Право на защиту репутации автора произведения переходит по наследству

По своему экономическому созданию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права. Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

§ 4 настоящей главы

Автор в отношении своего произведения обладает такими правами, как:

• право на обнародование произведения, включая право на отзыв;

• право на защиту своей репутации.

Органичность связи неимущественных прав с личностью создателя произведения проявляется, в частности, и в том, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осуществлять защиту указанных прав в случае их нарушения. Это право наследников заметно актуализировалось в связи с незаконным использованием имен известных людей в коммерческих и рекламных целях.

Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т. е. основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.

Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. Там же сказано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т. е. вымышленное имя.

Гражданский кодекс не упоминает о возможности анонимного приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей. Однако из этого не следует, что положения ЗоАП об анонимном использовании произведений противоречат ГК и не должны применяться. Дело в том, что анонимное произведение воспринимается публикой. Автор же по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора, например Максима Горького или Эдуарда Лимонова, не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Данное положение действует до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на имя тесно связано с правом авторства. Обладая правом авторства, создатель произведения, как правило, персонифицирует его, снабжая произведение при опубликовании своим именем или псевдонимом либо приобретая авторские права на него анонимно (по согласованию с издателем). Тем не менее право на имя является самостоятельным личным правом автора, поскольку оно может быть нарушено независимо от нарушения права авторства. На практике нередки случаи, когда издатели, не отрицая авторства какого-либо лица на изданное произведение, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на произведении его псевдоним вместо подлинного имени (или наоборот).

Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и желания автора, может осуществляться путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Реализация автором своего права на отзыв может нанести ущерб интересам пользователя произведения. Поэтому осуществление права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.

Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений.

Отозванное автором произведение считается не обнародованным. Что это дает автору? Право на отзыв позволяет автору в некоторых случаях избежать неблагоприятных последствий обнародования произведения, поскольку обнародованные произведения в случаях, предусматриваемых ст. 17-26 ЗоАП, могут в определенных рамках свободно использоваться третьими лицами, в том числе без выплаты авторского вознаграждения.

Право на защиту репутации автора означает возможность защиты произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения. Закон устанавливает максимально широкие границы данного права. Ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. В соответствии с законом никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора. Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей-либо воле от существа и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого искажения произведения.

Вместе с тем абз. 5 п. 1 ст. 15 ЗоАП говорит о защите произведения также от иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. То есть "всякое искажение" произведения — это всегда одна из форм посягательства на него. Автор вправе протестовать против него независимо от связи искажений с его честью и достоинством. Напротив, иное посягательство недопустимо, лишь если оно наносит ущерб чести и достоинству автора. Иной подход был бы нелогичен, так как трудно вообразить, чтобы автор получал возможность протестовать, к примеру, против снабжения литературного произведения иллюстрациями помимо его воли (т. е. фактически против искажения произведения). Тем более что иллюстрации могут быть выполнены на высоком профессиональном уровне и, по мнению читателей, украшать произведение.

Но посягательства могут выражаться в некорректной оценке произведения, приписках его автору каких-либо неблаговидных поступков, связанных с созданием произведения. Вспомним непрекращающиеся домыслы об истории создания М. А. Шолоховым романа "Тихий Дон". Формула "иные посягательства, способные нанести ущерб чести и достоинству автора" может распространяться также на случаи недозволенного использования имени автора в рекламно-коммерческих целях.

Право на защиту репутации автора произведения не переходит по наследству. Однако ст. 29 ЗоАП дает наследникам право осуществлять защиту этого права (наравне с правом авторства и правом на имя). Кажущийся парадокс объясняется просто: нельзя приобрести в порядке наследственного преемства неотделимое от личности автора право с последующей его передачей своим наследникам, но можно защищать нарушаемое кем-либо личное неимущественное право покойного автора. Именно такое право на осуществление защиты (а не право на защиту) закон предоставляет наследникам автора.

Естественно, защита от посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора, осуществляется как самим автором, так и его наследниками по правилам ст. 152 ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации. В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Примером подобной защиты может служить иск вдовы известного целителя и автора оригинальных трудов В. В. Караваева к одному из предприятий Подмосковья, в нарушение ряда правовых норм наводнивших рынок (под рефрен энергичной рекламы) "бальзамами Караваева". Не обладая всей необходимой технологией производства бальзамов, разработанных фондом им. В. В. Караваева, предприятие-производитель своей деятельностью дискредитировало авторскую репутацию ученого.

В отличие от уголовного законодательства модернизация гражданского права была поначалу формальной и находилась в значительном отрыве от реальных.

Гражданское процессуальное право как элемент системы российского права соотносится с каждым из указанных звеньев, но взаимодействует с ними по-разному.

Гражданские права и обязанности, согласно ст. 8 ГК РФ, возникают вследствие следующих действий: а) из договоров и иных сделок.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Гражданское право – ведущая отрасль частного права, предметом регулирования которой … Диспозитивность в гражданском праве – основополагающий принцип гражданского права.

Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских (ч. I. т. Х Свода законов Российской империи).

Как субъекты гражданского права граждане обладают правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Гражданское процессуальное право – одна из отраслей российского права, без которого система права не может нормально функционировать.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Римское гражданское право (jus civile) не заключало общего понятия «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового положения, формируемого в том числе и публичным.

http://www.bibliotekar.ru/grazhdanskoe-pravo-3-2/30.htm

"Я не верю в правосудие,

я его добиваюсь!"

Об адвокате

Практика адвоката

Судебное представительство по гражданским делам

Представительство в арбитражных и третейских судах

Консультация и подготовка правовых заключений

Земельное право, недвижимость

Защита интеллектуальной собственности

Защита права собственности

Международное право

Семейное право

Наследственное право

Выступления на TV

Публикации

Рекомендации Клиентов адвокату

Судебные речи

Советы адвоката

Наследование интеллектуальной собственности

В наследственное имущество включаются не только вещи и иное имущество, а также имущественные права и обязанности наследодателя, но и результаты интеллектуальной деятельности наследодателя. Наследодатель, обладающий исключительным правом на результат своей интеллектуальной деятельности (автор) передает свое исключительное право по наследству наследникам по закону или по завещанию.

Интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являются имущественным правом. После смерти автора, его наследники получают право использовать результат интеллектуальной деятельности наследодателя по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Если у автора имеется несколько наследников, то исключительное право они получают в совместное использование, причем доходы от этого использования наследники делят поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Таким образом, очень важно правильно оформить свои наследственные права в отношении интеллектуальной собственности наследодателя, поскольку в противном случае можно лишиться доходов от использования произведений умершего автора.

Обычно права автора наследуют его родственники. Но в последнее время, участились случаи, когда авторы завещают свои произведения гражданам, не состоящим с ними в родстве, или исключительные права завещаются юридическим лицам.

Именно наследники произведений автора получают право на обнародование произведения в любой форме, включая право на отзыв. Наследники будут иметь исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом. Это право на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, передачу в эфир, переработку и другие. Именно наследники автора заключают с заинтересованными лицами договоры на использование произведений и получают за это вознаграждение.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После истечения срока действия авторского права на произведение, такое произведение переходит в общественное достояние, что предполагает использование произведения свободно без получения разрешения от наследников и без выплаты авторского вознаграждения наследникам.

В силу закона к наследникам также переходит право на защиту личных неимущественных прав наследодателя (автора), а именно: право авторства, право на имя, право на защиту репутации.

При наследовании по закону наследниками первой очереди наследодателя-автора произведения, являются дети, супруг, родители умершего. Если отсутствуют наследники первой очереди, к наследству призываются наследники последующих очередей. Автор при жизни может составить завещание, по которому наследником может быть любой или все наследники по закону или любой другой гражданин, юридическое лицо или государство. Автор произведений вправе определить доли каждого из наследников по завещанию или передать права на интеллектуальную собственность без указания долей, тогда наследники наследуют в равных долях.\

Переживший супруг автора не вправе претендовать на свою долю в наследуемом исключительном праве, поскольку исключительное право не является общим имуществом супругов, находящимся в их совместной собственности.

Особенностью наследования интеллектуальной собственности является необходимость осуществления наследниками авторских прав только сообща. Любые действия по использованию произведения, перешедшего к наследникам по наследству, возможны исключительно по согласованию между всеми наследниками.

Наследники вправе заключить соглашение о разделе наследства, в которое входят исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, подтвержденные свидетельством о праве на наследство, или разрешить возникший спор о наследовании исключительным прав в суде.

В судебной практике существую многочисленные споры между наследниками авторских прав. Тяжбы возникают из-за невозможности мирно договориться о порядке использования произведений и распределении прибыли. В случае спора между наследниками необходимо обратиться с иском в суд об определении размера долей и порядке осуществления авторских прав.

Помощь адвоката по наследству:

— участие в мирном урегулировании спора,

— представительство в суде во всех инстанциях.

http://www.lawandtax.ru/advocate-inherit%20in%20court.htm

Правовая защита рекламной продукции в Беларуси

Рекламу для привлечения к себе, к своей деятельности, к своему товару используют практически все: начиная от частного предпринимателя, заканчивая общественными и даже религиозными организациями. Сегодня рекламные ролики, объявления, плакаты, щиты, надписи можно увидеть на каждом шагу. Реклама, как бы ее назойливой ни называли, дает заметные и ощутимые результаты в плане привлечения клиентов. Сейчас кажется: какой бы мы ели шоколад, ели не “Элит” или “Покров” , чем бы утоляли жажду, как ни “Кока-Колой” , а после чего жевали “Орбит” , а перед сном чистили зубы пастой “Колгейт” или “Блендамед” . И вот чем более удачна и привлекательна реклама, тем больше опасность того, что ее попытаются неправомерно скопировать.

Рекламный бизнес – один из наиболее интересных и перспективных, так как включает в себя психологический, художественный и правовой аспекты. Для рекламной развития деятельности очень важным является ее детальной и компетентное урегулирование с юридической точки зрения, что подразумевает наличие необходимой нормативно-правовой базы.

С целью совершенствования рекламной деятельности в Республике Беларусь создана нормативная база, опираясь на которую мы сможем избежать ошибок, защитить законные права и интересы, как рекламодателей, так и потребителей.

Существует ряд законов, призванных охранять и защищать достижение интеллектуальной деятельности. В 1997 году был издан Закон Республики Беларусь “О рекламе” . Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения на территории Республики Беларусь рекламы на рынках товаров, работ и услуг (далее — товары) , включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Настоящий Закон распространяется на юридических лиц и граждан Республики Беларусь, иностранных юридических и физических лиц, а также на лиц без гражданства, которые производят, размещают и распространяют рекламу на территории Республики Беларусь. Закон не распространяется на политическую рекламу.

Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. №260 было упразднено Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, а на его базе создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь. В число основных задач данного Министерства включено и регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности .

В случае возникновения прецедента Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения республиканского органа управления Республики Беларусь (его территориального органа) , в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Подача заявления не приостанавливает исполнения предписания или решения республиканского органа управления Республики Беларусь (его территориального органа) , в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

Реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав. В этом случае авторские права подлежат защите в соответствии с законом Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных прав” (о чем будет рассказано ниже) .

Для защиты результата своей деятельности, а ей является и интеллектуальная собственность, рекламист может использовать:

  • патент на промышленный образец (внешний вид изделия, вид упаковки, промышленные рисунки и т.п.) ;
  • свидетельство на товарный знак.
  • Прежде чем сказать конкретно о правах рекламиста на свою продукцию вкратце следует упомянуть о перечисленных моментах.

    Для защиты наименования фирмы, названия товара и т.д. используется товарный знак (фирменный знак, логотип, клеймо, ктематоним и т.д.) (стоимость запантентованого товара, как правило, больше обычного на 15-20%. Товарный знак (ТЗ) отличается от других названий товаров, фирм, услуг иных организаций. Зачастую удачно выбранный ТЗ играет огромную роль в создании образа фирмы, стиль. Это облегчает рекламу товара, иногда указывает на происхождение, особенно на качество продукции. Вот почему в последнее время на рынках Беларуси, да и Восточной Европы, СНГ появилось так много продукции с переделанными, но весьма схожими по написанию и произношению названиями (трудно назвать их торговыми марками) (“Addidase” , “Reebookee” и многое другое) .

    В качестве ТЗ могут выступать как обозначения в виде:

  • слов (словесные) –– фамилии, сочетания слов …
  • символов, знаков (изобразительные) –– возможно различное характерное цветовое исполнение, основной упор делается на зрительное восприятие потенциальным клиентом,
  • возможно исполнение звуковое и пр.
  • часто в рекламной практике используются комбинированные ТЗ – сочетание вышеперечисленных, это позволяет недостатки каждого в отдельности, и одновременно соединить достоинства. Для наилучшей защиты от копирования рекламисты прибегают к регистрации отдельных элементов, входящих в состав всего знака.
  • Все товарные знаки могут регистрировать как физическими, так и юридическими лицами.

    Реклама, а точнее воплощенная в виде рекламы идея, как ни парадоксально, но иногда восхищает своей конструкторской мыслью. И, как выше отмечалось, рекламист может зарегистрировать свою “идею” как промышленный образец (художественно-конструкторское решение изделия, определяющее сегодняшний вид) , если, конечно же, образец оригинален и промышленно применим.

    В качестве промышленного образца не признаются решения:

  • обусловленные исключительно технической стороной изделия;
  • противоречащие нормам морали и принципам гуманности;
  • как таковая печатная продукция;
  • неустойчивые формы (из газообразных, жидких, сыпучих веществ)
  • Также возможна защита изделия как изобретения, если оно является новым, промышленно применимо. К таковым могут относится:

  • другое применение уже существующих устройств.
  • На конструктивное выполнение средств также можно получить патент как на полезную модель. И как на товарный знак в этом случае тоже возможно получение на составные части. В отличие от патента на изобретение на полезную модель требования не такие жесткие.

    Полезную модель возможно “переоформить” в изобретение до момента ее публикации в официальном информационном бюллетене (срок публикации – около 18 месяцев после экспертизы) .

    Патент на изобретение действует в течение 15 лет с момента (даты) поступления заявки.

    Для выдачи свидетельства на полезную модель производится фактически формальная экспертиза. Данное свидетельство действует в течение 5 лет с момента поступления заявки. Однако, возможно его продление, но не более чем на 3 года.

    И, наконец, вернемся к правам рекламиста. Рекламист (он же патентообладатель) имеет исключительное право на использование запатентованного изобретения или полезной модели имеет право запретить, если нет нарушения прав другого патентообладателя, использование их другим лицам.

    Признаются нарушением прав патентообладателя:

  • изготовление без разрешения;
  • использование запатентованного способа применения устройства, принципа;
  • изготовление запатентованным способом;
  • несанкционированная ввоз, продажа;
  • другое хозяйственное использование.
  • Любое лицо (физическое, юридическое) может использовать полезную модель или изобретение лишь с разрешения патентообладателя на основании договора.

    При неиспользовании патентообладателем изобретения либо недостаточным его использовании в течение 4-х лет, а полезной модели в течение 3-х лет любое лицо может обратиться в Высшую патентную палату с ходатайством о предоставлении принудительной неисключительной лицензии.

    Не рассмотренная выше часть интеллектуальной собственности защищается законом об авторском праве и смежных правах.

    ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Сфера действия авторского права В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме: а) на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; б) за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами — гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками; в) за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств — в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

    Произведение считается опубликованным в Республике Беларусь, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Республики Беларусь оно было опубликовано на территории Республики Беларусь.

    Объектами авторского права являются: 1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

    2. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее) ;
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее) ;
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой. оптической и так далее) ;
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план. чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее) ;
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее) ;
  • 3 Часть произведения (включая его название) , которая обладает признаками, указанными выше, и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

    4. Авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, процессы, системы, способы, концепции, сообщения о событиях и фактах, лежащие в основе охраняемых авторским правом произведений.

    5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

    Передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение.

    Произведения, являющиеся объектами авторского права

  • Объектами авторского права являются:
  • литературные и литературно-художественные произведения (книги, брошюры и другие письменные произведения) , научные, научно-технические, в том числе и топологии интегральных микросхем, учебные и публицистические произведения, программы для ЭВМ и базы данных, речи, лекции, доклады, обращения, проповеди и так далее;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом и без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы и программы, слайдфильмы. диафильмы и другие кино- и телепроизведения) ;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
  • 2. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ, включая прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

    3. К объектам авторского права также относятся: производные произведения, такие, как переводы и обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства; сборники произведений, такие, как энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    Произведения, не являющиеся объектами авторского права: – официальные документы, их официальные переводы; – государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки) ; – произведения народного творчества; – сообщения информационного характера о событиях и фактах.

    Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

    Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности: Ó ; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

    Например: Ó Иванов Сергей Петрович, Минск, ВКС, Кафедра Э и У, 1999 Обладатель авторского права или какого-либо исключительного полномочия на произведения для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованиое произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных реестрах.

    Регистрация осуществляется специально уполномоченным центральным органом управления Республики Беларусь, который выдает свидетельства о регистрации прав автора и его произведении. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное.

    Лицо, владеющее материальным объектом, в котором выражено произведение, не может препятствовать обладателю авторского права в регистрации.

    При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

    Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит автору. Право на использование такого произведения способом, обусловленным целью задания, и в вытекающих из него пределах, принадлежат лицу, по заданию которого оно сделано.

    Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

    Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный на то орган Республики Беларусь.

    При производстве, создании и использовании исполнений, постановок, фонограмм, передач эфирного или кабельного вещания, а это также может являться результатом деятельности рекламиста, –– все это регулируется этим же законом (“Об авторском праве и смежных правах” ) и относится к смежным правам.

    Субъектами смежных прав являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Для возникновения и осуществления прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на содержащем ее футляре и обязательно состоит из трех элементов: – латинской буквы “Р” в окружности: ℗ ; – имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; – года первого опубликования фонограммы.

    Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований описываемого Закона “Об авторском праве и смежных правах” , является нарушителем авторского права.

    Недавно принятый в Республике Беларусь Закон “О рекламе” помог восполнить пробел в правовой базе в вопросах о защите прав и обязанностей создателей рекламы и ее потребителей, т.е. тех на кого она направлена. В некотором роде этот Закон дополняет уже существующий Закон “Об авторском праве и смежных правах” . Однако все еще необходимо осуществлять развитие правовой защиты рекламной продукции на основе рекомендаций профессиональных специалистов-практиков в области рекламы, т.к. все еще в нашем государстве больше обязанностей, чем прав.

    http://fago.ru/Economics/ek_pp_278.html