Сервитут на земельный участок что это такое

удостоверение?Как оформить загранпаспорт

его действия?Какие товары

или обменять?Могут ли отказать в скорой

полиса ОМС?Как делится имущество

по закону?Как поехать учиться

по обмену?Как рассчитать

удостоверение?Как оформить загранпаспорт

его действия?Какие товары

или обменять?Могут ли отказать в скорой

  • Азбука права
  • ЖИЛЬЕ И НЕДВИЖИМОСТЬ
  • Земля и дача
  • Земельный сервитут
  • Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?

"Электронный журнал "Азбука права", 23.10.2017

ЧТО ТАКОЕ ЗЕМЕЛЬНЫЙ СЕРВИТУТ И КАК ОН УСТАНАВЛИВАЕТСЯ?

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком. Различают сервитут и публичный сервитут (ст. 274 ГК РФ; ст. 23 ЗК РФ).

З емельный сервитут, порядок его установления

Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 1 ст. 23 ЗК РФ). Важно учитывать, что установление сервитута — это крайняя мера, которая применяется, только если нужды собственника земельного участка или другой недвижимости нельзя обеспечить другим способом.

Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.

Если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.

П убличный земельный сервитут, порядок его установления

Публичные сервитуты устанавливаются законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. Основная причина их установления — это возможность решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных. Также земельный участок может быть обременен сервитутом для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, для временного проведения изыскательских, исследовательских и других работ, для охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе. Кроме того, сервитут может устанавливаться для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, может подать исковое заявление в суд общей юрисдикции об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в связи с тем, что установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Р азличия между сервитутом и публичным сервитутом

Основное отличие между сервитутом и публичным сервитутом — способы их установления и интересы, для которых они устанавливаются.

Например, собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключить соглашение с собственником соседнего земельного участка, через который коммуникации будут подведены. В этом случае речь идет о сервитуте. Если же через район индивидуальной жилой застройки необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, устанавливается публичный сервитут.

С рочный и постоянный сервитуты

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный — без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

П лата за сервитут

Плата за сервитут и публичный сервитут различна.

Так, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут (п. 5 ст. 274 ГК РФ; п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.

При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут. Но только если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Что делать, если соглашение об установлении земельного сервитута не достигнуто? >>>

© 2013—2017 Авторские права принадлежат "Электронному журналу "Азбука права"

http://azbuka.consultant.ru/cons_doc_PBI_200168/

В российском законодательстве классификация сервитута и производных от него отношений выглядит таким образом.

Сервитут — право лиц на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

Публичный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведения дренажных работ на земельном участке, забора воды и водопоя, прогона скота через земельный участок, сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков, в пределах земель лесного фонда, использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке, временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В зависимости от целей использования и содержания п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ выделяет следующие виды сервитутов: право прохода и проезда через соседний земельный участок; право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов через чужой участок; право использования чужого участка для водоснабжения и мелиорации.

Соглашение о сервитуте — договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником соседнего земельного участка или иного объекта недвижимости, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка). Соглашением о сервитуте может быть предусмотрена обязанность лица, в интересах которого сервитут установлен, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Оценка соразмерной платы за сервитут — это установление (определение) величины соразмерной платы за сервитут.

Само объективное право представляет собой чистую, идеальную конструкцию, практика его применения расставляет свои акценты. "С этой точки зрения и другие элементы гражданского правоотношения суть явления идеальные, в том числе и субъект права, и его объект. Однако субъект (лицо) имеет прообраз в социальной действительности в виде человека или создаваемой им организации. Будучи вовлеченным в систему гражданского правоотношения как ее структурно-совокупный элемент, субъект утрачивает все признаки и свойства, кроме правовых, и в качестве участника юридической конструкции характеризуется качествами, присущими ему как элементу этой конструкции".

Развитие дорожной сети, нефтепроводов, газотранспортной системы и инфраструктуры электроэнергетики является важнейшей задачей государства, отмеченной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г.

При установлении сервитутов, особенно публичных, заинтересованные лица сталкиваются с множеством неразрешимых проблем, поэтому на сегодняшний день они не находят должного применения, и одной из причин, сдерживающих процесс оформления как частных, так и публичных сервитутов, являются различные правовые нормы, регулирующие данные отношения.

Анализ законодательства таких стран, как США, Канада, Швеция, Дания, показывает, что сервитут является одним из основных прав на землю, обеспечивающих нахождение на ней инженерных и транспортных коммуникаций; газопроводов, водопроводов и иных трубопроводов, линий связи, линий электропередачи и т.п., что обеспечивает их быстрое развитие, легкий доступ к земельным ресурсам.

Линейные сооружения пролегают по различным категориям земель, имеющим разнообразный правовой режим, например, общая протяженность ОАО "Газпром" подземных газопроводов и газопроводов отводов составляет 151,6 тыс. км, протяженность линейных объектов, находящихся в эксплуатации ОАО "ФСК ЕЭС", составляет порядка 44,3 тыс. км. Однако в Земельном кодексе РФ земли, на которых расположены линейные сооружения, отнесены к землям промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иным землям в составе категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, т.е. распорядителей и собственников земельных участков много и, соответственно, договоров о сервитуте.

По данным Росрегистрации, на 1 июня 2005 г. зарегистрировано менее тысячи сервитутов (на 40 млн земельных участков и общей протяженности всех линейных объектов примерно в 1 млн км).

Аналогичные проблемы оформления прав на землю стоят перед коммунальными службами, организациями связи, дорожными службами.

Поскольку отношения по установлению сервитутов делятся на публичные и частные, то регулируются законодательными актами, относящимися к различным отраслям законодательства.

Несмотря на то что линейные сооружения могут находиться в частной собственности, как правило, имеется наличие публичного интереса в их строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции и охране, которое требует адекватного отражения в правовом регулировании соответствующих отношений в части установления баланса частных и публичных интересов.

Пункт 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ закрепляет исчерпывающий перечень оснований установления публичного сервитута, а именно для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Публичный сервитут носит императивный характер и практически не зависит от воли собственника, Пленум ВАС РФ Постановлением от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", установив, что взаимосвязанные положения, содержащиеся в ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов; а споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

Часть 2 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

То есть акты органов местного самоуправления, устанавливающие публичный сервитут, обжалуются в арбитражные суды, в отношении участка которого устанавливается, в отличие от частного сервитута, установление которого в одностороннем порядке невозможно. Основанием для регистрации публичного сервитута, его изменения и прекращения будет являться соответствующий акт уполномоченного органа либо решение суда.

Гражданский кодекс РФ рассматривает сервитут в качестве вещного права, в то время как Земельный кодекс трактует его как обременение права собственности, что не может не порождать проблем в правоприменении.

Договор о частном сервитуте — это соглашение, в силу которого одна сторона (собственник) предоставляет в пользование другой стороне (сервитуарию) недвижимое имущество за плату или безвозмездно, а другая сторона (сервитуарий) обязуется пользоваться имуществом в соответствии с условиями и прекратить использование при отпадении оснований установления. Договор о частном сервитуте заключается в простой письменной форме, план земельного участка или здания (сооружения) с указанием границ сервитута, являющийся неотъемлемой частью договора.

В настоящее время на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Закон о регистрации) все сервитуты регистрируются в Едином государственном реестре прав как обременение (ограничение) права собственности и вступают в силу после регистрации в ЕГРП. При переходе прав на объект недвижимости, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.

В случае недостижения соглашения об установлении сервитута или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута — ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 274, 277 Гражданского кодекса РФ.

На основании абз. 2 ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации и п. 18 Методических рекомендаций "О порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки", утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132, государственная регистрация публичного сервитута проводится с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимого имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

По требованию собственника частный сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В качестве документа — основания прекращения сервитута представляется либо соглашение о прекращении сервитута, либо решение суда — ст. 276 Гражданского кодекса РФ, ст. 48 Земельного кодекса РФ и п. 20 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Несоблюдение данного условия является основанием для признания акта недействительным (Постановление ФАС МО от 1 февраля 2005 г. N КГ-А40/13218-04, Постановления ФАС МО от 22 ноября 2004 г. N КА-А41/7464-04, ФАС ПО от 10 апреля 2003 г. N А12-17236/02-С43, Постановление ФАС УО от 25 ноября 2004 г. N Ф09-3898/04-ГК). Однако имеется и противоположная судебная практика.

Одним из основных отличий частного сервитута от публичного является то, что презюмируется платность такого сервитута. Собственник обременяемого земельного участка вправе требовать возмещения затрат, причиненных указанным обременением.

Развитие правового регулирования сервитутов могло бы получить в издании нормативного акта, регламентирующего порядок установления сервитута для земельных участков, занимаемых линиями электропередачи в частности.

Особенности расчета стоимости компенсаций за пользование сервитутом могут быть установлены постановлением Правительства РФ или приказом Минэкономразвития России. Однако вопрос о правах на земельные участки, занятые линейными сооружениями, может быть решен лишь в федеральном законе.

Частный и публичный сервитуты являются гражданскими правами, поэтому ведущие ученые-правоведы считают, что общие и специальные нормы регулятивного характера о них должны получить закрепление в Гражданском кодексе в новой главе "Право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут)".

При рассмотрении и принятии законодательства по обременению (сервитутам) имущества для единого применения необходимо вносить изменения в ряд нормативных актов, таких как: Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, создание новых методических рекомендаций, все это требует согласования с Высшим Арбитражным и Верховным Судами Российской Федерации и другими ведомствами, в регламентах которых есть функции по исполнению земельного законодательства и обеспечения института по ограниченному пользованию (сервитут).

Законопроект должен носить комплексный характер, поскольку он направлен на внесение изменений и дополнений в ряд существующих федеральных законов, что позволит избежать коллизий между правовыми нормами отдельных федеральных законов.

Задачами законопроекта являются определение круга лиц, оснований, содержания, сферы действия и порядка установления публичных сервитутов, градостроительного планирования, закрепление механизма расчета соразмерной платы за использование участка на основании публичного сервитута, определение наименее обременительного способа осуществления публичного сервитута, регламентация особенностей кадастрового учета и государственной регистрации.

В настоящее время на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации представлены законопроекты, локально решающие проблемы, рассмотренные в контексте данной статьи.

http://www.mosuruslugi.ru/articles/178/

Сервитут на земельный участок – правовой прецедент, позволяющий урегулировать вопрос о взаимном использовании одного земельного участка несколькими собственниками.

Его возникновение происходит по различным основаниям и имеет различные варианты оформления и распоряжения.

Позволяет решить ряд проблем землепользования в соответствии с предусмотренным регламентом.

Сервитут с точки зрения правовых отношений

Что такое сервитут на земельный участок – это специфическая форма потребления чужих имущественных отношений, пользование чужим земельным участком на основании правоустанавливающего прецедента (уважительной причины).

Он ограничивает собственника земельного участка в некоторой части прав или обременяет его.

Ограничение устанавливается по соглашению сторон, а в случае отказа со стороны собственника – в судебном порядке.

Возникновение сервитута обязано жизненным ситуациям, связанным с пользованием землёй.

Повсеместно соседствующие участки пересекаются в необходимости их использования.

Допустим, вам необходимо отремонтировать забор, граничащий с участком соседа.

У вас нет другого выхода, кроме как договориться с ним и со стороны его участка провести необходимый ремонт.

В том случае, если вам предстоят более серьёзные работы, связанные с проведением коммуникаций и т.п., а собственник соседнего участка не даёт разрешение на их проведение – возникают основания для установления сервитута на земельный участок.

Подобный пример предполагает возникновение частного сервитута.

Эта форма сервитута возникает на основании составленного соглашения, которое регистрируется в администрации, а затем подлежит регистрационному учёту в местном отделении кадастра и картографии.

При его регистрации в учётных записях взимается госпошлина в размере:

  • 1 000 рублей для физических лиц;
  • 4 000 рублей для юридических лиц.

Формы сервитута

Частный (личный) сервитут – договор физических лиц, допускающий проведение необходимых работ на чужом земельном участке или установление на нём собственного имущественного объекта

Кроме этого существует публичный или городской сервитут на земельный участок, который резолютивным постановлением обременяет участок частного лица в пользу общественных потребностей.

  • установление бойлера;
  • трансформаторной будки;
  • линейных объектов;
  • дорог и тротуаров;
  • межевых знаков.

Обременение может быть назначено и в случае планирования работ со стороны муниципального образования.

А так же в соответствии с прочими нуждами.

Между частными и публичными формами обременений существует различие не только по объекту и субъекту установления, но и по другим основаниям.

Как правило, публичные сервитуты устанавливаются безвозмездно, в пользу общественных нужд.

Если собственник участка считает, что назначенное обременение не отвечает критерию общественной пользы или чрезмерно нарушает его конституционное право – он может оспорить его в судебном порядке.

В противовес публичному обременению, частный сервитут согласно Закону принятому 11.07.11 за № 193-ФЗ в гл.4 статьи 23 предполагает взимание платы.

Это делает его достаточно привлекательным не только для правообладателя сервитута, в пользу которого устанавливается обременение, но и для обременённого им лица.

Возмездный сервитут может быть установлен:

  1. В отношении собственника, физического лица (личный сервитут).
  2. В отношении организации, при установлении ограничения на правах частного сервитута.
  3. В случае предпринимательского сервитута.

Кроме этого формы обременения могут носить срочный и бессрочный характер.

В случае срочного сервитута в соглашении об обременении устанавливается точный срок, в продолжительность которого обременение является действующим.

Это достаточно важно для высчитывания стоимости сервитута, в оценку которого входят:

  • Номинальная стоимость земли, отчуждённой в результате обременения.
  • Размер ущерба собственнику участка в результате пользования его частью.
  • Размер упущенной выгоды, которую мог иметь собственник в результате пользования целым участком.

Примечательно, что при ограничении пользования, оценка производится в процентном отношении к рыночной, а не кадастровой стоимости земли, что делает её существенно выше.

Бессрочный сервитут устанавливается постоянно, без ограничения во времени. При его оценке условно берётся период в 49 лет.

Возможность и правовые последствия сокрытия сервитута

Обременение считается вступившим в силу с момента:

  • Подписания сторонами соглашения и регистрации сервитута в учётных записях кадастра.
  • Вынесения постановления суда и регистрации.

Соответственно, сокрытие факта ограничения пользования участком является не только достаточно сложным вопросом, но и серьёзным правонарушением.

Ограничение пользования налагается на право обладания частью участка и передаётся в случае проведения имущественной сделки новому владельцу.

Однако случаи сокрытия сервитута в результате передачи прав покупателю существуют.

Анализ нескольких гражданских дел показывает, что в результате проведения купли-продажи участка, была сокрыта информация о его обременении.

Судебное решение, вынесенное в пользу истцов, вменило ответчикам к выплате:

  • Сумму равную рыночной стоимости отчуждённой в результате обременения части участка.
  • Штраф за незаконное использование чужих денежных средств.
  • Проценты за использование чужих денежных средств.
  • Судебные издержки истца, стоимость оплаты услуг посредника за ведение судебного процесса.

В некоторых случаях были выплачены денежные средства за моральный ущерб.

В некоторых случаях были заведены уголовные дела по факту мошенничества.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Возмещение вреда", где подробно объясняется процедура получения компенсации

Или ТУТ вы узнаете как составляется договор займа между юридическими лицами

В чем заключаются услуги принципала:

Допустимые действия с сервитутом

Кроме того, что за сервитут может взиматься плата, а часть участка может использоваться по назначению лицом, в чью пользу установлено ограничение, обременённый участок оставляет за собой все правовые характеристики обычного земельного участка.

В соответствии со статьями 209 и 304 ГК РФ, с ним можно:

  • осуществлять имущественные сделки;
  • использовать в качестве залоговой стоимости;
  • распоряжаться по своему усмотрению, с учётом наличия отчуждённой части участка.

Со стороны лица – получателя сервитута могут выполняться действия предусмотренные соглашением об обременении.

На основании данных положений Гражданского кодекса, собственник вправе требовать устранение любых нарушений производимых со стороны держателя сервитута в отношении качества земель.

Недопустимые действия с сервитутом

Кроме сокрытия сервитута и ненадлежащего оформления учётных документов (отказ регистрации), недопустимыми являются следующие действия:

  • Нарушение границ пользования с обеих сторон.
  • Выдача недостоверной информации при оценке сервитута.
  • Нарушение санитарных норм, норм пользования, порча земель и приведение их в негодность.
  • Использование не по назначению или с нарушением условий соглашения.

Опираясь на изложенные выше законодательные положения, а также на статью 60 ЗК РФ и на статью 12 ГК РФ, собственник может взыскать с держателя сервитута стоимость за нанесение ущерба и вменить ему в ответственность полноценное восстановление порядка.

При отсутствии результата, сервитут может быть отменён в судебном порядке.

Кроме этого согласно Закону принятому 11.07.11 за № 193-ФЗ, обозначает в гл.4, статьи 23, что обременение сервитутом должно минимизировать неудобства для собственника участка.

Если ограничение занимает недопустимый с точки зрения владельца земли, процент – он имеет право затребовать предоставление равноценного участка с равнозначными условиями обустроенности.

Возможность отмены сервитута

Сервитут может быть отменён в нескольких случаях:

  1. По завершении срока его действия в соответствии с датой, указанной в соглашении.
  2. По завершении работ, ставших причиной обременения по взаимному соглашению или через суд.
  3. При возникновении претензий у обременённого лица, через суд.

Факт отмены сервитута должен быть зафиксирован в учётных кадастровых записях.

После чего участок утрачивает все условия связанные с обременением.

При возникновении необходимости для обращения в суд с целью отмены ограничения (обременения), вам могут понадобиться услуги посредника юриста.

Стоимость его услуг зависит от региона, в котором вы проживаете и цен, предусмотренных для подобного рода услуг в регионе.

Как правило, в городах Центральной России они не превышают порядка 7-10 тысяч рублей, если дело касается среднестатистических ценовых вариантов на участки. Естественно, в столичных, краевых центрах – цены значительно выше.

По статистике самые высокие тарифы на посреднические услуги в ближнем Подмосковье, при этом они сильно разнятся в отношении цен в зависимости от уровня престижности района и стоимости участков, расположенных на их территории.

В среднем услуги подобного рода для москвичей и питерцев обходятся от 25 до 40 тысяч.

Зачастую действовать при помощи посредника более выгодно – так как его компетентность позволяет выиграть дело там, где самостоятельные действия не приносят результата.

В итоге последующие приобретённые преимущества окупают понесённые затраты.

В заключение отметим, что обременение участка является не только ущемлением в правах, но и в ряде случаев приносит достаточные выгоды.

Его возникновение связано с необходимостью использования участка лицами, не имеющими на него прав до момента установления сервитута.

Пользование участком должно сопровождаться соответствующим регламентом, а его эксплуатация со стороны правообладателя сервитута может осуществляться исключительно в соответствии с изложенными в соглашении целями.

Обременённое лицо имеет право в качестве возмещения ущерба, взимать соразмерную ущербу оплату.

В случае судебного разбирательства, не лишним будет обращение к услугам компетентного посредника.

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Похожие статьи

2012-2017 © Информационный портал «ЛЕГАЛМАП».

http://legalmap.ru/articles/zp/servitut-zemly/