Установление отцовства в органах загса правила документы сроки

В практической деятельности нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда мужчина легкомысленно дает свое согласие на то, чтобы мать ребенка вписала его в свидетельство о рождении в качестве отца, хотя фактически отцом является другой человек. Причины таких поступков разные. Хотим лишь обратить внимание на то, что согласиться на регистрацию в качестве отца чужого ребенка легко, а вот выиграть процесс об оспаривании отцовства — не просто. Поэтому наша рекомендация: не соглашайтесь на указание вас в свидетельстве о рождении в качестве отца чужого ребенка.

Так же следует поступать и в том случае, если вы не состоите в браке с женщиной и не уверены в том, что она родила ребенка именно от вас. Конечно, не следует молодую мать травмировать беспочвенными подозрениями, но и при наличии определенных обстоятельств (если женщина не всегда была вам верна на момент зачатия плода) следует отказаться от добровольного признания отцовства. В этом случае бремя доказывания того, кто является отцом ребенка, будет лежать на матери. Если же отцом являетесь вы, то не следует избегать официального признания этого факта, так как рано или поздно при проявлении определенной настойчивости женщина выиграет соответствующий судебный процесс (с момента введения в судебную практику ДНК-экспертизы это стало делом техники и вопросом времени) и вы будете платить не только алименты, но и немалые расходы на проведение экспертизы и услуги адвоката.

В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей вопрос о происхождении ребенка разрешается судом в порядке искового производства по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, либо по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия (ст. 49 СК РФ). Суд также вправе в порядке искового производства установить отцовство по заявлению лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае, когда мать ребенка умерла, признана недееспособной, невозможно установить место ее нахождения, либо она лишена родительских прав, если орган опеки и попечительства не дал согласия на установление отцовства этого лица в органе записи актов гражданского состояния только на основании его заявления (ч. 1 п. 4 ст. 48 СК РФ).

Поскольку законом не установлен срок исковой давности по делам данной категории, отцовство может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка. При этом необходимо учитывать, что в силу п. 5 ст. 48 СК РФ установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста 18 лет допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с его матерью, суд в соответствии со ст. 50 СК РФ вправе установить факт признания им отцовства. Такой факт может быть установлен судом по правилам особого производства на основании всесторонне проверенных данных, при условии, что не возникает спора о праве.

Суд вправе в порядке особого производства установить факт отцовства умершего лица, не состоявшего в браке с матерью ребенка.

При подготовке дел об установлении отцовства к судебному разбирательству и в ходе рассмотрения дела судья (суд) в необходимых случаях для разъяснения вопросов, связанных с происхождением ребенка, вправе с учетом мнения сторон и обстоятельств по делу назначить экспертизу.

Заключение экспертизы по вопросу о происхождении ребенка, в том числе проведенной методом "генетической дактилоскопии", в силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из ч. 3 ст. 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым. Проще говоря "кто не явился на экспертизу — тот и проиграл дело".

В силу ст. 47 СК РФ запись об отце ребенка, произведенная органом записи актов гражданского состояния в соответствии с п. 1 и 2 ст. 51 СК РФ, является доказательством происхождения ребенка от указанного в ней лица.

Учитывая это, при рассмотрении иска об установлении отцовства в отношении ребенка, отцом которого значится конкретное лицо (п. 1 и 2 ст. 51 СК РФ), оно должно быть привлечено судом к участию в деле, так как в случае удовлетворения заявленных требований прежние сведения об отце должны быть исключены (аннулированы) из актовой записи о рождении ребенка.

Суд в исковом порядке рассматривает и требования об исключении записи об отце, произведенной в актовой записи о рождении в соответствии с п. 1 и 2 ст. 51 СК РФ, и внесении новых сведений об отце (то есть об установлении отцовства другого лица), если между заинтересованными лицами (например, между матерью ребенка, лицом, записанным в качестве отца, и фактическим отцом ребенка) отсутствует спор по этому вопросу, поскольку в силу п. 3 ст. 47 ГК РФ аннулирование записи акта гражданского состояния полностью либо в части может быть произведено только на основании решения суда.

При рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве следует учитывать правило ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение.

При рассмотрении дел об оспаривании записи об отце (матери) ребенка необходимо иметь в виду, что предусмотренное п. 2 ст. 52 СК РФ правило о невозможности удовлетворения требования лица, записанного отцом ребенка на основании п. 2 ст. 51 СК РФ, об оспаривании своего отцовства, если в момент записи этому лицу было известно, что оно не является отцом ребенка, не исключает его права оспаривать произведенную запись по мотивам нарушения волеизъявления (например, если заявление об установлении отцовства было подано под влиянием угроз, насилия либо в состоянии, когда истец не был способен понимать значение своих действий или руководить ими).

http://www.prioslav.ru/family10

Уверенны ли вы, что в записи акта гражданского состояния, например о вашем рождении, ваши данные указаны правильно?. Многие, сталкиваясь с такой проблемой, не знают как ее правильно решить и нужно ли ее решать? Что такое акты гражданского состояния? Кем вносятся изменения и исправления в запись акта гражданского состояния? Что делать если органы ЗАГСа отказываются вносить исправления? Как должно выглядеть заявление о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния?

Что такое акты гражданского состояния?

Под актами гражданского состояния понимают события или действия граждан, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, и характеризующие правовое состояние граждан.

В соответствии со статьей 163 Закона Республики Казахстан "О браке и семье" подлежат регистрации в государственных органах ЗАГС:

  • рождение;
  • смерть;
  • заключение брака;
  • расторжение брака;
  • усыновление (удочерение);
  • установление отцовства (материнства);
  • перемена имени, отчества и фамилии.

Таким образом, органами ЗАГС вносятся записи в книги регистрации актов гражданского состояния, гражданам же выдается соответствующее свидетельство, выписанное на основании записи.

Причины ошибок в актовых записях и необходимость их устранения

В идеале запись в свидетельстве, которое у вас на руках и запись в актовой книге должны быть идентичными и соответствовать подлинным данным, однако практика показывает, что зачатую срабатывает человеческий фактор и допускаются ошибки, которые в последствии, ведут к долгой процедуре их исправления.

А внести исправления в актовую запись Вам необходимо, например, для получения наследства (самая распространенная ситуация). Нотариус выдает отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство наследникам, в связи с тем, что у умершего актовая запись была не точной и не позволяет подтвердить родственные отношения. Тогда Вам необходимо для получения наследства эту неточность устранить.

Порядок внесения изменений, дополнений и исправлений в органах ЗАГС

Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производятся органами записи актов гражданского состояния (статья 167 Закона "О браке и семье").

Для внесения изменений, дополнений и исправлений вам необходимо обратиться в органы ЗАГСа с заявлением. Заявление об изменении, дополнении и исправлении в записи актов гражданского состояния подается в рай(гор) отдел ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя по установленной форме, которую можно получить на месте.

К заявлению прилагаются:

  • свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, подлежащее замене;
  • автобиография заявителя с подробным указанием сведений о нем и его близких родственниках.

К заявлению могут быть приложены также иные документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, дополнений и исправлений в запись акта гражданского состояния.

Документы, кроме свидетельства подлежащего замене могут быть приложены в копиях, подлинность их заверяет работник ЗАГСа, сверяя их с представленными ему оригиналами.

Заявление должно быть написано разборчиво и содержать исчерпывающие ответы на все указанные в форме вопросы.

Заявления и приложенные к нему документы подлежат рассмотрению рай(гор) отделом ЗАГС в 60-дневный срок со дня принятия заявлений. При наличии уважительных причин указанный срок может быть продлен заведующим рай(гор) отделом ЗАГС не более, чем на 30 дней.

На основании представленных документов и результатов проверки рай(гор) отдел ЗАГС по месту жительства заявителя составляет заключение ) об изменении, дополнении и исправлении актов гражданского состояния или об отказе в этом.

В случае отказа в изменении, дополнении и исправлении записи в заключении органа ЗАГС должны быть указаны причины отказа. Заключение может быть обжаловано Вами в установленном порядке.

Установление неправильностей записи в актах гражданского состояния в суде

В случае если органы ЗАГС отказывают вам во внесении изменений и исправлений в запись акта гражданского состояния, то вам необходимо обратиться с заявлением в суд.

Суд рассматривает такие дела только при:

  • отсутствии спора о праве (то есть обращение в суд не связано со спором с третьими лицами);
  • наличии письменного отказа органов ЗАГС внести исправление в произведенную запись.

Заявление в суд может быть подано любым заинтересованным лицом, это значит, что даже если ошибка допущена не в вашем документе, но ваши права затрагиваются вы можете обращаться в суд.

Заявление об установлении неправильности записи в книгах записей актов гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя либо месту нахождения органа записей актов гражданского состояния (статья 318 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан).

Данная категория дел рассматривается судом в порядке особого производства.

В заявлении должно быть указано, в чем заключается неправильность записи в книгах записи актов гражданского состояния, когда и каким органом записи актов гражданского состояния было отказано в исправлении или изменении произведенной записи.

К заявлению прилагаются:

  • отказ органов ЗАГС о внесении изменений, исправлений и дополнений;
  • документ, подлежащий замене, в следствие изменений, исправлений, дополнений;
  • иные документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, дополнений и исправлений в запись акта гражданского состояния;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

При наличии оснований для удовлетворения заявления, суд выносит решение.

Данное решение суда, которым установлена неправильность записи в книгах записи актов гражданского состояния, служит основанием для исправления или изменения такой записи органами записи актов гражданского состояния (статья 320 ГПК РК).

Резолютивная часть такого решения должна содержать точную и исчерпывающую информацию о том, какая запись является не правильной, составленная в отношении какого лица, зарегистрированная каким органом, когда, и где, с указанием номера актовой записи.

Копия решения суда отправляется в орган записи актов гражданского состояния. На на основании данного решения и по вашему заявлению Вам выдается новое свидетельство с внесенными исправлениями, изменениями и дополнениями.

  • 38454 просмотра

Используя материалы сайта, вы соглашаетесь с Правилами.

http://www.defacto.kz/content/vnesenie-izmenenii-dopolnenii-i-ispravlenii-v-zapisi-aktov-grazhdanskogo-sostoyaniya

А.И. Исаченкова, Западно-Уральский институт экономики и права

  1. Акты гражданского состояния (АГС) – составная часть управленческой деятельности
  2. Основные этапы развития документальной системы АГС
  1. Дореволюционный период
  2. Советский период
  3. Современный период
  • Виды документов: метрические книги, актовые книги, свидетельства, заявления, извещения, справки и их функции
  • Нормативно-методическая база документирования АГС
  • Акты гражданского состояния (АГС) – это основные события в жизни человека, которые подлежат обязательной регистрации. Рождение и смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение) и установление отцовства, а также перемена имени, отчества и фамилии всегда документируются, т.е. сопровождаются записями об этих событиях. Только после государственной регистрации все названные акты считаются официально признанными.

    Регистрация АГС и правовое обеспечение этого процесса обеспечиваются комплексом различных документов, выполняющих не только правовую функцию, но и функцию учета. Эти две общественные функции изначально были присущи документации, фиксирующей акты гражданского состояния.

    Документирование процессов гражданского состояния в России насчитывает несколько столетий. Оно развивалось в соответствии с особенностями каждой исторической эпохи и было обусловлено спецификой нормативно-правового регулирования этой деятельности, а также организационной структурой учреждений, уполномоченных осуществлять регистрацию актов гражданского состояния.

    Данная проблема в ее комплексном изложении не получила широкого освещения в специальной литературе. Имеются лишь отдельные публикации, посвященные исследованию метрических книг в дореволюционной России (Д.Н. Антонов, И.А. Антонова, А.Ю. Конькова) [9]. Заслуживает внимания обстоятельная статья А.В. Елпатьевского (1979), в которой впервые был обобщен значительный материал по истории документирования актов гражданского состояния в дореволюционной России и в советский период до 70-х гг. XX в. [10]. Состояние документирования отдельных видов АГС в дореволюционной России, а также современная система документации, связанная с актами гражданского состояния, рассмотрены в статьях А.И. Исаченковой [11].

    Учитывая значимость АГС как документной системы в правовых взаимоотношениях государства и человека, автор данной публикации предпринял попытку в обзорном плане рассмотреть специфику документационного обеспечения гражданского состояния личности на протяжении трех столетий (XVIII-XX веков.).

    Анализируя отечественную практику документирования АГС, следует выделить три основных периода в развитии этого процесса (дореволюционный, советский, постсоветский) и рассмотреть специфику документационного обеспечения гражданского состояния личности.

    В дореволюционной России документирование АГС осуществлялось в соответствии с требованиями гражданского и церковного законодательств. Начиная с греко-римских законов и создания собственно российских законов, сформировалась отечественная отрасль семейного права, позволившая отрегулировать все процессы взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми, семьей и государством.

    Основные положения, определяющие семейные отношения и систему документирования актов гражданского состояния, выработанные в течение XVIII–начала XX веков, были включены в систематизированное законодательство царской России и, прежде всего, в Свод законов о состояниях (СПб., 1846) и Свод законов гражданских (СПб., 1878). Законы, регламентирующие семейные отношения конца XIX–начала XX веков, были объединены в первой части X тома Свода Законов Российской империи (СПб., 1916).

    Семейное законодательство Российской империи характеризовалось своим сословным характером, когда каждое из сословий имело свои привилегии или, наоборот, ими не располагало. Кроме того, оно отличалось органичной связью с церковными правилами и канонами.

    Российское брачное законодательство всегда строилось на основании религиозных правил. Поэтому лица разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии.

    Духовные консистории, созданные в 1744 г., и духовные суды ведали делами православного населения. В их ведении находилась регистрация рождений, браков и смертей, а также бракоразводный процесс. Выполняя эту важную государственную задачу, Духовные консистории руководствовались в своей деятельности уставами, указами и циркулярами Синода. Светское законодательство регулировало гражданские отношения, частично выполняя судебные функции в бракоразводном процессе и осуществляя процедуры узаконения браков, рождения детей, усыновления и установления опеки.

    Документная система, связанная с актами гражданского состояния в дореволюционной России, отличалась многообразием видов и разновидностей документов. В большинстве случаев это церковная документация, которая велась при проведении религиозных обрядов и расторжении браков.

    Особая роль принадлежала метрическим книгам, которые были достоверными источниками сведений о населении страны, его рождаемости, брачности, смерти и социальной структуре. Метрические книги представляли собой совокупность актов культовой регистрации, удостоверяющих события крещения (рождения), венчания (брака), погребения (смерти) конкретных лиц в виде хронологических записей в книжной форме. Благодаря этим книгам государство осуществляло не только учетную (демографическую), но и правовую и фискальную функции.

    Церковная документация также была представлена исповедными ведомостями, книгами брачных обысков (обыскные книги) и разрешениями на вступление в брак, выписками из метрических книг, отчетными документами в виде статистических сводок, составленных на основании метрических книг и др.

    Классифицируя документы, связанные с АГС, следует особо выделить прошения (заявления) граждан, адресованные в разные учреждения. Без них не могло рассматриваться ни одно дело. Большую группу составляют свидетельства и удостоверения, справки и отношения, заверенные в установленном порядке. Эти документы являлись необходимым доказательством гражданско-правовых действий и событий, а в отдельных случаях позволяли осуществлять контроль за законностью последующих случаев вступления в брак.

    Специфическими документами характеризовалось судебное производство дел по вопросам, связанным с законностью браков и рождения детей. Обвинительные акты, протоколы заседаний суда (гражданского и духовного), допросов свидетелей и обвиняемых, приговоров суда, извещений и судебных повесток – все эти документы сложились в определенную систему. Распорядительная деятельность официальных учреждений (Синода, Духовной консистории, Окружного суда, Сиротского суда, Конторы богоугодных заведений и др.), связанных с документированием АГС, сопровождалась принятием указов, постановлений, решений, резолюций, определений.

    Таким образом, акты гражданского состояния и сопутствующие им документы представляли собой целый комплекс документации, имеющей свою внутреннюю структуру и отличающейся своеобразием формы, содержания и оформления.

    Изучение документов XIX–начала XX веков, выявленных в Государственном архиве Пермской области, показало, что широкое распространение получили унифицированные формы многих видов документов. Все они свидетельствуют о попытках привести в единообразие большую часть повторяющейся информации в каждом документе. Кроме того, унифицированный текст важнейших форм документов отпечатан типографским способом, что позволяет говорить о достаточно четкой и продуманной системе документации [12].

    Октябрьская революция 1917 г. ознаменовала новый (советский) этап в развитии российского государства. Коренные перемены в политической, экономической и идеологической жизни общества повлекли за собой и реформы в области семейных отношений.

    В декабре 1917 г. принимается сразу два декрета ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака» [1]. В соответствии с положениями этих правовых актов единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. 18 декабря 1917 г. стал официальным днем рождения системы органов ЗАГС. На основании второго декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов Духовных консисторий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении.

    На основании этих двух декретов в октябре 1918 г. принимается первый советский семейный кодекс, вошедший в историю как «Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве» [1]. Кодекс имел существенные отличия от ранее действовавшего семейного законодательства Российской империи. В связи с отделением церкви от государства он не содержал в себе нормы религиозного права по отношению к семье, принципы сословности, которые господствовали в дореволюционной России. Важным положением Кодекса являлось признание брака, зарегистрированного в государственных органах, и равенства всех детей (законных и незаконнорожденных).

    Кодекс начинался с раздела, посвященного актам гражданского состояния, составляемым отделами ЗАГС. Такие отделы учреждались при Отделе местного самоуправления Народного комиссариата по внутренним делам (НКВД – центральный), при городских Советах депутатов главных городов губерний и областей (окружные), при волостных и городских, а в крупных городах – при районных Советах депутатов (местные). Были обозначены задачи и направления деятельности этих органов.

    В связи с тем, что церковные предписания уже не действовали, в Кодексе особое внимание уделялось порядку ведения 7 регистрационных книг: записей рождений, смертей, отсутствующих, браков, разводов, заявлений о происхождении зачатых детей, лиц, изменивших фамилии и прозвища. В приложении к кодексу были даны формы регистрационных книг.

    Отдельная глава Кодекса посвящалась порядку регистрации отдельных актов гражданского состояния. В ней устанавливались предельные сроки совершаемых событий, виды документов, которые необходимо представить к заявлениям о регистрации, а также состав информации тех или иных видов заявлений. Остальные разделы Кодекса содержали основные положения брачного, семейного и опекунского права.

    Таким образом, в 20-е годы система документирования АГС претерпела значительные изменения по сравнению с предыдущим периодом. Заново создавалась нормативно-правовая база регулирования актов гражданского состояния, формировались органы, занимающиеся этой деятельностью.

    Отошли в прошлое все виды церковных документов, связанных с регистрацией рождений, браков и смертей; с бракоразводным процессом (метрические и обыскные книги, исповедные ведомости, указы и решения консисторий и др.). Метрические книги всех вероисповеданий за все годы были переданы в губернские архивы или в архивы органов ЗАГС.

    Появились новые виды регистрационных журналов, изменился состав документируемой информации. Исчезла фиксация сведений, отражающих сословную принадлежность и исполнение религиозных обрядов. Расширился круг фактов, подлежащих документированию, о чем свидетельствуют новые регистрационные журналы. Каждому гражданину было предоставлено право по достижении 18 летнего возраста «изменять фамильное или родовое прозвище» путем внесения во все акты гражданского состояния. В 1918 г. на отделы ЗАГС возложили функцию ведения книг для записи лиц, признанных судом безвестно отсутствующими. Эта мера была обусловлена последствиями империалистической войны, приведшей к пропаже без вести большого числа людей.

    Формуляр записей АГС пополнился такими сведениями, как род занятий родителей, жениха и невесты, каким по счету является родившийся ребенок у данных родителей. В книге записей о смерти была предусмотрена фиксация сведений о фамилии, имени и местожительстве врача, выдавшего свидетельство о смерти, а также лица, сделавшего заявление о смерти и др. Таким образом, можно констатировать, что в каждой регистрационной книге состав информации расширился за счет данных, фиксирующих характеристики личности, и сведений демографического характера.

    В советский период принимаются еще два брачно-семейных кодекса – в 1926 и 1969 гг. Их появление в обновленном виде и более широком по своему содержанию было вызвано разными причинами. Основная из них заключалась в том, чтобы соответствовать требованиям времени. С принятием в 1926 г. нового Кодекса законов о браке, семье и опеке семейное законодательство России становится более стабильным. Кодекс просуществовал до 1968 г., хотя в 1936 и 1944 гг. в него вносились значительные коррективы.

    В Кодексе 1926 г. появилось положение, определяющее цели регистрации брака – «в интересах государственных и общественных, ради охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей» [2]. Регистрация брака рассматривалась как бесспорное доказательство наличия брака, а документы, удостоверяющие факт совершения брака по религиозным обрядам, никакого юридического значения не имели. Приобрело государственное признание усыновление детей, и была ужесточена процедура развода.

    В соответствии с Кодексом 1926 г. в 20-40-е годы издаются подзаконные акты, направленные на совершенствование процесса документирования АГС. Среди них инструкция НКВД РСФСР 1927 г. о порядке регистрации актов рождений и смертей, обновленная в 1933 году. Постановлением СНК СССР от 2 ноября 1935 г. была утверждена единая форма свидетельства о рождении и вводилась обязательная их выдача.

    После окончания войны Правительством РСФСР принимается Постановление «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния», которым утверждаются единые для республики формы свидетельства о браке, о регистрации рождений и смерти. Бланки свидетельств печатались на гербовой бумаге и были введены в действие с 1 мая 1946 г.

    В 1957 г. руководство органами ЗАГС передается из системы МВД Советам министров республик, краевым, областным и городским исполнительным комитетам Советов депутатов трудящихся. В связи с этим Министерством юстиции РСФСР в январе 1958 г. утверждается инструкция о порядке регистрации АГС городскими и районными бюро ЗАГС и секретарями сельских и поселковых советов. Важное значение имело принятие Правительством РСФСР в 1964 г. постановления, предписывающего органам исполнительной власти активнее внедрять при регистрации брака и рождений новые гражданские обряды и ритуалы.

    В 1968 г. впервые издается такой общесоюзный семейно-правовой акт, как Основы законодательства о браке и семье Союза ССР. На его основании в июле 1969 г. принимается Кодекс о браке и семье РСФСР [3]. Семейный кодекс 1969 г. отличался от прежних более четкими и одновременно емкими формулировками, что позволило более эффективно регулировать семейные отношения. Специальным разделом (четвертым) в нем регламентировались акты гражданского состояния. В дополнение к этому Кодексу СМ РСФСР утверждает новую инструкцию о порядке регистрации АГС в Российской Федерации, а позднее и Положение об отделе ЗАГС исполкомов краевых и областных Советов (1982 г.).

    В этот период в связи с принятием общесоюзного закона и республиканских кодексов Правительство СССР вводит в действие с 1 января 1970 г. новые формы книг регистрации АГС и формы свидетельств. Органам ЗАГС предписывается ведение книг записи браков, рождений, регистрации восстановленных актов о рождении, актов об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, о перемене фамилии (имени, отчества), о расторжении брака, о смерти.

    Формуляр записей актовых книг обогащается за счет включения в них новых сведений и уточнения формулировок ранее принятых. Набор анкетных сведений о гражданах в разных книгах неодинаков. Вместе с тем присутствуют данные о национальности, месте и дате рождения, местожительстве, занимаемой должности и месте работы. Отражаются сведения о документах, удостоверяющих личность, подтверждающих факт рождения ребенка и др. Во всех книгах отмечается выдача соответствующего свидетельства. Требования подробной и документально обоснованной записи каждого акта и фактов, ему сопутствующих, были направлены на точную идентификацию того или иного лица, избежание возможных ошибок и обеспечение полной законности каждого акта гражданского состояния.

    В 70-80-е гг. Министерство юстиции в масштабах общесоюзного государства выпускало утвержденные инструкции, правила, инструктивные указания и методические письма по вопросам регистрации всех видов гражданского состояния. Это позволяло обеспечивать правильное применение действующего законодательства (а оно неоднократно обновлялось), и достигать единообразия в практике регистрации АГС на территории всех советских республик.

    Последний вариант такой инструкции был утвержден 2 июля 1991 г. на коллегии Министерства юстиции СССР и разослан во все подведомственные учреждения [4]. В ней были систематизированы все ранее принятые организационные документы, основанные на новых положениях, и отменены свыше десятка других отдельно действовавших инструктивных документов. В качестве приложений были даны формы новых заявлений, извещений, ходатайств.

    Третий (постсоветский) период в развитии документирования АГС наступил в начале 90-х годов XX века. Как государство прекратил свое существование Советский Союз. Бывшие республики многонациональной страны приобрели политическую и экономическую независимость и стали самостоятельно формировать свою законодательную базу в отношении семейного права и документирования АГС.

    В середине 90-х гг. в Российской Федерации принимается целый пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих такие социальные институты, как брак и семья. Базовым законом становится Семейный кодекс Российской Федерации (введен с 1 марта 1996 г.) [5]. На нем основываются все другие федеральные законы и законодательные акты субъектов РФ, обеспечивающие регулирование личных неимущественных и имущественных отношений в семье на современном этапе развития российского общества.

    Семейный кодекс базируется на конституционных нормах о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства. Его основными задачами являются, прежде всего, совершенствование правовых основ укрепления семьи и обеспечение эффективной правовой защиты ее членов в новых социально-экономических условиях. В Семейный кодекс включен целый ряд новых для российского законодательства правовых норм, продиктованных изменившимися условиями жизни общества.

    Впервые в нашей стране реализован основополагающий принцип построения семейных отношений – равенство супругов в семье, а также прав обоих родителей, независимо от того, проживают они с ребенком или нет. Введены нормы, повышающие ответственность родителей за воспитание и развитие детей и др. Для российских граждан важным положением явилось применение к семейным отношениям норм международного права и приоритет их действия. Вместе с тем в кодексе сохранены проверенные временем и отвечающие современным условиям нормы действующего семейного законодательства, соблюдены определенная преемственность российского законодательства и принципы, на которых основываются брак и семья в России.

    Следует отметить, что за пределами Семейного кодекса остались акты гражданского состояния, тогда как в прежнем Кодексе о браке и семье (1969 г.) был специальный раздел, посвященный актам гражданского состояния. Это объясняется тем, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации акты гражданского состояния регулируются отдельным законодательным актом. Таким нормативным документом стал принятый 15 ноября 1997 г. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» [6].

    Между этими двумя законодательными актами существует тесная взаимосвязь. Семейный кодекс регулирует условия и порядок возникновения прав и обязанностей, а ФЗ «Об актах гражданского состояния» содержит нормативные предписания о действиях граждан или событиях, влияющих на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также основания, условия и процедурные вопросы совершения записей АГС.

    Поскольку Закон «Об актах гражданского состояния» был принят в нашей стране впервые, следует сказать о его структуре, так как статьи каждого раздела основываются на документировании тех или иных действий граждан, событий и фактов.

    В первой главе изложены общие положения, определяющие предмет регулирования закона: порядок деятельности органов, производящих государственную регистрацию, основные требования к государственной регистрации АГС, к записям актов гражданского состояния, выдаче свидетельств о государственной регистрации АГС, об отказе в государственной регистрации и др.

    В законе по-новому определены органы, которые производят государственную регистрацию АГС (ОЗАГС). Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются федеральными полномочиями, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ (с возможностью делегирования органам местного самоуправления).

    Вопросы образования и деятельности ОЗАГС на территориях субъектов РФ решаются самими субъектами самостоятельно на основании ФЗ «Об актах гражданского состояния». Поэтому субъектами РФ приняты соответствующие законы, определяющие порядок передачи органам местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и закрепляющие правовые и финансовые основы регулирования данных правоотношений. В регионах России сложилась разная практика применения этой статьи закона. В отдельных субъектах создана централизованная система государственных органов ЗАГС, находящихся в прямом подчинении исполнительной власти субъекта РФ. В других субъектах полномочия передавались органам местного самоуправления.

    Помимо общих положений в федеральном законе представлено еще 11 глав, в которых достаточно подробно изложены нормативные предписания по всем процедурам государственной регистрации рождения и смерти, заключения и расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства и перемены имени (главы II–VII). Отдельными статьями в этих главах обозначены основания для регистрации, место регистрации, характер заявлений, содержание актовых записей и свидетельств, условия изменения записи в связи с возникшими обстоятельствами. Отдельными главами регламентируются: внесение исправлений и изменений в записи АГС, восстановление и аннулирование записей АГС, порядок и сроки хранения книг государственной регистрации. Таким образом, положения данного закона обеспечили нормативную базу для осуществления регистрации актов гражданского состояния.

    Регистрация АГС осуществляется в целях имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Этим и обусловлено признание важности документов ОЗАГС как бесспорных доказательств, необходимых для защиты прав и интересов гражданина. Поэтому задачей органов ЗАГС является точное, в соответствии с установленными правилами, производство записей АГС, внесение в записи необходимых изменений, выдача гражданам повторных свидетельств о регистрации АГС, а также полная и своевременная регистрация АГС.

    Документы, подтверждающие факты государственной регистрации АГС, выдаются лицам, в отношении которых составлены записи, их законным представителям либо родственникам.

    Оформление записей актов гражданского состояния сопровождается большим количеством разных видов документов. Все они предусмотрены законодательством и представляют собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных документов.

    Любая процедура государственной регистрации сопровождается заявлением. Правительством РФ специальным постановлением утверждены формы бланков заявлений и других документов, подтверждающих государственную регистрацию АГС [7].

    Заявление как вид документа является основанием для производства регистрации. Содержание заявления зависит от характера юридического факта, подлежащего регистрации. Вместе с тем можно выделить общие сведения, которые отражаются в любом заявлении. Обязательными его элементами являются: указание наименования органа ЗАГС; сведения о заявителе (Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства, гражданство, по желанию – указывается национальность); содержание ходатайства, с которым заинтересованное лицо обращается в орган ЗАГС; дата подачи заявления и подпись заявителя. В большинстве заявлений необходимо указывать реквизиты документов, устанавливающих личность заявителя.

    Бланки заявлений имеют унифицированную форму, где для каждой группы реквизитов предусмотрено определенное местонахождение.

    Актовые книги представляют собой совокупность унифицированных бланков записей АГС по всем видам регистрации. Бланки актовых записей и свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния утверждены постановлением Правительства РФ 6 июля 1998 г. Их видовое разнообразие обусловлено процедурами регистрации: о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, о перемене имени, о смерти.

    Чтобы актовые записи имели юридическое значение, их необходимо составлять в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями. В связи с этим Правительством РФ утверждены правила заполнения актовых записей, которые являются обязательными для органов, осуществляющих государственную регистрацию АГС [8].

    Запись АГС производится только при наличии документа, подтверждающего факт, подлежащий регистрации в органах ЗАГС. Во всех актовых записях фиксируются сведения о гражданстве, а о национальности – по желанию заявителя.

    Нормативными актами установлен перечень документов, которые должны быть представлены как основания для государственной регистрации расторжения брака, усыновления, установления отцовства, смерти.

    Составленные актовые записи должны быть неизменными, и только в определенных случаях, предусмотренных законодательством, разрешается вносить в них исправления и изменения. В ФЗ «Об актах гражданского состояния» в качестве оснований для внесения исправлений и изменений в записи АГС названы: запись акта об усыновлении, об установлении отцовства, о перемене имени, решение суда или органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) имени ребенка, документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного (на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий) лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее и др.

    Основаниями для внесении исправлений и изменений в запись АГС могут служить допущенные орфографические ошибки, указанные неправильные или неполные сведения, а также документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией. В таких случаях орган ЗАГС составляет заключение о необходимости внесения исправления или изменения в запись АГС.

    Законодательством также предусмотрены не только процедуры внесения исправлений или изменений в запись АГС, но и восстановление и аннулирование этих записей, причем восстановление и аннулирование записей производится на основании решения суда.

    После регистрации АГС заявителю в подтверждение составленной актовой записи выдается соответствующее свидетельство. Актовая запись и свидетельство выступают в качестве бесспорного доказательства действительности соответствующего акта гражданского состояния, удостоверенного органом ЗАГС.

    Бланки свидетельств о государственной регистрации АГС изготавливаются по единому образцу, утвержденному Министерством юстиции РФ на государственном языке Российской Федерации – русском языке. В случае установления республикой (субъектом РФ) своего государственного языка бланки свидетельств о государственной регистрации АГС могут изготавливаться на русском языке и на государственном языке республики.

    Бланки свидетельств о государственной регистрации АГС являются документами строгой отчетности и изготавливаются на специальном материале с водяными знаками, изображающими Государственный герб РФ, и иными видами защиты от подделки. Каждый бланк имеет серию и номер, учитывается в специальной книге по учету прихода и расхода бланков свидетельств и книге лицевых счетов. Порядок заполнения бланков свидетельств о государственной регистрации АГС и особенности оформления отдельных информационных элементов также регламентируются Правилами.

    Унифицированной системой документации АГС предусмотрен и такой вид документа как извещение. Оно выдается заявителю в случае отказа в государственной регистрации АГС или внесении изменений в запись акта. Такое извещение адресуется и в учреждение, запросившее, к примеру, информацию о перемене имени. Предусмотрен бланк извещения об отсутствии записи АГС на основании данных архивного фонда. Все разновидности извещений датируются, сопровождаются подписью руководителя органа ЗАГС и скрепляются печатью.

    Наряду с перечисленными видами документов следует назвать и другие, связанные с АГС. Так, впервые в Семейном кодексе РФ появилось такое понятие как «брачный договор». По своей природе он является одной из разновидностей гражданско-правовых договоров. В связи с этим брачный договор отвечает всем требованиям, которые предъявляются к ним Гражданским кодексом РФ. Примерные образцы брачных договоров содержатся в сборниках гражданско-правовых документов.

    Комплекс документов, используемых при регистрации АГС, выполняет ряд важных общественных функций. Так, актовые книги и свидетельства выполняют не только правовую функцию, но и функцию учета. Представляя данные регистрации АГС в органы статистики, комитеты (отделы) ЗАГС содействуют статистической отчетности и тем самым обеспечивают выработку основных направлений государственной, семейной и демографической политики.

    Постановлением Госкомстата России от 11 октября 1996 г. № 129 утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения за регистрацией браков и разводов. Сведения представляются органами ЗАГС субъекта Российской Федерации ежемесячно, путем подсчета общего количества зарегистрированных за отчетный период актов о заключении и расторжении брака. Данные статистики позволяют как на федеральном, так и на региональном уровне изучать демографическую ситуацию, прогнозировать количественные и качественные изменения в составе народонаселения.

    Рассмотрев систему документирования актов гражданского состояния на современном этапе, следует еще раз подчеркнуть, что регистрация АГС – это составная часть управленческой деятельности, направленная на охрану имущественных и личных неимущественных прав и интересов граждан. Она осуществляется специальными органами нашего государства, которые действуют строго в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

    Государственная регистрация актов гражданского состояния базируется на комплексе нормативно-правовых документов, представленных Конституцией РФ, Гражданским и Семейным кодексами, ФЗ «Об актах гражданского состояния» и многочисленными подзаконными актами, прямо или косвенно затрагивающими различные аспекты семейного права. Сегодня мы имеем достаточно эффективную систему законодательства в области семейного права и регистрации АГС. Знание специалистами органов ЗАГС законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих процедурные вопросы регистрации всех видов гражданского состояния людей, позволяет обеспечить законность и юридическую силу актам гражданского состояния.

    Регистрация АГС обеспечивается документированием всех видов гражданского состояния человека. Она основывается на специально сформированной системе документации, имеющей свои специфические задачи, функции и видовое разнообразие документов. Эта унифицированная система документации разработана Министерством юстиции РФ и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации. Она представлена едиными формами заявлений, актовых записей, свидетельств, справками и извещениями. Формуляр каждого вида документа имеет регламентированный набор реквизитов, которые оформляются в соответствии с установленными правилами. Таким образом, действующая система документирования актов гражданского состояния отвечает задачам, поставленным государством перед органами ЗАГС.

    http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?37