свободного передвижения. Учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения разнообразного образования и приобрестения практического опыта в различных мировых школах.

        Свобода выбора образования, стратегии собственной карьеры, страны учебы или работы должны стать нормой в настоящем и будущем.

        Европейская система образования в каждой стране (Франция, Испания, Германия, Италия) имеет свои особенности. И европейскую систему образования, которая вступила в силу в 1999 году, с подписания Болонской декларации, предлагается рассмотреть на примере системы высшего образования Италии.

        Система высшего образования Италии имеет структуру бинарной системы, состоящей из двух главных секторов: университетского и неуниверситетского. В настоящее время университетский сектор этой страны состоит из 89 университетов и институтов: 58 государственных университетов, 17 частных университетов, 2 университета для иностранных граждан, 6 высших школ Италии, специализирующихся на аспирантском обучении, 6 дистанционных университетов.

        Неуниверситетский сектор включает в себя четыре типологических образовательных учреждения со своими институтами. Высшая школа дизайна: политехнические институты, академия изобразительного искусства, институты прикладного искусства, консерватории, национальные академии; высшее образовательные учреждения языкового посредничества, лингвистические школы; определенные сферы деятельности: архивирование, дипломатика, реставрация, военные учебные заведения [5].

        В Италии высшее образовании представлено большим количеством университетов, и известная итальянская газета «La Repubblica» [6] совместно с институтом социально-экономических исследований «Censis» выпускает «Большой путеводитель по университетам», на страницах которого ежегодно публикуется рейтинг итальянских университетов. Так, согласно его данным, среди архитектурных вузов признанными считаются:

        • Университет Венеции (Istituto universitario di architettura di Venezia) [7];
        • Миланский университет (Politecnico di Milano) [8];
        • Рим III (Universita degli studi «Roma Tre») [9];
        • Университет в Риме «La Sapienza» (Universita’ di Roma – «La Sapienza») [10].

        И на примере четырех вышеупомянутых университетов предлагается рассмотреть основные отличия европейского высшего образования от высшего архитектурного образования в России.

        Обучение в высших образовательных учреждениях в Италии начинается с 18-19 лет и в дальнейшем не имеет возрастных ограничений, что позволяет поступать или продолжать образования в любом возрасте и в любое удобное время. В таком случае ответственност, с другой стороны, такое положение дел может расхолаживать. Так, например, если учащийся не уложился с экзаменами и дипломом в срок, то можете учиться еще столько, сколько потребуется. Девиз студента: «Не сдал – всегда пересдашь».

        Еще одной особенностью является отсутствие вступительных экзаменов, но из-за этого итальянские вузы часто сталкиваются с проблемой переполнения.

        Идея свободы и личной инициативы проявляется почти во всем. Так, в Римском университете La Sapienza в течение года бывает три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать (за исключением некоторых обязательных на каждом факультете), так как студенты имеют право на свой индивидуальный учебный план. Вследствие этого в итальянских вузах представлен более обширный спектр предметов, в отличие от российских. Студент сам решает, какую дисциплину он хочет изучать, но если уж выбрал, то от студента требуется полная самоотдача.

        Очень важное отличие от нашей системы – это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Каждый экзамен требует 99,9 % самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что студент должен знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших.

        Как результат активной реформаторской политики центрального министерства, в Италии формируется единая система степеней и дипломов в соответствии с Болонской декларацией, которые даются студентам, дошедшим до окончания и сдавшим все экзамены.

        1. Первая университетская степень (Laurea) приравнивается к европейской степени бакалавра. Для ее получения необходимо окончить трехлетнюю образовательную программу и набрать 180 кредитов (ECTS). Эта программа предназначена для получения необходимого комплекса знаний по специальности и навыков для осуществления профессиональной деятельности.
        2. Вторая степень подразделяется на два типа, эквивалентных европейской степени магистра.

        • Одна из самых популярных — Laurea Specialistica (LS). Она присваивается по окончании академически ориентированной двухгодичной программы и соответствует 120 кредитам (ECTS) при условии написания квалификационной работы.

        • Другая степень — Diploma di Specializzazione di Primo Livello (DS1). Программа, предшествующая получению этой степени, профессионально ориентирована и предназначена для узкоквалифицированных специалистов. Хотя данная степень официально признается Министерством образования, университетов и науки.

        • Выпускники Laurea имеют возможность также получить степень Master Universitario di Primo Livello. Несмотря на схожее название, эта программа отличается от европейской магистратуры. Она рассчитана на один учебный год и соответствует всего 60 кредитам (ECTS). Целью данной программы является дополнительная профессиональная подготовка или переквалификация, а не получение академического образования.

      • Третья ступень образовательного цикла представлена несколькими видами образовательных программ.
      • • Dottorato di Ricerca — степень, эквивалентная европейской степени PhD. На нее могут поступать выпускники Laurea Specialistica, предполагающие заниматься научно-исследовательской деятельностью. Программа рассчитана на три года и включает написание диссертационной работы.

        • Corsi di Specializzazione di 2 Livello (DS2) предназначена для выпускников второй степени, специализирующихся в особых областях, например, медицине.

        • Третьей ступенью также считается Corsi di Master Universitario di 2 Livello (MU2). Она представляет собой программу дополнительного образования и не требует защиты диссертации.

        Таким образом, сильно дифференцированная система итальянских степеней одновременно соответствует европейским стандартам и отвечает требованиям современной экономической ситуации в Италии, способствуя развитию как академического образования и научно-исследовательской деятельности, так и профессионального, прикладного высшего образования. Но выработка такой общей системы в системе заняло немало времени, начиная с 1999 года и до настоящего времени. Так и система высшего образования в России со временем должна приобрести свой, по-новому звучащий облик, основанный на прошлом, но направленный в будущее!

        http://archvuz.ru/2010_22/9