Что такое кадастровый учет земельного участка

Слова «кадастр» и «кадастровый учет» на слуху у россиян. В повседневный обиход они вошли не так уж и давно, потому для многих наших сограждан нуждаются в расшифровке и пояснении. Чему и посвящена предлагаемая статья.

С 2014 года на территории России создана единая система учета всех объектов недвижимости: квартир, домов, земельных участков, объектов коммерческой и производственной недвижимости. Подобный учет велся и раньше, однако система БТИ уже не могла отвечать современным требованиям по объему, качеству и оперативности сбора, хранения и обработки информации.

Предпосылки создания подобной системы были заложены еще в 2007 году ввиду принятия специального Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Соответственно, единый перечень всех объектов недвижимости называется государственным кадастром недвижимости, ведение которого теперь осуществляет один государственный орган –Росреестр. Разумеется, что кадастр ведется по определенным правилам, каждому объекту присваивается индивидуальный идентификационный номер, а сами объекты группируются по характерным признакам. Земельные участки выделяются в отдельную группу, а их перечень именуется земельным кадастром.

Современный земельный кадастр – это объемная компьютерная программа, в которую вносятся все данные относительно земельных участков. Таких данных много: это площадь, местонахождение, геодезическая привязка к местности, стоимость, категория земель, пределы использования, наличие обременений и ограничений и т.д. При этом все документы, на основании которых осуществляется ввод данных в компьютерную программу, хранятся и в бумажном варианте, что позволяет в случае необходимости оперативно устранять ошибки и противоречия.

Преимущества подобной системы учета недвижимости очевидны. Главное из них – это возможность оперативного получения достоверных данных, как в бумажном, так и электронном формате. То есть, теперь гражданин может совершенно бесплатно получить исчерпывающую информацию о любом земельном участке на территории РФ.

Причем, для этого нет необходимости даже куда-либо обращаться – все данные есть в Интернете, а специальный сервис, который называется «Публичная кадастровая карта», позволяет в течение нескольких минут получить массу сведений о любом земельном участке, как в своем районе, так и в области, которая находится на другом конце нашей страны.

С введением единой системы кадастрового учета упростились взаимоотношения человека и чиновника, они стали прозрачными и оперативными. А любой документ, например, кадастровую выписку или кадастровый паспорт, можно заказать без очереди и бюрократической волокиты в четко определенный срок.

Единая система учета объектов недвижимости жизненно необходима и государству. Для него преимущества такой системы тем более очевидны. Ведь это в значительной степени упрощает процесс начисления и взимания налогов на недвижимость, позволяет лучше контролировать оборот земельных участков.

С учетом того, что в России действует целый ряд специальных налогов на покупку и продажу недвижимости, обоснованность которых вызывает большие сомнения у населения, то единая и прозрачная система недвижимости позволяет лучше наполнять государственный бюджет. Ведь с учетом налаженной системы контроля уклониться от уплаты сборов в казну теперь практически невозможно. Для обычных граждан создана система налоговых вычетов, которые хоть и неудобны в использовании, но реально помогают избежать двойного налогообложения своих доходов. А вот для спекулянтов недвижимостью и землей – подобная схема весьма неприятна.

Видео — Особенности кадастрового учета земельного участка

Существуют ли у кадастрового учета недостатки?

Естественно, как и у любого новшества, у системы земельного кадастра есть недостатки. И их число довольно значительно. Основной недостаток в том, что необходимость составления реестра всех земельных участков фактически возложена на самих владельцев земли. Разумеется, и оплачивать все «удовольствия» должны сами граждане. Причем в принудительном порядке.

Реализуется подобная схема следующим образом. В настоящее время для того, что оформить свои права на землю, а также для совершения сделок с землей, необходима постановка участка на кадастровый учет. Если участок на кадастровый учет не поставлен, то сделку с землей попросту не зарегистрируют, а, следовательно, продать, подарить или получить по наследству участок, не состоящий на кадастровом учете, невозможно. С точки зрения закона, формально, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости является бесплатной, но для такой постановки потребуется целый ряд сведений, которые, по сути, и являются самым важным звеном всей системы. Все эти сведения оформляются в рамках документа, который именуется межевым планом.

Оформление межевого плана и проведение межевания – процедуры весьма затратные и их необходимо выполнять гражданам за свой счет. Стоимость подобных процедур разная в зависимости от регионов. Однако в некоторых уголках нашей страны (речь не о столице) за межевой план дачного участка могут попросить и все 40-50 тысяч рублей.

Поэтому и здесь система единого кадастрового учета невероятно выгодна государству. Ведь данные необходимо лишь собрать и обработать. А межевые планы принесут сами граждане, в которых есть точная и исчерпывающая информация об объектах недвижимости. А в качестве благодарности гражданам за подобную заботу о стране ее законодатели станут взимать налог не по инвентаризационной стоимости участка, а по кадастровой, которая, естественно выше, а сумма налога в итоге больше. Именно подобная схема и стала широко реализовываться с 2015 года.

Кадастровый учет земельных участков

Кадастровый учет земельных участков – это, прежде всего систематизированная и структурированная система учета, классификации и описания, как самого земельного участка, так и прав и правовых отношений, связанных с ним.

Такой учет выполняется при помощи автоматизированной системы ведения государственного кадастрового учета, и включает в себя следующую информацию:

  • Форма и месторасположение;
  • Координаты поворотных точек, линейные размеры сторон и площадь;
  • Целевое назначение;
  • Почвенные характеристики;
  • Права собственности, пользования, ограничения и обременения на земельный участок;
  • Основания получения права собственности, пользования и пр.

В процессе формирования земельного участка, каждому присваивается уникальный кадастровый номер, не повторяющийся на всей территории страны, и содержащий в своей структуре информацию о территориальной принадлежности.

Кадастровый учет на местах осуществляется «Кадастровыми палатами», реорганизованными по субъектам Российской Федерации.

Федеральный закон определяет проведение в отношении к земельным участкам, ставящимся на учет, следующих процедур:

  • Регистрация земельных участков в государственном земельном кадастре;
  • Внесение информации о ранее зарегистрированных земельных участках;
  • Учет любого вида изменений, происходящих с участком;
  • Снятие объекта недвижимости с учета в государственном кадастре;
  • В порядке осуществления обмена информацией с органами местного самоуправления и государственной власти, внесение изменений, в соответствии с поступающими документами;
  • Исправление технических (графических, семантических) ошибок, обнаруженных в элементах существующего, либо проходящего определенный этап регистрации, кадастрового учета.

Процесс постановки земельного участка на кадастровый учет

В Кадастровую палату подается заявление собственником объекта, либо другими лицами.

Плата за осуществление учета в кадастровой системе с граждан не взимается, однако, необходимо учитывать, что эта процедура требует проведения определенных подготовительных работ, которые выполняют юридические и физические лица – предприниматели, за соответствующую оплату.

Вместе с заявлением в Кадастровую палату подаются следующие документы:

  • Межевой план утвержденной формы;
  • Документ, подтверждающий личность заявителя, либо полномочия представлять интересы заявителя другим лицом;
  • При объединении, разделе, перераспределении находящихся в собственности земельных участков, документ, подтверждающий волеизъявление собственников;
  • Письменные заявления пользователей, залогодержателей (в том числе, банки), арендаторов, чьи права относятся к участкам, в отношении которых подается заявление.

Сроки

Закон РФ устанавливает следующие сроки:

  • Срок постановки на учет объекта, внесение изменений, исправление ошибок, не превышают 20 рабочих дней со дня подачи соответствующей заявки.
  • Срок предоставления сведений из государственного кадастра в виде выписок и паспортов земельных участков не превышает 5 рабочих дней.
  • Срок предоставления сведений из государственного кадастра, как то кадастровые планы территории квартала не превышает 15 рабочих дней.

Не следует забывать, что учитывать нужно именно рабочие дни, и обязательно контролировать проставление отметки о дате принятия поданных вами документов в работу чиновником Кадастровой палаты.

Внесение изменений

В случае изменения уникальных данных земельного участка, либо других его характеристик, проводится процедура внесения изменений. Учет изменений производится на основании:

  • Предоставленных соответствующих документов и заявления;
  • Документов, поступивших в Кадастровую палату, в результате информационного взаимодействия между государственными органами.
  • В случае прекращения существования земельного участка, производится процедура снятия последнего с кадастрового учета.

Обратите внимание на материал, где описан процесс проведения межевания.

Снятие

Снятие участка с кадастрового учета производится на основании соответствующего заявления и необходимых документов. В этом случае нет необходимости в оформлении межевого плана и окончательный перечень документов комплектуется в зависимости от исходных данных.

  • Срок образования нового участка достиг двух и более лет, но права и обременения на него не были зарегистрированы;
  • Возникают накладки либо разрывы между границами соседних (смежных) участков;
  • В связи с технической ошибкой, обнаруженной в кадастровой системе учета.

Отказ

В процессе постановки могут возникать ситуации с получением отказа в проведении учета. Существует достаточное количество причин такого отказа. Однако не следует забывать, что в решении об отказе осуществления кадастрового учета земельного участка, такая причина должна быть указана в обязательном порядке, причем со ссылкой на соответствующую правовую норму действующего законодательства РФ.

Решение об отказе оформляется в срок, не превышающий двенадцати рабочих дней, с момента принятия соответствующего заявления и может быть обжаловано в судебном порядке.

И в заключении, хотелось бы сделать акцент на проверенном на практике правиле. Если вы не уверенны в своих силах, не располагаете необходимым количеством свободного времени для прохождения данной процедуры, доверьте эти действия профессионалам.

Комментарии

Почему на кадастровой карте Московской области ( Павлово-Посадский район, г. Павловский Посад ,ул. Матросова) отсутствует река Клязьма, и участки, находящиеся в прибрежной зоне формируют под ИЖС. По закону водного кодекса Московской области строительство частных домов возможно только в том случае, если имеется городская канализация и сохранен свободный подъезд к реке, а отступ от берега реки не менее 50 метров?

http://www.landatlas.ru/help/kadastrovyy-uchet-zemelnyh-uchastkov.htm

Объектом купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, т.е. в договоре купли-продажи должен содержаться кадастровый номер и адрес земельного участка.

В качестве адреса земельного участка указывается, как правило, почтовый адрес или иное общепринятое описание местоположения участка, позволяющее точно определить объект на территории соответствующего регистрационного округа.

Площадь земельного участка должна быть указана по правоустанавливающим документам (свидетельству, акту государственного или муниципального органа, иному документу).

Кадастровый номер земельного участка включает следующие данные: номер кадастрового округа; номер кадастрового района; номер кадастрового квартала; номер земельного участка в кадастровом квартале.

Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Итоговым документом, подтверждающим проведение кадастрового учета конкретного земельного участка является Кадастровая карта (план) земельного участка, содержащая графические и текстовые формы воспроизведения сведений, содержащихся в государственном земельном кадастре.

Кадастровая карта (план) содержит: кадастровый номер земельного участка; адрес земельного участка; площадь участка; категория земель и разрешенное использование земельного участка; описание границ участка и их отдельных частей; экономические характеристики участка, в том числе размер платы за землю; качественные характеристики участка, в т.ч. показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель; наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений); зарегистрированные вещные права на земельный участок; ограничения (обременения) прав на земельный участок, зарегистрированные в установленном порядке.

Если ранее земельный участок не проходил кадастровый учет, процедура межевания включает: определение границ земельного участка и согласование этих границу; закрепление на местности местоположения границ межевыми знаками; определение их координат или составление иного описания местоположения границ; изготовление кадастровой карты (плана) объекта землеустройства (земельного участка).

Если земельный участок проходил кадастровый учет до 10 июля 2000г., то ранее выданная кадастровая карта (план) является юридически действительной. Кроме того, для заключения договора купли-продажи земельного участка может быть достаточно предъявления кадастрового плана, составленного и выданного местным (районным) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству с кадастровым номером, присвоенным в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Вместе с тем, собственник земельного участка вправе получить из территориального органа земельного кадастра кадастровый план нового образца. Для совершения сделки купли-продажи сведения о кадастровом учете на земельный участок предоставляются в виде выписки по месту учета данного земельного участка.

1. Земельные участки, кадастровый учет которых проводился до введения в действие Федерального закона "О государственном земельном кадастре" и сведения о которых содержатся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Роснедвижимости (во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю, государственных актах и иных аналогичных документах), относятся к ранее учтенным в ГЗК (пункт 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", пункты 2.1 — 2.3 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001).

Для уточнения сведений ГЗК в случае противоречивости, недостаточности или отсутствия сведений, позволяющих однозначно определить земельный участок (положение его границ на местности) в качестве имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, заинтересованные правообладатели земельных участков (или уполномоченные ими лица) могут выполнять работы по межеванию, что определено ст.ст. 16, 17 Федерального закона "О землеустройстве".

При отказе правообладателя от уточнения сведений ГЗК кадастровый план земельного участка изготавливается на основании имеющихся документов. В этом случае:

— в строке "16" кадастрового плана делаются соответствующие записи, например: "Сведений ГЗК недостаточно для определения земельного участка в качестве имущества, подлежащего передаче"; "Площадь земельного участка ориентировочная, подлежит уточнению при межевании"; "Имеющиеся в ГЗК сведения не позволяют определенно установить земельный участок в качестве объекта аренды" (пункт 3.2 Правил оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, письмо Росземкадастра от 15.08.2002 № ВК/392 "О предоставлении сведений государственного земельного кадастра");

— правообладателю такого земельного участка или уполномоченному им лицу одновременно с кадастровым планом выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений (далее — справка), а также разъясняется, что сведений, указанных в кадастровом плане, для регистрации прав не достаточно. Последующее уточнение указанных сведений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" для проведения кадастрового учета, при подаче правообладателем такого земельного участка или уполномоченным им лицом в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявки и перечисленных в справке документов (пункт 4 статьи 5 Закона).

2. Для проведения кадастрового учета текущих изменений в связи с выполненным межеванием ранее учтенного земельного участка в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, представляются:

— заявка о кадастровом учете текущих изменений, оформленная в соответствии с приказом Росземкадастра от 13.06.2001 № П/115 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2001, регистрационный № 2757);

— документы, подтверждающие полномочия лица действовать в качестве правообладателя земельного участка (или подтверждающие полномочия лица, действующего от имени правообладателя земельного участка);

— документы о межевании, оформленные в соответствии с приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет" (зарегистрирован в Минюсте России 13.11.2002, регистрационный № 3911).

При проверке в рамках компетенции органа, осуществляющего ведение государственного земельного кадастра, перечисленных документов, представленных для кадастрового учета текущих изменений, необходимо принимать во внимание норму Закона, согласно которой, если для проведения кадастрового учета представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о межевании, кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании (пункт 2 статьи 5 Закона).

При этом в кадастровом учете текущих изменений должно быть отказано, если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на предельные минимальные размеры земельных участков (подпункт "б" пункта 3 статьи 5 Закона).

Законодательством Российской Федерации предусмотрено установление минимальных размеров земельных участков в качестве норм предоставления земель (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации, Закон Московской области от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", нормативные правовые акты органов местного самоуправления о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства) либо как требования к параметрам земельного участка, выступающего объектом градостроительной деятельности, в соответствии с градостроительным регламентом (часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

3. Поскольку Законом (пункт 8 статья 3) регламентирована возможность совершения регистрационных действий в случае, если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в документе о праве на землю, не соответствуют данным кадастрового плана, только при регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, вышеперечисленные положения о кадастровом учете текущих изменений применяются только для указанных земельных участков.

4. В результате кадастрового учета текущих изменений заявителю выдается удостоверенный кадастровый план, который в объеме, необходимом для регистрации прав, должен включать:

— раздел В.1 "Общие сведения", в строке "11" которого указывается площадь земельного участка, полученная в результате межевания, а в особые отметки (строка "16") вносится уточняемая площадь по правоустанавливающему или правоудостоверяющему документу на землю. При этом в особых отметках приводятся наименование и реквизиты, позволяющие идентифицировать правоустанавливающий или правоудостоверяющий документы на земельный участок, содержащие уточняемую площадь;

— раздел В.2 "План (чертеж, схема) границ земельного участка";

— раздел В.3 "Сведения о частях и обременениях земельного участка" и раздел В.4 "План (чертеж, схема) границ части земельного участка" — при наличии соответствующих сведений в ГЗК (пункты 3.1, 3.2 Правил оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001). При этом учитываются положения Совместного информационного письма Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области № 1 "О государственной регистрации прав на земельные участки, сформированные и описанные в государственном земельном кадастре в качестве единого землепользования".

Атлант: дачная амнсистия, кадастровый учет участка

http://www.atlantstroy.ru/kadastr.htm