Финская школа

Дошкольные образовательные учреждения

Дети, которым исполнилось 6 лет, могут бесплатно посещать специальные группы, в которых их готовят к поступлению в первый класс общеобразовательной школы. Подготовительные группы формируются при школах и детсадах, чтобы подвести детей к школьной жизни. На занятиях не изучают отдельные дисциплины, разнообразные темы рассматривают в процессе игры и на практических занятиях. Также у детей развивают моторные навыки и учат самовыражению посредством искусства.

Дети, которые постоянно проживают в стране, обязаны в возрасте 7 лет пойти в среднюю школу и проучиться там 9 лет. Школа должна находиться в той же местности, где проживает ученик. Дети иностранцев, которые проживают в стране постоянно, обязательно должны ходить в школу, чтобы получить неполное среднее образование.

Финские школы дают очень высокий уровень неполного среднего образования.

Получив неполное среднее образование, ученики могут поступить в лицей или профессиональное училище. В лицеях дается общее среднее образование, которое понадобится при дальнейшем обучении. Для каждого ученика лицея разработана индивидуальная программа обучения независимо от класса, в котором он учится. Принцип обучения основан на прохождении отдельных образовательных курсов. Через 2-4 года обучения в лицее сдается экзамен на получение аттестата зрелости. В лицее могут обучаться взрослые, здесь организовано дистанционное обучение.

К средним профессиональным учебным заведениям относятся Социально-медицинское училище Хельсинки, Колледж сферы обслуживания Хельсинки и Техникум Хельсинки. Также существуют частные и средние профессиональные учебные заведения, средства на которые выделяются различными фондами. Ученический договор также дает право на начальное профессиональное образование.

В высших учебных заведениях Хельсинки предлагается большое количество программ на финском, шведском и английском языках. В каждом из них есть студенты-иностранцы. За обучение платить не нужно, но за медицинское обслуживание взымается небольшая плата. Все расходы на проживание и текущие расходы оплачивают сами студенты. Вероятно, в этом году начнут проводить эксперимент по сбору платы за обучение с иностранных студентов, длящийся пять лет.

Новости Финляндии

26 Марта 2012 г.

22 Марта 2012 г.

21 Марта 2012 г.

18 Марта 2012 г.

17 Марта 2012 г.

Findigest.ru — отдых и жизнь в Финляндии

Проект Findegest.ru — перепечатка материалов возможна с размещением активной, открытой к индексации поисковыми системами, гиперссылки на проект Findigest, коды ссылок и баннеров.

Присылайте свои материалы, предложения и замечания.

http://fin-digest.ru/info/life/education/helsinki.html

Финская школа

По оценкам Международной программы контроля за образованием PISA (Programme For Student Assessment), а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Финляндия занимает лидирующее место по уровню школьного образования.

Бесплатно всё

В финских школах бесплатны:

  • собственно обучение;
  • учебники и канцтовары;
  • питание (обед и два перекуса);
  • медицинское обслуживание;
  • транспорт (если требуется).

Ступени обучения

В каждой финской школе на специальной ставке есть педагог, который помогает ученикам определиться с будущим. Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика.

Выпускники основной школы распределяются между гимназиями и проффесиональными училищами примерно поровну. Около 30% выпускников профессиональных училищ продолжают свое образование в институтах (политехниках); большинство выпускников гимназий продолжают обучение в университетах.

Оценки и экзамены

Дневников у финских учеников нет. Один раз в месяц куратор (примерный аналог нашего классного руководителя) присылает родителям ученика листок с оценками.

По окончании основной школы (9 классов) экзамены не сдаются. Поступление в гимназии и профессиональные училища осуществляется на основе среднего балла свидетельства об окончании основной школы. Ученик, которого не берут в гимназию из-за низкого среднего балла, запросто может остаться в 9 классе на второй год.

По окончании обучения в гимназии (10-12 классы) нужно сдавать первый и единственный общенациональный "студенческий" экзамен (аналог нашего ЕГЭ): по родному языку, по второму государственному языку — шведскому, по иностранному языку (чаще английскому), по математике или естественным наукам. На этот экзамен можно приносить с собой любые справочники и словари. Списывать у соседа по парте запрещено, нарушителя могут удалить с экзамена и оставить на второй год.

Студенческие экзамены письменные, платные, проводятся 2 раза в год (весной и осенью). Абитуриент может сдать экзамены в течение одной экзаменационной сессии или в течение трёх сессий. Студенческий экзамен не считается в Финляндии сложным. Практически все выпускники гимназий его успешно проходят; это дает им право сдавать вступительные экзамены в вуз.

Вступительные экзамены каждый вуз организует самостоятельно, он может учитывать или не учитывать результаты студенческого экзамена и/или гимназические оценки.

Дифференциация

Основная ступень финской школы (1-9 класс) отказалась от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется.

Качество обучения во всех общеобразовательных школах выровнено. Ребенок получает образование одинакового качества независимо от того, живет ли в глухой деревне, или в университетском городке. Разница между самыми слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

Финны не применяют селекцию детей в девятилетней школе. Выделение “элитных” классов из общего потока запрещено. Дети с дефицитом природных возможностей занимаются вместе со сверстниками, в общем коллективе. Учителя не вправе исключить или направить подопечного в другую школу. – Таким образом, вместо того, чтобы выдвинуть на первый план персональную работу и соревнование обучающихся, в Финляндии фокусируются на способности школ предоставить одинаково хорошее образование различным ученикам.

Подготовка и зарплата учителей

Пединституты в Финляндии отсутствуют, вся подготовка учителей проводится в университетах, причем бакалавров в школу не берут – исключительно магистров. На педагогические отделения финских университетов самый большой конкурс в стране (15 и больше человек на место).

Профессия учителя в Суоми является гарантией нормального заработка. По последним данным, зарплата, например, учителя финского языка при нагрузке 20-25 часов в неделю составляет около 3600 евро. У преподавателей-предметников старших классов з/п выше на 500 евро.

Для сравнения: среднюю зарплату в 3000 евро в месяц получают нотариус, сотрудник техподдержки, шеф-повар, электрик. Средняя зарплата архитектора или инженера составляет около 4000 евро. Стоматолог может получать 5000-6000 евро на муниципальном уровне. Средняя зарплата руководителя в государственном секторе составляет 7381 евро. Глава города получает в среднем 8829 евро.

Режим работы учителей

Учебный год в Финляндии состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, по субботам и воскресеньям школы не работают.

Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.

Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы.

Учителям в Финляндии живется хорошоо

Они освободждены от составления отчетов, институт школьных инспекторов упразднен, аттестация учителей отсутствует. Учителя на основе государственных стандартов самостоятельно подбирают учебники, составляют тесты и методику преподавания. Педагогический рай! – Но чтобы попасть в него, придется попотеть.

Первая стадия отбора – вступительные экзамены в университет (конкурс 15 человек на место). Он включает собеседование, во время которого преподаватель из университета, школьный учитель и муниципальный чиновник, отвечающий за образование, выясняют, для чего абитуриент выбрал этот факультет, что он знает о будущей профессии. Второе собеседование проходит с бакалаврами, которые решили продолжать учебу для получения степени магистра (конкурс 4-5 человек на одно место). Ну и, наконец, беседа с работодателем той школы, где новоиспеченный учитель хотел бы работать – всего процентов 30 выпускников проходят удачно этот отбор и трудоустраиваются с первого захода.

Но даже им постоянная работа учителем еще не гарантирована. Сначала надо пройти полугодовой испытательный срок. После это работа почасовиком. Бывают случаи, когда на постоянную работу учитель трудоустраивается лет через десять – до этого он, по нашим меркам, работает по совместительству, в конце учебного года увольняется, летом не работает (з/п не получает).

Отстающие и репетиторство

В основной школе (1-9 класс) имеются спецучителя для работы с отстающими детьми и детьми с неадекватным поведением. Такая необходимость вызвана тем, что каждый четвертый финский ученик не успевает усваивать программу. И шалунов хватает. С ними спецучителя работают индивидуально или в составе группы по 5-7 человек по 2-3 часа в неделю.

В гимназии такие поблажки отсутствуют, уровень образования высокий. Предполагается получение знаний на всём протяжении обучения, а не за месяц до вступительных экзаменов, интенсивно и за деньги – поэтому институт репетиторства отсутствует. Для поступления в вуз обычно достаточно знаний, полученных в гимназии. Плюс имеется достаточное количество подготовительных курсов для желающих позаниматься дополнительно – но это дорого (30-40 евро в час).

Подход к обучению

Подход к обучению в Финляндии иной, чем в странах бывшего СССР. Самое потрясающее впечатление: "Учащийся обязан сам всё выучить". Ученики делают очень много самостоятельной работы, преподаватель в школе не стоит у доски и не рассказывает материал 70% времени урока. Задачей ученика ставится активность и самостоятельность (принцип «брать знания»), а не пассивное слушание учителя. Финские учителя стимулируют поиск информации в интернете и в библиотеках.

В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

Очень важный принцип – "Больше полезных знаний!". Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.

Отчет агента 006

1. Дети финнов не идут в школу, пока им не исполнится семь лет.

3. 30% учеников пользуются дополнительной помощью в первые девять лет обучения. При этом все дети, умнее или глупее, продолжают учиться в одном классе. Разница между самыми сильными и самыми отстающими школьниками – минимальная в мире.

Финальное брюзжание

"Задания, использующиеся в исследовании PISA для оценки понимания школьниками общенаучных текстов, исключительно близки тем, которые используются в финских школах для развития аналитического мышления. В главных своих чертах при подготовке тестов PISA за основу была взята финская модель". – Может быть, именно поэтому финские школьники показывают в ПИСЕ такие хорошие результаты? А если им дать наше ЕГЭ, то они спекутся?

А ещё финское министерство образования напоминает молодых родителей, жутко гордящихся тем, что благодаря их "развивающим занятиям" ребенок начал говорить в год (а у соседей в три еще не разговаривает). Мы, опытные родители, говорим на это: "Да не волнуйтесь вы так, в 8 лет оба будут трещать совершенно одинаково". – Аналогично: финские школьники регулярно показывают самый высокий уровень знаний во всем мире. – И что? Успехи финского образования как-то отражаются на финской экономике и финской науке?

http://bio-faq.ru/teach/teach022.html

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).

Кроме самого обучения, бесплатны

– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность

– школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.

– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

С этим принципом тесно связаны два других:

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.

Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

1. Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».

изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

3. Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Первый раз в первый финский класс

Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:

«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.

Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

http://terve.su/zagadki-finskoy-shkoly-menshe-uchi