Что такое приемная семья

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

  • Будущим

Что такое приемная семья?

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

(Федеральный закон№ 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федер альных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

Новости Минобрнауки

23.04.2017 г. Об обучающем семинаре для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» по заказу Минобрнауки России совместно с Министерством образования Московской области проводит 24-25 апреля 2017 года обучающий семинар для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – семинар; для детей-сирот), всех видов (образовательные, медицинские, оказывающие социальные услуги, некоммерческие).

Цель семинара — формирование профессиональных компетенций в области реструктуризации и реформирования сети организаций для детей-сирот в части организации обучения воспитанников по дополнительным общеразвивающим программам социально-психологической и педагогической направленности, в том числе для подготовки их к самостоятельной жизни.

изучение результатов деятельности и инновационного опыта субъектов Российской Федерации по реформированию сети организаций для детей-сирот;

презентация результатов мониторинга (2016 года) эффективности реализации организациями для детей-сирот дополнительных общеразвивающих программ, с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, привлечения НКО, добровольцев (волонтеров) к этой деятельности;

изучение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях для детей-сирот в Московской области;

получение новых знаний и навыков для работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», в части реализации задачи по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и сопровождению их в постинтернатном периоде;

знакомство с лучшими (отобранными в ходе мониторинга) дополнительными общеобразовательными программами для детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, помещенных в организации для детей-сирот, социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни;

знакомство с условиями участия в апробации дополнительных общеобразовательных программ социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни для различных организаций.

Тематика обсуждаемых вопросов:

реализация постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»: результаты общественного контроля, инновационный опыт, проблемы;

нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ для воспитанников в организациях для детей-сирот;

оценка потребностей воспитанников в дополнительных общеразвивающих программах с учетом состояния здоровья, социально-психологического развития детей;

требования к содержанию программ подготовки к самостоятельной жизни;

вариативность форм реализации дополнительных общеразвивающих программ;

особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ в организациях, оказывающих социальные услуги (детские дома-интернаты);

привлечения НКО, добровольцев (волонтеров) к реализации программ социализации воспитанников, подготовки к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения;

критерии эффективности реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни.

Место проведения: ГОУ ВО МО «Московский областной государственный университет» (г. Москва, ул. Радио, д.10а).

Начало 24 апреля 2017 г. в 10.40

Новости

11 Октября 2017

О результатах проведения обучающего семинара для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Челябинская область, 9-10 октября, 2017 года)

28 Сентября 2017

О проведении обучающего семинара для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Новосибирская область, 17-18 октября, 2017 года)

23 Сентября 2017

О проведении обучающего семинара для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Челябинская область, 9-10 октября, 2017 года)

22 Сентября 2017

О результатах проведения обучающего семинара для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (город Москва, 20-21 сентября, 2017 года)

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

http://www.usynovite.ru/consult/faq/opeka/question14/

Приемные семьи возникли в США в связи с нехваткой семей для усыновления детей, а затем быстро распространились в Англии и в других странах Европы.

На Украине в 2006 г. такая формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, как семья, получила правовое регулирование на уровне кодифицированного законодательного акта в связи с дополнением раздела IV СК главой 20-1. Отношения по поводу передачи детей в приемную семью регулируются также Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2002 № 565.

Устройство в приемную семью ребенка, лишенного возможности находиться, в биологической семье, направленное на реализацию его права расти в семейном окружении. Проблемы, которые возникают у выпускников интернатных учреждений в самостоятельной жизни, подтверждают преимущество семейных форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

В соответствии со ст. 256-1 СК приемной есть семья, которая добровольно взяла на воспитание и совместное проживание от 1 до 4 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, устроены в приемную семью называются приемными детьми, а лица, их воспитывают, называются приемными родителями.

Как приемные родители в соответствии со ст. 1 Закона «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» может выступать как супруги, так и отдельное лицо, которое не находится в браке. Приемными родителями могут быть трудоспособные лица, которые находятся в браке, кроме случаев, когда хотя бы одна из них: не прошла курс подготовки потенциальных кандидатов в приемные родители; признана в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; лишена родительских прав; является бывшим опекуном (попечителем , усыновителем), лишенным соответствующих прав за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей; по состоянию здоровья не может исполнять обязанности по воспитанию детей (инвалиды I и II групп, которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии нуждаются в постороннем уходе, лица, имеющие глубокие органические поражения нервной системы, алкогольную и наркотическую зависимость, больные СПИДом, открытой формой туберкулеза, психическими расстройствами, в которых официально зарегистрированы асоциальные проявления, склонность к насилию).

Не могут быть приемными родителями лица, которым на общей жилой площади проживают члены семьи, имеющие глубокие органические поражения нервной системы, больные СПИДом (кроме семей, принимающих на воспитание детей, пораженных ВИЧ-инфекции), открытую форму туберкулеза, психическими расстройствами, в которых официально зарегистрированы асоциальные проявления, склонность к насилию (ч. З ст. 256-2 УК, абз. 7 п. 14 Положения о приемной семье).

Среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи, исчисленный за последние 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения с заявлением о создании приемной семьи, не может быть меньше чем уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум), установленный законодательством.

Отношения по передаче детей в приемную семью является возмездное. Приемная семья создается с целью воспитания и для совместного проживания приемных родителей и ребенка. Однако, в отличие от усыновления, семья является временным мероприятием, направленным на предоставление заботы ребенку, пока родители не смогут заниматься ею. Между приемными родителями и ребенком не возникает родство. В приемной семье могут воспитываться дети, родители которых не лишены родительских прав, но в течение некоторого времени не способны воспитывать своих детей. Поэтому семья отличается от усыновления, ведь усыновитель и усыновленный лицо приобретают права и обязанности биологических отца и ребенка.

Приемные дети имеют право поддерживать личные контакты с родителями и другими родственниками, кроме случаев, когда это может нанести вред их жизни, здоровью и моральному воспитанию.

Приемные дети, не теряя статуса ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, устраиваются в приемную семью на полное государственное содержание. Суммы средств, принадлежащих приемным детям как пенсия, алименты, другие виды государственной помощи, переходят в распоряжение приемных родителей и расходуются ими на содержание приемных детей (п. 11 Положения о приемной семье).

Приемные дети воспитываются в приемной семье до достижения 18-летнего возраста, а в случае продолжения обучения в профессионально-технических, высших учебных заведениях I-IV уровня аккредитации — до его окончания, но не позднее достижения ими 23-летнего возраста (абз. 4 п. 2 Положения о приемной семье).

Приемные родители обязаны проживать вместе с приемными детьми на собственной жилплощади при наличии соответствующих санитарно-гигиенических и бытовых условий.

Решение о создании приемной семьи принимается районной, районной в г. Киеве и Севастополе госадминистрацией, исполнительным комитетом городского совета (городов республиканского значения Автономной Республики Крым и городов областного значения) на основании заявления семьи или отдельного лица, изъявившие желание создать приемную семью, по представлению соответствующего заключения службы по делам детей районной, районной в г. Киеве и Севастополе госадминистрации, исполнительных комитетов городских советов о возможности образования приемной семьи по результатам прохождения курса подготовки и рекомендации соответствующего центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. Указанная семья или отдельное лицо, которое не находится в браке, обязательно информируется о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии детей, которых они желают взять на воспитание и совместное проживание (ст. 256-4 УК, абз. 1 п. 5 Положения о приемной семье).

Согласно ч. 2 ст. 256-3 СК на устройство ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, в приемную семью требуется согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его выразить. Согласие ребенка на его устройство в приемную семью выясняется служебным лицом учреждения, в котором она находится, в присутствии приемных родителей и представителя органа опеки и попечительства, о чем составляется соответствующий документ.

На основании решения о создании приемной семьи между приемными родителями и органом, принявшим решение о ее образовании, заключается договор об устройстве детей в приемную семью на воспитание и совместное проживание.

Действие договора прекращается в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для воспитания детей и совместного проживания (тяжелая болезнь приемных родителей, изменение их семейного положения, отсутствие взаимопонимания родителей с детьми, конфликтные отношения детей), невыполнение приемными родителями обязанностей по надлежащему воспитанию , развития и содержания детей, нарушение схемы антиретровирусной терапии ребенка, возвращение детей родным родителям (опекуну, попечителю, усыновителю), достижения ребенком совершеннолетия, достижения родителями пенсионного возраста, с согласия сторон и по другим причинам, предусмотренным договором.

В случае прекращения действия договора семья лишается статуса приемной, а вопрос о дальнейшем устройстве детей решается органом опеки и попечительства (детей, пораженных ВИЧ-инфекцией, — органом опеки и попечительства на основании заключения учреждения здравоохранения), который принимает исчерпывающие меры к предотвращению возврату (устройству) детей в интернатные учреждения.

Контроль за выполнением договора, а также по условиям проживания, воспитания приемных детей осуществляют местные службы по делам детей и органы опеки и попечительства районных в г. Киеве и Севастополе государственных администраций, исполнительных комитетов городских советов.

Устройство детей в приемную семью проводится с учетом возраста приемных родителей и детей, чтобы на время достижения обеими приемными родителями пенсионного возраста все приемные дети достигли возраста выбытия из приемной семьи. В случае достижения пенсионного возраста одним из приемных родителей время пребывания детей определяется по возрасту младшего из родителей. В отдельных случаях по соглашению сторон семья может функционировать и после достижения приемными родителями пенсионного возраста, но не более чем в течение 5 лет.

Права и обязанности приемных родителей:

— Пройти обязательное обучение, организованное областными центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи;

— Представлять как законные представители приемных детей их интересы без специальных на то полномочий (ч. 4 ст. 256-2 УК);

— Нести персональную ответственность за жизнь, здоровье, физическое и психическое развитие приемных детей и соблюдение принципа конфиденциальности информации относительно поражения приемных детей ВИЧ-нфекциею.

Финансирование приемных семей осуществляется за счет государственного бюджета. Размер ежемесячной государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, составляет 2 прожиточных минимума для детей соответствующего возраста.

Читайте также:

Новости

  • НОВОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО МИРА
  • Правовые известия Украины
  • Международные новости
  • Мониторинг СМИ
  • Колонка юриста
  • Прецеденты
  • ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА
  • Правоприменение
  • Официальное толкование
  • Судебная практика
  • Дискуссия
  • Точка зрения
  • Событие
  • Тема

Советы юристов

Юридические консультации

Сервисы

2010 — 2017. Юридический портал "Право Украины" юридические консультации и помощь юристов Украины онлайн

http://pravo-ukraine.org.ua/resyrsi/biblioteka/semejnoe-pravo-ukrainy/uchebnik-po-semejnomu-pravu-onlajn-kharitonov-e-a/8380-priemnaya-semya

До сих пор в нашей стране, несмотря на усилия отдельных людей и государства, количество детей-сирот не снижается. Ежедневно в дома ребенка поступают отказники из родильных домов, а в детские дома прибывают ребята, нахождение которых в родной семье опасно для жизни. Государственное учреждение – временная мера, но никак не выход из бедственного положения маленького человека, от которого отвернулись самые близкие люди. Ребенок не может вырасти счастливым вне семьи, а значит, больше всего на свете ему нужны новые, любящие, родители. В таких ситуациях единственной действенной мерой становится приемная семья. Речь идет о собирательном образе всех семей, которые осуществляют усыновление, берут под опеку, оформляют попечительство или прибегают к любой другой форме устройства ребенка в семью.

Что такое приемная семья

Можно выделить следующие формы приемных семей:

  • Усыновление – ребенок принимается в семью на правах родного по крови. Он становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
  • Опека – ребенок принимается в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Он может сохранять сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
  • Патронат – ребенок воспитывается в семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья – ребенок воспитывается дома у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в приемную семью.

Опыт усыновления детей-сирот существует, и он успешен. Однако способность принять ребенка дана далеко не каждому человеку – необходимо внимательно прислушиваться к себе, стараться найти ответы на внутренние вопросы. Если не удается принять решение самостоятельно, всегда можно пообщаться с психологом. Он поможет «заглянуть» внутрь себя и понять, что именно вам нужно от жизни. Возможно, это отнюдь не помощь ребенку, а желание удовлетворить некие личные амбиции. В таком случае не стоит рассчитывать на приемных детей – они вовсе не обязаны оправдывать ваши ожидания.

Приемная семья, как и любая другая, с появлением ребенка может столкнуться с рядом проблем. Способность решить их без потерь во многом зависит именно от готовности принять маленького человека и от компетентности приемных родителей. Чем яснее люди понимают, на что они идут, когда принимают решение воспитывать приемного ребенка, тем лучше. Разумеется, справиться со своими функциями приемным родителям в большинстве случаев будет сложнее, чем родным. Причина проста – дети, пережившие трагедию (будь то гибель близких, разрушение семьи или лишение мамы и папы родительских прав), переживают глубокую душевную драму. Не меньший урон детской психике наносит и пребывание в детском доме, где нет ни одного родного человека. Не на кого рассчитывать и не с кем разделить переживания. В детских учреждениях есть только люди, выполняющие свою работу. Даже если они делают это безупречно, замены родительской любви не произойдет.

Адаптация ребенка в приемной семье

Адаптация в семье в среднем длится до года и проходит достаточно тяжело. Могут обостряться болезни, возникать неожиданные слезы и истерики, появляться отрицание всех и вся («не хочу», «не буду», «уйди») и даже агрессия. Все это закономерно и со временем обязательно пройдет при условии грамотности родителей и их искренней любви.

Адаптацию ребенка в приемной семье можно условно разделить на несколько этапов:

  • Этап подготовки, когда ребенок только посещает новых родителей, приходит в гости до окончательного приема малыша в семью.

В этот период приемные родители стараются, чтобы ребенку было комфортно в доме, делают подарки, всячески его хвалят и подбадривают. Ребенок же пытается понравиться новым родителям. Очень важно не торопить события и не давить на ребенка, чтобы он называл родителей «мама» и «папа».

  • Этап кризиса, когда ребенок начинает вести себя совсем не так, как привыкли наблюдать приемные родители.
  • Процесс закономерен и его стоит рассматривать, как правильное развитие взаимоотношений. Если ребенок показывает новым родителям свои нехорошие стороны – это признак доверительных отношений.

  • Этап адаптации, когда ребенок начинает чувствовать себя в новой семье, как дома.
  • Меняется его внешность, поведение, малыш становится самостоятельным и более уверенным в себе. Следует помнить, что любое изменение в семье может нанести ребенку психологическую травму.

  • Этап стабилизации, когда семья окончательно становится семьей.
  • Приемный ребенок спокоен, хотя его могут тревожить воспоминания о прошлой жизни, и приемные родители удовлетворены состоянием своей семьи.

    Лучший способ заранее «подстелить соломы» — это заблаговременно, до момента прихода ребенка в семью, обзавестись контактами необходимых специалистов: медиков, неврологов, психологов. И, не стесняясь, при первых же трудностях, обращаться к ним.

    Как стать приемными родителями

    Какие дети передаются в приемную семью:

    • дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в учреждениях социальной защиты населения, лечебно-профилактических, воспитательных или других аналогичных учреждениях;
    • дети, чьи родители по состоянию здоровья не могут заниматься их содержанием и воспитанием;
    • дети, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах, признаны судом недееспособными или осуждены;
    • дети, чьи родители неизвестны;
    • дети-сироты

    Алгоритм создания приемной семьи

    • Кандидат в приемные родители сдает в Управление опеки и попечительства пакет документов согласно перечню с заявлением о выдаче заключения о возможности быть приемным родителем.
    • Специалисты Управления в течение 3 дней со дня предоставления вышеуказанных документов проводят обследование жилищно-бытовых условий проживания кандидата в приемные родители и акт обследования в течение 3-х дней утверждается руководителем органа опеки. Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в 3-дневный срок гражданину, выразившему желание принять ребенка в семью. Акт обследования может быть оспорен гражданином в судебном порядке.
    • В течение 10 дней со дня предоставления документов принимается решение назначении приемного родителя либо о возможности кандидата быть приемным родителем, на основании которого выдается направление в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на знакомство с ребенком, его личным делом и медицинским заключением о его состоянии здоровья.
    • В случае положительно принятого решения кандидат пишет заявление о намерении принять ребенка в семью.
    • Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как законный представитель направляет ребенка на комиссионное обследование его состояния здоровья, (как на усыновление) и вместе с медицинским заключением, своим согласием на передачу ребенка в приемную семью передает в Управление пакет документов на ребенка.
    • Управление готовит нормативный акт о возможности передачи ребенка на воспитание в приемную семью: о назначении опекуна (приемного родителя), исполняющего обязанности возмездно, о необходимости выплаты денежных средств на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, и на содержание ребенка.
    • Управление заключает с приемным родителем договор о передаче ребенка в приемную семью и дополнительно к договору готовит индивидуальные условия передачи ребенка, удостоверение приемного родителя и вручает памятку приемному родителю с документами ребенка.
    • В случае, если кандидат из другого МО, то личное дело передается в муниципальное образование по месту фактического проживания приемной семьи для назначения выплаты денежных средств и контроля за условиями воспитания и содержания ребенка.
    • Приемным родителям назначается ежемесячные денежные выплаты на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, размер которого в 2013 году составлял– 6543 руб. 80 коп., и денежное вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в размере – 2500 рублей (если семья воспитывает ребенка до 3-х лет и, ребенка-инвалида, то назначается доплата к денежному вознаграждение в размере 20%).
    • Школьникам выплачивается компенсация за проезд 310 руб.88 коп. Приемному родителю при передаче ребенка в семью выплачивается единовременное пособие в размере около 12000 рублей.

    Как усыновить ребенка?

    Требования, предъявляемые к приемным родителям

    Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

    • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
    • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
    • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
    • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
    • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

    Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

    Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    • Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, или иной документ, подтверждающий доход граждан;
    • Выписка из домовой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копия финансового лицевого счета с места жительства;
    • Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования за преступления, против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
    • Медицинское заключение о состоянии здоровья;
    • Копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
    • Автобиография;
    • Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
    • Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;
    • Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являлись или являются усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

    Первое, что необходимо сделать каждому человеку, задумавшемуся об усыновлении – это обсудить свое желание с самыми близкими людьми: супругом и детьми. К слову, распространенный стереотип о том, что воспитывать приемных детей должны только семьи, которые лишены возможности родить собственных, не только далек от истины, но и вреден. Напротив, семьи, в которых уже есть дети, имеют опыт воспитания, представляют, насколько это сложное и трудоемкое дело – растить детей. Но вернемся к членам семьи. Только если консенсус достигнут, и в доме не осталось тех, кто «категорически против», можно переходить к действиям.

    Второй шаг – это обучение в школе приемных родителей. Найти ближайшую из них очень просто: достаточно обратиться в орган опеки по месту жительства. Там направят. В среднем два месяца длятся занятия и это не только необходимый, но и приятный этап на пути к устройству ребенка в свою семью. За несколько недель до окончания учебы можно смело начинать собирать документы. При интенсивном погружении в этот вопрос (если оба супруга берут для этой цели отпуск), процедуры займут одну-две недели.

    Медицинские документы оформлены, сертификат об окончании школы приемных родителей получен – теперь самое время вернуться в опеку. Специалист проведет осмотр жилого помещения потенциальных приемных родителей, поможет заполнить анкеты, написать заявление и подготовить прочие необходимые документы. После этого придется две-три недели ждать решения. Важный момент – будущие приемные родители должны уже на этом этапе выбрать форму устройства ребенка в свою семью – усыновление, опека, приемная семья и так далее. Сложность этой процедуры в том, что невозможно заранее угадать, какой статус будет у ребенка, которого вы встретите и полюбите. Если, к примеру, только «усыновление», взять под опеку его уже нельзя. Поэтому посоветуйтесь со специалистом, как лучше поступить.

    Поиск ребенка – это самый сложный и длительный этап. На этом пути предстоит немало трудностей, разочарований и волнений. Несмотря на то, что в России порядка 600 000 детей, которые живут без семьи, зачастую детские учреждения не спешат с ними расставаться. И очень часто, особенно при поиске ребенка до 3 лет, вы будете слышать от специалистов опеки «у нас детей нет». Почему это происходит – тема отдельной статьи. Главное, не останавливайтесь и не отчаивайтесь. Дети есть. Не ограничивайте поиск только местом своего жительства – потенциальные приемные родители в России имеют право искать ребенка на всей территории РФ. При настойчивости и вере в то, что вы делаете самое важное дело в жизни, ваш малыш обязательно найдется. И вы будете вместе.

    Опыт приемных родителей

    Один из важнейших моментов успешного прохождения трудностей в воспитании приемных детей – это общение с другими родителями, находящимися в аналогичной жизненной ситуации. Обмен опытом и ощущение «я не один со своими проблемами», всегда придает сил и помогает реально смотреть на вещи. В идеале, необходимо найти организацию, которая помогает устройству детей и при этом обеспечивает последующее сопровождение семьи. Речь идет о всевозможных некоммерческих фондах, структурах и сообществах приемных родителей. Общение с единомышленниками очень важно – как на этапе принятия решения, поиска ребенка, так и в самом начале совместной жизни. Впрочем, и в дальнейшем не стоит прерывать отношений. Для приемных детей это тоже уникальная возможность чувствовать себя в «своей тарелке» и понимать, что самые любимые и близкие – это не обязательно те, кто тебя родил. Но обязательно те, кто любит, кто каждый день, с утра и до ночи рядом.

    http://www.ya-roditel.ru/priemnaya-semya/