Соглашение по передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка

Бесспорно, что одним из важнейших источников процветания каждой страны являются принадлежащие ей земельные ресурсы. От правильной политики государства и контроля над использованием земли зависит успех в развитии экономики, благополучие граждан, экологическое равновесие, социальный прогресс, и экологическое равновесие.

Земельные ресурсы являются всеобщим неотъемлемым богатством России, что закреплено в действующем законодательстве РФ. В нормах законодательства регулируются отношения среди участников обеспечивающих правильное использование земель, которые распределены по разным категориям. Одной из таких форм гражданско-правовых отношений является договор аренды земельного участка сельхозназначения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Понятие земельного участка и их категории согласно законодательства

Статус надела определяет не только целевое использование, а применение его для оборота в гражданско-правовых отношениях. Стоит отметить, что в общей сложности все сельскохозяйственные земли занимают 39 % территории России. Они являются приоритетными и находятся под государственным надзором и охраной. Таким образом, власти РФ обеспечивают достаточное производство товарной продукции сельскохозяйственного назначения и сохраняют продуктовую безопасность страны.

Чтобы организовать правильное и рациональное использование сельскохозяйственных угодий, земли поделены на такие виды:

  • приоритетные, которые находятся под особой охраной;
  • ценные и продуктивные;
  • непригодные для сельхоз производства.

Присвоение той или иной категории закреплено в кадастровом учете земель. Статус характеризует каждый надел и не позволяет поля с ценной, добротной землей использовать не по назначению.

Земельные участки определены ст. 130 ГК РФ как объекты недвижимого имущества. Это отдельная часть земной поверхности в пределах территории России, границы которой указаны и закреплены в документах по установленному порядку на основании ст. 6 ЗК РФ. Ее приравнивают к объекту недвижимости, что дает право использования для различных сделок.

Все земли в зависимости от их целевого предназначения поделены на такие категории:

  • поселения;
  • сельскохозяйственного применения;
  • под промышленность или другое специальное назначения;
  • лесного фонда;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • водного фонда;
  • запаса.

Для каждой из категорий в законодательстве утвержден свой правовой режим, контролирующий их целенаправленное использование.

Что включает в себя понятие аренды земельного участка?

Наиболее оптимальным вариантом подтверждения законного права пользования земельными наделами является подписание договоров их аренды. Особенностью соглашения передачи их во временное пользование является особый режим этих земель.

Что нужно знать об этом при заключении договора аренды земельного участка сельхозназначения, чтобы избежать неприятностей в дальнейшем? Давайте рассмотрим это более подробно.

Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

Какими правами обладают стороны?

Тот, кто арендует землю, имеет право принимать в пользование неограниченное количество их площадей. Причем предмет контракта, который состоит из сельскохозяйственных земель, может повторно сдаваться в аренду, если есть на то согласие от существующего арендатора.

Пользователь земельных угодий, который по договору получил право распоряжаться участками сельхозназначения, может сдать это право в залог на срок действия аренды. В пример можно привести обстоятельства, при которых он передает права банку под выделенные деньги на развитие сельскохозяйственного производства. Однако владелец земельного надела имеет право запретить такие действия, указав на это в пункте договора. К тому же собственник наделен полномочиями на указание вариантов использования полей, т.к. арендатор не будет переживать по поводу того, какое качество земли он может после себя оставить.

Порядок заключения сделки аренды

При подписании и регистрации сделки по сдаче в аренду земельного участка арендатору необходимо предусмотреть выполнение таких мероприятий:

  1. Для использования полей, которые принадлежат государству, необходимо написать и передать в местный муниципалитет заявление с просьбой о выделении земли для аренды;
  2. Посетить уполномоченный орган, чтобы пригласить технического специалиста для размежевания выделенной территории земельного участка. Он должен подготовить для арендатора кадастровый паспорт и план надела. В земельном законодательстве эту операцию возлагают на арендаторов.
  3. По окончанию выполнения работы служителями земельного кадастра по выполнению процедуры межевания выделенных земельных ресурсов необходимо посетить муниципалитет местного района с целью подписания договора аренды. При оформлении соглашения о передачи земли в пользование на протяжении более 5 лет обязательно необходимо пройти процедуру регистрации в установленном порядке.

Чтобы взять в аренду земельный пай у частного лица, то фермеру или организации, которая будет обрабатывать его нужно обратиться в агентство, которое оформляет сделки в сфере недвижимости, с целью подбора такого участка.

Регистрацию договоров аренды выполняют служащие УФРС после предоставления им следующих бумаг:

  • план-схема пая;
  • кадастровый план выделенного в пользование надела;
  • акт с указанием фактических границ, полученных в результате межевания земли;
  • документ о принятии земельного участка в пользование.

Некоторые фермеры и организации, принимающие в пользование паи и поля, самоустраняются от проведения процедуры регистрации для снижения затрат на оформление документов. Конечно, такое поведение освобождает их от уплаты налогов и государственной пошлины. Однако незарегистрированная сделка не создает последствий в оформляемых правоотношениях между сторонами и поэтому может негативно повлиять на права арендатора.

Как рассчитать сумму земельного налога организациям и ИП, читайте в следующей статье.

Порядок составления и форма договора

Единственный вариант заключения сделки с земельными участками в устной форме, которая допускается ГК РФ, является передачи недвижимого имущества в пользование арендодателю на срок до 1 года. Все остальные сделки с землей должны быть оформлены документально, т.е. письменно.

Для изложения информации о заключении правоотношений между сторонами при аренде земельного участка необходимо заполнить следующее данные:

  1. Реквизиты сторон.
  2. Вид сделки.
  3. Предмет, который является причиной подписания данного соглашения.
  4. Подтверждение об отсутствии запрета на совершение сделок по конкретному участку.
  5. Указание на то, что этот надел не обременен правами третьих лиц.
  6. Число календаря, в которое состоялась передача прав на надел.
  7. Цена договора.
  8. Права и обязательства сторон.

К письменной форме договора в обязательном порядке необходимо прилагать план участка с указанием границ, т.к. его отсутствие автоматически повлечет признание сделки недействительной.

Предмет договора

Передача в пользование арендатору сельскохозяйственных участков предполагает использование наделов, расположенных вне территории населенных пунктов. Они должны быть предназначены для удовлетворения нужд и потребностей сельского хозяйства. Такие недра характеризуются плодородием, отличными качествами по производству сельхозпродукции.

При составлении договора необходимо обратить внимание на документы собственника. В п.1 ст.9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указано, что земля для заключения договора аренды должна стоять в реестре соответствующего государственного учета, о чем свидетельствует наличие кадастрового номера. Это подтвердит права арендодателя в отношении совершения сделок с тем земельным участком, который является предметом договора.

Существенные условия

Существенные условия сделки, которые необходимо обязательно прописать в тексте договора, это цель использования земли сельхозназначения. К ним относиться следующее:

  • разведение садоводства и огородничества;
  • использование под засев зерновыми культурами;
  • для выращивания поголовья в сфере птицеводства и животноводства;
  • задействование земли для рыболовства и охотничьего хозяйства;
  • выращивание кормовых культур и травы под сенокошение или выпаса скота;
  • дачного строительства.

Сроки аренды

Положения в ГК РФ указывает, что стороны не ограничены в сроках по любым сделкам, а потому могут самостоятельно определять, на какой период они заключают договор аренды. И все же в отношении сельхоз земель время пользования ограничивается федеральным законодателем. Так в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» прописаны условия граничного и минимального сроков аренды.

Наименьший срок аренды определяется в зависимости от цели использования земли, который отличается по их региональной принадлежности, а максимальный предел для всех субъектов РФ одинаков и составляет 9 лет.

Оптимальным вариантом в данном случае будет трехлетний период договора аренды. В таком случае соглашение об использовании земли позволит обеспечить ее целевое назначение, сохранить верхний ценный слой, не допустить вредного воздействия.

Виды и объемы оплаты

Стоимость использования земли по договору аренды отражается в отдельном пункте документа. Обязанность арендатора выплачивать цену аренды может определяться в валюте, продукции, услугами, или улучшением качества предмета договора.

В отношении размеров арендной платы ограничений в законодательстве не существует, только описаны ограничения по пересмотру ранее указанной в договоре. Таким образом, цена аренды надела может быть изменена только раз в год.

Общую сумму за аренду рассчитывают исходя из площади предмета договора умноженной на цену за единицу измерения участка. Цена может быть указана за месяц, год, или весь срок договора. Если стоимость указана за месяц, то годовую сумму за аренду земли определяют произведением 12 месяцев на цену и на количество площади земельного участка.

Другие важные особенности

Если в договоре использование таких наделов указано не по назначению, то сделка повлечет за собой серьезную юридическую ответственность, которая будет выражена в виде санкций или лишения права собственности. Использование земель на протяжении более 3 лет не по ее прямому назначению приведет к тому, что ее через суд изымут у недобросовестного собственника.

Особенности данных видов договоров

Практика показывает, что лучшим и более простым вариантом подписания договора является заключение правоотношений с частными лицами, владельцами земельных паев. И хотя есть чёткая регламентация подписания контракта с государством, все же здесь имеются неприятные «подводные камни» для арендатора.

В некоторых случаях, например, чиновники указывают наличие фиктивных претендентов, которые подали заявку на участие в тендере, для таких выгод:

  1. Для существенного поднятия цены на аукционе.
  2. Заинтересованный чиновник предлагает за дополнительную сумму договориться с конкурентом.

Обязательно акцентируйте внимание на совпадение разрешенного вида деятельности на участке, указанного в документах, с целью использования в условиях аренды по договору. Здесь различия должны отсутствовать. В стандартном образце договора об аренде земель сельхозназначения этот пункт должен быть включен обязательно.

Когда возможно досрочное расторжение или продление договора и как оно оформляется?

Вопрос расторжения сделки решается либо по согласию обеих сторон либо в суде, куда подает иск один из ее участников. Важной причиной для расторжения договорных правоотношений аренды с/х земли является несоблюдение обязанностей одной из сторон.

При расторжении договора аренды земельного участка сельхозназначения необходимо выполнить ряд мероприятий, также как и при его заключении. Об этом событии обязательно необходимо направить заявление в Росреестр о государственной регистрации.

В каких случаях данный договор признается недействительным?

Если в процессе правоотношений между сторонами кто-то из них грубо нарушает условия оформленного договора, то его можно признать недействительным.

Договор может стать никчемным при таких обстоятельствах:

  • когда существенно нарушены правила проведения аукционных торгов;
  • при обнаружении факта, что арендодателем указана неправдивая информация о целевом использовании земельного участка;
  • если выделенная земля принадлежит к ресурсам природоохранной территории;
  • невыполнение условий соглашения участниками сделки.

Порядок внесения изменений

Если необходимо внести какие-то изменения в договор аренды земельного участка, то необходимо составить дополнительное соглашение. В нем описать пункты, в которые вносятся изменения согласованные обеими сторонами. Вносимые изменения не должны противоречить нормам действующих законов.

Оформление дополнительного соглашения в условия аренды земли могут касаться таких обстоятельств:

  • качество плодородного слоя надела;
  • порядок страхования участка;
  • внесение изменений в отношении ответственности за соблюдение участниками сделки договорных обязательств;
  • выполнение мелиоративных мероприятий;
  • иные факторы, которые могут оказать влияние на прекращение действия или смену контракта о передаче в аренду земельного надела.

Если участники сделки не могут прийти к компромиссному решению и согласовать внесение необходимых изменений в договор, то им следует обратиться в суд.

О правилах заключения данных видов договоров для земель, которые не имеют кадастрового номера, смотрите в следующем видео сюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

http://www.delasuper.ru/view_post.php?id=8614

г. Нижний Новгород «_____» ____________ 2014 г.

Общество с ограниченной ответственностью (, ) , действующего на основании решения арбитражного суда Нижегородской области от 01.01.2001 г. по делу А43-7768/2013, именуемое в дальнейшем АРЕНДАТОР,

и ______________________, в лице __________________, действующего на основании ____________________, именуемый в дальнейшем НОВЫЙ АРЕНДАТОР, заключили настоящее соглашение о нижеследующем.

1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

1.1. В соответствии с п. 2 ст. 615 Гражданского Кодекса РФ, п. п. 5, 9 ст. 22 Земельного Кодекса РФ АРЕНДАТОР передает, а НОВЫЙ АРЕНДАТОР принимает все права и обязанности по договору аренды земли на время совместной деятельности по строительству (реконструкции) объекта г., заключенному с Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее – АРЕНДОДАТЕЛЬ), и всем дополнениям и соглашениям к нему.

Объект аренды – земельный участок с кадастровым номером, площадью 7 400 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов; под строительство жилого дома №1 (по генплану) с автостоянками, конторскими помещениями, оздоровительным блоком № 2 (номер по генплану), жилого дома № 3, адрес: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Грузинская.

1.2. Договор аренды земли на время совместной деятельности по строительству (реконструкции) объекта г. (далее – Договор аренды земельного участка), права и обязанности по которому передаются НОВОМУ АРЕНДАТОРУ, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области 22 октября 2007 года.

1.3. АРЕНДАТОР гарантирует, что:

— передаваемые права не заложены, иным образом не переданы и не обременены правами третьих лиц;

— передача прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка не нарушает законных прав и интересов иных лиц, и не противоречит обязательствам АРЕНДАТОРА.

1.4. Права и обязанности по Договору аренды земельного участка передаются НОВОМУ АРЕНДАТОРУ, в пределах срока Договора аренды земельного участка.

2. ЦЕНА СОГЛАШЕНИЯ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

2.1. Цена уступаемых (принимаемых) в соответствии с настоящим Соглашением прав и обязанностей составляет ______________________ рублей. Цена Соглашения является окончательной и изменению не подлежит.

2.2. Сумма задатка, перечисленного НОВЫМ АРЕНДАТОРОМ в целях участия в торгах по продаже прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка платежным поручением № _____ от ______________ в размере ____________ рублей, засчитывается в счет исполнения обязательств НОВОГО АРЕНДАТОРА по оплате, предусмотренных настоящим Соглашением.

2.3. Окончательный расчет по настоящему Соглашению производится НОВЫМ АРЕНДАТОРОМ в течение 30 (Тридцати) дней с момента (даты) подписания настоящего Соглашения. Расчеты по настоящему Договору осуществляются в безналичном порядке путем перечисления НОВЫМ АРЕНДАТОРОМ денежных средств на расчетный счет АРЕНДАТОРА, указанный в настоящем Соглашении. Датой оплаты считается календарная дата поступления денежных средств на расчетный счет АРЕНДАТОРА, что подтверждается выпиской банка, обслуживающего расчетный счет АРЕНДАТОРА.

2.4. НОВЫЙ АРЕНДАТОР несет все расходы, связанные с государственной регистрацией Соглашения, а также переходом прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка, в соответствии с действующим законодательством РФ.

3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. АРЕНДАТОР обязан:

3.1.1. В течение десяти дней с момента заключения настоящего Соглашения направить АРЕНДОДАТЕЛЮ уведомление о передаче своих прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка третьему лицу.

3.1.2. После исполнения НОВЫМ АРЕНДАТОРОМ обязательства по оплате за уступаемые (принимаемые) права и обязанности по Договору аренды земельного участка передать НОВОМУ АРЕНДАТОРУ по акту приема-передачи оригинальный экземпляр договора аренды земельного участка со всеми неотъемлемыми приложениями к нему и иные документы, связанные с передаваемыми правами и обязанностями, а также сообщить все сведения, имеющие значение для осуществления НОВЫМ АРЕНДАТОРОМ прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка.

3.1.3. Совершать все действия, необходимые для государственной регистрации настоящего Соглашения и перехода права аренды.

3.2. НОВЫЙ АРЕНДАТОР обязан:

3.2.1. Принять на себя все права и обязанности АРЕНДАТОРА по договору аренды земельного участка.

3.2.2. Произвести оплату за уступаемые (принимаемые) права и обязанности по Договору аренды земельного участка в размерах и сроки, установленные настоящим Соглашением.

3.2.3. Нести необходимые расходы, связанные с государственной регистрацией Соглашения.

3.2.4. Совершать все действия, необходимые для государственной регистрации настоящего Соглашения и перехода права аренды.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.2. АРЕНДАТОР несет ответственность за достоверность всех представленных НОВОМУ АРЕНДАТОРУ документов.

4.3. Отношения сторон, не урегулированные настоящим Соглашением, регламентируются действующим законодательством. Споры, возникающие при исполнении настоящего Соглашения, разрешаются путем переговоров, в случае недостигнутой договоренности – в арбитражном суде Нижегородской области.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Настоящее соглашение считается заключенным с момента подписания его Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами принятых на себя обязательств.

5.2. Настоящее Соглашение, а также переход права аренды подлежат государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в соответствии с законодательством РФ.

Право аренды на земельный участок переходит НОВОМУ АРЕНДАТОРУ с момента государственной регистрации Соглашения.

5.3. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Соглашением, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

5.4. В случае неисполнения НОВЫМ АРЕНДАТОРОМ обязательств по оплате за уступаемые (принимаемые) права и обязанности по Договору аренды земельного участка в срок, предусмотренный п. 2.3 настоящего Соглашения, Арендатор вправе отказаться от исполнения Соглашения. При этом Соглашение будет считаться расторгнутым с даты получения НОВЫМ АРЕНДАТОРОМ заявления АРЕНДАТОРА об одностороннем отказе от исполнения Соглашения. Задаток, уплаченный НОВЫМ АРЕНДАТОРОМ в качестве обеспечения обязательств по оплате, предусмотренных настоящим Соглашением, в данном случае не возвращается.

5.5. Настоящее Соглашение подписано в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон, один для предоставления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Общество с ограниченной ответственностью НН»

Юр. адрес: 603000, В, 8

Почтовый адрес: 603109, г. Нижний Новгород, ул. Нижегородская,

в НФ «НПСБ» САРОВБИЗНЕСБАНК»

Конкурсный управляющий ________________________________

Обзоры сервисов Pandia.ru

Государство и право

  • Агентские договора
  • Депозитные договоры
  • Договора аренды земельного участка
  • Договора аренды имущества
  • Договора аренды
  • Договора бытового подряда
  • Договора возмездного оказания услуг
  • Договора дарения квартиры
  • Договора дарения
  • Договора залога
  • Договора купли продажи квартиры
  • Договора купли продажи акций
  • Договора купли продажи предприятия
  • Договора купли-продажи валюты
  • Договора мены
  • работ
  • Договора на выполнение проектно-поисковых работ
  • Договора на выполнение разовой работы
  • Договора на выполнение ремонтных работ
  • Договора на консультационное обслуживание
  • Договора на оказание различных услуг
  • Договора на оказание транспортных услуг
  • Договора на перевозку пассажиров
  • Договора на перевозку туристов (экскурсантов)
  • Договора на подряд
  • Договора на разработку проектной документации
  • Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Техника

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Бизнес

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Наука

Товары

Услуги

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Автоответчик: +7 495 7950139 228504

Минимальная ширина экрана монитора для комфортного просмотра сайта: 1200 пикселей.

http://pandia.ru/text/80/158/12193.php

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж

Земельное законодательство, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что установлено ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ ( далее — ЗК РФ). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Объектами земельных отношений, как мы уже отметили, являются, в частности, земельные участки. Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Образуются земельные участки при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что установлено ст. 11.2 ЗК РФ.

Собственностью юридических лиц, т.е. частной собственностью, являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Права на земельные участки, в соответствии со ст. 25 ЗК РФ, возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, предусмотренных законодательством.

Как установлено ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность юридических лиц осуществляется за плату. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию установлены ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее — НК РФ).

Следует также отметить, что купля-продажа земельных участков имеет особенность, о которой идет речь в ст. 37 ЗК РФ. Эта особенность заключается в том, что объектом купли-продажи могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Рыночная стоимость земельного участка на основании ст. 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Исключение составляют случаи, определенные п. 3 ст. 66 ЗК РФ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району ( городскому округу).

Теперь обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации ( далее — ГК РФ). Пунктом 3 ст. 129 ГК РФ установлено, что земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ее оборот допускается законами о земле.

Земельные участки на основании п. 1 ст. 130 ГК РФ отнесены к недвижимым вещам ( недвижимому имуществу, недвижимости). Право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, что следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ.

Сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Земельные участки следует учитывать в качестве объектов основных средств. Основным документом, которым следует руководствоваться, формируя информацию об основных средствах, является Положение по бухгалтерскому учету « Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н ( далее — ПБУ 6/01). Правила этого бухгалтерского стандарта применяются с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н ( далее — Методические указания N 91н).

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в составе основных средств, если он одновременно удовлетворяет следующим условиям:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

— объект способен приносить организации экономические выгоды ( доход) в будущем.

В учетной политике следует закрепить положение о том, когда принимаются к учету объекты основных средств, требующие государственной регистрации. До того момента, пока на данный объект не зарегистрировано право собственности, у организации нет права учитывать объект на балансе в качестве основных средств, поскольку нарушается принцип имущественной обособленности.

Основные средства, в соответствии с п. 7 ПБУ 6/01, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой установлен п. п. 8 — 12 ПБУ 6/01 и зависит от способа поступления основного средства в организацию.

Фактическими затратами на приобретение земельного участка будут суммы, уплачиваемые продавцу, государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности на земельный участок, а также иные расходы, непосредственно связанные с приобретением земельного участка.

Как отражается приобретение земельного участка на счетах бухгалтерского учета? Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, затраты на приобретение земельного участка отражаются по дебету счета 08 « Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-1 „Приобретение земельных участков“, в корреспонденции с кредитом счета 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“. По дебету счета 08 „Вложения во внеоборотные активы“ отражаются и иные затраты, формирующие первоначальную стоимость земельного участка, в корреспонденции с кредитом счетов, на которых учитываются такие затраты ( сумма госпошлины за регистрацию будет отражена по кредиту счета 68 „Расчеты по налогам и сборам“).

Сформированная первоначальная стоимость земельного участка при принятии его к учету в качестве объекта основных средств отражается по дебету счета 01 « Основные средства» и кредиту счета 08 „Вложения во внеоборотные активы“.

Важной особенностью бухгалтерского учета земельных участков является тот факт, что они не подлежат амортизации, что следует из п. 17 ПБУ 6/01, согласно которому не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в частности земельные участки.

В остальном бухгалтерский учет земельных участков особенностей не имеет и осуществляется в общем порядке.

В целях исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ земля не подлежит амортизации. Тем не менее расходы на приобретение земельных участков можно учесть в целях налогообложения прибыли, если выполняются установленные НК РФ условия. Как вы, наверняка, помните, еще до недавнего времени, а если быть точными, то до 1 января 2007 г., расходы на приобретение земельных участков не учитывались в целях налогообложения прибыли организаций.

С внесением изменений в налоговое законодательство, начиная с указанной даты, расходами на приобретение права на земельные участки, согласно п. 1 ст. 264.1 НК РФ, признаются, в частности, расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках.

Вышеуказанные расходы на приобретение права на земельные участки включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и ( или) реализацией, в порядке, установленном п. 3 ст. 264.1 НК РФ. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 16 октября 2009 г. N 3-2-09/209@ « О применении статьи 264.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

При этом в письме обращено внимание на то, что п. 5 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ « О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что положения п. п. 1 и 3 ст. 264.1 НК РФ распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков, указанных в п. 1 ст. 264.1 НК РФ, в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г.

Как следует из п. 1 ст. 264.1 НК РФ, в целях налогообложения расходы на приобретение земельных участков можно учесть лишь в том случае, если приобретенные участки находились в государственной или муниципальной собственности.

Для признания расходов на приобретение земельных участков в обязательном порядке должно выполняться одно из двух условий:

— на земельном участке должны находиться здания, строения, сооружения;

— земельный участок должен приобретаться с целью капитального строительства на нем объектов основных средств.

Как сказано в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. N 03-03-06/1/342, целью положений ст. 264.1 НК РФ является создание условий для приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках.

Юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного ( бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 г. Юридические лица могут переоформить право постоянного ( бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения ( линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2015 г. Такие сроки установлены п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ( далее — Федеральный закон N 137-ФЗ).

В письме Минэкономразвития России от 15 января 2010 г. N Д23-57 обращено внимание на то, что переоформление права постоянного ( бессрочного) пользования на право аренды не лишает возможности приобрести данный участок в собственность, что предусмотрено п. 2.2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ. Напомним, что согласно названному пункту собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

Как следует из п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 « О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Поскольку данное право является исключительным, т.е. никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, необходимо учитывать следующее. Установленный п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ „О приватизации государственного и муниципального имущества“ запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

То есть если организация ЖКХ не является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, приобрести этот участок она не может.

Как и кем определяется цена земельного участка?

Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на земельных участках строений осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Цена земельных участков, о которых идет речь, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка такая цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов ( конкурсов, аукционов) являются основанием для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении его в собственность.

Статьей 2 Федерального закона N 137-ФЗ определено, что до 1 января 2012 г. в соответствии с п. 1 названной статьи осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

— коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

— коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

— некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

— 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;

— 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Сумма расходов на приобретение права на земельные участки подлежит включению в состав прочих расходов с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права, что установлено пп. 2 п. 3 ст. 264.1 НК РФ. Под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию прав понимается в данном случае расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав.

На основании ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также указанием даты и времени представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.

Регистрационные действия начинаются с момента приема документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

Специалисты финансового ведомства в письме Минфина России от 26 июня 2007 г. N 03-03-06/1/403 напомнили налогоплательщикам, что порядок заключения договора купли-продажи земельного участка регламентирован параграфом 7 « Продажа недвижимости» гл. 30 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Государственной регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости.

В письме отмечено, что гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрена лишь государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, а не договора купли-продажи указанного участка.

Сумма расходов на приобретение права на земельные участки по выбору налогоплательщика:

— признается расходами отчетного ( налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет;

— признается расходами отчетного ( налогового) периода в размере, не превышающем 30% исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов, если иное не предусмотрено ст. 264.1 НК РФ. При этом для расчета предельного размера расходов налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.

Выбранный организацией ЖКХ порядок признания расходов на приобретение права на земельный участок должен быть закреплен приказом по учетной политике организации.

Как сказано в письме Минфина России от 14 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/95, при покупке земельного участка налогоплательщик должен определить, в каком порядке и в течение какого периода времени он будет принимать к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль расходы, и отразить это в учетной политике организации.

Если организация в течение нескольких лет имеет стабильную и высокую прибыль, она может воспользоваться предоставленным ей правом и направить 30% налогооблагаемой прибыли на покрытие расходов, связанных с приобретением земельных участков. При этом она должна отразить в учетной политике для целей налогообложения, в течение какого срока будут погашены эти расходы. Следует отметить, что, несмотря на рекомендацию специалистов Минфина, п. 3 ст. 264.1 НК РФ не требует при выборе этого способа признания расходов устанавливать период времени, в течение которого расходы на приобретение земельного участка будут погашены.

Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета ( инвентаризации) объектов недвижимости учитываются в целях налогообложения прибыли по самостоятельному основанию в соответствии с пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и ( или) реализацией. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 31 октября 2007 г. N 03-03-06/1/752.

Организация ЖКХ, осуществляющая деятельность по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, являющаяся собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, приобрела этот участок в собственность. Стоимость земельного участка составила 7 500 000 руб. Документы на регистрацию перехода права собственности на земельный участок поданы в январе 2010 г. В соответствии с учетной политикой организации расходы на приобретение права на земельный участок учитываются в целях налогообложения прибыли равномерно в течение 6 лет. Для признания расходов организация использует метод начисления; отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Поскольку документы на государственную регистрацию права собственности поданы в январе 2010 г., именно с этого момента организация ЖКХ должна учитывать расходы на приобретение земельного участка в целях налогообложения прибыли.

Размер расходов, которые ежемесячно будет учитывать организация, составит 104 166,67 руб. (7 500 000 руб. / 6 лет / 12 месяцев).

Если земельные участки приобретаются на условиях рассрочки, срок которой превышает указанный в абз. 1 пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ срок, то расходы на приобретение земельного участка признаются расходами отчетного ( налогового) периода в течение срока, установленного договором.

Иными словами, если учетной политикой организации установлено, что расходы на приобретение земельных участков признается расходами отчетного ( налогового) периода равномерно в течение, например, 6 лет, а земельный участок приобретен в рассрочку на 8 лет, то, несмотря на положение учетной политики, расходы следует признавать в целях налогообложения прибыли в течение 8 лет.

Пунктом 5 ст. 264.1 НК РФ установлен порядок определения прибыли ( убытка) при реализации земельного участка:

— прибыль ( убыток) от реализации права на земельный участок определяется как разница между ценой реализации и не возмещенными налогоплательщику затратами, связанными с приобретением права на этот участок ( пп. 2 п. 5 ст. 264.1 НК РФ). При этом невозмещенными затратами считается разница между затратами налогоплательщика на приобретение права на земельный участок и суммой расходов, учтенных для целей налогообложения до момента реализации указанного права в порядке, установленном ст. 264.1 НК РФ;

— убыток от реализации права на земельный участок включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, установленного в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ, и фактического срока владения этим участком ( пп. 3 п. 5 ст. 264.1 НК РФ).

По разъяснениям Минфина России, содержащимся в письме от 31 октября 2007 г. N 03-03-06/1/752, списание убытка налогоплательщиками, которые самостоятельно определили срок признания расходов на приобретение права на земельный участок, может быть произведено равномерно в течение периодов, указанных в пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ, т.е. в течение 5 лет, либо срока, самостоятельно установленного налогоплательщиком для признания расходов на приобретение права на земельные участки, если такой срок превышает 5 лет.

Налогоплательщиками, которые самостоятельно не определяли срок признания расходов на приобретение права на земельные участки и признают такие расходы в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего налогового периода, списание убытка производится равномерно в течение фактического срока владения этим участком.

Списание убытка от реализации права на земельный участок производится в течение указанных выше периодов, начиная с отчетного ( налогового) периода, в котором получен этот убыток.

Автор статьи: В.В. Семенихин

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Адрес г. Москва, Малый Гнездниковский переулок, д. 12

Тел. 8 (495) 649-41-49 (многоканальный)

Тел. 8 (495) 763-90-66

Время работы: с 9.00 до 20.00 Пн. — Сб., Вс.. — выходной

«Portal-law.Ru» «Первый Московский Юридический Центр

Администрация не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

http://juristmoscow.ru/zemlya/7803/