Проведение технической инвентаризации

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921

"О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства"

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 546 настоящее постановление признано утратившим силу

Во исполнение настоящего Постановления изданы приказы Госстроя РФ от 8 декабря 2000 г. N 279, N 278

О Нормах времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности см. приказ Госстроя РФ от 15 мая 2002 г. N 79

В целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

2. Установить, что:

Министерство экономического развития Российской Федерации на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет разработку основ федеральной политики и правовое регулирование государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;

государственный учет объектов капитального строительства независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.

ГАРАНТ:

См. Положение об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 5 апреля 2005 г. N 70

Правила проведения государственного технического учета и технической инвентаризации комплекса сооружений городской сети кабельного телевидения утверждены приказом Госстроя РФ от 26 августа 2003 г. N 322

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 3 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

3. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерству Российской Федерации по налогам и сборам утвердить в 3-месячный срок порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах капитального строительства.

4. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение до 2003 года технической инвентаризации не завершенных строительством объектов капитального строительства.

ГАРАНТ:

Об исполнении пункта 4 настоящего постановления в части организации проведения до 2003 года технической инвентаризации не завершенных строительством объектов см. письмо Госстроя РФ от 2 июля 2001 г. N НМ-3581/19

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 5 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

5. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 3-месячный срок:

утвердить правила ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности;

представить в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

ГАРАНТ:

О проведении эксперимента по ведению Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности см. приказ Госстроя РФ от 12 сентября 2002 г. N 204

6. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 в настоящее Положение внесены изменения

об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства

(утв. постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921)

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

ГАРАНТ:

См. порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. N 577

1. Настоящее Положение определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

2. Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

6. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

ГАРАНТ:

О лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о технической инвентаризации и государственном техническом учете объектов капитального строительства см. письмо Минэкономразвития России от 14 октября 2009 г. N Д23-3379

7. Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее — Единый государственный реестр).

ГАРАНТ:

См. Основные требования к методическим указаниям о специальном порядке проведения технической инвентаризации и государственного технического учета объектов недвижимости федерального железнодорожного транспорта, утвержденные приказом МПС РФ и Госстроя РФ от 5 августа 2002 г. N 33/168

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 644 пункт 8 настоящего Положения изложен в новой редакции

8. Первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя:

по результатам первичной технической инвентаризации;

без проведения первичной технической инвентаризации.

В целях осуществления первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.

При осуществлении первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., одновременно осуществляется первичный государственный технический учет расположенных в нем помещений.

В целях осуществления первичного государственного технического учета индивидуального жилого дома, построенного после 1 марта 2008 г., на который имеется проектная документация, без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений, ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка и описание конструктивных решений объекта капитального строительства, включающее материал наружных стен, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке текстовой и графической частей соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства (без расположенных в нем помещений), не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства, не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В результате осуществления первичного государственного технического учета указанных в настоящем пункте объектов капитального строительства и помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта соответствующих объектов капитального строительства и помещений.

На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета объектов капитального строительства, указанных в настоящем пункте, а также помещений, расположенных в них, оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в документах, представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 644 в пункт 9 настоящего Положения внесены изменения

9. Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

10. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 11 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

11. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 12 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

12. Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 13 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

13. Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

14. Дела и документы архивных фондов не могут быть объектом сделок, в том числе сделок купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 15 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

15. Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Должностные лица указанных организаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за обеспечение сохранности конфиденциальной информации.

16. Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 17 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

17. Сведения (документы) об объектах капитального строительства предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.

18. Подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивных фондах, не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Утверждается Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, основными задачами которых являются формирование обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении; информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сбор и предоставление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета и др. Государственный учет объектов градостроительной деятельности независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.

Уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, полномочия которого перечисляются в Положении, является Госстрой РФ.

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2000 г., N 50, ст.4901

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 546 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 644

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 818

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2005 г. N 141

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. N 477

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12121355/#block_1000

О деятельности органов и организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства после 1 января 2013 г.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22.02.2013 № Д23и-449

В Департамент недвижимости Минэкономразвития России поступают многочисленные обращения по вопросам, касающимся деятельности органов и организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства после 1 января 2013 г., в том числе обращение Росреестра от 22 января 2013 г. № 09-исх/00388-ГЕ/13.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1. Об осуществлении аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

С 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее – Закон о кадастре).

Таким образом, с 1 января 2013 г. положения постановлений Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 921), от 10 сентября 2004 г. № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 477), приказа Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», далее – Приказ) не применяются, аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.

Также сообщаем, в настоящее время в Департаменте недвижимости проводится работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего отмену Постановлений № 921 и № 477, а также проекта приказа Минэкономразвития России, предусматривающего отмену Приказа. В ближайшее время указанные проекты будут направлены на согласование в Росреестр.

В соответствии с положениями части 3 статьи 44 Закона о кадастре кадастровые инженеры осуществляют в установленном Законом о кадастре порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

2. Об осуществлении государственного учета жилищного фонда и порядке выдачи технических паспортов на объекты жилищного фонда.

Как указывалось ранее, положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации с 1 января 2013 г. не применяются. Вместе с тем, статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Госстрой (пункт 5.2.15 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 670).

Госстроем порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Порядок учета, Постановление № 1301).

Пунктом 3 Порядка учета установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Таким образом, до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления № 1301, по мнению Департамента недвижимости, специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.

При этом, процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. № 37.

3. Об осуществлении государственного технического учета и технической инвентаризации и подготовке технического паспортов объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду.

В настоящее время действующим законодательством порядок осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, не установлен.

Таким образом, подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящиеся к объектам жилищного фонда, не предусмотрена действующим законодательством.

В соответствии с частями 1, 8 статьи 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости.

Учитывая изложенное в настоящем письме, технический план может быть оформлен на основании технического паспорта объекта капитального строительства, относящегося к жилищному фонду, выданного после 1 января 2013 г. Осуществление подготовки технического плана на основании сведений технического паспорта на объект капитального строительства, не относящейся к жилищному фонду, изготовленного после 1 января 2013 г., не предусмотрено действующим законодательством.

Департамент недвижимости просит довести настоящее письмо до сведения территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в целях соблюдения норм действующего законодательства.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.

  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1

http://economy.gov.ru/minec/references/faq/doc20130304_09

Техническая инвентаризация – это процесс проведения обмеров объекта недвижимости для подготовки соответствующего документа – технического паспорта. Техническая инвентаризация по сути является обследованием объекта с целью измерения его характеристик по площади.

Особенности технической инвентаризации

Необходимость проведения технической инвентаризации обуславливается несколькими факторами: желание собственника объекта недвижимости провести проверку его имущества, требованием государственных органов (к примеру, при получении лицензий для определенных видов деятельности или прохождении проверок контролирующих структур), ввод объекта в эксплуатацию после завершения его строительства, реконструкции. Каждый из этих вариантов – основание для привлечения специалистов-инвентаризаторов для обмеров объекта.

Техническая инвентаризация может быть проведена в отношении здания, строения, помещения, недостроенного объекта недвижимости, сооружения, площадки, коммуникаций и др. В зависимости от вида объекта по результатам обмеров подготавливается определенный список документов: технический паспорт, поэтажные планы, справка ТЭП, справка о принадлежности объекта к объектам недвижимости и пр.

Техническая инвентаризация недвижимости

Техническая инвентаризация недвижимости, как процедура, существует еще со времен советского государства и была направлена на строгий учет государственного имущества. Проводили ее исключительно бюро технической инвентаризации, которые впоследствии и занимались архивированием данных инвентаризации по все объектам недвижимости.

Если сейчас требуется получить сведения о проведенной технической инвентаризации в период до 2013 года (включая сведения до 1991 года), то такие документы следует заказывать в районном БТИ по месту нахождения объекта.

Т.к. в настоящее время все бюро технической инвентаризации оказывают услуги и выполняют работы в условиях рыночной экономики и являются практически такими же компаниями, как и другие, то плату за предоставление любой информации или документов, они устанавливают самостоятельно. И выбор собственника – заказывать у них это или нет.

Техническая инвентаризация и технический учет объектов

Техническая инвентаризация и технический учет объектов – понятия похожие, но они немного различны. Дело в том, что «технический учет» имеет более широкий смысл относительно «технической инвентаризации», которая является его разновидностью. Эти понятия сформировались очень давно и часто встречаются в нормативной основе регулирования рынка недвижимости в нашей стране.

Государственная техническая инвентаризация

Государственная техническая инвентаризация нормативно закреплена давно. В 1997 году Правительством РФ было разработано Постановление, которое на тот момент предусматривало процедуры проведения государственного технического учета жилищного фонда.

Как сказано в этом документе, учет объектов недвижимости должен был проводиться с целью определения местоположения, технического состояния, благоустройства, стоимости объекта. Эти требования соблюдались только до того момента, пока учет объектов недвижимости не возложили на Кадастровую палату Росреестра РФ, которая систематизировала всю информацию от БТИ в единую базу, рассчитало точную кадастровую стоимость недвижимости, произвело сбор всех данных об объектах на территории нашей страны.

Этот правильный и своевременный шаг Правительства позволил выявить многочисленные ошибки органов БТИ при проведении технической инвентаризации объектов до 2013 года. Сейчас сведения об объектах, которые были оформлены с ошибками, приводят в соответствие на основании обращений заявителей.

В этом же Постановлении Правительства установлено, что технический учет объектов недвижимости бывает нескольких видов: техническая инвентаризация, оценка недвижимости, обслуживание заявителей по предоставлению информации об объектах. Во время принятия этого акта, единственным органом, уполномоченным вести технический учет объектов было объявлено БТИ (районные, городские и пр.).

Виды технической инвентаризации

В зависимости от целей проведения и периода производства работ по технической инвентаризации объекта, различают следующие ее виды:

Первичная техническая инвентаризация – при появлении объекта недвижимости (строительстве, реконструкции). В этом случае все характеристики объекта должны быть измерены и внесены в технический паспорт, который является результатом выполнения работ. Также здесь подготавливается справка ТЭП (для получения разрешения на ввод объекта).

Плановая техническая инвентаризация предполагает проведение работ с определенной периодичностью. Обычно она проводится один раз в пять лет. Требование предоставления технического паспорта объекта, сделанного не позднее этого срока предъявляют контролирующие органы, отвечающие за выдачу и продление лицензий.

Внеплановая техническая инвентаризация проводится при наличии каких-либо изменений объекта недвижимости. К примеру, перепланировки объекта.

Паспорт технической инвентаризации

Паспорт технической инвентаризации, или технический паспорт объекта, — основной документ-результат проведенной работы. Он содержит все качественные и количественные характеристики недвижимости и отражает его эксплуатационные характеристики (количество помещений, их площадь, этажность здания, площадь жилой и нежилой части, подвалы, чердаки, техпомещения).

Подготовка этого документа производится с использованием специализированного (лицензионного) программного обеспечения.

Объекты технической инвентаризации

Объекты технической инвентаризации – это недвижимые объекты имущества. В свою очередь, объекты недвижимости согласно понятию из Гражданского кодекса РФ (ст. 130) это объекты, которые имеют тесную привязку к земле и их перемещение без причинения ущерба невозможно.

Техническая инвентаризация объектов

Техническая инвентаризация объектов недвижимости предполагает выезд кадастровых инженеров на объект, проведение его обследования и обмеров.

В зависимости от вида инвентаризации, которые были описаны ранее, результатом обследования могут быть технические паспорта и иные документы.

Места предъявления указанной информации могут быть различными: государственные органы, арендаторы помещений объекта, службы строительного надзора, генподрядные организации. Также техническая инвентаризация объектов может проводиться и для собственных нужд владельца объекта с целью его проверки.

Техническая инвентаризация здания

Техническая инвентаризация здания – наиболее распространенный вид технической инвентаризации, при этом обследуется каждое помещение в нем: технические этажи, подвалы, лифтовые шахты, чердаки и пр.

При проведении такой работы необходимо полностью обследовать все здание и выявить в нем точную площадь всех помещений. Объектами технической инвентаризации также являются дороги, на них также подготавливаются технические паспорта и сведения заносятся в Кадастр недвижимости.

Проведение технической инвентаризации

Проведение технической инвентаризации осуществляют специализированные организации. Право вести такую деятельность предоставлено компаниям на основании выданных Кадастровой палатой аттестатов.Только при наличии в штате организации аттестованных специалистов, она имеет право заниматься подобными работами.

Ранее мы говорили, что до 2013 года эти функции были переданы органам бюро технической инвентаризации различного уровня. С указанного периода по настоящее время исключительность БТИ на законодательном уровне была упразднена. Коммерческие организации получили право производить техническую инвентаризацию и подготавливать документы для государственного кадастрового учета. Т.к. период действия закона довольно мал (всего 2,5 года), то и специализированные компании имеют опыт работы соответствующего периода.

Однако, не стоит думать, что чем больше опыт работы организации в сфере технической инвентаризации (3, 5, 10 лет), тем более качественный результат работы Вы получите. Правила существуют с 2013 года и даже если организация существует дольше, она физически не могла иметь опыта работы по ним ранним периодом времени.

Законодательство о кадастре претерпело огромные изменения, которые практически перевернули все представление о кадастровом учете объектов. Старым участникам рынка, которые в большей степени работали с землей, пришлось полностью переориентировать свою деятельность и заново обучать специалистов.

Бюро технической инвентаризации

Бюро технической инвентаризации, как говорилось ранее, с 2013 года было лишено любых преференций в области проведения технической инвентаризации. Если до того момента обращение к ним было безальтернативным, то сейчас каждый заказчик работ вправе на свое усмотрение выбрать исполнителя технической инвентаризации.

Органы БТИ, которые привыкли к своей исключительности, не шли на уступки клиентов – для выполнения работ требуется 100% предоплата, исполнение происходит очень длительный период (заказав документы клиенты не могут добиться их получения неделями и месяцами), переделывать некачественные работы зачастую отказываются.

Теперь у Вас есть выбор – обращаться в органы БТИ и следовать всем ИХ правилам выполнения работ и взаимодействия с клиентом, либо заказать техническую инвентаризацию в компании, которая превыше всего ценит положительный результат для клиента и дорожит своей деловой репутацией.

Принципы работ схожи с БТИ. В отличие от них, коммерческие структуры всегда нацелены на создание оптимально комфортных условий для клиента – Вы не попадете в очередь на прием к нужному специалисту, представитель ООО «Смарт Вэй» может выехать к Вам для презентации работ и подробно объяснить все принципы проведения технической инвентаризации, все условия договора корректируются учетом Ваших пожеланий и оформляются в соответствующей правовой форме юридическим отделом нашей компании.

Единственным случаем, когда обращение в БТИ неизбежно, является необходимость получения архивных сведений об объекте (до 2013 года). Остальную работу, наряду с этими организациями проводят частные компании.

Центры технической инвентаризации

Центры технической инвентаризации сейчас – это компании, имеющие право выполнять работы вне зависимости от их организационно-правовой формы. Главное условие – аттестация кадастровых инженеров. Выбирая компанию по технической инвентаризации объектов следует обратить внимание на опыт определенной организации в сфере проведения работ, которые требуются именно Вам. Обычно такую информацию можно найти на сайте компании.

Также имеет значение наличие опыта работы с государственными структурами. К примеру, ООО «Смарт Вэй» имеет опыт работы с такими организациями, как Росимущество РФ, Дирекция по строительству г. Санкт-Петербурга и др.

Предприятия технической инвентаризации

Предприятия технической инвентаризации выполняют работы с различным категориям заказчиков. Обычно в зависимости от опыта работ и квалификации специалистов, такие организации подразделяются на те, которые работают с частными заказчиками (физлицами) и проводят инвентаризацию квартир, домов, гаражей, дач и пр., и те, которые проводят работы исключительно по крупным объектам недвижимости – зданиям, жилым многоквартирным домам, ЛЭП, инженерным коммуникациям и пр.

Чем крупнее объект, тем сложнее порядок выполнения работ. ООО «Смарт Вэй» выполняет техническую инвентаризацию исключительно по крупным объектам недвижимости. Примерами наших работ являются гостиницы, торговые и развлекательные центры, театры, многоквартирные дома. Весомую долю объектов составляет государственная собственность.

Организация технической инвентаризации

Организация технической инвентаризации начинается с выбора компании, которая будет ее проводить на Вашем объекте. В зависимости от целей ее проведения следует осуществить консультации с представителями подрядной организации и правильно сформулировать конечный результат работ. Нужно помнить, что определяющим фактором будет являться не только предложенная цена, но и то, насколько данный исполнитель разбирается в проводимой работе.

В силу того, что организации, которые имеют обширный опыт в сфере кадастра, специализировались ранее на земельных участках (межевании), работы по технической инвентаризации для них могут стать сложным заданием, требующим дополнительного образования и получения информации. ООО «Смарт Вэй» специализируется на выполнении технической инвентаризации объектов исключительно с применением новейшей нормативной базы.

Наши специалисты постоянно совершенствуют свои знания в этой отрасли – посещают профессиональные семинары, консультируются с представителями Кадастровой палаты. Поэтому проведение технической инвентаризации объектов любой сложности не составляет больших трудностей для нас.

После выбора подрядчика на техинвентаризацию заказчик работ вправе проверять и контролировать процесс их производства, не вмешиваясь в непосредственные хозяйственные дела подрядной организации. Стоимость работ обычно складывается из нескольких факторов: площадь объекта недвижимости, состава документации (в том числе исходной), местоположения объекта и его вида. Сроки работ также следует согласовать в момент заключения контракта.

Порядок технической инвентаризации

Порядок технической инвентаризации определен инструкциями и приказами Миэкономразвития РФ. В него входит: проведение обмеров и обследования объекта, подготовка технической документации по результатам работ, приемка работ заказчиком. В случае, когда инвентаризация является первичной, для ее проведения требуется получение подрядчиком проектной документации на объект, на основании которой было выдано разрешение на строительство (реконструкцию) объекта.

Первичная техническая инвентаризация проводится с целью установления соответствия построенного (реконструированного) объекта выданному на это разрешению. Отклонения от проекта допускаются, но они должны быть незначительными. По завершению приемки выполненных работ заказчик и подрядчик подписывают акт сдачи-приемки работ, который подтверждает их окончание. Бывают случаи, когда после проведения обмеров одной организацией (к примеру, проведенной до 2013 года органами БТИ), следующая привлеченная фирма выявляет отклонения в обмерах объекта.

Если такие отклонения являются незначительными, то не стоит думать, что первые обмеры выполнялись с нарушением норм – каждый специалист производит работы с использованием своего оборудования, в котором установлена погрешность, и индивидуальными методами обмеров (по полу, потолку и пр.).

При этом результат работ у них может быть немного отличен друг от друга. Если такие неточности были выявлены, то руководствоваться следует теми данными, которые ранее были внесены в Государственный кадастр недвижимости. Иначе Вам придется вносить изменения в сведения об объекте в кадастр.

Проведение технической инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов:

1. Сбор исходной документации

В зависимости от типа проведения технической инвентаризации отличается и список необходимых документов: проектная документация в случае первичной инвентаризации (после окончания строительства или реконструкции) или старый технический или кадастровый паспорт объекта недвижимости.

2. Выезд на объект инженера-инвентаризатора.

Инженер, используя исполнительные чертежи, выезжает на объект и производит обмеры. Обмеры производятся по внутренним правилам технической инвентаризации.

Чертеж:

3. Изготовление документации

После получения необходимых данных составляются поэтажные планы объектов недвижимости, ведомости помещений и их площадей, а также технический паспорт объекта.

Документы технической инвентаризации

В результате выполнения инвентаризации подготавливается несколько документов:

1. Поэтажные планы объекта. Готовятся на основании фактических обмеров инженерами.

3. Технический паспорт. Совокупность всех данных об объекте недвижимости.

Техническая инвентаризация Москва

Компания Смарт Вэй оказывает услуги по технической инвентаризации в г. Москве и Московской области. Мы выполняем весь комплекс работ, в том числе кадастровые работы по результату инвентаризации, а также проектное обследование зданий и сооружений.

Цена на выполнение работ не зависит от расположения объекта недвижимости в Москве и Московской области. Но действуют крупные скидки на большой объем.

Минимальный объем для работы в г. Москве — от 3000 кв. м., для МО — от 5000 кв. м.

Чтобы узнать стоимость выполнения работ достаточно заказать коммерческое предложение по телефону или электронной почте.

Техническая инвентаризация Санкт-Петербург

Главный офис Смарт Вэй находится в г. Санкт-Петербург, наши специалисты выполняют работы в городе и по всей ленинградской области.

Удаленность объекта не имеет значения, стоимость складывается из общего метра объекта недвижимости. Для крупных объектов предусмотрены скидки до 70%.

Узнать цены и сроки работ можно заказав коммерческое предложение. Для государственных организаций коммерческие предложения высылаются в короткие сроки — в течение дня.

Техническая инвентаризация