Штраф за нецелевое использование земельного участка

Вопросы выделения земельных участков, оформления прав на них и использования всегда имели большое значение для россиян и зачастую носили острый характер. В последние годы неслучайно все больше внимания общества и законодателя уделяется целевому использованию земель — ведь, к примеру, нередко земли сельскохозяйственного назначения простаивают или служат местом свалки, утрачивая плодородие и зарастая сорняками.

Так, по данным Минсельхоза России, в нашей стране не используется около 18% от всей имеющейся площади пашни (более 20 млн га). Часто владельцы земельных участков используют их без соблюдения соответствующих правил — к примеру, за первое полугодие 2013 года было выявлено более 12,5 тыс. таких нарушений на площади 2,7 млн га. Наиболее часто встречающееся из них (8,5 тыс. нарушений на площади 2,6 млн га) квалифицируются по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия, ухудшающего состояние земель.

На заседании президиума Государственного совета «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц», состоявшегося 9 октября 2012 года, проблеме изъятия неиспользуемых земельных участков также было уделено значительное внимание. Многие из прозвучавших на этом заседании предложений уже получили законодательное закрепление.

В каких случаях земельный участок можно изъять?

Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ), ГК РФ, а также Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее — Закон) предусматривают такую возможность при наступлении определенных условий.

Глава VII ЗК РФ закрепляет конкретные основания для изъятия только таких земельных участков, которые используются на вещных правах аренды (ст. 46 ЗК РФ), права постоянного бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения (ст. 45 ЗК РФ), права безвозмездного срочного пользования (ст. 47 ЗК РФ) и сервитута (ст. 48 ЗК РФ).

Недавно принятым Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 123-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были уточнены основания и порядок изъятия земель, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования либо праве пожизненного наследуемого владения.

Так, из оснований для принудительного прекращения этих прав были исключены систематическая неуплата земельного налога, а также нарушение режима земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и иных земель с особым режимом. Наряду с этим, перечень таких оснований был дополнен еще одним — неисполнение обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Напомним, предоставление россиянам земельных участков на правах постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения является своего рода наследием советского периода. С введением в действие ЗК РФ граждане утратили возможность получения земли на этих вещных правах. Вместе с тем, если земельный участок предоставлен на таких правах до вступления в силу ЗК РФ, они сохраняются за гражданами (ст. 20, ст. 21 ЗК РФ).

По данным Минсельхоза России, сейчас из всех используемых личными подсобными хозяйствами земель всего 4,8% принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, а доля земель, находящихся у дачников в постоянном (бессрочном) пользовании, составляет 8,2%.

Однако государственным (муниципальным) органам и учреждениям, а также казенным предприятиям земли передаются на праве постоянного бессрочного пользования и в настоящее время (ч. 1 ст. 20 ЗК РФ), поэтому поправки в большей мере затронули именно эту категорию землевладельцев.

По словам Президента РФ Владимира Путина, "мы не настолько богаты, чтобы десятилетиями держать предоставленные в пользование федеральным органам власти земли в резерве. Поэтому в отношении неэффективно используемых участков земли нужно принимать меры и требовать внятного обоснования потребности в земле от ведомств и организаций, в расположении которых находятся миллионы гектаров". Законодатель прореагировал на это замечание, и в ЗК РФ появилось еще одно новшество, способное существенно облегчить изъятие таких земель.

Речь идет о введении нового порядка принудительного изъятия неосвоенных земель. Если сейчас право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено только на основании судебного решения, то после вступления поправок в силу земли, предоставленные государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию, могут быть изъяты в административном порядке по решению государственного или муниципального органа (соответствующие изменения вносятся в ст. 54 ЗК РФ). Это позволит более оперативно изымать неиспользуемые или ненадлежащим образом используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Можно ли изъять земельный участок у собственника?

ЗК РФ в настоящее время не содержит конкретных оснований для принудительного изъятия земли у собственника, делая отсылку на нормы гражданского законодательства (ст. 44 ЗК РФ). ГК РФ действительно содержит подобные основания, среди которых:

  • неиспользование земельного участка, выделенного для целей сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом (ст. 284 ГК РФ);
  • использование участка с грубым нарушением правил рационального использования земли (в частности, нецелевое использование участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель или значительное ухудшение экологической обстановки) (ст. 285 ГК РФ).

С 1 июля 2011 года вступили в силу поправки к ст. 6 Закона, касающиеся принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения"). Возможность принудительного изъятия у собственника таких земель существовала и раньше, но поправки значительно конкретизировали существующие основания для этого:

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

1. Неиспользование земельного участка по назначению в течение трех лет с момента предоставления участка в собственность (ч. 4 ст. 6 Закона). Правительством РФ были разработаны критерии, опираясь на которые можно сказать, что сельскохозяйственный участок не используется. К примеру, если 30% от площади культурных сенокосов занимают сорняки либо не производилось сенокошение, на пастбищах не пасется скот, а свыше 15% площади пашни занято кустарниками или деревьями, есть основания для признания сельхозугодий заброшенными (постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации").

До принятия этого документа региональным управлениям Россельхознадзора с целью установления факта неиспользования участка приходилось проводить ежегодные проверки в течение трех лет. В противном случае суд мог посчитать факт неиспользования земельного участка в течение требуемого периода недоказанным и отказать в требовании о его изъятии (постановление ФАС ЦО от 31 мая 2010 г. по делу № А36-4751/2009).

Сейчас норма об изъятии заброшенной земли работает, но еще несколько лет назад суды иногда признавали неиспользование земли в течение пяти лет со дня возникновения права собственности "малозначительным нарушением" (постановление ФАС ВВО от 19 ноября 2009 г. по делу № А82-12598/2009). Правда, чаще судьи все-таки указывают на ухудшение качеств земли в результате зарастания сорняками и кустарниками и подтверждают факт нарушения требований к ее использованию (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. № 20АП-5126/12).

Интересно, что в 2008 году была предпринята попытка значительно сократить срок неиспользования участков из земель сельскохозяйственного назначения для того, чтобы ее можно было изъять. Член комитета Госдумы по труду и социальной политике Анатолий Иванов внес в нижнюю палату парламента законопроект, предоставляющий возможность принудительного изъятия земельных участков (в том числе сельскохозяйственных угодий), если они не были освоены в течение всего лишь одного года с момента возникновения права собственности 1 . В отрицательном заключении на законопроект, который дал профильный комитет, отмечалось несоответствие инициативы положениям гражданского законодательства и процедуре предоставления земли для строительства. После этого законопроект был отозван автором.

2. Такое использование участка, которое повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки (ч. 3 ст. 6 Закона). Критерии таких последствий нерационального землепользования установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736 "О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли", постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"). При этом не имеет значения срок ненадлежащего использования земель, однако необходимым условием изъятия, как и в первом случае, является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту. На этот нюанс обращают внимание и суды при вынесении решений об изъятии земель сельскохозяйственного назначения у собственников (см., например, решение АС Курганской области от 17 июня 2013 г. № А34-1836/2013).

Конечно, решения об изъятии земельных участков по основаниям их неиспользования или ненадлежащего использования выносятся не только в отношении организаций, но также и в отношении граждан, "запустивших" свои сотки (см., например, решение Вадинского районного суда Пензенской области от 9 августа 2012 г. по делу № 2-72).

Договор аренды земельного участка также может быть расторгнут досрочно в соответствии с ч. 2 ст. 46 ЗК РФ при невыполнении установленных к использованию земли требований, и суды признают законность таких требований арендодателя (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29 марта 2012 г. по делу № 33-2531/2012, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011). Целевое использование земельного участка имеет значение и при решении вопроса о продлении арендных отношений (определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г. по делу № 33-4737/12, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011).

По тем же основаниям принудительно могут быть прекращены право постоянного (бессрочного) пользования по иску муниципальной или областной администрации (постановление ФАС ПО от 22 ноября 2012 г. № Ф06-9123/12 по делу № А49-764/2011, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012) и право пожизненного наследуемого владения (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. № Ф07-10707/2010 по делу № А56-68296/2009).

В отношении земель, предоставленных для строительства, в настоящее время не разработаны критерии отсутствия деятельности по застройке участка. Если землевладелец вообще не оформлял разрешительную документацию на строительство дома или не приступал к строительству, ситуация однозначна и разрешается не в его пользу (см., например, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012). Если же все документы в порядке, и возведение дома уже началось, но было приостановлено, госорганам иногда бывает трудно доказать факт "простоя" земли и изъять ее на основании ст. 284 ГК РФ (см., например, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 27 сентября 2012 г. по делу № 33-9495).

Что может поменяться в правилах изъятия земель в ближайшее время?

Для конкретизации общих условий и порядка принудительного изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, Минэкономразвития разработало законопроект, который предусматривает внесение изменений в гражданское и земельное законодательство. В случае одобрения документа ЗК РФ объединит в себе все основания для изъятия земельных участков, в том числе и для участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а соответствующие положения Закона (ч. 3-11 ст. 6) утратят силу.

Помимо этих технических поправок законопроект предлагает и некоторые новшества. К примеру, определяются признаки неиспользования земельного участка, предоставленного под строительство: отсутствие на участке здания или сооружения, отсутствие разрешения на строительство либо нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства, срок разрешения на строительство которых истек. Как и сейчас, в срок неиспользования земельного участка любой категории не включается время, в течение которого он не мог быть использован ввиду обстоятельств непреодолимой силы, а также время, необходимое для его освоения (но не более двух лет).

Кроме того, закрепляется единый для всех земельных участков порядок их изъятия. При этом правило о выполнении условия о наличии неустраненного собственником административного правонарушения, совершенного в отношении участка, а также судебный порядок изъятия участка сохраняются.

По общим правилам земля продается с публичных торгов, и бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов. Однако законопроект предлагает новшество, определяющее порядок действий в том случае, если правонарушение совершено на площади, не превышающей 30% от общей площади участка. Тогда земельный участок подлежит разделу, продан будет один или несколько выделенных из него участков, а из передаваемой собственнику суммы будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы для раздела участка.

Законопроект пока не внесен в Госдуму и проходит стадию общественного обсуждения. Ознакомиться с ним и поделиться своими соображениями с ведомством-разработчиком можно на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Помимо этого, нерадивых собственников земельных участков предлагается "бить рублем", причем сразу по нескольким направлениям.

1 августа текущего года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, разработанный Правительством РФ и касающийся порядка исчисления административных штрафов за земельные правонарушения в отношении земель сельскохозяйственного назначения 2 . На основе анализа контрольной практики Россельхознадзора авторами документа был вычислен средний размер штрафа за нарушения на таких землях, составивший менее 3 тыс. руб. Если сейчас административные штрафы исчисляются в отношении земельного участка независимо от его площади и прочих характеристик, то в случае одобрения законопроекта сумма штрафа будет поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земли. Так, совершившим правонарушение гражданам придется заплатить от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 3 тыс. руб.), должностным лицам — от 0,5% до 1,5% (но не менее 50 тыс. руб.), а юридическому лицу недобросовестное отношение к земле обойдется в сумму от 2% до 10% ее кадастровой стоимости (но не менее 200 тыс. руб.).

В качестве примера кабмин рассчитал размер штрафов за земельный участок площадью 100 га, средняя кадастровая стоимость которого составляет 4 млн руб. Если сейчас допустивший нарушение на этом участке гражданин заплатит 5 тыс. руб. (ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ), то по новым правилам размер штрафа увеличится для него в четыре раза и будет составлять 20 тыс. руб. То же касается и организаций (100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно). Верхняя граница штрафа тоже установлена и составляет 500 тыс. руб. Предполагается, что эти изменения будут стимулировать использование сельхозугодий максимально плодотворно, а также способствовать вовлечению неиспользуемых участков в сельскохозяйственный оборот.

Одновременно с инициативой по увеличению административных штрафов за земельные правонарушения в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий повышение ставки земельного налога в отношении неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения 3 . Автором его также является Правительство РФ. Напомним, сейчас земли сельхозназначения и некоторые другие категории земель облагаются по пониженной ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка. Для всех остальных земель налоговая ставка составляет 1,5% (ч. 1 ст. 394 НК РФ). Законопроект предлагает использовать стандартную ставку (1,5%) и для исчисления земельного налога в отношении заброшенных сельхозугодий.

Екатерина Орлова, директор Real Estate Zemer Consulting & Development

"Институт частного права на землю России не свойственен, право на землю частным лицам всегда разрешалось неохотно. За последние 20 лет частное право на земельные участки стало более привычным и само собой разумеющимся. Однако в ЗК РФ изначально заложены основы регулируемого частного права, и фактически право частной собственности на землю является условным — при несоблюдении установленных условий землю можно изъять. Примечательно, что поводы для изъятия в самом кодексе указаны очень широко и не конкретно — это дает возможность принимать любые нормативные акты при необходимости изъятия земель под тем или иным предлогом. А конкретные поводы — форумы, игры, проведение трасс, иные задачи — это уже момент технический".

Земельные участки могут быть изъяты и по другому основанию — для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ). В последние годы все чаще устанавливаются особенности изъятия земли по этому основанию для реализации отдельных проектов. Исключения из общего порядка были закреплены сначала для целей строительства объектов, необходимых для проведения форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", который прошел во Владивостоке в 2012 году. Затем по этому же пути законодатель пошел при подготовке чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которые состоятся в России.

Конечно, такие особенности обусловлены сжатыми сроками подготовки к тому или иному мероприятию.

Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий — ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (ч. 2 ст. 7), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (ч. 7 ст. 10), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения (ч. 4 ст. 10). Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (ч. 19 ст. 9), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка (ч. 12 ст. 10).

Решение вызвало серьезный общественный резонанс еще на стадии рассмотрения законопроекта, на основании которого был принят соответствующий закон. Первоначально собственнику отводился всего один месяц для принятия решения — заключать соглашение о выкупе на основе полученного проекта или нет. Учитывая, что этот срок исчисляется не со дня получения проекта, а со дня его направления, фактически времени для обдумывания оставалось бы еще меньше — ведь письмо даже в пределах одного города может идти довольно долго.

После утверждения, пусть и в скорректированном виде, закон тоже неоднократно подвергался критике из-за противоречия нормам ГК РФ и возможности изъятия участков даже без утвержденного плана застройки.

Тем не менее, новые правила уже вступили в силу и действуют с 19 апреля текущего года.

Каков прогноз последствий ужесточения политики государства в отношении неиспользуемых земель?

Владельцы земли, допустившие нарушение правил ее использования, сначала привлекаются к административной ответственности, и только после этого может быть инициирован процесс принудительного изъятия участка. Таким образом, у нарушителей есть шанс исправить выявленные недостатки землепользования, обезопасив себя от лишения земли (например, если будет установлен факт неиспользования земли, высадив на крайний случай овес или другую неприхотливую культуру — тогда земля хотя бы по формальным основаниям будет использоваться).

Эксперты отмечают, что одними лишь карательными мерами невозможно повысить эффективность использования земель. Гораздо более успешно решить поставленную задачу смогло бы применение мер экономического стимулирования землепользователей наряду с ужесточением ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земель. "Именно стимулирование использования неосвоенных территорий за счет неприкосновенности права собственности, а также целевых программ финансирования, могло бы решить проблему неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, — вместо дополнительных штрафов и карательных мер", — поясняет директор Real Estate Zemer Consulting & Development Екатерина Орлова.

Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.

К тому же иногда землю просто необходимо выдержать под паром, то есть не использовать ее в течение какого-то времени, дав возможность плодородному слою восстановиться. Это касается использования участка после тех культур, которые серьезно истощают плодородие земли (кукуруза, подсолнечник, бахчевые и т.д.).

Заслуживает внимания и коррупциогенный фактор взятого курса государства. Протоколы о нарушениях и факты неустранения этих нарушений будут составлять и устанавливать обычные инспекторы Россельхознадзора, и у землевладельцев будет соблазн откупиться от них.

Кроме того, не исключено и появление различных схем ухода от ответственности — например, экстренные продажа или дарение земель близким родственникам (для организаций — "дочкам").

1 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 31679-5.

2 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 325474-6.

3 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 325481-6.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://www.garant.ru/article/493286/

Правительство РФ выступило с законодательной инициативой и внесло в Госдуму законопроект, который ставит размеры штрафов за нарушения земельного законодательства, например за нецелевое использование земли, в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка. При этом для штрафов будет установлен минимальный предел — 10 000 руб. для граждан, 20 000 руб. для должностных лиц и от 100 000 до 400 000 руб. для юридических лиц.

С помощью проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 510495-6), то есть через повышение санкций, правительство планирует обеспечить соблюдение земельного законодательства владельцами и пользователями земельных участков. По данным Росреест­ра, в настоящее время штрафы за нарушение земельного законодательства назначаются почти всегда в минимальных пределах. Поэтому их необходимо увеличить, и сделать дифференцированными суммы штрафов, поставив их в зависимость от кадастровой стоимости земли. Вероятность того, что этот законопроект станет законом, очень велик. Новые штрафы вступят в силу с 1 марта 2015 г.

Размер штрафа будет зависеть от кадастровой стоимости земельного участка

Правительство предлагает уточнить состав правонарушния за самовольное занятие земельного участка. В настоящее время штраф взимается как за самовольное занятие земельного участка, так и за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. С принятием законопроекта состав изменится. Штрафовать будут за занятие и (или) использование земельного участка лицом, не имеющим предусмот­ренных РФ прав на указанный участок. На размер штрафа будет также влиять целевое назначение участка. Если самовольно был занят участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, то штраф будет выше.

Будут пересмотрены и размеры штрафа. Сейчас он составляет 500—1500 руб. для граждан, 1000—2000 руб. для должностных лиц и 10 000—20 000 руб. для юридических лиц (ст. 7.1 КоАП РФ).

Получается, что одинаковую ответственность несет лицо, занявшее участок в несколько гектаров, и лицо, занявшее всего одну сотку.

Поэтому предлагается взимать штрафы в процентах от кадастовой стоимости земли — от 1 до 3%. А если кадастровая стоимость участка не определена, то в фиксированном размере: от 10 000 до 20 000 руб. для граждан и от 100 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.

При этом если самовольно занята только часть участка, то сумма штрафа будет рассчитываться пропорционально площади занятой части земельного участка.

Индивидуальные предприниматели будут платить штрафы в тех же размерах, что и юридические лица.

Нецелевое использование земли значительно «подорожает»

По такому же принципу будет изменена и ст. 8.8 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нецелевое использование земель или их неиспользование.

Действующая редакция ст. 8.8 КоАП РФ предусматривает одинаковый размер штрафа за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользованием земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строи­тельства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом. Сумма штрафа определена в абсолютных величинах и варьируется от 1000 до 2000 руб. для граждан и от 40 000 до 50 000 руб. для юридических лиц (ч. 1 и 2 ст. 8.8 КоАП РФ).

Дифференцированный размер штрафа, зависящий от кадастровой стоимости земли, установлен с середины февраля 2014 г. только за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ). Его в проекте не пересматривают.

А вот для остальных составов размеры штрафов будут установлены разные.

Так, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием будут взимать штраф в размере от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости земельного участка (но не менее 10 000 руб.) с граждан и от 1,5 до 2% (но не менее 100 000 руб.) с юридических лиц.

Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строи­тельства, садоводства, огородничества, в указанных целях, в случае если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, обойдется гражданам в 1—1,5% от кадаст­ровой стоимости (но не менее 20 000 руб.), юридическим лицам в 3—5% (но не менее 400 000 руб.). Обратите внимание, состав правонарушения изменен.

Наказывать будут не за нарушение сроков, а за неисполнение обязанности

Правительство в законопроекте предложило новую редакцию ст. 7.34 КоАП РФ. В данный момент она устанавливает ответственность за нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. В новой редакции этой статьи предлагается штрафовать не за нарушение сроков по переофомлению, а за неисполнение обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. При этом сумма штрафа остается неизменной.

Если кадастровой стоимости нет, штраф назначат в фиксированном размере

  • 20 000—50 000 руб. — гражданам;
  • 50 000—100 000 руб. — должностным лицам;
  • 400 000—700 000 руб. — юридическим лицам.

Законопроектом предлагается признать утратившей силу ч. 1 ст. 7.2 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а также за невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков. Как сказано в пояснительной запис­ке к проекту, это обусловлено тем, что установление границ участка на местности (то есть установление межевых знаков) осуществляется по желанию заказчика кадастровых работ (ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастровом учете»).

Также будет признана утратившей силу ст. 7.10 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за самовольную уступку права пользования землей, нед­рами, лесным участком или вод­ным объектом, а также за самовольную мену указанных объектов.

В связи с тем что такая уступка или мена в силу ГК РФ влечет ничтожность соответствующих сделок, по мнению правительства, нецелесообразно к этому применять еще и меры административной ответственности. К тому же число подобных нарушений незначительно.

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части оптимизации административной ответственности за нарушение земельного законодательства)

  • 123 Размер отдельных пособий по уходу за детьми могут увеличить в 5 раз
  • 102 Верховный Суд существенно меняет порядок судопроизводства
  • 101 Законопроект о стоимости пенсионного коэффициента прошёл первое чтение
  • 85 Налоговики внесли в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности юрадреса: чем она грозит компании и как от нее избавиться
  • 70 Банки обязаны выплачивать возмещение ущерба за навязанную без сообщения стоимости страховку
  • 67 <О привлечении к административной ответственности при обнаружении факта неприменения ККТ>
  • 62 Прожиточный минимум за III квартал 2017 года практически не изменился

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-30543

http://www.eg-online.ru/article/246553/

ПОЛЯРНЫЙ/ 17 февраля/ БИ-ПОРТ — Мурманская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах по информации администрации ЗАТО Александровск провела проверку исполнения требований законодательства о землепользовании.

Проверка установлено, что индивидуальному предпринимателю принадлежат на праве собственности производственные складские помещения, расположенные в Полярном. В 2013 году между МКУ "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" и индивидуальным предпринимателем заключен договор аренды земельного участка под указанным объектом недвижимости с видом разрешенного использования: для размещения производственных зданий.

Вместе с тем, на земельном участке фактически располагаются и функционируют помещения автомойки и шиномонтажа, в то время как мер по изменению разрешенного использования земельного участка предприниматель не предпринял. В действиях индивидуального предпринимателя усматривались признаки административного правонарушения — использование земельного участка не по целевому назначению.

Постановлением Управления Росреестра по Мурманской области предприниматель привлечен к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа.

http://www.b-port.com/news/item/147925.html