Страны европейского сообщества

Уже вскоре пос­ле окончания Второй мировой войны началось возрождение европеистского движения. Под руководством Кудерхове-Калерги был воссоздан Европейс­кий парламентский союз, ставший политическим клубом парламентариев из стран Западной Европы. В декабре 1946 г. в Париже состоялось образование Европейского союза федералистов, развивавшего традиции довоенного Панъ­европейского союза. С ним тесно сотрудничали Социалистическое движе­ние за создание Соединенных Штатов Европы и христианско-лемократичес- кая организация «Новые интернациональные группы». Представители дело­вых кругов, разделявшие свропеистские идеи, объединились в 1947 г. в Европейскую лигу экономического сотрудничества. Программные установ­ки всех этих организаций базировались на идеях пан-европейского федера­лизма. На конгрессе, состоявшемся в Монтре в августе 1947 г., сторонники федерализации Европы сформулировали важнейшие принципы и цели этого процесса. Было уточнено, что федерализация не предполагает преодоление национального суверенитета и достижение «системного», «организационно­го» единства Европы. Федерализация рассматривалась в качестве гармони­зации «реальностей разного уровня» — наций, народов, регионов, языков, политических традиций, экономических интересов. Подобная федерация могла быть создана, по мнению участников, лишь усилиями «групп и лиц», а не правительств.

Инициатором альтернативного европеистского движения, основанно­го на принципах межгосударственного сотрудничества, выступил Уинстон Черчилль. Характерно, что сам Черчилль никогда не разделял идеи европе­изма и был решительным противником федерализации континента. Но он очень прозорливо оценил значимость интеграции западноевропейских стран в условиях начала «холодной войны». В сентябре 1946 г., накануне откры­тия решающей конференции СМИД по «германскому вопросу», Черчилль выступил с речью «Трагедия Европы» в Цюрихском университете. «Пер­вым нашим шагом должно быть учреждение Совета Европы, — заявил он. — Даже если не все европейские государства проявят готовность сразу же вступить в новое сообщество, мы будем создавать его в составе тех стран, которые выразят такую готовность. Задача полного избавления простых людей от угрозы порабощения и войны, в какой бы стране они ни проживали, должна решаться на самой весомой основе, каковой должна быть готовность граждан этих стран, и мужчин и женщин, скорее умереть, чем подчиниться чьей-либо тирании».

Призывая к сплочению европейских стран, Черчилль первым из пос­левоенных политиков не только заявил о необходимости участия в интегра­ционном процессе Германии, но и указал на нее как на «сердцевину континента». Он подчеркивал, что ведущую роль в создании «Единой Европы» должно сыграть партнерство между Францией и Германией. «Ве­ликобритания, Британское Содружество наций, Америка и Советская Россия должны стать партнерами и поручителями в строительстве новой Европы и должны в дальнейшем защищать ее право на мирное существование и процветание», — заявлял Черчилль. Нетрудно понять, что подлинный смысл предлагаемого проекта заключался в образовании европейского военно- политического блока с участием Германии, способного стать противовесом советскому влиянию. Великобритания, как стратегический союзник Соеди­ненных Штатов, приобретала бы в такой ситуации роль патрона по отноше­нию к западноевропейским странам, а также оказывалась бы избавлена ог необходимости жертвовать «особыми отношениями» с Британским содру­жеством наций во имя панъевропейского проекта.

Кульминационный момент в «крестовом походе» Черчилля «во имя спасения Европы» наступил в мае 1948 г. На конгрессе в Гааге, собравшем восемьсот делегатов со всей Западной Европы — политиков, промышленни­ков, профсоюзных работников, ученых, — Черчилль был избран почетным председателем. Он обратился к присутствующим со страстным призывом объединить политические усилия по защите демократических завоеваний, а также расширить экономическое и военное сотрудничество между странами Европы. Однако среди делегатов конгресса преобладали сторонники феде­ралистской идеи, которые не хотели видеть в Единой Европе очередную политическую коалицию. В соответствии с решениями конгресса началась работа по созданию общеевропейской организации, ориентированной на гуманитарное сотрудничество. 5 мая 1949 г. на конгрессе в Страсбурге было провозглашено образование Совета Европы (СЕ). Цели и принципы дея­тельности этой организации отразили компромисс между сторонниками самых разных и подчас противоположных концепций европейского строи­тельства. Совет Европы заявил о своем намерении добиваться единства европейских стран в защите идеалов демократии, верховенства закона, прав человека. Организационная структура Совета Европы включала Комитет министров иностранных дел и Консультативную Ассамблею, члены которой назначались национальными парламентами. Однако широких прерогатив эти органы не получили. В дальнейшем, Совет Европы превратился в авторитетный общеевропейский форум, активно влияющий на обществен­ное мнение европейских стран. Но в условиях «холодной войны» его политическая деятельность оказалась чрезвычайно затруднена.

Лидеры французской дипломатии Ж. Бидо, Р. Шуман, Р. Плевен, Ж. Моне поддержали создание Совета Европы, но одновременно выступили за более тесную интеграцию западноевропейских стран. В 1949 г. Мишель Дебре, один из будущих «отцов-основателей» Пятой республики, опублико­вал «Проект Пакга о Союзе европейских государств». Дебре утверждал, что «нации не захотят расстаться со своим суверенитетом, который они путают со свободой граждан», и что «эту иллюзию необходимо сохранять во избежание негативных последствий». Но для придания Союзу подлинной эффективности Дебре призывал не только углублять сотрудничество «заин­тересованных наций» во всех сферах, но и создать мощные наднациональ­ные институты. Согласно его проекту Ассамблея европейских наций и Арбитр Союза (фактически, президент) должны были бы избираться пря­мым всеобщим голосованием, что обеспечило бы Союзу наднациональную легитимность. «Покинем нашу провинцию, я хотел сказать, нашу нацию», — заключал Дебре.

Федералистские убеждения Дебре и других голлистов вскоре сменились скептическим отношением к идее Единой Европы. Но среди французских политиков, представлявших правящие партии Четвертой республики, планы западноевропейской интеграции оставались очень популярными. В 1949 г.

Жан Монне, Этьен Гирш и Поль Рейтер разработали концепцию создания экономической интеграционной организации — Европейского объединения угля и стали. Проект казался достаточно умеренным — компетенция наднацио­нальных органов управления ЕОУС рассматривалась как вторичная, произ­водная от полномочий национальных правительств и парламентов, а сфера их деятельности жестко ограничивалась отраслевыми рамками. Однако, как недвусмысленно подчеркивали авторы договора об ЕОУС в одной из его первых редакций, «важнейшее политическое значение этого предложения состоит в том, чтобы открыть в бастионах национального суверенитета проход достаточно локализованный, чтобы он не вызывал возражений, и достаточно глубокий, чтобы увлечь государства к единству».

Стратегия интеграции, разработанная Монне и его коллегами, получи­ла название «коммунитарного метода». Она предполагала федерализацию Европы как конечную цель, но основывалась на очень умеренных, локаль­ных и прагматичных шагах в формировании интеграционного механизма.

9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с заявлением о принципах создания ЕОУС. «Объединенную Европу, — отмечал он, — нельзя создать ни в один прием, ни путем простого слияния. Она будет образовываться путем конкретных достижений, в результате которых преж­де всего будет создана фактическая солидарность». Эффективность комму­нитарного подхода продемонстрировал провал другой инициативы француз­ской дипломатии. 24 октября 1950 г. Рене Плевен обнародовал план созда­ния объединенных европейских вооруженных сил, которые могли бы стать ядром Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). В мае 1952 г. договор о ЕОС был подписан представителями Франции, ФРГ. Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Но он так и не вступил в силу, поскольку новый состав французского парламента отказался ратифициро­вать договор. Дискуссии о ЕОС длились во французских политических кругах до августа 1954 г. и наглядно показали, что глубокая политическая интеграция воспринималась даже многими сторонниками Единой Европы как угроза национальному суверенитету.

Иной оказалась судьба прагматичного «плана Шумана». В 1951 г. в Париже представители Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали Учредительный договор ЕОУС. Целями Сообщества были провозглашены создание общего отраслевого рынка добывающей и металлургической промышленности, обеспечение роста производства и заня­тости, а также повышение уровня жизни в странах-участницах посредством согласования национальной экономической политики. В рамках отраслевого рынка предстояло ликвидировать таможенные пошлины, налоги с равноцен­ным действием, количественные ограничения при передвижении товаров, а также запретить дискриминационные меры в отношениях потребителей, по­купателей и производителей. Несправедливой практикой объявлялось предос­тавление производителям г осударст венных субсидий, меняющих условия чес­тной конкуренции. ЕОУС гарантировал равный доступ к ресурсным источни­кам для всех групп производителей, создание условий для рационального использования природных ресурсов, расширения и увеличения производ­ственного потенциала. Все эти принципы вводились в практику постепенно. С

10 февраля 1953 г. начал функционировать общий рынок угля, железной руды и металлолома, с 10 мая 1953 г. — общий рынок стали, с 1 августа 1954 г. — общий рынок специальных видов стали. К 1955 г. был введен и общий для всех стран ЕОУС внешний тариф на экспортно-импортные операции с пре­дусмотренными видами продукции.

Важнейшее значение имело создание в рамках ЕОУС целостной над­национальной системы управления. В ее состав вошли Специальный совет министров (высший орган по координации, состоящий из отраслевых мини­стров национальных правительств с правом вето любого участника, буду­щий Европейский Совет), Высший руководящий орган (основной исполни­тельный орган, будущая Комиссия Сообщества), Европейская Ассамблея (консультативный орган, формируемый на представительной основе из де­путатов парламентов стран-участниц, будущий Европарламент) и Европейс­кий Суд (высший арбитражный орган). Совет министров и Европейская Ассамблея отражали в своей деятельности баланс национальных интересов и договорной характер интеграционного процесса Высший руководящий орган и Европейский Суд, напротив, были ориентированы на представитель­ство интересов всего Сообщества в целом. При этом юридически все институты ЕОУС имели наднациональный характер. Решения этих органов, принятые в рамках компетенции, закрепленной учредительным договором, получали преимущество по сравнению с национальными источниками пра­ва. Тем самым, подписание и ратификация учредительного договора превра­щалась в делегирование части национального суверенитета Сообществу Показательно с этой точки зрения, что ЕОУС приобрел и собственную международную правосубъектность, что в корне отличалось от правовой природы обычных межгосударственных объединений.

Успешный опыт институционализации ЕОУС позволил перейти к раз­работке проекта новых Сообществ. В 1956 г. комитет под председательством премьер-министра Бельгии П.-А. Спаака подготовил концепцию интеграции в двух сферах — общей экономической политике и контроле над использова­нием ядерной энергетики. В соответствии с нею в 1957 г. странами «шестер­ки» в Риме были заключены учредительные договоры Европейского эконо­мического Сообщества (ЕЭС) и Европейского агентства по атомной энергии (Евроатом). Так сложилась тройственная система Сообществ — ЕОУС, ЕЭС и Евроатома. Компетенция каждого из них определялась собственным учре­дительным договором, но институциональная структура постепенно стано­вилась единой (окончательно этот процесс «слияния» завершился в 1967 г. с образованием единого Совета министров. Комиссии европейских Сооб­ществ, Европарламента и Суда).

Образование тройственной структуры Сообществ диктовалось опреде­ленными расхождениями стратегических целей стран-участниц. Для ФРГ основной задачей оставалось развитие общего рынка тяжелой промышлен­ности. Бельгия и Нидерланды рассматривали в качестве наиболее перспек­тивных сфер интеграции область новейших технологических разработок и исследования в области энергетики. Франция выступала за более сбаланси­рованное развитие общего рынка, распространение интеграционных прин­ципов на все отрасли экономики, включая сельское хозяйство. Расширенная и децентрализованная система Сообществ позволяла гибко варьировать темпы и методы взаимодействия в развитии всех этих направлений интегра­ции. Со временем же эпицентр интеграционных процессов сосредоточился в ЕЭС. Учредительный договор о ЕЭС предполагал ввод единого таможен­ного тарифа по отношению к третьим странам, обеспечение условий для свободного перемещения лиц, услуг и капитала (так называемые «основные свободы общего рынка»), проведение согласованной сельскохозяйственной и транспортной политики, координацию антимонопольной политики, разви­тие единых инвестиционных органов, сближение экономического и соци­ального законодательства стран-участниц. Таким образом, компетенция ЕЭС позволяла перейти от «негативной интеграции» (направленной на разруше­ние межгосударственных экономических барьеров) к «позитивной» (прове­дение через институты Сообществ «общих политик» в различных сферах).

Каждое из грех Сообществ обладало собственным правопорядком, но на их основе постепенно сложилась общая унифицированная система евро­пейского права. Действующие в ее рамках источники права получили статус «первичных» и «вторичных». К «первичным» были отнесены учредитель­ные договоры о Сообществах. Эти источники права приобретали юридичес­кую силу лишь после процедуры «трансформации», т.е. придания им юриди­ческого статуса норм национального права. Изначально такой процедурой была ратификация учредительного договора в парламентах (в некоторых случаях — на референдумах). Группу «вторичных» источников европейского права составили нормативные акты органов Сообществ — регламенты, ди­рективы, рекомендации, а также решения Суда Сообществ (судебные преце­денты). Поскольку, ратифицировав учредительный договор, каждое государ­ство передавало Сообществам исключительные полномочия в установлен­ной сфере, то «вторичные» источники европейского права приобретали бтлыную юридическую силу по сравнению с нормами национального права. С момента их принятия любые противоречащие им национальные законы утрачивали силу, а для правоприменения «вторичных источников» процеду­ра трансформации уже не требовалась (т.е. действовал принцип «прямого действия»).

В 1960-х гг. правовая база Европейских Сообществ не претерпела существенных изменений. Однако вопрос о политической направленности интеграционного процесса стал предметом самой ожесточенной полеми­ки. Первоначально французская дипломатия вновь выступила инициато­ром углубления интеграционного процесса вплоть до создания политичес­кого объединения. 5 сентября 1960 г. президент де Голль заявил на пресс- конференции о необходимости обеспечения «постоянного сотрудничества в политической, экономической, культурной области и области обороны». В развитие этой инициативы французское правительство выдвинуло в 1960 г. проект углубления интеграционных связей в дипломатической и военно-политической сферах («план Фуше»). В качестве стратегической перспективы рассматривалось образование Союза европейских государств, сохраняющего национальный суверенитет каждого из участников, но выс­тупающего как единая сила на мировой арене.

Заинтересованность де Голля в углублении интеграционного процесса объяснялась отказом от идеи атлантической солидарности и стремлением противопоставить мощную Единую Европу двум «сверхдержавам». Но, одновременно, де Голль не желал утрачивать политическую самостоятель­ность Франции. Будучи убежденным националистом, он не верил в возмож­ность последовательной федерализации Европы. Впоследствии в своих мемуарах де Голль язвительно описывал всю «нелепость» мечты о «раство­рении европейских стран в едином образовании, имеющем свой парламент, свои законы и свое правительство, которое управляло бы подданными французского, немецкого, итальянского, бельгийского, нидерландского и люксембургского происхождения, ставшими согражданами внутри искусст­венной родины, изобретенной умами технократов».

Двухлетние дискуссии вокруг «плана Фуше» не привели к снятию разногласий между странами европейской «шестерки», и сам де Голль на пресс-конференции 15 мая 1962 г. положил конец обсуждению этой темы. Он недвусмысленно заявил о желательности для Франции политической интеграции стран Западной Европы, но недопустимости проведения ее в ущерб национальному суверенитету. В дальнейшем де Голль выступал уже последовательным противником любых проектов расширения компетенции наднациональных органов Сообществ. Его противостояние с федералиста­ми достигло пика в 1965 г. Де Голль жестко выступил против предложений председателя Европейской комиссии Вальтера Хальштейна о закреплении процедуры голосования в Совете простым большинством, предоставлении Европейской Ассамблее права формировать свой бюджет и расширении полномочий Еврокомиссии. В течение семи месяцев Франция бойкотирова­ла работу Совета, из-за чего эти события получили название кризиса «пустого кресла». Урегулирование кризиса состоялось на основе протокола, подписанного в Люксембурге в январе 1967 г. («Люксембургский компро­мисс»). Было подтверждено сохранение статуса Ассамблеи, приоритет пол­номочий Европейского Совета, право стран-участниц на вето при голосова­нии в Совете «жизненно важных» с их точки зрения вопросов.

Де Голль жестко пресек и попытки Великобритании присоединиться к системе Европейских Сообществ. Изначально в Лондоне достаточно скепти­чески относились к деятельности ЕОУС, предпочитая сохранять «особые отношения» с собственными колониями и уповая на «атлантическую соли­дарность» с США. Но подписание в 1957 г. Римских договоров о создании ЕЭС и Евроатома вызвало озабоченность британских политиков. Опасаясь изоляции от европейских рынков, Великобритания предприняла контрмеры — в 1960 г. по инициативе Лондона была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В состав этой организации вошли помимо Великобритании Австрия, Дания, Исландия, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария. В качестве целей ЕАСТ были определены содействие росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению про­изводительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой ста­бильности и повышению уровня жизни на территории государств-членов, обеспечение добросовестных условий конкуренции в торговле, ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли, а также содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли. Ликвидировать таможенные тарифы в зоне свобод­ной торговли не предполагалось. Речь шла лишь об отказе от дискриминаци­онных ограничений товарообмена и от демпинговых цен. Не создавалась и какая-либо наднациональная организационная структура ЕАСТ.

Опираясь на поддержку стран ЕАСТ, Великобритания поставила воп­рос и о своем вхождении в систему Сообществ. Одновременно Лондон настаивал на сохранении собственного особого статуса, основанного на признании интеграционных связей Великобритании с третьими странами (прежде всего речь шла о странах Содружества наций). В политическом плане Великобритания не собиралась отказываться от стратегического со­юза с США во имя укрепления европейской солидарности. Де Голль отверг все эти предложения и решительно выступил против включения британско­го «троянского коня» в Европейские Сообщества. В ходе переговоров с премьер-министром Макмилланом в 1962 г. де Голль дал понять, что лишь начало тесного англо-французского сотрудничества по созданию европейс­кого ядерного ору жия может стать основой для вступления Великобритании в «Общий рынок». Не встретив понимания у своего британского коллеги, де Голль впоследствии неизменно отказывался от обсуждения самой возмож­ности вступления Великобритании в Европейские Сообщества.

Несмотря на обострившуюся политическую борьбу между ведущими европейскими державами интеграционный процесс в 1960-х гг. развивался чрезвычайно динамично и успешно. Таможенные барьеры в зоне Сооб­ществ поэтапно снижались и в 1968 г. были окончательно отменены. В отношении третьих стран был введен единый таможенный тариф, что фактически означало переход стран Сообществ к единой внешнеторговой политике. Благодаря этим мерам торговый оборот внутри зоны Сообществ увеличился в 1958-1970 гг. в 6 раз. С 1968 г. начал действовать Общий аграрный рынок ЕЭС. Помимо отмены внутренних пошлин на сельскохо­зяйственные продукты и унификации цен была введена практика субсидиро­вания фермерского труда (оплата из централизованных фондов ЕЭС разни­цы в уровне отпускных и рыночных цен). Важное значение имело образова­ние под эгидой ЕЭС Европейского инвестиционного банка и Европейского Социального фонда, призванных скоординировать движения финансовых потоков в соответствии со стратегическими целями интеграционного про­цесса.

Примечательно, что активную роль в развитии интеграционного про­цесса в 1960-х гг. сыграли «малые страны» Западной Европы. Возникший в 1958 г. Экономический союз Бенилюкс стал своеобразным полигоном для апробации высоких форм интеграционных связей. В его рамках уже в 1960 г. было утверждено единое таможенное пространство и система сво­бодного передвижения лиц по территориям трех государств, осуществлен перенос пограничного контроля на их внешние границы. В 1969 г. был подписан протокол о полной отмене пограничного контроля между Бельги­ей, Нидерландами и Люксембургом. Целью Бенилюкса было провозглашено и проведение единой торговой и экономической политики по отношению к третьим странам.

http://www.istmira.com/novejshaya-istoriya/1518-formirovanie-sistemy-evropejskix-soobshhestv.html

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Основные провозглашенные цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире.

Численность населения стран, входящих в ЕС на 1 января 2013 составила 503, 8 млн. человек.

Официальными языками ЕС являются государственные языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.

ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд. Впервые этот флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн ЕС – Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии (которая также является и гимном другой общеевропейской организации – Совета Европы).

Хотя ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.

12 государств-членов ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и валютный союз (ЭВС), помимо общих органов и законодательства Сообщества, имеют единую валюту – евро.

История становления Европейского Союза.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюто – евро.

http://www.krugosvet.ru/node/34219

Европейский инвестиционный банк

Европейский инвестиционный банк, инвестиционный банк 6 стран — участниц "Общего рынка" (Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга). Учрежден в 1958 в соответствии с Римским договором о…

Европейский фонд развития

Европейский фонд развития, финансовая организация в механизме Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Средства фонда образованы из взносов стран — участниц ЕЭС и предназначены для осуществления…

Европейское объединение угля и стали

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), международная государственно-монополистическая организация, объединяющая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность Франции, ФРГ…

Европейское сообщество по атомной энергии

Европейское сообщество по атомной энергии, Евратом, международная государственно-монополистическая организация, созданная 6 странами — участницами Европейского экономического сообщества: Францией, ФРГ…

Европейская ассоциация свободной торговли

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), замкнутая торгово-экономическая группировка, образованная в 1960 Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией…

Интеграция (экономич.)

Интеграция экономическая, новейшая форма интернационализации хозяйственной жизни, выражаемая в условиях капитализма в виде органического сочетания двух факторов — взаимного переплетения частных…

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), "Общий рынок", государственно-монополистическая организация 6 западно-европейских стран: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, созданная в целях объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый "Общий рынок". Договор об учреждении ЕЭС подписан в марте 1957 в Риме и вступил в силу 1 января 1958. Образование ЕЭС представляет собой новое явление, возникшее в условиях современного этапа общего кризиса капитализма, и отражает присущую монополистической стадии капитализма объективную тенденцию к интернационализации хозяйственных отношений и капитала, к ликвидации узких национальных границ, на что в своё время указывал В. И. Ленин. Он подчёркивал, что капитализм ". связывает все страны мира в единое хозяйственное целое", ибо ". капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы. местного рынка, области, а затем и государства" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 57). В основе учреждения ЕЭС лежит попытка финансовой олигархии 6 западноевропейских стран, опираясь на эту объективную тенденцию, расширить рынки сбыта и территориальную сферу своей деятельности с целью создания благоприятных условий для быстрого и бескризисного развития производительных сил стран-участниц. Возникновение ЕЭС знаменует собой дальнейшее углубление конфликта между современным уровнем развития производительных сил и производственных отношениями капитализма и стремление правящих кругов стран-участниц разрешить его с помощью межгосударственного объединения.

Создание ЕЭС, помимо экономических, преследует и политические цели — объединение сил западно-европейского капитализма против мирового коммунистического движения, социалистических государств, а также национально-освободительной борьбы колониальных и зависимых стран. В учреждении ЕЭС нашло также отражение стремление определённых монополистических кругов "шестёрки" консолидировать свои силы в конкурентной борьбе с монополиями др. стран, в первую очередь США, за передел рынков сбыта.

Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение "всестороннего развития экономической деятельности" в масштабах всего сообщества, "постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет", путём создания "Общего рынка". Под "Общим рынком" мыслится такое объединение (интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения "лиц, капиталов и услуг"; проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц. Реализация этих мероприятий должна осуществляться постепенно, в течение т. н. переходного периода в 12 лет.

Помимо "шестёрки", в ЕЭС на правах присоединившихся ("ассоциированных") членов участвуют Греция и Турция, условия присоединения которых предусматривают более длительные сроки снижения таможенных пошлин между ними и "шестёркой" (до 22 лет). ЕЭС заключило также ряд конвенций об ассоциации в общей сложности с 24 странами Африки, в основном бывшими колониальными владениями Франции и Бельгии. Присоединение к сообществу менее развитых в экономия, отношении стран создаёт предпосылки для их экономического подчинения более сильным европейскими партнёрам.

Руководящими органами ЕЭС являются Совет, Комиссия (Комиссия европейских сообществ), Ассамблея (Европейский парламент), Суд. В состав высшего органа ЕЭС — Совета — входят по одному представителю от каждой страны-участницы (обычно министры экономики, финансов или торговли). Главный исполнительный орган — Комиссия — состоит из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество. В рамках сообщества функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи которых входит финансирование отдельных мероприятий, связанных с проведением общей экономической и социальной политики,—Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и др. ЕЭС является важнейшей составной частью системы европейских сообществ, объединяющих 6 стран Западной Европы, которая, помимо ЕЭС, включает также Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии. Последние выступают по существу в качестве отраслевых объединений "шестёрки" и управляются с июля 1967 теми же органами, что и ЕЭС.

Создание ЕЭС отвечало интересам монополий 6 западноевропейских стран, т. к. способствовало укреплению их позиций в рамках сообщества и расширению сбыта их товаров. К началу 1970 торговля внутри сообщества возросла более чем в 6,3 раза по сравнению с 1958. За тот же период торговля ЕЭС с третьими странами увеличилась только в 2,8 раза. 1 июля 1968 проведено последнее (20%-ное) снижение таможенных пошлин во взаимной торговле стран-участниц, положившее начало функционированию в рамках ЕЭС таможенного союза. В других областях задачи, поставленные перед ЕЭС Римским договором, к концу 1969 оказались выполненными лишь частично вследствие постоянных разногласий между странами-партнёрами, особенно между Францией и ФРГ, стремящейся к установлению гегемонии в объединении (например, введение свободного передвижения капиталов между 6 странами, проведение общей политики в области транспорта и т. д.).

Состоявшаяся в декабре 1969 в Гааге конференция глав правительств стран-участниц приняла решение о необходимости дальнейшего экономического сближения 6 стран (Гаагская декларация), в соответствии с которым группой экспертов был подготовлен доклад, предусматривавший создание в течение 1971—80 экономического и валютного союза "шестёрки" (т. н. план Вернера). Реализация этого плана с самого начала натолкнулась на большие трудности, одной из причин которых послужило обострение кризиса международной валютной системы капитализма в 1969—71.

Очагом непрекращающихся конфликтов в ЕЭС является создание общего рынка с.-х. продукции, функционирование которого связано с дополнительными бюджетными и валютными расходами стран-участниц.

Торгово-политические мероприятия ЕЭС вызывают обострение межимпериалистических противоречий не только в рамках самой "шестёрки", но и между этой группировкой и остальным капиталистическим миром. Непосредственным результатом создания ЕЭС явилось возникновение в Западной Европе другого торгово-экономической блока — Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Однако с самого начала существования ЕАСТ его участники во главе с Великобританией выражали желание вступить в ЕЭС. 22 января 1972 после длительных, неоднократно прерывавшихся переговоров было подписано соглашение о вступлении Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии в "Общий рынок" с 1 января 1973.

Правящие круги США поддерживали создание ЕЭС, рассчитывая с его помощью усилить экономическую базу НАТО и сплотить силы западноевропейского империализма в борьбе против мирового коммунистического движения. Однако сообщество превратилось в сильного конкурента США, теснящего их на мировых рынках. Не оправдались надежды и на укрепление НАТО.

Будучи по своему существу государственно-монополистическим объединением, ЕЭС оказалось не в состоянии обеспечить бескризисное равномерное развитие и смягчить классовые противоречия в странах-участницах. Трудящиеся массы шести стран открыто выступают против антидемократического характера ЕЭС, требуют придать ему новое, глубоко отличное от нынешнего, экономическое и социальное содержание, которое отвечало бы интересам широких народных масс. См. также Интеграция.

Лит.: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, "Международная жизнь", 1957, №7; Экономические проблемы "Общего рынка", под ред. Е. Л. Хмельницкой, М., 1962; Чумаков М. П., Финансово-валютные противоречия "Общего рынка", М., 1967; Экономические группировки в Западной Европе, М., 1969; Жебрак Б., Общий рынок: итоги 10 лет, "Мировая экономика и международные отношения", 1968, №7; Максимова М. М. Основные проблемы империалистической интеграции, М., 1971; Annuaire des organisations internationales 1966/67, 11 ed. Brux., 1966.

http://allencyclopedia.ru/25022