Электрификация участка

Подшивка

Материалы

Новости

О газете

Редакция

Подписка

Лицензирование

Сертификация

Юридические

услуги

Партнеры

Ресурсы сети

Реклама на сайте

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ И ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

Электрификация и стратегия обновления устройств электроснабжения железнодорожного транспорта

На симпозиуме «Элтранс-2007», состоявшемся в октябре прошлого года в Санкт-Петербурге, выступил начальник департамента электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» Алексей Анатольевич Федотов. Публикуем газетную версию его доклада.

Нынешнее состояние энергетической отрасли индустрии нашей страны характеризуется прежде всего тенденцией роста спроса на электроэнергию. На протяжении последних 8–10 лет Россия демонстрирует устойчивую положительную динамику электропотребления, уровень которого в 2006 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на три процента и постепенно приближается к максимальному, зафиксированному в 1990-м.

Железнодорожный транспорт – один из основных потребителей электричества, при этом из 71 энергосистемы России – 63 обеспечивают тягу поездов. При выполнении в 2006 году на электротяге 84 процентов объема перевозок (плюс 4,3 процента к 2005 г.) против 79 в 2000-м доля железных дорог в общем объеме потребления электроэнергии в России увеличилась с 5,3 до 6,3 процента, а переработка электроэнергии устройствами компании за этот же период возросла с 52,8 млрд кВтч до 72,5 (плюс 6,9 процента к 2005 г.), или на 37 процентов. В 2006-м общее электропотребление дорогами поднялось на 4,1 процента по отношению к 2005 году.

Отсутствие реконструкции существующих электрических мощностей хозяйства в необходимых объемах постепенно приводит к тому, что система электроснабжения «РЖД» начинает работать без надлежащих резервов, потребных для обеспечения прогнозируемого роста объема перевозок грузов и пассажиров, по причине ограниченной нагрузочной способности устройств.

Эти негативные факторы – следствие особенностей электрификации магистралей в 1950-80 годах, когда устройства тягового электроснабжения были запроектированы и построены для пропуска поездов с расчетными весами до 4–4,5 тыс. тонн. В 90-е проектами был предусмотрен пропуск поездов весами уже 5-6 тыс. тонн, но с интервалами более 15 минут. По этим причинам система электроснабжения ряда участков железных дорог не может сегодня обеспечить решение задачи по пропуску поездов повышенного веса с минимальными интервалами.

Так, на направлении Кузбасс – Северо-Запад по существующим техническим характеристикам устройств электроснабжения действуют ограничения на пропуск поездов весом 6000 тонн с интервалом до 10 минут на участках протяженностью 899 километров (12,2 процента протяженности направления); на направлении Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел – на протяжении 839 километров (22,4 процента); на направлении Кузбасс – Дальний Восток – на протяжении 1935 километров (24,5 процента).

В 2006 году в результате мероприятий по усилению устройств электроснабжения лимитирующие зоны сокращены на участках общей протяженностью 1200 километров, в 2007 году планируется их сократить еще на 1090 километров.

Помимо нехватки резервов мощности системы электроснабжения компании, ограничения в потреблении электроэнергии и связанной с этим пропускной и провозной способности сети могут быть вызваны выводом в ремонт основных сетей электропередачи и оборудования подстанций. Иначе говоря, проблемы усугубляются ухудшением состояния основных фондов хозяйства.

Если износ основных фондов федеральной сетевой компании России в целом составляет 41 процент, то износ основных фондов хозяйства электроснабжения «РЖД» (с их более тяжелой спецификой работы) составлял по состоянию за 2003 год 54,8 процента. За время существования ОАО «РЖД» (после переоценки 2003 года) он составил 18,1 процента, в частности за 2006 год увеличился более чем на четыре процента.

В настоящее время электрифицированный полигон железных дорог – это 42,9 тыс. километров эксплуатационной длины (117 км развернутой длины), или 50,3 процента общей протяженности сети железных дорог России. На переменном токе – 24,43 тыс. километров (57 процентов полигона электрификации). Удельный вес грузооборота на электротяге с 2000-го по 2006 год возрос с 79 до 84 процентов.

Работу хозяйства электрификации и электроснабжения обеспечивают 165 дистанций (в их составе 996 районов контактной сети, 1402 тяговых подстанций и 442 района электроснабжения), которые обслуживают 117,8 тыс. километров развернутой длины контактной сети, 103,6 тыс. километров линий автоблокировки, а также снабжают нетяговых потребителей.

Энергетическая и эксплуатационная эффективность электрифицированных железнодорожных линий существенно выше в сравнении с тепловозной тягой. Совершенно очевидно, что в XXI веке в стране продолжится развитие сети электрифицированных стальных магистралей. Этот процесс может быть значительно интенсифицирован дефицитом органических жидких энергоносителей, который будет нарастать в перспективе.

Вновь строящиеся железнодорожные линии, протяженность которых к 2030 году достигнет примерно 22 тыс. километров, целесообразно сооружать как электрифицированные. Таким образом через два десятилетия протяженность электрифицированных линий может составить у нас 65 тыс. километров, а обеспечивать они станут 85–90 процентов перспективного общесетевого объема перевозок.

По техническому оснащению система электроснабжения будет обеспечивать оптимальный процесс энергообеспечения тяги с взаимосогласованием работы всех тяговых подстанций линий и находящегося на них электроподвижного состава.

На тяговых подстанциях найдут применение сухие трансформаторы или агрегаты с литой изоляцией (альтернатива – малогорючие и экологически чистые охлаждающие жидкости либо элегаз), автоматически регулируемые преобразователи с бездуговой коммутацией тяговых, рекуперативных и аварийных режимов. Оптимистичен прогноз создания мощных накопителей энергии, доступных для практической реализации на электрифицированных дорогах в целях наилучшего использования энергии рекуперации, сглаживания суточной неравномерности электропотребления от энергосистем.

Прогресс в области технических решений по контактной сети, особенно для скоростного движения, будет заключаться в существенном повышении натяжения проводов подвески за счет применения высокопрочных термо= и износостойких контактных проводов (легированных, бронзовых, биметаллических), в переходе на полимерные изоляторы и консоли, на облегченную и надежную соединительную арматуру.

Контактная сеть станет малообслуживаемой, менее капиталоемкой.

Электрификация дорог будет осуществляться, по крайней мере в первой четверти нынешнего столетия, преимущественно на переменном токе 25 кВ 50 Гц. Однако в отдаленной перспективе, по мере прогрессирующего развития силовой управляемой полупроводниковой техники, возможна постановка задачи применения для электрической тяги постоянного тока повышенного напряжения 24 кВ, для которого энергетическая эффективность в сопоставлении с тягой переменного тока может оказаться более высокой (по экономии энергии, КПД, электромагнитной совместимости). «Ядро» проблемы – создание электроподвижного состава на это напряжение.

Назову, что должно быть реализовано в соответствии с Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта до 2015 года.

Участок Сызрань – Сенная (протяженностью 172 километра) Куйбышевской и Приволжской дорог. Ввод предполагается в 2008 году.

Комплексная реконструкция с электрификацией участка Карымская – Забайкальск (365 километров) Забайкальской ж.д. По Генсхеме ввод предполагается до 2010 года.

Электрификация участка 9 км – Юровский – Анапа (87 километров) Северо-Кавказской ж.д. Ввод до 2010 года.

Электрификация участка Шарташ – Егоршино (79 километров) Свердловской ж.д. Ввод предполагается до 2010 года.

Электрификация участка Трубная-Аксарайская (365 километров) Приволжской ж.д. Ввод предполагается до 2010 года. Проводится работа по получению господдержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Электрификация участка Ртищево – Кочетовка (267,8 километра) Юго-Восточной ж.д. Ввод – до 2015 года.

Комплексная реконструкция с электрификацией участка Гатчина – Веймарн – Ивангород (112 километров) Октябрьской ж.д. Ввод предполагается до 2015 года. Департамент инвестиционной деятельности проводит подготовительную работу по получению господдержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Строительство участка выноса грузового движения с электрификацией Сосново – Каменногорск – Выборг (104 километра) Октябрьской ж.д. Ввод – до 2015 года. Проводится работа по получению господдержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Электрификация участка Юровский – Темрюк-Кавказ (111 километров) Северо-Кавказской ж.д. Ввод предполагается до 2015 года. Однако Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики не предусмотрено строительство ВЛ 220 кВ Крымская – Вышестеблиевская со строительством ПС 220 кВ Вышестеблиевская, что может не позволит выполнить электрификацию участка Юровский – Темрюк-Кавказ Северо-Кавказской железной дороги в период до 2015 года.

Электрификация участка Обозерская – Архангельск (133 километра) Северной ж.д. Ввод предполагается до 2015 года.

Кроме того, департаментом предложены к рассмотрению следующие проекты, реализация которых возможна:

– электрификация участка Оренбург – Кинель (протяженностью 378 километров) Южно-Уральской железной дороги. Имеется обоснование инвестиций ГипротрансТЭИ;

– электрификация участка Ожерелье – Елец (329 километров) Московской и Юго-Восточной дорог;

– электрификация участка Михайловский Рудник – Орел – Елец (320 километров) Московской и Юго-Восточной железных дорог. Имеется расчет экономической эффективности ГипротрансТЭИ.

ПЕРЕВОД С ПОСТОЯННОГО ТОКА НА ПЕРЕМЕННЫЙ

Чтобы поднять эффективность работы головной компании отрасли, с учетом сегодняшнего состояния сети, вновь введенных участков электрификации и ближайшей перспективы обновления участков, наличия необходимого локомотивного парка, организации движения тяжеловесных поездов, предлагается рассмотреть целесообразность перевода с постоянного на переменный ток участков Сызрань – Пенза Куйбышевской и Горячий Ключ – Веселое Северо-Кавказской железной дороги (оба они электрифицированы в 1945-1965 годах).

Сдерживающим фактором при переводе на переменный ток участка Горячий Ключ – Веселое из-за негабаритности окажутся Гойтхский и Навагинский туннели.

В связи с принятым решением о развитии скоростного пассажирского движения в направлении Центр – Юг необходимо также рассмотреть перевод на переменный ток участка Тула – Белгород.

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОВОЗНОЙ И ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ТРАНССИБА

Оно сопряжено со строительством новой линии Татарская – Называевская-Коновалово.

По информации ГипротрансТЭИ в настоящее время по территории Казахстана проходят участки, «подведомственные» ОАО «РЖД», протяженностью 816 километров. В свою очередь, участки «Казахстан-темир-жолы», проходящие по территории России, составляют 313 километров. На Среднесибирском направлении участки Карасук-Иртышское и Омск – Курган частично проходят по казахстанской территории (325 километров).

Одним из возможных вариантов прохождения по Транссибирской магистрали может быть направление Татарская – Называевская – Коновалово (на участке Петропавловск – Курган) и усиление существующего участка Татарская – Карасук со строительством вторых путей, электрификацией и строительством станции стыкования родов тока.

Протяженность двухпутного электрифицированного обхода составит примерно 585 километров, стоимость строительства по оценке ГипротрансТЭИ – более 140 000 млн рублей. На этом обходе, электрифицируемом на постоянном токе, потребуется соорудить три десятка тяговых подстанций.

Протяженность однопутного неэлектрифицированного участка Татарская – Карасук – 212 километров. Поскольку Среднесибирский ход электрифицирован на переменном токе, а главный ход – на постоянном, необходимо выбирать для электрификации род тока и строить станцию стыкования.

При электрификации участка на постоянном токе это примерно десять тяговых подстанций, при электрификации на переменном токе – вдвое меньше.

Общие расходы по хозяйству электрификации и электроснабжения при строительстве новой линии Татарская – Называевская – Коновалово и усилении участка Татарская – Карасук могут – в 62 000–59 000 млн рублей.

Направление Урбах – Верхний Баскунчак Приволжской магистрали, связывающее дороги Урала и Сибири с городами и портами Каспийского моря, на расстоянии 143 километра пересекает российско-казахстанскую границу четыре раза. В настоящее время на этом направлении обращается 15 пар пассажирских и 11 пар грузовых поездов. Протяженность однопутного неэлектрифицированного железнодорожного обхода Ахтуба – Палласовка – примерно 135 километров, стоимость строительства определена в размере около 20 000 млн рублей. Доля хозяйства электрификации и электроснабжения в сооружении линии автоблокировки, низковольтных сетей и других объектов энергетики может составить 1200–1500 млн рублей.

На 1 января 2007 года в эксплуатации находилось 50,9 тыс. километров развернутой длины контактной сети со сверхнормативным сроком службы. В 2007 году прирост полигона составит 2,7 тыс. километров, а будет реконструировано с учетом программ обновления и усиления транспортных коридоров чуть более 600 километров. В целом с 2000 по 2006 год по хозяйству обновлено 3,4 тысячи километров развернутой длины контактной сети, что составляет только 6,7 процента полигона со сроком службы более сорока лет, произведена полная или частичная реконструкция 30 тяговых подстанций (4 процента).

Темп и объемы «старения» устройств интенсивно нарастают по сравнению с существующими темпом и объемами их «обновления», особенно за последние шесть лет.

Причина – выход на нормативный срок эксплуатации участков электрификации, построенных в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О Генеральном плане электрификации железных дорог» от 3 февраля 1956 года. В то время темпы электрификации в границах РСФСР составляли: 1955 году – 1390 километров; 1956-м – 2216; 1960-м – 4950; 1965 году – 5096 километров (рекордное значение) развернутой длины электрифицированных линий.

В период с 1971–1991 год объемы перевода железных дорог на электрическую тягу снизились почти вдвое, но при этом прирост электрифицированных линий был в среднем на уровне двух тысяч километров в год. Таким образом, максимальный прирост протяженности электрифицированного полигона со сроком эксплуатации более нормативного приходится на 2000– 2010 годы.

По этой причине по сроку службы уже сейчас требуется полная реконструкция 50,9 тыс. километров развернутой длины контактной сети и 763 тяговых подстанций, построенных в 1960-е. А дальнейшие ежегодные объемы составят не менее 2000 километров (при средней стоимости на начало 2007 года реконструкции одного километра контактной сети более 8,67 млн рублей) и не менее 30 тяговых подстанции (при средней стоимости реконструкции одной подстанции 280 млн рублей).

До 2006 года почти 70 процентов всех инвестиций в хозяйство было направлено на новую электрификацию, что в свою очередь создавало «благоприятную» общую картину по износу основных фондов на дорогах и сети в целом за счет ввода новых мощностей и не отражало истинного положения дел на полигоне со сверхнормативным сроком службы, где выработали свой ресурс почти 420 тысяч опор контактной сети (на некоторых участках постоянного тока срок их эксплуатации в полтора раза превысил нормативный), 3066 единиц (65 процентов общего количества) понижающих и тяговых трансформаторов подстанций. Из 1554 единиц специального самоходного подвижного состава 348 (23 процента) эксплуатируются свыше нормативного срока, и такой парк ежегодно в среднем увеличивается на 70 машин.

Начисленная амортизация по хозяйству электрификации и электроснабжения за семь лет (2000-2006 годы) составила 61,9 млрд рублей, а на отраслевую программу обновления основных фондов за этот период выделено всего 23,1 млрд, или 37 процентов. За счет этих средств в 2000– 2006 годах полностью реконструировано всего 3344,5 километра контактной сети. Однако при сохранении таких объемов финансирования и реконструкции основных фондов протяженность полигона со сверхнормативным сроком эксплуатации устройств к началу 2011 года увеличится еще на 8,3 тыс. километров контактной сети и составит 59,2 тысячи, или половину протяженности электрифицированных линий. Следует отметить, что при сроке эксплуатации более сорока лет расходы на текущую эксплуатацию контактной сети выше в 1,7 раза по отношению к десятилетнему сроку, а на капитальный ремонт – выше в 3,9 раза (по тяговым подстанциям в 1,4 раза и в 6 раз соответственно).

Анализ показывает, что при сохранении существующих темпов реконструкции полигон электрифицированных железных дорог к 2030 году будет составлять 85 тыс. километров (73 процента). Для того чтобы стабилизировать положение, необходимо наращивать ежегодные темпы обновления: в период с 2008 по 2015 год с 600 до 1500 километров контактной сети (с увеличением финансирования до 20 000 млн рублей) и до 2030 года реконструировать по 2000 километров (с увеличением лимитов до 45 000 млн рублей). За счет этих средств планируется также осуществлять реконструкцию линий автоблокировки и продольного электроснабжения, не менее 15-20 тяговых подстанций ежегодно, внедрять современные машины и механизмы, средства диагностики. Департамент неоднократно обращался к руководству «РЖД» и обосновывал необходимость увеличения финансирования на 2008 год в размере 7,7 млрд рублей, на 2009-й – 17 млрд, на 2010-й – 18 млрд рублей.

Под такие средства разработана среднесрочная программа. Предусматриваемые ею мероприятия по реконструкции устройств электроснабжения позволят стабилизировать старение основных фондов; оптимизировать мощности систем тягового электроснабжения в соответствии с грузонапряженностью участка, весовыми нормами грузовых поездов и реализуемыми скоростями движения; существенно изменить технологический процесс обслуживания и ремонта, повысить ресурс основных элементов контактной сети и снизить повреждаемость устройств электроснабжения; увеличить межремонтные сроки устройств электроснабжения с одновременным снижением эксплуатационных расходов; снизить технологические потери в устройствах.

Для обновления контактной сети – нерезервируемой части системы тягового электроснабжения – разработан и применяется проект КС-160. Он принят как оптимальный вариант по показателю «соотношение цены и качества». Проектом предусматривается несколько типов конструкций консолей (в зависимости от специфических условий эксплуатации), применение блочно-полиспастных компенсаторов, стержневых керамических и полимерных изоляторов повышенной механической и электрической прочности. Для снижения износа контактных проводов на участках постоянного тока предусмотрена их замена на провода из легированной меди. Новые технические решения, заложенные с основу конструкции КС-160, обеспечивают устойчивую работу контактной сети и высокое качество токосъема, в частности, на участках с экстремальными климатическими и погодными условиями.

Анализ эксплуатационной работы показывает: на участках реконструкции контактной сети, выполненных по проекту КС-160, повреждений и отказов нет.

Для обеспечения высокого качества строительных и монтажных работ применяются технологии измерения геометрических параметров контактной сети с помощью лазерных и ультразвуковых приборов повышенной точности, установки заданных натяжений проводов (в том числе рессорных тросов) с помощью специальных монтажных приспособлений и устройств, позволяющих одновременно регулировать и измерять величину натяжения. Для оперативного контроля стрел провеса проводов контактной сети ведется разработка технологии автоматизированного измерения стрел провеса проводов с помощью диагностического комплекса вагона-лаборатории контактной сети (ВЛКС).

Перечислю некоторые современные технологии, которые внедряются на контактной сети российских железных дорог.

Горячее и термодиффузионное цинкование поддерживающих и фиксирующих стальных конструкций, обеспечивающее снижение эксплуатационных расходов (в два – два с половиной раза) за счет исключения необходимости выполнять значительный объем трудоемких сезонных работ по их покраске с периодичностью один раз в шесть лет.

Осваиваются металлоконструкции из облегченных и атмосферостойких сплавов для специфических условий (например, высокоскоростные контактные подвески), для участков с высокой степенью агрессивности атмосферы.

Оцинкованные жесткие поперечины балочного и рамного типа приходят на замену гибким поперечинам.

Дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного движения на наших стальных магистралях неизбежно потребует более широкого применения высокопрочных контактных проводов с повышенным натяжением, другими словами – замены существующих медных проводов. Кроме того, использование бронзы и низколегированной меди позволяет увеличить термическую стойкость контактных проводов, а также значительно увеличить их ресурс на грузонапряженных участках постоянного тока за счет большей (по сравнению с медными) износостойкости.

Ввиду высокой механической прочности бронзовые контактные провода в процессе монтажа должны монтироваться с предварительным натяжением, равным или близким к рабочему. Иначе не избежать искривлений. Для монтажа контактных проводов повышенной механической прочности по заказу Департамента электрификации и электроснабжения впервые в России в 2006 году был разработан и изготовлен с применением комплектующих французской фирмы «Жейсмар» комплекс машин и механизмов РНЖ-1 и ДНЖ-1. Эксплуатация механизированных комплексов на Октябрьской железной дороге показала, что технология раскатки проводов с предварительным натяжением позволяет обеспечить требуемые качественные показатели в части прямолинейности проводов, сократить время монтажа и, соответственно, стоимость работ, так как значительно уменьшается объем работ по регулировке контактной подвески. Эта технология активно применяется при реконструкции и обновлении контактной сети на Октябрьской магистрали.

Каждый год на железных дорогах нашей страны из-за износа и старения заменяется около 1500 километров контактных проводов и несущих тросов. Применение механизированных комплексов за счет снижения трудозатрат и расходов на механизмы позволяет снизить стоимость электромонтажных работ до 30 процентов и в целом стоимость реконструкции одного анкерного участка контактной сети на 18 процентов.

Реконструкция, обновление и модернизация тяговых подстанций проводится на основе принципов, заложенных в «Концепции обновления тяговых подстанций российских железных дорог», утвержденной Департаментом электрификации и электроснабжения 31 июля 2004 года. Один из этих принципов – применение комплексов укрупненных функциональных блоков полной заводской готовности. Путем агрегатирования соответствующих разновидностей блоков удается реализовать все требуемые типы подстанций, учитывая в то же время особенности конкретных требований в каждом отдельном случае.

Функционально-блочная технология применялась при строительстве тяговых подстанций на участках Тихвин – Кошта, Волховстрой – Свирь, при реконструкции магистрали Санкт-Петербург – Москва.

Экономическая эффективность этой технологии основана также и на применении нового комплектного электрооборудования (в том числе ведущих мировых производителей полупроводникового, вакуумного и элегазового коммутационного электрооборудования нового поколения на классы напряжений 10, 25, 35, 110 и 220 кВ, выключателей постоянного тока ВАБ-43, ВАБ-49, ВАБ-77, преобразователей с двенадцатипульсовой схемой выпрямления, в частности – управляемых, одноступенчатых тяговых трансформаторов, ограничителей перенапряжений).

В качестве оборудования распределительных устройств напряжением 110 кВ и выше наиболее перспективной является аппаратура с элегазовой изоляцией.

Современное конструктивное исполнение трансформаторов учитывает специфику работы их на тяговую сеть, характеризующуюся значительным количеством коротких замыканий (в том числе близких), обеспечивает механическую прочность обмоток, их стойкость к динамическим механическим воздействиям от токовых нагрузок. В производстве трансформаторов перспективно применение полимерных конструкционных материалов для фиксации и изоляции витков обмоток. Сухие трансформаторы обладают высокой перегрузочной способностью, имеют малые габариты и вес, пожаро- взрывобезопасное исполнение, пониженный уровень шума, увеличенный срок службы. Обслуживание их минимизировано. По заданию Департамента электрификации и электроснабжения ООО «НИИЭФА-Энерго» освоено производство трансформаторов в «сухом» исполнении мощностью 25–6300 кВА. В ближайшей перспективе – разработка и постановка на производство трансформаторов мощностью 12,5 и 16 мВА и в первую очередь – тяговых трансформаторов.

http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2008-04a04

Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

В закон внесены все дополнения и изменения, в т.ч. вступившие в силу согласно ФЗ-337 от 03.07.2016 г. Скачайте! Бесплатно!

Закон вступает в силу с 01.01.19 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу. Скачайте! Бесплатно!

Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Издание расширенное, дополненное. Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь

Организация правомочных выборов

Как получить регистрацию без суда

Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!

Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ О членских, целевых, вступительных и других взносах

Как правильно оформить земельный участок в собственность

работать в правовом поле

Права собственника земли

Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Заплати налог правильно. Льготы в СНТ

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Как прямо ехати –

Нет пути ни проезжему,

Ни прохожему, ни пролетному.

Направо ехати – женату быти,

Налево — богату быти.

Витязь на распутье,

1882 г. В.М. Васнецов

На предыдущей странице изложен порядок принятия решения по электрификации СНТ (Правильное принятие решения о проведении электрификации в СНТ). То есть то, с чего, собственно, надо начинать всем. На этой странице подробно разберём все способы создания своего электрохозяйства. Есть большая вероятность того, что многие СНТ с этой задачей уже справились, но у них есть проблемы, которые касаются управления собственностью, содержанием ЛЭП в надлежащем состоянии, оплаты потреблённой электроэнергии и др. Все проблемы сразу и не назовёшь. Многие из них, как ни странно, не решены от того, что садоводы неправильно или половинчато проводили электрификацию. И решение всей этой головной боли в нижеследующем материале.

К примеру, в нашем СНТ "Пищевик" до сих пор не утихли страсти, до сих пор орут, что ЛЭП принадлежит СНТ. А это далеко не так. И всё это несмотря на то, что впервые свет в товариществе появился в 1995 году. Если рассмотреть ближе, то проблемы сводятся к следующим основным вопросам, на которые у людей нет ответов или понимания:

Кто и как принимал решение?

На какие средства строилась ЛЭП?

Кому принадлежит ЛЭП сегодня?

Кто и в каком размере должен содержать ЛЭП?

Роль СНТ, как юридического лица, в энергообеспечении?

Правильные ответы на все эти вопросы даёт способ электрификации СНТ, который был выбран садоводами при условии, что он, этот способ, был планомерно и последовательно претворён в жизнь с опорой на закон. Но, если даже сегодня, не всё получилось так, как должно было быть изначально, то исправить ошибки никогда не поздно. Просто сделать это сейчас труднее.

Пути, способы организации садоводов на "святое" дело электрификации СНТ

Итак, путей электрификации четыре. По крайней мере другие пока неизвестны. У каждого есть свои достоинства и недостатки. И не каждый из путей подвластен правлению СНТ. Но разбор начнём именно с тех путей, на которые накладывают свою лапу правление и СНТ в целом. Однако обозначим все пути сразу:

    Пути электрификации СНТ

Разбираемся по порядку. Правлению товарищества следует трезво оценить возможности садоводов и выбрать один из двух первых вариантов электрификации. И, если вначале правление собирало общее собрание с одной целью: принять решение об электрификации СНТ, то теперь надо снова собрать людей и затвердить выбранный путь на общем собрании членов СНТ. Третий вариант отметаем, т.к. СНТ согласно условиям участвует только как управляющая компания аналогично ЖЭКам. В четвёртом варианте СНТ, как организация, по сути не участвует совсем.

Итак, Закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66–ФЗ от 15 апреля 1998 года устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, определяет порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов, регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Глава 2 названного Закона "Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства в статье 4 "Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений" определяет, что граждане в целях реализации своих прав на земельные участки могут создавать:

  • садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества;
  • садоводческие, огороднические, дачные потребительские кооперативы;
  • садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

В связи с тем, что рассматриваемый нами вопрос электрификации решается несколько иначе в этих похожих (речь идёт о способах создания коллективной собственности в таких объединениях), но всё-таки разных объединениях, то остановимся на наиболее известной форме — садоводческом некоммерческом товариществе.

Электрификация СНТ с помощью создания специального фонда

Пункт 2 этой же статьи 4 гласит, что "имущество общего пользования, приобретённое или созданное за счёт средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого . некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица" . Далее в статье указано, что "специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому . некоммерческому товариществу в соответствии со статьями 35, 36 и 38 Федерального закона № 66, прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам" .

Из Закона № 66 следует, что после принятия решения об электрификации СНТ на общем собрании, следующим самым верным шагом будет создание специального фонда, призванного, в том числе решить проблему и электрификации. Положительно в этом решении то, что фонд фактически создаётся на деньги всех членов товарищества и электрифицировано будет в результате всё общество сразу. Электросетевое хозяйство будет принадлежать СНТ, как юридическому лицу. Отрицательно здесь то, что сбор необходимых денежных средств может растянуться на годы. Особенно, если ближайшая линия ЭСО (электроснабжающая организация) находится далеко от СНТ. А это потребует серьёзных денежных вливаний от членов товарищества. Не каждый садовод сможет быстро внести в кассу необходимую сумму. А что самое нехорошее, так это то, что вытащить эти деньги из части садоводов не удастся. Можно, конечно обратиться в суд с иском к несдающим. И СНТ в лице правления выиграет суд на основании решения общего собрания о сборе взносов на электрификацию. Но это может растянуться на месяцы, особенно, если ответчик будет защищаться и искать причины, по которым можно признать общее собрание недействительным. А это реально при нашей "гражданской активности", в том числе и в СНТ. Кроме того, в этом варианте достаточно трудно определить долю каждого в электрификации. Фактически это невозможно сделать. А если быть ещё более объективным, то следует заметить, что деньги, сдаваемые садоводами в специальный фонд, переходят в собственность СНТ.

Важное замечание! Даже, если в СНТ до сегодняшнего дня нет специального фонда, то это не беда, а просто упущение правления. И тем не менее, и при таких условиях, все деньги, сдаваемые в виде членских и вступительных взносов после приёма их бухгалтером-кассиром, сразу же становятся собственностью СНТ, как юридического лица. Вы чётко должны знать, что управлять этими средствами Вы лично можете, участвуя в работе общих собраний товарищества, а вот потребовать вернуть сданные деньги или долю в созданной на эти средства собственности — нет.

Также в статье сказано, что ". Члены садоводческого . некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов" . Другими словами, если что, то СНТ, как юридическое лицо, будет отвечать перед истцом своим имуществом, т.е. и ЛЭП, в том числе. Чтобы этого не могло произойти, в принципе, рассмотрим второй вариант электрификации.

Электрификация СНТ с помощью внесения целевых взносов

Снова обращаемся к п. 2 статьи 4 главы 2 ФЗ-66 "В садоводческом, . некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретённое или созданное таким товариществом за счёт целевых взносов, является совместной собственностью его членов" . Отсюда логично вытекает очень важный вывод о том, что созданное на целевые взносы электросетевое хозяйство (ЛЭП) будет являться коллективной общей долевой собственностью лиц, принявших участие в его создании. Есть мнение, что ЛЭП в этом случае будет принадлежать всем членам СНТ, даже тем, кто не платил деньги (п. 2 ст. 4 ФЗ-66). Непонятно только, каким образом не плативший деньги за создание коллективной долевой собственности, будет доказывать своё право на владение и распоряжение данной собственностью. Да, собственно, почему он должен распоряжаться тем, что им не создавалось? Полагаю, что в последующем садовод, не сдавший целевой взнос на создание имущества общего пользования (ЛЭП в нашем случае), может его сдать и, таким образом получить законное право на его использование в полном объёме. А если провести параллель, то в действующем Законе в ст. 8 "Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке" четко прописан механизм условий и права пользования имуществом общего пользования. А именно, садовод "вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, . объединения за плату" . Это право садовод теряет, если перестаёт платить за содержание этого имущества (абзац 2 ст. 8). Последний 3-й абзац статьи устанавливает следующую норму: "Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого. объединения для граждан, ведущих садоводство. в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения" . Исходя из норм Закона, полагаю правильным, что до момента внесения целевого взноса садовод (член СНТ или индивидуал) претендовать на управление такой созданной другими садоводами собственностью не имеет права. Кроме того, на этот счёт есть чёткое определение в п. 1, 4 ст. 218 ГК "Основания приобретения права собственности"

Итак, после принятия решения общим собранием об электрификации, проработки стоимости проекта, садоводы приходят к выводу, что не все члены СНТ и желающие примкнуть садоводы-индивидуалы готовы заплатить указанную сумму. Однако часть садоводов всё же готовы отдать деньги. Так как сумма, естественно, будет больше, нежели в первом варианте электрификации (через специальный фонд), то по решению общего собрания эта новая рассчитанная сумма утверждается в качестве целевого взноса на электрификацию. Подчеркну то, что до принятия этого решения правлением или инициативной группой должны быть представлены на суд садоводов смета на весь проект со всеми наворотами, накрутками и непредвиденными расходами.

Пример: В нашем СНТ садоводы после организационных собраний, а их было несколько, было принято несколько раз решение об электрификации СНТ. Решения то принимались, но последующих действий из-за дороговизны проекта никто не предпринимал. Далее желающие заплатить за электрификацию собрались на своё общее собрание, где и были приняты соответствующие решения по смете, деньгам и т.п. По решению собрания была выбрана управляющая компания, т.е. правление СНТ. И именно СНТ, как юридическое лицо, действовало по всем вопросам электрификации, представляя интересы садоводов, вложивших в проект деньги. (Более подробно можно прочитать на стр. "Электрификация СНТ "Пищевик" 1992 — 2012 г.г.")

Важно: В Интернете, однако, существует 2 мнения на этот счёт. Одно мы с Вами сейчас разбираем. А второе отличается тем, что категорически отрицается право части садоводов провести электрификацию частичную или даже всего товарищества. А именно, утверждается, что решение об электрификации должно быть принято только общим собранием всех членов СНТ. И деньги должны платить все члены СНТ. Этот вариант можно увидеть на сайте: СНТ "Ветеран-3" — "Возрождение", страница "Электричество", также посмотрите в этом же разделе сайта "Подключение к электричеству (переписка)", где по сути сталкиваются оба мнения. Не обойдён вниманием и "Пищевик", т.к. мнения у авторов разные. Вы вправе думать и поступать так, как считаете правильным, как подсказывает опыт и Ваша конкретная ситуация. В сети сегодня однозначного ответа тоже не найдёте.

Однако в этой ситуации, прежде всего, надо исходить из того, что охрана и защита частной собственности (ЛЭП в нашем случае) подлежит защите Конституцией и законами РФ. И этот факт доказывается на страницах сайта последующим материалом, ознакомившись с которым, у Вас останется только одно мнение. Оно основывается на на том, что тот кто платит, тот заказывает и музыку. По другому быть не может, что и подтверждается нормами законодательства. Жаль только то, что автор упомянутого сайта до сих пор вводит в заблуждение людей, которые привыкли доверять тому, что написано в информационных источниках.

Разбираемся дальше. Сократим повестование, чтобы не повторяться. Правление СНТ в лице председателя решило все вопросы по строительству ЛЭП и вводу её в эксплуатацию с электроснабжающей организацией. Далее собственники линии, СНТ в лице правления, как управляющая компания, должны в соответствии с требованием ст. 219 ГК зарегистрировать права собственности в Управлении Роснедвижимости по Калининградской области (подробности вот здесь "Электрификация СНТ "Пищевик" 1992 — 2012 г.г.") Далее уже в процессе эксплуатации ЛЭП собственники сами решают вопросы её содержания, ремонта, подключения новых садоводов и другие вопросы через своё общее собрание.

Есть мнение, что такие собрания недействительны. При этом люди вполне адекватно заявляют то, что в других случаях, при нежелании правления СНТ организовать и провести общее собрание, его можно организовать и провести с помощью инициативной группы. Даже, если не будет кворума, такое собрание будет действительным до принятия решения судом о его недействительности. Подробно об этом на странице: "Правомочность и право для общего собрания"). В этой связи эти же товарищи заявляют, что собрание членов СНТ и садоводов-индивидуалов, проведённое под эгидой правления по вопросу о создании имущества общего пользования (строительстве ЛЭП) считается незаконным. Странно, однако! Ещё более странным, как мне кажется, является мнимая недействительность общего собрания людей, объединённых общей целью, не противоречащей ни ФЗ-66, ни мнению садоводов, которые не готовы в настоящий момент принять участие в создании объекта общего пользования, но смогут присоединиться к нему в будущем. Выход из правовой неопределённости есть. Ответ найдёте ниже.

Право на проведение общего собрания и создание общественного объединения для защиты своих интересов гарантируется ст. 30, 31 Конституции РФ.

Кроме того, в ст. 35 Конституции РФ сказано, что "Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами" .

А теперь обратимся к Гражданскому кодексу:

Статья 218: Основания приобретения права собственности

  1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
  2. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Статья 209: Содержание права собственности

  1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
  2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
  3. .
  4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечёт перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Исходя из норм законодательства, статьи 4 , а также ст. 3 ФЗ-66 (текст и комментарий см. ниже), не усматриваются нарушения чьих либо прав, и наоборот, права садоводов, вложивших деньги в создание ЛЭП, ущемляются, если их имуществом начинает распоряжаться общее собрание всего СНТ. Легко также предположить, что в случае управления ЛЭП всеми членами СНТ, даже теми, кто не сдал деньги и не собирается этого делать, можно заблокировать любое решение реальных собственников. И сделать это только в отместку за то, что они вот нашли средства, а другие — нет. Значит надо мочить богатеев. У нас в истории России это уже было не раз.

ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обратите внимание на очередность построения текста статьи: Конституция, Гражданский кодекс, Земельный кодекс. ФЗ-66. Именно в таком порядке следует рассматривать и действие норм этих законодательных актов по степени важности или главенства применения.

Продолжим. Никто не запрещает другим садоводам вложить в собственность деньги (заплатить целевой взнос) и электрифицировать свой участок позже. В этом случае собственники линии и управляющая компания (СНТ) должны устанавливать адекватную цену для таких садоводов, а не брать завышенные беспредельно цифры с потолка. И в этом случае стоимость доли каждого в создании линии электропередач и электрохозяйства постепенно будет снижаться. Чем больше пользователей, тем меньше целевой взнос.

И первым собственникам по решению собрания уже можно будет возвращать часть целевого взноса или засчитывать эту часть в счёт оплаты на содержание собственности (см. http://cnt-pischevik.ru/pologenie_ee.html).

Пример: Часть садоводов решили электрифицировать свои садовые участки. Стоимость всего проекта с учётом всех наворотов, материалов и работы, предположим, составила 100000 рублей для 10 садоводов. Итого: каждый вносит целевой взнос в создание ЛЭП в размере 10000 рублей. Через год к проекту присоединилось ещё 10 человек. Стоимость уже созданной линии без учета старения для каждого из 20 садоводов составит 5000 рублей. Однако первоначальный взнос был 10000 руб. Следовательно и первые 10 человек, и вторые должны в итоге заплатить за проект по 5000 руб. (в сумме — 100000 руб.) Первые участники переплатили по 5000 руб. Отсюда вторые 10 человек возвращают эти 5000 руб. каждому, из заплативших годом ранее 10000. Других денег эти вторые уже не сдают. Бухгалтер товарищества оформляет эти 5000 через целевые взносы путём возвращения денег или, что более правильно, путем перерасчёта платежей (членских взносов) на содержание объекта (ЛЭП) для первых 10 собственников. Т.е. первые 10 человек в течение года, а может быть 2-х не будут платить взносы на содержание ЛЭП, электрика и т.д. Итог: стоимость проекта, как была 100000 руб., так и осталась. Стоимость проекта для каждого, присоединившегося к проекту, составляет уже только половину от первоначальной: 10000 руб. и 5000 руб. соответственно. А главное — все довольны. В этом случае и содержание ЛЭП становится дешевле для каждого садовода в отдельности.

Полагаю, что рассмотренный порядок (общее собрание собственников) должен быть только в этом варианте электрификации садоводов, т.е., когда не все собственники земельных участков вложили свои деньги в создание коллективной собственности. Запрета на проведение таких собраний и принятие ими законных решений по распоряжению своей собственностью в нашем садоводческом законе, Гражданском Кодексе и Конституции РФ нет.

Изложенный порядок электрификации СНТ, как правило, именно так и применяется в практике. Из-за этого частенько возникают трения между садоводами и правлением, между подключёнными и неподключёнными к электричеству. Избежать этого можно и нужно. Продвинутые товарищества в этом случае создают временные некоммерческие партнерства. Такие партнёрства как раз и призваны разрешить все возникающие противоречия. Общее собрание членов СНТ может своим решением ввести в действие отдельный внутренний документ по временным некоммерческим партнёрствам, а может вставить нормы по созданию, правилам функционирования и порядка ликвидации таких партнёрств в другой внутренний документ отдельной главой, например, в Положение о порядке уплаты взносов и иных обязательных платежей и расходовании средств Товарищества. Ознакомиться с образцом нормативного документа о таком временном некоммерческом партнерстве можно на странице: Временные некоммерческие партнерства в СНТ.

Если Вы перескочили на другую страницу по указанным ссылкам, внимательно изучили все нормы о создании, функционировании и ликвидации временных некоммерческих партнёрств в рамках правового поля садоводческого товарищества, то обратили внимание на тот факт, согласно которому временные некоммерческие партнёрства имеют подчинённость или зависимость от СНТ. При условии, что такое временное партнёрство действует не в отрыве от СНТ, остаётся реальная возможность в соответствии с требованиями ФЗ-66 ст. 35 "Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений" вернуть потраченные садоводами на электрификацию деньги. И это очень сильный аргумент в пользу таких партнёрств.

Вывод: С юридической точки зрения частичная электрификация СНТ при создании временного некоммерческого партнерства возможна. Противоречий законодательству нет. Но из-за имеющейся зависимости от СНТ деятельность такого временного партнерства может быть затруднена движением "отрицания" со стороны неприсоединившихся садоводов. В этой связи очень важна роль правления и участников партнерства по разъяснению данного варианта электрификации и его очевидной пользы для всех.

Электрификация СНТ с помощью создания некоммерческого партнёрства

На первый взгляд может показаться, что в вопросе функционирования временных некоммерческих партнёрств всё ясно и понятно. Однако это не так:

Если в Вашем СНТ садоводы привыкли доверять правлению, если товарищество достаточно долго существует, и работа правления налажена сложившейся практикой, то принятие Положения о временных некоммерческих партнерствах общим собранием садоводов или включение его норм в другой внутренний документ будет делом обыденным и не вызовет у членов СНТ каких-либо подозрений на последующее ущемление чьих-либо прав. Т.е., часть садоводов, пожелав что-то создать, легко претворят в жизнь свои желания, тем более, что их плодами рано или поздно смогут в последующем воспользоваться все члены товарищества и за меньшие деньги. То же самое касается и электрификации СНТ.

Если же в Вашем СНТ никто никогда ничего не делал, если о существовании ФЗ-66 от 15.04.1998 г. садоводы ещё не слыхали, если до сих пор общее собрание выбирает бухгалтера, если правлением ещё не было издано ни одного приказа, если часть протоколов общих собраний, не говоря о других документах, постоянно теряется, то в таком СНТ в целях создания имущества (объекта) общего пользования садоводам необходимо и целесообразно создавать некоммерческие партнерства. Другого выхода просто нет. Ждать изменений в таком обществе можно годами, а жить хочется уже сегодня.

Опускаем вопрос о создании внутри СНТ другого СНТ с целью электрификации садовых участков, т.к. в этом случае при государственной регистрации придётся представить земельный план вновь образуемого товарищества. А так как земля занята старым СНТ, то государственный орган в этом случае может отказать в регистрации. Лучше обратимся к нормам ФЗ-7 от 12.01.96 г. "О некоммерческих организациях". Нормы данного Закона, а именно, ст. 8 "Некоммерческие партнёрства" позволяют садоводам, особенно не заморачиваясь, на совершенно законном основании не только создать такое партнёрство, но и с его помощью решить задачу, которую не может решить на данном временном этапе СНТ.

Вполне возможно задачу электрификации части СНТ решить и через создание потребительского кооператива. Но следует знать, что некоммерческое партнёрство — организация, созданная для строительства линии электропередач и электросетевых установок, с целью разделения финансовых потоков садоводов:

— желающих электрифицировать свои участки и садоводов;

— не желающих в настоящий момент участвовать в проекте.

Потребительский кооператив — организация, созданная не только для строительства ЛЭП, но последующем извлечении прибыли и распределении доходов между членами кооператива (ст. 116 Гражданского кодекса РФ). Согласитесь, что это требует совсем других подходов к электрификации, а, кроме того, пугает садоводов. Не совсем стыкуется и цель некоммерческого объединения, коим является СНТ, цель некоммерческого партнёрства с целями потребительского кооператива. Поэтому для СНТ целесообразнее создать некоммерческое партнерство.

При условии отказа большинства садоводов от полной электрификации товарищества из-за дороговизны проекта и других объективных и субъективных причин последовательность действий по созданию некоммерческого партнёрства будет следующая:

Последовательность создания некоммерческого партнерства в границах СНТ:

  • Инициативная группа прорабатывает вопрос о количестве садоводов, которые желают электрифицировать свои участки при условии, что большинство садоводов не против проведения в СНТ электричества и этот вопрос решался на общем собрании всех членов СНТ, и электрификация была отложена до лучших времён по различным причинам.
  • При достаточном количестве садоводов инициативная группа готовит общее собрание учредителей некоммерческого партнёрства. К такому собранию в обязательном порядке должен быть подготовлен проект устава. Основой такого устава вполне может быть устав Вашего СНТ переработанный под цели партнёрства (Устав СНТ "Пищевик"). Все основные моменты по управлению, правам, обязанностям, финансам, контролю и т. д. в нём должны быть прописаны. Вам остается только приспособить Ваш устав под цели и задачи электрификации. (Если нет желания переделывать свой СНТ-шный устав, то можно найти шаблон в Интернете, а чуть позже на страницах сайта появится устав, который будет приспособлен для целей газификации СНТ с помощью партёрства).
  • На первом общем собрании садоводы учреждают некоммерческое партнерство с образованием юридического лица, принимают устав организации, выбирают органы управления и контроля.
  • Председатель образованного некоммерческого партнерства регистрирует его в соответствии с нормами ФЗ № 129-фз от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
  • Далее, основываясь на решении общего собрания членов СНТ (где было решение — народ не против света), некоммерческое партнерство заключает договор безвозмездного срочного пользования земельного участка под цели строительства ЛЭП и установки другого электрооборудования. В договоре оговариваются сроки его действия (с продлением или до даты ликвидации СНТ, т.е. партнёрство существует, пока существует СНТ).
  • Основаниями для подписания такого договора являются:

    Ст. 24 Земельного кодекса, разрешающая передачу в безвозмездное срочное пользование земли, находящейся в собственности граждан (садоводов) или юридических лиц (СНТ).

    Ст. 689 Гражданского кодекса, по договору одна сторона (СНТ) передает вещь в безвозмездное пользование другой стороне (некоммерческое партнерство), а последняя обязуется вернуть вещь в том состоянии, в каком она её получила, в состоянии обусловленном договором.

    Ст. 21 ФЗ-66, разрешающая общему собранию членов СНТ принимать решение об использовании имущества общего пользования СНТ, развитию инфраструктуры.

    Ст. 19 ФЗ-66, обязывающая членов СНТ несогласных с решением общего собрания членов СНТ выполнять решения собраний.

    Ст. 78 Земельного кодекса, разрешающая использование земли, отведённой для СНТ, для строительства линий электропередач некоммерческими организациями (некоммерческим партнерством).

  • Орган управления некоммерческого партнёрства собирает взносы для строительства ЛЭП, прорабатывает и заключает договор с подрядной организацией, строит объект, вводит готовый объект в эксплуатацию. Далее управляет электросетевым хозяйством и деятельностью организации (постановление № 861 Правительства РФ).
  • После выполнения всех расчетов с подрядной организацией и вводом ЛЭП в эксплуатацию в установленном порядке председатель партнёрства регистрирует право собственности партнёрства на линию электропередач и всё электросетевое хозяйство.
  • Положительные стороны создания партнёрства:

    • полное соответствие некоммерческого партнёрства, как юридического лица, законодательству;
    • быстрое решение задач электрификации садовых участков для части садоводов в СНТ;
    • полная финансовая и юридическая независимость партнёрства от СНТ;
    • исключительное право на управление, распоряжение электросетевым хозяйством партнёрства, в том числе по приёму новых членов с целью электрификации их садовых участков;
    • прямое заключение договора на электроснабжение с электроснабжающей организацией.

    Отрицательные стороны создания партнёрства:

    • необходимость обязательной разработки устава некоммерческого партнёрства;
    • необходимость процедуры государственной регистрации юридического лица;
    • дополнительное содержание органов управления партнёрства, не исключающее другие денежные обязательства (взносы) садоводов по СНТ;
    • отсутствие возможности вернуть потраченные на электрификацию деньги за счёт государственной поддержки садоводов согласно нормам ФЗ-66.

    Вывод: Создание некоммерческого партнёрства — это наиболее правильный с юридической точки зрения путь для достижения садоводами задачи частичной электрификации СНТ и полной электрификации своих участков. Однако он сложнее и затратнее других вариантов электрификации. При этом следует помнить, что затраты благодаря правильности выбранного способа электрификации окупятся в любом случае в будущем.

    Электрификация СНТ собственниками земельных участков

    Этот вариант самый безопасный, самый удобный для садоводов. Но, одновременно он и самый дорогостоящий. К нему слудует обращаться тогда, когда СНТ (абсолютное большинство) не желает заниматься электрификацией общества из-за дороговизны проекта, или когда ЭСО (электросетевая организация) в своём официальном ответе на запрос технических условий для присоединения к электрическим сетям садоводов отвечает, что это возможно только после реализации инвестиционной программы. Как Вы понимаете ждать придётся долго.

    Пример: Наше СНТ "Пищевик" обратилось с письмом в ЭСО "Янтарьэнерго" (электросетевая организация) с просьбой выдать технические условия на увеличение мощности в точке присоединения от подстанции "Южная". Нам официально ответили в 2006 году, что увеличить мощность до проведения реконструкции подстанции технически невозможно. До зимы 2012 г. эта проблема не решилась.

    Осознав, что решения в ближайшем будущем и в условиях отсутствия конкуренции ЭСО "Янтарьэнерго" не будет, садоводы через СНТ в 2008 г. после предварительной проработки снова обратились в ЭСО с просьбой о технологическом присоединении через другую подстанцию. Был получен положительный ответ. Трудность реализации заключалась в том, что силовой кабель должен быть проложен под железной дорогой сообщением "Калининград — Москва". А это удорожало проект в 2 раза. Тем не менее садоводы пошли на это и заплатили целевые взносы. Сегодня (с мая 2010 г.) СНТ имеет две линии электропередач от двух точек присоединения. Линии охватили всё общество, но за это пришлось заплатить намного больше, чем предполагалось через 1 старую точку присоединения.

    Продолжим. Раз СНТ не желает заниматься электрификацией, то садовод (группа садоводов), минуя СНТ, напрямую обращаются в ЭСО с заявлением о технологическом присоединении к электрическим сетям в полном соответствии с Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, . и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, . а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".

    Далее необходимо выполнить одно условие, чтобы обезопасить себя от поползновений СНТ. Оно заключается в получении согласованного с СНТ разрешения на строительство своей собственной линии электропередач. Особенно такое разрешение (согласование) требуется, если линия будет проходить по земле общего пользования. На Вашем индивидуальном проекте после вынесения вердикта общим собранием членов СНТ председатель товарищества ставит свою подпись, заверяет печатью и обязательно ссылается на протокол собрания, где было принято такое решение. Не будет лишним иметь в документах к проекту на Вашу индивидуальную ЛЭП выписку из этого протокола общего собрания членов СНТ (не дай бог, потеряют протокол!)

    После выполнения всех обязательных условий и процедур, описанных в Постановлении Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. с Вашей стороны (группы желающих) ЭСО выполнит свои обязательства и подключит к своим сетям Вашу линию с заключением индивидуального абонентского договора (договоров). Как уже говорилось, этот вариант самый выгодный.

    • прямой договор на электроснабжение абонента с ЭСО;
    • тариф для городского населения без надбавок и наворотов, при условии, что Ваша ЛЭП передана на баланс ЭСО;

    Если Ваша собственная ЛЭП не на балансе ЭСО, то счётчик электроэнергии считает ещё и потери в Вашей линии, а платите Вы по тарифу указанному в Договоре энергоснабжения. Тариф не отличается от городского населения. Но, фактически приходится платить больше. Правда Вы этого не замечаете.

  • отсутствие какой-либо зависимости от СНТ, других садоводов;
  • гарантированное электроснабжение при условии своевременной оплаты потреблённой электроэнергии.
    • дороговизна индивидуального проекта;
    • обязанность содержать линию электропередач за свой счёт;

    Этот фактор играет большую роль, если Ваша линия имеет большую протяжённость, а граница балансового разграничения находится не на изоляторах Вашего дома, а в точке присоединения к ЛЭП ЭСО, и линия не передана на баланс ЭСО;

  • невозможность выполнения индивидуального проекта за свой счёт из-за чрезмерной дороговизны, если рядом с Вашим участком нет линий с низким напряжением, позволяющим подключаться без трансформатора.
  • Есть ещё один ньюанс, который Вы или Ваша группа должны обязательно учесть при разработке индивидуального проекта электрификации садовых участков числом от двух и более. Решив все вопросы по прокладке ЛЭП по земле общего пользования с СНТ, группа должна осознавать, что каждому из участников электрификации согласно законодательству электроснабжающая организация может выделить до 15 кВт мощности. Это может произойти при условии, что у каждого из садоводов имеется в наличии жилой дом. Для садового домика никто 15 кВт не выделит (выделяема. ЭСО электрическая мощность будет меньше 15 кВт). Далее группа использует общую на всех ЛЭП (т.е. столбы линии), и отдельную для каждого линию (провода) для своего дома (участка), которые будут висеть на общих столбах. В этом случае, имея общую (долевую) собственность на столбы, садовод сможет заключить индивидуальный публичный договор электроснабжения с ЭСО. А следовательно иметь индивидуальный прибор учёта потребления электроэнергии.

    Если вдруг группе желающих, к примеру 3 садоводам взбрендит в голову поставить 1 прибор учёта электроэнергии в точке присоединения, подвести к каждому из трех участков одну фазу, то группа неминуемо попадает впросак. Дело в том, что технические условия ЭСО организация выдаст на одного человека. Этого одного и присоединят к линии. С одной стороны этот один и есть владелец ЛЭП, и он же подписывает договор электроснабжения, отвечая за всё. А остальные два садовода остаются на птичьих правах. Они будут обязаны платить "хозяину" за потребляемую электроэнергию и выделять деньги на содержание линии. Что это значит в итоге? Рано или поздно назреет конфликт. Кроме того, это чётко квалифицируется, как нарушение федерального законодательства в области энергетики: физическое лицо не имеет права продавать электроэнергию кому бы то ни было.

    Также следует помнить, что владельцу линии больше 15 кВт мощности никто не даст. Давайте разделим эту мощность на 3. Получим 5 кВт. Это значит, что на своём электрощите Вы сможете поставить автомат защитного отключения мощностью 22 ампера (5кВт). Если учесть, что современная стиральная машина автомат требует силы тока, как минимум, 16А (3,52 кВт), то представьте себе свою жизнь в загородном доме, где постоянно надо следить за включаемыми электроприборами. Нельзя одновременно включить электрочайник и утюг, стиральную машинку и микроволновку. Не станем вспоминать про освещение, электронасос, насос отопления, холодильник и пр. Они ведь тоже потребители мощности. Не успели уследить — значит надо бежать к электрощиту и включать выбитый автомат, попутно отключая лишнюю мощность (подробнее о расчёте электрической мощности на странице: Организация электроснабжения садового (дачного) дома).

    Есть ли выход из данной ситуации? Конечно есть! Чтобы сделать всё правильно, группе садоводов необходимо организовать некоммерческое партнёрство с образованием юридического лица. Вот тогда никаких проблем не будет ни по выделяемой партнёрству электрической мощности, ни по техническим условиям, ни по оплате потребляемой электроэнергии, ни по содержанию ЛЭП. И, главное, всё законно. Но эти вопросы мы уже разобрали на данной странице выше.

    Вывод: Наиболее распространённым способом электрификации садовых некоммерческих товариществ является 2-й вариант, т.е. строительство частью садоводов на целевые взносы линии электропередач с передачей права управления созданной коллективной собственностью правлению СНТ. Именно этот вариант с созданием временного некоммерческого партнёрства имеет больше всего положительных сторон и наиболее приемлем для большинства садоводов в плане стоимости.

    В то же время этот вариант вызывает наиболее ожесточённые споры в вопросах, как реализации проекта, так и последующей эксплуатации ЛЭП из-за непонимания сути такой электрификации и управления собственностью.

    На следующей странице разбираемся с правом СНТ, некоммерческого партнёрства, физического лица на строительство ЛЭП своими силами: "Право на строительство ЛЭП в СНТ своими силами"

    Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.

    Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.

    Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

    Контакты Письмо другу

    Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, инфраструктура СНТ.

    г. Калининград, 2009-2017, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.

    http://cnt-pischevik.ru/cnt-energy/ways_energy.html

    Электрификация участка Красне-Тернополь-Подволочиск.

    Целью электрификации участка, которая началась в 1995г. было создание трансъевропейского коридора №3 — Красне-Тернополь-Подволочиск-Хмельницкий-Жмеринка.

    Электрификация участка шла в несколько этапов. Причем работа проводилась как со стороны Львовской дороги (от Красне), так и Юго-Западной (Хмельницкий). К 1995г. был сдан первый участок Красне-Золочив (26 км.), в 1997г. 25 декабря сдан участок Золочев-Тернополь (64 км.). Тернопольская дистанция электроснабжения непосредственно руководила и принимала участие в работах связанных с электрификацией (разбивка пути под опоры контактной сети, установка опор и фундаментов, монтаж и наладка контактной сети, строительство тяговой подстанции и т.п.Особенно хотелось бы отметить нелегкий труд людей, которые в любую погоду работали над поставленной задачей. На помощь Львовской дороге приехали электрификаторы со всех дорог Укразализницы. Было задействовано множество техники и оборудования.

    Памятная медаль по случаю электрификации участка.

    Но на электрификации Красне-Тернополь работы не остановились — необходимо было связать контактной сетью участок Тернополь-Хмельницкий. Для этого работы по монтажу и наладке были продолжены до августа 1998г., где в день Независимости Украины в Подволочиське был осуществлен торжественный пуск участка. Отличительной особенностью данной электрификации было следующее — впервые расстояние между смежными подстанциями достигло около 90 км., работы были выполнены в крайне сжатые сроки (около 3 месяцев до Тернополя), впервые на Львовской дороге использовалась система питания контактной сети с экранирующим и усиливающим проводом (ЭУП).

    Еще почитать про электрификацию:

    Фото-альбом электрификации участка Красне-Тернополь-Подволочиськ.

    http://www.railway.te.ua/elect_r.htm