Сумма налога на имущество

Согласно статье 382 НК РФ, сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение года.

Сумма авансового платежа, уплачиваемая в бюджет, исчисляется отдельно по налогооблагаемому имуществу, согласно местонахождению организации, отдельно по налогооблагаемому имуществу обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, имущества находящегося вне местонахождения организации, а также по имуществу, которое облагалось разными налоговыми ставками. Сумма налога определяется как одна четвертая произведения налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества. Платеж исчисляется в конце каждого отчетного периода. Иностранная организация исчисляет сумму авансового платежа в конце отчетного периода, определяя ее как одну четвертую инвентарной стоимости объекта недвижимого имущества, по состоянию на 1 января, умноженную на налоговую ставку. Отдельные категории налогоплательщиков имеют право в течение налогового периода не исчислять и не уплачивать платежи по налогу, если такое право для них было установлено законодательным органом субъекта Российской Федерации.

Статьей 380 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

По состоянию на 1 января в Организации в составе основных средств числится ксерокс.

Первоначальная стоимость ксерокса составляет 22 500 рублей.

Срок полезного использования ксерокса — 3 года, амортизация начисляется линейным методом и составляет ежемесячно 625 рублей.

Среднегодовая стоимость ксерокса за I квартал текущего года составила 21 562,5 рубля.

Определим, чему равна сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал текущего года.

Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка налога на имущество 2,2%.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 382 НК РФ, законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено право налогоплательщика не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Поэтому сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период.

Сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал текущего года будет равна 118,59 рубля (21 562,5 рубля х 2,2% / 4).

В дальнейших примерах предусмотрено использование следующего субсчета:

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» рекомендуем открыть субсчет 68-3 «Расчеты по налогу на имущество».

Применение, для целей отнесения на расходы налога на имущество организаций субсчета 91-2 «Прочие расходы, в настоящее время не является обязательным и основывается только на последовательности учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Минфин Российской Федерации в Письме от 5 октября 2005 года №07-05-12/10 «О расходах организации по обычным видам деятельности» указывает:

«В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н, расходы организации, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг и отвечающие определению расходов организации, являются расходами по обычным видам деятельности.

Исходя из этого, считаем, что суммы налога на имущество, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности».

Отражение операции в бухгалтерском учете:

При этом законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Как уже отмечалось выше, при определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

При этом, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Пункт 17 ПБУ 6/01 устанавливает, что амортизация не начисляется:

«по используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование».

В некоммерческих организациях на объекты основных средств амортизация не начисляется, на них организацией открывается забалансовый счет, на котором обобщается информация о сумме начисленного линейным способом износа.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям).

С 1 января 2004 года Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н введены в действие Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

По ним производится начисление износа в конце отчетного года, исходя из установленного организацией срока их полезного использования. Для целей налогообложения налогом на имущество организаций указанные организации определяют сумму износа ежемесячно как 1/12 годовой суммы износа.

Указанный порядок определения налоговой базы установлен для российских организаций и для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, по имуществу, используемому ими в этой деятельности.

С 1 января 2004 года бюджетные учреждения, получающие финансирование из бюджетов всех уровней на осуществление деятельности по смете доходов и расходов в сфере государственного управления, образования, культуры и искусства, здравоохранения и иных областях, признаются согласно статье 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций.

Минфином Российской Федерации, утверждена новая инструкция по бюджетному учету Приказ Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция №25н). Ранее действовавшая инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н, утратила силу.

Пунктом 10 Инструкции №25н определено, что к объектам основных средств, относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от того, сколько стоят объекты основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Необходимо также учесть, что в соответствии с пунктом 40 Инструкции №25н, начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бюджетного учета. Начисленная амортизация не может превышать 100% стоимости объектов основных средств.

Следует иметь в виду, что в связи с вступлением в силу Инструкции №25н, Приказ Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» утратил силу.

Если объект недвижимого имущества находится на территории разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (в исключительной экономической зоне Российской Федерации), то в отношении указанного объекта налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для того, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества, необходимо сложить суммы остаточной стоимости имущества на 1 число каждого месяца отчетного периода и сумму остаточной стоимости на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом. Полученное значение разделить на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

На 1 января текущего года на балансе организации числится имущество в качестве основных средств, на сумму 200000 рублей, на 1 февраля – 220000 рублей, на 1 марта – 230000 рублей, на 1 апреля – 290000 рублей. Рассчитываем среднюю стоимость имущества:

200000 + 220000 + 230000 + 290000 / 3 месяца + 1= 235000 рублей.

Средняя стоимость имущества организации за 1 квартал текущего года составляет – 235000 рублей.

По итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев) организация исчисляет авансовый платеж по налогу в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Следует отметить, что налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом законами субъектов Российской Федерации может быть установлено для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности этих организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

При этом налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Делается это в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Еще раз отметим, что субъекты Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды по нему, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Уплату налога и авансовых платежей по налогу в бюджет иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств осуществляют по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a37/44485.html

Форма декларации по налогу на имущество, равно как и Порядок ее заполнения, приведены в Приказе ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895.

Однако, прежде чем приступить к ее заполнению, напомним, кто является плательщиком этого налога, что является объектом налогообложения, а также в каких случаях организации не должны отчитываться по этому налогу. Одновременно посмотрим, какие новые "инструкции", касающиеся порядка исчисления налога на имущество организаций, в 2014 г. давали контролирующие органы.

Общие положения

Итак, налог на имущество организаций взимается в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса. Этот налог отнесен к региональным. Соответственно, он подлежит уплате на территории того субъекта РФ, где принят соответствующий региональный закон.

Непосредственно положениями Налогового кодекса определены налогоплательщики, а также объект налогообложения, налоговая база, налоговый (отчетный) период, предельный размер налоговой ставки и порядок исчисления налога. Региональные же власти при введении налога на своих территориях в своих законах определяют налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, а также порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, регионам дано право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимости, они могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков. Плюс ко всему они могут не устанавливать отчетные периоды, а также разрешить отдельным категориям налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Российские организации являются плательщиками налога на имущество, если они имеют имущество, признаваемое объектом налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 374 Кодекса в общем случае таковым признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухучета.

Напомним, что бухгалтерский учет объектов основных средств организаций ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее — ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н.

В п. 4 ст. 374 Кодекса приведен перечень видов имущества, которое не признается объектом налогообложения. Это земля и иные объекты природопользования, объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), ядерные установки, используемые для научных целей, и т.д. Помимо всего прочего, в данном перечне поименовано и движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС после 1 января 2013 г. Соответственно, вся "движимость", которая была принята на учет после указанной даты, объектом обложения налогом на имущество не является. При этом совершенно неважно, новые это объекты или уже бывшие в эксплуатации (см., напр., Письма Минфина России от 29 мая 2013 г. N 03-05-05-01/19527 и от 11 марта 2013 г. N 03-05-05-01/7108). Более того, организация-правопреемник не должна уплачивать налог на имущество в отношении движимых объектов (основных средств), которые она получила от реорганизуемых компаний и приняла к учету в 2013 г. или позднее (см., напр., Письмо Минфина России от 13 ноября 2013 г. N 03-05-05-01/48376, от 25 сентября 2013 г. N 03-05-05-01/39723, от 3 июля 2013 г. N 03-05-05-01/25477, от 13 ноября 2013 г. N 03-05-05-01/48376 и т.д.).

Обратите внимание! Если в течение всего 2014 г. у организации не было объектов обложения налогом на имущество, то декларацию она подавать не должна. Ведь такая обязанность есть только у плательщиков налога на имущество. А в данном случае компания таковым не является. В ситуации же, когда у компании хотя и непродолжительное время, но на балансе числилось имущество, признаваемое объектом обложения налогом на имущество, декларацию все же придется представить. Правда, в случае, когда объекты выбыли посреди года (проданы, списаны по другим основаниям), то отчитаться по налогу на имущество можно и досрочно. При этом ФНС России в Письме от 30 июля 2013 г. N БС-4-11/13835 отмечает, что, если до окончания года у этой организации появится налогооблагаемое имущество, необходимо будет подать "уточненку".

Состав декларации

Декларация по налогу на имущество организаций состоит из:

  • титульного листа;
  • разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет";
  • разд. 2 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства";
  • разд. 3 "Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая (инвентаризационная) стоимость".

Порядок представления

Декларация представляется плательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:

  • по месту нахождения российской организации;
  • по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
  • по месту нахождения недвижимого имущества;
  • по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
  • по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

Обратите внимание! Налог на имущество по недвижимости всегда уплачивается по месту ее нахождения (п. 1 ст. 376, ст. 385 НК). Данное правило действует и в том случае, если этот объект расположен вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений. Соответственно, в подобных ситуациях декларация по налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения такой недвижимости.

Начнем с того, что Кодексом установлены особенности уплаты налога на имущество организациями, в состав которых входят обособленные подразделения. Здесь возможны две ситуации:

"Обособленец" выделен на отдельный баланс

Согласно ст. 384 Кодекса налог (авансовые платежи по налогу) уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, которое числится на отдельном балансе "обособленца". В ИФНС по месту нахождения выделенного на отдельный баланс подразделения, по имуществу которого уплачивается налог, надо представлять и декларацию по налогу на имущество.

"Обособленец" не выделен на отдельный баланс

В этом случае имущество "обособленца" декларируется по месту нахождения головной организации. Исключение составляет только недвижимое имущество.

Отметим еще один момент. Согласно п. 1.6 Порядка декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования (ОКТМО). При этом в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКТМО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу. То есть в ситуации, когда несколько муниципальных образований, в которых компания имеет имущество, находятся в ведении одного налогового органа, представляется одна декларация. Просто суммы налога исчисляются отдельно по каждому муниципалитету (то есть заполняется несколько разд. 2 декларации).

Кроме того, при выполнении определенных условий можно представить только одну декларацию в отношении имущества, которое расположено на территориях разных муниципальных образований. Это возможно, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление суммы налога в региональный бюджет без ее направления в бюджеты муниципальных образований и данный порядок представления деклараций должен быть согласован с налоговым органом субъекта РФ. В этом случае при заполнении декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

Отдельно рассмотрим порядок представления декларации по налогу на имущество в отношении объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости. В Письме от 29 апреля 2014 г. N БС-4-11/8482 представители ФНС России разъяснили, что организации, у которых есть такие объекты, отчитываться должны исключительно по месту нахождения данной недвижимости (см. также Письмо ФНС России от 2 июня 2014 г. N БС-4-11/10451).

Раздел 2. "Балансовый" расчет

Ну а теперь перейдем собственно к заполнению декларации. В первую очередь напомним, что с начала 2014 г. действуют два порядка определения налоговой базы по налогу на имущество.

Так, в общем случае налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Особый порядок установлен только для отдельных объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определена как их кадастровая стоимость. В связи с тем что порядок определения налоговой базы в зависимости от того, к какому виду относится налогооблагаемое имущество, разнится, в декларации по налогу на имущество каждому из них выделен свой раздел. Раздел 2 заполняется в первом случае, то есть в нем отражается налоговая база и сумма налога, которая рассчитывается исходя из балансовой стоимости объектов. В свою очередь налоговые обязательства по "кадастровым" объектам отражаются в разд. 3 декларации.

Прежде чем заполнять разд. 2 декларации, необходимо поделить все имущество организации (за исключением "кадастрового") на группы. Дело в том, что этот раздел следует заполнять отдельно в зависимости от того, в какой бюджет уплачивается налог, от вида имущества, применяемой налоговой ставки и т.д.

Для идентификации имущества, по которому заполняется разд. 2, предусмотрены специальные коды. Они приведены в Приложении N 5 к Порядку и проставляются по строке "Код вида имущества".

По строке 010 подлежит отражению код ОКТМО, по которому подлежит уплате исчисленная в разделе сумма налога. В строках 020 — 140 отражаются сведения об остаточной стоимости основных средств за налоговый период по состоянию на соответствующую дату. В строке 141 отдельно показываем остаточную стоимость недвижимости на 31 декабря. В графе 3 указывается остаточная стоимость всех ОС, в графе 4 из нее выделяется остаточная стоимость льготируемого имущества.

Среднегодовая стоимость имущества определяется по следующей формуле:

(ОС1 + ОС2 + . + ОСп1 + ОСп2) / (М + 1),

где ОС1, ОС2. — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода;

ОСп1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число последнего месяца налогового периода;

ОСп2 — остаточная стоимость имущества на последнее число последнего месяца налогового периода (т.е. на 31 декабря);

М — количество месяцев в налоговом периоде.

Иными словами, показатель строки 150 определяем как частное от деления суммы значений строк 020 — 140 (по графе 3) на 13.

Обратите внимание! Тот факт, что объект ОС приобретен посреди года, никак не влияет на порядок расчета среднегодовой стоимости имущества для целей налогообложения. В этом случае налог исчисляется также из расчета на весь год. При этом в месяце приобретения и во всех предыдущих месяцах данного года его остаточная стоимость будет равна нулю. А в месяце, следующем за месяцем его приобретения, остаточная стоимость данного объекта будет равна его первоначальной стоимости.

Обратите внимание, что все стоимостные показатели в декларации по налогу на имущество указываются в полных рублях: значения менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более — округляются до полного рубля.

Аналогичным образом определяется среднегодовая стоимость льготируемого имущества (сумма значений строк 020 — 140 по графе 4, поделенная на 13). Полученный результат прописываем по строке 170.

В том случае, если объект недвижимости расположен на территориях разных субъектов РФ (либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ), нужно заполнить строку 180 "Доля балансовой стоимости". Значение вносится в виде правильной дроби.

В общем случае округленную разницу между среднегодовой стоимостью всего облагаемого налогом имущества и среднегодовой стоимостью льготируемого имущества показываем по строке 190. Однако если заполнена строка 180, то полученный результат нужно будет умножить на значение этой строки (т.е. стр. 190 = (стр. 150 — стр. 170) x стр. 180)).

Сумма налога по итогам года исчисляется путем умножения налоговой базы (стр. 190) на налоговую ставку (стр. 210). Соответственно, сумма налога за год, которую нужно показать в строке 220, определяется так:

стр. 220 = стр. 190 x стр. 210 : 100.

В строку 230 вписываем сумму авансовых платежей, которые были исчислены по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев 2014 г. Необходимые для этого данные берем в расчетах по налогу на имущество за соответствующие периоды.

По строкам 160, 200, 240, 250 отражаются сведения об используемых организацией льготах по налогу на имущество.

Строка 260 заполняется только в разд. 2, в которых указан код вида имущества "4". Здесь показываем сумму налога, уплаченную за пределами России в отношении имущества, принадлежащего российской организации. Отметим, что данная сумма подлежит зачету в счет отечественного налога на имущество.

Ну и наконец, в данном разделе осталось заполнить строку 270. В ней показывается остаточная стоимость всех учтенных на балансе ОС по состоянию на 31 декабря, за вычетом остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по пп. 1 — 7 п. 4 ст. 374 Кодекса. Данная строка заполняется:

  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению имеющих отдельный баланс "обособленцев";
  • по местонахождению объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации и указанных подразделений.

Раздел 3. "Кадастровый" расчет

Раздел 3 декларации заполняется в отношении недвижимости, налоговая база по которой определяется исходя из ее кадастровой стоимости. Специальный порядок определения налоговой базы в 2014 г. установлен в отношении следующей недвижимости:

  • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  • нежилых помещений, которые предназначены или фактически используются для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Обратите внимание! Информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества можно получить в территориальном органе Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества в форме кадастровой справки. Такая справка предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (см. Письмо ФНС России от 8 мая 2014 г. N БС-4-11/8876).

Отметим, что компания "попадает" на уплату "кадастрового" налога на имущество при одновременном выполнении следующих условий:

  • объект принадлежит организации на праве собственности;
  • объект по правилам бухучета учтен на балансе в составе ОС и включен субъектом РФ в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Причем данный перечень должен быть опубликован не позднее 1 января текущего года;
  • на 1 января 2014 г. определена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости.

В том случае, если хотя бы одно из названных условий не выполняется, налог в отношении объекта недвижимости уплачивается исходя из его балансовой стоимости (отражается в разд. 2 декларации).

Это важно! В том случае, если "кадастровая" недвижимость принята на учет как товар, налог на имущество в отношении данного объекта платить не нужно (см. Письмо Минфина России от 6 июня 2014 г. N БС-4-11/10837@).

Раздел 3 заполняется в отношении каждого объекта недвижимости в отдельности. В строке 010 указываем код ОКТМО. В строке 014 — кадастровый номер здания. В строке 015 — кадастровый номер помещения.

При заполнении строки 020 необходимо учесть следующий момент. Если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, то в данной графе нужно указать долю кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующую доле площади помещения в общей площади здания (см., напр., Письмо ФНС России от 16 октября 2014 г. N БС-4-11/21488). То есть в подобных ситуациях налоговая база определяется так: кадастровую стоимость здания, в котором расположено помещение, делим на общую площадь здания и умножаем, собственно, на площадь этого помещения.

В этой части интерес представляет также Письмо ФНС России от 16 октября 2014 г. N БС-4-11/21488. В нем рассмотрена ситуация, когда организация признается плательщиком "кадастрового" налога на имущество в отношении нескольких помещений, расположенных в одном торговом центре. Чиновники указывают на то, что при подобном стечении обстоятельств разд. 3 декларации нужно заполнить по каждому помещению в отдельности — суммирование величин кадастровой стоимости по каждому помещению Порядком заполнения декларации не предусмотрено. То есть разд. 3 декларации в любом случае заполняется пообъектно.

Отдельно в строке 025 указываем не облагаемую налогом кадастровую стоимость объекта также по состоянию на 1 января 2014 г.

Строку 050 нужно заполнить только в случае, если объект недвижимости находится на территориях нескольких субъектов РФ. Здесь тогда показывается доля стоимости объекта на территории соответствующего субъекта РФ. В такой ситуации по строке 060 отражаем налоговую базу, которая определяется по формуле:

(стр. 020 — стр. 025) x стр. 050.

В иных случаях показатель строки 060 будет равен просто разности значений строк 020 и 025.

Строка 070 заполняется только в случае, если законом субъекта РФ по данному имуществу установлена льгота в виде понижения ставки. Данный показатель состоит из двух частей. В первой части указывается код налоговой льготы — "2012400", а во второй — номер, пункт и подпункт соответствующей статьи закона субъекта РФ. Если подобная льгота не установлена, то в данной строке ставится прочерк.

В строке 080 указываем налоговую ставку, установленную законом субъекта РФ, причем с учетом предоставляемой льготы в виде пониженной ставки, если таковая имеет место.

Вообще согласно Порядку заполнения декларации строку 090 требуется заполнить только иностранным организациям, которые в 2014 г. оформили в собственность недвижимость либо, напротив, ее продали. В данной строке указывается так называемый коэффициент владения недвижимостью. Он определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности организации, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Между тем представители ФНС России в Письме от 19 июня 2014 г. N БС-4-11/11793 разъяснили, что и российские организации могут платить "кадастровый" налог на имущество только за месяцы владения недвижимостью. Отметим, что в Кодексе такое право закреплено только с 1 января 2015 г. (в п. 5 ст. 382 НК в редакции Закона от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ). Однако, поскольку контролирующие органы сами рекомендуют использовать "поправочный" коэффициент, представляется, что этим стоит воспользоваться.

По строке 100 показывается сумма налога, исчисленная за 2014 г. В общем случае значение данного показателя равно произведению налоговой базы и налоговой ставки, деленному на 100 ((стр. 060 x стр. 080) : 100). Если же была заполнена строка 090, то в формуле нужно будет использовать также коэффициент владения недвижимостью:

стр. 100 = (стр. 060 x стр. 080 x стр. 090) : 100.

По строке 110 показывается сумма авансовых платежей за отчетные периоды. Необходимые для расчета данного показателя данные берутся из расчетов, представленных в налоговые органы по итогам отчетных периодов. В случае если законом субъекта РФ отчетные периоды не установлены, то в данной строке ставится прочерк.

Строки 120 и 130 заполняются только в случае установления законом субъекта РФ для отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Раздел 1. Сводные данные

В разд. 1 декларации указываются суммы налога, подлежащие уплате в бюджет:

  • по месту нахождения организации (месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство);
  • месту нахождения "обособленца", имеющего отдельный баланс;
  • месту нахождения недвижимого имущества.

Данный раздел состоит из нескольких одинаковых блоков строк 010 — 040. В них указываются код ОКТМО, КБК, сумма налога к уплате и сумма налога, исчисленная к уменьшению. Как правило, заполнение данного раздела особых трудностей не вызывает. Единственное — если за 2014 г. налог рассчитывается как исходя балансовой стоимости, так и исходя из кадастровой стоимости объекта, то в строке 030 разд. 1 декларации следует указать общую сумму налога к уплате. Иными словами, нужно сложить сумму "балансового" и "кадастрового" налога. Такие разъяснения, в частности, даны в Письме ФНС России от 8 мая 2014 г. N БС-4-11/8876.

http://www.pnalog.ru/material/deklaraciya-nalog-na-imuschestvo-2014

Налог на имущество

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Законодательные органы субъекта Российской Федерации могут не устанавливать отчетные периоды, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками налога (далее налогоплательщики) признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций, в соответствии со статьей 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, включая:

  • имущество, переданное во временное владение;
  • имущество, переданное в пользование;
  • имущество, переданное в распоряжение;
  • имущество, переданное в доверительное управление;
  • имущество, внесенное в качестве вклада в совместную деятельность.

Таким образом, все организации, занимающиеся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, являются плательщиками налога на имущество.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Это положение напрямую касается бюджетных учреждений. А так как значительная часть научно-исследовательских организаций представлена в виде организаций, финансируемых из бюджета, то им на это следует обратить внимание.

Чтобы избежать переплаты сумм налога на имущество организаций в течение налогового периода (возникающих из-за того, что бюджетные организации в бухгалтерском учете начисляют суммы износа в конце года) бюджетные организации должны рассчитывать остаточную стоимость имущества по состоянию на начало каждого месяца отчетного периода в размере 1/12 от годовой суммы.

Такой порядок разъяснен и в Письме Минфина Российской Федерации от 19 мая 2004 года №04-05-06/57 «О порядке уплаты налога на имущество бюджетными организациями».

Объектом налогообложения для бюджетных учреждений признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета (ст. 374 НК РФ).

Таким образом, признание основных средств в качестве объекта налогообложения налогом на имущество, определяется их нахождением на балансе организации в соответствии с требованиями ведения бухгалтерского учета (счет 10100 000 «Основные средства»).

К основным средствам бюджетных учреждений относятся:

  • жилые и нежилые помещения;
  • сооружения;
  • машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • производственный и хозяйственный инвентарь;
  • библиотечный фонд;
  • драгоценные и ювелирные изделия;
  • прочие основные средства.

Объекты незавершенного строительства также являются недвижимым имуществом, но они не относятся к налогооблагаемым объектам, так как они учитываются на счете 10601 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» и не признаются объектами основных средств.

Библиотечные фонды бюджетных учреждений в соответствии с инструкцией Минфина РФ №25н отнесены к основным средствам. В п. 43 данной инструкции установлено, что на объекты библиотечного фонда, независимо от их стоимости, амортизация не начисляется. Таким образом, с 1 января 2006 г. библиотечные фонды бюджетных организаций, учитываемые в составе основных средств и не подлежащие списанию даже в случае ввода в эксплуатацию, подлежат обложению налогом на имущество организаций до момента их выбытия по первоначальной стоимости (см. письмо Минфина РФ от 15 июня 2006 г. №03-05-01-04/133).

В том случае, когда имущество используется одновременно в различных видах деятельности, в частности, облагаемой и не облагаемой налогом, сумма налога на имущество рассчитывается не со всей стоимости основных средств, а только с ее части.

Для этого остаточную стоимость таких основных средств можно распределить:

  • пропорционально занимаемой ими площади;
  • исходя из удельного веса доходов, полученных от облагаемой и не облагаемой налогом деятельности, в общих доходах.

При этом, обязательным условием является организация и ведение раздельного учета налогооблагаемой и необлагаемой деятельности.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Налоговым периодом по налогу на имущество организации признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Статья 381 «Налоговые льготы» НК РФ определяет, кто же из налогоплательщиков и по каким видам имущества сегодня может воспользоваться освобождением от налога на имущество организаций.

Налоговые ставки в соответствии со ст. 380 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Льготы по налогу, предусмотренные ст.381 НК РФ, должны применяться на территории всех субъектов Российской Федерации в порядке, установленном НК РФ, независимо от их наличия в законах субъектов Российской Федерации. Освобождаются от налога на имущество:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  • религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях предоставления льготы по налогу на имущество организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
  • организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
  • организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ;
  • организации — в отношении космических объектов;
  • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • имущество государственных научных центров;
  • организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет указанного имущества;
  • организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Как видно из приведенного перечня, часть льгот для бюджетных учреждений по налогу на имущество утратили силу.

Так с 1 января 2006 г. прекращено действие льгот:

  • в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансировалось за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;
  • в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых организациями для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
  • в отношении имущества научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств.

Однако указанные льготы по налогу на имущество организаций, которые отменены с 1 января 2006 г. на федеральном уровне, могут быть введены на основании п. 2 ст. 372 НК РФ соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Следует различать льготы по налогу на имущество, перечень которых установлен статьей 381 НК РФ, и имущество, которое в принципе не является объектом налогообложения.

Перечень имущества, исключаемого из объекта налогообложения, приведен в пункте 4 статье 374 НК РФ.

К таким объектам относятся:

  • объекты природопользования;
  • имущество федеральных военизированных структур.

Сумма налога на имущество исчисляется, в соответствии со статьей 382 НК РФ, по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384 и 385 НК РФ.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений.

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом по форме утвержденной Минфином РФ.

125040, г. Москва,

3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7

Все права защищены

3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7

http://www.intercom-audit.ru/experts/2007/10/01/experts_49.html