Финская система образования

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).

Кроме самого обучения, бесплатны

– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность

– школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.

– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

С этим принципом тесно связаны два других:

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.

Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

1. Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».

изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

3. Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Первый раз в первый финский класс

Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:

«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.

Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

http://terve.su/zagadki-finskoy-shkoly-menshe-uchi

Финский Александровский университет в Хельсинки

Сегодня трудно поверить, что финской системе образования меньше 50 лет. Именно в шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия стала формироваться система высшего и профессионального образования Финляндии. За эти полвека Финляндия прошла большой путь – ныне в государстве функционирует 29 университетов, из которых 10 специализированных (3 политехнических университета, 3 высших экономических заведений и 4 художественных) и столько же многофакультетных.

Большинство вузов страны основано в послевоенный период. Исключение составляют: Королевская Академия в Турку (основана в 1640 году, когда Финляндия еще являлась составной частью Шведского королевства, с тех пор она поменяла свое местоположение – в 1828 г, после большого пожара – и теперь располагается в Хельсинки); Технологического университета и Школы экономики и управления (открыты в начале XX века); Академия Або и Академия Турку (1918 год).

Впрочем, образование в Финляндии, как и в любой другой стране, начинается вовсе не с институтов, академий или университетов, а с дошкольного образования. Как известно, среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное − платное. Садики делятся на три вида: муниципальные, частные и семейные, родители сами выбирают, в какой именно садик отдать ребенка. Оплата садика зависит от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная − 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет. А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках "Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся" (PISA). В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом "конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров. Чтобы понять причины такого успеха надо копнуть в самую глубь.

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания. В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Терийокская финская школа. 1931 г.

Вторая ступень образования в Финляндии – основная школа, где ребенок учится с 7 до 16 лет (не сильно отличается от ситуации в России, не находите?). А вот дальше начинаются отличия. Во-первых, в финских школах не сдают экзаменов. Даже выпускных. Во-вторых, дифференциация обучения, выделение одних предметов и их углубленное изучение в ущерб иным – не приветствуется. В-третьих, не существует "элитных" классов. Да и вообще, сектор частных школ в Финляндии незначителен. Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования – это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности. Политика выравнивания вплотную упирается в географическую проблему. Дело в том, что согласно этой образовательной парадигме плотность школ по территории страны должна быть одинакова. Что вызывает определенные трудности в слабозаселенных областях страны – например, на севере – в Лапландии. Вроде и население небольшое, а школ должно быть ничуть не меньше, чем в куда более густонаселенной центральной части страны.

Интересный факт: оказывается, что здания школ в Финляндии проектируются ведущими архитекторами страны, при этом учитывается и мнение самих учеников (старших классов) и их родителей, поэтому финские школы не похожи ни на казармы, ни на больницы. Как и в любой другой европейской школе, подход к занятиям носит индивидуальный характер, т.е. к каждому ребенку необходимо находить свой путь. В одном классе одновременно работают двое учителей – это снимает нагрузку с каждого из них и серьезно упрощает и ускоряет процесс принятия решений. После каждого урока школьники могут рассказать, что они смогли понять, а что нет. Причем, непонимание предмета не считается виной ребенка, а признается недоработкой учителя по проектированию системы подачи знаний.

В Финляндии существует традиция, согласно которой детей отдают в ближайшую школу. Раньше вообще было запрещено родителям самостоятельно выбирать школу для своего ребенка, и только в последние годы этот запрет был снят. Тем не менее, большинство родителей не утруждает себя лишними поисками, предпочитая отправлять детей в ближайшую к месту жительства школу.

И только на третьей ступени образования финны имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся). Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся: им оплачивают питание, учебники и проезд до дома. Собственно гимназии и профессиональные училища – суть старшая школа.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, — общенациональный экзамен. Его значение трудно оценить, ибо для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе. Причем организация вступительных экзаменов целиком и полностью ложится на вузы. На этом этапе становится понятно различие между гимназиями и профессиональными училищами. Выпускники первых, как правило, поступают в университеты, выпускники вторых – в институты. Это не значит, что выпускники профучилищ не могут поступать в университеты – формальных ограничений тому нет – просто такова статистика. К слову о статистике, лишь не более трети выпускников школ продолжает свое образование в высших учебных заведениях.

Финские студенты на практике.

Высшее образование в Финляндии имеет свои особенности. Начать с того, что в отличие от России, здесь нет как такового частного сектора. Немногочисленные коммерческие вузы страны находятся под полным контролем министерства образования Финляндии и получают государственные субсидии. Среднее образование в Финляндии отсутствует. Это существенно облегчает Финляндии процесс перехода на Болонскую модель унификации статусов высших учебных заведений. Впрочем, раньше здесь существовали средние специальные учебные заведения, но теперь статус большинства из них (если не всех) приравнен к высшим учебным заведениям.

Вообще, система высшего образования в Финляндии весьма своеобразна. Как мы уже отмечали, в Финляндии функционирует 29 университетов. Помимо них существует Высшая школа обороны, хоть и функционирующая за рамками Министерства образования, но имеющая университетский статус. Политехнические институты Финляндии имеют, как и их собратья из Германии и Франции, практическую наклонность. Образовательный процесс в них включает профессионально-трудовую практику.

Не надо путать университеты и профессиональные вузы. Первые ведут фундаментальные научные исследования, в праве присваивать степень бакалавра, магистра. Здесь же можно защитить докторскую диссертацию, а перед ней и получить звание лиценциата – промежуточное научное звание между магистром и доктором (ни в одной другой стране мира оно неизвестно, в первом приближении его можно считать аналогом российского кандидата в доктора наук). Профессиональные вузы (их часто называют политехниками или политехами) всего этого не предоставляют. За исключением того, что в последнее время политехники стали выдавать и степени магистров, чего раньше не было. Но еще раньше – в 2002 году – им разрешили вести последипломную подготовку специалистов. Единственное, что объединяет и профессиональные вузы Финляндии, и университеты – это их равномерное расположение по территории всей страны.

В настоящее время, наибольшей популярностью среди финских студентов политехников обладают следующие направления образования: технология и транспорт, управление и бизнес, здравоохранение. Высшее образование в сфере туризма, культуры также привлекательно для молодых людей. Образование в политехниках длится 3,5-4 года.

Высшее образование в Финляндии ведется в основном на шведском и финском языках, но уже сейчас существует программа образования на английском языке – преимущественно для иностранных студентов. Понятно, что если Вы планируете получать высшее образование в Финляндии на английском языке, Вам потребуется владеть им в совершенстве – иначе к обучению Вас просто не допустят. Чтобы подтвердить свои навыки владения английским языком требуется сдать один из двух возможных тестов: IELTS (International English Language Testing System) или TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Что примечательно, второй чаще применяется при поступлении иностранного студента в учебные заведения США или Канады, в то время как первый – это стандартный тест для любого студента, чьим родным языком английский не является.

Образование в Финляндии, в том числе и высшее – бесплатно (в том числе и для иностранных студентов). В целом участие государства в финансировании системы высшего образования в Финляндии оценивается в 72%. Впрочем, студенту высшего учебного заведения все же требуется некая сумма наличными. Во-первых, на проживание и питание – хватит 600-900 евро в месяц. А, во-вторых, на обязательное членство в студенческих союзах, в размере 45-90 евро. Впрочем, это правило распространяется далеко не на все направления подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров. Например, направление MBA в Хельсинкской школе экономики платное – всего каких-то 18 тысяч евро…

Для того, чтобы поступить в вуз Финляндии иностранцу ему необходимо не только успешно сдать вступительные экзамены, но и подтвердить свое финансовое положение, успешно пройти экзамены на знание одного из допустимых языков – финского или шведского (английского при поступлении на международные программы). Так же от иностранцев требуется законченное среднее образование. Некоторые финские вузы вводят квоты на прием иностранных студентов.

Надо понимать, что высшее образование в Финляндии, проводимое по международным программам, может быть уже, чем аналогичное образование, но проводимое на финском языке. Например, уже упомянутая нами Хельсинкская школа экономики (Helsinki School of Economics) честно признается, что набор предметов по специальности международный бизнес, преподаваемой на английском, меньше, чем предметов в аналогичной программе, но преподаваемой на финском.

В общей сложности, в Финляндии ежегодно обучается порядка 6-7 тысяч международных студентов (против 250-300 тысяч своих). Наибольшей популярностью, как среди иностранных, так и среди местных студентов пользуются университеты – они принимают от 60 до 70% студентов. Соответственно, в политехниках обучаются 30-40% студентов. Причем, иностранные студенты чаще выбирают университеты, чем это делают финны.

Не сложно увидеть, сколь сложна и проработана система образования в Финляндии. Удивительно, что эта северная страна берет на себя опеку над иностранными студентами – ведь и для них высшее образование в Финляндии остается бесплатным.

Финляндия: мини-справка

Финляндия

Университет Хельсинки

Общие географические данные о Финляндии

Мистическое путешествие: о чем расскажут призраки Финляндии

Круизы по озёрам Финляндии

РАССЫЛКА ОТ EFINLAND

2009-2017 Mevian Oy. Регистрационный №: 2741708-4. Юр.адрес: Liesharjunkatu 6 B 20, 53850 Lappeenranta.

http://e-finland.ru/travel/general/sistema-obrazovaniya-finlyandii.html

  • NORDIC CLUB
  • СКАНДИНАВСКАЯ БИБЛИОТЕКА
  • NORDIC BLOG
  • События
  • Финляндия
  • Праздники
  • Фестивали и концерты
  • Мероприятия в России
  • Швеция
    • Праздники
    • Фестивали и концерты
    • Мероприятия в России
    • Дания
      • Праздники
      • Фестивали и концерты
      • Мероприятия в России
      • Норвегия
        • Праздники
        • Фестивали и концерты
        • Мероприятия в России
        • Исландия
          • Праздники
          • Фестивали и концерты
          • Мероприятия в России
          • Туризм
            • Финляндия
              • Как добраться
              • Документы и визы
              • Регионы и города
              • Размещение
              • Активный отдых
              • Швеция
                • Как добраться
                • Документы и визы
                • Регионы и города
                • Размещение
                • Активный отдых
                • Дания
                  • Как добраться
                  • Документы и визы
                  • Регионы и города
                  • Размещение
                  • Активный отдых
                  • Норвегия
                    • Как добраться
                    • Документы и визы
                    • Регионы и города
                    • Размещение
                    • Активный отдых
                    • Исландия
                      • Как добраться
                      • Документы и визы
                      • Регионы и города
                      • Размещение
                      • Активный отдых
                      • Образование
                        • Финляндия
                          • Система образования
                          • Учебные заведения
                          • Как поступить
                          • Стипендии и гранты
                          • Финский язык
                          • Швеция
                            • Система образования
                            • Учебные заведения
                            • Как поступить
                            • Стипендии и гранты
                            • Шведский язык
                            • Дания
                              • Система образования
                              • Учебные заведения
                              • Как поступить
                              • Стипендии и гранты
                              • Датский язык
                              • Норвегия
                                • Система образования
                                • Учебные заведения
                                • Как поступить
                                • Стипендии и гранты
                                • Норвежский язык
                                • Исландия
                                  • Система образования
                                  • Учебные заведения
                                  • Как поступить
                                  • Стипендии и гранты
                                  • Исландский язык
                                  • Культура
                                    • Финляндия
                                      • Литература
                                      • Кино
                                      • Музыка
                                      • Искусство и дизайн
                                      • Традиции и кухня
                                      • Швеция
                                        • Литература
                                        • Кино
                                        • Музыка
                                        • Искусство и дизайн
                                        • Традиции и кухня
                                        • Дания
                                          • Литература
                                          • Кино
                                          • Музыка
                                          • Искусство и дизайн
                                          • Традиции и кухня
                                          • Норвегия
                                            • Литература
                                            • Кино
                                            • Музыка
                                            • Искусство и дизайн
                                            • Традиции и кухня
                                            • Исландия
                                              • Литература
                                              • Кино
                                              • Музыка
                                              • Искусство и дизайн
                                              • Традиции и кухня
                                              • Контакты
                                              • Наши партнеры

                                                Визовый центр

                                                Образование очень ценится в Финляндии, а его высокие стандарты являются краеугольным камнем финской национальной стратегии, основывающейся на стремлении развивать в стране информационное общество.

                                                Поскольку сеть финских институтов и университетов охватывает всю страну, студенты могут выбирать множество вариантов для своего проживания во время учебы: это может быть шумящий студенческий городок в городской зоне или же тихий и спокойный кампус, расположенный в парковой зоне. Благодаря надежной системе социальных гарантий, качество услуг, предоставляемых университетами и их подразделениями, уровень преподавания и исследовательской деятельности одинаково высоки независимо от места расположения учебного заведения.Обучение в Финляндии предоставляет также возможность погрузиться в культуру Финляндии и её языковую среду, сформированную двумя государственными языками: финским и шведским – каждый из которых по-своему необычен.

                                                Университеты (Universities) и Институты (Polytechnics)

                                                В Финляндии насчитывается 20 университетов (university) и 26 институтов (polytechnic), сеть которых охватывает всю территорию страны. Все вузы поддерживают активные международные связи и предлагают хорошие условия для иностранных студентов.

                                                Среди университетов (university) Финляндии 10 многофакультетных и 10 специализированных высших учебных заведений, в том числе три политехнических университета, три высших экономических учебных заведения и четыре художественных высших учебных заведения. В финских университетах двухуровневая система обучения – бакалавриат и магистратура. Обучение на степень бакалавра длится три года, по его окончании можно продолжить обучение ещё два года, получив магистерскую степень. Степень магистра даёт выпускнику возможность продолжить научную деятельность в университете для получения в дальнейшем докторской степени.

                                                Институты (polytechnic; многие из институтов имеют и английское название university of applied sciences) тесно связаны с трудовой жизнью и основывают свою деятельность на предъявляемых к ней высоких профессиональных требованиях. В институтах преподаётся широкий спектр специальностей: от ресторанного и гостиничного бизнеса до фармацевтики и медицины. Срок обучения варьируется от трех с половиной до четырех лет. Большая часть образовательных программ предполагает обучение до степени бакалавра, однако есть возможность получить и магистерскую степень, но необходимо учитывать, что в этом случае нужно будет получить профессиональных опыт, не менее трех лет.

                                                Для многих высших учебных заведений Финляндии характерна специализация, связанная с условиями данного региона страны. Разные регионы Финляндии могут сильно отличаться друг от друга, в частности, природными условиями, местной промышленностью, а на приграничных территориях и характерными чертами соседних стран.

                                                Главный пункт стратегии финских прикладных университетов – тесная связь теоретической подготовки и практики, что является их главным отличием от классических университетов. По этой причине происходит тесная интеграция бизнеса и технологических университетов., практически любой такой ВУЗ располагает собственным технопарком, в составе которого работают предприятия и коммерческие организации, в чьих рамках студенты совершенствуют на практике свои знания.

                                                Все желающие могут посещать летние курсы по своей специальности.В настоящее время Финляндия планирует продолжить совершенствование своей образовательной системы.

                                                http://www.nordiccenter.ru/ru/education/finland/system.html